Почти всю продукцию мастерской А. А. Абрамова (1867-1882) составляли литографии - переводы с гравированных образцов, то же можно сказать об изданиях П. Н. Шарапова (1802-1885), И. Гаврилова, Е. Я. Яковлева, осуществлял подобные издания в 70-80-х гг. XIX в. Голышев и др. Однако копирование «граверной манеры» в технике литографии не могло продолжаться бесконечно, поскольку эта техника требовала иных приемов и художественных решений. В 1853 г. был издан Синодик, составленный прот. Александром Браницыным и отпечатанный в технике тоновой литографии в московской мастерской И. М. Шамина. Основу его иконографии составлял Синодик Бунина (ок. 1700), но изображения были выполнены в иной стилистике, которая более органично сочеталась с техникой литографии и соответствовала вкусам эпохи. Притча о прп. Макарии и бесе. Лубок. Кон. XVIII в. (РГБ) Притча о прп. Макарии и бесе. Лубок. Кон. XVIII в. (РГБ) Во 2-й пол. XIX в. из Л. практически полностью уходит условно иконописная манера и возобладают условно реалистические и академические тенденции. Духовная лубочная картинка приобретает вид, вместе с к-рым получает название «новый лубок» в отличие от классического гравированного Л. Эволюция Л. продолжается и позднее. В 80-90-х гг. XIX в. на смену литографии и тонолитографии приходит хромолитография (цветная печать с нескольких литографированных камней), вместе с которой из Л. исчезает ручная раскраска, а картинки этой эпохи мало походят на классические образцы XVIII - 1-й пол. XIX в. Промышленный переворот в полиграфической промышленности разорил малые мастерские, которым не хватало средств на переоборудование, и они постепенно закрывались. Их сменили новые мастерские и крупные изд-ва. К числу таковых можно отнести лубочные цеха И. Д. Сытина, из старых издателей продолжали работу Стрельцовы, Морозовы. Среди новых можно назвать Е. И. Коновалову, М. Т. Соловьёва (позднее оба вошли в состав Товарищества Сытина) и др. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. религиозная картинка уже не занимала господствующего положения в Л.

http://pravenc.ru/text/2110755.html

Речь идет о не имеющем аналогов издании Real-Encyclopädie der classischen Altertumswißenschaft («Энциклопедия науки о классической древности»), или энциклопедии Pauly-Wissowa, публикацию которого начал в 1837 г. немецкий филолог-классик Август Фридрих фон Пáули (1796–1845), а начиная с 1893 г. новое издание предпринял другой немецкий филолог-классик, Георг Отто Август Вúссова (1859–1931). Это издание дополняет энциклопедическая серия Handbuch der Altertumswißenschaft («Справочник по античности»), начатая в 1887 г. Как пишет «Британская энциклопедия», в 1854–1868 гг. швейцарский теолог Иоганн Якоб Херцог «дал религии ее первую большую энциклопедию»: была опубликована Real-Encyklopädie für protestantische Theologie und Kirche. Сокращенный английский перевод ee был издан в 1882–1884 гг. уроженцем Швейцарии, американским историком Церкви Филиппом Шаффом (The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge). Однако семью годами ранее этого энциклопедического издания во Фрайбурге профессорами-богословами Генрихом Йозефом Ветцером (1801–1853) и о. Бенедиктом Вельте (1805–1885) была начата публикация многотомной «Энциклопедии католического богословия« 605 , а еще ранее Гаэтано Морони (1802–1883), личный секретарь при папах Григории XVI и Пии IX, приступил в Венеции к публикации 103 томов »Историко-церковного словаря» 606 – обширного источника интересной информации касательно папского двора, организации курии и Церкви, администрации Папской области (нужно иметь в виду, однако, что это последнее издание не представляет собой строго организованной и однородной академической работы, a в области истории находится в сильной зависимости от качества использованной литературы). Еще четыре энциклопедических издания в области церковной истории предпринял шотландский пресвитерианский священник преподобный Джеймс Хастингз (1852–1922): A Dictionary of the Bible (4 vols., 1898–1904; имеются дополнительные тома); A Dictionary of Christ and the Gospels (1906–1908); Encyclopaedia of Religion and Ethics (12 vols., том указателя: 1908–1926); Dictionary of the Apostolic Church (1915–1918).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди известных настоятелей П. Б. м. XVIII - 1-й пол. XIX в.- архим. Дорофей (1728 - 2 авг. 1742, 1743-1745), архим. Мелхиседек (Борщов; авг.-дек. 1742; в 1715-1717 игумен Клобукова монастыря в Кашине (см. Клобуков кашинский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь ), в 1717-1722 архимандрит Старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , в 1722-1723 - дмитровского во имя святых Бориса и Глеба мужского монастыря , в 1723-1727 - Иосифова Успенского, в 1727-1736 - Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова мужского монастыря , в 1744-1748 - Бизюкова в честь Воздвижения Креста Господня мужского монастыря ), архим. Варфоломей (Любарский ; впосл. архиепископ; 29 июля 1745-1747), архим. Митрофан (Шеинков; 31 авг. 1747-1763), архим. Сильвестр (Буявинский; 1 нояб. 1772 - 11 окт. 1799; затем вплоть до смерти в 1802 проживал в П. Б. м. на покое), архим. Феофилакт (Ширяев; 1814-1821; в 1821-1824 епископ Тамбовский), архим. Венедикт (Григорович ; впосл. архиепископ; 1821-1833), архим. Виталий (Щепетов; 8 июня 1833 - 27 июня 1837; в 1837-1842 епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, в 1842-1845 епископ Костромской). 30 лет П. Б. м. возглавлял архим. Геннадий (Горнецкий; 10 авг. 1837 - 8 марта 1867). Его преемниками стали архим. Владимир (Ушаков; 3 мая 1867-1882), архим. Дионисий (Никольский; 26 мая 1882 - 25 февр. 1895), архим. Пимен (Гаврилов; 1895-1903) и архим. Венедикт (Дьяконов; 1903 - 6 мая 1915). В 1915 г. настоятелем П. Б. м. назначен игум. Алексий (Житецкий; с окт. того же года архимандрит). В авг. 1919 г. по его ходатайству наместником обители был назначен иером. Сергий (Гришин ; с 1920 архимандрит; впосл. архиепископ), ставший последним настоятелем П. Б. м. перед его закрытием. Пострижеником П. Б. м. был схиархим. Пантелеимон (Митюрев; 1856-1929). В 1872 г. он был зачислен в братию П. Б. м. послушником, в 1880 г. пострижен в монашество, в 1882 г. рукоположен во диакона, в 1885 г.- во иерея. В 1892 г. он подвизался в Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст., в 1892-1893 гг.- в Тихоновой Калужской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., в 1893 г.- в мещовском во имя вмч. Георгия Победоносца муж. мон-ре, с июля того же года - в московском Новоспасском мон-ре, в 1924-1926 гг. возглавлял братию уже закрытой обители, исполняя должность наместника. Был известен как подвижник и благодатный старец. Одним из последних насельников П. Б. м. был схиархим. Амвросий Калужский.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Ед. хр. 66. Л. 50. Письмо, рук. Ед. хр. 67. Л. 1. Письмо, рук. Ед. хр. 67. Л. 14, 15. Письмо, рук. Ед. хр. 67. Л. 19, 20. Письмо, рук. 635 “да будет Воля Твоя” — Мф. 6:10 . Ед. хр. 67. Л. 29. Письмо, рук. 636 …лекция И. А. о тебе… — вероятно, О. А. Бредиус-Субботина имеет в виду цикл лекций И. А. Ильина “Россия в русской поэзии”, прочитанный в Берлине в 1935—1936 гг.  Ед. хр. 14. Л. 53, 54. Письмо, машинопись. 637 “Последний выстрел” — рассказ И. С. Шмелева. Впервые опубликован: В новую жизнь. No 10—11. Отд. изд.: Последний выстрел. Рассказ. М., 1912. 638 Ризнич — Амалия Ризнич (1803—1825), с ней А. С. Пушкин познакомился в июле 1823 г. в Одессе, на ее смерть написал стихотворение “Под небом голубым страны своей родной…” (1826). 639 …эту мысль… высказал Гришка… — из главы XII романа “История любовная”.  Ед. хр. 15. Л. 1, 2. Письмо, машинопись. 640 …“оставьте мертвым погребать своих мертвецов”. — Мф. 8:22 ; “Духа не угашайте” — 1Фес. 5:19 . 641 …не отнимется от тебя… — Лк. 10:42 . Ед. хр. 15. Л. 9, 10. Письмо, рук. (четвертая страница), машинопись. 642 …“художественную задачу”… — И. С. Шмелев пользуется термином из эстетики И. А. Ильина. Ильин отдельно выделял в литературном произведении сюжет и художественную задачу (т.е. интенцию произведения, намерение автора). Более подробно см.: Ильин И. А. Основы художества. О совершенном в искусстве//Собр. соч. Т. 6. Кн. 1. С. 51 — 182). 643 ..Анатоль Франс… Шиллере… — перечислены писатели: А. Франс (Анатоль Тибо, 1844—1924), Оноре де Бальзак (1799—1850), Стендаль (Анри-Мари Бейль, 1783—1842), Франсуа Рене де Шатобриан (1768—1848), Альфонс Доде (1840—1897), Виктор Гюго (1802—1885), Чарльз Диккенс (1812—1870), Фридрих Шиллер (1759—1805). 644 “Монастырь на Казбеке” — стихотворение А. С. Пушкина (1829). 645 “Умнейший в России”… — слова императора Николая I после аудиенции с А. С. Пушкиным в 1826 г. (“я говорил с умнейшим человеком России”). 646 …Достоевский, стоявший перед смертью на “казни”… — в 1849 г. Ф. М. Достоевский был арестован как участник общества М. В. Буташевича-Петрашевского и приговорен к расстрелу, 22 декабря 1849 г. на Семеновском плацу ожидал исполнения приговора, по резолюции Николая I казнь была заменена четырехлетней каторгой. 

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

И в переписных книгах 1678 г. Пантелеево значится приселком в Ново-Татаровской вотчине Троицкой лавры. Были ли какие-либо перестройки упомянутой в писцовых книгах церкви в течение XVII и XVIII столетий, сведений о том не сохранилось. – В 1802–1810 гг. вместо дотоле бывшей деревянной церкви устроен существующий в настоящее время каменный пятиглавый храм. Престолов в этом храме три: главный – в честь Вознесения Господня, в трапезе теплой – в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы и Св. Николая Чудотворца (устроен в 1859 г.) – Над главным престолом устроена висячая сень. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. – Из св. икон древнего письма – Казанская икона Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, Смоленская икона Божией Матери в серебряной ризе. Утварь церковная довольно богата. Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (1,900 руб.) и от служб и требоисправлений до 370 руб. в год. Дома у членов причта собственные на крестьянской земле. Земли при церкви: усадебной 2 десятины, уступленной для причта крестьянами, пахотной 37 десят. 2,100 саж. и сенокосной 2 десят.; план и межевые книги на пахотную и сенокосную землю имеются. Приход состоит из села Пантелеева и деревень: Сельца (1 вер. от церкви), Дубнева (2½ вер.), Кочетихи (2½ вер.), Фатьянова (2½ вер.), Вязков (7 вер.), Мокрова (5½ вер.). Левинской (5 в.), Метлина (5 в.), Зинина (4 в.), Енихи (6 в.) и Рукосихи (1 вер.); во всех этих селениях по клировым ведомостям числится 361 душа мужеского пола и 376 женского. В Пантелееве с 1885 г. существует земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 75. Рыловский приход Село Рыло при озере Нефро близ р. Клязьмы находится в 25 верстах от уездного города и в 115 от губернского. В первый раз церковь в селе Рыле построена в 1720 г., а до этого времени Рыло было деревней. Новопостроенная церковь была освящена во имя Рождества Христова, а при ней придел – во имя Св. Николая Чудотворца. – К церкви были определены священник, диакон, дьячок и просвирника, в приход вошло 12 дворов, пахотной земли отведено причту по 10 четв. в поле и сенных покосов на 10 копен.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

123 (...о назначении министра просвещения Зенгера... – Зенгер Григорий Эдуардович (13.03.1853–07.07.1919) – министр народного просвещения. Окончил историко-филологический факультет ИСПбУ кандидатом (1874). Преподавал древние языки в 5-й петербургской гимназии. В 1875 г., оставаясь при ИСПбУ профессорским стипендиатом, продолжил научные занятия в Берлине. С 1877 г. – и. д. экстраординарного профессора по кафедре всеобщей истории в Нежинском историко-филологическом институте кн. Безбородко. С 1885 г. – и. д. доцента по кафедре всеобщей истории в Императорском Варшавском университете (ИВУ), в 1886 г. перемещен и. д. доцентана кафедру римской словесности. 24.10.1886 г. утвержден в степени магистра римской словесности. Магистерское сочинение «Критический комментарий к некоторым спорным текстам Горация» (Варшава, 1886). С 1887 г. экстраординарный профессор ИВУ. В 1894 г. удостоен ИМУ степени доктора римской словесности, без представления диссертации. В 1894 г. ординарный профессор по занимаемой кафедре. С 18.01.1896 г. декан историко-филологическогофакультета ИВУ, с 10.05.1897 г. ректор. 20.08.1899 г. уволен от занимаемой должности по прошению. С 13.03.1900 г. попечитель Варшавского учебного округа. С 17.11.1901 г. товарищ министра народного просвещения, с 11.04.1902 г. управляющий Министерством народного просвещения. 30.08.1902 г. произведен в тайные советники. С 06.04.1903 г. министр народного просвещения. С 23.01.1904 г. сенатор. 02.11.1905 г. уволен от службы с сохранением права ношения мундира. Последние годы жизни посвятил филологическим исследованиям. Проживал в Петрограде. После февральской революции 1917 г. лишился пенсии и 01.10.1917 г. поступил внештатным служащим в отделение филологии Публичной библиотеки. В 1918–1919 гг. сильно нуждался. Подробнеео Г.Э. Зенгере см.: Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства Народного просвещения. 1802–1902. СПб., 1902. С. 702–705; Шилов Д.Н. С. 255–259.) 124 (...министр... уносит самые приятные воспоминания от пребывания в Лавреи в Академии. – О пребывании В.К. Плеве в Лавре и МДА см.: Лебедев С.А. В. К. Плеве в Троице-Сергиевой Лавре//Исторический вестник. 1909. Апрель. С. 164–175.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

37 Под гностическим духовным типом Бердяев понимает такой тип верующей личности, для которой важно просветленным разумом мистически постигнуть тайны божественной жизни. Бердяев употребляет слово «гностический» не в узком смысле (как имеющий отношение к гностицизму, соперничавшему с ранним христианством II–III вв., проповедовавшему спасение через знание и имевшему демоническую космологию, особым образом решавшую проблему возникновения зла в мире), а в широком – как антитезу, с одной стороны, религиозному агностицизму, а с другой – рационалистическому натурализму, воплощением которого для Бердяева являлась схоластика. Для бердяевского понимания истинного гнозиса в противовес лжеименному важна глава «Теософия и гнозис» в кн. «Философия свободного духа» (М., 1994. С. 175–194). 38 Основателем субъективной школы в социологии считают публициста-народника Н. К. Михайловского (1842–1904), выразившего в своем сборнике «Борьба за индивидуальность» и в других сочинениях своеобразную концепцию эстетического персонализма, основанную на праве личности жить и оценивать мир по своему представлению об идеале: этическая оценка является для Михайловского главной и определяющей в отношении человека к миру и человеческой деятельности. Сходные идеи высказывались К. Д. Кавелиным(1818–1885), П. Л. Лавровым(1823–1909), Н. И. Кареевым (1850–1931). Оценке этого направления Бердяев посвятил свою первую книгу «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Михайловском» (СПб., 1901). 39 Местр Жозеф де, граф (1753–1821) – католический философ, страстный противник Французской революции. Разуму, столь ценимому философами и идеологами революции, противопоставлял здравый смысл, веру, интеллектуальную интуицию. Считал, что история движима Провидением и папа с Римской Церковью будут противостоять революционным идеям. В 1802–1807 гг. – сардинский посол в Санкт-Петербурге, где он общался с Александром I и высшим обществом. Автор трехтомного сочинения «Вечера в Санкт-Петербурге, или Беседы о мирской власти Провидения» (1821).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

496 См., например, у Корсунского: «Когда в начале 1806 года… старец-митрополит, и прежде его знавший и отличавший, прямо предложил ему вступить в монашество, то он легко склонился на это предложение, как уже подготовленный к тому и настроенный ко вступлению на этот путь, испросив лишь предварительно совет и согласие своего родителя (Корсунский И.Н. Гармоническое развитие и проявление сил и способностей души в святителе Филарете, митрополите Московском//ЧОЛДПр. 1892. Кн. 12. С. 730). 505 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам: В 5 т./Под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: СПб., 1885– 1888. Т. 1. С. 2. 510 «Плакал Петр [то есть будущий Фотий, который пишет здесь о себе в третьем лице], что на хлеб не имел дневный, а не токмо на путь. Дух же радости некой исполнял его сердце и обнадеживал, что будет иметь средство получить здравие. В сие время слез его и скорбей призывает Филарет его к себе, вручает ему денег от щедрот митрополита 50 рублей, сам дает своих 25 рублей и советует еще идти к некиим; он пришел и от тех получил по 5 рублей, и тако почти около ста рублей у него собралось денег. Вообразить не можно, какая радость ему тогда была. Филарета же всегда имел пред очами и усердно молился за него. От сего времени видел в Филарете вину всего облегчения и будущее его благоволение» (Автобиография Юрьевского архимандрита Фотия//РС. 1894. Т. 81. 5. С. 97). 513 Это его удивительное свойство, которым мы будем еще не раз восхищаться, заставляет отнести и к святителю слова Достоевского о Пушкине, который «всегда был цельным, целокупным, так сказать, организмом, носившим в себе все свои зачатки разом, внутри себя, не воспринимая их извне. Внешность только будила в нем то, что было уже заложено в глубине души его» (Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1984. Т. 26. С. 145). 514 См., напр.: Корсунский И.Н. Проповедническая деятельность Василия Михайловича Дроздова (впоследствии Филарета, митрополита Московского), 1803– 1808 гг.//ВиР. 1884. Т. 1. Ч. 1. С. 397) Здесь же замечание о том, что, по словам Н. М. Карамзина , посетившего лаврскую семинарию в 1802 году, там господствовало тогда убеждение: «…кому надобно проповедовать, тот должен знать Боссюэта, Массильона» (Там же. С. 289).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

в распоряжение Синода и Академии наук. Из сумм Синода, в Московской духовной академии с 1885 г., существовало несколько ежегодных премий митрополита Московского Макария : 1) размером в 482 рубля – за лучшую печатную работу наставников Академии; 2) размером в 289 рублей – за лучшее магистерское сочинение воспитанников Академии; 3) две премии, по 96 рублей 50 копеек каждая – за лучшие семестровые сочинения студентов Академии, написанные ими в течение первых трех курсов. Н. В. Лысогорский, как доцент Академии, претендовал на первую из названных премий. 244 Вероятно, речь идет о Л. Н. Коржевиной – надзирательнице Московской 1-й женской гимназии, в которой до 1908 г. преподавал Богословский. 245 Имеются в виду «Дела Посольского приказа и Коллегии иностранных дел по сношению России с Турцией (1486–1800 гг.)», в настоящее время – РГАДА. Ф. 89. 246 Точнее, в Коллегии иностранных дел – центральном государственном учреждении России, ведавшем внешней политикой государства. Коллегия заменила собой Посольский приказ. Учреждена Петром I в 1717 г. Подчинялась царю, минуя Сенат. С учреждением в 1802 г. должности министра иностранных дел, Коллегию подчинили ему без реорганизации. Упразднена в 1832 г., после реорганизации Министерства иностранных дел. 247 Премия им. профессора А. А. Котляревского была учреждена в 1883 г. при Отделении русского языка и словесности Академии наук на средства вдовы А. А. Котляревского. На премии назначались проценты с капитала в 8 тысяч рублей один раз в три года. 248 Имеются в виду Всероссийский городской и Всероссийский земский союзы – общественные организации, созданные летом 1914 г. для помощи русской армии в организации тыла. Объединяли местные органы земского и городского самоуправления. Занимались оборудованием госпиталей и санитарных поездов, размещали заказы интендантства на предметы обмундирования, оказывали помощь инвалидам и беженцам. Упразднены в январе 1918 г. 249 См. работы Богословского: Учебник русской истории. Курс VI класса гимназии. М., 1915; Еще к вопросу о Судебнике 1589 г.//ЖМНП.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Для Ранке характерны объективное описание истории, выявление «общей идеи», определяющей ход событий, при пристальном внимании к частностям. 911 Тренделенбург (Trendelenburg) Фридрих Адольф (1802–1872) – немецкий философ и логик; выступал против гегелевского учения о развитии, критиковал Гегеля за нигилистическое отношение к формальной логике. 918 По поводу всего второго отдела настоящей статьи см. мою работу «О типах исторического истолкования» в сборнике в честь Василия Златарского (София, 1925), с. 523–541. Автор испытывает удовлетворение при виде того, что его понимание теперь разделяется многими историками и философами, хотя вряд ли многие из них читали его русскую статью. Кроме уже упомянутых трудов Кроче, Коллингвуда и Марру, следует упомянуть и Raymon’a Aron’a, «Introduction la Philosophie de l’Histoire, Essai sur les limites de l’objectivé historique» (Paris, 1948); «La philosophie critique de l’histoire, essai sur une théorie allemande de l’historique» (Paris, 1950), из более ранних авторов надо назвать Вильгельма Дильтея; о нем см.: Hodges H. А. Wilhelm Dilthey: An Introduction. London, 1944; «The Philosophy of Wilhelm Dilthey». London, 1952. О Бенедетто Кроче см.: Caponigri A. Robert. History and Liberty: The Historical Writings of B. Croce. London, 1955. В отношении других точек зрения см., например: Gardiner Patrick. The Nature of Historical Explantation. New York, 1952; Brandon S. H. F. Time and Mankind. London, 1951; Renier G. N. History, It’s Purpose and Method. Boston, 1950. 920 Ranke L. Geschichte des Romanischen und Germanischen Volker von 1494 bis 1514//Vorrede zur ersten Ausgabe (Oktober 1824). Samtliche Werke. 3. Aufl. Bd 33. Leipzig, 1885. S. VII. 921 Von Laue. Leopold Ranke//Historical Association. G. 26. 1954; cf.: Kessel Eberhard. Rankes Idee der Universalhistorie//Historische Zeitschrift. Bd 178. 2. S. 269–308. 924 Перикл (ок. 490–429 до н. э.) – афинский стратег (главнокомандующий) в 444/443–429 гг. (кроме 430 г.), вождь демократической группировки.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010