Собор в честь Казанской иконы Божией Матери в Иркутске. 1875–1894 гг. (не сохр.). Фотография. XIX в. (ГИМ) Собор в честь Казанской иконы Божией Матери в Иркутске. 1875–1894 гг. (не сохр.). Фотография. XIX в. (ГИМ) Первым собственно классицистическим храмом на территории епархии стала ц. свт. Григория Неокесарийского в Иркутске (1802-1805, полностью перестроена в 1879). Согласно сохранившемуся проекту иркутского губ. архит. А. И. Лосева в духе палладианских произведений Н. А. Львова и Дж. Кваренги, с запада к ротонде примыкал портик в антах, апсида была оформлена портиком на полуколоннах, с севера и юга стены храма огибали открытые галереи. Влияние иркутской ротонды Лосева отражает архитектура монументального Казанского храма при Тельминской мануфактуре (Усольский р-н, 1814-1816); 1-я, деревянная церковь была возведена также по проекту Лосева (1799-1802, сгорела в 1804). Образ классицистического храма получил здесь весьма оригинальную трактовку. Храм построен по традиц. схеме: к ротонде с запада примыкает овальная в плане колокольня, с востока - обширный алтарь с полуциркульной апсидой. Ротонда храма и апсида перекрыты полусферическими куполами, колокольня состоит из 4 последовательно уменьшающихся овальных в плане объемов. С севера и юга стены храма огибают глубокие невысокие открытые галереи. Колокольня и алтарь фланкированы с севера и юга дополнительными помещениями, над к-рыми на уровне крыш галерей возвышаются цилиндрические объемы световых барабанов, вплотную придвинутые к основной ротонде. Их купола ниже ее, так что в целом пятиглавие образует пирамидальную композицию. Храм сохраняет характерные для барокко усложненность и контрастность сочетаний объемов, несколько измельченный плоскостный ордерный декор наложен на мощные объемы и лишен тектонической убедительности. Тем не менее выразительная архитектура делает этот храм одним из наиболее удачных и оригинальных произведений классицизма в Сибири. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Иркутске. 1885–1892 гг. Фотография. XIX в. (ГИМ)

http://pravenc.ru/text/674055.html

Вознесенский собор (60-е гг. XVI в.) и ц. прп. Савватия Оршинского (1996) Вознесенский собор (60-е гг. XVI в.) и ц. прп. Савватия Оршинского (1996) Примыкающая к западному фасаду трапезной 2-ярусная колокольня, также сложенная в смешанной технике из кирпича с наружной облицовкой белым камнем, сменила существовавшую в обители не позднее XVIII в. деревянную колокольню (к 1802 находилась в аварийном состоянии, в 1-й пол.- сер. XIX в. неск. раз ремонтировалась, в 1847 украшена новым позолоченным крестом, разобрана не позднее нач. 60-х гг. XIX в.). На нижнем ярусе-четверике расположен восьмерик с узкими диагональными гранями, увенчанный стройным деревянным шатром каркасной конструкции с главкой на тонкой шейке. В основании шатра - декоративные килевидные кокошники. Одновременно с пристройкой к собору трапезной и колокольни под ним был устроен кирпичный подвал. В 1893-1894 гг. собор был оштукатурен и расписан масляной живописью в стиле академизма и в соответствии с канонической иконографической схемой: в куполе изображен «Господь Саваоф», в барабане - архангелы, апостолы и святые, на парусах - евангелисты, на столбах - святые, на стенах - евангельские сцены (роспись частично сохр.). В 1900-х гг. произведен капитальный ремонт трапезной. В нач. XX в. несколько раз рассматривался вопрос о возвращении собору 5-главого завершения, в 1910 г. архит. А. П. Фёдоров выполнил проект возведения 4 деревянных глав, однако он вызвал серьезные возражения членов Московского археологического об-ва «как искажающий древний храм» и был отклонен. II. Не позднее нач. XVII в. в обители существовала теплая деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с папертью и келарским помещением (Там же. С. 10), упоминавшася в документах до нач. XVIII в. III. Во 2-й пол. 40-х гг. XIX в. был построен новый деревянный настоятельский дом. Не позднее 1885 г. взамен него был возведен каменный настоятельский корпус - 2-этажное кирпичное оштукатуренное здание в формах классицизирующей эклектики (Там же. С. 25). В нем располагались кельи и хозяйственные помещения, на 1-м этаже были устроены широкие проездные (святые) ворота, с вост. стороны - деревянная галерея с лестницей на 2-й этаж. В нач. XX в. в ходе капитального ремонта и перепланировки на обоих этажах появились коридоры: для этого в верхнем этаже была упразднена анфилада, а в нижнем заложен проем проезда.

http://pravenc.ru/text/2581593.html

Литографированное издание. Древности Костромского Ипатьевского монастыря//ВАИ. 1885. Вып. 4. С. 1–34. Шестой археологический съезд в Одессе. (Памятники христианства)//ХЧ. 1885. Ч. 1. С. 179–229. 331 То же (отдельный оттиск). СПб., 1885. 53 с. Определения Стоглава о св. иконах//ХЧ. 1885. Ч. 1. С. 527–559. Речь, произнесенная на годичном акте СПбДА 17 февраля 1885 г. То же//Годичный акт в С.-Петербургской Духовной академии в 1884 году (17 февраля). СПб., 1885. С. 25–59. То же (отдельный оттиск). СПб., 1885. С. 25–59. Просветители славян и славянское богослужение//Странник. 1885. T. 1. Апрель. С. 601– 613. Подпись: Η. П. [Реферат сообщения «О райских блаженствах в памятниках литературы и искусства " ]//Отчеты ОЛДП в 1884–1885 г. СПб., 1885. С. 23–24 (ПДП, LVII). Сообщение сделано на заседании ОЛДП 11 января 1885 г. [Реферат сообщения об иконе Софии Премудрости Божией]//Там же. С. 33–34. Сообщение сделано на заседании ОЛДП 8 февраля 1885 г. [Реферат сообщения об иконах Богоматери, писанных евангелистом Лукою]//Там же. С. 44–45. Сообщение сделано на заседании ОЛДП 8 марта 1885 г. [Реферат сообщения о перегородчатых или инкрустированных эмалях]//Там же. С. 67–69. Сообщение сделано на заседании ОЛДП 25 апреля 1885 г. [Библиографическая заметка:] Православный палестинский сборник. Вып. 7-й с приложением планов и рисунков к раскопкам на русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме. СПб., 1884//ЦВс. 1885. 20 апр. 16, часть неофиц. С. 274–275. Без подписи. [Библиографическая заметка:] Константин Никольский , протоиерей церкви Успения Пресв. Богородицы, что на Сенной: «О службах русской церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах». СПб., 1885//Там же. 1 июня. 22, часть неофиц. С. 368–369. Подпись: Η. П. [Библиографическая заметка:] Вестник археологии и истории, издаваемый археологическим институтом иждивением почета, члена М. В. Глумова. Вып. 1–4. СПб., 1885//Там же. 7 сент. 36, часть неофиц. С. 578. Подпись: Н. П. [Библиографическая заметка:] История чинопоследований крещения и миропомазания. Исследование А. Алмазова . Казань, 1885//Там же. С. 578–579.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

124 . Признавал ли Конон Белокриницкую иерархию правильною и законною (1884 г., т. 1). 125 . Ответ Единоверцу «Востока» (1884 г., т. 1). 126 . Из писем и резолюций митр. Филарета (1884 г., т. 1). 127 . Г. Пругавин возродившийся в «Старообрядце» (1884 г., т. 1). 128 . «Восток», защищающий старообрядцев от «Старообрядца» (1884 г., т. 1). 129 . «Одно слово (Старообрядца) газете Восток» (1884 г., т. 1). 130 . Об одном ревнителе раскола и одном защитнике православия (1884 г., т. 1). 131 . Два слова одному фельетонисту и газетчику (1884 г., т. 1). 132 . Из писем митр. Филарета к архим. Антонию (1884 г., т. 1). 133 . Удивительное известие (1884 г., т. 1). 134 . Ответы на пять вопросов, поданных старообрядцами бывшему иеромонаху Пафнутию (1884 г., т. 2; изданы и особой книгой). —560— 135 . Безобразия «Старообрядца» (1884 и 1885 гг.). 136 . Резолюция митр. Филарета по делу, касающемуся раскола (1884 г., т. 2). 137 . Несколько слов в дополнении к беседе архим. Павла о том, что нужно священнику для успешного действия в обращении старообрядцев (1884 г., т. 2). 138 . Нечто об о. Пафнутии и о. Верховском. По поводу разбора пяти вопросов (1884 г., т. 2). 139 . Из писем в редакцию (1885 г., т. 1). 140 . Присоединение старообрядца к православной церкви (1885 г., т. 1). 141 . Кто такой издатель (мнимых) «Исторических исследований (якобы) служащих к оправданию старообрядцев» (1885 г., т. 1). 142 . Назидательный пример для православных и мнящихся «древне-православных» (1885 г., т. 2). 143 . Еще о безобразиях «Старообрядца» (1885 г., т. 2). 144 . История Белокриницкого священства (1885 и 1886 гг.). Эта история, составляющая сокращенное изложение напечатанная в 1874 г. первого тома «Истории Белокриницкой иерархии», издана тогда же отдельной книгой. 145 . Несколько слов о Казанском собрании епископов поволжских и смежных епархий (1885 г., т. 2). 146 . Нечто о заграничных раскольниках и наших к ним выходцах (1885 г., т. 2). 147 . На Рогожском Кладбище (1885 г., т. 2). 148 . Вопросы, требующие решения. Дополнение к статье: «На Рогожском Кладбище» (1885 г., т. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

232 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 2; Дело в СПбДЦК .(а 1884 г. [Издания акафиста свт. Моисею, Новгородскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 233 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 15; Дела об акафисте в СПбДЦК за 1878, 1884,1888 гг. [Издания акафиста прп. Варлааму, игумену Хутынскому, Новгородскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 235 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 65; Дела в СПбДЦК на 1865,1884 гг., а также в МДЦК – за 1883 г. [Издания акафиста Пресвятой богородице ради чудотворной Ее иконы Феодоровская см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 236 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 75; Дело в МДЦК на 1884 г. [Издания акафиста прп. Петру царевичу, Ростовскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 237 См.: АСС. Дело об акафисте. 1885. II отд. 1 стол. 10; Дело в МДЦК за 1885 г. [Издания акафиста прп. Мефодию, Пешношскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 238 См.: АСС. Дело об акафисте. 1885. II отд. 1 стол. 12; Дело в СПбДЦК ля 1885 г. [Издания акафиста свт. Леонтию, Ростовскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 239 См.: АСС. Дела об акафисте: 1884. II отд. 1 стол. 18; 1885. II отд. 1 стол. 14; Дела в СПбДЦК за 1884,1885 гг. [Издания акафиста свв. благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 240 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 15; Дело в СПбДЦК за 1885 г. [Издания акафиста св. Иакову, Боровичскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 241 См.: АСС. Дело об акафисте. 1885. II отд. 1 стол. 32; Дело в СПбДЦК за 1885 г. [Издания акафиста свв. благоверным князьям Феодору, Давиду и Константину, Ярославским чудотворцам, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 245 Алексей Павлович Храповицкий по окончании в 1885 году курса в Санкт-Петербургской духовной академии и пострижении в монашество с именем Антония был назначен в сане иеромонаха на должность помощника инспектора Санкт-Петербургской духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

СПб., 1885. вып. VII. 146.       Сплетский архиепископ Марк Антоний Господнечич и его значение в южнорусской полемической литературе XVII века//Памятники русской старины в Западных губерниях, издаваемых с Высочайшего соизволения П. Н. Батюшковым. СПб., 1885. вып. VII. 147.       Львовский епископ Гедеон Балабан и его деятельность на пользу православия и русской народности в Галиции и в юго-западном крае России//Памятники русской старины в Западных губерниях, издаваемых с Высочайшего соизволения П. Н. Батюшковым. СПб., 1885. вып. VIII. 148.       Униатский мученик Иоасафат Кунцевич и посмертное чествование его бывшими униатами юго-западной и западной России//Памятники русской старины в Западных губерниях, издаваемых с Высочайшего соизволения П. Н. Батюшковым. СПб., 1885. вып. VIII. 149.       Записка писаря Киевского магистрата Данилы Слюсарского о киевских событиях с 1734 по 1778 год//КЕВ. 1885. 150.       Некролог преосвященного Екатеринославского Феодосия//КЕВ. 1885. 151.       Несколько слов о расколе старообрядства в Киевской епархии//КЕВ. 1885. 152.       Грамота Киевского митрополита князя Гедеона Святополк-Четвертинского//КЕВ. 1885. 13. 153.       Новые сведения о штундизме//КЕВ. 1885. 19-21. 154.       " К истории южнорусской литературы XVII столетия " Н. Ф. Сумцова. Киев-Харьков, 1883-1884//ЖМНП. 1885. 4. 155.       Начало греко-болгарской распри и возрождение болгарской народности//ТКДА. 1886. 156.       Коллекции древних восточных икон и образчиков древней книжной живописи, завещанные преосвященным Порфирием Успенским Церковно-археологическому музею при Киевской духовной академии//ТКДА. 1886. 9, 10. 157.       Высочайшая аудиенция архимандриту Петру (Троицкому) 8 июня 1858 года//Исторический вестник. 1886. 2. 158.       Взгляд очевидца на греко-болгарскую распрю//Исторический вестник. 1886. 8. 159.       25-летие издания " Киевских епархиальных ведомостей "http://КЕВ. 1886. 5, 6. 160.       Из переписки Киевского митрополита Евгения Болховитинова//КЕВ. 1886.

http://bogoslov.ru/person/401224

5) Атласный белый, одинаковой меры с предыдущими и с тою же надписью вверху: «Во храм Святителя Христова святого Николая чудотворца». Внизу: «Повелением благочестивейшего самодержавнейшего великого Государя нашего императора Павла Петровича всея России и благословенном Святейшего Правительствующего Синода священнодействован преосвященным Амвросием, Архиепископом Новгородским и С.-Петербургским, в богоспасаемом граде Святого Петра 1800 года». 6) Атласный коричневый, одинаковой меры с предыдущим и с теми же надписями» вверху и внизу: «Во храм Успения Пресвятыя Богородицы». Священнодействован тем же Преосвященным 1800 года. 7) Атласный белый, одинаковой меры с предыдущим и с теми же надписями вверху и внизу: «Во храм святого Архистратига Михаила в Доложском погосте». Священнодействованием же Преосвященным 1800 года. У всех сих антиминсов подпись на обороте внизу: «Смиренный Амвросий, Архиепископ Новгородский и С. Петербургский». Антиминсы одинаковой меры с предыдущими и с теми же надписями вверху и внизу – в царствование Императора Александра Павловича. Священнодействованные преосвященным Амвросием, Митрополитом Новгородским и С. Петербургским – 8) Атласный белый – во храм святых Апостол Петра и Павла иже в крепости. Священнодействован…….. во храме преподобного Исаакия Далматского. Лета 1802 месяца мая в 30-й день. Подпись на обороте внизу: «Смиренный Амвросий, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский». 9) Атласный желтый – во храм Иоанна, Архиепископа Новгородского. 1802 г. июня 1-го. Подпись под рисунком таже. 10) Атласный розовый – во храм святых Апостол Петра и Павла, что при Выборгском полевом госпитале. 1802 г. июня 4–го дня. Подпись там же и таже. 11) Атласный голубой – во храм иже во святых Отца нашего Николая Архиепископа, Мирликийского чудотворца. 1802 года июня 12-го. Подпись под рисунком: «Смиренный Амвросий, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский ». 12) Атласный голубой; храм не означен. 1802 года июня 12. Подпись таже и там же. 13) Атласный розовый – во храм Сретения Господня в селе Сретенском. Лета 18... июня 12-го дня. Подпись таже и там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Студенты в новых языках так успевали, что некоторые могли свободно объясняться на том или другом и писали сочинения; таковы Гурий Ласточкин (1802), Петр Талиев (1801), Николай Милонов (1810–1812), Андрей Мироносицкий (1802). В продолжении курса богословского студенты были определяемы учителями новых языков в низших и средних классах, напр. Талиев (1801), Милонов (1811–1812), Полиновский (1805), А. Протопопов (1804), А. Бальбуциновский (1805–1806), М. Ясницкий и А. Терновский (1816) и др. Студент богословия Гурий Ласточкин прямо, по окончании курса в 1802 г. сделан был учителем высшего французского класса. Преподаватели немецкого языка были: Яков Архангельский (1801–1808;, Андрей Мироносицкий (1802–1804), Андрей Рудольский (1803–1815) А. Протопопов (1804– 1805), Михаил Полиновский (1805–1818), Иван Пляцидовский (1807–1813), Петр Кочетков (1818–1814), Алексей Боголюбов (1814–1818), Матфей Ясницкий (1816) и Андрей Терновский (1816). Французский язык преподавали: Петр Талиев (1801– 1818), Гурий Ласточкин (1802– 1804), Алексей Бальбуциновский (1805–1812), Михаил Вознесенский (1808– 1809), Николай Милонов (1810–1816), Василий Иванов (1816–1818), Черников Петр (1812 –1814), Михаил Скворцов (1812–1813, Василий Эндимионов (1814–1816) и Василий Яблонский (1816). В 1800 г., когда закрыты были ново-крещенские школы, пр. Серапионом открыт был при академии класс татарского языка. Класс этот не для всех был обязателен: в послеобеденные часы его посещали, по собственному желанию, студенты и ученики всех классов. Число охотников обучаться татарскому языку всегда было не велико от 20–100 человек. Некоторые воспитанники из других инородческих епархий, приготовляющиеся в академии к учительским должностям, по предписанию местных семинарских правлений, обязывались изучать татарский язык. Так вятское семинарское правление в 1815 г., предположивши открыть в своей семинарии татарский класс, чрез академические правление обязало студента богословия вятской епархии Гавриила Сперанского обучаться татарскому языку для определения его после учителем оного языка в вятской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29) В 1799–1802 г.г., строитель иеромонах Андрей, 211 известный уже нам по тяжебному делу о монастырской мельнице. По ведомости Белоградского Николаевского монастыря за 1809 год он значится: из великороссиян, священнический сын, обучался в Севской семинарии с 1779 года латинскому и греческому языкам, грамматике, поэзии, риторике, географии, истории, арифметике, философии и Богословии. 1794 года августа 13 д. по указу из Св. Правительств. Синода, пострижен в монашество преосвященным епископом Феоктистом в Харьковском Покровском училищном монастыре. До пострижения в монашество, определяем, был 1779 года сентября 1 д. – в Белоградскую семинарию учителем Синтаксемы и катехизатором, а по пострижении в монашество, произведен 16 августа 1794 г. преосвящ, еп. Феоктистом в иеродиакона 12 июня 1795 года – в иеромонаха, 29 ноября 1798 г. по указу из правительствующ. Синода определен в число соборных Киево-Печерской лавры иеромонахов 1799 г. июля 1-го д. назначен строителем в Старо-Харьковский Преображенск. монастырь и того же 1799 г. ноября 17 д. 212 определен в Обоянский Богородицкий Знаменский монастырь строителем же и в тамошнее духовное правление присутствующим где находился по 1802 г., 213 а потом до 1805 года был в Путивльском училище учителем; с 5 июля 1805 г. определен в Курскую духовную консисторию присутствующим катехизатором и казенных питомцев семинарии смотрителем; с 13 декабря 1806 г. определен префектом семинарии 1809 г. ноября 1 д. определен учителем в Богословии с преподаванием высшего красноречия студентам Богословии по 12 декабря сего года; а того 12 числа декабря, по указу из Св. Правительствующ. Синода последовавшего к его преосвященству, возведен в сан архимандрита и определен настоятелем в Белоградский Николаевский монастырь, с оставлением по прежнему, присутствующим в консистории. 30) В 1802 г., строитель иеромонах Кирилл. 214 Он из иеромонахов Рыльского Николаевского монастыря, коего настоятель архимандрит Иосиф Лазарев в 1802 году, не известно по какому поводу, представлял иеромонаха Кирилла, состоявшего в то время на должности смотрителя мельниц в Банищах, достойным начальнической должности. И вот, указом от 28 июля 1802 года за 1792 велено было выслать Кирилла в консисторию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До назначения в Павло-Обнорский монастырь был с 1781 по 1784 год игуменом Глушицкого монастыря; в 1784 году переведён в игумены Корнильева монастыря; но в 1785 году, по желанию своему, опять возвращён в Глушицкий монастырь. В 1794 году назначен настоятелем в Спасокаменный Духов города Вологды монастырь, а по учреждении здесь архимандрии, в 1798 году октября 1 дня, возведён на степень архимандрита. В 1800 году, по указу Святейшего Правительствующего Синода, переведён в настоятели Павло-Обнорского монастыря, которым управлял до 1812 года. 51.Августин, в 1812 году. 52.Гавриил, Болховитинов, с 1812 по 1814 год. По пострижении в монашество в Воронежском архиерейском доме в 1802 году, был с 1802 года по 1812 год строителем общежительного Преображенского Толшевского монастыря Воронежской епархии (см. История российской иерархии, том VI; 1815 год, с.409). В 1812 году, сентября 8 дня, произведён во игумена в Павло-Обнорский монастырь 50 . 53.Ириней, архимандрит, с 1814 по 1816 год. Родом был Тверской епархии, но пострижен в монашество в Воронеже в 1812 году. В 1813 году, по указу Святейшего Правительствующего Синода, произведён в архимандрита в третьеклассный Лихвинский Покровский Добрый монастырь Калужской епархии, где и находился до 1814 года. В этом году переведён в настоятеля Павло-Обнорского монастыря. 54.Дионисий, с 1816 по 1818 год. Родом Ярославской епархии, пострижен в 1802 году. В 1810 году был строителем Ростовского Троицкого Варницкого монастыря; в том же году переведён в строители Ростовского Белогостицкого монастыря. В 1812 году произведён во игумена Пошехонского третьеклассного Адрианова монастыря. В 1816 году, июля 23 дня, назначен игуменом Павло-Обнорского монастыря. 55.Варфоломей, с 1818 по 1823 год. Из купеческого звания, пострижен в монашество в 1793 году в Валаамском монастыре. С 1798 по 1802 год был строителем Коневского Рождественского монастыря Санкт-Петербургской епархии. В 1802 году принят в Вологодскую епархию и определён казначеем Вологодского архиерейского дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010