Август. С. 524–535. Есть его портрет]. 86 Иеромонах Самуил (Колесницын) стал впоследствии (в 1819 году) строителем Коломенского Бобренева-Голутвина монастыря [Отечественные подвижники благочестия 18 и 19 веков. Февраль. С. 194–201]. 87 Преосвященный Варлаам управлял Тобольской епархией с 1768 по 1802 год. За свои пастырские труды и заслуги в 1792 году был возведен в сан архиепископа, а позже награжден орденами Св. Анны I степени и Св. Александра Невского. «Келейная жизнь преосвященного Варлаама была строго аскетическая. В летнее время он любил удаляться для безмолвия и молитвы в подгородный Иоанновский Междугорский монастырь. Здесь святитель проводил отшельническую жизнь» [Отечественные подвижники благочестия. 1995. Декабрь. Ч .2 . С. 312–316]. 88 Иоанно-Предтеченский мужской монастырь Тобольской епархии основан в 1653 году архиепископом Симеоном. До покорения Сибири на этом месте была татарская деревушка Шантаных. Когда в 1620 году учредили Тобольскую епархию, то это место поступило под архиерейскую дачу. Более чем за 200 лет существования монастыря мужским, он то увеличивался числом братства, то уменьшался. Одно время было всего только два человека, и тогда решили преобразовать монастырь в женский. В 1864 году сюда перевели инокиньТуринского монастыря – того самого, который основали старцы Василиск и Зосима спустя 22 года после их приезда в Сибирь! В начале XX столетия в монастыре проживало уже 230 человек и обители принадлежало более двух тысяч десятин земли [Павловский А. А. Всероссийский иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Нижний Новгород, 1907. С. 688–689]. «В декабре 1802 года преосвященный Варлаам от простуды заболел горячкой, был соборован, исповедался, приобщился Св. Тайн и 27 числа того же месяца тихо и спокойно скончался на 74-м году от роду». Факт смерти архиепископа Тобольского Варлаама I в декабре 1802 года означает для нас, что самый крайний срок прибытия отцов Василиска и Зосимы в Тобольск – «поздняя осень» 1801 года, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Павла I Петровича и усердие строителя Геннадия. Он был представлен императору, к-рый подолгу беседовал с ним. В 1799 г. указом Синода по представлению архиеп. Псковского и Рижского Иринея (Клементьевского) Геннадий был возведен в сан архимандрита. Императорским указом от 20 окт. 1800 г. численность монашествующей братии увеличилась до 30 чел. В Н. Б. м. было введено общежитие, в 1817 г. утвержден устав обители. Пустынь оставалась единственной общежительной обителью Псковской епархии до 1906 г., когда общежительный устав ввели и в Елеазаровом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастыре . 10 (11?) нояб. 1800 г. пустынь причислена к Великому приорству Российского державного ордена св. Иоанна Иерусалимского с ежегодным пенсионом 2 тыс. р. (выплачивался и после 1801). 24 нояб. 1800 г. Н. Б. м. стал ставропигиальным, поступив в непосредственное подчинение Синода, который предписал архиеп. Псковскому Иринею исключить обитель из ведомства его епархии. Из придворной ризницы монастырю были переданы облачения для священнослужителей, в т. ч. и архиерейские, с нашитыми из серебряного глазета 8-угольными крестами ордена св. Иоанна Иерусалимского. 20 мая 1802 г. Священный совет ордена дал архим. Геннадию разрешение украсить печать пустыни крестом ордена. В 1801 г. в Н. Б. м. завершилось строительство каменного Свято-Троицкого храма вместо сгоревшего деревянного. По прошению архим. Геннадия указом Синода от 26 февр. 1802 г. было разрешено построить каменную церковь на монастырском кладбище, которая в 1804 г. освящена во имя свт. Геннадия, патриарха К-польского. Однако, согласно документам 1915 г., на кладбище стояла деревянная ц. во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия (1890-1891), а церковь св. Геннадия находилась на территории пустыни. 28 мая 1802 г. Синод после рассмотрения духовной цензурой разрешил напечатать в Московской синодальной типографии в количестве 1200 экз. «предисловие и акафист к житию Никандра Псковского Чудотворца, сочиненный Псковской епархии города Острова Троицкого собора протоиереем Андреем Львовым».

http://pravenc.ru/text/2565290.html

Кн. 3). Восшествие на престол Павла I приветствовал «Одой на случай присяги московских жителей Павлу Первому» (отд. изд.: М., 1796). В 1797 г. в выходившем в Гамбурге франц. ж. «Spectateur du Nord» К. опубликовал ст. «Un mot sur la littérature Russe» (Несколько слов о русской литературе), в к-рой кратко изложил содержание «Писем русского путешественника» и назвал Французскую революцию одним из тех событий, к-рые «определяют судьбы людей на много последующих веков». Издал «Пантеон иностранной словесности» (М., 1798. 3 ч., 1818, 2-е, дополненное изд.), состоявший из переведенных К. отрывков сочинений древних («О природе богов» Цицерона, Плутарха , Тацита , Лукана, Саллюстия и др.) и новых авторов («Сократ» Ж. Ж. Бартелеми - глава из романа «Путешествия молодого Анахарсиса в Грецию», Ж. Ф. Бюффона, О. Голдсмита, Руссо, Б. Франклина , И. Я. Энгеля и др.); в связи с этим изданием столкнулся с цензурными затруднениями, и примерно в то же время его имя попало в доносы (не имели последствий благодаря заступничеству Ф. В. Ростопчина ). После этих событий К. отошел от лит. деятельности. Вступлению на престол имп. Александра I Павловича , с которого началась новая эпоха в жизни К., он посвятил оды «Е. И. В. Александру I» и «На торжественное коронование Е. И. В. Александра I» (обе: М., 1801); в связи с обещанием императора править по «законам и сердцу августейшей бабки» К. в 1801 г. написал «Историческое похвальное слово имп. Екатерине II» (М., 1802), в котором взамен либеральных конституционных проектов предложил программу сохранения и укрепления в России монархии в ее просвещенном варианте и через Д. П. Трощинского представил его царю. В апр. 1801 г. К. женился на Е. И. Протасовой (скончалась в 1802 после рождения дочери Софьи). В том же году К. издал перевод либретто оратории Й. Гайдна «Творение». В 1802-1803 гг. вместе с П. П. Бекетовым выпустил 4 части иллюстрированного альбома Бекетова «Пантеон российских авторов, или Собрание их портретов с замечаниями» (справки о писателях написаны К.).

http://pravenc.ru/text/1680981.html

Наименованный первым почетным доктором богословия, избранный в вице-президента Российского библейского общества и в почетные члены медико-хирургической академии и С.-Петербургской «Беседы любителей русского слова», митрополит Амвросий известен был и своими литературными трудами. Ему принадлежат: «Руководство к чтению священнаго писания Ветхаго и Новаго завета»; «Сокращение богословских догматов»; примечания и объяснения на «Опыт словенскаго словаря»; «Молитвы для чтения в больницах по утру и в вечеру» и «Собрание поучительных слов, произнесенных в разныя времена и в разных местах». Кроме того, в рукописях остаются несколько академических рассуждений, курс богословских уроков и много проповедей. Пособниками митрополиту Амвросию в управлении Новгородскою епархиею в 1800–1818 гг. были семь епископов Старорусских, его викариев: Антоний (Знаменский) в 1799–1802 гг., Михаил (Десницкий) в 1802–1803 гг., Евгений (Болховитинов) в 1804–1808 гг., Антоний (Соколов) в 1808–1840 гг., Иоасаф (Стретенский) в 1810–1813 гг., Мефодий (Пишнячев­ский) в 1813–1816 гг. и Амвросий (Орнатский) в 1816–1819 гг. О епископе Антонии (Знаменском) была речь раньше, так как он начал свое служение в Новгороде еще при митрополите Гаврииле. Епископ Михаил (Десницкий) в 1802 г. был викарием митрополита Амвросия, а в 1818 г. преемником его по С.-Петербургской и Новгородской епархиям; поэтому речь о нем впереди. Евгений (в миру – Евфимий Алексеевич Болховитинов), сын священника, родился 18 декабря 1767 г. в г. Воронеже. Девяти лет он лишился отца и был определен в хор архиерейских певчих, откуда через несколько месяцев 15 октября 1777 г. определен был в Воронежскую семинарию. В 1785–1788 гг. Болховитинов обучался в Московской академии и слушал лекции в Московском университете. С 9-го января 1789 г. он занял место учителя в Воронежской семинарии и преподавал риторику, французский и греческий языки, римские древности, философию, с 5 сентября 1790 г. – богословие, с 14 августа 1797 г. – церковную историю и герменевтику; в то же время проходил и административные должности: вице-префекта, с осени 1790 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

на свой счет отпечатало для татар множество экземпляров Корана. В 1802 г. станки азиатской типографии, по просьбе татар, переведены были из Петербурга в Казань, и типография эта стала ежегодно выпускать десятки тысяч мусульманских книг, так что Казань сделалась настоящим центром мусульманского образования в России. Результаты всего этого обнаружились с самого начала XIX столетия и стоили больших хлопот. Еще в 1802 и 1803 гг. начались отпадения крещеных татар. Христианская миссия должна была переменить самое направление своей деятельности – вместо приобретения для церкви новых чад ограничиться лишь заботами об удержании в христианстве приобретенных прежде. В видах христианского просвещения их в 1802 г. вышел указ о переводе на инородческие языки кратких катехизисов и некоторых более нужных молитв. Затем библейское общество стало распространять на этих языках переводы Св. Писания. Казанский архиепископ Амвросий Протасов предлагал переводить на инородческие языки и богослужебные книги, но мысль его тогда не нашла себе сочувствия. При духовно-учебных заведениях епархий с инородческим населением стали открывать классы местных инородческих языков, потому что в духовенстве, знающем эти языки, была крайняя нужда. Но дело миссии было до того уже запущено, что его долго нельзя было поправить. В царствование Александра I и Николая производилось множество дел об отпадениях в Казанской епархии черемис и чуваш, в Вятской вотяков, в Нижегородской мордвы; особенно большие беспокойства производили массовые отпадения крещеных татар, начавшиеся с 1827 г. Для ослабления этих отпадений духовное и светское начальства принимали разные меры – полицейские преследования отпадавших, телесные наказания, ссылки, расторжение браков крещеных с некрещеными, принудительное крещение детей в отпадавших семьях и проч. В 1830 г. в Казанской епархии вновь учреждены особые миссионеры. В 1847 г. при Казанской академии, по Высочайшему повелению, предпринят был перевод на татарский язык священных и богослужебных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

По свидетельству чигольского краеведа А. Т. Лукьянова (1915-1999), строили церковь из кирпича, который делался из местной глины и назывался «пяточным», так как при его изготовлении глину в форме утрамбовывали голыми пятками. Судя по длительному периоду строительства, можно предположить, что оно велось силами местных крепостных крестьян. И надо отметить, что работа была выполнена с хорошим знанием правил кирпичной кладки. По архитектурному стилю Покровская церковь, точнее, построенная в 1802 году храмовая часть, представляла собой яркий пример смены архитектурных стилей в конце XVIII начале XIX века. Это выражалось в декорировании первоначально запроектированного классического объема формами древнерусской архитектуры. Помимо основного здания храма и части трапезной, в том же 1802 году была построена «саженях в десяти от церкви, к западу, деревянная, на каменном фундаменте, колокольня, которая просуществовала, однако не долго, была снесена за ветхостью и заменена четырьмя столбами с перекладинами, на которых и повешены были на время колокола». Вот в таком незавершенном виде – с временной звонницей вместо каменной колокольни, Покровская церковь простояла в селе несколько десятилетий. Здесь хотелось бы сразу обратить внимание на некоторые неточности, встретившиеся в материалах местного краеведческого музея. Автор «Путеводителя по краеведческому музею» села Новая Чигла А. Т. Лукьянов приводит другие годы строительства Покровской церкви. Он утверждает, что храм строился как памятник в честь победы в войне 1812 года, и строительство было завершено в 1819 году. Причем, А. Т. Лукьянов не указывает на тот факт, что каменная колокольня и часть трапезной тогда еще не были достроены. Однако данную версию, не аргументированную никакими источниками, следует считать не соответствующей исторической действительности. Скорее всего, это просто местная легенда. 1802 год как год окончания строительства церкви приводится еще в нескольких архивных источниках, с ними можно ознакомиться в наших приложениях. И только в «Алфавитном списке церковных приходов Воронежской епархии», опубликованном в «Памятной книжке Воронежской губернии» за 1893 год, дается 1805 год. Видимо, это все же опечатка.

http://sobory.ru/article/?object=59973

Флавиан (Ласкин) с 1798 по 1799 год, из иеромонахов, префект Александро-Невской академии. В должности этой он оставался и по назначении его архимандритом Зеленецкого монастыря. Евгений (Евфимий) Болховитинов, с 11 марта 1800 по 27 января 1802 года, из вдовых протоиереев Воронежской епархии, сын священника г. Воронежа; учился в Московской духовной академии; с 1796 года протоиерей и префект той же семинарии; 9 марта 1800 года пострижен в монашество, а 11 марта поставлен архимандритом Зеленецкого монастыря. Израиль (Иакинф) Звягинцев, с февраля 1802 по март 1806 года. Обучался в Севской семинарии и с.-петербургской учительской гимназии; по окончании курса проходил службу в народных училищах, сперва с званием учителя, потом смотрителя народных училищ с.-петербургской губернии. В 1798 году произведен в чин 12 класса и определен в Орловскую семинарию префектом и учителем философии. В 1801 году вступил в монашество и сделан ректором той же семинарии. В 1802 году перешел в С.-Петербургскую епархию и произведен в архимандрита Зеленецкого монастыря. Порфирий (в мире Петр Кириллов), с марта 1806 по август 1808 года; обучался в Московском университете и в продолжении курса получил две серебряных и одну золотую медали от юридического и философского факультетов. По окончании курса, в 1803 году, он был принят митрополитом Амвросием в с.-петербургскую духовную академию учителем геометрии; в 1806 году определен архимандритом Зеленецкого монастыря. Вениамин III (Весновский), с 2 октября 1808 по 9 ноября 1809 года; был учителем при Невской академии и иеромонахом при миссиях в Мадрите, Париже и Константинополе. Гедеон (Федотов), с 14 октября 1810 по 1816 год; был учителем в Белогородской семинарии и там пострижен в 1799 году; потом учителем С.-Петербургской семинарии и соборным иеромонахом в Александро-Невской лавре; в 1803 году послан на остров Кадьяк, с назначением благочинным камчатских и американских наших церквей. Парфений, с 1816 по 1 марта 1819 года, из казначеев Александро-Невской лавры, отсюда перемещен в Александро-Свирский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

23 июля 1860 года в Санкт-Петербургском духовно-цензурном комитете была рассмотрена и одобрена к напечатанию рукопись «Акафист св. великомученице Екатерине». Святейший Синод 12/30 августа 1860 года, получив рукопись акафиста, поручил прочитать ее и дать о ней отзыв присутствовавшему в Святейшем Синоде епископу Кишиневскому Антонию. Преосвященный Антоний 19 сентября донес Святейшему Синоду рапортом, что акафист этот «составлен православно и может быть одобрен для душеполезного употребления в Святой Церкви». 12/26 октября 1860 года за 2656 Святейший Синод определил: «Представленную Санкт-Петербургским духовно-цензурным комитетом рукопись под заглавием «Акафист св. великомученице Екатерине» согласно с заключением Преосвященного епископа Кишиневского Антония к напечатанию разрешить» 107 . Вновь представленный в Святейший Синод акафист св. великомученице Екатерине в существенных чертах тот же самый, что и в издании 1802 года, но исправленный. Сравним оба издания акафиста. Начало акафиста в издании 1802 года: «Избранную и венчанную деву мученицу, невесту Христову Екатерину похвальными песньми воспоим». В издании 1861 года исправлено: «Избранную от рода царскаго и венчанную на небеси деву мученицу, невесту Христову Екатерину похвальными песньми воспоим». Заключительное воззвание в том и другом издании одно и то же: «Радуйся, Екатерино, невесто Христова премудрая». В 1-м, 2-м, 4-м и 13-м кондаках издания 1861 года сравнительно с изданием 1802 года сделаны некоторые изменения. Остальные кондаки (3, 5–12) буквально сходны между собой. Икосы того и другого издания в исторической части буквально сходны (2, 4–8, 10–12). В исторической же части 1-го, 3-го, 9-го икосов в позднейшем издании допущены небольшие изменения. Что касается воззваний в икосах того и другого издания, то они частью сходны, частью различны. В 1-м икосе обоих изданий сходны воззвания: 2-е, поставленное в позднейшем издании на третье место; 6-е воззвание, помещенное на пятом месте; 7-е – на шестом, 8-е и 9-е – на восьмом и девятом. 5-е воззвание взято в измененном виде. Остальные воззвания разные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

п. По С.-Петербургской епархии при митрополите Амвросии было увеличено жалованье духовенству Выборгской губернии (1800 г.), выхлопотано таковое причту Троицкого собора на Петербургской стороне (1817 г.); восстановлен Староладожский Николаевский монастырь 16 февраля 1811 г.; увеличены штаты Коневского и Островского монастырей (1816 г.); издан указ о праздновании духовенством в Финляндии наших праздников по старому стилю (1810 г.); утверждены штаты финляндского духовного правления (1817 г.); устроено новое помещение для канцелярии и увеличено в ней число служащих; произведен ремонт колокольни Петропавловского собора и прочее. По Новгородской епархии при митрополите Амвросии из собственных его средств произведен капитальный ремонт домов духовенства Софийского собора; около 9000 руб. израсходовано на ремонт соборной церкви и келлий Юрьева монастыря (1802 г.) и трапезы (1817 г.), колокольни Антониева монастыря (1804 г.). При нем 14 мая 1802 г. заштатный новгородский Николаевский-Розважский монастырь присоединен к Перекомскому, и последний стал называться Розважский-Перекомский; при Большом Тихвине монастыре в 1802 г. устроены каменные здания для богаделен; в 1805 г. учреждена архимандрия в Сковородском монастыре и в том же году даны привилегии в служении архимандриту Тихвинского монастыря; в 1816 г. увеличены штаты Саввы-Вишерского монастыря; увеличено жалованье чиновникам консистории и прочее. «В Новгороде, – писал митрополит Амвросий, – издревле заведено быть многим крестным ходам и прочим церковным церемониям, для отправления коих весьма нужны архимандриты, которых в том городе только два». «Новгородской епархии, – писал он в другой раз, – второклассный Большой Тихвинский монастырь, сколько по явленной в нем иконе Тихвинской Божией Матери уважаем от народа, столько и чрез наружное украшение жалованными суммами от благочестнейших Государей и иждивением христолюбивых дателей, тщанием же и трудами нынешняго архимандрита Герасима, приведен в благознаменитый вид. Выстроены при нем каменная богадельня с церковию на 60 человек и заведено духовное училище, в котором уже усмотрены мною и плоды учения довольные».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Обучившись грамоте у дяди своего, Десницкий в 1773 г. поступил в московскую Троицкую Лаврскую семинарию, а с 1782 г. продолжал свое образование во вновь открытой в Москве Дружеским Ученым Обществом филологической семинарии, затем в Московском университете и в духовной академии. В университете он получил ученую степень, открывавшую ему широкий путь по гражданской службе, но, склонный к уединенной жизни, Десницкий хотел поступить в монастырь и только по просьбе матери женился и в 1785 г. был рукоположен во священника в московской церкви Св. Иоанна Воинственника, что в Якиманской части, близ Калужских ворот. Это был образцовый священник по усердию к богослужению, по готовности исполнять христианские требы по первому зову и особенно по своим проповедям, привлекавшим в церковь многочисленных богомольцев. Рассказывают, что Государь Император Павел Петрович в 1797 г. случайно услыхал в Москве проповедь о. Матвея и так был тронут, что призвал его к себе и проповедь оставил для того, чтобы ежедневно утром прочитывать. В 1797 г. о. Десницкий перемещен был в Петербург к церкви Зимнего дворца Его Императорского Величества. После смерти жены и троих детей о. Десницкий 27 ноября 1799 г., «по имянному Его Императорскаго Величества высочайшему соизволению и по самопроизвольному желанию, в придворной Гатчинскаго дворца церкви, при Высочайшем Их Императорских Величеств и Их Императорских Высочеств присутствии, пострижен в монашество и наречен Михаилом», с назначением быть придворным иеромонахом. 29-го ноября 1799 г. он уже был назначен архимандритом Новгородского Юрьева монастыря, членом Св. Синода и законоучителем 1-го кадетского корпуса в С.-Петербурге. Хотя обязанности службы задерживали его в столице, но 22 ноября 1801 г. архимандрит Михаил с Высочайшего соизволения был уволен на 20 дней во вверенный ему Юрьев монастырь; по его же представлению в 1802 г. отпущено 8930 рублей на ремонт соборной церкви и келлий монастыря. В Петербурге архимандрит Михаил проповедовал при всех выдающихся событиях: известно его слово в июне 1801 г. при освящении церкви греко-российского исповедания в капитуле державного ордена св. Иоанна Иерусалимского, слово по случаю торжества о благополучно совершившемся в Москве священном короновании и слово в 1802 г. при освящении Исаакиевского собора. 5 июля 1802 г. состоялся Высочайший указ о назначении архимандрита Михаила епископом Старорусским, викарием Новгородским, 11 июля было наречение, а 20-го – хиротония.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010