Успенская церковь - один из выдающихся памятников храмового зодчества, построенных в период высокого классицизма. Являясь, по упоминаниям историков Ельца, памятником победы русского народа в Отечественной войне 1812 г., активное участие в которой принимали и жители Ельца, храм своими размерами и ампирными формами выражает величие этой победы. Автор проекта на постройку Успенской церкви в настоящее время пока не установлен, но это, без сомнения, выдающийся столичный архитектор-классицист круга Шарлеманя, Руско и др. Пятиглавие храма является своего рода возвращением к древнерусским традициям, получившим развитие лишь спустя 20 лет в тоновских постройках. Основная восьмигранная храмовая глава продолжает ещё традиции XVIII ст., происходящие конструктивно из восьмериковых каменных храмов, строившихся до этого в Ельце на протяжении полутора столетий. Однако маленькие световые главки, прорезанные по сторонам света круглыми оконцами, имеют совершенно другую форму - цилиндрическую. 79-метровая колокольня, выстроенная в лучших традициях русского позднего классицизма, и до настоящего времени является непревзойдённым по высоте архитектурным сооружением Ельца. Во второй половине XIX в. во время одного из ремонтов Успенская церковь претерпела незначительные изменения: с юга и севера к трапезной были пристроены небольшие притворы, прямые перемычки окон первого яруса получили полуциркульное завершение, но в целом это не повлияло на облик здания. Из древней церкви в новый храм были перенесены иконостасы для алтарей верхнего этажа и большинство древних икон. В 1861, 1867, 1872 и 1881 г.г. соответственно Успенский, Богоявленский, Воздвиженский и Георгиевский иконостасы были заменены новыми на средства прихожан и старанием ктиторов Назаровых. Староста храма купец второй гильдии Никанор Назаров в 1875 г. был «Высочайше» награждён золотой медалью на Станиславской ленте за заслуги по духовному ведомству. Иконостас алтаря Успения Божией Матери имел высоту 16 арш. и ширину 14 3/4 арш. Иконостасы приделов Входа Господня в Иерусалим и Воздвижения Креста Господня - высоту 7,5 арш. и ширину 9 3/4 арш. каждый. По страховой оценке 1910 г. иконостасы летнего храма стоили 10 тыс. руб. В нижнем храме Богоявленский иконостас имел высоту 7 арш. и ширину 13 арш. Во имя св. Георгия Победоносца и Григория Богослова - высоту 7 арш. и ширину - 9 арш. каждый. Иконостасы нижнего храма оценены были в 9 тыс. руб.

http://sobory.ru/article/?object=02129

Широкое распространение на Руси имели и имеют Грузинская и Иерусалимская иконы Богоматери. Последнюю предание связывает с именем святого равноапостольного князя Владимира - крестителя Руси, который принес ее в новгородский Софийский собор, что повлияло на широкое распространение этого иконографического типа на русском Севере. После завоевания Новгорода Иоанн Грозный перенес ее в кремлевский Успенский собор в Москву, где она находилась до 1812 года. В отличие от Смоленской Одигитрии, в упомянутых выше иконографических типах выражен мотив общения Богоматери с Младенцем. Некоторые исследователи непосредственно выводят из типа Одигитрии новый вариант - Елеусы, Милостивой, в свою очередь имевшей целый ряд вариантов, отражающих идею о Богоматеринском заступничестве: Богоматерь как бы склоняется к Сыну, ища у Него милости для человечества, и Он, обращаясь к Ней, отвечает Ей и миру благословением " . Наиболее известная икона этого типа, получившая на Руси наименование Владимирской, по преданию, написана евангелистом Лукой на доске стола, принадлежавшего Святому Семейству. В середине V века она была перенесена из Иерусалима в Константинополь. В начале XII века Константинопольский Патриарх Лука Хризоверг благословил этой иконой великого князя Юрия Долгорукого. Икона была помещена затем в Вышгородском монастыре близ Киева, откуда перенесена князем Андреем Боголюбским во Владимир. К помощи Владимирской иконы Божией Матери прибегли москвичи, чтобы спасти свой город от полчищ войск Тамерлана. Окончательно икона была перенесена в Москву в 1480 году. Многие дни православного церковного календаря отмечены празднованием той или иной иконы Богоматери. Образ Ее, по древней христианской традиции считавшейся персонифицированным явлением Церкви на земле, отобразился в православной иконографии как живое свидетельство этого единства. Тайна Церкви действует и в судьбе каждой души. Душа воспитывается на созерцании икон Богоматери. В образе Знамения она переживает тайну Рождества Христа в себе; в образе Одигитрии обретает утверждение своего пути; в образе Елеусы переживает Христа как внутреннюю реальность.

http://pravicon.com/text-9

Экспозиция подготовлена Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата. Православный Петербург Экспозиция отражает основную идею выставки: обретение единства Церкви, власти и народа на основе исторического опыта государства. Санкт-Петербургу выпала особая миссия. С самого основания город формировался как столица православная, о чем говорят уникальные соборы и храмы, представленные на центральном фасаде экспозиции. Их красота, величие и те святые и святыни, ради которых они воздвигались, создают особую атмосферу Петербурга. Тем не менее, Санкт-Петербург и его центральный Невский проспект символизируют толерантность, присущую его народу. Если вы посмотрите на панораму С.В. Садовникова, представленную в витринах, вы убедитесь в этом. История города неотделима от истории страны и тесно связана с историческими датами России. Именно Казанскому собору суждено было стать первым в России памятником победе в Отечественной войне 1812 года. Здесь среди трофеев, любимых икон нашел свое упокоение фельдмаршал М.И. Кутузов. Центральная часть экспозиции посвящена этой теме. Казанский собор явился центральным местом чествования 300-летия Дома Романовых, которое широко отмечалось в России, и именно к этой дате были освящены Государев Феодоровский собор и Никольский Морской собор в Кронштадте, заложен храм Феодоровской иконы Божией Матери – все это можно увидеть на стенде. Грядущим событием 2013 года является 300-летие Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, этому событию посвящен отдельный стенд. В экспозиции отдельно выделены две зоны: читальный зал, в котором посетители выставки смогут ознакомиться с лучшими изданиями, отражающими тему " Православный Петербург " , и видеосалон, где можно посмотреть фильмы о храмовой архитектуре, святых покровителях города, святынях Санкт-Петербурга. Экспозиция подготовлена при участии Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Автор и руководитель проекта – Наталья Феофанова, архитекторы проекта – Наталья Маслова, Михаил Помецко.

http://religare.ru/2_97677_1_21.html

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским. В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор. В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять. Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год — как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь… В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим». Небесный покров

http://pravmir.ru/yavlenie-ikonyi-presvy...

О времени первоначального написания икон Всемилостивого Спаса и Печорской Божией Матери точных указаний не сохранилось. Как ранее говорила генеральный директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина, первое упоминание об их существовании относится к XVI веку. " Существует такой памятник, как " Книга избрания на царство " , которая была создана во времена царя Алексея Михайловича. И там есть изображение Спасской башни с иконой на ее стене. Отсюда мы и ведем отсчет " , - рассказала Гагарина. В 1521 году во время осады Москвы войском Магмет-Гирея одна инокиня увидела видение: крестный ход через Фроловские ворота со святителями Московским Петром, Алексеем и Ионой и ростовским Леонтием несут икону Владимирской Божией Матери. Преподобные Сергий и Варлаам стали умолять святителей, чтобы они просили Богородицу заступиться за людей перед богом. Видение стало известно в народе. И, действительно, вскоре Магмет-Гирей отступил от Москвы. В память этого события и были написаны иконы: Спасителя с припавшим к Его ногам преподобными Сергием и Варлаамом на восточной (внешней) стене Спасских ворот и Богоматери (иконы Печерской Божией Матери) с предстоящими Ей святителями московскими Петром и Алексием на западной (внутренней) стене башни. Пока судьба этой иконы неизвестна. В 1673 году царь Алексей Михайлович указал " в связи с порухами " образ Спаса Нерукотворного и преподобной Богородицы писать вновь. В 1737 году во время пожара образ Спасителя сильно опалился, но на следующий год был возобновлен. Киот иконы Спасителя был выполнен из белого камня, имел деревянный резной окад со специальной стеклянной рамой, которая защищала образ от пыли и сырости. Реставрация надвратной иконы Спаса Смоленского на Спасской башне Московского Кремля. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС      В 1812 году киоты над иконами, которые значительно пострадали от взрывов в Кремле, организованных отступающими из города наполеоновскими войсками, были повреждены и возобновлены в 1813 году. В 1851 и 1866 году подновлялась и частично записывалась икона Спасителя и рама вокруг нее.

http://pravoslavie.ru/91981.html

С 29 апреля 2009 года становится подворьем Свято-Благовещенского женского монастыря города Вязники . С 11 марта 2014 года указом епископа Муромского и Вязниковского Нила подворье преобразовано в Архиерейское подворье святителя Иоанна Милостивого посёлке Мстера. При обители действует социально-реабилитационный центр " ЧАША СПАСЕНИЯ " для страждущих от наркомании и алкоголизма, а так же людей с тяжелой жизненной ситуацией. Подробнее... Благовещенский Вязниковский женский монастырь [ править править код ] Дата основания: 1641 Статус: действующий Адрес: Владимирская обл., Вязниковский р-н, г. Вязники, Музейный проезд, д.7 Женский монастырь вначале был основан как мужской в 1643 на месте старого убогого дома. Особым богатством и многолюдностью не отличался. В 1916 преобразован в женский, в 1921 закрыт, постройки заняты под жилье. Вновь открыт в 2000 как женский. Святыни: Древний чудотворный образ Казанской-Вязниковской иконы Божией Матери, Шуйская-Смоленская Икона Божией Матери, Икона " Споручница грешных " с частицей ризы Пресвятой Богородицы, Икона " Рождество Христово " с частицей яслей Господних, частица Животворящего Креста Господня, на котором был распят Христос, частица Ризы Пресвятой Богородицы, частицы мощей святаго Антония Великого – основателя монашества, святителей Иоанна Златоустого и Григория Богослова, частицы мощей Блаженной Матроны Московской, частицы мощей благоверных князей Петра и Февронии Муромских, преподобного Серафима Саровского, святителя Игнатия Брянчанинова, мироносицы Сусанны, Киево-Печерских отцов и Владимирских святых, частицы облачения святаго Иоанна Русского и святителя Спиридона Тримифунтского. Подробнее... Казанский скит (Акиньшино) [ править править код ] Дата основания: 2001 Статус: действующий Адрес: Владимирская обл., Вязниковский р-н, п. Мстера, д. Черноморье, д. 4 В 1666 году от Ромодановских земли перешли к княгине Ульяне Ивановне Одоевской, а в 1779 году на ризах местных икон встречается первое упоминание о князьях Куракиных. Екатерина Дмитриевна Куракина лично посещала Акиньшино в 1812 году, ища спасение от французов.

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирская_о...

По преданию, Браиловская икона пожертвована в монастырь Браиловским подсудком Михаилом Кропивницким, основателем Благовещенского монастыря в г. Виннице. После перемещения этой обители в м. Браилов и чудотворная икона стала называться Браиловской. В той же Браиловской обители находится и другая чудотворная икона Богоматери и также носит название Браиловской, но по изображению своему не имеет сходства с первою иконою. 1.10. Барская Барская В далёкие времена, до нашествия татар на Россию, город Бар назывался Ровом, по имени реки, на берегу которой находится в Подолии Могилёвского уезда. Многие потерпел Ров бедствия и от нашествия диких татар, и от хищнических нападений поляков. В начале XVI века поляки снова завладели им и назвали его Баром; но в 1793 году Бар со всею Подолией был возвращён России, а в 1837 году и Барский монастырь с его древнею святынею, чудотворною иконою Пресвятой Богородицы, передан в ведение православного духовенства. Барская чудотворная икона привлекает к себе многочисленные толпы богомольцев – и православных, и иноверных. Икона находится в запрестольной нише, на ней серебряный оклад со следами позолоты и черни; высота иконы 1 аршин 12 вершков, ширина 1 аршин и 3 вершка. Она очень древняя, византийская, хорошо сохранившейся живописи. В 1887 году исполнилось 50 лет со времени возвращения православию Барского монастыря и чудотворной иконы. Это воспоминание было торжественно отпраздновано 1 октября. С тех пор св. синодом разрешено установить в Барском монастыре особый день для чествования чудотворной иконы ежегодно 1 октября. 7.10. Псковопечерская – Умиление 110 Псковопечерская – Умиление За несколько дней до осады Пскова Стефаном Баторием в 1581 году, вслед за чудесным явлением Божией Матери старцу Дорофею, вызван был Псково-Печерского монастыря игумен Тихон для священнодействия на указанных Богородицею местах с св. иконами Успения и Умиления Псково-Печерской Богоматери. По благодати Божией и заступлением Пресвятой Девы Псков избавился от опустошения, а обитель Печерская от разгромления. Празднество чудотворной Псково-Печерской иконе установлено на 7 октября в память избавления Пскова от нашествия в 1812 году французов; оно совершается с крестным ходом вокруг города. 9.10. Корсунская 111

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Заступлением Божией Матери ради Её Свенской иконы неоднократно защищаем был Брянск от нашествия врагов. В 1812 г., когда полчища французов стремились к Брянску, жители сего города и его окрестностей совершили крестный ход вокруг города с чудотворною Свенскою иконою Богоматери, умоляя Её со слезами о заступлении и помиловании. Вскоре утешило их известие, что неприятельские войска, шедшие на Брянск, возвращены назад. В благодарность за избавление Брянска от погибели жители его в 1815 году устроили на Свенскую икону Заступницы усердной золотую ризу с венцами, и тогда же был установлен крестный ход ежегодно вокруг города со святою иконою 17 августа. Чудотворная Свенская икона писана прп. Алипием, который учился иконописному художеству у византийских живописцев. Икона изображается так: на золотом возвышенном троне, поставленном на особом амвоне в одну ступень, величественно восседает Пресвятая Дева; правая Её стопа утверждается на малом камени, или подножии, а левая покоится на амвоне. На коленях Пресвятой Девы воссидит Предвечный Младенец и благословляет десницею и шуйцею, а Пречистая Богоматерь держит Божественного Сына обеими руками. По сторонам трона стоят с правой стороны прп. Феодосии, а по левую сторону прп. Антоний, оба со свитками в руках. Мерою Свенская икона в вышину пятнадцать с половиною, а в ширину девять с половиною вершков. 4.05. Старорусская 45 Старорусская Чудотворная икона явилась в 1570 году в Новгородской области, «егда ходил ради умирения на Новгород царь и великий князь Иоанн Васильевич». По сказанию очевидцев, Старорусская икона величиною более сажени и шириною более двух аршин. Старорусскою иконою она называется потому, что, будучи достоянием Тихвинской обители, отнесена была по повелению Царицы Небесной из Тихвина в Старую Руссу и оставалась там очень долго в старорусском Воскресенском соборе Спасо-Преображенского монастыря, так что жители Старой Руссы считали икону своею святынею. Во время свирепствовавшего мора в Тихвине одному благочестивому жителю г. Тихвина было откровение, что моровое поветрие

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Еще в 1-й трети XIX в. создание икон в М. в количественном отношении значительно отставало от промысла Холуя и Палеха ( Кобеко Д. Ф. О суздальском иконописании. СПб., 1896. С. 3), что объяснялось объективными причинами: с сер. XVIII и до нач. XIX в. в М. активно развивалось ткацкое производство, в котором было занято большинство муж. населения Богоявленской слободы. После войны 1812 г. ткацкое производство пришло в упадок и мстёричи сконцентрировались на иконном промысле, к-рый начал развиваться в их родном селе бурными темпами с сер. XIX в. На становление как всего «суздальского» иконного дела, так и мстёрского в частности позитивно повлияло окончательное дифференцирование самого промысла: разделение на исполнителей-художников (из этой среды вышли хозяева крупных мастерских, к-рые принимали минимальное участие в написании икон) и т. н. офеней - особой социальной группы торговцев, к-рые уже в XVIII в. продавали товар (т. е. иконы), распространив свою деятельнсть на огромные территории (следы их предпринимательства обнаруживаются в Вост. Европе и на Балканах). Так, ок. 1754 г. прот. А. Фёдоров писал, что «крестьяне... многие отходят… со святыми иконами… в Польшу, в Цесарию, в Славонию, в Сербы, в Болгары и прочие…» ( Фёдоров. 1855. С. 108). Объемы товарооборота офеней значительно увеличились, когда в сер. XIX в. всего в 14 км от М. была проложена железнодорожная ветвь из Москвы в Н. Новгород, что в значительной степени предопределило более высокие темпы развития иконописной «промышленности» в М. по сравнению с соседними художественными центрами. Прп. Серафим Саровский. «Расхожая» икона. Кон. XIX — нач. XX в. (ц. Владимирской иконы Божией Матери, Мстёра) Прп. Серафим Саровский. «Расхожая» икона. Кон. XIX — нач. XX в. (ц. Владимирской иконы Божией Матери, Мстёра) Одной из причин увеличения спроса на иконы мстёрского письма стали обстоятельства, связанные с формированием со 2-й пол. XVIII в. старообрядческих общин Москвы. С 1771 г., когда во время эпидемии чумы староверам было позволено основать карантины и кладбища с часовнями, московские общины стали духовными и культурными центрами всего старообрядческого мира. По-видимому, уже с нач. XIX в. между московскими старообрядческими объединениями и иконописцами-староверами М. установились прочные связи, к-рые повлияли на формирование М. как крупнейшего центра собственно старообрядческого иконописания. С сер. XIX в. между иконописными центрами существовало условное разделение сфер сбыта: палехские иконы распродавались в основном в С.-Петербурге и, по-видимому, в меньшем количестве в Москве, иконы из Холуя и М. офени разносили по др. губерниям, при этом «мстерские образа назначаются преимущественно для староверов и раскольников…» ( Тихонравов К. О. О промышленности и частных промыслах в губернии в 1852 г.//Владимирские ГВ. 1853. 19. С. 5).

http://pravenc.ru/text/2564270.html

Во время вторжения в Россию войск имп. Наполеона I, с 10 сент. по 20 окт. 1812 г., в М. Б. м. находились святыни Москвы - Владимирская икона Божией Матери (из Успенского собора Московского Кремля) и Иверский образ Божией Матери (из часовни у Воскресенских ворот на Красной пл.). В 1815 г. игум. Феофил предложил считать 10 сент. днем чествования этих икон. До нач. 20-х гг. XX в. 10 сент. в Муроме ежегодно устраивался торжественный крестный ход вокруг города «в память пребывания московских святынь в Муроме». Жители города и окрестных сел особо отмечали день памяти Муромских чудотворцев Константина, Михаила и Феодора. В 1866 г. М. Б. м. был причислен ко 2-му классу, с 1867 по 1882 г. находился под управлением викарных Муромских епископов, а затем вновь перешел под управление архимандритов (Там же. С. 87). К М. Б. м. было приписано Напольное кладбище, открытое в Муроме в 1771 г. Архитектура и внутреннее убранство Надвратная ц. во имя архидиак. первомч. Стефана. 1655 г. Фотография. 1900 г. Надвратная ц. во имя архидиак. первомч. Стефана. 1655 г. Фотография. 1900 г. С сер. XVII в. на территории М. Б. м. находились 2 кирпичные церкви: Благовещенский собор и храм архидиак. Стефана. Первое упоминание о деревянной надвратной Стефановской ц. относится к 1623/24 г. (Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г . 2010. Л. 59). Историк А. В. Смирнов считал, что кирпичная ц. архидиак. первомч. Стефана была сооружена в 1655 г. и освящена 29 июня того же года ( Смирнов. 1901). В 1715-1716 гг., при игум. Харитоне, на средства кн. Воротынского надвратную Стефановскую ц. обновили (ГА Владимирской обл. Ф. 1094. Оп. 1. Д. 40. Л. 11). В 1836 г. храм, пришедший в ветхость, был «возобновлен» по плану, ранее составленному архит. А. И. Вершинским ( 1811). В том же году муромский мещанин С. И. Соколов изготовил для церкви столярно-резной иконостас стоимостью 400 р. Позже храм был расписан боголюбовским крестьянином Г. С. Шороховым за 225 р. серебром. Тогда же обновленную церковь освятили игум. Варлаам с братией.

http://pravenc.ru/text/2564378.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010