Почти всю продукцию мастерской А. А. Абрамова (1867-1882) составляли литографии - переводы с гравированных образцов, то же можно сказать об изданиях П. Н. Шарапова (1802-1885), И. Гаврилова, Е. Я. Яковлева, осуществлял подобные издания в 70-80-х гг. XIX в. Голышев и др. Однако копирование «граверной манеры» в технике литографии не могло продолжаться бесконечно, поскольку эта техника требовала иных приемов и художественных решений. В 1853 г. был издан Синодик, составленный прот. Александром Браницыным и отпечатанный в технике тоновой литографии в московской мастерской И. М. Шамина. Основу его иконографии составлял Синодик Бунина (ок. 1700), но изображения были выполнены в иной стилистике, которая более органично сочеталась с техникой литографии и соответствовала вкусам эпохи. Притча о прп. Макарии и бесе. Лубок. Кон. XVIII в. (РГБ) Притча о прп. Макарии и бесе. Лубок. Кон. XVIII в. (РГБ) Во 2-й пол. XIX в. из Л. практически полностью уходит условно иконописная манера и возобладают условно реалистические и академические тенденции. Духовная лубочная картинка приобретает вид, вместе с к-рым получает название «новый лубок» в отличие от классического гравированного Л. Эволюция Л. продолжается и позднее. В 80-90-х гг. XIX в. на смену литографии и тонолитографии приходит хромолитография (цветная печать с нескольких литографированных камней), вместе с которой из Л. исчезает ручная раскраска, а картинки этой эпохи мало походят на классические образцы XVIII - 1-й пол. XIX в. Промышленный переворот в полиграфической промышленности разорил малые мастерские, которым не хватало средств на переоборудование, и они постепенно закрывались. Их сменили новые мастерские и крупные изд-ва. К числу таковых можно отнести лубочные цеха И. Д. Сытина, из старых издателей продолжали работу Стрельцовы, Морозовы. Среди новых можно назвать Е. И. Коновалову, М. Т. Соловьёва (позднее оба вошли в состав Товарищества Сытина) и др. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. религиозная картинка уже не занимала господствующего положения в Л. |
Речь идет о не имеющем аналогов издании Real-Encyclopädie der classischen Altertumswißenschaft («Энциклопедия науки о классической древности»), или энциклопедии Pauly-Wissowa, публикацию которого начал в 1837 г. немецкий филолог-классик Август Фридрих фон Пáули (1796–1845), а начиная с 1893 г. новое издание предпринял другой немецкий филолог-классик, Георг Отто Август Вúссова (1859–1931). Это издание дополняет энциклопедическая серия Handbuch der Altertumswißenschaft («Справочник по античности»), начатая в 1887 г. Как пишет «Британская энциклопедия», в 1854–1868 гг. швейцарский теолог Иоганн Якоб Херцог «дал религии ее первую большую энциклопедию»: была опубликована Real-Encyklopädie für protestantische Theologie und Kirche. Сокращенный английский перевод ee был издан в 1882–1884 гг. уроженцем Швейцарии, американским историком Церкви Филиппом Шаффом (The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge). Однако семью годами ранее этого энциклопедического издания во Фрайбурге профессорами-богословами Генрихом Йозефом Ветцером (1801–1853) и о. Бенедиктом Вельте (1805–1885) была начата публикация многотомной «Энциклопедии католического богословия« 605 , а еще ранее Гаэтано Морони (1802–1883), личный секретарь при папах Григории XVI и Пии IX, приступил в Венеции к публикации 103 томов »Историко-церковного словаря» 606 – обширного источника интересной информации касательно папского двора, организации курии и Церкви, администрации Папской области (нужно иметь в виду, однако, что это последнее издание не представляет собой строго организованной и однородной академической работы, a в области истории находится в сильной зависимости от качества использованной литературы). Еще четыре энциклопедических издания в области церковной истории предпринял шотландский пресвитерианский священник преподобный Джеймс Хастингз (1852–1922): A Dictionary of the Bible (4 vols., 1898–1904; имеются дополнительные тома); A Dictionary of Christ and the Gospels (1906–1908); Encyclopaedia of Religion and Ethics (12 vols., том указателя: 1908–1926); Dictionary of the Apostolic Church (1915–1918). |
Среди известных настоятелей П. Б. м. XVIII - 1-й пол. XIX в.- архим. Дорофей (1728 - 2 авг. 1742, 1743-1745), архим. Мелхиседек (Борщов; авг.-дек. 1742; в 1715-1717 игумен Клобукова монастыря в Кашине (см. Клобуков кашинский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь ), в 1717-1722 архимандрит Старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , в 1722-1723 - дмитровского во имя святых Бориса и Глеба мужского монастыря , в 1723-1727 - Иосифова Успенского, в 1727-1736 - Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова мужского монастыря , в 1744-1748 - Бизюкова в честь Воздвижения Креста Господня мужского монастыря ), архим. Варфоломей (Любарский ; впосл. архиепископ; 29 июля 1745-1747), архим. Митрофан (Шеинков; 31 авг. 1747-1763), архим. Сильвестр (Буявинский; 1 нояб. 1772 - 11 окт. 1799; затем вплоть до смерти в 1802 проживал в П. Б. м. на покое), архим. Феофилакт (Ширяев; 1814-1821; в 1821-1824 епископ Тамбовский), архим. Венедикт (Григорович ; впосл. архиепископ; 1821-1833), архим. Виталий (Щепетов; 8 июня 1833 - 27 июня 1837; в 1837-1842 епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, в 1842-1845 епископ Костромской). 30 лет П. Б. м. возглавлял архим. Геннадий (Горнецкий; 10 авг. 1837 - 8 марта 1867). Его преемниками стали архим. Владимир (Ушаков; 3 мая 1867-1882), архим. Дионисий (Никольский; 26 мая 1882 - 25 февр. 1895), архим. Пимен (Гаврилов; 1895-1903) и архим. Венедикт (Дьяконов; 1903 - 6 мая 1915). В 1915 г. настоятелем П. Б. м. назначен игум. Алексий (Житецкий; с окт. того же года архимандрит). В авг. 1919 г. по его ходатайству наместником обители был назначен иером. Сергий (Гришин ; с 1920 архимандрит; впосл. архиепископ), ставший последним настоятелем П. Б. м. перед его закрытием. Пострижеником П. Б. м. был схиархим. Пантелеимон (Митюрев; 1856-1929). В 1872 г. он был зачислен в братию П. Б. м. послушником, в 1880 г. пострижен в монашество, в 1882 г. рукоположен во диакона, в 1885 г.- во иерея. В 1892 г. он подвизался в Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст., в 1892-1893 гг.- в Тихоновой Калужской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., в 1893 г.- в мещовском во имя вмч. Георгия Победоносца муж. мон-ре, с июля того же года - в московском Новоспасском мон-ре, в 1924-1926 гг. возглавлял братию уже закрытой обители, исполняя должность наместника. Был известен как подвижник и благодатный старец. Одним из последних насельников П. Б. м. был схиархим. Амвросий Калужский. |
Ед. хр. 66. Л. 50. Письмо, рук. Ед. хр. 67. Л. 1. Письмо, рук. Ед. хр. 67. Л. 14, 15. Письмо, рук. Ед. хр. 67. Л. 19, 20. Письмо, рук. 635 “да будет Воля Твоя” — Мф. 6:10 . Ед. хр. 67. Л. 29. Письмо, рук. 636 …лекция И. А. о тебе… — вероятно, О. А. Бредиус-Субботина имеет в виду цикл лекций И. А. Ильина “Россия в русской поэзии”, прочитанный в Берлине в 1935—1936 гг. Ед. хр. 14. Л. 53, 54. Письмо, машинопись. 637 “Последний выстрел” — рассказ И. С. Шмелева. Впервые опубликован: В новую жизнь. No 10—11. Отд. изд.: Последний выстрел. Рассказ. М., 1912. 638 Ризнич — Амалия Ризнич (1803—1825), с ней А. С. Пушкин познакомился в июле 1823 г. в Одессе, на ее смерть написал стихотворение “Под небом голубым страны своей родной…” (1826). 639 …эту мысль… высказал Гришка… — из главы XII романа “История любовная”. Ед. хр. 15. Л. 1, 2. Письмо, машинопись. 640 …“оставьте мертвым погребать своих мертвецов”. — Мф. 8:22 ; “Духа не угашайте” — 1Фес. 5:19 . 641 …не отнимется от тебя… — Лк. 10:42 . Ед. хр. 15. Л. 9, 10. Письмо, рук. (четвертая страница), машинопись. 642 …“художественную задачу”… — И. С. Шмелев пользуется термином из эстетики И. А. Ильина. Ильин отдельно выделял в литературном произведении сюжет и художественную задачу (т.е. интенцию произведения, намерение автора). Более подробно см.: Ильин И. А. Основы художества. О совершенном в искусстве//Собр. соч. Т. 6. Кн. 1. С. 51 — 182). 643 ..Анатоль Франс… Шиллере… — перечислены писатели: А. Франс (Анатоль Тибо, 1844—1924), Оноре де Бальзак (1799—1850), Стендаль (Анри-Мари Бейль, 1783—1842), Франсуа Рене де Шатобриан (1768—1848), Альфонс Доде (1840—1897), Виктор Гюго (1802—1885), Чарльз Диккенс (1812—1870), Фридрих Шиллер (1759—1805). 644 “Монастырь на Казбеке” — стихотворение А. С. Пушкина (1829). 645 “Умнейший в России”… — слова императора Николая I после аудиенции с А. С. Пушкиным в 1826 г. (“я говорил с умнейшим человеком России”). 646 …Достоевский, стоявший перед смертью на “казни”… — в 1849 г. Ф. М. Достоевский был арестован как участник общества М. В. Буташевича-Петрашевского и приговорен к расстрелу, 22 декабря 1849 г. на Семеновском плацу ожидал исполнения приговора, по резолюции Николая I казнь была заменена четырехлетней каторгой. |
И в переписных книгах 1678 г. Пантелеево значится приселком в Ново-Татаровской вотчине Троицкой лавры. Были ли какие-либо перестройки упомянутой в писцовых книгах церкви в течение XVII и XVIII столетий, сведений о том не сохранилось. – В 1802–1810 гг. вместо дотоле бывшей деревянной церкви устроен существующий в настоящее время каменный пятиглавый храм. Престолов в этом храме три: главный – в честь Вознесения Господня, в трапезе теплой – в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы и Св. Николая Чудотворца (устроен в 1859 г.) – Над главным престолом устроена висячая сень. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. – Из св. икон древнего письма – Казанская икона Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, Смоленская икона Божией Матери в серебряной ризе. Утварь церковная довольно богата. Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (1,900 руб.) и от служб и требоисправлений до 370 руб. в год. Дома у членов причта собственные на крестьянской земле. Земли при церкви: усадебной 2 десятины, уступленной для причта крестьянами, пахотной 37 десят. 2,100 саж. и сенокосной 2 десят.; план и межевые книги на пахотную и сенокосную землю имеются. Приход состоит из села Пантелеева и деревень: Сельца (1 вер. от церкви), Дубнева (2½ вер.), Кочетихи (2½ вер.), Фатьянова (2½ вер.), Вязков (7 вер.), Мокрова (5½ вер.). Левинской (5 в.), Метлина (5 в.), Зинина (4 в.), Енихи (6 в.) и Рукосихи (1 вер.); во всех этих селениях по клировым ведомостям числится 361 душа мужеского пола и 376 женского. В Пантелееве с 1885 г. существует земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 75. Рыловский приход Село Рыло при озере Нефро близ р. Клязьмы находится в 25 верстах от уездного города и в 115 от губернского. В первый раз церковь в селе Рыле построена в 1720 г., а до этого времени Рыло было деревней. Новопостроенная церковь была освящена во имя Рождества Христова, а при ней придел – во имя Св. Николая Чудотворца. – К церкви были определены священник, диакон, дьячок и просвирника, в приход вошло 12 дворов, пахотной земли отведено причту по 10 четв. в поле и сенных покосов на 10 копен. |
123 (...о назначении министра просвещения Зенгера... – Зенгер Григорий Эдуардович (13.03.1853–07.07.1919) – министр народного просвещения. Окончил историко-филологический факультет ИСПбУ кандидатом (1874). Преподавал древние языки в 5-й петербургской гимназии. В 1875 г., оставаясь при ИСПбУ профессорским стипендиатом, продолжил научные занятия в Берлине. С 1877 г. – и. д. экстраординарного профессора по кафедре всеобщей истории в Нежинском историко-филологическом институте кн. Безбородко. С 1885 г. – и. д. доцента по кафедре всеобщей истории в Императорском Варшавском университете (ИВУ), в 1886 г. перемещен и. д. доцентана кафедру римской словесности. 24.10.1886 г. утвержден в степени магистра римской словесности. Магистерское сочинение «Критический комментарий к некоторым спорным текстам Горация» (Варшава, 1886). С 1887 г. экстраординарный профессор ИВУ. В 1894 г. удостоен ИМУ степени доктора римской словесности, без представления диссертации. В 1894 г. ординарный профессор по занимаемой кафедре. С 18.01.1896 г. декан историко-филологическогофакультета ИВУ, с 10.05.1897 г. ректор. 20.08.1899 г. уволен от занимаемой должности по прошению. С 13.03.1900 г. попечитель Варшавского учебного округа. С 17.11.1901 г. товарищ министра народного просвещения, с 11.04.1902 г. управляющий Министерством народного просвещения. 30.08.1902 г. произведен в тайные советники. С 06.04.1903 г. министр народного просвещения. С 23.01.1904 г. сенатор. 02.11.1905 г. уволен от службы с сохранением права ношения мундира. Последние годы жизни посвятил филологическим исследованиям. Проживал в Петрограде. После февральской революции 1917 г. лишился пенсии и 01.10.1917 г. поступил внештатным служащим в отделение филологии Публичной библиотеки. В 1918–1919 гг. сильно нуждался. Подробнеео Г.Э. Зенгере см.: Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства Народного просвещения. 1802–1902. СПб., 1902. С. 702–705; Шилов Д.Н. С. 255–259.) 124 (...министр... уносит самые приятные воспоминания от пребывания в Лавреи в Академии. – О пребывании В.К. Плеве в Лавре и МДА см.: Лебедев С.А. В. К. Плеве в Троице-Сергиевой Лавре//Исторический вестник. 1909. Апрель. С. 164–175.) |
37 Под гностическим духовным типом Бердяев понимает такой тип верующей личности, для которой важно просветленным разумом мистически постигнуть тайны божественной жизни. Бердяев употребляет слово «гностический» не в узком смысле (как имеющий отношение к гностицизму, соперничавшему с ранним христианством II–III вв., проповедовавшему спасение через знание и имевшему демоническую космологию, особым образом решавшую проблему возникновения зла в мире), а в широком – как антитезу, с одной стороны, религиозному агностицизму, а с другой – рационалистическому натурализму, воплощением которого для Бердяева являлась схоластика. Для бердяевского понимания истинного гнозиса в противовес лжеименному важна глава «Теософия и гнозис» в кн. «Философия свободного духа» (М., 1994. С. 175–194). 38 Основателем субъективной школы в социологии считают публициста-народника Н. К. Михайловского (1842–1904), выразившего в своем сборнике «Борьба за индивидуальность» и в других сочинениях своеобразную концепцию эстетического персонализма, основанную на праве личности жить и оценивать мир по своему представлению об идеале: этическая оценка является для Михайловского главной и определяющей в отношении человека к миру и человеческой деятельности. Сходные идеи высказывались К. Д. Кавелиным(1818–1885), П. Л. Лавровым(1823–1909), Н. И. Кареевым (1850–1931). Оценке этого направления Бердяев посвятил свою первую книгу «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Михайловском» (СПб., 1901). 39 Местр Жозеф де, граф (1753–1821) – католический философ, страстный противник Французской революции. Разуму, столь ценимому философами и идеологами революции, противопоставлял здравый смысл, веру, интеллектуальную интуицию. Считал, что история движима Провидением и папа с Римской Церковью будут противостоять революционным идеям. В 1802–1807 гг. – сардинский посол в Санкт-Петербурге, где он общался с Александром I и высшим обществом. Автор трехтомного сочинения «Вечера в Санкт-Петербурге, или Беседы о мирской власти Провидения» (1821). |
496 См., например, у Корсунского: «Когда в начале 1806 года… старец-митрополит, и прежде его знавший и отличавший, прямо предложил ему вступить в монашество, то он легко склонился на это предложение, как уже подготовленный к тому и настроенный ко вступлению на этот путь, испросив лишь предварительно совет и согласие своего родителя (Корсунский И.Н. Гармоническое развитие и проявление сил и способностей души в святителе Филарете, митрополите Московском//ЧОЛДПр. 1892. Кн. 12. С. 730). 505 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам: В 5 т./Под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: СПб., 1885– 1888. Т. 1. С. 2. 510 «Плакал Петр [то есть будущий Фотий, который пишет здесь о себе в третьем лице], что на хлеб не имел дневный, а не токмо на путь. Дух же радости некой исполнял его сердце и обнадеживал, что будет иметь средство получить здравие. В сие время слез его и скорбей призывает Филарет его к себе, вручает ему денег от щедрот митрополита 50 рублей, сам дает своих 25 рублей и советует еще идти к некиим; он пришел и от тех получил по 5 рублей, и тако почти около ста рублей у него собралось денег. Вообразить не можно, какая радость ему тогда была. Филарета же всегда имел пред очами и усердно молился за него. От сего времени видел в Филарете вину всего облегчения и будущее его благоволение» (Автобиография Юрьевского архимандрита Фотия//РС. 1894. Т. 81. 5. С. 97). 513 Это его удивительное свойство, которым мы будем еще не раз восхищаться, заставляет отнести и к святителю слова Достоевского о Пушкине, который «всегда был цельным, целокупным, так сказать, организмом, носившим в себе все свои зачатки разом, внутри себя, не воспринимая их извне. Внешность только будила в нем то, что было уже заложено в глубине души его» (Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1984. Т. 26. С. 145). 514 См., напр.: Корсунский И.Н. Проповедническая деятельность Василия Михайловича Дроздова (впоследствии Филарета, митрополита Московского), 1803– 1808 гг.//ВиР. 1884. Т. 1. Ч. 1. С. 397) Здесь же замечание о том, что, по словам Н. М. Карамзина , посетившего лаврскую семинарию в 1802 году, там господствовало тогда убеждение: «…кому надобно проповедовать, тот должен знать Боссюэта, Массильона» (Там же. С. 289). |
в распоряжение Синода и Академии наук. Из сумм Синода, в Московской духовной академии с 1885 г., существовало несколько ежегодных премий митрополита Московского Макария : 1) размером в 482 рубля – за лучшую печатную работу наставников Академии; 2) размером в 289 рублей – за лучшее магистерское сочинение воспитанников Академии; 3) две премии, по 96 рублей 50 копеек каждая – за лучшие семестровые сочинения студентов Академии, написанные ими в течение первых трех курсов. Н. В. Лысогорский, как доцент Академии, претендовал на первую из названных премий. 244 Вероятно, речь идет о Л. Н. Коржевиной – надзирательнице Московской 1-й женской гимназии, в которой до 1908 г. преподавал Богословский. 245 Имеются в виду «Дела Посольского приказа и Коллегии иностранных дел по сношению России с Турцией (1486–1800 гг.)», в настоящее время – РГАДА. Ф. 89. 246 Точнее, в Коллегии иностранных дел – центральном государственном учреждении России, ведавшем внешней политикой государства. Коллегия заменила собой Посольский приказ. Учреждена Петром I в 1717 г. Подчинялась царю, минуя Сенат. С учреждением в 1802 г. должности министра иностранных дел, Коллегию подчинили ему без реорганизации. Упразднена в 1832 г., после реорганизации Министерства иностранных дел. 247 Премия им. профессора А. А. Котляревского была учреждена в 1883 г. при Отделении русского языка и словесности Академии наук на средства вдовы А. А. Котляревского. На премии назначались проценты с капитала в 8 тысяч рублей один раз в три года. 248 Имеются в виду Всероссийский городской и Всероссийский земский союзы – общественные организации, созданные летом 1914 г. для помощи русской армии в организации тыла. Объединяли местные органы земского и городского самоуправления. Занимались оборудованием госпиталей и санитарных поездов, размещали заказы интендантства на предметы обмундирования, оказывали помощь инвалидам и беженцам. Упразднены в январе 1918 г. 249 См. работы Богословского: Учебник русской истории. Курс VI класса гимназии. М., 1915; Еще к вопросу о Судебнике 1589 г.//ЖМНП. |
Для Ранке характерны объективное описание истории, выявление «общей идеи», определяющей ход событий, при пристальном внимании к частностям. 911 Тренделенбург (Trendelenburg) Фридрих Адольф (1802–1872) – немецкий философ и логик; выступал против гегелевского учения о развитии, критиковал Гегеля за нигилистическое отношение к формальной логике. 918 По поводу всего второго отдела настоящей статьи см. мою работу «О типах исторического истолкования» в сборнике в честь Василия Златарского (София, 1925), с. 523–541. Автор испытывает удовлетворение при виде того, что его понимание теперь разделяется многими историками и философами, хотя вряд ли многие из них читали его русскую статью. Кроме уже упомянутых трудов Кроче, Коллингвуда и Марру, следует упомянуть и Raymon’a Aron’a, «Introduction la Philosophie de l’Histoire, Essai sur les limites de l’objectivé historique» (Paris, 1948); «La philosophie critique de l’histoire, essai sur une théorie allemande de l’historique» (Paris, 1950), из более ранних авторов надо назвать Вильгельма Дильтея; о нем см.: Hodges H. А. Wilhelm Dilthey: An Introduction. London, 1944; «The Philosophy of Wilhelm Dilthey». London, 1952. О Бенедетто Кроче см.: Caponigri A. Robert. History and Liberty: The Historical Writings of B. Croce. London, 1955. В отношении других точек зрения см., например: Gardiner Patrick. The Nature of Historical Explantation. New York, 1952; Brandon S. H. F. Time and Mankind. London, 1951; Renier G. N. History, It’s Purpose and Method. Boston, 1950. 920 Ranke L. Geschichte des Romanischen und Germanischen Volker von 1494 bis 1514//Vorrede zur ersten Ausgabe (Oktober 1824). Samtliche Werke. 3. Aufl. Bd 33. Leipzig, 1885. S. VII. 921 Von Laue. Leopold Ranke//Historical Association. G. 26. 1954; cf.: Kessel Eberhard. Rankes Idee der Universalhistorie//Historische Zeitschrift. Bd 178. 2. S. 269–308. 924 Перикл (ок. 490–429 до н. э.) – афинский стратег (главнокомандующий) в 444/443–429 гг. (кроме 430 г.), вождь демократической группировки. |
| |