Закладывать собор пришлось его наследнику, императору Александру I, что он и совершил — причем, как бы искупая свою вину перед покойным отцом (а о вине этой не говорил только ленивый), он так торопился с закладкой, что даже не стал дожидаться коронации. Закладка Казанского собора состоялась 27 августа 1801 года, коронация Александра Благословенного — 15 сентября. Опасения Воронихина, что новый император остановит строительство Казанского собора, не подтвердились. Но, несмотря на все усилия, окончить стройку в определенный покойным императором срок (три года) не удалось. Россия вступила в эпоху внешнеполитических конфликтов; нача¬лись, как бы сказали теперь, перебои с финансированием. Да и в смету Воронихину уложиться не удавалось, из-за чего постоянно возникали сложности. Только к осени 1811 года собор был готов к освящению. Казанский собор в начале XIX века Торжественное освящение Казанского собора митрополитом Амвросием состоялось 15 (27) сентября 1811 года. В том же году была разобрана старая церковь. Но к этому времени удалось завершить лишь основные строительные и отделочные работы. Оформление храма продолжалось и после его освящения, на протяжении 1811 —1812 годов. Над внутренним убранством собора трудились лучшие живописцы своего времени — В. Л. Боровиковский, В. К. Шебуев, К. П. Брюллов и другие, причем не обходилось без конфликтов между Советом Академии художеств и Святейшим Синодом. Синод настаивал на том, чтобы иконы для собора исполнялись на золотом фоне, тогда как Совет Академии заявлял, что «искусство живописи при оном совершенно теряется». В итоге победила точка зрения академиков, и собор приобрел блестящие с живописной точки зрения полотна на религиозную тему, но — фактически остался без икон, так как произведе-ния мастеров-академистов, воспитанных на европейской живописи, таковыми считать не приходится. Казанский собор и русская военная слава [ править править код ] Казанский собор в середине XIX века. Рисунок Луиджи Премацци Отделочные работы в Казанском соборе совпали по времени с началом Отечественной войны. Война нарушила планы мастеров, стремившихся скорее окончить отделку собора, но впоследствии, промышлением Божиим, послужила к вящей его славе. 8 августа 1812 года М.И. Кутузов принял командование русскими войсками и, отъезжая в действующую армию, молился перед Казанской иконой Пресвятой Богородицы, пре-бывавшей в Казанском соборе.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

В ночь на 22 октября (по старому стилю) архиепископу Арсению, прибывшему из Греции, тяжело больному от потрясений и переживаний, который уже много дней томился в плену, явился преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Это радостное известие быстро разлетелось по войскам и, подкрепляемые силой свыше, русские воины штурмом Китай-город, а через два дня вошли в Кремль. 22 октября ополчение штурмом взяло Китай-город, а 26 октября капитулировал польский гарнизон Кремля. Крестный ход в ознаменование победы казаки (бывшие предатели) начали от храма Казанской Богородицы за Покровскими воротами. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нёс Владимирскую икону Богородицы, сохранённую им в плену. Потрясённый свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице. После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Казанская икона, бывшая в войсках Пожарского, в 1636 году была перенесена в новый храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе столицы. В память об освобождении Москвы от поляков установлено было совершать в этот день особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом. Сначала это был лишь московский праздник, а с 1649 года он стал всероссийским. Казанский собор на Красной площади в Москве – один из самых известных московских храмов был возведен в 1636 году. Туда и была перенесена икона-освободительница, а теперь образ хранится в Богоявленском соборе. Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие.

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

В 1813 году, по взятии Ченстоховской крепости русскими войсками, настоятелем и братией монастыря поднесён был генералу Сакену верный список с чудотворной иконы. Император Александр I украсил сей список богатою ризою с драгоценными камнями и поставил Её в Петербургском Казанском соборе в приделе Рождества Пресвятой Богородицы у левого клироса. Пред сею иконою горит неугасаемая лампада. 6.03. Ченстоховская – в Сыроватке Слобода Верхняя Сыроватка начала населяться в половине XVII века выходцами из-за Днепра. Первый храм в Верхней Сыроватке был построен в 1660 году. На месте этого ветхого храма отстроили и освятили в 1812 году каменный храм во имя Успения Божией Матери. Строитель и попечитель сего храма подпоручик Николай Власовский купил на собранную от прихожан сумму кирпич и иконостас от старой церкви бывшего Сумского монастыря. Этот древний иконостас и доселе существует. Ченстоховская, находящаяся во храме, икона очень древняя. Откуда эта икона, наверное никто не знает. Некоторые из старожилов уверяют, что её принёс какой-то польский шляхтич в бывшую старую деревянную церковь из Ченстохова. Пред нею и теперь совершаются чудесные исцеления. В 1817 году от этой иконы получила исцеление Елизавета Рахманова, генерал-майорша, помещица села Ветхого Бобрика, страдавшая такою тяжкою болезнью, что лишилась наконец от неё слуха и языка. Находясь в таком положении, она попросила священника слободы Верхняя Сыроватка, Тимофея Лободовского, принести в село Бобрик Ченстоховскую икону Божией Матери. Когда благодатную икону внесли в село, начали трезвонить – и больная услышала звон; когда же внесли икону в её дом, она сама встала с постели, с которой давно уже не поднималась, и, встав на колени, начала громко читать молитвы во время молебна. Шестоковская Шестоковская В Тверской губернии Кашинского уезда находится село Шелтомеж, вблизи которого находятся при реке Сити поля Боженские, орошённые кровью русских, когда великий князь Георгий Всеволодович, защищая родную землю от нашествия татар, положил на брани за веру и Отечество жизнь свою со всем своим православным воинством. И в наше время Сама Царица Небесная покрывает достопамятные окрестности Своим благоволением, знамением которого являются великие чудеса от святой Её иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Несмотря на просьбы верующих, церковь была освобождена от киносеансов только 4 сентября 1991 г. В 1992 г. здесь впервые в Уфе замироточили несколько старых икон, в том числе местночтимые святыни: Иверская икона Божией Матери, «Взыскание погибших», «Усек новение главы Иоанна Предтечи». Самое энергичное участие в возрождении церкви принял владыка Никон: он посто-янно бывал на стройке, корректировал ход событий, торопил нерадивых строителей, зачастую лично участвуя в строительных планёрках. В 2004 г. на церковной территории был установлен бюст поэту и партизану войны 1812 года Д.В. Давыдову. К 2005 г. поставлены три иконостаса, закончено расписывание стен. На сегодняшний день с помощью Божией строительство храма практически завершено, но многое ещё предстоит сделать – на территории храма возводится административное здание духовно-просветительского центра митрополии, планируется построить здание для воскресной школы, трапезную, просфорную, ризницу, хозяйственные и складские помещения. Претворение в жизнь планов по строительству этих зданий напрямую зависит от помощи благотворителей. Современное состояние [ править править код ] При храме действуют: Святыни [ править править код ] Иконы с частями мощей святых: Престольные праздники [ править править код ] Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября Как добраться [ править править код ] Адрес: 450078, Россия, Республика Башкортостан, город Уфа, улица Кирова, 102 Телефоны: +7 (347) 228 68 19 , +7 (927) 236 40 94 или короткий моб.номер: 266 40 94 Факс: +7 (347) 253 31 00 , факс-автомат, 24ч. Только (!!!) для факсов Электронная почта: sobor-ufa@yandex.ru Проезд: Главный вход в храм оборудован для маломобильных посетителей пандусом (наклонным подъемом на лестнице) Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений на неделю Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Кафедральный Собор Рождества Пресвятой Богородицы В Уфе реконструируют Кафедральный храм Рождества Богородицы Кафедральный собор Рождества Богородицы, Уфа

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

В 1812 году, во время нашествия на Россию французов, икона сия была перенесена в г. Ефремов. Пленные французы, увидевши икону, говорили, что когда они были в походе под Калугою и Малоярославцем, то неоднократно видали сию икону стоящею высоко на воздухе, окружённою молниеобразными воинами, и тогда были побеждаемы русскими. Также и крестьянка графа Разумовского, Параскева Алексеева, удостоилась видеть сию икону на воздухе, окружённую небесными силами. О сих видениях доведено было до сведения императора Александра I, и по соизволению его и благословению Святейшего Синода установлено навсегда в память избавления города Калуги от нашествия французов ежегодно 12 октября совершать празднество чудотворной иконе Богоматери и крестный ход вокруг города. Чудотворная икона украшена богатою вызолоченною ризою с драгоценными камнями. Величина иконы в длину 1 аршин 12 вершков, в ширину 1 аршин 6 вершков. 3.09. Писидийская Писидийская Сия чудотворная икона явилась в 808 году и находится в Сизополе Писидийском. Древний список с оной находится с 1608 года в Москве, в Ново-Спасском монастыре; он был в келье матери царя Михаила Феодоровича, Ксении, в иночестве Марфы. 4.09. Неопалимая Купина Чудотворная икона находится в Москве, в церкви Неопалимой Купины, что в Хамовниках. Неопалимою Купиною именуют Божию Матерь и нередко изображают Её окружённою огненным сиянием. Прообраз Божией Матери видел пророк Моисей в купине, которая горела и не сгорала. Купина горит и не сгорает, Дева рождает и пребывает Пречистою Девою. Эта икона изображается в виде восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четвероугольников с вогнутыми концами, из которых один красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину; другой зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она Неопалимая Купина сохранила, объятая огненным пламенем. В средине восьмиугольной звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем. По углам красного четвероугольника изображены человек, лев, телец и орёл как видимые знаки особенностей повествования четырёх евангелистов о жизни и учении Божественного и Невещественного огня, который неопально приняла в Своё чрево Пресвятая Дева Мария.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Собор был разделён на два этажа: верхний храм был освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Высокий и светлый храм предназначался для торжественных богослужений в тёплое время года. Нижний храм, сводчатый и малоосвещённый, одновременно был «зимним» храмом и усыпальницей астраханских иерархов. С западной стороны галерея собора упиралась в лобное место, которое служило площадкой для архиерейских выходов и молебнов. Главной достопримечательностью верхнего Успенского храма считался восьмиярусный иконостас. Традиции русского церковного зодчества не допускали установку больше семи ярусов икон, поэтому искусствоведы по праву называют иконостас астраханского собора уникальным. Иконы принадлежали кисти известных мастеров современности: Никифора Попова, иконописца казанского митрополита, и Ивана Андреева, домового иконописца известного купца Григория Димитриевича Строганова. Украшением иконостаса были серебряные царские врата, изготовленные в Санкт-Петербурге ювелиром Феодором Штанде. Врата были принесены в дар собору купцом Петром Сапожниковым. Стараниями того же купца из искусственного мрамора в 1812 году были возведены четыре массивных столпа, поддерживающие своды верхнего храма. Основания столпов, а также своды в пяти главах украшала живопись. Составитель «Описания Астраханского кафедрального Успенского собора» протоиерей Николай Каменский также писал: «…на откосе южного переднего окна по мрамору изображён акт Священного Союза в 1815 году между тремя государями императорами Всероссийским, Австрийским и королём Прусским». Стены храма украшали иконы в серебряных ризах и живопись на библейские темы. Нижний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери значительно отличается от верхнего. Насколько верхний храм высок и светел, настолько нижний тёмен и низок. Этот храм специально был устроен как место захоронения астраханских архиереев. Храм был лишён живописи, иконостас выполнен совсем небольшим, поскольку богослужения здесь совершались лишь по великим праздникам. Стены в храме вместо росписи были покрыты надгробными надписями, указывающими на конкретное захоронение. В числе захороненных в нижнем храме Успенского собора особо замечательны святитель Феодосий — первый архиепископ Астраханский, смело обличавший самозванца Лжедмитрия I. Святой Феодосий скончался в 1607 году и в древних святцах упоминался как “новый чудотворец земли русской”.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_кафе...

Высокопетровский мон-рь. Фотография. 2004 г. Высокопетровский мон-рь. Фотография. 2004 г. В 1735 г. в В. м. проживал 71 насельник, к мон-рю были приписаны ок. 6 тыс. крестьян. В 1743-1745 гг. вместе с т. н. комнатными московскими мон-рями В. м. находился в ведении митр. Московского Иосифа (Волчанского) , с 1745 г.- в ведении Святейшего Синода. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. В. м. отнесен ко 2-му классу, в 1764-1775 гг. являлся ставропигиальным, с 1775 г. входил в Московскую епархию с правом служения архимандрита со скрижалями. С 28 марта 1722 г. настоятель В. м. архим. Сергий (Белоградский) одновременно являлся асессором Московской синодальной консистории. При архим. Пахомии (1735-1757) в В. м. были построены ц. в честь Толгской иконы Божией Матери (1744-1750) - посвящение престола связано с воспоминанием о спасении Петра I от взбунтовавшихся стрельцов в Троице-Сергиевом мон-ре в день праздника Толгской иконы (8 авг. 1689) - и ц. во имя Пахомия Великого (1753-1755). Во 2-й пол. XVIII в. в В. м. размещались духовный цензурный комитет, различные лечебницы, б-ки. С 5 сент. 1812 г. в В. м. квартировалось ок. 1 тыс. франц. конников, к-рые в поисках драгоценностей вскрыли 5 надгробий Нарышкиных, расхитили церковную утварь. Ризницу и особо ценные реликвии архим. Иоанникий перевез в Ярославль. В Боголюбской ц. маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, приговаривал к смертной казни москвичей, обвиненных в поджогах. Расстрелянных перед монастырской стеной горожан хоронили у колокольни В. м. После разорения 1812 г. были упразднены Пахомиевская (возобновлена в 1914 с переосвящением престола во имя апостолов Петра и Павла) и Покровская (возобновлена в 1864) церкви. Церковь во имя прп. Пахомия Великого. 1753–1755 гг. Фотография. 2004 г. Церковь во имя прп. Пахомия Великого. 1753–1755 гг. Фотография. 2004 г. Иконостас собора во имя свт. Петра, митр. Московского. Фотография. 2004 г. В ризнице В. м. хранились 3 Евангелия XVII в., богатейшие вклады Нарышкиных (церковная утварь, облачения), имущество их политических противников, в т. ч. принадлежавший ранее кн. В. В. Голицыну портрет патриарха Никона , выполненный мастером Оружейной палаты (ГИМ). Среди святынь В. м. были серебряные кресты с частицами Креста Господня, камня от Гроба Господня, мощей великомучеников Феодора Стратилата , Пантелеимона , Иоанна Воина свт. Алексия, митр. Московского, преподобных Анастасия Синаита , Григория Декаполита , почитаемые списки с Боголюбской, Владимирской, Толгской икон Божией Матери, копия 1701 г. с Влахернской иконы, образ свт. Петра с частицей мощей. В 1849 г. митр. Филарет (Дроздов) передал в В. м. чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери, к-рый зимой хранился в Сергиевской ц., летом в Боголюбском храме. В 1905 г. в св. воротах была устроена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, в к-рой постоянно читался акафист Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/161083.html

Проезд : От ст. м. «Теплый Стан» авт. или маршр. такси до ост. «кладбище Ракитки». Калужское шоссе. ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ в село ПУЧКОВО Казанская церковь села Пучково Расположен в 8 км к юго-вост. от с. Первомайского. Земли, в которые входило с. Пучково, принадлежали боярину Абраму Дурново. С конца XVII в. вотчина перешла по женской линии во владение старинного боярского рода Хитрово. Тогда же здесь появилась первая деревянная церковь. В 1686 г. А. С. Хитрово построил храм во имя прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. Согласно преданию, это было связано с чудесным избавлением Хитрово от смерти во время кораблекрушения по пути в Соловки. В 1792 г. на месте сгоревшей деревянной вдова сенатора П. В. Хитрово Е. Г. Хитрово начала возведение каменного храма, который был закончен их дочерью В. П. Олениной. Здание состоит из основного объема в виде бесстолпного двухсветного четверика, перекрытого сомкнутым сводом, прямоугольного в плане алтаря, трапезной и колокольни в три яруса. 5 марта 1804 г. освятили придел прпп. Зосимы и Савватия. В 1812 г. церковь была разграблена французами. В 40-е гг. XIX в. имение продано отставному полковнику В. А. Сухово-Кобылину. Во 2-ой половине XIX в. были освящены главный Казанский и Петропавловский приделы. В 30-е гг. XX в. храм был закрыт и разорен. Далее – овощехранилище, клуб и … более зо лет под дождями и ветрами. Первая Божественная литургия в возрожденном храме состоялась 17 апр. 1990 г. – во вторник Пасхальной седмицы. Главный престол освящали известные московские пастыри – прот. Владимир Воробьев, прот. Димитрий Смирнов, прот. Аркадий Шатов, прот. Александр Салтыков. Возглавил настоятель храма – прот. Владислав Свешников. 28 апр. 1992 г. в востановленной трапезной по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II был освящен первый в России придел в честь новомучеников и исповедников российских. 2 июля 1994 г. в храме начала мироточить Казанская икона Божией Матери. В том же году по решению Св. Синода она была признана местночтимой святыней. 1 июля 1995 г. был освящен третий придел в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. В последнее время в храме мироточат ряд икон: св. апп. Петра и Павла, прп. Серафима Саровского, св. Царя-страстотерпца Николая II.

http://pravoslavie.ru/1889.html

Thumbnail Thumbnail Для росписи стен и написания икон были приглашены царские изографы – Петр Беляев, Николай Соломонов, Петр Коробов и Петр Билиндин – один из лучших учеников Симона Ушакова, мастера Оружейной палаты2. В память Кодрата и Лонгина Добрыниных были написаны иконы апостола Кодрата и мученика Лонгина Сотника. В XVIII в. храм был известен редкой по великолепию утварью и ризницей. В описях упоминаются крест из чистого золота, ризы, воздухи и поручи украшенные жемчугом. Главное Евангелие было в серебряном, вызолоченном окладе, изготавливалось с 1694 по 1712 гг. по заказу Лонгина Добрынина и весило около 13 кг. В верхнем храме висели 3 медных паникадила. В войну 1812 г. храм был разграблен, пострадала старинная роспись XVII века, в нижнем храме французами была устроена конюшня. Уходя, они подожгли храм с западной стороны, огонь, распространившись на колокольню, дошел до окна у правого клироса и... потух. В 1812 г. значительная часть ценностей была расхищена. Предание говорит, что после 1812 г. из одних найденных в верхней церкви осыпков жемчуга был устроен жемчужный убрус Смоленской иконе Божией Матери. В 1848 г., при настоятеле о. Иоанне Маргаритове, была выполнена новая стенопись художником Щепетовым П.Н., а иконостас, начиная с грунтовки, был заново позолочен. После окончания реставрации храм был заново освящен митрополитом Филаретом в 1849 году. В XIX-м веке сохранялось большое количество довольно дорогих облачений, в библиотеке хранились редкие издания конца XVII-haч. XVIII века. В пер. пол. XIX в. были переложены апсиды, разобраны трехмаршевые лестницы по обеим сторонам колокольни, а на их месте построены две крытые паперти с полукупольным завершением. Последние строительные работы в храме проводились в 1860 г. под руководством архитектора Н.И. Козловского. Древние стены галерей были сломаны, а новые в целях расширения были отнесены на 3,2 метра. В таком виде здание церкви сохранилось до нашего времени. В 1895 году прошли торжества, посвященные двухсотлетию Кадашевского храма. Об этом подробно написано в " Московских Церковных Ведомостях " , 1895 г., 39.

http://religare.ru/2_87317.html

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня - Кремль. В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице. По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы. В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским. В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор. В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

http://patriarchia.ru/db/text/914157.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010