Во 2-й пол. XVIII в. архитектурный ансамбль Н. П. м. был обновлен. Кирилло-Афанасиевский собор (XII в.) в 1753-1754 гг. перестроен (разобран до нижних окон и надстроен в верхней части) и освящен 17 янв. 1756 г. настоятелем новгородского Юрьева мон-ря архим. св. Павлом (Конюскевичем). Архитектурное оформление фасадов 5-главого храма, граненых барабанов и глав было решено в барочном стиле. С севера к собору был пристроен небольшой придел свт. Леонтия Ростовского, освященный 1 окт. 1756 г. настоятелем (1751-1758) Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря архим. Дамаскином (Аскаронским; † 1769). К кон. XIX в. в Леонтиевском приделе находился «интересный иконостас - весь серебряный, состоит лишь из царских врат и двух боковых икон» ( Слезскинский. 1901. С. 704). С южной и западной сторон к собору была пристроена паперть, по инициативе и на средства настоятеля (1791-1794) игум. Порфирия (Симонтовского) в 1792 г. там устроен и 4 сент. 1793 г. юрьевским архим. Иоакимом (Карпинским) освящен теплый юж. придел во имя прп. Арсения Новгородского. Здесь, в юго-зап. углу храма, покоились под спудом мощи прп. Арсения Новгородского († 1572?), в янв. 1787 г. перенесенные из упраздненного Арсениева в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря. 12 янв. 1812 г. мощи были «вложены» в новую, бронзовую, позолоченную раку ( Ратшин. Монастыри. 1852. С. 381). Память святого в обители чтили 8 мая и 12 июля. По свидетельству новгородского прот. Арсения Васильевича Вихрова (1855-1911), посетившего обитель в 1896 г., при игум. Вонифатии, «в паперти» монастырского собора имелась доска с надписью: «Под сим погребены два родные брата Константин и Димитрий Корованковичи, первые здатели святаго храма сего». Слева от входа «в стене» стояла гробница с частицами мощей святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, украшенная резной аркой ( Вихров. 1896. С. 246; Слезскинский. 1901. С. 704). Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. 1753–1754 гг. Фотография. 30-е гг. XX в. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. 1753–1754 гг. Фотография. 30-е гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2577779.html

После принятия высочайше утвержденного указа Святейшего Синода от 25 июля 1812 года о мерах, принимаемых Русской Православной Церковью для создания народного ополчения, по всей стране начался сбор духовенством денежных пожертвований. Судя по рапортам епархиальных архиереев, хранящимся в архиве Синода, а также некоторым другим источникам, общая сумма пожертвований духовным сословием на создание ополчения составила: 2 405 076 рублей 60 копеек ассигнациями, 27 214 рублей 88 копеек серебром, 556 рублей золотом, 3388 рублей 10 копеек медью; 60 пудов 27,5 фунта 67,5 золотника серебра и 10 фунтов 18,5 золотника золота в изделиях и слитках 11 . Духовенство Московской епархии пожертвовало: 126 514 рублей 80 копеек ассигнациями, 2702 рубля серебром, 20 рублей золотом, а также 19 пудов 26 фунтов 17 золотников серебра и 2 фунта 11 золотников золота в изделиях и слитках. Это был самый крупный вклад по сравнению с другими епархиями России. Из московских пожертвований самым значительным был вклад Свято-Троицкой Сергиевой лавры: 70 000 рублей ассигнациями, 2500 рублей серебром и более 5 пудов серебра в вещах и слитках. Все эти пожертвования были собраны в течение одного месяца (августа). Решение об оставлении Москвы было принято на военном совете в Филях 1 сентября 1812 года. За неделю до этого, 24 августа, вышел указ об эвакуации церковных и ризничных драгоценных вещей из московских соборов и монастырей. Однако епископ Августин, опасаясь взрыва народного возмущения, разрешил убирать в безопасные места ризницы, запретив при этом трогать в церквах внешние украшения. Вывоз сокровищ из ризниц Московской патриаршей, Успенского, Благовещенского, Архангельского, Покровского и Верхоспасского соборов, а также двух кремлевских (Чудова и Вознесенского), 13 московских 12 и трех загородных 13 монастырей состоялся 1 сентября на рассвете из Кремля на 300 подводах, присланных накануне Ростопчиным на архиерейское подворье 14 . Руководство обозом, отправившимся в Вологду, было поручено настоятелю Заиконоспасского монастыря архимандриту Симеону, получившему от Ростопчина открытый лист (после благополучного возвращения церковных и ризничных ценностей в Москву, состоявшегося в январе 1813 года, архимандрит Симеон был награжден орденом святого Владимира 15 ). Епископ Августин выехал из Москвы с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери в ночь с 1 на 2 сентября, получив послание Ростопчина, содержавшее известие об оставлении Москвы, а также распоряжение императора Александра I о срочной эвакуации этих икон во Владимир.

http://e-vestnik.ru/history/moskovskaya_...

При возвращении из Петербурга в июне 1811 г. Игуменья Таисия предъявила в Перми Епископу Иустину выданные ей, по предложению Митрополита Новгородского Амвросия, из Новгородского Кафедрального Софийского собора двадцать пять частей святых мощей для Новотихвинской обители. По совершении священного обряда водоосвящения 11 июня в Петропавловском соборе, святые мощи были положены в нарочно изготовленный для сего образ и того же числа вместе с иконою Тихвинской Божией Матери препровождены с священною церемониею в г. Екатеринбург, в который были внесены 26 июня, в день Тихвинской Божией Матери. Вокруг обители и всего города был совершен крестный ход, который в этот день ежегодно бывает и ныне. Епархиальным начальством было дозволено образ со святыми мощами и упомянутую икону носить для отправления молебнов и всенощных бдений в дома граждан и окружные селения. «Везде видно было одинаковое усердие христиан к принятию икон в дома для молебствий», доносила Игуменья Таисия Епископу Иустину от 9 декабря 1813 г. Во время крестного хода по разным уездам получался значительный сбор в пользу обители. От 9 ноября 1812 г. Игуменья Таисия донесла Преосвященному, что 7 сентября того года были подняты икона и образ со святыми мощами и носимы по городам Камышлову, Далматову и окружным селениям до 4 ноября. Во время хождения приложено прикладу как к церкви, так и на обитель, деньгами 611 руб. 13 коп., холста тысячи полторы аршин и кудели 6 пуд. и 3 фун. От 14 ноября 1813 г. донесено Епископу Иустину, что во время хождения с иконой Тихвинской Божией Матери по городам и уездам: Верхотурскому, Ирбитскому, Камышловскому, Шадринскому и Екатеринбургскому, от усердствующих на украшение и содержание обители поступило всего 1.634 руб. 67 коп., холста разного 3.252 арш. и кудели около двух пудов. Игуменья Таисия рапортом от 6-го Февраля 1812 г. испрашивала официальное разрешение носить икону по всей епархии. На требование Епископом Иустином от всех священнослужителей и прихожан епархии сведений, желают ли они принимать образ Тихвинской Божией Матери и крест с различными мощами, получены были, между прочим, следующие отзывы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

По свидетельству художника А.М. Васнецова, побывавшему в храме в 1923 году во время отдыха тогда в Узком, образ Николая Чудотворца из одноимённого придела церкви в Узком был " удивительный по выразительности " , кроме того, по его мнению, " хороши изображения архидиаконов Евпла и Стефана на диаконских дверях. На колокольне есть один небольшой старый колокол с надписью о том, что он вылит к Троицкому собору " , кроме того, " сохранились жилищные ставни с жуковинами. В западной главе устроена колокольня. Стенных росписей в храме не было, за исключением фигур евангелистов, написанных на парусах храма. Над наружной стеной над входом в наличнике помещён образ Казанской Божьей Матери. По-видимому, так же как и в церкви Филей, внутри на западной стене находился балкончик владельца (в Филях он назывался царской ложей!), ныне на этом месте - простая балюстрада " . К сожалению, из внутреннего убранства церкви ничего не сохранилось, кроме кованой цепи от главного паникадила. Небольшие строительные работы были проведены в церкви князьями Голицыными в последней трети XVIII в. При Алексее Борисовиче Голицыне церковь обнесли белокаменной папертью с парапетом " изящного рисунка " , а при его сыне Егоре Алексеевиче, в 1799 г., была заново покрыта железом кровля и установлены новые купола вместо проржавевших первоначальных. Новые купола были высокими, устремлёнными вверх, очень удачно вписанные в композицию здания, вполне могли быть копией своих предшественников или созданы по их рисункам. При следующих владельцах усадьбы, Толстых, во время Отечественной войны 1812 года в церкви побывали французы, отступавшие из Москвы по Старой Калужской дороге. По местной легенде, в Узкое заехал сам Наполеон и лично наблюдал за движением " великой армии " с храмовой колокольни. Французы сняли с икон центрального иконостаса и придела Иоанна Предтечи " оклады и венцы серебряные " и забрали с собой часть церковной утвари. Поэтому после их ухода богослужения проходили только в приделе Николая Чудотворца, который не пострадал, более того, настоятелю И. Соколову удалось спасти основную святыню - Казанскую икону Божией Матери из центрального иконостаса. Только 8 июля 1813 года в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери были заново освящены центральный престол и придел Иоанна Предтечи. После Отечественной войны 1812 года, судя по воспоминаниям местных жителей, в Узкое каждый год летом привозили знаменитую Иверскую икону, находившуюся в Иверской часовне на Красной площади. Икону привозили монахи Николо-Перервинского монастыря, которому она принадлежала, направлявшиеся в сёла Сергиевское (Коньково-Сергиевское) и Коньково (Коньково-Троицкое). Со стороны соседнего села Ясенева, настоятель Казанского храма встречал её под колокольный звон и служил у иконы молебен.

http://sobory.ru/article/?object=03294

Из св. икон замечательны: икона Успения Божией Матери, древнего письма, на белом атласе, наклеенном на деревянной доске, длиною 1 арш. 13 верш., а шириною 1 арш. 6 верш.; икона Смоленской Божией Матери с Предвечным Младенцем, также старинного письма на атласе, с серебряными вызолоченными венцами, убрусы вынизаны мелким жемчугом, а риза сделана из фольги и украшена жемчугом, камнями и стеклами, длина и ширина этой иконы одинакова с первою; икона Богоматери, именуемая «Трех радостей»: ценность этой иконы для полка определяется тем, что ею в 1849 г. 2 июня бывший шеф полка государыня императрица Александра Федоровна благословила полк в венгерский поход, в котором св. икона сия и сопутствовала ему, и изображение распятого на кресте Христа и вокруг него Божией Матери и Иоанна Богослова, сделанное искусною рукою из слоновой кости. Из священных облачений древних нет, а как на ценные, можно указать на священническое облачение с диаконским стихарем, из белого моаре, шитое золотом. Облачение это сделано из парадной одежды бывшего шефа полка государыни императрицы Александры Федоровны, пожертвованной по высочайшему повелению 24 февраля 1861 г. в церковь кавалергардского полка, ценность этого облачения, по мнению знатоков, превышает 4000 руб.; священническое облачение с диаконским стихарем из серебряного глазета, пожертвованного графом Орловым-Давыдовым в 1872 г. после смерти сына его генерал-майора Орлова-Давыдова, бывшего офицера полка. Как свидетели мужества и храбрости кавалергардского полка, явленных особенно в достопамятную войну 1812 г., в церкви хранятся штандарты, украшенные Георгиевскими крестами и служившие полку до 1817 г., когда государем императором Александром были пожалованы полку новые штандарты. В память товарищам, с честью служившим под этими штандартами и положившим жизнь свою за веру, царя и отечество, признательные сослуживцы их по полку – генералы, штаб и обер-офицеры поставили между штандартами серебряную, с арматурою, доску на мраморном пьедестале с обозначением на ней имен убитых и раненых офицеров и количества убитых и раненых нижних чинов. Надпись на доске следующая: «Государь Император, в ознаменование Высочайшего Своего благоволения к подвигам и храбрости кавалергардского полка, явленным при поражении и изгнании французов из пределов России, и в делах при Аустерлице, Бородине, Кульке и Форшампенуазе пожаловать изволил полку сему Георгиевские штандарты; при сем случае, в знак особенного Своего внимания к полку сему, повелеть изволил украсить церковь оного прежними штандартами. Шефом сего полка во время отличия оного были: генерал-лейтенант Уваров, полковым командиром генерал-лейтенант Депрерадович, генералы, штаб и обер-офицеры, товарищам, с честью служившим с сими штандартами и положившим живот свой за веру, царя и отечество 1812 года. Нижних чинов во всех делах убито 216 человек. Нижних чинов во всех делах ранено 487 человек».

http://sobory.ru/article/?object=34443

Придел в трапезе ее во имя праведных Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев устроен в 1800 году. На месте же, где была Дмитриевская церковь, по указу 1744 года была построена теплая деревянная церковь во имя Успения Божией Матери, а в 1749-1755 годах вместо ее каменная одноэтажная того же наименования с двумя приделами, во имя прав. Прокопия Иоанна и святителя Николая. По непрочности строения Успенская церковь в 1800 г. была разобрана, и вместо нее указом еще от 18 октября 1792 г. разрешено было построить каменную двухэтажную: внизу - во имя Успения Пресвятой Богородицы, а вверху - в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радости " , но почему-то это не было исполнено, и выстроена была одноэтажная ныне существующая Успенская церковь в одной связи с колокольней. Освящена Успенская церковь 29 января 1808 года. Во второй половине XVIII века Воскресенский приход стал уже именоваться Успенским. В настоящее время иконостас в Воскресенской церкви столярной работы, выкрашен белой краской, с колоннами, устроен, как сказано выше, в половине XIX в. в классическом стиле николаевских времен. Из икон его отметим образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, отчасти поновленный. Риза на иконе, как видно из надписи на ней, сделана в 1812 году. Из других икон небольших (пядничных) разного времени и письма, размещенных в алтаре (в особом киоте) и других частях храма, выделяется старого письма небольшая икона (8 "/2х8 вер.) святителя Николая чуд., позднее врезанная в другую доску, на которой изображены чудеса Святителя. Икона находится в трапезе налево от входа. Иконостас Успенской церкви одноярусный, довольно простой и в художественном отношении не интересен. Из местных икон выделяется образ Пресв. Богородицы " Всех скорбящих Радости " , писанный, как говорит церковная летопись, по заказу воеводы Максима Григорьева еще при жизни прав. Андрея в ознаменование исцеления этим угодником Ртищева от головной боли " . Откуда взято это известие, в летописи не указано, в жизни же правед. Андрея об этом не упоминается.

http://sobory.ru/article/?object=06392

В 1818 г. имп. Александру I при посещении им восстанавливавшегося после Отечественной войны 1812 г. Колоцкого монастыря игум. Иосиф преподнес копию с К. и. ( Трофимовский. 1864. С. 359; То же. 2013. С. 250). В поздней приписке к тексту описи московского Успенского собора 1-й пол. XIX в. икона Богоматери Тихвинской со святыми на полях названа иконой Колочской ( Толстая. 2000; Она же. 2008. С. 547. Примеч. 4). Эта икона сохранилась в собрании ГММК. После раскрытия и реставрации в 1995-1997 гг., проведенных И. Н. Гордеевой, ее датируют 1-й третью XVI в. ( Гордеева. 2003; Толстая. 2008; Искусство сохранять искусство. 2013. С. 111-113. Кат. 37.). Она отчасти близка к описаниям и поздним спискам К. и., поскольку имеет схожие детали: на нижнем поле - медальоны с полуфигурами святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, на верхнем поле - образ Св. Троицы. Среди святых в медальонах есть и свт. Николай Чудотворец, но он изображен на правом поле внизу, а не слева от образа Пресв. Богородицы (The Art of Holy Russia: Icons from Moscow, 1400-1660. L., 1998. Cat. 18 (автор описания - Н. Д. Маркина); Гордеева. 2001; Толстая. 2004. С. 81-82. Ил. 10; Она же. 2008. С. 528). По мнению Т. В. Толстой, подобная путаница в наименованиях неск. икон московского Успенского собора могла возникнуть из-за того, что некая К. и. сохранялась в Петропавловском приделе Успенского собора, как и Тихвинская икона Пресв. Богородицы со святыми на полях 1-й трети XVI в. Согласно описи 1853-1854 гг., слева от царских врат в иконостасе Петропавловского придела находилась икона Пресв. Богородицы с Младенцем, образом Св. Троицы над ней и святыми на полях, среди к-рых были св. Иоанн Предтеча, св. Симеон Богоприимец, свт. Николай Чудотворец, прп. Пафнутий Боровский, прп. Авраамий Смоленский и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. На окладе внизу была вычеканена надпись, согласно которой икона была «построена» 23 июня 1689 г. «по обещанию Вел. Государей Мастерские Палаты чиновников за избавление от бед милостию пресв. Богородицы и святыми молитвами» ( Толстая. 2004. С. 81-82). Эта икона в описи не названа Колочской, но, видимо, ее как список с чудотворной К. и., заказанный мастерами придворной Оружейной палаты, упоминают Д. А. Ровинский ( Ровинский. Народные картинки. Т. 4. Стб. 686) и Е. Поселянин ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 453). Ее судьба в XX в. неизвестна. Среди святых на этой иконе отсутствует образ прор. Илии, изображение которого было на чудотворной иконе, но есть святые Иоанн Предтеча и Симеон Богоприимец (возможно, патрональные святые «Мастерские палаты чиновников»). В Образной палате царского дворца, согласно ее описи 1669 г., среди икон, поднесенных царю настоятелями разных мон-рей, упоминается икона, схожая по выбору святых: «Образ Пречистые Богородицы да Илии пророка, Иоанна Предтечи, Семиона Богоприимца и иных святых» ( Успенский. 1902. С. 37).

http://pravenc.ru/text/1841796.html

«Н. Р.» в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Житном дворе. В лит-ре кон. XIX в. сообщалось, что образ был передан в храм из «царских комнатных икон» в 1816 г. ( Есипов. 1896. С. 7-8). Одновременно с тем по приказанию Августина (Виноградского), архиеп. Московского, в Благовещенский храм был перенесен ковчег с мощами св. Иоанна Милостивого, т. о., передача могла произойти в связи с реорганизацией кремлевского имущества после окончания Отечественной войны 1812 г., во время к-рой Кремль пострадал от пожаров, а часть имущества была эвакуирована ( Скурат. 2009. С. 142). Согласно описаниям кон. XIX в., образ (ок. 98×58 см) в серебряной ризе находился в местном ряду иконостаса слева от царских врат. Помимо чтимой иконы «Н. Р.» в храме находились еще 2 образа данной иконографии: икона-заместительница (с 1891) и образ иного размера, размещавшийся при входе в церковь справа. В 90-х гг. XIX в. для иконы из главного иконостаса была сделана богатая серебряная позолоченная риза, массивная медная рама для защиты «от пыли, копоти и хищения», а также устроен «всход» для удобства доступа молящихся ( Есипов. 1896. С. 10-11, 29). После закрытия Благовещенского храма в 1918 г. чтимый образ «Н. Р.» был перенесен ее настоятелем прот. Николаем Лебедевым в ц. свт. Николая Чудотворца Стрелецкого (снесена), а затем в ц. Похвалы Пресв. Богородицы в Башмакове у храма Христа Спасителя, к-рая уничтожена вместе с храмом Христа Спасителя в 1932 г., в ц. сщмч. Власия Севастийского в Староконюшенной слободе, в ц. Воскресения Христова в Сокольниках, и, наконец, в 1944 г. икона была перенесена в ц. прор. Илии в Обыденском пер. (историю происхождения иконы из ц. прор. Илии на основании документов XX в. см.: Скурат. 2009; Он же. 2010). В 1945-1946 гг. осмотр и реставрация иконы осуществлялись И. В. Овчинниковым и А. В. Виннером. В результате раскрытия фрагмента живописи фона была обнаружена надпись о том, что образ реставрировался в мае 1863 г. палехским иконописцем Л. И. Париловым ( Он же. 2009. С. 144-145). Икона особо почиталась патриархом Московским и всея Руси Пименом (Извековым). Образ покрыт серебряным позолоченным окладом, созданным по образцу дореволюционного, в его нижней части находится гравированная пластина с надписью: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» восстановлена риза в лето 1959 года при настоятеле Храма Святого Пророка Божия Илии Обыденного протоиерее А. В. Толгском». Нижнюю часть оклада иконы украшают многочисленные драгоценные привесы (Святыни храма прор. Божия Илии. 2008. Кат. 6). «Н. Р.» в церкви равноапостольных Константина и Елены в Московском Кремле

http://pravenc.ru/text/2565180.html

Утварью, ризницей, Св. иконами церковь снабжена довольно богато. Из Св. икон особенно чтима прихожанами Боголюбская икона Божией Матери. Икона эта пожертвована в церковь Боголюбивым монастырем в память того, что рабочие завода в 1865 г. с особенно горячим усердием принимали у себя чудотворную икону Боголюбской Божией Матери по случаю свирепствовавшей среди них эпидемической болезни. Пожертвованную икону рабочие украсили драгоценной серебряной вызолоченной ризой (ценою в 1300 руб.). Другая замечательная в церкви святыня - небольшой серебряный напрестольный крест, в который вложены частицы св. мощей св. Иоанна Милостивого и других святых. Причта при церкви по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание причта от служб и требоисправлений получается до 1700 руб. в год. При устройстве церкви, как выше было сказано, приложено было Баташевым пахотной земли по 15 четв. в поле и сена на 15 копен, но до 1871 г. эта земля находилась во владении Баташева. В 1871 г. опекунское управление над наследниками Баташева обменяло прежнюю церковную землю на новую в количестве 38 дес. 1092 саж. При сем дома, построенные наследниками Баташева, поступили в собственность причта, при коем происходил обмен, и для отопления и ремонта домов дано 10 дес. строевого леса. Лес этот в настоящее время частью продан, а частью употреблен на ремонт домов причта. Приход состоит из села Веркуц и деревни Чаура (8 вер. от церкви), в коих по клировым ведомостям числится 2283 души муж. пола и 2443 женского. В селе Веркуцах имеется несколько народных училищ: мужское начальное училище, открыто оно вотчинником Баташевым в 1812 г., учащихся в 1896 г. было 116; женская начальная школа, учащихся в 1896 г. было 59 и церковно-приходская школа (с 1884 г.), учащихся в 1896 г. было 35. Добронравов В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 4: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. Владимир, 1897, с. 23-25 Комментарии и обсуждение При Баташове храм был заложен (в 1802 г.), но до смерти заказчика (в 1825 г.) доведен только до купола, а трапезная и колокольня — до карниза. Правда, в храме уже совершалось богослужение, однако окончен он был в 1847—1868 годах.

http://sobory.ru/article/?object=00861

Она была с москвичами и в последующих испытаниях. Претерпела с ними горечь польского полона в 1612 году – и радость освобождения, когда вышла на Красную площадь встречать победителей, воинов Минина и Пожарского, осенённых Казанской иконой. «27 ноября, – писал С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен», – ополчение Трубецкого сошлось к церкви Казанской Богородицы за Покровскими воротами, ополчение Пожарского – к церкви Иоанна Милостивого на Арбате и, взявши кресты и образа, двинулись в Китай-город с двух разных сторон, в сопровождении всех московских жителей. Ополчения сошлись у Лобного места, и вот из Спасских ворот Кремля показался другой крестный ход: шел архиепископ Арсений с кремлёвским духовенством и несли Владимирскую». И пал народ на колени, и плакал, потрясенный встречей двух чудотворных икон. Победная встреча Владимирской и Казанской у Лобного места в Москве изображена на картине, висящей над гробом М. И. Кутузова в Казанском соборе в Петербурге, связуя воедино священную для русских память 1612 и 1812 годов. Мы не знаем в мире других примеров, чтобы какая-либо икона Божией Матери так сроднилась с душой и судьбой народа, смогла стать общегосударственным символом, знаменем державной независимости, духовной мощи и подъёма. Феномен Владимирской иконы, единственной и исключительной в мировой культуре, – плод русского национального религиозно-исторического творчества, многократно нарушаемого и всякий раз восстанавливаемого взаимодействия и согласия в нашей истории воли Божией и многомиллионной воли человеческой, свидетельство Самой Богородицы об избрании Ею России в свой последний на земле удел. В пасмурный, дождливый день 7 сентября 1995 года по улицам Москвы двигался крестный ход с чтимым списком Владимирской из иконостаса Успенского собора. А сама Великая Чудотворная, прибывшая в броневике из Третьяковки, уже ждала участников крестного хода, за всенощной в своем соборе, в своем Сретенском монастыре. Всю славу и боль России символически вобрал и вместил в себя этот крестный ход. На каких только крестах не распинали наш народ на глазах Богоматери в сумерках минувших эпох! Крымские и казанские татары, польские, французские, немецкие оккупанты, доморощенные тираны и «общечеловеческие» духовные растлители... Гвоздиные раны «распятой России», как назвал нашу Родину поэт Максимиллиан Волошин, – может быть, единственное, что сможет она предъявить завтра в свое оправдание на Страшном Суде...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010