Архитектор-реставратор Л.А. Давид предложил более раннюю датировку - между 1479 и 1492 годами. Эта дата с некоторыми оговорками (ближе к 1500 году) была принята В.В. Седовым, но не была принята В. В. Кавельмахером, С. С. Подъяпольским (придерживающимся датировки серединой - второй половиной XVI века). В начале 2000-х годов С.В. Заграевский обосновал датировку храма во временном промежутке с середины 1470-х до середины 1480-х годов. Недавно было высказано предположение о строительстве церкви выходцами из Черногории, из города Котора - града Святого Трифона. Церковь Трифона - одноглавый бесстолпный одноапсидный центрический храм, перекрытый крещатым сводом. Материалом для постройки стен служил гладкотёсаный белый камень, свод и барабан выполнены из маломерного кирпича. Фасады, пересечённые лопатками и горизонтальным кирпичным профилированным карнизом, имеют трёхлопастное завершение. Порталы с килевидными завершениями, многообломными импостами и каннелированными бусинками типичны для раннемосковского зодчества. В начале XVIII века к западу от церкви были возведены колокольня и трапезная, в 1825 году к церкви был пристроен южный Никольский придел, в 1861 - северный Филаретовский придел, в 1889-1895 годах с запада была пристроена ещё одна колокольня, а на месте старой трапезной по проекту архитектора Г.А. Кайзера была возведена новая трапезная-храм с куполом и двумя приделами, с теми, что были посвящениями. В 1812 году митрополит Черногории передал царю Александру I часть мощей Святого Трифона, которые были помещены в храмовую икону церкви Трифона в Напрудном (ныне она находится в Знаменской церкви в Переяславской слободе). К ХХ веку крохотный храм дошёл до нас со всех сторон обстроенный многочисленными приделами, новой трапезной, и аж двумя колокольнями, что отчётливо видно на дореволюционных фотографиях. Уникальная древняя церковь оказалась фактически алтарём крупного и типового " новодела " в псевдорусском стиле. В 1930 году храм был закрыт. Несколько икон перенесли в соседний храм иконы Божией Матери " Знамение " , что в Переславской слободе, а остальную церковную утварь просто-напросто разграбили. Благодаря заступничеству многих знаменитых архитекторов в том числе Петра Барановского, уникальный храм был спасён от сноса. После Великой Отечественной войны, в 1947 году сохранённое древнее здание было освобождено от поздних пристроек и отреставрировано с возвращением первоначального облика, благодаря кропотливому труду архитекторов Петра Барановского и Льва Давида. В 1992 году после многолетнего запустения в храме были возобновлены церковные службы. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. 24 апреля 2008. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=02390

Грамотами тех же царей обеспечено было содержание монастыря: в 1660 г. по челобитной игуменьи в Смоленск давать в церковь по 3 пуда воску, игуменье с сестрами 350 руб. и 300 четвертей ржи. В 1678 г. по царскому указу игуменья Ироида с сестрами переведены из Кутеинского женского монастыря в Смоленск, в Вознесенский девичий монастырь, и велено им, для их монастырской скудности, ржи и ячменю по 3 четверти, денег на монастырскую потребу, пшеницы на просфоры по 1 четверти. В указе 1728 г. велено за 2 года выдать 430 руб., за хлеб 497 руб. Кроме руги или жалования, разными грамотами отведены были для монастыря пустоши: Спасские луга в Смоленском уезде Дубровинском стане по указу Федора Алексеевича в 1680 г., в Долгомостьевском стане пустошь под сенные покосы по грамоте Алексея Михайловича 1669 г., пустошь Чистяки в 1688 г. возвращена монастырю. Во время путешествия императрицы Екатерины II в 1787 г. было пожертвовано этому монастырю 1000 руб., и на эту сумму устроен, в память благотворительницы, другой престол в нижней церкви во имя вмчц. Екатерины. Впоследствии, иждивением одной смоленской помещицы устроен в той же церкви третий престол во имя Сретения, перенесенный сюда из больничной церкви, за ветхостью ее. Когда старанием той же помещицы была и больничная церковь обновлена, в ней освящен престол во имя Печерской Божией Матери. В 1812 г. монастырь был разграблен и опустошен, деревянные здания его – больничная церковь и кельи были преданы пламени, а в каменной ее церкви дорогие оклады с икон, ризница, напрестольная одежда были похищены. В таком печальном виде нашли монастырь игуменья с сестрами, возвратившись туда после французов. Не желая оставить своей прежней обители, они решили поместиться в обгорелых кельях, оправив их сколько позволяли им средства. В тоже время обратились с просьбою к жителям Смоленска, и на доброхотные пожертвования их приобрели средства к жизни. Вскоре по ходатайству бывшего тогда преосвященного смоленского Иринея отпущено на поправку монастыря из казенных сумм 17 руб. 481 коп. На эту сумму игуменья Елизавета Шебекина при усердном содействии инокинь приступила к возобновлению и исправлению монастырских зданий, привела в порядок церковь, приобрела ризницу, церковную утварь и все нужное для богослужений.

http://sobory.ru/article/?object=00468

Донской, монастырь, в первое время своего существования, не имел такого благоволения, каким он славится в настоящее время; был один храм с колокольней и несколько братских келий. Царь Феодор Алексеевич, воспоминая прежние войны с татарами и избавление то них помощью и заступлением Богоматери, в честь Которой воздвигнут этот монастырь, приложил всё своё усердие к этому монастырю, и возымел намерение улучшить и возвысить его. Тогда в царскую казну воздвигнуты были некоторые церковные здания, было, увеличено число монастырской братии и средства к содержанию её. Впоследствии времени, Донской монастырь ещё более улучшился и процвёл. В 1634 году усердием царевны Екатерины Алексеевны, при царевичах Иоанне и Петре Алексеевичах, в Донском монастыре заложен был новый и благолепный храм в честь Донской иконы Богоматери, который ныне украшает этот монастырь, и в то же время заложена была каменная ограда, какой обыкновенно ограждались в то время монастыри от неприятелей. Этот величественный соборный храм Донской обители, возвышающийся над прочими зданиями монастыря, замечателен своей громадностью, архитектурой и украшением. Иконостас этого собора состоит из восьми ярусов икон. Своей сплошной массою, снизу доверху, он представляется необыкновенно величественным. Все иконы, находящиеся в этом соборе, более или менее замечательны по святыне и богатству украшений. Главнейшей и драгоценнейшей из них почитается Донская чудотворная икона Божией Матери. Эта икона усердием благочестивейших царей была украшена золотом, серебром и различными драгоценными каменьями. Замечательны также иконы: Спасителя, великомученицы Варвары, Эдесская икона Богоматери, пред которою изображён в молении Алексий Божий человек, Иоанна Богослова и другие. Все местные иконы в иконостасе в 1812 году украшены были серебряными ризами. Кроме соборной церкви Донской иконы Богоматери, в монастыре находятся ещё церкви: 1) В честь Донской же иконы Богоматери. Старая, основанная в 1592 году, с приделами преподобного Сергия и Феодора Стратилата;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Каменная колокольня была заложена 15 июля 1797 года, а завершено строительство – в 1801. В силу разных причин плохого качества строительного материала и невысокого мастерства строителей в 1812 году она начала перестраиваться. Тогда же была сооружена и каменная ограда храма. В 1821 году все постройки были завершены. Большой колокол был взят из упраздненного в 1788 году Сумского Успенского мужского монастыря. Надпись на этом колоколе гласила, что он изготовлен на средства статского советника Якова Алексеевича Шубского. Второй же, несколько меньший колокол, пожертвовал сумской житель Даниил Иванович Забродский. Главными благотворителями вновь построенного храма были Яков Алексеевич Шубский, Евдокия Парафиевская (по первому мужу, соборному протопопу Гресовская), Федор Кондратьевич Филоненко и вдова Елена Крамаренко. В последующие времена выдающимися благотворителями были соборные старосты – купцы Филипп ИоакимовичСидоренко, Андрей Григорьевич Копылов, Феодор Иванович Стоянов и цеховой Матфей Павлович Алейников. Протоиереями соборного храма служили: Мартин Максимов (он и его сын Феодор, тоже священник, были похоронены в самом соборе); Емельян Середа; Тихон Максимов; Симеон Федоров; Евстафий Травулинский; Антоний Словинский (был учителем в московском доме князя Барятинского); Матфей Грессовский; ИоаннКарпов (служил при домовой церкви графа Разумовского в Петербурге); Иоанн Словинский (протоиереем прослужил 35 лет); Константин Словинский; Иоанн Цитович; Петр Мерецкий (исключительно его стараниями собору были возвращены земли). Из икон храма предметом особого благоговения служила Курская икона Божией Матери Знамения, подаренная в 1780 году курскими купцами. Среди замечательных книг храма следуетотметить Требник 1646 года Киевского митрополита Петра Могилы, с надписью: “1710 г. февр. 15д. сию книгу отменил сумской житель Калина Леонтьев с женою своею Мариною за 7 руб. и отдал в Сумскую соборную церковь Преображения Господня за отпущение грехов своих“. Были в храме и другие древние книги, акты, в том числе и царская грамота 1692 года на землю жалованную собору.

http://sobory.ru/article/?object=12158

Неожиданно в конце царствования императрицы Елизаветы Петровны появилась угроза закрытия Ивановского монастыря. Четвертого июля 1760 года был дан именной указ императрицы об устройстве в Москве Дома призрения «заслуженных людей жен во вдовстве, а дочерей в сиротстве и бедности, покровительства и пропитания не имеющих». Для обустройства Дома призрения был выбран Ивановский монастырь. Последовавшая вскоре кончина императрицы Елизаветы Петровны остановила роковое для монастыря предприятие. В 1811 году в монастыре вместе с игуменией Елпидифорой было 17 постриженниц. Эти насельницы во главе с игуменией Елпидифорой стали свидетелями вторжения в Москву французов, пожара монастыря и его разграбления. Но часть ризницы успели отправить в Вологду. Во время пожара от огня не пострадала только соборная церковь. Игумения с сестрами оставались в обители, и лишь когда их жизни стала угрожать прямая опасность, удалились в Покровский Хотьков монастырь. После изгнания французов многие церкви, сильно пострадавшие от пожара и оставшиеся после него с малым количеством прихожан, были упразднены и приписаны к другим, а некоторые, из-­за невозможности восстановления, разобраны. Ивановский монастырь не разобрали, но его, как и Георгиевский девичий, и Крестовоздвиженский мужской, было решено упразднить, а монастырский собор превратить в приходскую церковь. Монахинь Ивановского монастыря решено было расселить по московским монастырям: Зачатьевскому, Новодевичьему, Рождественскому, Вознесенскому и Страстному. Опустевшие здания монастыря были необходимы городу для размещения оставшихся без крова после опустошительного пожара 1812 года. В бедственном положении оказались и служащие Синодальной типографии. После вывода монахинь в другие монастыри было решено в освободившихся келиях и в игуменских покоях расселить служащих типографии. Несмотря на упразднение обители, число постоянных ее почитателей и жертвователей не уменьшалось. Так, одна из вкладчиц монастыря Екатерина Петровна Толмачева в 1816 году завещала 25 икон, украшенных серебряными ризами с тем, чтобы из них на ее средства был сделан иконостас. Ее завещание подтолкнуло прихожан и причт храма к переносу престола Казанской иконы Божией Матери из разоренной надвратной церкви в бывший соборный храм. Здесь, в трапезной, где находилась зимняя церковь свт. Николая Чудотворца, они решили устроить на средства, завещанные Толмачевой, зимний Казанский придел для служения зимой ранней литургии. Промыслительно, что сама идея возрождения Ивановского монастыря пришла из Зачатьевского монастыря, куда в 1813 году переселились трое из последних ивановских монахинь. Одна из сестер Зачатьевского монастыря, Алевтина, пришла в дом Елизаветы Алексеевны Зубачевой, которая была родом из известной московской купеческой семьи Мазуриных. Зачатьевская монахиня подала ей мысль стать возобновительницей Ивановского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=04846

Он вошел в историю тем, что был построен за три дня, поскольку до подачи прошения в Синодальную контору Лихарев заблаговременно приготовил иконостас с иконами, крест и жертвенник, и их оставалось только освятить. Он, как и отец, тоже взял на свой кошт священника, но выбрал очень нуждавшегося отца Петра с большой семьей, который служил в Сретенском монастыре. Еще Лихарев-младший купил для Покровской церкви новый колокол, после того как старый… украли с колокольни. Дьячок храма оказался человеком, не воздержанным к вину, и после кражи колокола никак не мог вспомнить, запирал ли он вечером колокольню на ключ или нет. На рубеже XVIII–XIX веков храм, с разрешения митрополита Московского Платона, вновь обновили. По преданию, на него пожертвовала Евдокия Ивановна Головина, прабабушка А.С. Пушкина, но в действительности ее к тому времени уже не было в живых. Более достоверно, что это была бабушка поэта, Ольга Чичерина, которая жила в этой местности и была прихожанкой соседнего храма Симеона Столпника (где и присмотрела хорошего законоучителя, отца Александра Беликова, для своего маленького внука). В 1812 году Покровская церковь сильно пострадала. Захватчики не погнушались даже кружечным сбором, хотя серебряные ризы с икон были заблаговременно сняты и спрятаны в доме церковного старосты купца Сергеева. После победы разоренная церковь была приписана к Николоямскому храму, который стоял за пределами Земляного города (точно напротив музыкальной школы), а священника Григория Петрова перевели в храм 40 мучеников близ Новоспасского монастыря – на место замученного французами отца Петра Веньяминова. Уцелевшие прихожане, очень любившие свой храм, хотели возобновить самостоятельный приход. Преосвященный Августин дал согласие и в 1814 году назначил в восстановленный Покровский храм священника Николая Кудрявцева, бывшего учителя Николо-Перервинской семинарии. Покровский храм всегда держался своими прихожанами и позднее, когда в 1877 году вновь понадобилось обновить его, это сделали на средства старосты, потомственного почетного гражданина и мецената Александра Федоровича Берникова, чье имя носит местный переулок. (Установлено, что его внук Н.Н. Берников оставался прихожанином храма в самые тяжелые предвоенные и военные советские годы). Вскоре на храме появилась необычная главка с кокошниками. По церковному преданию, горки кокошников на храмах символизируют огненные силы и языки пламени свечей – образы душ, устремленных к Богу. Здесь кокошники устремляются к голубому миниатюрному шару-сфере, покрытому золотыми звездами и увенчанному крестом. А установленное в храме Распятие приписывают Виктору Васнецову.

http://pravoslavie.ru/4514.html

План и фасад нового каменного храма были составлены арх. К.А. Тоном, которому было поручено возглавить и все работы по строительству. Закладка храма состоялась 22-го августа 1837 г., а освящение совершено 20-го ноября 1842 г. На построение новой церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также на ее отделку и снабжение иконами, ризницею, сосудами и прочей церковной утварью было потрачено около миллиона рублей, «из коих семьсот тысяч рублей были получены от щедрот Августейшего Шефа полка, Императора Николая Павловича, из собственного Его Величества кабинета». Пятиглавый храм был выполнен в византийском стиле, имел три престола: главный - в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный - во имя Святого Благоверного князя Александра Невского и северный - во имя Святых праведных Захария и Елисаветы. Иконостасы во всех приделах были деревянные, резной работы, золоченые. Для них были выполнены живописные работы , но в иконостасе правого придела большинство икон были перенесены из старой деревянной церкви. Новые живописные работы были произведены известными мастерами среди них академики Неф, Брюлов, Шебуев, Сазонов, профессора - Басин, Гобель-Цетелль, Марков и пр. В куполе храма по кругу располаголись 16 фресок: Спасителя, 12 апостолов и 3 святителей, которые были выполнены акад. Сазоновым. Особого внимания в церкви заслуживали две исторические иконы в серебряных ризах, старинного греческого письма выполненные на деревянных досках - Нерукотворенного Спаса и Знамения Божией Матери, которые были помещены в главном алтаре по обеим сторонам запрестольного образа. Внизу каждой из них выгравирована одинаковая надпись: " Сей святый образ построен в дни благочестивыя державы при Царе Государе Петре Алексиевиче и при сыне его Государе Царевиче Алексии Петровиче всея России, а по обещанию полку Семеновскому, 1705 г. " . Именно эти иконы, по свидетельству историков Семеновского полка, «постоянно сопутствовали Петру I в походах и воодушевляли Семеновцев в геройских битвах при деревне Лесной и под Полтавой». Из других святынь заслуживали особого внимания две плащаницы: одна по своей ценности (около 6 тыс. рублей), а другая - по своей исторической судьбе. Она была похищена французами в 1812 г. из какой-то, вероятно, Московской церкви, «плащаница сия была отбита у них казаками во время бегства Наполеоновской армии, при переправе через реку Березину, и передана, для благоговейного хранения, в церковь лейб-гвардии Семеновского полка».

http://sobory.ru/article/?object=34546

Символ иконы Державная ясен для духовных очей: через неисчислимые страдания, кровь и слёзы, после покаяния Русский народ будет прощён, и царская власть, сохранённая самой Царицей Небесной, России будет возвращена. С радостным страхом и покаянным трепетом начал народ русский молиться перед Державной иконой по всей России, а сама икона в бесчисленных копиях стала украшать все русские храмы. Но прошло несколько лет, и жесточайшие гонения обрушились на головы её почитателей. Были арестованы тысячи верующих и многие убиты, а сами иконы изъяты из всех церквей… Сегодня, когда за плечами России, за нашими плечами осталась предречённая история жизни последнего столетия, нет никакого сомнения, что исполнится в точности и последний победный акт этой тайны. Думаю, интересно посмотреть на тайну Божьего Домостроительства через призму иконы Державная. Тайна, которая посрамляет врагов Божиих, ибо Чудо нельзя предвидеть. Явленная 2 марта икона прежде принадлежала (по крайней мере, с XVII века) Московскому женскому Воскресенскому монастырю. При нашествии Наполеона в 1812 году обитель эвакуировали, и икона попала на хранение в Вознесенскую церковь села Коломна. Потом о ней забыли, аж, на целый век. Накануне явления иконы в феврале 1917 года простой пожилой женщине Евдокии Андриановой из деревни Починки было во сне три явления Божией Матери. Она слышала голос: «Сейчас Я Сама взяла державу и скипетр в Свои руки, а с иконой Державной посылаю Свою особую Благодать и Силу. Копии с этой иконы надо распространять среди людей им в помощь. Эта икона не спасает от испытаний, так как испытания нужны, чтобы пробудить духовную сторону в людях, но кто будет во время испытаний с верой молиться у этой иконы, тот будет спасаем». Евдокия в одно утро отправилась исполнить послушание, но священник сказал, что он занят и ему некогда её слушать. И лишь после третьего ночного явления Богородицы, поп разрешает Евдокии с прихожанином церкви поискать икону. Долго искали сначала в храме, затем в подвале. Нашли среди старых икон, приставленных к подвальной стене чёрную большую доску. Женщина вымыла её – и на ней появилась Царица Небесная с короной, державой и скипетром…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/25/15...

Степень общецерковного почитания преподобного ярче всего демонстрируют два синодальных издания с текстами архиереев, занимавших московскую кафедру. «Поучительные слова» митрополита Платона (Левшина; + 1812) напечатаны в Москве в 1780 году и содержат архипастырскую проповедь, прочитанную годом ранее в Троице-Сергиевой лавре в день памяти святого 5 июля (ст.стиль). Житие же преподобного Сергия в редакции тогда еще архиепископа Филарета (впоследствии митрополита (Дроздова)); прославлен Церковью в святительском чине в 1994 году) вышло в Санкт-Петербурге в 1822 году. Это своеобразная «народная» версия – сравнительно простое переложение древних церковных источников. Еще одна библиографическая редкость - Московский патерик известного духовного писателя Евгения Погожева (Ефима Поселянина; + 1931). Издание появилось на свет в 1912 году при содействии дворянства старой русской столицы. Вполне понятно, что попали туда и жизнеописания Сергия Радонежского, а также его учеников и духовных чад, вошедших в собор московских чудотворцев. «Дивные дары, которые он приобрел своей святой жизнью, - пишет автор о преподобном Сергии, - он употребил на служение русскому народу. Не перечесть всего, что совершил он для родной земли». Над этой цитатой из патерика посетители могут увидеть полный сдержанной, скупой молитвенной красоты образ Преподобного с Владимирской иконы Божией Матери с собором московских чудотворцев. Эту икону цесаревичу Алексею во время его первого посещения Белокаменной в 1912 году подарило городское дворянство. Вряд ли случайно: в то время Сергия Радонежский почитался как небесный патрон московских государей. Для неспешного созерцания Иконографическая часть экспозиции содержит несколько безусловных шедевров. Структурно она разделена на несколько больших разделов: образы самого преподобного и Пресвятой Троицы, сюжеты, связанные с событиями Куликовской битвы и деяниями духовных последователей троицкого игумена. Как минимум десять икон достойны неспешного созерцания. Некоторые демонстрируются широкой публике впервые. Прежде всего, это рама XIX века с дюжиной подробно прописанных житийных клейм к иконе преподобного Сергия (центральный образ, увы, не сохранился) из Николо-Перервинского монастыря . «Историки архитектуры в изображении храмового убранства находят много общего с интерьерами главного монастырского собора, - замечает заведующая отделом изобразительного искусства и иконописи МГОМЗ Мария Послыхалина. - Рама поступила в музей после закрытия обители в 1930-е годы. Имени иконописца мы не знаем. Но, скорее всего, это местный монастырский мастер, который запечатлел некоторые детали, что называется, с натуры».

http://e-vestnik.ru/reports/yubileynye_s...

Тем не менее, Санкт-Петербург и его центральный Невский проспект символизируют толерантность, присущую его народу. Если вы посмотрите на панораму С.В. Садовникова, представленную в витринах, вы убедитесь в этом. История города неотделима от истории страны и тесно связана с историческими датами России. Именно Казанскому собору суждено было стать первым в России памятником победе в Отечественной войне 1812 года. Здесь среди трофеев, любимых икон нашел свое упокоение фельдмаршал М.И. Кутузов. Центральная часть экспозиции посвящена этой теме. Казанский собор явился центральным местом чествования 300-летия Дома Романовых, которое широко отмечалось в России, и именно к этой дате были освящены Государев Феодоровский собор и Никольский Морской собор в Кронштадте, заложен храм Феодоровской иконы Божией Матери – все это можно увидеть на стенде. Грядущим событием 2013 года является 300-летие Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, этому событию посвящен отдельный стенд. В экспозиции отдельно выделены две зоны: читальный зал, в котором посетители выставки смогут ознакомиться с лучшими изданиями, отражающими тему " Православный Петербург " , и видеосалон, где можно посмотреть фильмы о храмовой архитектуре, святых покровителях города, святынях Санкт-Петербурга. Экспозиция подготовлена при участии Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Автор и руководитель проекта – Наталья Феофанова, архитекторы проекта – Наталья Маслова, Михаил Помецко. Экспозиция 1150 лет Российской государственности В 2012 г. исполняется 1150 лет со времени события, которое в отечественной историографии XVIII-XIX вв. получило название " призвание варягов " , " рождение российской государственности " . Экспозиция раскрывает ключевые моменты истории России, рассказывает о ее исторических, церковных деятелях, деяниях святых покровителей, отражает симфонию Церковь-государство-народ. Экспозиция посвящена важной роли Русской Православной Церкви в деле становления и укрепления русской народности и русской государственности, а также влиянию Церкви на формирование национального характера, нравственного облика и психологического склада народов исторической Руси.

http://religare.ru/2_97677.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010