До 1844 года весь храм был холодный и с одним престолом в честь Нерукотворного Образа Спасителя; в 1844-1850 годах между церковью и колокольней был построен правый теплый придел в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» на средства вдовы генерал-майорши Анны Павловны Коробановой. 26 августа 1850 года придел освящен по благословению преосвященного Тимофея (Вещезерова), епископа Смоленского и Дорогобужского " местным благочинным священником города Вязьмы отцом Сергием Бобровым с прочим духовенством " . В 1851-1860 годах был достроен флигель, строительство которого было не закончено в 1810 году. По разрешению епархиального начальства при священнике Василии Чистякове накрыт тесом и отделан. По окончании работ в нем разместилась сельская церковно-приходская школа. В 1869-1872 годах устроен левый теплый придел в честь праздника Богоявления Господня. 7 октября 1872 года придел освящен игуменом Болдина монастыря Авраамием по благословению преосвященного Иоанна (Соколова), епископа Смоленского и Дорогобужского. В начале XX века на колокольне висели шесть колоколов. Все колокола были правильно подобраны и имели довольно приятный звук, особенно трезвон во все колокола отличался музыкальностью и гармоничностью. В августе 1912 года через Спас-Телепнево проходил крестный ход со Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия» Надвратной из города Смоленска на Бородинское поле, где проходили торжества, посвященные столетию Отечественной войны 1812 года. В 1921 году согласно описи, хранящейся в документах административного отдела Вяземского исполкома, в селе Телепневе стояла одна каменная церковь, в ветхом состоянии, требующая ремонта; престолов – 3, колоколов — 6, икон в алтарях — 16, в иконостасах — 112, в разных местах храма – 50. 18 мая 1922 года в Спасском храме проведено изъятие церковных ценностей. В этот день из церкви были взяты серебряные: крест малый, внутри с крестиком; дарохранительница; потир с полным прибором; три обложки с Евангелий; шестнадцать накладок и четыре ободка от Евангелий. Всего вес серебра составил 8 фунтов 21 золотник. В ноябре 1924 года религиозное общество в селе Спас-Телепнево включено в список обществ, отосланных для регистрации в Административный отдел Губисполкома. С 1930 года Спасская церковь была передана под школу.

http://sobory.ru/article/?object=26044

Иверская-Московская икона из часовни на Красной площади Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Заветную святыню древней русской столицы Москвы составляет Иверская икона Богоматери. Среди московских святынь есть иконы, имеющие за собой громадную давность, какова, например, знаменитая Владимирская икона, писанная, по преданию, при жизни Богоматери и с Самой Пречистой Девы евангелистом Лукой. Такую же давность имеют — гвоздь, послуживший при распятии Христа, и риза Христова. Иверская икона сравнительно совсем недавняя: она написана на Афоне и прислана в Москву при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне в XVII веке, так что по времени происхождения своего она является одной из самых недавних московских святынь. Но почитание ее чрезвычайно распространилось и укрепилось в московском населении, и нет другой святыни, которая настолько, так сказать, вошла бы в обиход Москвы, слилась с бытом ее жителей, как Иверская икона. Иверская часовня находится в средоточии московской жизни, в двух шагах от Кремлевских стен, от исторической Красной площади, самых многолюдных улиц шумной, т[...] К этому разделу приложены файлы (5). Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: из книги: Воскресенские (Иверские) ворота в Москве. Издано в пользу Убежища для увечных воинов в селе Всесвятском. М.: Тип. Т. Рис, 1881. 16 с., 3 л. ил., схем. 22 х 14,5 см Файл 26158.jpg:   Размер: 553x827, 0.46 MPix, 194 Kb. Дата: 2016-02-17, анонимно. Рейтинг изображения: 13 (159) , (8) . Описание: из книги Толстой, Михаил Владимирович (1812-1896). Сказание о чудотворной Иверской иконе Божией Матери, почерпнутое из достоверных источников гр. М. Т-м. - Москва : Унив. тип., 1843. - 75, с., л. ил. : ил.; 19 см. Авт. установлен по изд. 1847 г. Файл 32802.jpg:   Размер: 566x930, 0.53 MPix, 85 Kb. Дата: 2018-10-11, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (107) , (1) . Описание: Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот Московского Кремля. Афонский список (иконописец Лука, монах Ксенофонтова монастыря), 1995 г. Дерево, левкас, темпера, сусальное золото.

http://pravicon.com/icon-692

Петропаловский храм – один из немногих в Москве, где сохранились старые колокола. Высота храма вместе с крестами 18 саженей или 38 метров. Храм освещается в два яруса. Снаружи храм имеет три входа, над западным входом – изображение Казанской иконы Божией Матери, над северным входом – иконы Печерской Божией Матери со свв. Антонием и Феодосием, над Южным входом – Владимирская икона Богоматери. В 1991 году был освящен небольшой крестильный храм Архангела Михаила, в 2000 году часовня с распятием Иисуса Христа. Ограда церкви каменная, с железной решеткой. Весь храм помещен внутри ограды. Ограда взята под государственную охрану. На территории храма находится могила бывшего настоятеля церкви – протоиерея Анатолия Новикова и монахини Бабкиной А.И. Разноречива информация о времени возведения, освящения и перестройки каменного храма Петра и Павла. Например, все источники его закладку относят к 1698 году, когда по инициативе Лефорта была построена деревянная церковь для солдат его полка, освященная в честь святых первоапостолов. Хотя на мемориальной доске, укрепленной при входе в храм, сказано, что это была церковь Воскресения Словущего при госпитале Лефортова полка, и лишь с 1711 г. - церковь святых первоапостолов Петра и Павла. На чем основываются последние данные - установить не удалось. Возможно, произошла путаница, и авторы мемориальной доски отождествили первую церковь на территории Госпиталя (в 1705 г. освящена в честь Воскресения Словущего) с деревянным храмом Лефортова полка в начале его функционирования. Не исключено также, что какое-то время деревянная полковая церковь, воздвигнутая при Лефорте, выполняла роль госпитальной и даже имела наименование, которое затем перешло к последней. http://hramlefortovo.ru Комментарии и обсуждение " Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится " , - эти слова 90-го псалма полностью применимы к Петропавловскому храму в Лефортове, сохранившему не только первоначальный внешний облик, но и внутреннее убранство. Много испытаний выпало на долю храмов допетровского и ранне-петровского времени Москвы и ее ближайших окресностей: московский пожар 1812 г. при оккупации города французами, погоня за превратно понимаемым " церковным благолепием " , погубившее множество высокохудожественных старинных иконостасов при безжалостном " обновлении " храмов Первопрестольной во 2-й половине XIX в., и, наконец, ХХ в. с большевистской " реконструкцией Москвы " . С конца 1920-х гг., при массовом закрытии храмов, в лучшем случае сохраняли их стены (для использования в секулярных целях), предметы же интерьера попросту " утилизировалось " . К лету 1941 г. от московских " сорока сороков " действующими оставалось менее 30 церквей. К счастью, в их число вошел храм в Лефортове, где можно так глубоко перенестись в атмосферу рубежа XVII-XVIII веков, с восторгом созерцая " флемскую резьбу " его иконостаса, обрамлющую " фряжское письмо " 4-х ярусов икон.

http://sobory.ru/article/?object=03568

Рейтинг изображения: 4 (148) , (3) . Описание: Псково-Покровская. Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. Москва: Манухин, 1866. С.48: 1 д. [Октябрь] Псково-Покровская. Сия икона написана по случаю бывшего в 1581 г. старцу Дорофею явления Божией Матери и изображает те попечения Богоматери, какие она, по видению, предпринимала для избавления города Пскова (в том 1581 г.) при осаде польского короля Стефана Батория. Празднество чудотворному образу Пресвятой Богородицы Псково-Покр[...] Файл 31609.jpg:   Размер: 587x749, 0.44 MPix, 180 Kb. Дата: 2018-04-11, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (130) , (1) . Описание: Старинная икона возле лавки Жиглевича, в железном ряду. (Псково-Покровская.) Окулич-Казарин, Николай Фомич. Спутник по древнему Пскову/Сост. Н.Ф. Окулич-Казарин. - 2-е изд., испр. и доп. Псков: Псков. археол. о-во, 1913. С.120-121: Икона в Гостином дворе (Рис. 11). В Гостином дворе, возле лавки И.И.Жиглевича, находится копия с иконы Печерского монастыря, писанная красками. Размер ее 1 х 1 арш. На ней изображен вид древнего Пскова, конца XVI века. По словам очевидцев, на задней стороне иконы им[...] Файл 31610.jpg:   Размер: 569x861, 0.49 MPix, 184 Kb. Дата: 2018-04-11, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (113) , (2) . Описание: Псково-Покровская икона Божией Матери. Снята посредством фотографии с копии, находящейся в Московском Успенском соборе (Толстой, Михаил Владимирович (1812-1896). Русския святыни и древности [Текст]/соч. гр. Михаила Толстаго. - Москва : Унив. тип., 1861-1866. - 26 см. Ч. 2: Святыни и древности Пскова. - 1861. - II, 124, 44 с., л.) Файл 34722.jpg:   Размер: 655x1084, 0.71 MPix, 322 Kb. Дата: 2020-04-19, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (61) , (1) . Описание: Видение старца Дорофея. 3-я четверть XVIII в. Псково-Изборский объединённый музей-заповедник. museumpskov.ru : «Икона «Видение старца Дорофея» была написана, очевидно, по заказу купеческой гильдии для ратуши, вплоть до революции находилась в торговых рядах, возле лавки купца Жиглевича, отчего приобрела обиходное название «икона Жиглевича». Она является повторением центральной части Печорской иконы конца XVII века, но изображение города на ней несколько скорректировано с учетом современной масте[...]

http://pravicon.com/icon-277

Ржевский храм сильно пострадал от пожара 1812 г. Но уже в декабре того же года освятили возобновленный Николаевский придел. В 1887 г. старый главный иконостас заменили новым, изготовленным в мастерской академика живописи В.Д. Фартусова. Вытесанный из белого камня, он был покрыт набранным разноцветным стеклом. Это был второй в России мозаичный иконостас (первый незадолго до этого установили в крестовой церкви Богоявленского монастыря). Царские врата и иконостасные двери изготовили из сквозной ажурной меди. К 1898 г. вместо старой трапезной соорудили новую, точно повторяющую формы предшественницы, и возвели новую колокольню. Приделы украшали двухъярусные иконостасы из итальянского белого мрамора с колоннами из светло-розового мрамора. Царские врата и алтарные двери были выполнены из бронзы, иконы написаны по вызолоченному фону. Новой живописью украсили стены и своды трапезной и приделов. На храмовую икону преподобного Алексия, человека Божия, соорудили дорогую ризу с эмалью. Как главная святыня почиталась чудотворная Ржевская икона Божией Матери, представлявшая собою складень. В храме находилось шесть икон XVII века. На аналоях находились крест с мощами святых угодников Божиих – вклад 1659 г. дьяка Семена Углецкого и второй крест – вклад 1694 г. боярина Федора Лопухина. В храме хранился и драгоценный ковчег с частицами мощей – вклад 1681 г. дьяка Ерофея Богданова. В апреле 1922 г. власти изъяли из храма более восьмидесяти серебряных риз, лампад, кадил, крестов. Немногое оставшееся серебро было похищено грабителями ровно через год. Храм закрыли в 1929 г. Царские врата, колокола и бронзовая утварь пошли на переплавку, остальное имущество сдали в музейный фонд. В этом же году храм снесли, а на его месте вскоре появилось конторское здание. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=24601

Икона была украшена драгоценным окладом, утраченным во время Отечественной войны 1812 г., устюжане пожертвовали 8 тыс. р. на изготовление новой ризы в 1818 г. На нижнем поле нового оклада была сделана надпись, сообщавшая о чудесном избавлении Вел. Устюга по молитвам прп. Прокопия (не сохр.). С новгородской иконы в Московском Кремле были сделаны списки для местного ряда Архангельского (241 ´ 184 см, сер.- 2-я пол. XVI в.) и для Благовещенского соборов, с клеймами Акафиста на полях (заменил древнюю новгородскую икону; 155 ´ 129 см; 1-я четв. XVII в.). Во 2-й пол. XVI-XVII в. изображения Благовещения с образом воплощенного Богомладенца Иисуса Христа, повторявшие иконографию древней чудотворной иконы, были многочисленны. Они воспроизводились на храмовых иконах церквей в честь Благовещения, на иконах-пядницах, в настенных росписях (напр., в Благовещенском соборе Сольвычегодска), в лицевом шитье; имеются варианты, в к-рых арх. Гавриил изображен с поднятым крылом, внизу - гора с пещерой (иконы из Сольвычегодска и Соловецкого мон-ря). В искусствоведческой лит-ре подобные изображения Благовещения с воплощенным Богомладенцем получили условное иконографическое наименование «Благовещение Устюжское». Ист.: Розыск или список о богохульных строках и о сумнении святых честных икон, дьяка Ивана Михайлова сына Висковатого в лето//ЧОИДР. 1858. Кн. 2. Ч. 3. С. ГI Новгородская II летопись (под 1561 г.)//Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 93; Описи Моск. Успенского собора от нач. XVII в. по 1701 г. включительно. СПб., 1876. Стб. 387-388, 571. (РИБ; Т. 3). Лит.: Лёвшин А. Г. Ист. описание Моск. Большого Успенского собора. М., 1783. С. 17-18; Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 20, 100, 116; Истомин Г. Указатель святыни и достопримечательностей моск. Успенского собора. М., 1888. С. 15-16; Покровский Н. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно визант. и рус. СПб., 1892. С. 29-30; Титов А. А. Летопись Великоустюжская. М., 1898. С. 48, 82-85, 127, 145; Смирнов Я. И. Устюжское изваяние Св. Георгия Моск. Большого Успенского собора. М., 1915. С. 53, примеч. 2; Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947. С. 39-43, ил. 24, 25; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. 4. С. 54-58. Илл. 19-21; Grabar A. Christian Iconography: A Study of Its Origins. L., 1969. P. 128, il. 305; Живопись домонгольской Руси: [Кат. выст.]. М., 1974. С. 32-36. Кат. 4; Лазарев В. Н. Рус. живопись от истоков до нач. XVI в. М., 1983. С. 34-36, 164. Кат. 4; Древнерусское искусство X - нач. XV в.: Кат. собр. [ГТГ]. М., 1995. Кат. 7. С. 47-50; Щенникова Л. А. Благовещение Устюжское//Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999. С. 246-263; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Благовещение» нач. XII в.//ДРИ. СПб., 2002. [Вып.:] Русь и страны визант. мира, XII в. С. 517-538.

http://pravenc.ru/text/149271.html

Источник: Неделин В.М., Ромашов В.М. Архитектурные древности Орловщины (ушедшее), стр. 150 Приход Соборной Троицкой церкви состоял из центральных кварталов города Дмитровска и деревень: Вертякиной и Аношенки. Городских прихожан 1389 душ обоего пола; прихожане – по преимуществу купцы и мещане, занимаются торговлею, а в приходских деревнях проживают крестьяне, занимающиеся земледелием, всего 628 душ обоего пола. Приход образовался частью из пришлого во вновь открытый город населения, частью из дворов, отчисленных из приходов Казанской и Дмитриевской церквей города. Троицкая церковь зданием каменная, трехпрестольная: в настоящей холодной – во имя Св. Троицы и в трапезе теплой – во имя Успения Пресвятой Богородицы и во имя св. вмч. Георгия. Построена церковь в начале XIX ст. Престолы освящены: первый – 1812 г., второй – 1817 г., третий – 1821 г. В 1832 г. церковь была значительно расширена, так что внешний вид ее изменился. В 1891 г. в настоящей церкви во имя Св. Троицы старостою Николаем Лукиным устроен новый иконостас вместо прежнего, пришедшего в ветхость; вся церковь расписана живописью альфреско, причем клиросы от иконостаса были удалены к задним пилонам. Из замечательных икон в храме заслуживают упоминания устроенные «в память чудесного спасения Государя Императора с Августейшим Семейством 17 октября 1888 г.» и помещенные в нижнем ярусе иконостаса иконы св. Николая чудотворца и св. князя Александра Невского. Другие святыни храма: икона Иверской Божией Матери и резной кипарисный с позолотой по краям крест, обе святыни с частицами св. мощей. Имеется церковно-приходская смешанная школа в собственном каменном здании при храме. Кроме того, имеются каменные здания для караулки и две небольшие лавки, сдаваемые в аренду. «Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. - Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=43451

Научная реставрация стенописи Смоленского собора была впервые начата в 1928 г. Тематически стенопись собора связана с основными идеологическими проблемами формирующегося единого русского государства. События недавнего исторического прошлого России - удельная раздробленность, борьба с Золотой Ордой, воссоединение русских земель - персонифицируются в образах русских святых, изображенных на парадных гранях столбов собора. В росписях стен основное место занимают композиции, связанные с темой почитания Богоматери. Образу Богоматери придаются характерные для этой эпохи градозащитные функции, передающие тревожную атмосферу жизни молодого государства, отстаивающего свое единство. В 1683-1685 гг. в Смоленском соборе установлен существующий ныне иконостас. Его вызолоченную, высокорельефную раму выполняли мастера кремлевской Оружейной палаты под началом Осипа Андреева, Клима Михайлова и Степана Зиновьева. В состав иконостаса вошли вкладные иконы царей Ивана IV, Федора Иоанновича и Бориса Годунова. Среди икон есть подписные работы известных московских иконописцев XVII в. - Симона Ушакова и Леонтия Стефанова. В подклете Смоленского собора находится самая древняя часть некрополя монастыря - усыпальницы XVI—XVII вв.,. В центральной части подцерковья размещены могилы монахинь из знатных княжеских и боярских родов, в восточной части - захоронения членов семьи Ивана Грозного по женской линии. Отдельное, маленькое помещение подклета отведено под семейную усыпальницу боярина Б.М.Хитрово, с 1657г. возглавлявшего Оружейную палату Московского Кремля. В южном нефе Смоленского собора находятся гробницы сестер Петра I царевен Софьи, Евдокии и Екатерины Милославских, там же похоронена первая жена Петра I - Евдокия Лопухина. Некрополь на территории Новодевичьего монастыря возникает в XVIII в. В настоящее время на территории монастыря сохранились захоронения ряда видных деятелей русской истории и культуры. Среди них могилы героев Отечественной войны 1812 г. - Д. В. Давыдова и В. М. Тимофеева; декабристов С. П. Трубецкого, М. И. Муравьева-Апостола, М. Ф. Орлова; видных деятелей русской культуры М. Н. Загоскина, И. И. Лажечникова, А. Н. Плещеева, С. М. Соловьева, Ф. И. Буслаева, А. С. Уварова.

http://sobory.ru/article/?object=02286

Следующая проверка — в апреле 2019 года — нарушений не выявила.  Какой ущерб нанесен обители Это еще предстоит оценить. Но, по данным источника “Интерфакса”, загоревшееся административное здание не является объектом культурного наследия.  История монастыря Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь основала в 1386 году княгиня Марией Ивановна, супруга князя Андрея Серпуховского, в память о победе на Куликовом поле. Строительство поддерживал Дмитрий Донской, духовником обители стал преподобный Сергий Радонежский, по данным сайта монастыря. “Это один из самых знаменитых монастырей в Москве, поскольку он прикрывал подъем Рождественского холма над долиной реки Неглинной. Монастырь сохранил потрясающий по архитектуре собор XVI века”, — рассказал “Звезде” историк архитектуры Алексей Клименко. Одноглавый каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы возвели в 1501—1505 годах в традициях раннемосковского зодчества. Он пережил два московских пожара — 1500 и 1547 годов. В восточной части фундамента сохранились остатки более древней белокаменной кладки. В 1812 году монастырь оккупировали войска армии Наполеона. Когда они отступали из Москвы, они пытались сжечь обитель. Но солома оказалась отсыревшей, и свечи догорели, не причинив монастырю вреда, гласит предание. После революции монастырь был закрыт. Серебряные ризы с икон сняли, часть их переместили в церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе. Многие сестры монастыря подверглись тюремному и лагерному заключению, ссылкам. Монастырское кладбище было уничтожено. Комплекс монастыря был отдан под жилье, склады, административные учреждения. Богослужения возобновились в 1992 году. Через год священный Синод решил возобновить монашескую жизнь в обители, и сюда прибыли первые насельницы. Монастырь был возрожден 16 июля 1993 года. Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости , Максим Стулов/«Ведомости» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/nikto-ne-postradal-no-...

Тимпаны закомар сплошным узором закрыты изразцами с рисунком «павлинье око». Изразцовые фризы украшают барабаны глав. В изразцах встречаются изображения ромашки, гвоздики, репейника и стилизованных рисунков цветов. В 1674 г. строительные работы были закончены. После скоропостижной кончины царя Алексея Михайловича в 1676 г., взошедший на престол царь Федор Алексеевич пригласил для украшения Покровского собора мастеров Оружейной палаты, которые выполнили роспись стен. Для создания пятиярусного иконостаса, были приглашены мастера из Ярославля, Костромы, Сергиева Посада и других городов, так как для написания икон иконостаса, высота которого равна высоте шестиэтажного дома, московских живописцев не хватало. Деисусный и местный ряды были написаны ярославскими мастерами, праздничный – мастерами из Троице-Сергиевой лавры, пророческий – костромичами, верхний ряд – москвичами. Собор освятили 1 октября 1679 г. Звонница находилась на верхнем ярусе мостовой башни, во втором ярусе располагались звонари, нижний ее ярус был проездными воротами. Во время войны с Наполеоном имущество собора было разграблено французскими войсками. От костров, которые солдаты разожгли прямо в соборе, возник пожар. От огня треснул свод, покосился главный купол, разрушились окна. Храм долгие годы с тех пор стоял запертым. В 1840-е гг. по приказу императора Николая I в Измайлове была открыта Военная богадельня для ветеранов войны 1812 г. Для нее по проекту архитектора К.А. Тона в 1849 г. возвели несколько зданий. Два здания богадельни пристроили вплотную с восточной, северной и южной сторон к Покровскому храму, чтобы при открытых северных и южных церковных вратах ветераны могли слышать богослужение. Иконы в чудом уцелевшем иконостасе были обновлены художниками Академии художеств под руководством Ястребилова. Храм был освящен 8 апреля 1850 г. Николаевскую военную богадельню закрыли в 1918 г., богослужения прекратились. Вскоре в соборе был устроен архив НКВД, в 1928 г. наиболее ценные иконы исчезли. Удалось спасти святыню храма – чудотворную Иерусалимскую икону Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=03366

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010