12 февраля по церковному календарю в Москве всегда совершали празднование в честь Иверской иконы Матери Божией. Русские государи и царь-мученик всегда, прибывая в Москву, прежде чем зайти в Кремль, молились в часовне у Воскресенских ворот перед Благой Вратарницей. А 13 февраля благочестивая пожилая крестьянка Евдокия Адрианова, которая тогда жила в Перерве, услышала явственно во сне необыкновенный голос. Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся. Во сне она увидела необыкновенную устремленную ввысь белую церковь, все, кто бывал в Коломенском, знают Вознесенский храм. Он необыкновенный. И видела она, что в Церкви на троне восседает величественная жена, и Евдокия, не видя ее святого лика, сердцем почувствовала, что это Царица Небесная. Вскоре она сподобилась третьего видения. Видела она икону, запомнила ее. Потом исповедовалась, причастилась Святых Христовых Тайн, она пошла из Перервы в Коломенское, а когда увидела Вознесенский храм, сразу узнала церковь, виденную во сне. Настоятель храма отец Николай Лихачев побеседовал с ней, понял, что она без всякой экзальтации, благочестивая женщина. Стали все иконы просматривать, не узнала она ни одну из икон. На колокольне, на лестнице, в чуланах стали искать. А в церковном подвале среди тряпок и рухляди - старая черная икона. Стали промывать от многолетней пыли и копоти, проявились лики Царицы Небесной, Богомладенца. Матерь Божия в багряных царских ризах с короной на главе восседала на троне и в руках Ее были скипетр и держава. На коленях Ее находился благословляющий Богомладенец Иисус. Тут же отслужили молебен. Это было 2 марта. Перед Державной иконой зазвучали слова о страждущем отечестве нашем. Икона попала в Коломенское из Вознесенского монастыря в 1812 году. При нашествии Наполеона икону отвезли  на хранение в Коломенское, а потом забыли. Отречение государя было страшным событием для людей. Весть о явлении иконы Божией Матери разнеслась по всей Москве. Благочестивые русские люди стали стекаться в Коломенское.

http://radonezh.ru/2023/04/03/mater-bozh...

Автор статьи: Алексей Дедушкин,  um.mos.ru Николая, святителя, в Звонарях церковь (улица Рождественка, дом 15/8). В XVI веке на этом месте существовала церковь Николы Божедомского, стоявшая, вероятно на «Убогих домах», то есть братской могиле умерших неестественной смертью, скудельнице. В источниках она упоминается в 1619 г. как деревянная, но уже с 1657 г. – как каменная. Позже, когда на Рождественке была образована Звонарская слобода, где жили звонари колокольни «Иван Великий» и сторожи соборов и церквей Московского Кремля, храм Николы Божедомского переименовали, и с 1677 г. он стал называться «Никола в Звонарях». Проект ныне существующей церкви составил архитектор К.И. Бланк по заказу графа Ивана Илларионовича Воронцова, городская усадьба которого находилась во владении, которое в настоящее время занимает Московский архитектурный институт (МАРХИ). Строительство церкви начали в 1760 или в 1762 г. Так как его освятили лишь в 1781 г., можно предположить, что почти десятилетие продолжалась отделка внутреннего убранства, к сожалению, не дошедшая до наших дней. Церковь состояла из прямоугольного в плане двусветного четверика и возвышающегося над ним вытянутого восьмерика – изящного, декорированного пышными капителями на угловых пилястрах и крупными наличниками, украшенными головками серафимов. В начале XIX в. вместо старой трапезной к церкви пристроили новую двухпрестольную трапезную и колокольню. Упрощенная и плоскостная моделировка их деталей, выполненных в стиле классицизма, придают церкви более строгий вид. После пожара Москвы 1812 г. были полностью перестроены в 1818 г. ограда и два крыльца храма. В 1934 г. после закрытия Никольского храма его иконы удалось передать в действовавшую еще церковь преподобного Сергия в Пушкарях. А после закрытия Сергиевской церкви (позже разрушенной) некоторые иконы передали в ныне действующий Знаменский храм в Переяславской слободе. В середине 1960-х гг. здание храма передали МАРХИ, разместившему в нем кафедру рисунка. Волею случая икона из Никольского храма – Божией Матери «Взыскание погибших» попала в храм Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря в Эстонии. По просьбе его настоятельницы при храме Николы в Звонарях, переданном к тому времени Русской Православной Церкви, в 1993 г. было образовано подворье эстонской обители. В 1994 г. начались восстановительные работы. В декабре того же года состоялось первое богослужение. В 1995 г. из Пюхтицкого монастыря храму возвратили икону Божией Матери «Взыскание погибших». Также подворью передали двадцать пять отреставрированных икон XVIII–XIX веков, а на колокольню подняли семь колоколов. В 1999 г. был устроен мощевик со 137 частицами мощей святых угодников. В том же году храму передали большую часть соседнего жилого дома для устройства монастырских келий.

http://sobory.ru/article/?object=04845

Новая эпоха Петровско-Разумовского началась в 1860 г., когда усадьба была выкуплена казной для создания в ней высшего сельскохозяйственного учебного заведения. В 1865 г. в селе была основана Петровская земледельческая и лесная академия. Храм преобразовали в домовый, и частично его перевели на содержание академии. Фактически же Петропавловская церковь продолжала оставаться приходской, обслуживая не только преподавателей, студентов и служащих академии, но и жителей окрестных деревень Выселки, Федоровка, Лихоборы, рабочих фабрики Иокиш. Храм в Петровско-Разумовском являлся выдающимся архитектурным памятником нарышкинского барокко. В основе здания лежал четверик, разделенный декоративно на два яруса. Над четвериком располагался восьмерик. Окна украшали затейливые белокаменные и кирпичные декоративные наличники. Отдельно стоящей колокольни не было, семь колоколов находилось в звоннице на третьем ярусе под барабаном. По отзывам искусствоведов, храм «представляет из себя редкий памятник архитектурного искусства XVII века, вошедший во все книги по истории русской архитектуры, как типовой образчик барочного (нарышкинского) стиля наравне с храмом в селе Филях». Высокий восьмиярусный главный иконостас конца XVII – первой половины XVIII века имел 49 икон. Местный ряд и Царские врата начала XVIII века были украшены резными колоннами, декоративными листьями и кистями винограда. Другие ярусы иконостаса были изукрашены в елизаветинское время. Значительную историко-художественную ценность представлял цельный ампирный иконостас придела Казанской иконы Божией Матери начала XIX века, в котором справа от Царских врат помещалась храмовая Казанская икона Божией Матери XVIII века. В алтаре главного храма сохранялись многие замечательные по древности и красоте священные предметы: потиры XVII века, 1815 и 1816 годов, крест 1817 г., дарохранительницы 1778 и 1806 годов, Евангелие 1688 г., Апостол 1684 г. с вкладной записью царя Петра I. На престоле лежал антиминс, освященный епископом Августином в 1812 г. В храме имелось паникадило XVII века, на звоннице находились три колокола того же времени, один из которых (1697 г.) – вклад Анны Леонтьевны Нарышкиной на поминовение души почившего супруга.

http://sobory.ru/article/?object=34828

Первое упоминание о церкви встречается в документах 1-й четверти XVII века, в описании погоста 1620 – 1630-х гг. Письменный источник сообщает о Троицком погосте в Подлипье (современное село Новая Шурма), в котором находились: деревянный Троицкий храм мирского строения (выстроенный прихожанами) и двор попа. Писцовые книги 1628-29 гг. сохранили имя священника: «при церкви поп Аггей Иванов». Примерно с середины XVIII столетия погост в документах стал упоминаться с названием Подлипы (Подлипье). В 1712 г. в приходе насчитывалось 69 дворов. В 1757 г. прихожане возвели новую деревянную Троицкую церковь. 23 июня 1788 г. в селе Подлипье Переславского уезда Владимирской губернии родился будущий архиепископ Черниговский Павел (в миру Петр Подлипский). Он прожил долгую плодотворную жизнь, скончался 27 ноября 1861 г. в Троицком Даниловом монастыре Переславля-Залесского. Во 2-й пол. XVIII в. рядом с погостом возникла частная деревня Новая. Здесь, в 1798 г., с благословения преосвященного Виктора, епископа Суздальского, на средства местного помещика майора Уварова было начато строительство каменной церкви. Деятельную помощь при постройке оказали: местный вотчинник обер-камергер вице-канцлер, князь Александр Михайлович Голицын (1723 – 1807) и наследник его имения князь Александр Николаевич Долгорукий (1757 – 1844). В XIX веке в церкви освятили несколько престолов: главный – во имя Святой Живоначальной Троицы (1812), в честь свв. мчч. Хрисанфа и Дарии (1813) – усердием князя Долгорукого в память умерших детей, и Владимирской иконы Божией Матери (1821) – на средства помещицы Смирновой. В 1849 г. к Троицкой церкви пристроили теплую трапезную и, в благодарность за избавление прихожан от холеры, в ней освятили придел в честь Архистратига Божия Михаила. Тогда же была выстроена двухъярусная колокольня. Через два года, в 1851 г., помещик Волчков в трапезной части соорудил четвертый придел – во имя преподобного Сергия Радонежского. Дореволюционный путеводитель отмечает, что «утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно». Среди икон перечисляются образы «древнего письма»: Святой Троицы (точный список с иконы Троице-Сергиева монастыря, какой именно не указано), Рождества Христова (фламандской школы 1567 г., дар князя Долгорукого), икона Архангела Михаила (особенно чтимая после 1848 г., избавления от холеры), Божией Матери («по местному выражению «Плакущей», к которой женщины прибегают с молитвой в несчастных случаях»). Путеводитель указывает еще на три древние иконы: Господа Вседержителя, преподобного Сергия, Иоанна Крестителя в медных позолоченных окладах.

http://sobory.ru/article/?object=00054

Пожар 1712 г. сильно повредил храм. В документах 1772 г. он упоминается как запечатанный. Вся церковная утварь и иконы были отданы на сбережение купцу-антикварию Шухову, а затем часть наиболее ценных святынь поступила в Знаменскую церковь подмосковного села Кунцево. Вскоре после пожара 1812 г. Нарышкины продали свои владения на Моховой генеральше С.П. Свечиной (урожденной Соймоновой). Здание храма отдали под жилье мастеровым. Тогда же хотели его разобрать, что было, к сожалению, обычным делом в послепожарной Москве. Однако в 1818 г. С.П. Свечина продала дом Департаменту горных и соляных дел, который намеревался возобновить храм. Но вместо этого в 1842 г. разобрали его верхнюю часть под уровень крыши. Казалось, поставлена последняя точка в летописи Ирининской древней церкви. Но в 1865 г. Горное правление упразднили, и спустя три года император Александр II пожаловал Нарышкинские палаты Московскому главному архиву Министерства иностранных дел. Тогда же архитектором Я.И. Реймресом был разработан план перестройки здания с изменением фасада и восстановлением храма. Обновленный дом, окруженный фигурной каменной стеной с башенками, освятили 22 июля 1874 г., в день тезоименитства императрицы Марии Александровны. Ирининскую церковь воссоздали в стиле XVII века, используя старинные рисунки, – с пирамидальным куполом и звонницей, с особой входной лестницей со двора. Тщательно и долго восстанавливали старинный интерьер. Вернули в храм и многие древние святыни. Из Знаменской церкви села Кунцево – большой местный образ мученицы Ирины в драгоценном окладе, тоже большого размера Казанскую икону Божией Матери. Икона Божией Матери «Знамение», когда-то помещавшаяся над воротами Нарышкинского дома, теперь стала запрестольной. В дубовом иконостасе находилось пять икон XVI века деисусного чина, другие же были написаны в стиле XVII века. Вернули в храм и древнее, необычайно большого размера напрестольное Евангелие. Особо почитались верующими икона апостола Петра, святой Екатерины и благоверного князя Александра Невского – в память того, что архив был учрежден Петром I, устроен Екатериной II и переведен на Моховую при Александре II.

http://sobory.ru/article/?object=34881

Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре,/Богослов явился еси Пребожественныя Троицы./Свыше премудростию словес обогатився,/источил еси Богомудрия Божественныя струи,/от нихже пиюще, вопием:/радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне. Ин кондак, глас 2 Яко Богослов Божий Божественнейший/и молитвенник наш велий ко Господу,/присно, Симеоне, моли даровати нам грехов прощение/и живота исправление, преподобне. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Симеоне,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Косме, епископу Маиумскому, творцу канонов, глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/вселенныя светильниче,/архиереев Богодухновенное удобрение,/Космо премудре,/ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас тойже Украшен добродетельми, Космо Богодухновенне,/Церкве Христовы украшение был еси:/песньми бо украсил еси сию, блаженне,/но молися ко Господу избавитися нам от всяких козней зовущим:/радуйся, отче пребогате. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Космо,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобным Дионисию и Амфилохию Глушицким, чудотворцам, глас 8 Светильницы светлии, явльшеся/доброту земную мудренно оставльше/и идоша во внутреннюю пустыню, купно с Дионисием Амфилохие,/смирение и всю добродетель извыкоша и обретоша безсмертие,/постом и бдением, и прочим воздержанием себе принося Христу,/и ныне на Небесех Престолу Христову предстоя,/молитеся, отцы Богомудрии Дионисие и Амфилохие,/умирити мир и спастися душам поющих вас,/согрешением оставление даровати,/чтущим всечестную память вашу. Кондак, глас тойже Яко светила незаходимая мысленнаго Солнца, просветисте вселенную,/верным души и телеса лучами чудес ваших подаваете от недуг исцеление,/темже, сошедшеся верою, вас в песнех восхвалим,/яко наши премудрыя наставники и к Богу ходатаи,/и непрестанно вопием:/радуйтеся, отцы Богомудрии Дионисие и Амфилохие. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Существующие ныне белые с позолотой резные иконостасы относятся, насколько можно судить по их стилю, к самому концу XIX в. Скорее всего и большая часть икон для главного иконостаса была написана тогда же. В 1930-е гг. храм не закрывался, но колокола были сняты. В 1963-1964, 1979, 1982-1986 гг. в храме были проведены реставрационные работы. Источник: Впервые этот храм упоминается в 1548 г., в 1560 г. он сгорел во время пожара. Освящение новой каменной церкви Воскресения Словущего с приделом мученицы Параскевы Пятницы состоялось в 1634 г. Вскоре был освящен и Никольский придел. Это сооружение является древнейшей частью существующего храма. Небольшой одноглавый храм освещают многочисленные окна, расположенные на фасадах в два уровня. Окна и порталы завершаются поясом кокошников, который опирается на мощный профилированный карниз. В начале XVIII века после ремонтных работ придел мученицы Параскевы был заменен приделом Покрова Пресвятой Богородицы, который освятили в 1705 г. В 1812 г. храм был разграблен французскими солдатами. В 1816–1820 гг. во время восстановления храма были выстроены трапезная и четырехгранная классическая колокольня с ротондой, увенчанной шпилем. В середине XIX века, после упразднения храма пророка Елисея (существовал как придел храма с 1620 г.), его престолы были перенесены в церковь Воскресения Словущего. В честь пророка Елисея был переосвящен Покровский предел. Тогда же появился и придел мученика Иустина Философа, упраздненный, вероятно, в 1870-е гг. Став наследником святынь храма пророка Елисея, церковь Воскресения Словущего до сих пор сохраняет чтимый образ святого Иустина. Воскресенский храм не закрывался в советский период. Здесь сохраняется образ преподобного Саввы Сторожевского из находившегося на Тверской улице подворья Саввино-Сторожевского монастыря, Казанский акафистный образ Божией Матери из располагавшегося неподалеку Казанского храма, икона великомученика Георгия Победоносца из Георгиевского монастыря, иконы Николы Можайского (XVI в.), чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших», перенесенная сюда из разрушенного храма Рождества Богородицы в Палашах. В храме находится также чтимый образ святителя Спиридона, епископа Тримифунтского. В церкви сохранились росписи и лепнина XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=02258

В 1714 году, вероятно после поновления, состоялось вторичное освящение храма Новоспасским архимандритом Моисеем. Неоднократно за историю Сорокосвятского храма его настигали беды. В 1764 году он был подвергнут ограблению. Были похищены серебряные венцы с икон, цаты и ожерелья, низанные жемчугом, а главное – святой крест и священные сосуды. Когда в 1771 году в Москве свирепствовала чума, число прихожан храма уменьшилось на 200 человек. Через два года – новое испытание: в 1773 году в пожаре сгорают все приходские дома, после чего возникает угроза закрытия храма. Но благодаря показаниям диакона Петра Гавриловича Святославского (Вельяминова) о том, что все оставшиеся без домов «приходские люди строиться намерение имеют», храм был оставлен, а сам диакон – рукоположен во священника для служения в Сорокосвятском храме. Заботами и попечением отца Петра в 1801 году храм обрёл каменную ограду и новую колокольню. В то время он славился на всю Москву иконами XVII века Господа Вседержителя и Знамения Божией Матери, Евангелием 1698 года, старинными крестами с частицами святых мощей, хранившимися на особом аналое в приделе Николая Чудотворца. В Отечественную войну 1812 года храм Сорока мучеников подвергся разграблению наполеоновскими войсками, все его древние святыни были утрачены. Настоятель же храма Пётр Гаврилович Вельяминов принял от руки врага мученическую кончину. Он был убит на второй день после вторжения французов в Москву в возрасте 66 лет. Батюшка отказался выдать им место хранения наиболее ценной церковной утвари, за что подвергся жестоким истязаниям. Изрубленный саблями и исколотый штыками, но ещё живой, отец Пётр всю ночь пролежал возле храма, плавая в крови. Утром третьего сентября один из французских офицеров, сжалившись над его страданиями, выстрелил батюшке в голову. Зарытый без гроба и отпевания на кладбище Новоспасского монастыря, он трижды был вырываем из могилы неприятелем. И только пятого декабря, после того как его тело было ещё раз вырыто, отец Пётр был отпет по церковному чину. По свидетельству очевидцев, тело батюшки, пролежав в земле три месяца и три дня, оставалось нетленным и из его ран сочилась кровь. В память о подвиге одного из самых замечательных священнослужителей к храмовой стене была прибита позолоченная доска с изложением обстоятельств его кончины. После Отечественной войны храм Сорока мучеников постепенно стал принимать прежний вид.

http://sobory.ru/article/?object=02992

В 1764 г. П. Н. м. был отнесен к числу заштатных монастырей. В 1771 г. в П. Н. м. временно перевели братию Угрешского Николаевского мон-ря, где был устроен чумной лазарет. Указом имп. Екатерины II от 27 февр. 1775 г. и указом Синода от 6 марта 1775 г. П. Н. м. приписан к Чудову в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужскому монастырю (ПСЗ. Т. 20. 14267. С. 70). 1775-1932 гг После преобразования П. Н. м. из заштатного в приписной, осуществленного митр. Московским Платоном (Левшиным) , в обители было размещено подворье митрополитов Московских. Митр. Платон подолгу жил в мон-ре. 9 мая 1775 г. обитель посетила имп. Екатерина II Алексеевна с цесаревичем Павлом (см. Павел I Петрович ) и его первой супругой, вел. кнг. Наталией Алексеевной. Впосл. императрица посещала мон-рь еще дважды: 21 июня того же года и 5 июля 1787 г. Неоднократно в 1785-1786 гг. в мон-ре бывал вел. кн. Александр Павлович (буд. имп. Александр I Павлович ). В ходе Отечественной войны 1812 г. , 23-24 авг., из обители были вывезены наиболее ценные вещи и казна. 4 сент. монастырь был занят французскими войсками. Солдаты сняли серебряные венцы с икон и риз, разобрали более половины посеребренного медного паникадила, в нижнем Сергиевском храме они иногда обедали и спали. В ночь на 8 окт. части «Великой армии» оставили мон-рь. Большое внимание развитию монастыря уделяли митр. Московский свт. Филарет (Дроздов) , многократно посещавший обитель за свое долгое управление Московской епархией (1821-1867), и его преемники - свт. Иннокентий ( Вениаминов; 1868-1879), Иоанникий ( Руднев; 1882-1891), сщмч. Владимир ( Богоявленский; 1898-1912). К кон. 1916 г. в монастырь провели электрическое освещение. В 1918 г. храмы П. Н. м. переданы общине верующих, мон-рь перестал существовать как юридическое лицо. В 1918 и 1922 (общий вес изъятого - свыше 148 кг) гг. произведено изъятие церковных ценностей. В июле 1920 г. часть братии обители наряду со служащими Иверской часовни были арестованы по обвинению в спекуляции свечами, образками и крестиками. Часть помещений в нач. 20-х гг. XX в. была закреплена за детским домом Курской железной дороги, в 1924 г. ему была передана надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери. В 1932 г. последние насельники П. Н. м. во главе с архим. прмч. Никанором (Морозкиным) были арестованы и приговорены к различным срокам ссылки (ГАРФ. Ф. 10035. Д. 78798), что означало ликвидацию мон-ря. Настоятели и братия

http://pravenc.ru/text/2579990.html

В 1812 году на средства московских купцов Куманиных церковь была перестроена; тогда же, вероятно, в ней устроен 3-й придел в честь святого благоверного князя Андрея Смоленского. С того времени церковь сохраняется без существенных изменений. В 1890 году было торжественно отпраздновано 500-летие со дня блаженной кончины князя Андрея. Престолов в настоящее время в церкви три: в настоящей холодной во имя святого Николая Чудотворца, в приделах тёплых: в честь святого великомученика Димитрия Селунского и святого благоверного князя Андрея Смоленского. В холодной церкви у правого клироса находится под сению серебряная и частию вызолоченная рака, под коей почивают нетленные мощи благоверного князя Андрея; при раке находятся железные вериги, которые носил преподобный. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из святых икон замечательны: Смоленская икона Божией Матери и образ святого князя Андрея. Первому образу молился преподобный, когда жил при Никольской церкви; оба они, по преданию, чудесно сохранились от пожара, от коего когда-то сгорела церковь. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1800 года, исповедные росписи с 1802 г. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: а) процентов с причтового капитала (4 595 р.) - 184 р.; б) арендной платы за церковную землю 30 р.; в) от служб и требоисправлений до 500 р., всего 700 с лишком рублей в год. Церковных домов для причта нет. Земли при церкви: усадебной и под дорогою по плану значится 1 десятина 925 кв. сажен, (1,5 га) но в действительном владении меньше, потому что часть этой земли находится во владении частных лиц; сенокосной земли по реке Трубежу 3 десятины 1 546 кв. сажен; (4 га) план и межевая книга на эти земли имеются. В приходе по клировым ведомостям числится 99 душ мужского пола и 133 женского; все православные. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». - Владимир: Типо-литография В.А. Паркова, 1895 г. - Выпуск 2: «Переславский и Александровский уезды».

http://sobory.ru/article/?object=60850

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010