Иванчин-Писарев предполагал, что Ягановский холм мог быть не насыпным курганом над прахом воинов, как об этом говорила легенда, а местом языческих церемоний и поклонений одному из идолов, которых по дохристианскому обычаю ставили на возвышениях. Позже место языческого святилища, как это часто бывало, занял православный храм. Название «Яганово» и Ягановский холм писатель выводил от имени вещуньи Яги, которая в славянских мифах считалась прорицательницей и покровительницей искателей приключений. Впрочем, автор версии о «бабе Яге» указывал, что название могло произойти и от германского имени Иоганн, и от монгольского – Яган, и от литовского – Ягайло. Н. Д. Иванчин-Писарев упоминал две местные святыни из древнего Воскресенского храма: икону Воскресения Христова и образ Богоматери, которые были отданы в церковь села Еганово, а оттуда – в московский Знаменский монастырь. Писатель утверждал, что нашел в ризнице этого монастыря одну из упомянутых икон Божией Матери с вышитым окладом, унизанным жемчугом. Вторая храмовая икона Воскресения Христова была утрачена в нашествие французов в 1812 году. Находившийся примерно в двух верстах от Еганово Боровский перевоз вошел в историю Отечественной войны 1812 года, как место, откуда начался знаменитый Тарутинский маневр русской армии. История сохранила имена крестьян села Еганова, отличившихся в борьбе с французами у Боровского перевоза: старосты села Василия Леонтьева и крестьянина Федора Дмитриева. 22 сентября стихийные отряд «воинов-земледельцев» и казаков переправился вброд через реку и ударил по рядам неприятеля. 11 французов были убиты, а 46 были взяты в плен с оружием, лошадьми и повозками. Н. Д. Иванчин-Писарев мечтал о сооружении на месте утраченной Воскресенской церкви небольшой часовни в «готико-византийском стиле», но его желание, увы, так и не исполнилось. Сегодня духовным преемником древней церкви, стоявшей на легендарном холме, можно считать храм Покрова Пресвятой Богородицы села Еганово. В 1895 году по проекту московского епархиального архитектора Степана Васильевича Крыгина (1832-1900) к юго-востоку от деревянного храма был сооружён кирпичный храм Покрова Божией Матери с южным приделом Николая Чудотворца и северным приделом Тихвинской иконы Божией Матери с колокольней в псевдорусском стиле. Основной храм был холодным. Одноглавый четверик имел пятигранную апсиду с двумя окнами, а с запада чуть меньшую по высоте трапезную, в которой размещалось два теплых придела. Двухъярусная колокольня завершалась восьмигранным кирпичным шатром с кирпичной щеткой и деревянной главкой, обитой железом.

http://sobory.ru/article/?object=04972

В 1765 году купцами братьями Калашниковыми в собор перенесён из Москвы список Иверской иконы Божией Матери. В 1771 году в России свирепствовала чума, проникнув из Москвы почти во все города России, она чудесным образом не коснулась Вязьмы. Спасение города от смертоносной болезни подвигло жителей города в память этого события устроить при соборном храме придел во имя Иверской иконы Божией матери. В 1773 году он был построен на средства купца Авксентия Космича Фатова. С этого времени для Вяземского собора начался новый период расцвета. Во время Отечественной войны 1812 года соборный храм сожжен и частично разрушен. Французы устроили в уцелевшей части соляной склад. Однако большинство икон, а также колокол весом девять половиной пудов серебром (подарок Карамазовых приходу) были вывезены жителями в окрестности города Луга и до 1990-х годов находились в часовне деревни Выбор (в 1991 году колокол и иконы были похищены). Когда неприятель был изгнан, соборный храм стоял без Богослужения еще несколько лет. На средства выделенные Священным Синодом собор был восстановлен в 1813-1815 годах. В это время настоятелем Троицкого собора был протоиерей Стефан Горанский. В 1833 году из за удара молнии обрушилась шатровая колокольня. В 1836 году из кирпича обвалившейся колокольни поставлена каменная часовня у Смоленского моста, уничтоженная большевиками в 1930-е годы. В 1847-1849 годах, на средства купца Петра Гавриловича Сабельникова, Иверский придел был перестроен, а с северной стороны был устроен небольшой придел в честь благоверных князей Бориса и Глеба (не сохранился). Каменная четырёхъярусная колокольня построена в 1850 году. Собору принадлежала также каменная Фроловская часовня, стоявшая около моста через реку Вязьму. В 1922 году из собора были изъяты серебряные ризы с икон, утварь, жемчуг с митры епископа Вяземского. В 1922 году на колокольне оставалось 9 колоколов. В 1929 году храм был закрыт. Вся богатая утварь, дары Российских государей, древние книги и иконы «экспроприированы» советской властью; большинство из них исчезло бесследно. Богослужение в соборе было возобновлено в конце 1941 года и с тех пор не прерывалось. В 1974-1977 и 1982-2000 годах проводились реставрационные работы по фундаментам, на фасадах и в интерьере храма. 3 мая 1993 года собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ежегодно собор посещает митрополит Кирилл. Среди икон особенно выделяются икона Иверской Богоматери (1765 г.) и икона Одигитрии (XVII в.). В Иверском приделе хранится древний резной образ святителя Николая Можайского, отреставрированный в начале 1990-х годов тверскими мастерами.

http://sobory.ru/article/?object=00465

В годы Великой Отечественной войны в храме находился цех для изготовления болванок для снарядов. В 1965 году в церкви помещался один из НИИ, в 1980-1990 годах ЦПКТБ «Системпроект» и Главный вычислительный узел Министерства машиностроения. Передача храма общине верующих состоялась после письма Патриарха Алексия II от тридцать первого августа 1990 года в Моссовет, и с 1992 года здесь проводятся богослужения. Пятнадцатого сентября 1995 года был освящён правый придел храма во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, освящение совершил епископ Орехово-Зуевский Алексий, настоятель Новоспасского монастыря. http://40much.ru/istoriya-xrama/ Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе церковь (Динамовская улица, дом 28). Впервые деревянный храм на этом месте упомянут в 1625 г., каменное здание выстроили в 1644–1645 гг. В 1699 г. к нему присоединен придел во имя святителя Николая Чудотворца. В 1812 г. наполеоновские солдаты замучили священника храма Петра Святославского (Вельяминова), который пытался защитить храм, и ограбили церковь. В 1831–1838 гг. к церкви пристроили обширную трапезную с приделами апостолов Петра и Павла и святителя Николая. Тогда же была возведена и колокольня. В 1878 г. здание капитально отремонтировали, ряд икон в иконостасе украсили серебряными вызолоченными ризами. Храм славился иконами XVII века Господа Вседержителя и Божией Матери «Знамение». В 1896 г. при Сорокосвятском приходе, в большом двухэтажном каменном здании открыли церковно-приходскую школу и богадельню. Храм закрыли в начале 1932 г., сломали верх колокольни и купол. В 1990 г. перестроенное церковное здание вернули общине верующих. Богослужения были возобновлены в 1992 г. 15 сентября 1995 гг. был освящен правый придел апостолов Петра и Павла. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Церковь Сорока Мучеников на Новоспасской площади известна с 1625 г. Нынешняя главная выстроена в 1645 г. Освящена 28 августа, в том же году 9 мая был освящен придел Николая Чудотворца. В 1698 г. построена новая каменная трапезная с Никольским престолом. В 1801 г. сооружена нынешняя колокольня. В 1839 г. выстроен придел Петра и Павла. В 1878 г. трапезная переделана. В 1812 г. мученически погиб от французов местный священник Петр Гаврилович Вельяминов.

http://sobory.ru/article/?object=02992

Веры, Надежды, Любови, святых мучениц - 30 сентября Собор Рождества Христова - 7 января ; Святыни [ править править код ] Наиболее почитаемыми святынями храма являются: • список иконы Божией Матери " Скоропослушница " • список иконы Спасителя " Обыденная " из Всеградского собора • икона святой благоверной княгини Анны Кашинской с частицей мощей • храмовая икона «Рождества Богородицы» в алтаре Икона «Всех скорбящих Радость» В кафедральном Рождество-Богородицком соборе Вологды находится одна из наиболее почитаемых в Вологде чудотворных икон Божией Матери «Всех скорбящих Радость», по преданию принадлежавшая святым угличским князьям Димитрию Андреевичу и Иоанну Андреевичу. По преданию, этот образ был им единственной опорой и утешением, а впоследствии и всем узникам, содержащимся в тюрьмах. Позднее Иоанн стал монахом Игнатием, похоронили его в Спасском соборе Спасо-Прилукского монастыря. Икона осталась в тюрьме, а после революции ее перенесли в храм. В соборе хранится также список с чудотворной иконы Всемилостивого Спаса и чудотворная Казанская икона Божией Матери из Никольской Глинковской церкви. Святыня была перенесена из бывшей часовни епархиальной богадельни в 1812 г. В холерные годы (1830-1831) ее часто носили по домам горожан во избавление от эпидемии. Мощи преподобного Иоасафа Каменского В этом же кафедральном соборе в верхнем храме находится рака с мощами преподного Иоасафа Каменского, Спасокубенского. Преподобный Иоасаф был сын Димитрия Васильевича, владетельного князя Заозерского. Он был знаменит как по своему высокому происхождению, так и еще более славен по высоте своих добродетелей и равноапостольской жизни. После смерти своих родителей богобоязненный юноша-князь в 20-летнем возрасте принял монашество в Каменном монастыре, расположенном на маленьком острове посреди Кубенского озера. Только пять лет продолжались его иноческие подвиги, да и вся его жизнь была так непродолжительна, что он не достиг даже зрелого возраста. Чистая и святая душа его отлетела к Богу 10 сентября 1453 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

К отделке комплекса приступили в 1777 г. Из договора, заключенного с подрядчиками, следует, что иконостас храма посеребрили и позолотили, напротив него протянули карниз с «сухариками и медалионами». Работами руководил золотарь дворцовой интендантской конторы А.Д. Казанцев. Девятнадцать икон для церкви написал живописец Гавриил Антонов, сын Доматырев, занимавшийся также росписями помещений. Из старого храма перенесли икону Божией Матери «Владимирская», обложенную серебряной ризой с драгоценными камнями и растительными узорами, два позолоченных серебряных креста с мощами апостола Марка, святого Алексия и мученика Трифона Апамейского, церковные книги, посеребренный подсвечник и образ святого Иоанна без ризы. 10 сентября 1777 г. заново открывшийся храм Владимирской иконы Божией Матери освятил архиепископ Платон. При храме начала действовать богадельня для престарелых. Храм и близлежащие постройки неоднократно реконструировали. Так, через восемь лет пол алтарной части просел и был отремонтирован. Во время московского пожара 1812 г. село Виноградово не пострадало, но на территории поместья в течение двух недель квартировали французские войска. В этот период в церкви Владимирской иконы Богоматери «лошадей ставили и огонь раскладывали, отчего в том месте и штукатурка обвалилась», церковную утварь частично разграбили. В 1813 г. в усадьбе провели ремонтные работы. Церковь не отапливалась, и к 1822 г. встал вопрос о необходимости возведения теплого придела. К тому моменту село Виноградово находилось в собственности дворян Бенкендорфов, под руководством которых приступили к строительству придела святого Николая Чудотворца. Через три года его освятил архиепископ Филарет (митрополит Филарет (Дроздов). Убранство придела подробно «задекларировали»: был установлен двухъярусный позолоченный иконостас с резными Царскими вратами. Над ними располагалось изображение Тайной вечери, справа поместили икону Христа без оклада и храмовый образ Николая Чудотворца, слева - изображение Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=03372

Согласно менее распространенному преданию, известному по надписи на гравюре с изображением «Богоматери Боголюбской» 2-й пол. XVIII в. ( Ровинский. Народные картинки. Т. 3. 1221. С. 486-491), чудотворный образ принадлежал к числу икон, написанных евангелистом Лукой. То же предание отождествляет Б. и. с образом Богоматери Пирогощей в Киеве. Почитание Нек-рые исследователи, несмотря на отсутствие прямых свидетельств, говорят об особом почитании Б. и. в XII в. (Н. Н. Воронин, Е. С. Медведева, М. В. Щепкина), связывая эту икону с формированием на Руси праздника Покрова Пресв. Богородицы . О судьбе и почитании Б. и. в XIII-XIV вв. известно мало. Предположительно к XIV в. относится возникновение чтимой иконы Богоматери, известной под названием «Боголюбская», находившейся с XVII в. в Благовещенском соборе Московского Кремля (утрачена в 1812). Этот небольших размеров образ (ок. 44,5 ´ 26,7 см) принадлежал к числу домашних святынь великих князей и царей. Сохранившиеся детали драгоценного убора, частично относящиеся к кон. XIV в. (венец), а также описи храма позволяют судить об иконографии утраченной иконы. По мнению Стерлиговой, икона являлась списком с Б. и. (Богоматерь была представлена в молении; изображения свитка, Спасителя в небесном сегменте и Деисуса отсутствовали) и была связана с родом суздальско-нижегородских князей; в Москву могла попасть с Евдокией Димитриевной, дочерью кн. Димитрия Константиновича суздальского, женой вел. кн. блгв. Димитрия Донского. В то же время создание этой иконы могло быть связано с темой заступничества Богоматери за человеческий род и за заказчика иконы, а не с почитанием иконы из Боголюбова. Боголюбская икона Божией Матери (“Моление о народе”). 2-я пол. XVI в. (ГИМ) Боголюбская икона Божией Матери (“Моление о народе”). 2-я пол. XVI в. (ГИМ) Встречающиеся в лит-ре сведения о почитании Б. и. в Москве XV-XVI вв., как правило, имеют гипотетический характер. Так, икону, находившуюся в кремлевском Сретенском соборе, затем попавшую в собор Спаса на Бору, было принято связывать с эпохой вел.

http://pravenc.ru/text/149497.html

6 июля 1999 года Его Святейшество одним из первых совершил паломничество к новообретенной святыне. Закончились торжества по случаю обретения святых мощей, и началась кропотливая работа по восстановлению соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы. Пришлось заново реставрировать кровлю, покрывать купола, устанавливать кресты. Воссоздание галереи собора началось с устройства парадного крыльца. Собор был некогда расписан мастерами школы Дионисия, но сохранились и были отреставрированы лишь фрагменты росписи, позволяющие говорить о том, что одной из тем древней настенной живописи собора были сцены из Апокалипсиса. Современные мастера иконописи завершили работу над четырехъярусным иконостасом. Выпускниками Санкт-Петербургской академии художеств написана икона «Преподобный Ферапонт в житии» с шестнадцатью клеймами, на четырех из которых мы видим современников и сомолитвенников святого: святителя Феодора, архиепископа Ростовского, преподобных Сергия Радонежского, Кирилла и Мартиниана Белозерских. Уникальность иконы состоит в том, что на одном из ее житийных клейм впервые изображено событие новейшей церковной истории — обретение святых мощей преподобного Ферапонта. Храмовая икона «Рождество Пресвятой Богородицы», как и весь иконостас, написана заново и тоже имеет свою особенность — клейма со списками наиболее чтимых икон Божией Матери. К 190-летию Отечественной войны 1812 года в местном ряду иконостаса появилась икона, какой прежде в Можайске не существовало — «Можайские святые». На ней изображены стоящими «на воздусех» над святыми храмами Можайской земли: покровитель города святитель Николай Мирликийский с мечом и градом в руках; святители Макарий, митрополит Московский, и новомученик Димитрий, архиепископ Можайский; новомученик протоиерей Константин; благоверные князья Феодор Смоленский и Димитрий Донской, начинавшие некогда княжить в Можайском уделе; преподобные Ферапонт Можайский и Рахиль Бородинская. Над святыми изображены два ангела, несущие явленную в 1413 году вблизи Можайска Колоцкую икону Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/3910.html

Первое документальное свидетельство о церкви в Бужаниново встречается в бумагах о разделе имения между братьями Зворыкиными 1543 года. В ней говорится о деревянном храме Николая Чудотворца с приделом «Иван Святый, списатель лествицы». После Смутного времени церковь была восстановлена уже без иоанновского придела. В писцовых книгах 1627-1631 годов указано: «В селе Бужанинове церковь Никола Чудотворец древена клецки, а в церкви деисус, и двери царские, и образы местные и ризы и книги и всякое церковное строение монастырское». В 1734 году вместо ветхой деревянной церкви, возведенной после Смутного времени, был отстроен новый деревянный храм в честь Николая Чудотворца. Его освятил архимандрит Троицкого монастыря Варлаам (Высоцкий). В 1758 году неподалеку от Никольской была построена вторая деревянная церковь – Богоявленская. Эта церковь просуществовала до 1844 года, а впоследствии на ее месте была установлена часовня, которая не сохранилась до нашего времени. В 1827 году началось строительство нынешней каменной Никольской церкви с приделом Богоявления Господня. Храм строили три года на средства священника Платона Семеновича Александровского и прихожан. Архитектурный стиль Никольского храма можно охарактеризовать как ампир, хотя он несет в себе и некоторые черты классицизма. Архитектор, к сожалению неизвестен, но, по мнению специалистов, возведенный им храм свидетельствует о его высоком мастерстве. Бесстолпное одноапсидное здание кубической формы венчает глухой барабан. Говоря об архитектурных особенностях храма, нужно также упомянуть о боковых дорических портиках и световой купольной ротонде. Историк и краевед конца XIX столетия В.Г. Добронравов отмечал четыре чтимые иконы древнего письма из церкви села Бужаниново: Спаса Нерукотворного, Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и Воскресения Христова. Согласно местному преданию, эти четыре иконы были перенесены из исчезнувшей церкви древнего села Дьяконова. Это селение было полностью уничтожено в Смутное время в начале XVII столетия, и впоследствии так и не было восстановлено. К Никольской церкви в Бужаниново раньше были приписаны две несохранившиеся до нашего времени часовни: в деревне Дубининской и Шубино. Часовня иконы Знамения Божией Матери в деревне Дубининской была интересна тем, что кроме икон в ней хранились и военные реликвии: несколько штыков, которыми, по преданию, сражались с французами в 1812 году.

http://sobory.ru/article/?object=00038

Когда жители Устюга прогневали Бога своими грехами, и правосудию Божию угодно было послать им наказание, тогда провозвестником воли Божией был некто Христа ради юродивый Прокопий. Он проводил высокую духовную жизнь, постоянно пребывал в молитве и богомыслии и упражнялся в подвигах юродства. Ему было откровение свыше, что град Устюг скоро постигнет гнев Божий. Блаженный Прокопий начал призывать всех к покаянию и молитве: «бдите и молитесь; говорил он да не внидете в напасть». Ответом на глас Блаженного были одни насмешки и порицания. Спустя несколько времени, в один воскресный день, явилась на небе туча, которая, остановившись над городом, обложила его мраком. Так что люди не могли узнавать друг друга; потом начали раздаваться страшные удары грома, при ослепительной молнии; тогда все впали в ужас и увидали, что городу; грозит неминуемая погибель, и все устремились в храмы для молитвы, особенно в соборную церковь Богоматери. Здесь пред Её иконою начали изливать самые тёплые молитвы об избавлении от гнева Божия: «О Пресвятая Госпоже Дево Богородице! Ты милостию Твоею, спаси и помилуй град сей от труса находящаго, и от огня, и от погибели и от всякого зла». Когда все жители города подвигнулись на покаяние и молились Божией Матери, вдруг от Её иконы, как от источника, истекло благоуханное миро; вслед засим страшная туча стала проноситься, и вдали от города, в лесу, разразилась раскалёнными камнями, как дождём. Молитва блаженного Прокопия и покаявшегося народа была услышана. Господь отвратил гнев Свой, и жители Устюга были спасены. Празднование Устюжской иконе Богоматери совершается 8 июля 5 ; з) На правой стороне иконостаса, подле мощей Святителя Филиппа, икона святого великомученика Димитрия Солунского, писанная на гробовой доске его. Она в 1197 году привезена была из Фессалоник во Владимир, откуда в 1380 году, при великом князе Димитрии Иоанновиче принесена в Москву; и) На правой стене в соборе, в ряду других икон, находится Иерусалимская икона Богоматери, которая по преданию, была написана святыми апостолами в 15–е лето по Вознесении Господнем. В 453 году икона сия принесена была греческим царём Львом Первым из Иерусалима в Царьград, и поставлена в церкви Богоматери, нарицаемой Пигия; потом перенесена была во Влахернскую церковь . Когда было нашествие русов на Константинополь, эта икона принесена была в Херсон. Русский князь Владимир в 988 году, принявши христианскую веру и крестившись в Херсоне, взял с собой Иерусалимскую икону и послал её в Новгород, в Софийский собор, где она находилась до покорения Новгорода царём Иоанном Васильевичем, при котором перенесена была в Москву и поставлена в Успенском соборе. В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона была взята неприятелями, и на место её был поставлен точный список, взятый из Московской церкви Рождества Богородицы, что на Сенях 6 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

9 мая 1782 года началось строительство Свято-Николаевского храма, которое продолжалось около пяти лет. В четвертую неделю Великого поста храм был освящен настоятелем монастыря иеромонахом Феофаном по благословению Преосвященного Амвросия, архиепископа Екатеринославского и Таврического. С 1891 года Самарский Пустынно-Николаевский монастырь стал именоваться " Домом Екатеринославских архиереев " с возвышением ее в степень кафедрального Архиерейского дома. А по сему требовалось устроить дом для архиерея, дом для Семинарии и помещение для Консистории. В 1791 году по благословению Преосвященного Амвросия, архиепископа Екатеринославского и Таврического вместо предлогаемой Консистории передано было в Самарский монастырь Павлоградское духовное правление. Летом 1798 года житель местечка Новых Кайдак Карл Яковенко по контракту выстроил на территории монастыря деревянную четырехэтажную колокольню, а среди лета 1799 года мещанин И.А. Гордиенко также по контракту покрыл ее под гребень листовым сибирским железом. 3 мая 1808 года по благословению правящего архиерея Платона (Любарского) Самарская обитель украсилась драгоценнейшею святынею, обогатилась редким небесным сокровищем, торжественным принесением в храм на поклонение верующим двух древних с незапамятных времен месточтимых икон Божией Матери Самарской и святителя Христова Николая чудотворца.  В 1809 году Новомосковской соборной Свято-Троицкой церкви диакон Никита Баранов с попечителем новомосковским купцом П.С. Золоторевым за 1.500 рублей устроил в монастырской соборной церкви отличной и величественной работы Горнее место. Вдова А.В. Шапотинникова и протоиерей Ковалевский в 1812 году внесли благотворительность обители священную, церковную утварь и обогатили ризницу. В 1814 году проживавший в монастыре полковой хорунжий Аламахин на помин своей души пожертвовал в обитель значительную сумму денег. В 1815 году на эту сумму наместник монастыря иеромонах Хрисанф построил в обители трапезную церковь в честь Преображения Господня, а в 1816 году тот же наместник вне монастыря построил гостиницу и заезжий дом для приходящих и приезджающих богомольцев. В сентябре 1821 года, усердием благотворителей и благодетелей, выписан из Москвы для колокольни Самарской обители большой колокол весом 169 пудов.

http://sobory.ru/article/?object=04878

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010