28 сент. 1869 г. при Г. м. в присутствии еп. Нижегородского Филарета (Малышевского) было основано духовно-просветительское Александро-Невское братство, к-рое возглавил настоятель иером. Феодосий. Целью братства было содействие уч-щу в распространении «духовно-нравственного просвещения и противодействие иномыслящим в посягательстве на право Православной Церкви». В 1870 г. иером. Феодосий передал братству б-ку (2500 т.), пожертвованную мон-рю петербургским купцом 1-й гильдии П. И. Кудряшовым. Насельники Г. м. и наставники уч-ща пользовались б-кой бесплатно, жители Городца - за плату 3 р. в год. В 1870 г. Александро-Невское братство организовало в мон-ре лечебницу на 5 коек с фельдшером и аптекой, где предоставлялись бесплатные медицинские услуги и лекарства жителям Городецкой вол. 13 февр. 1872 г. Александро-Невским братством в Городце было открыто начальное жен. уч-ще (впосл. перешло в ведение земства). 4 марта 1881 г. Нижегородская Духовная консистория утвердила при Александро-Невском братстве миссионерское отд-ние, попечителем к-рого стал балахнинский купец 1-й гильдии И. А. Ноздринский. С 1881 по 1885 г. (с перерывами - до 1889) миссионерское отд-ние проводило открытые беседы со старообрядцами и народные чтения, к-рые вел член братства свящ. городецкого Троицкого собора Аполлоний Соколовский. Материальное положение мон-ря Инициатор строительства Г. м. Юдин завещал на содержание буд. насельников участок пахотной земли. К 1764 г. Г. м. владел 5 дес. пахотной земли в дер. Кириллово и 13 дес. в поле в 5 верстах от обители, к-рые стояли «впусте». Также братия кормилась «от церкви мирским подаянием», чему способствовали сборы от Феодоровской часовни в торговом ряду Верхней слободы. В 1802-1812 гг. в балахнинском суде и в нижегородской палате гражданского суда Г. м. вел тяжбу с крестьянами кн. Ухтомского, к-рые стремились изъять принадлежавшие мон-рю окрестные земли, пожалованные братии Юдиным. В нач. XX в. Г. м. владел ок. 325 дес. земли, из них ок. 154 дес. пахотной, сенокосной и неудобной земли близ дер. Архипихи, полученной по генеральному межеванию 1786 г., а также 150 дес. лесных угодий (100 дес. в Балахнинском у. Нижегородской губ. и 50 дес. в Гороховецком у. Владимирской губ.). Мон-рю принадлежали 2 каменные часовни и 4 деревянных флигеля в с. Городец, водяная мельница Бычиха с паровым двигателем в дер. Архипихе. Г. м. располагал капиталом в ценных бумагах ок. 12,5 тыс. р. Подворья

http://pravenc.ru/text/166241.html

В 1733 г. под рук. Мхитара было осуществлено 2-е издание арм. Свящ. Писания (1-е издание Воскана Вардапета Ереванци было осуществлено в 1666 в Амстердаме). Напечатанную Петром Латинским в 1705-1707 гг. в К-поле арм. Библию нельзя считать отдельным изданием, поскольку она слово в слово повторяет вариант Воскана. Чтобы сохранить текст и каноны первоисточника арм. перевода Библии, а также очистить его от всякого рода контаминаций и рукописных ошибок, издание М. включает и ряд арм. средневек. толкований Библии. В нем также дан сравнительный анализ первоисточника арм. перевода в сопоставлении с парижским изданием Библии 1645 г. на 7 языках. Издание Свящ. Писания 1733 г. отличается не только уточненным вариантом первоисточника, но и до наст. времени остается непревзойденным образцом полиграфического искусства изданий Библии на армянском языке. В книге 156 гравюр; часть из них выполнена в Венеции в точном соответствии с гравюрами 1-го издания Воскана. Более уточненное научное, но не критическое издание Библии, согласное с каноном Армянской Апостольской Церкви, было осуществлено М. свящ. Ованнесом Зограбяном в 1804 г. в Париже и свящ. Арсеном Багратуни в 1861 г. в Венеции. Историко-географические исследования Первый научный труд «История Армении» принадлежит перу М. Чамчяна (1784-1786; 3 т.). Происхождение и историю арм. народа он возводит к сыну Ноя Иафету. Автором «Истории в веках» (1824-1828; 8 т.), написанной с позиций европ. историографии, стал Гукас Инчичян. В работах М. история рассматривается в единстве с исторической географией. Следуя традициям арм. географической мысли средневековья, Инчичян в кн. «Топография Древней Армении» (1835; 3 т.) представил области исторической Армении с детальным описанием местностей и подробным изложением событий. Инчичян и С. Агонц стали авторами капитального научного труда «География четырех частей света» (1802-1808; 11 т.). На основе исследований армянских и иностранных историков Инчичян написал кн. «Описание древней Армении» (1822). Высшим достижением в области историко-географического анализа отдельных провинций Армении стало 4-томное исследование Гевонда Алишаняна (Алишана): «Ширак» (1881), «Сисван» (1885), «Айрарат» (1890) и «Сисакан» (1893). Издание древних и средневековых источников

http://pravenc.ru/text/2564514.html

К 1764 г. во владениях К. м. числилось 90 крестьян. В 1764 г. мон-рь был оставлен «за штатом», т. е. без гос. жалованья, основным источником существования обители стали пожертвования купцов, торговавших на Гостином дворе. Во 2-й пол. XVIII-XIX в. настоятелями К. м. часто назначались ректоры и префекты КазДС, в т. ч. в 1801-1802 гг. Иакинф (Бичурин) , в 1835-1844 гг. Даниил (Сивиллов) , в 1855-1863 гг. Иннокентий (Новгородов) , в 1864-1871 гг. Варсонофий (Охотин ; впосл. епископ Симбирский). В 1883-1885 гг. настоятелем обители являлся архим. Антоний (Вадковский ; впосл. митрополит С.-Петербургский). Во 2-й пол. XVIII - сер. XIX в. в К. м. проживало от 3 до 5 иеромонахов, 1-2 иеродиакона, неск. монахов и послушников (в нач. XX в. количество послушников увеличилось до 20). В 80-х гг. XIX в. в К. м. во время службы в штабе Казанского военного округа окормлялся прп. Варсонофий (Плиханков ; впосл. старец оптинский). Казанский мон-рь св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в. (РГБИ) Казанский мон-рь св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в. (РГБИ) Главной святыней К. м. была частица мощей основателя свт. Германа, перенесенная в обитель 23 дек. 1756 г. из Свияжского мон-ря по благословению архиеп. Казанского Гавриила (Кременецкого) . Частица мощей хранилась в иконе свт. Германа в Иоанно-Предтеченском соборе, а после 1929 г.- под престолом храма во имя св. блгв. князей Феодора, Давида и Константина, чудотворцев Ярославских, на Арском кладбище Казани (с 2011 частица мощей вновь пребывает в К. м. в специальной раке). Чтимыми были иконы св. Иоанна Предтечи, Божией Матери «Неупиваемая Чаша», «Всех скорбящих Радость», Страстная и Тихвинская. Все иконы, кроме Страстной, сохранились и к 2012 г. находятся в мон-ре. В б-ке обители хранились Евангелия 1753, 1764, 1783 гг. ( Азлецкий. 1898. С. 32-41). С 22 сент. 1918 г., после конфискации архиерейского дома и здания консистории в Казанском кремле, в зданиях мон-ря расположилось Казанское епархиальное управление. Здесь проживали митр. Казанский сщмч. Кирилл (Смирнов) (в 1920 и 1922), временно управляющие Казанской епархией викарные епископы сщмч. Анатолий (Грисюк) , сщмч. Иоасаф (Удалов) , Афанасий (Малинин) . В 1921-1923 гг. большинство братии составляли выпускники и недоучившиеся (из-за закрытия академии) студенты КазДА, в т. ч. и архиереи, репрессированные впосл.: митр. Палладий (Шерстенников) , архиеп. Питирим (Крылов) , епископы Феофан (Еланский), Иоанн (Широков) , Серафим (Шамшев) . В июне 1923 г. все, кроме архим. Палладия, были арестованы, а 14 дек. приговорены к 3 годам лишения свободы и отправлены на Соловки. В 1921-1926 гг. настоятелем К. м. был еп. Андроник (Богословский) . По воспоминаниям местных жителей, большую часть времени он пребывал в Седмиезерной Богородицкой пуст.

http://pravenc.ru/text/1319820.html

усердием Дм. Пав. Татищева по плану, высланному из Италии, а трапеза с двумя престолами: во имя Смоленской Божией Матери и во имя св. Николая пристроена в 1851 г. усердием прихожан. Внутренность храма украшена колоннами и гипсовой лепной работой, иконы - частью живописные, частью греческого письма. Ранее этой церкви здесь находилась деревянная, которая и нарушена около 1802 г. Храмозданная грамота 1802 г. декабря 13 дана преосвящ. архиепископом Ярославским и Ростовским Павлом и сохраняется в здешней церкви. Все существующие в приходе крестные ходы установлены или по желанию и усердию прихожан или по случаю холеры, свирепствовавшей в окрестностях села. При здешней церкви числится 35 десятин земли и приход из 4 селений. Название свое «Татищев» погост получил от фамилии гг. Татищевых, когда-то здесь проживающих, а фамилия Татищевых ведет свое начало от Василия по прозванию «Татища», сына Станислава, составлявшего 9-е колено потомства Рюрика. Из межевой книги, хранящейся в конторе общества крестьян Татищева – погоста, видно, что в то время в селе было 35 дворов и 105 душ и близ этого села находились две деревни Козлякова и Семенцева, которые в настоящее время уже не существуют. А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. 25 сентября 2023 года исполнится 213 лет храму Сергия Радонежского в селе Татищев Погост Ростовского района. Первые сведения о селе Татищев Погост приведены в грамоте царя Михаила Романова от 16 мая 1619 года боярину Юрию Игнатьевичу Татищеву: " Пожаловано за Московское сидение из его поместья Ростовского уезда Сотемского стана село Погост на реке Луте " . Из этой же грамоты следует, что Погост уже тогда был большим селом с двумя церквями, с крестьянскими избами возле них и боярскими хоромами. С того времени село стало называться по имени новых владельцев - Татищев Погост. Родоначальником рода Татищевых считают князя Василия Юрьевича по прозвищу " Татищ " , полученному за то, что будучи воеводой в Новгороде он открыл заговор против великого московского князя и как " тать " , ночью, схватил главного зачинщика.

http://sobory.ru/article/?object=03426

1705 г. в селе Бутурлине на речках Каменке и Речме, при церкви Николая чудотворца дворы: попа Никифора Никитина, у него два сына - дьякон Потапий и дьячек Оксентий, и попа Артемия Феофилатова; в селе числилось 33 двора крестьян (Переп. кн. 10331). В. и Г. Холмогоровы Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. вып. 9 (Волоколамская и Серпуховская десятины) М., 1896. с. 11 Источник: Село Бутурлино — владение серпуховского Высоцкого монастыря, уже с церковью святителя Николая Чудотворца — впервые упоминается в описи Окологородного стана Серпуховского уезда от 1552 г. В 1627 г. бутурлинский храм был «древяной клетцки»; церковные утварь и украшение — пожертвованы частично монастырём, а частью приходскими людьми. Во 2-ой четверти XVIII в. в селе строится существующая каменная Никольская церковь с правым тёплым приделом во имя Казанской иконы Божьей Матери, который был освящен в 1723 г. Через несколько лет в 1739 г. была освящена основная церковь. Храмоздателями были люди неизвестного звания, по имени Исаакий и Мавра. Напоминанием о них долгое время служили икона преподобного Исаакия Далматского и мученицы Мавры в местном ряду иконостаса (1820 г.), позднее — в трапезной основного храма (1925 г.), а также запись в синодике 1802 г. В 1884-1887 гг. старанием церковного старосты, потомственного почётного гражданина Петра Ивановича Рябова, обветшавшие придел, трапезная и колокольня были снесены и выстроены заново; кроме того — пристроен северный придел во имя священномученика Петра Александрийского. Провёл реконструкцию храма архитектор Митрофан Александрович Арсеньев. В 1876 г. в основном храме был возобновлён иконостас «византийского стиля», «в пять поясов»; в 1885-1886 гг. аналогичные, трёхъярусные иконостасы устроены в новых приделах. Среди храмовых святынь особенно почитались иконы Божией Матери: «Живоносный Источник», Фёдоровская и Владимирская (последняя была пожертвована в 1857 г. московской мещанкою Емельяновой). В 1911 г. при храме, на средства церковного старосты Семёна Петровича Рябова, построена каменная сторожка(8). Центральная часть храма, постройки XVIII в., представляет собою простой четверик, перекрытый сомкнутым сводом. Западный фасад 1880-х гг. более живописен по силуэту, образуемому тремя шатрами колокольни и симметричных ей приделов.

http://sobory.ru/article/?object=11068

Окна в храме в 1 ярус с железными решетками. Куполов два: над алтарем и над серединой храма, оба глухие; кресты на куполах железные, бронзированы, с просветами. Храм семиглавый. Кровля железная: над алтарем полусферическая, над серединой отлого шатрообразная, из 8 скатов, над трапезой отлогая в 2 ската. Над папертью колокольня. Входных дверей три, паперть одна. Двери снаружи железные, внутри деревянные; входная дверь на паперть деревянная. Внутренняя площадь храма 33 кв. саж. На колокольне 5 колоколов: 1-й – 44 пуд. 6 фун., лил купец Н. А. Бакулев в 1885 г.; 2-й – 20 пуд. 18 фун., лил Н. А. Бакулев; 3-й – 10 пуд., лил купец Афанасий Шишкин; 4-й - 1 пуд 8 фун. и 5-й - 13 фун. Ограда вокруг церкви из цокольного камня с деревянною решеткою. В ограде церковная сторожка, перестроенная в 1894 г. Внутреннее расположение храма крестообразное. Трапеза отделяется от средней части аркою. Алтарь отделен иконостасом; иконостас деревянный, столярной работы, трехъярусный, окрашен масляною краскою – кармином, покрыт лаком, с колоннами и резьбою, вызолоченною на полимент. Царские двери деревянные, резной работы, вызолоченные на полимент, сквозные, украшены резьбой с просветом и иконами: Благовещения и Евангелистов. Судя по уцелевшему Евангелию, сгоревший храм был беден утварью. Нынешний храм утварью тоже не богат. Все иконы в нем писаны на простых досках и нет ни одной иконы в ризе или окладе. В 1802 г. прихожанкой Анной Хохловой на собранные ей деньги, во время следования ее в Верхотурье на поклонение Симеону Праведному, приобретена и пожертвована в церковь икона Симеона Праведного, написанная на кипарисной доске по золотому фону, стоимостью 50 руб. … Библиотека заведена после пожара, с 60-х гг. XIX ст. При въезде и выезде из села со всех четырех сторон и на перекрестках улиц есть небольшие часовни. Все они высечены из опокового камня, добываемого из берегов реки Вятки. Они поставлены со времени основания села усердием прихожан и ремонтируются по их усердию на общественный счет. Состав причта по штату: священник и псаломщик, получает казенного пособия 200 руб. в год. Пахотной церковной земли 36 десятин и 8 десятин луговой. Имеется при церкви один 5-процентный Государственный непрерывно-доходный билет в 250 руб. Первоначально причт помещался в собственных домах; с 24 фев. 1890 г. священник помещается в церковном доме, а для псаломщика церковный дом приобретен в 1900 г.

http://sobory.ru/article/?object=21856

Часовни: в д. Защельской (2 в.), во имя свт. Николая, построена в 1877 г.; деревянная, на деревянном фундаменте, снаружи обшита досками и окрашена белилами, крыта досками, окрашенными мумией (краска красного цвета); длина вместе с колокольней 5 саженей, ширина 2 1/3 саж., высота до крыши 2 саж. 1 арш.; 1 глава; иконостас; колокольня в 1 ярус, высотой до крыши 3,5 саж.; в д. Тигляевской (5 в.), в честь вмч. Георгия, построенная в 1728 г., перенесена в д. Парыгинскую; Георгиевская часовня, построенная в 1902 г. по церковному плану (см. выше); в д. Кесломской (12 в.), во имя прав. Прокопия (во имя священномучеников Климента папы Римского и Петра Александрийского ?), построена в 1886 г.; деревянная, на деревянном фундаменте, снаружи обшита тёсом и покрашена белилами, покрыта досками, выкрашенными мумией; длина часовни с колокольней 6 саж., ширина и высота до крыши 3 саж.; 1 глава; в д. Палугской (20 в.), в честь вмч. Георгия, построена в 1885 г.; деревянная, на деревянном фундаменте, снаружи обшита тёсом и покрашена белой масляной краской, крыта досками, окрашенными мумией, а главы медянкой; длина вместе с колокольней 5 саж., ширина 2 5/6 саж., высота до верха карниза 2,5 саж.; 1 глава; колокольня в 1 ярус, высота до верха карниза 4 саж. в д. Парыгинской построена в 1726 (1728?) г. и перенесена из Тигляевской деревни в 1902 г., деревянная, с колокольней в одной связи, снаружи обшита досками и окрашена белилами, внутри обшита шелёвкой и выкрашена белилами, притвор обшит шелёвкой. Покрыта тёсом, окрашенным мумией. Длина часовни вместе с колокольней 6 саж., ширина и высота до крыши 1 саж. 2 арш. На часовне и колокольне по 1 главе. 4 окна. Колокольня высотой до крыши 2 саж. 2 арш. В церковной собственности имелись: дом для священника (2 этажа, 1894 г.), дом для псаломщика (1889 г.), школа (1 этаж, 1901 г.), 3 амбара (1850-е гг.), баня для священника (1894 г.), баня для псаломщика (1911 г.), 2 овина (1899 г. и 1906 г.), гумно (1889 г.). Священники: Иоанн 1513 г.; Евдоксий Кириллов 1591 г.; Иоанн 1627-1629 г.г.; Симеон Миронов 1632 г.; Михаил 1681 г.; Стефан 1687-1688 г.г.; Феодор 1729 г.; Каллинник Стефанов 1731-1743 г.г.; Евфимий Стефанов 1758-1787 г.г.; Феодот Ивановский до 1795 г.; Иаков Петров; Иоанн Ивановский до 1802 г.; Авраамий Шестаков до 1811 г.; Павел Леонтиевский до 1829 г.; Алексий Гагарин до 1837 г.; Александр Иоаннов Иванов до 1841 г.; Никита Антиппин Шульгин до 1848 г.

http://sobory.ru/article/?object=35540

1780–1799 гг. Архит. Н. А. Львов. Разрушен в 1938 г. Фотография. 1909 г. В 1802 г. кафедральный штат и архиерейский дом были переведены из бывш. кафедрального Преображенского собора в Могилёве в Иосифовский собор (возведен в 1799). Преображенский храм стал приходским, а затем церковью Могилёвской ДС (1884). В 1812 г., после занятия Могилёва франц. войсками, часть правосл. клириков во главе с архиеп. Варлаамом (Шишацким) присягнули на верность Наполеону, за что впосл. архиеп. Варлаам был лишен сана. В 1828 г. по инициативе еп. Павла (Морева-Павлова) было упразднено могилёвское Богоявленское братство, т. к. его деятельность сочли не соответствующей церковным правилам. В 1833 г. была восстановлена Полоцкая и Витебская епархия, объединившая приходы Витебской губ., территория Могилёвской епархии уменьшилась вдвое и стала соответствовать границам Могилёвской губ. В 1839 г. шло воссоединение белорус. униатов с правосл. Церковью, летом этого года в Православие перешел базилианский (см. Василиане ) Пустынский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Приезд в Могилёв имп. св. Николая II с цесаревичем св. Алексием. Фотография. 1915 г. Приезд в Могилёв имп. св. Николая II с цесаревичем св. Алексием. Фотография. 1915 г. Важную роль в истории Могилёвской епархии сыграл архиеп. Анатолий (Мартыновский ; 1844-1860), из семьи бывш. униат. священника. В 1844 г. в Могилёвской епархии имелось 526 церквей, из них в удовлетворительном состоянии было 337. Архиеп. Анатолий инициировал восстановление храмов и монастырских построек, учредил ряд церковноприходских школ, выделил средства на открытие при Буйничском мон-ре приюта для девиц духовного звания. Впоследствии приют был преобразован в жен. училище Духовного ведомства. Много усилий для поднятия уровня церковного просвещения приложил еп. Виталий (Гречулевич , 1882-1885). К нач. 80-х гг. XIX в. в Могилёвской епархии действовали ок. 100 церковных школ, ко времени смерти архиерея их число достигло 841. К 1893 г. в епархии насчитывалось 1360 церковноприходских школ, 6 двухклассных церковно-учительских школ, в 1896 г.- 295 церковноприходских школ и 1843 школы грамоты.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

Недолго побыв в Москве, свт. Иов возвратился в свой монастырь, в Старицу. Не подействовали ни просьба Патриарха Гермогена, ни царские просьбы остаться в Москве. В скором времени, по возвращении в свою скромную обитель, Святейший Патриарх Иов мирно отошел к Богу. Блаженная кончина его последовала в воскресенье, 19 июня 1607 г. До революции 1917 г. в Старицком монастыре свято хранилась рака, в которой покоились до перенесения в Москву мощи свт. Иова. Сохраняются также и вещи святителя: митра, крест и палица. Расцвет строительства переживает монастырь при князе Андрее Иоанновиче Старицком. В 1503-1537 гг. возводится монументальный белокаменный Успенский собор, увенчанный торжественным пятиглавием. В облике храма прослеживаются черты как московского, так и псковско-Новгородского зодчества. Это выдающийся памятник древнерусской архитектуры. В 1570 г. царем Иваном Грозным строится Введенская церковь, увенчанная высоким шатром, с обширной трапезной палатой. В 1694 г. над западными святыми вратами сооружается церковь Иоанна Богослова на месте сгоревшей церкви Василия Анкирского. При сравнительно небольших размерах храм привлекает монументальностью облика и строгой лаконичностью силуэта. В XVIII веке монастырь был окружен каменной оградой, фрагмент ее с круглой башней сохранился с юго-восточной стороны. В комплекс входят братский и настоятельный корпуса, южные ворота (1885 г.), мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева. В 1819 г. закончено подведение Троицкой церкви, выполненной в формах позднего классицизма. Высотной доминантой комплекса является трехъярусная шатровая колокольня. До 1930 г. здесь находились уникальные часы-куранты. В помещении церкви долгое время размещался историко-археологический музей. Создатели его - И. Крылов и Е. Клодт, внук знаменитого скульптора. В монастыре проводятся музейные работы. Со временем здесь разместится крупный музейный комплекс. Обзор истории Успенского монастыря был бы неполным, если не упомянуть о каменном Введенском храме, построенном царем Иоанном Грозным в 1570 г. и сохранившемся по настоящее время почти без внешних изменений, если не считать, что бывшая при Грозном трапезная была в 1761 г. обращена в придел во имя свт. Арсения Тверского, в 1802 г. с северной стороны пристроена большая каменная паперть, а в 1920-40-х гг. интерьер храма был полностью утрачен по известным историческим причинам.

http://sobory.ru/article/?object=00001

Со второй четверти XIX ст., под влиянием национально-освободительных движений в соседних Сербии и Греции, под впечатлением новых победных успехов русского оружия, особенно в 1828–1829 гг., а также под воздействием новых исторических исследований относительно древних судеб болгарского народа, особенно исследования угро-русса Ю. Венелина (1802–1839 гг.) «Древние и нынешние Болгары», многие из эллинизованных болгар перестают выдавать себя потомками Перикла, не стыдятся называться болгарами и даже проникаются мыслью о возрождении своего забитого народа. Но как добиться этого? Как освободить народ от тяготевшего на нём двойного ига? «Через просвещение, воспитание, училища»! Твердили ещё о. Паисий, Софроний и ряд других горячих патриотов 77 . И, действительно, усердием очнувшихся состоятельных болгар, особенно торговцев, живших за границей, при участии духовенства, начинают устраиваться школы, печатаются болгарские учебные и поучительные книги. На место келий, не дававших ничего больше элементарной грамотности, и к тому же не избежавших во многих местах эллинизации, являются училища, в которых на болгарском языке преподавались св. история, катехизис, славянская грамматика и география. В истории этого школьно-просветительного движения особенно важным моментом было основание училища в г. Габрове (1885 г.). Это училище по новейшей (взаимноучительной) системе устроилось по инициативе и при содействии габровского уроженца, В.Е. Априлова, проживавшего в Одессе и раньше бывшего совершенным грекоманом. Примеру Габрова последовали другие города и в какое-нибудь десятилетие (1835–1845 гг.), явилось больше полусотни болгарских училищ новой системы. И Габровское училище, и многие другие устроились при участии известного в своё время учителя – рыльского монаха Неофита († 1880 г.). Учителями в большинстве училищ по-прежнему тоже являлись монахи. Устроив школы, в которых учились не на греческом, а на болгарском языке, болгары естественно пришли к мысли слышать родственный язык и в богослужении, иметь собственное духовенство, а не пришлое, греческое. Само греческое духовенство своим невниманием к нуждам времени, и местами открытым противодействием народному пробуждению подготовляло вопрос о церковной эмансипации. Видя, как греческие архиереи гонят болгарский язык, преследуют болгарских учителей и не допускают славянского богослужения, поддерживают эллинизм с помощью турецких властей, болгары не могли остаться слепы к недавним примерам своих православных собратий и соседей в Греции, отложившихся от патриархии, и в Сербии, изгнавших совсем греческое духовенство. Упорное невнимание константинопольской патриархии к справедливым жалобам на недостойных епископов лишь сильней давало болгарам чувствовать всю тяжесть духовного ига и более и более ускоряло возникновение несчастной греко-болгарской распри, или греко-болгарского вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010