чел. В обычные воскресные дни церкви посещали 18-19 тыс. чел., в среднем по каждому приходу ок. 240 чел. (Там же. Д. 224. Л. 1-9). С 90-х гг. XX в. в К. к. началось восстановление старых и строительство новых храмов. 12 марта 2013 г. на территории Екатеринодарской и Кубанской епархии учреждена Кубанская митрополия, состоящая из 5 епархий: Екатеринодарской, Армавирской, Ейской, Новороссийской и Тихорецкой. М. Ю. Горожанина, С. Н. Рыбко Храмоздательство на территории К. к. возрождается после его присоединения к Российской империи и формирования Черноморского казачьего войска. Первоначально недостаток стационарных храмов восполнялся т. н. походными церквами. По свидетельству Ф. А. Щербины, 1-ю походную «полотняную» ц. во имя Св. Троицы подарил войскам кн. Г. А. Потёмкин. На рубеже XVIII и XIX вв. на войсковой территории зафиксировано уже 16 действующих и 9 строящихся храмов (Гос. архив Краснодарского края. Ф. 249. Оп. 1. Д. 392. Л. 8-10). Воскресенский собор в Краснодаре. 1799–1802 гг. Фотография. 60-е гг. XIX в. Воскресенский собор в Краснодаре. 1799–1802 гг. Фотография. 60-е гг. XIX в. Долгое время единственным каменным храмом на территории К. к. являлась Покровская ц. в Тамани (1793-1794), построенная на средства полковника А. А. Головатого. Церковь была возведена на фундаментах более раннего здания, возможно тур. мечети, и, вероятно, имела небольшой размер, т. к. ее окружили навесом на деревянных столбах для размещения большего количества молящихся. О первоначальной архитектуре невозможно судить из-за полных перестроек в 1855 и 1911 гг., когда деревянные столбы были имитированы бетонной колоннадой. Большинство станичных церквей представляли собой деревянные здания на каменном фундаменте. Они могли быть крыты камышом и построены из местной, не всегда качественной древесины (напр., Трехсвятительская ц. в Уманском куренном поселении, ныне ст-ца Ленинградская, 1799), поэтому быстро приходили в негодность и перестраивались. Деревянный 3-престольный Воскресенский собор в Екатеринодаре (1799-1802) с приделами во имя свт.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

В 1802 г. причт Никольского храма с. Павловского был двуштатным и состоял из 7 человек. С сентября 1841 г. причт сокращён, оставлены священник, диакон и два причетника. С июля 1867 г. упразднено диаконское место. В клировой ведомости храма за 1802 г. упоминаются заштатный священник Алексей Стариков, 88 лет, священник Димитрий Васильев (Пушкин) и священник Василий Алексеев. В том же 1802 г. на место Димитрия Васильева поступил его сын Мина Дмитриев. В 1810 г. на место Василия Алексеева - его сын, диакон той церкви Иван Васильев. В 1822 г. на его место - диакон Никита Иванов. Священник Мина Дмитриев умер в 1832 г., его место осталось за сыном, Иваном Никольским (впоследствии учителем Переславского и инспектором Шуйского Духовных училищ), который тогда обучался в семинарии, а его должность исправляли наёмные священники. В 1841 г. это штатное священническое место упразднено. У Никиты Иванова были дети: Павел Березин (ум. 1830), в монашестве Платон, архимандрит, инспектор Московской духовной академии, ректор Вифанской семинарии, потом ректор Киевской академии, Иван Березин-пресвитер Архангельского собора в Московском Кремле, потом протоиерей Московской Троицкой единоверческой церкви, благочинный московских единоверческих церквей. В 1827 г. Никита Иванов передал место зятю, ученику семинарии Григорию Богословскому, в 1856 г. он уволен за штат, на его место поступил его зять, студент семинарии Александр Ключарёв. Священник с. Павловское Феодор Ефимович Тюрин (р. 1895), уроженец д. Давыдово Волоколамского района Московской области, окончил 3 класса средней школы. Жил в д. Спорново Александровского района. Отец Феодор был арестован 28 декабря 1937 г. Обвинялся «в активной антисоветской агитации и распространении клеветы против советской власти». Приговорён 30 декабря 1937 г. к расстрелу с конфискацией имущества. Расстрелян 8 января 1938 г. в г. Иваново. В советское время церковь в с. Павловском закрыта и разорена, разрушены верхняя часть храма и колокольня, внутри - запустение.

http://sobory.ru/article/?object=04607

Трън, в.), мученики Георгий (1437 г.), Георгий (1515 г.), Георгий Новейший (1530 г.), Николай (1555г.) и Константин (1737 г.) Софийские; Трендафил Загорский (1680 г.), Христо (1748 г.), Ангел Битольский (1750 г.), Иоанн (1784 г.), Анастасий или Сотир (Спас) Струмишский (1794 г.), Злата Мегленская (1795 г.), Иоанн (1802 г.), Лазарь (1802 г.), Иоанн Терновский (1822 г.), Димитрий Сливенский (1841 г.), священномученик Виссарион, Епископ Смоленский (1662 г.), преподобномученики Иаков Костурский и два его ученика Иаков и Дионисий (1520 г.), иеромонах Варлаам Святогорский вместе со 112 человек (1720 г., на месте нынешнего гор. Смолян), Никодим Албанский (1722 г.), Митрополит Симеон Самоковский (Попович) со всеми замученными вместе с ним за веру (1737/8 г.), Дамаскин Габровский (1771 г.), Онуфрий Габровский (1818 г.), Лука Одринский (1802 г.), Прокопий Варненский (1810 г.), Никита Серресский (1808 г.), Игнатий Старозагорский (1814 г.), Акакий Серресский (1816г.). Некоторые из известных мучеников еще не канонизированы, как Охридский Архиепископ Валаам или Варлаам (зарезанный 28.V/10.VI. 1598 г.), Митрополит Дионисий Ловченский, отравленный турками (†27.V. 1875 г.), монах Пахомий, обезглавленный за веру (XVIII в.), священник Симон и его сын, повешенные турками за то, что пытались восстановить разрушенный Пештерский монастырь св. Николая близ гор. Радомир (1840 г.), священник Илья Вълчев, убитый почти со всей своей семьй (1865 г., гор. Новый Пазар), священник Петр Стоянов из гор. Перник, убитый турками за то, что спас болгарскую девушку от поругания (1874 г.), Рада Пловдивская и трое ее детей (ок. 1830 г.), Тожна (Печальная) Мария, девушка Невенка (Варна, 1827 г.), Петр Пастух (Перник, 1858 г.), Добра из дер. Желява, близ гор. Софии (XIX в.), братья Димитр, Гено и Лукан из гор. Плевен (XIX в.) и многие, многие другие. Вершиной турецкого варварства была башня из 20 000 человеческих черепов, воздвигнутая турками из отрезанных голов болгарских христиан во время Второго Сербского восстания в 1816 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанникий Святковский-Зверев определён в 1758, а 1 мая 1759 перев. в Юрьев. Евфимий в 1759 перев. из Клопского, а в 1766 – в Тихвин. Виктор Онисимов произведён 20 сент. 1766, а в 1770 перев. в Иверский. Антоний Румовский произведён 1770, из законоучителей кадетского корпуса, а 2 февр. 1774 хирот. в еписк. Переяславль-Залесского. Иакинф Карпинский 16 янв. 1774 перев. из Голутвина, а 28 авг. – в Белоезерский Кириллов. Поликарп Павловский 28 авг. 1774 перев. из Вятского Трифонова, а в 1782 – в Черниговский Ильинский. Игнатий Максимович , из Глуховского Петропавловского, в 1782–83, 23 нояб. перев. в Колязин. Афанасий Вольховский 23 нояб. 1783 перев. из Новгородского Отенского, а 13 нояб. 1785 – в Юрьев. Иннокентий Полянский 13 нояб. 1785 перев. из Зеленецкого, а 27 мая 1787 – в Петергофскую Сергиеву пустынь. Николай Киждобрянский 27 мая 1787 перев. из Новгородского Кириллова, а 19 окт. 1788 – в Антониев. Иннокентий Дубравицкий произведён 12 окт. 1788, а 22 авг. 1791 перев. в Антониев. Варлаам Шишацкий 22 авг. 1791 перев. из Новгородского Кириллова, а 26 мая 1794 перев. в Дятловицкий. Антоний Знаменский определён 10 июля 1794, а в окт. 1796 перев. в Иверский. Арсений Домонтович 25 июля 1797 перев. из Казанского Спасо-Преображенского, а 13 мая 1799 – в Нежинский Благовещенский. Иосиф Чапужников 28 июля 1799 перев. из Новгородского Кириллова, а 6 февр. 1800 перев. в Александро-Свирский. Парфений Петров 6 февр. 1800 перев. из Александро-Свирского, а 5 июля 1802 – в Иверский. Иосиф Чапужников 21 июля 1802 перев. (опять) из Свирского; но указом 31 окт. оставлен. Иосиф Ильицкий определён 31 окт. 1802, а 6 февр. 1804 перев. в Лубенский Мгарский. Варлаам Федорович Головашенко определён 6 февр. 1804, из казначеев Александро-Невской Лавры, а 9 авг. 1809 перев. в Глуховский Петропавловский. Феофил Татарский 31 янв. 1810 перев. из Сийского, а 3 июля 1813 – в Черниговский Елецкий. Гедеон Мошатин 31 июля 1813 перев. из Сковородского, а 4 февр. 1818 – в Белоезерский Кириллов. Герасим Гайдуков , из Сковородского, 1818–22, перев. в Иверский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

37) ИОСИФ III Чапужников, в 1799 году, Июля 28, определён, а 29 произведён из Игуменов Кирилловских и Невских наместников. В 1800 году, Февраля 6, переведён в Свирский монастырь. 38) ПАРФЕНИЙ Пахомов, с 1800 года, Февраля 6, из Свирских Архимандритов; в 1802 году, Июля 5, переведён в Иверский, а оттуда в Юрьев. В 1809, Июня 6 хиротонисан в Епископа Архангелогородского. ИОСИФ III Чапужников, 1802 года, Июля 21, опять переведён из Свирского монастыря; но не быв в Вяжищах, по Указу того же года, Октября 31, оставлен на прежнем месте. 39) ИОСИФ IV Ильицкий, бывший при миссии в Горсенсе у Принцессы Екатерины Иеромонах, определён в 1802 году, Октября 31. В 1804 году, Февраля 6, переведён в Лубенский Преображенский монастырь. 40) ВАРЛААМ II Фёдорович Головашенко, в 1804 году, Февраля 6, определён и того же месяца, 23 дня, произведён из Иеромонахов и Невской Лавры казначеев. В 1809 году, Августа 9, дня переведён в Петропавловский Глуховский монастырь со степенью Вяжицкого. 41) ФЕОФИЛ Татарский, в 1810 году, Января 31, переведён из Архангельского Сийского монастыря и Ректоров Архангельской Семинарии. Он находится и доныне. Прибавление из VI тома 41 . ФЕОФИЛ Татарский, в 1813 году, Июля 3 переведён в Черниговский Елецкий монастырь. 42 . ГЕДЕОН Мошатич, в 1813 году, Июля 31, переведён из Сковородского монастыря. Вяземский Предтечев монастырь Смоленской Епархии 2 класса мужской, находящийся в городе Вязьме от кремля в 1½ версте в конце форштадта. Построен в 1542 году Преп. Герасимом, Игуменом Болдинским, который первоначально соорудив церковь деревянную во имя св. Иоанна Предтечи, наименовал монастырь по оной Предтечевым, а по месту Вяземским. Строения в нём ныне находятся все каменные следующие: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Одигитрии Пресвятой Богородицы с двумя приделами: а) Симеона Богоприимца и б) Усекновения честной главы Иоанна Предтечи; 2) ЦЕРКОВЬ трапезная во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом праведных Захария и Елисаветы; 3) ЦЕРКОВЬ на монастырских воротах во имя Вознесения Господня;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Антоний , игум., 1725; (упом. в мар.) 1728. Адриан , настоятель, грам. 3 сент. 1729. Андрей (ошибка?) Перхуров , 1729. Иларион , 1730–32. Иона перев. из Московского Андреевского, 30 нояб. 1732–36 (дек.). Иосиф Скрыпицын , с 1736; † 1 нояб. 1738. Авраамий , 1739–1745. Пахомий , с 1753. Нифонт Червинский (перев. из Колонного?) 1755 (упом. 15 февр.) и 1756, и 1757. Каллистрат 17 янв. 1758 перев. из Переяславского Даниилова, и вскоре – в Арзамасский Спасский. Сильвестр Страгородский 5 мар. 1760, из иеромонахов Александро-Невских, а 23 дек. 1761 хирот. в епископа Переяславль-Залесского. Галактион , 1762 (†...?). Иероним 5 дек. 1762 перев. из Дмитровского-Борисоглебского; до 1775. Игумены Иоанникий , 1775–85. Никандр , 1786–88. Палладий , 1794. Афанасий , 1794–99. Вениамин , с 1800, а в мае 1802 перев. в Боголюбов. Анатолий перев. из Вязниковского Благовещенского, 24 авг. 1802–1804. Иннокентий Тихомиров , из синодальных ризничих, определён в июне 1804, а 8 сент. перев. в Новгородский Андрониев. Никон Боевский , с сент. 1804, а 20 мар. 1806 перев. в Юрьевский Архангельский. Архимандриты Лаврентий , в 1806–30. Пахомий , 1830–33. Иероним , 1833–45. Нифонт , 1845–66. (В Спасском Муромском?) Герасим , 1869. 9 Благовещенский, на Старом городище, в Муроме, основан царём Иоанном Василиевичем в 1553 г. В последствии был домовый патриарший. Ныне 3-го класса. [III, 358.] Управляют викарии. Игумены Сергий , 1595–1624. Иоаким , 1636–50. Кирилл , 1652–54. Арсений , в янв. 1659. ?? Порфирий , в апр. 1662. Ферапонт , в янв. 1667. Евфимий , в мар. 1670, в сент. 1671. Феодосий , 1684 и 85. Харитон , 1698. Архимандриты Павлин , 11 февр. 1723. Афиноген , 3 мар. 1723. Антоний , 1726–31, янв. Гедеон перев. 1738 из Радовицкого и уволен на покой. Павел , 1738–42. Алимпий 1753 перев. из Борисоглебского Муромского, 1762–71. Игумены Порфирий , 1771–80. Парфений , 1789. Арсений , 1799. Феофил , 1802. Варлаам , 1838–44. Иннокентий , 1845–56. Гедеон , 1857 и 58. Маркеллиан , архим., 1859 и 60. Алексий , архим., 1861–66.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

произведен в архимандрита Тобольского знаменского монастыря и определен ректором Тобольской семинарии. Скончался Иверским архимандритом в 1811 г. 14 мая. В библиотеке здешней академии сохраняется рукописный (с разрисованным заглавным листом) перевод нескольких поучений древних Отцов Церкви, поднесенный Венедиктом м. Гавриилу во всерадостнейший день ангела его. Иван Ив. Мартынов, обучался сперва в Полтавской, потом в здешней семинарии. По окончании курса ему надлежало возвратиться в свою семинарию, но м. Гавриил выпросил его у местного преосвященного для здешней семинарии и определил учителем сперва греческого языка (1792 г. 19 мая), потом поэзии и риторики 93 . Вступая в должность учителя Мартынов располагал себя к духовному званию, но потом нашел более сообразным с своими склонностями звание светское, и в 1794 г. определился переводчиком в Коллегию иностранных дел, 1802 г. письмоводителем в Государственный Совет, а в 1803 году определен директором канцелярии Министерства Народного Просвещения, в самом учреждении которого принимал важное участие. В 1816 г. пожаловать в члены Главного правления училищ и был действительным членом Российской Академии и почетньм – Московского, Виленского, Харьковского и Казанского университетов, Медико-хирургической академии, С.-Петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, Любителей российской словесности, Вольного экономического и других обществ. В бытность наставником он перевел и потом издал сочинение Лонгина о высоком (Спб. 1802 г.) и стихотворения Анакреона (Спб. 1802 г.); в 1796 г. издавал журнал Муза, в 1804 –1805 гг. Северный Вестник, в 1806 г. Лицей. Скончался в чине действ. статск. советника. Имел орден св. Владимира 3 ст. и св. Анны 2 ст. Михаил Кир. Соловьев, из здешних студентов, с 12 сент. 1792 г. учитель инфимы, высшего латинского класса, поэзии и риторики. В 1796 году вышел в гражданскую службу. Александр Степ. Лубкин, из здешних воспитанников, был учителем немецкого языка. Из Невской семинарии перешел в Армейскую на класс философии, а отсюда определен экстраординарным профессором философии в Казанский университет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Вениамин (1799 июня 13-го по 1802 год). Поступил из ризничих (иеромонахов) Александро-невской Лавры; 1802 года августа 19-го переведён архимандритом в Боголюбов монастырь, а в 1804 году в Цареконстантинов монастырь. Анатолий (1802 августа 19-го по 1804 год). Поступил из строителей Вязниковского Благовещенского монастыря; был учителем философии и ректором Владимирской семинарии; 1804 года июня 8-го переведён в Боголюбов монастырь. Иннокентий Тихомиров архимандрит (с 1804 года июня 8-го по сентября 10-е 1804 года). Поступил из синодальных ризничих; произведён в архимандрита 12-го июня, и предоставлено ему право при священнослужении употреблять мантию со скрижалями; сентября 16-го 1804 года переведён в настоятеля Антониева монастыря и ректора Новгородской семинарии. Никон Боевский игумен (1804 ноября 16-го по 1806 год). Был до назначения в Никитский монастырь префектом Владимирской семинарии и Лукиановой пустыни строителем-иеромонахом; 1800 года марта 20-го произведён в настоятели Юрьевского Архангельского монастыря. Лаврентий (с 1806 марта 20-го по 1880 год). Поступил из Белевского, Тульской епархии. Преображенского монастыря; при нём в 1818 году начата строением новая колокольня над святыми монастырскими вратами; 1830 года декабря 24-го переведён в Нижеломовский Казанский монастырь. Этот о. архимандрит оказал незабвенную услугу городу Переславлю составлением особого календаря восхода и захода солнца единственно для города Переславля. (Календарь этот здесь прилагается в приложении.) Пахомий 1830–1832 годы. Иероним Сретенский (1833 июля 10-го – 1845 год). Поступил из уволенных от управления за штат Могилёвской епархии Витебским Марковым монастырём и находился на жительстве в Александровской Лавре; 1845 года в марте помер. Нифонт Успенский архимандрит. (1845 года апреля – 1868 год). Поступил из игуменов Муромского Благовещенского монастыря, был смотрителем Переславского Духовного училища; в 1868 году был переведён снова в Муромский Спасский монастырь, где и помер в 1876 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

6 Акафист прп. Никандру, Псковскому чудотворцу 28 марта 1799 года Святейший Синод, «по словесному синодального члена Преосвященного Иринея, архиепископа Псковского, предложению о дозволении исправленную им службу преподобному Никандру, Псковскому чудотворцу, и житие сего преподобного напечатать на кошт Его Преосвященства в Московской Синодальной типографии», определил: «Показанную службу преподобному Никандру, Псковскому чудотворцу, и житие его, преподобного, отослать в Московскую типографскую контору при указе для напечатания в тамошней типографии» 103 . В 1802 году в Святейшем Синоде рассматривалось дело о напечатании акафиста св. Никандру Чудотворцу. От 26 января в Святейший Синод поступило «причисленной к великому приорству Российскому державного ордена святого Иоанна Иерусалимского пустыни святого Никандра Чудотворца от архимандрита Геннадия всепокорнейшее прошение: Псковской епархии, города Острова, Троицкого собора протоиереем Андреем Львовым из усердия к святой обители, а паче к преподобному Никандру, Псковскому чудотворцу, сочинены к житию его предисловие и акафист, да его ж трудами переведены с иностранного языка книги: первая под заглавием «Иисус всяческая во всех», а вторая под титулом «Пост и молитва, или приватные беседы с христианином», которые книги и представляя, прошу повелеть напечатать за счет Никандровской обители». 31 января/15 февраля 1802 года Святейший Синод, заслушав приведенное прошение, определил: «Означенные книги отослать при указе в учрежденную в Москве духовную цензуру для учинения надлежащего свидетельства и рассмотрения на основании сделанных ей от Св. Синода предписаний». От 24 апреля 1802 года последовал в Святейший Синод из учрежденной в Москве духовной цензуры рапорт, в котором духовная цензура свидетельствовала, что в рассмотренных книгах «нет ничего противного Закону Божию, правилам государственным, благонравию и самой литературе, а оный акафист сделан сообразно с прочими Церковью принятыми акафистами». 14 мая/16 мая в Святейшем Синоде состоялось определение: «На кошт помянутой Никандровой пустыни 1200 экземпляров акафиста напечатать дозволить».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

диаконы: Иван Михайлов (ок. 1706), Семен Родионов (до 1797 - ок. 1800), Михаил Гаврилов (до 1800 - ок. 1804), Иоанн Андреев (ок. 1802), Василий Лукин (ок. 1802), Антон Ульянов (ок. 1806-1814), Василий Степанов Ошняков (1814-1816, в 1814 переведён из учеников Казанской духовной академии 3-го российского класса, участвовал в ополчении в 1812 г., из с. Ошняк, из семьи духовенства), Алексей Семенович Топорнин (1817-1845), Алексей Семенов (1841), Алексей Политов (1843), с 1843 по 1887 гг. диакон в составе притча отсутствовал, Алексей Сперанский (1887-1898), Дмитрий Троянский (1898-1900), Иван Чернов (1900 - после 1918); дьячки: Иоанн Андреев (до 1800 - ок. 1802), Тихон (1804-1805), Каллистрат Алексеев (ок. 1806 - до 1813, переведён диаконом в Казанскую Крестовоздвиженскую церковь), Ипполит Иванов (1815-1820, переведён в 1815 году из села Арино Царевококшайского уезда церкви Рождества Христова), Матвей Красиков (1822-1823), Павел Тимофеев (1823-1831), Николай Михайлович Богословский (1831-1835), Василий Тихомиров (1835 - до 1838), Афанасией Спасский (1840), Иван Препетов (1841-1842), Павел Павлинов (1842-1844), Лука Павлов Павлинов (1844-1847), Антон Федорович Алянский (1847-1876); пономари: Матвей Кремков (1823-1829), Егор Александрович Гумилевский (1841-1842), Иван Холмогорцев (1842 - 1844), Димитрий Васильевич Левашов (1844-1864), Петр Левашов (1865-1871), Петр Александров (1871-1872); псаломщики: Антон Федорович Алянский (1876-1878), Алексей Сперанский (1878-1887), Иван Чернов (1886-1889, с 1889 г. псаломщик в сане диакона). В 1914 гг. на средства Арского городского общественного управления были отремонтированы церковные дома и церковные печи. Также отметились в эти два года благотворители храма, которые пожертвовали определенные денежные суммы на нужды храма: Алексей Сокунов (на посеребрение ризы иконы Владимирской Божией Матери, стеклянный футляр и подсвечник к ней - всего 70 руб.), Александр Соковников (на приобретение ризы на икону преподобного Серафима Саровского - 45 руб.), Александр Гурьянов (на посеребрение ризы иконы святого благоверного князя Александра Невского - 20 руб.), Анастасия Грушицина (облачения для священников и диаконов - 175 руб., и серебренное позолоченное кадило - 31 руб. 16 коп.), Степан Фадеев (приобретение ризы для иконы великомученика Георгия Победоносца - 16 руб.).

http://sobory.ru/article/?object=21248

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010