Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня - Кремль. В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице. По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы. В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским. В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор. В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

http://patriarchia.ru/db/text/914157.htm...

занимала место перед Патриархом; рядом с иконой несли ее драгоценную подвесную пелену. В плохую погоду в крестные ходы вместо древней В. и. носили ее список (икону-наместницу нач. XVI в.). Празднования В. и. 26 авг. и 23 июня отличались наибольшей торжественностью и календарной устойчивостью. Празднование 21 мая нередко переносилось на др. дни мая и даже нач. июня. Большой крестный ход этого праздника с 1668 г. по указу государя стал Малым; в 1722 г. по указу Синода был упразднен, потом его восстановили, но ходили уже не в мон-рь, а в ц. в честь Владимирской иконы (1691-1692), в Китай-город, у новых Никольских ворот (Устав Моск. святейших патриархов//ДРВ. 17892. Т. 10. С. 290-299; Выходы государей царей и вел. князей Михаила Федоровича, Алексия Михайловича, Федора Алексеевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682)/Предисл. П. М. Строева. М., 1844. Указ. С. 13). Праздник 15 сент. просуществовал относительно недолго. В Уставе московского Успенского собора нач. XVII в. крестный ход этого дня назван Большим, ходили в Басманную слободу, к деревянной ц. в честь Владимирской иконы, построенной на месте проводов владимирских икон в 1520 г. (Горский, Невоструев. Описание. С. 357). В 1668 г. крестный ход 15 сент. определен как «меньшой»; в 1679 г. он был упразднен (Устав Моск. святейших патриархов//ДРВ. 17892. Т. 10. С. 25-26). В 1812 г. праздник Сретения Владимирской иконы 26 авг. совпал с днем Бородинской битвы. Крестный ход этого дня с В. и. и др. чтимыми иконами Божией Матери (Смоленской и Иверской) вокруг стен Китай-города и Белого города по своей духовной значимости был близок Большим крестным ходам XVII в. Накануне сдачи Москвы эти 3 иконы были отправлены во Владимир. Там В. и. ежедневно носили крестным ходом по городу. Затем ее вместе с Иверской иконой перевезли в Муром, а оттуда - в освобожденную столицу. В ознаменование победы 1 дек. 1812 г. совершили крестный ход в Китай-город, В. и. несли в сопровождении чтимых икон Богоматери - Иверской, Грузинской, «Утоли моя печали» ([Снегирев И.

http://sedmitza.ru/text/726162.html

Андрея Боголюбского, перед которыми он молился в своем шатре. Возникновению предания, возможно, способствовало то, что Боголюбская икона Божией Матери оказалась единственной уцелевшей иконой из первоначального убранства церкви бывш. княжеской резиденции и после перенесения в Москву Владимирской иконы единственной местной иконой, связанной с основателем храма кн. Андреем. Согласно менее распространенному преданию, известному по надписи на гравюре с изображением «Богоматери Боголюбской» 2-й пол. XVIII в. (Ровинский. Народные картинки. III. 1221. С. 486-491), чудотворный образ принадлежал к числу икон, написанных евангелистом Лукой. То же предание отождествляет Боголюбскую икону Божией Матери с образом Богоматери Пирогощей в Киеве. Почитание. Некоторые исследователи, несмотря на отсутствие прямых свидетельств, говорят об особом почитании Боголюбской иконы Божией Матери в XII в. (Н. Н. Воронин, Е. С. Медведева, М. В. Щепкина), связывая эту икону с формированием на Руси праздника Покрова Пресвятой Богородицы. О судьбе и почитании Боголюбской иконы Божией Матери в XIII-XIV вв. известно мало. Предположительно к XIV в. относится возникновение чтимой иконы Богоматери, известной под названием «Боголюбская», находившейся с XVII в. в Благовещенском соборе Московского Кремля (утрачена в 1812). Этот небольших размеров образ (ок. 44,526,7 см) принадлежал к числу домашних святынь великих князей и царей. Сохранившиеся детали драгоценного убора, частично относящиеся к кон. XIV в. (венец), а также описи храма позволяют судить об иконографии утраченной иконы. По мнению Стерлиговой, икона являлась списком с Боголюбской иконы Божией Матери (Богоматерь была представлена в молении; изображения свитка, Спасителя в небесном сегменте и Деисуса отсутствовали) и была связана с родом суздальско-нижегородских князей; в Москву могла попасть с Евдокией Димитриевной, дочерью кн. Димитрия Константиновича Суздальского, женой вел. кн. Димитрия Донского. В то же время создание этой иконы могло быть связано с темой заступничества Богоматери за человеческий род и заказчика иконы, а не с почитанием иконы из Боголюбова.

http://sedmitza.ru/text/415130.html

В 1812 г. праздник Сретения Владимирской иконы 26 авг. совпал с днем Бородинской битвы. Крестный ход этого дня с Владимирской иконой и др. чтимыми иконами Божией Матери (Смоленской и Иверской) вокруг стен Китай-города и Белого города по своей духовной значимости был близок Большим крестным ходам XVII в. Накануне сдачи Москвы эти 3 иконы были отправлены во Владимир. Там Владимирскую икону ежедневно носили крестным ходом по городу. Затем ее вместе с Иверской иконой перевезли в Муром, а оттуда — в освобожденную столицу. В ознаменование победы 1 декабря 1812 г. совершили крестный ход в Китай-город, Владимирскую икону несли в сопровождении чтимых икон Богоматери — Иверской, Грузинской, «Утоли моя печали» ([Снегирев И. М.] Очерки жизни моск. архиеп. Августина. М., 18413. С. 26–52). 26 мая 1833 г., в день освящения храма Христа Спасителя, Владимирская икона возглавляла торжественный крестный ход из Успенского собора к новому храму. В 1918 г. служба Владимирской иконе была использована еп. Афанасием (Сахаровым) при создании им новой службы всем святым, в земле Российской просиявшим (Чи¬някова Г. П. Служба всем святым, в земле Российской просиявшим, — словесная икона Св. Руси//ДанБлаг. 1998. Вып. 9. С. 71–76). Им же была составлена новая иконография этого праздника с изображением Владимирской иконы в Успенском соборе Московского Кремля, осеняющим сонм рус. святых (икону в 20–30-х гг. ХХ в. написала мон. Иулиания (Соколова)). В декабре 1918 г. Владимирская икона была взята из закрытого для богослужения Успенского собора на реставрацию, законченную в апр. 1919 г. С 1926 по 1930 г. она находилась в ГИМе, затем была передана в ГТГ. Почитание иконы как чудотворной святыни возобновилось в 90-х гг. XX в. В один из тяжелых периодов новейшей истории, когда нависла угроза вооруженного столкновения противоборствующих сторон власти, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 2 окт. 1993 г. Владимирская икона была принесена в кафедральный Богоявленский Елоховский собор для всенародной молитвы об избавлении России от кровопролития. В 1995 г. отмечалось 600-летие праздника Сретения Владимирской иконы 26 авг. из Успенского собора Московского Кремля после литургии был совершен торжественный крестный ход в восстановленный Сретенский монастырь, куда из Государственной Третьяковской Галереи принесли на поклонение Владимирскую икону. В эти годы шла дискуссия о передаче Владимирской иконы из Государственной Третьяковской Галереи в ГММК — на место ее исторического пребывания в Успенском соборе Московского Кремля. После освящения в 1996 г. ц. свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее Владимирской иконы периодически приносили туда на поклонение; с 1999 г. она находится там постоянно.

http://sedmitza.ru/text/415982.html

6 июля 1999 года Его Святейшество одним из первых совершил паломничество к новообретенной святыне. Закончились торжества по случаю обретения святых мощей, и началась кропотливая работа по восстановлению соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы. Пришлось заново реставрировать кровлю, покрывать купола, устанавливать кресты. Воссоздание галереи собора началось с устройства парадного крыльца. Собор был некогда расписан мастерами школы Дионисия, но сохранились и были отреставрированы лишь фрагменты росписи, позволяющие говорить о том, что одной из тем древней настенной живописи собора были сцены из Апокалипсиса. Современные мастера иконописи завершили работу над четырехъярусным иконостасом. Выпускниками Санкт-Петербургской академии художеств написана икона «Преподобный Ферапонт в житии» с шестнадцатью клеймами, на четырех из которых мы видим современников и сомолитвенников святого: святителя Феодора, архиепископа Ростовского, преподобных Сергия Радонежского, Кирилла и Мартиниана Белозерских. Уникальность иконы состоит в том, что на одном из ее житийных клейм впервые изображено событие новейшей церковной истории — обретение святых мощей преподобного Ферапонта. Храмовая икона «Рождество Пресвятой Богородицы», как и весь иконостас, написана заново и тоже имеет свою особенность — клейма со списками наиболее чтимых икон Божией Матери. К 190-летию Отечественной войны 1812 года в местном ряду иконостаса появилась икона, какой прежде в Можайске не существовало — «Можайские святые». На ней изображены стоящими «на воздусех» над святыми храмами Можайской земли: покровитель города святитель Николай Мирликийский с мечом и градом в руках; святители Макарий, митрополит Московский, и новомученик Димитрий, архиепископ Можайский; новомученик протоиерей Константин; благоверные князья Феодор Смоленский и Димитрий Донской, начинавшие некогда княжить в Можайском уделе; преподобные Ферапонт Можайский и Рахиль Бородинская. Над святыми изображены два ангела, несущие явленную в 1413 году вблизи Можайска Колоцкую икону Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/put/080111142221

В свое время я служил в Князь-Владимирском соборе, где сохранялась Казанская икона Божией Матери после разорения Казанского собора. Я слышал много историй о паломниках, которые в самые страшные годы Великой Отечественной войны, несмотря на голод и морозы, приходили из отдаленных областей России помолиться перед святым образом. Было множество людей, которые ощущали войну как наказание Божие за наши грехи и надеялись только на помощь Пресвятой Богородицы, молили Ее об избавлении. – Как восстанавливался Казанский собор? – Когда в 1922 году храм закрыли, серебряный иконостас старинной работы был переплавлен. После войны 1812 года сорок пудов серебра для этого иконостаса были пожертвованы М.И. Кутузовым – при отступлении Наполеона донским казакам удалось отбить серебряную утварь, награбленную завоевателями в московских храмах. Немало сил потребовалось, чтобы изготовить новый иконостас. Его удалось воссоздать максимально близко к оригиналу по сохранившимся чертежам. В 2001 году чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери занял свое историческое место в воссозданном иконостасе. В 20-е годы все иконы собора были изъяты и переданы в музеи, где они находятся по сей день. Русский музей в 1997 году отказался передать иконы храму, но нам было разрешено сделать их копии. Мы стали искать, кто бы мог это сделать. Помогла петербургская академия художеств. Кафедру академической живописи возглавлял тогда профессор Крылов. Студенты как раз должны были написать и защитить работы в стиле живописи 18 века. Мы оплатили им краски и материалы, ведь в 90-е годы у художников не было почти никаких средств, и они занялись копированием икон Казанского собора в Русском музее. Потом эти образы были переданы в храм. Сейчас у нас уже есть свои штатные художники, позолотчики, граверы, есть и профессиональные мастерские – но все возрождалось постепенно. В 1990 году в Казанском соборе были обнаружены мощи преподобного Серафима Саровского, их передали в Серафимо-Дивеевский монастырь. В 1991 году здесь были обретены мощи святителя Иоасафа Белгородского, которые перенесли в Белгород.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Таково сказание о чудотворной иконе Успения Рышковской, написанное витиеватым прекрасным славянским языком на доске и хранимое с давних лет в храме с. Рышкова. В 1812 г. жители с. Рышкова со своим имуществом и скотом укрывались от французов в лесах, по направлению к г. Серпухову. Икона Богоматери пребывала в храме. Французы накануне сражения под с. Тарутином, в 6 верстах от Рышкова, жгли и грабили окрестные селения; их конница размещалась по храмам. В это-то тяжкое время по молитвам Заступницы рода христианского и Матери Господа Вышнего рышковский храм, посвященный Ее имени, не был осквернен и разграблен: галлы даже не были и в самом селе. В 1848 г. сей иконой жители с. Каменского Боровского уезда были избавлены от свирепствовавшей у них сильной холеры. В 1871 г. заступлением Богоматери холера не тронула прихода с. Рышкова, тогда как соседние приходы — Субботники, Стремилово и Спас на Темне — сильно пострадали от нее. В 1894 году крестьянин д. Глинницы, Герасим Парфенов, был настолько болен простудой, что московские доктора признали его болезнь неизлечимой, побуждая его ехать в деревню. По совершении молебна с водоосвящением перед чудотворным образом Богоматери крестьянин выздоровел. В 1907 г. девочка села Куднева Серпуховского уезда, Таисия Егорова Крылова, получила избавление от глазной болезни, омывая очи свои водой, освященной перед иконой Успения Божией Матери. При сей иконе имеются металлические и вышитые золотом привески — память об исцелениях и помощи Богоматери через этот образ. Дивногорская, или Сицилийская икона. Сведения о ней помещены под 5 числом февраля. 2 июля Положение ризы Богоматери во Влахернах В царствование греческого императора Льва Великого Македонянина (457—474 гг.) греческие военачальники, родные братья Гальбий и Кандид, будучи людьми благочестивыми, предприняли путешествие по святым местам Палестины. Они прибыли в Галилею и, руководимые неисповедимым действием Божественного Промысла, остановились, между прочим, в одном небольшом селении близ известного города Назарета.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Когда жители Устюга прогневали Бога своими грехами, и правосудию Божию угодно было послать им наказание, тогда провозвестником воли Божией был некто Христа ради юродивый Прокопий. Он проводил высокую духовную жизнь, постоянно пребывал в молитве и богомыслии и упражнялся в подвигах юродства. Ему было откровение свыше, что град Устюг скоро постигнет гнев Божий. Блаженный Прокопий начал призывать всех к покаянию и молитве: «бдите и молитесь; говорил он да не внидете в напасть». Ответом на глас Блаженного были одни насмешки и порицания. Спустя несколько времени, в один воскресный день, явилась на небе туча, которая, остановившись над городом, обложила его мраком. Так что люди не могли узнавать друг друга; потом начали раздаваться страшные удары грома, при ослепительной молнии; тогда все впали в ужас и увидали, что городу; грозит неминуемая погибель, и все устремились в храмы для молитвы, особенно в соборную церковь Богоматери. Здесь пред Её иконою начали изливать самые тёплые молитвы об избавлении от гнева Божия: «О Пресвятая Госпоже Дево Богородице! Ты милостию Твоею, спаси и помилуй град сей от труса находящаго, и от огня, и от погибели и от всякого зла». Когда все жители города подвигнулись на покаяние и молились Божией Матери, вдруг от Её иконы, как от источника, истекло благоуханное миро; вслед засим страшная туча стала проноситься, и вдали от города, в лесу, разразилась раскалёнными камнями, как дождём. Молитва блаженного Прокопия и покаявшегося народа была услышана. Господь отвратил гнев Свой, и жители Устюга были спасены. Празднование Устюжской иконе Богоматери совершается 8 июля 5 ; з) На правой стороне иконостаса, подле мощей Святителя Филиппа, икона святого великомученика Димитрия Солунского, писанная на гробовой доске его. Она в 1197 году привезена была из Фессалоник во Владимир, откуда в 1380 году, при великом князе Димитрии Иоанновиче принесена в Москву; и) На правой стене в соборе, в ряду других икон, находится Иерусалимская икона Богоматери, которая по преданию, была написана святыми апостолами в 15–е лето по Вознесении Господнем. В 453 году икона сия принесена была греческим царём Львом Первым из Иерусалима в Царьград, и поставлена в церкви Богоматери, нарицаемой Пигия; потом перенесена была во Влахернскую церковь . Когда было нашествие русов на Константинополь, эта икона принесена была в Херсон. Русский князь Владимир в 988 году, принявши христианскую веру и крестившись в Херсоне, взял с собой Иерусалимскую икону и послал её в Новгород, в Софийский собор, где она находилась до покорения Новгорода царём Иоанном Васильевичем, при котором перенесена была в Москву и поставлена в Успенском соборе. В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона была взята неприятелями, и на место её был поставлен точный список, взятый из Московской церкви Рождества Богородицы, что на Сенях 6 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

9 мая 1782 года началось строительство Свято-Николаевского храма, которое продолжалось около пяти лет. В четвертую неделю Великого поста храм был освящен настоятелем монастыря иеромонахом Феофаном по благословению Преосвященного Амвросия, архиепископа Екатеринославского и Таврического. С 1891 года Самарский Пустынно-Николаевский монастырь стал именоваться " Домом Екатеринославских архиереев " с возвышением ее в степень кафедрального Архиерейского дома. А по сему требовалось устроить дом для архиерея, дом для Семинарии и помещение для Консистории. В 1791 году по благословению Преосвященного Амвросия, архиепископа Екатеринославского и Таврического вместо предлогаемой Консистории передано было в Самарский монастырь Павлоградское духовное правление. Летом 1798 года житель местечка Новых Кайдак Карл Яковенко по контракту выстроил на территории монастыря деревянную четырехэтажную колокольню, а среди лета 1799 года мещанин И.А. Гордиенко также по контракту покрыл ее под гребень листовым сибирским железом. 3 мая 1808 года по благословению правящего архиерея Платона (Любарского) Самарская обитель украсилась драгоценнейшею святынею, обогатилась редким небесным сокровищем, торжественным принесением в храм на поклонение верующим двух древних с незапамятных времен месточтимых икон Божией Матери Самарской и святителя Христова Николая чудотворца.  В 1809 году Новомосковской соборной Свято-Троицкой церкви диакон Никита Баранов с попечителем новомосковским купцом П.С. Золоторевым за 1.500 рублей устроил в монастырской соборной церкви отличной и величественной работы Горнее место. Вдова А.В. Шапотинникова и протоиерей Ковалевский в 1812 году внесли благотворительность обители священную, церковную утварь и обогатили ризницу. В 1814 году проживавший в монастыре полковой хорунжий Аламахин на помин своей души пожертвовал в обитель значительную сумму денег. В 1815 году на эту сумму наместник монастыря иеромонах Хрисанф построил в обители трапезную церковь в честь Преображения Господня, а в 1816 году тот же наместник вне монастыря построил гостиницу и заезжий дом для приходящих и приезджающих богомольцев. В сентябре 1821 года, усердием благотворителей и благодетелей, выписан из Москвы для колокольни Самарской обители большой колокол весом 169 пудов.

http://sobory.ru/article/?object=04878

Грамотами тех же царей обеспечено было содержание монастыря: в 1660 г. по челобитной игуменьи в Смоленск давать в церковь по 3 пуда воску, игуменье с сестрами 350 руб. и 300 четвертей ржи. В 1678 г. по царскому указу игуменья Ироида с сестрами переведены из Кутеинского женского монастыря в Смоленск, в Вознесенский девичий монастырь, и велено им, для их монастырской скудности, ржи и ячменю по 3 четверти, денег на монастырскую потребу, пшеницы на просфоры по 1 четверти. В указе 1728 г. велено за 2 года выдать 430 руб., за хлеб 497 руб. Кроме руги или жалования, разными грамотами отведены были для монастыря пустоши: Спасские луга в Смоленском уезде Дубровинском стане по указу Федора Алексеевича в 1680 г., в Долгомостьевском стане пустошь под сенные покосы по грамоте Алексея Михайловича 1669 г., пустошь Чистяки в 1688 г. возвращена монастырю. Во время путешествия императрицы Екатерины II в 1787 г. было пожертвовано этому монастырю 1000 руб., и на эту сумму устроен, в память благотворительницы, другой престол в нижней церкви во имя вмчц. Екатерины. Впоследствии, иждивением одной смоленской помещицы устроен в той же церкви третий престол во имя Сретения, перенесенный сюда из больничной церкви, за ветхостью ее. Когда старанием той же помещицы была и больничная церковь обновлена, в ней освящен престол во имя Печерской Божией Матери. В 1812 г. монастырь был разграблен и опустошен, деревянные здания его – больничная церковь и кельи были преданы пламени, а в каменной ее церкви дорогие оклады с икон, ризница, напрестольная одежда были похищены. В таком печальном виде нашли монастырь игуменья с сестрами, возвратившись туда после французов. Не желая оставить своей прежней обители, они решили поместиться в обгорелых кельях, оправив их сколько позволяли им средства. В тоже время обратились с просьбою к жителям Смоленска, и на доброхотные пожертвования их приобрели средства к жизни. Вскоре по ходатайству бывшего тогда преосвященного смоленского Иринея отпущено на поправку монастыря из казенных сумм 17 руб. 481 коп. На эту сумму игуменья Елизавета Шебекина при усердном содействии инокинь приступила к возобновлению и исправлению монастырских зданий, привела в порядок церковь, приобрела ризницу, церковную утварь и все нужное для богослужений.

http://sobory.ru/article/?object=00468

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010