24 августа поступило предписание из Святейшего Синода «с крайнейшей поспешностью» приступить к уборке в сундуки драгоценных церковных и ризничных и редко употребляемых вещей . Однако из-за сопротивления наместника иеромонаха Иосифа данному распоряжению только 27 августа удалось приступить к сбору вещей. Были взяты богослужебные Евангелия, драгоценная утварь и облачения, серебряные лампады, паникадило, подсвечники и все, что можно было взять из золотых, серебряных и жемчужных вещей. «Образа со всем украшением оставлены из опасения, как уверяет отец архимандрит Иоанн, чтобы народ не встревожить» (см. публикацию, л. 1). Возможно, настоятель распорядился не снимать драгоценные ризы с икон и не убирать сами иконы, памятуя о зверском убийстве во время Чумного бунта 1771 г. около стен Донского монастыря архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского), который приказал снять Боголюбскую икону у Варварских ворот. Действительно, в то время из жителей Москвы составлялись добровольные ночные дозоры для удостоверения в том, что чтимые Москвой святые иконы не Таким образом, и чудотворная храмовая Донская икона Божией Матери в драгоценной ризе осталась в монастыре. Для вывоза церковного имущества с архиерейского подворья в Донской монастырь было прислано 5 троек лошадей, монастырских же лошадей настоятель приказал оставить, чтобы в случае крайней опасности вывезти на них оставшееся ризничное имущество. Архимандрит Иоанн вместе с другими настоятелями монастырей выехал 31 августа вечером на 5 повозках в Кремль, и, соединившись с ризницами прочих монастырей, отправился в Вологду, в Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Практически все штатные служители Донского монастыря остались при своих семействах. Руководство обозом московских монастырей было поручено члену Синодальной конторы архимандриту Заиконоспасского монастыря Симеону. Описание путешествия настоятеля в Вологду и возвращение в Москву содержится в воспоминаниях иеродиакона (тогда еще монаха) Германа, сопровождавшего настоятеля (см. публикацию, л.

http://sedmitza.ru/lib/text/6033388/

В том же году приказано было исправить дворец для жительства в нем помолвленной за принца Ольденбургского Георга сестры императора Александра I, Екатерины Павловны. После бракосочетания великая княгиня переселилась в подаренный ей дворец, который с этого времени стал называться " дворцом Ее Императорского Высочества, Великой Княгини Екатерины Павловны " . С поступлением „дома Кабинета " в собственность Екатерины Павловны, бывшая кабинетская церковь была совершенно исправлена и перестроена. Вероятно, в тоже время (1809-10 гг.) с высочайшего соизволения, из закрытой капитульской церкви иконостас вместе с некоторыми другими святынями поступил в церковь во имя Божией Матери Владимирской иконы, что в Придворных слободах. Относительно устройства новой церкви во дворце великой княгини Екатерины Павловны и церковного имущества в архиве кабинета его величества имеются следующия сведения: иконостас был деревянный, крашенный белою краскою, с богатою позолотою и 10 образами, писанными по холсту масляными красками, при образах 6 серебряных изящных лампад; образа эти, равно как и лампады, входили в состав приданого великой княгини; были 2 шкафа красного дерева для риз, завесы у царских дверей штофные, малиновые; запрестольный образ Богоматери с Предвечным Младенцем, тканый разными шелками, в раме богатой, с резьбою и позолотой; плащаница с пунцовым бархатным прибором, шитым золотом и обложенным вокруг золотою бахромою с кистями... было несколько икон и из кабинетской церкви. В начале 1812 г. во дворце случился довольно значительный пожар, который коснулся и церкви. Поэтому при исправлении дворца иконостас был починен и снова поставлен на место; исправляли иконы академики Медичи и Туричелли, за что уплачено 275 руб., за выкрашение иконостаса 145 руб., за золочение 300 руб. Академикам Медичи и Туричелли за живопись 515 руб.; им же 3 500 руб., Яковлеву 1850 руб. Когда супруг великой княгини принц Георг Ольденбургский получил должность тверского генерал-губернатора, Екатерина Павловна покинула дворец и переселилась с супругом в Тверь. Там жила она до самой смерти принца в 1815 г. По возвращении в Петербург вдовствующая великая княгиня вступила (12 янв. 1816 г.) во второй брак с королем Виртембергским Вильгельмом I и переехала с ним на жительство в Виртемберг. Дворец же Екатерины Павловны поступил в ведение департамента уделов.

http://sobory.ru/article/?object=24545

Одигитриевская церковь принадлежит к самым ранним памятникам русского узорочья. Эталоном этого стиля традиционно считается храм Троицы в Никитниках; его декоративное офрмление во многом схоже с оформлением Одигитриевской церкви. Другой образцовый представитель русского узорочья - храм Рождества Богородицы в Путинках. Возвращаясь к трёхшатровому завершению Одигитриевского храма, отметим, что подобные решения верха церковных зданий связаны с планировочными изменениями четверика, происходившими в первой половине XVII века. В этот период распространились бесстолпные, вытянутые по оси север-юг храмы. " Вытягивание " сообщало камерность храмовому пространству, приближало молящихся к иконостасу. Интересно отметить, что в XIX веке такая " интимность " уже казалась излишней и к основному объёму Одигитриевского храма в 1830-е годы пристроили трапезную часть, где и находилось во время службы большинство богомольцев. Существенной особенностью интерьера храма является центральный световой шатёр. Как отмечал историк архитектуры М.В. Вдовиченко, " среди трёхшатровых памятников XVII в. средняя световая глава больше нигде не встречается, да и среди пятиглавых и трёхглавых посадских церквей такое решение - редкость " . Интерьер Одигитриевской церкви не производит того впечатления, которого ждешь при взгляде на её снаружи. Четверик, представляющий собой в плане почти квадрат, затеснён, " задвинут " трапезной, связанной с ним низким арочным проёмом. Трапезная, в свою очередь, также кажется тесной, будучи разделена на две части. Помещения трапезной перекрыты коробовыми сводами с лотками. Вход в придел Симеона Богоприимца (он ещё не освящён после реставрации) - с улицы. В Предтеченский придел можно попасть через трапезную. От старинного внутреннего убранства храма не осталось ровным счётом ничего. Убранство XVII века погибло в 1812 году, а интерьеры XIX столетия не пережили богоборческой эпохи. Первое изъятие икон и утвари из Одигитриевской церкви произошло, как нетрудно догадаться, в 1922 году, под предлогом помощи голодающим, а окончательному разграблению она подверглась после 1929 года, когда решением исполкома горсовета здания монастыря были окончательно отчуждены от верующих и переданы под устройство спичечной фабрики. Второй этап реставрации храма начался в 1999 году, завершившись в 2001 году освящением главного престола. В конце 2000-х годов реставрировались шатры церкви.

http://sobory.ru/article/?object=05775

Окошек-слухов на ней тридцать два, каждое со своим наличником, и расположены они тремя ярусами (попарно в нижнем и среднем, по одному в верхнем). Бросается в глаза большой, богато украшенный крест центральной главы. Здесь мы видим целый набор символов: традиционная косая перекладина (подножие, чаша весов Страшного Суда), сильно развитые трилистники как напоминание о Святой Троицы, венчающая крест корона (знак того, что в храме побывала монаршая особа) и полумесяц у основания, символизирующий чашу. " Внутри храма почти не осталось старины " , - сетовали дореволюционные путеводители по Москве. Неудивительно, если вспомнить, что в пожар 1812 года церковь практически полностью выгорела. Вход в храм - традиционно через подколокольное помещение. Из трапезной раскрывается внутреннее пространство, которое, впрочем, не кажется столь же высоким внутри, сколь и снаружи. Наверное, дело в относительно низком расположении оконного ряда второго света - все окна храма располагаются визуально ближе к полу, нежели к потолку. Возможно, это оптическая иллюзия, создаваемая кривизной свода и тем, что свод этот - глухой: находясь внутри понимаешь, что барабаны главы церкви - чисто декоративные, участия в организации внутреннего объёма они не принимают. Сформированный в силу этого конструктивного решения сплошной купол, как и стены, необыкновенно богато расписаны. Росписи в храме встречаются везде, где нет икон, карнизов и лепнины с затейливым резным орнаментом. Позолоченнный иконостас храма - четырёхъярусный (без праотеческого чина). Он современен росписям и золотисто-голубыми тонами прекрасно гармонирует с ними. Венчает иконостас Распятие. Приделы храма освящены во имя святителя Алексия митрополита Московского, и в честь хранящейся в храме чтимой иконы Божией Матери " Споручицы грешных " . Они достаточно просторны и светлы, их стены также сплошь украшены яркими фресками. Храм реставрировался в 1896 (не вполне удачно), 1949 и 1972 годах. Советские реставраторы вернули церкви её первоначальный внешний вид.

http://sobory.ru/article/?object=01942

Первоначально в храме был один алтарь, в 1736 г. освященный в честь Преображения Господня. В 1775 г. в церкви был устроен придел, освященный архиепископом Сильвестром 29 января 1775 г. во имя Пророка Илии. Второй придел во имя Николая Чудотворца был освящен в церкви 2 марта 1812 г. 1 июня 1858 г. после перестройки храма и завода Митрополит С.-Петербургский Григорий вновь освятил главный алтарь. Иконостас церкви был высокий, четырехъярусный. Главной святыней храма был образ Казанской Божией Матери, найденный в 1770 г. корабельным плотником Тихоном Вагановым на дне Финского залива близ Кронштадта. Эта чудотворная икона была украшена ризой с серебряными венцами и драгоценными камнями и почиталась как целительная и чудотворная. Среди святынь храма были старинная икона Преображения Господня с частицами креста Господня и мощей святых Алексия, Георгия и Авраамия и образ Рождества Христова, писанный на стекле. Достопримечательностью церкви был колокол в 50 пудов, отлитый в Швеции в 1686 г. и перевезенный из Ниеншанца. В 1856 г. была произведена реставрация иконостаса. В 1893 г. под руководством А. В. Малова и в 1914 г. в церкви производился основательный ремонт с заменой части икон копиями на цинке. В первом случае в куполе была сделана новая роспись. В 1894 г., в ознаменование юбилея фарфорового завода, перед храмом был установлен бронзовый бюст Елизаветы Петровны. За церковью находилось обширное кладбище. В 1871 г. было открыто приходское попечительство, при котором состояли два училища. Церковь была закрыта 5 ноября 1932 г. Здание её, составлявшее единый комплекс со зданием Фарфорового завода и являвшееся памятником архитектуры, снесено до основания в 1933 г. Ликвидировано и старинное Преображенское кладбище - на его бывшей территории в 1960-1970-е гг. выстроены кинотеатр и станция метро " Ломоносовская " . http://piters.in/nohram " XII. С.-Петербургский Императорский фарфоровый завод. Церковь Спасо-Преображенская, 1734-1736 г.  Доложены: 1) заявление причта, старосты и прихожан от 7 марта о том, что в церкви предполагается окрасить внутренние и наружные стены, крышу, оконные переплеты и двери, реставрировать иконостасы, киоты и иконы.

http://sobory.ru/article/?object=34534

«Торжество мира, – говорит автор, – было торжеством лавры: она одна устояла в пятнадцатилетнюю бурю; ее каждая развалина казалась раною целого отечества; ее каждый инок был витязь: в ней одной стеклись все главнейшие воспоминания долгой войны, и ни единой изменою не запятналась ее слава». Но еще много великих заслуг России оказала сия святая обитель и в последствии времени: два раза укрыла она юного Петра , и ее стены, остановившие поляков, остановили стрельцов мятежных. Не коснулись сей святыни и французы в 1812 году: они ведали ее богатства, великолепие окладов св. икон, устремились к ней с жаждою добычи и с половины дороги воротились. А между тем защитниками ее были одни иноки, или, лучше сказать, ее защитником был св. Сергий, который еще дважды охранил свою обитель: в 1770 году от язвы, в 1831 от холеры. Ни одного человека не погибло от заразы в ограде лавры, а многие больные, притекавшие к раке преподобного, нашли там исцеление. Автор переходит к описанию окрестностей лавры и мест, прославленных либо счастливыми вылазками, либо упорным боем. Это описание чрезвычайно занимательно: но следовать за ним довольно трудно, по причине множества любопытных фактов, представляющихся на каждом шагу. Заметим только то, что пивной Двор, находящийся вне ограды лавры и почти окруженный станом врагов, во всё продолжение осады не был взят; что главные приступы поляков были со стороны западной ограды… С высоких башен Троицы видна и церковь села Деулина, известного заключением мира между Россиею и Польшею, и дорога к Хатькову монастырю, куда бежали Сапега и Лисовский, испуганные приближением Скопина-Шуйского, и гора Волкуша, где Дионисий благословлял войско Пожарского на смертный бой с поляками, на освобождение Москвы! Из церквей Троицы Успенский собор начат Иоанном, окончен Феодором; церковь Сошествия святою духа воздвигнута Иоанном; церковь Рождества – императрицею Елизаветою; церковь Явления Божией Матери – императрицею Анною Иоанновною; храм Одигитрии Смоленской – графом Разумовским.

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-po...

Богоматерь Тихвинская. Россия. Начало XVIII в. Музей икон. Реклинхаузен (Германия). Тихвинская икона Божией Матери Тихвинская икона Пресвятой Богородицы (празднование ее 26 июня) почитается в России с 1383 г. Она ближе всего к византийскому типу Одигитрии Богоматерь Тихвинская. Россия. Первая половина XVII в. Музей икон. Реклинхауэен (Германия) Елеусы (Милостивой). Н. П. Кондаков считает, что Тихвинская икона воспроизводит появившийся уже в Византии вариант Елеусы 166 . Как бы то ни было, здесь в классическом типе византийской Одигитрии появляются некоторые изменения. Младенец Эммануил изображен уже не прямо обращенным к зрителю; Он повернут к правому плечу Матери, а лик Его изображен вполоборота. Он так же прямо сидит на левой руке Богоматери, но поза Его уже не столь церемониальна. Правая Его нога под простым гиматием (без золотой разделки) повернута так, что ступня ее видна из-под полувытянутой левой ноги. Также и Его жест благословения менее величествен: Младенец не простирает торжественно всю руку, а лишь поднимает кисть для благословения. Фигура Богоматери несколько сдвинута в правую сторону иконы. Не теряя Своего величавого выражения, превыше всех человеческих чувств, Тихвинская Одигитрия слегка склоняет голову к Младенцу Эммануилу. Взгляд Матери обращен не на Младенца, но вся Она обращена к Нему и Ее задумчивое и печальное выражение являет нам Одигитрию милостивую, молящуюся Своему Сыну за падший мир. Воспроизведенная здесь слева икона восходит, вероятно, к XVI в. 167 Несмотря на поздние поправки, в ней видна рука большого мастера. Икона того же типа, воспроизведенная справа, характерна для русской иконописи XVII в. Сравнение этих двух икон может дать понятие о той свободе, которая предоставляется художнику при передаче одного и того же иконографического типа. Богоматерь Казанская. Россия. Конец XVI в. Частная коллекция Казанская икона Божией Матери Казанская икона Богоматери (празднования ее 8 июля и 22 октября) была явлена в 1579 г. «Явлением» иконы согласно принятому в старых летописях и житиях святых словоупотреблению называется какое-либо чудесное событие, чрез которое неизвестная дотоле икона становится новым источником благодати. Сказание о явлении иконы Богоматери в Казани, столице татарского ханства, незадолго перед тем покоренного русскими, представляет типичный пример такого события. Пресвятая Богородица несколько раз являлась во сне одной девочке, повелевая указать церковным и светским властям место, где лежит под землей Ее чудотворная икона. Ни клир, ни светские власти не поверили девочке. Но ей и ее матери удалось откопать икону. Эта новоявленная икона Богоматери была с великой честью перенесена в собор, где от нее произошли чудеса. Эта икона сопровождала народное ополчение, которое в 1612 г. освободило Москву от поляков. В 1812 г. Казанская икона вместе со Смоленской хранила русское войско. Историческую роль Казанской Богоматери в России можно сравнить с ролью Влахернской Богоматери в Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

26 — Дубовичская 27 — Честнокрестная в Грубешове 27 — Леснинская (Леснянская) (1683) 27 — Лорецкая (Лоретская) (1291) 28 — Новоникитская (372) 29 — Знамение — Каменская (1295) 29 — Призри на смирение (1420) 30 — Флорентийская (Флоренская) 30 — Цареградская (1071) 30 — Макарьевская Одигитрия ОКТЯБРЬ 1 — Целительница (4 век) 1 — Молченская 5 — Услышательница( 14 век) 6 — Словенская (1635) 7 — Мирожская (1156) 7 — Миртидийская 8 — Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому 13 — Гербовецкая 13 — Озерянская 14 — Покрова Пресвятой Богородицы (911) 14 — Кукузелисса (12 век) 14 — Псково-Покровская (1352 и 1581) 14 — Крупецкая 14 — Браиловская 14 — Мятинская 14 — Касперовская 14 — Барская (1837) 14 — Дудичская 14 — Люблинская 14 — Явление Богоматери преподобному Роману Сладкопевцу 16 — Трубчевская 19 — О, всепетая Мати 20 — Красностокская 20 — Псково-Печерская (Умиление) (1812) 20 — Знамение-Мирожская 22 — Утоли моя печали 22 — Корсунская (988) 22 — Корсунская в Исаакиевском соборе 22 — Умиление Корсунская в Суздали 22 — Корсунская в Пилатиках 22 — Корсунская в Угличе 22 — Корсунская в Нежине 22 — Корсунская в Усмани 22 — Корсунская в Глинкове 22 — Корсунская в Нижнем Новгороде 23 — Акафистная-Зографская (1283) 24 — Вододательница 25 — Иерусалимская (453) 25 — Иерусалимская в Измайловской богадельне 25 — Иерусалимская на Волыни 25 — Руденская (1687) 25 — Одигитрия-Филермская 25 — Калужская (1812) 25 — Ерманская (Германовская) 25 — Мохнатинская 25 — явление Богородицы преподобному Косме Маюмскому 26 — Смоленская-Седмиезерная (1615) 27 — Яхромская (1482) 28 — Спорительница хлебов 30 — Прежде Рождества и по Рождестве Дева 30 — Избавительница НОЯБРЬ 4 — Казанская (1579) 4 — Греческая-Андроникова (14 век) 6 — Всех Скорбящих Радость (1688) 6 — Утешительница Скорбящих 6 — Васильковская при храме Святая вода 7 — Валкурийская 12 — Численская 12 — Озерянская 15 — Шуйская Одигитрия 16 — Знамение Царскосельская 20 — Взыграние (1793) 20 — Тучная гора 22 — Скоропослушница (1664)

http://pravicon.com/text-34

Во время Отечественной войны 1812 г. Благовещенский собор, как и другие церкви города, пострадал от рук неприятеля. В храме, по свидетельству местных жителей, размещался лазарет, конюшня; на иконах долгое время, как память о тех днях, сохранялись гвозди, на которые французы вешали одежду. Во второй половине XIX столетия Благовещенский собор считался купеческой церковью. Его старались украшать именитые купцы Гжатска. В 1882 г. к собору взамен обветшавшей старинной колокольни была пристроена новая каменная звонница в Московском стиле, высотой до 25 саженей. В 1902 г. колокольню оштукатурили. Адрес: Россия, Смоленская область, г. Гагарин, ул. Герцена, 9 Подробнее... Храм Вознесения Господня (Гагарин) [ править править код ] Каменный кладбищенский храм в честь Вознесения Господня с небольшим приделом во имя мученика Харлампия построен в 1791 году. Возведен на месте более древнего деревянного храма. Место, где он стоит, называется Тарантаевским кладбищем. Храм был приписан к Богоявленскому (Казанскому). После революции 1917 года Вознесенский храм оставался единственным действующим в Гжатском уезде. Верхние ярусы колокольни восстановлены в 1987-1988 годах, к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Сохранилась масляная роспись и иконостас конца XIX века, с иконами XIX – начала XX века. В 1997 году проведен ремонт фасадов храма. По преданию, в храме длительное время хранилась Колочская чудотворная икона Божией Матери, обретенная в 1413 году в с. Колоцком. Иконописный тип ее – Одигитрия с двумя створками, на которой изображены Илия пророк и Николай Чудотворец. Обретенную икону монастырь передал Ивану Грозному, с нее были сделаны списки, которыми царь одаривал другие церкви и монастыри. Одну из таких чтимых икон удалось спасти прихожанам, и лик очутился в Вознесенской церкви. К несчастью, в 80-е годы XX века ее похитили. Сейчас написали новую икону, подобную прежней. Каждое воскресенье вечером перед ней совершается акафист. В 1933-1934 годах проживал и 14 июля 1934 года был арестован в городе Гжатске новомученик, митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) В 20-30-е годы именно Вознесенский храм стал кафедрой гжатских викариев Патриаршей Церкви. Храм закрывался, был разрушен, значительно пострадали колокольня и алтарь, можно сказать, что храм перенес общую судьбу церквей России. Официально нет свидетельств, но, скорее всего, после войны он был возвращен Церкви. Есть документы, подтверждающие, что в 1946 году горисполком передал храм общине верующих.

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленская_обл...

Михновка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Михновка ранее называлось селом Рождественским, которое в XVII в. было поместьем Тютчевых. В 1703 г. вдова последнего помещика продала имение смоленскому митрополиту Сильвестру II. Сильвестр основал в селе архирейский двор и стал инициатором строительства деревянной (с 1785 г. — каменной) церкви во имя Рождества Богородицы. Храм построен в классическом стиле с элементами барокко (сильно пострадал от пожара во время войны 1812 г.). От названия храма и село стало называться Рождественским. Позже село переименовали в Новый Двор. В 1796 г. к юго-востоку от церкви был возведен миниатюрный храм-усыпальница Нила Столбенского, в котором были похоронены родители помещика А. Щукинского. В 1812 г. через село Рождественское французская армия проходила дважды. В нём на ночлег, 4-5 августа 1812 г., останавливался император Наполеон. Отсюда он наблюдал за сражением, происходившим в Смоленске и глядел на город, охваченный пожаром. Позже, при отступлении французов, село было полностью сожжено. В 1815 г. на средства помещика А. Щукинского (его имение Александровка находилось недалеко от Рождественкого) были восстановлены и храм, и весь архирейский комплекс (дом, богадельня, Рождественская и Ниловская церкви, церковно-приходская школа, каменная ограда). В архитектуре храма наблюдается своеобразный сплав традиций барокко и классицизма. Массивный объём центрального четверика завершает пологий гранёный купол с главкой. Небольшие главы, кроме того, располагались над жертвенником и ризницей главного престола и над алтарями приделов. Величественный облик Рождественской церкви производил большое впечатление на посетителей Нового Двора. Епископ Антоний Амфитеатров (1859-1866 гг.) называл её «сельским собором». Богатством отличалось и внутреннее убранство церкви. На сплошной кирпичной стене иконостаса висели иконы старинного письма. Шесть образов нижнего (местного) ряда покрывали серебряные оклады, отлитые на средства прихожанина Рождественской церкви, полковника Александра Никитовича Грибского. Особым почитанием в храме Нового Двора пользовалась икона Божией Матери «Скорбящих утешение». В 1848 и 1855 гг. во время эпидемий холеры местные жители крестным ходом несли эту икону по окрестным селениям, служа в каждой деревне молебен. И в обоих случаях вскоре после этих крестных ходов распространение болезни пошло на спад. Среди других икон выделялись красотой и мастерством исполнения образ Божией Матери «Живоносный источник» и икона Божией Матери «Новодворская», список с иконы находившейся в Михайловом монастыре Киева, изготовленный в 1873 г.

http://sobory.ru/article/?object=14419

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010