Что касается патриарха Киприана, что он скончался не задолго до избрания своего преемника, вероятно, даже раньше июня месяца 1783 года. Но, несомненно, он скончался в звании правящего александрийского патриарха. Поэтому ошибочно утверждают учение Завира, Сафа и X. М. Лопарев, а равно и отмеченный выше «Патриарший каталог», – будто патриарх Киприан отрекся от престола, избрал своим преемником Герасима, а сам удалился на покой и скончался в 1786 или даже в 1787 году. Достоверно известно, что Киприан скончался в 1783 году, находясь на александрийском патриаршем престоле, и от последнего не отрекался. Но, с другой стороны, справедливо, что блаженнейший Киприан еще при жизни наметил себе Диадоха в лице метрского епископа Герасима. К сожалению, подробности и мотивы такого предизбрания, за недостатком документов, неизвестны. Известно только, что блаженнейший Киприан успел сообщить имя своего преемника константинопольскому патриарху Гавриилу IV и его священному синоду и, предвидя факт его избрания именно в вселенской патриархии, горячо просил (κατ τν θερμν ξωσιν κενου ν μακαρα τ λξει γενομνου) иерархов великой Христовой церкви, чтобы они избрали новым предстоятелем Александрийской церкви именно метрского епископа Герасима, принадлежащего к составу иерархии Константинопольского патриаршего престола. Горячая просьба блаженно-почившего патриарха Киприана и была первым побудительным для вселенского патриарха и синода основанием приступить к выборам нового александрийского патриарха, а затем и избрать на александрийский патриарший престол именно кир Герасима, на которого он указал, как на своего Диадоха. К предварительному избранию кир Герасима со стороны блаженнейшего Киприана потом присоединились и «епитропы апостольскаго престола Александрии и все общество архонтов», т. е. духовные представители александрийского престола и светские антипросопы народа, или натабли, – о которых Сергий Макрей говорит, что и они участвовали в общем деле своим избранием, и решением, и согласием (εκλογ κα ψφω κα συναινσει), наряду с вселенским патриархом и архиереями Константинополя. Значит, реальным мотивом к избранию блаженнейшего Герасима именно в Константинополе, на соборе местных иерархов, служила просьба об этом, обращенная к патриарху Гавриилу и его синоду со стороны, прежде всего, блаженнейшего Киприана, а затем других представителей александрийского патриаршего престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

78 Самуил (в миру Симеон Григорьевич Миславский), митрополит (1731–1796) – выдающийся иерарх, духовный писатель, проповедник, лингвист. Сын священника, образование получил в Киевской дух. академ. В 1754 г. пострижен в монашество, в 1756 г. рукоположен в иеромонаха. В Киевской академ, был сначала преподавателем, потом ректором. В 1768 г. хиротонисан в епископа Белгородского и Обоянского. С 1771 по 1783 гг. занимал Крутицкую, Московскую, Ростовскую кафедры, с 1783 г. – митрополит Киевский и Галицкий. Его труды: «Учитель веры: догматы православной веры» на латинском и русском яз. (Киев, 1760); «Латинская грамматика» (Киев, 1765); «Начальные трактаты богословских лекций Феофана Прокоповича » (изд. в Кенигсберге и Москве, 1773–1776); «Историческое описание Киевской лавры» (Киев, 1799, 1801, 1804), «Увещательное поучение новому викарию епископу Виктору» (М., 1786). Кроме того, во множестве изданы его проповеди – слова и речи. 83 Коадъютор – помощник епископа, призванный при исключительных обстоятельствах заменять его. Эта должность распространена в католической церкви, откуда и была заимствована православными Речи Посполитой. 105 Официал (officiales) – должностное лицо в католической церкви, которое по поручению и под руководством епархиального епископа отправляет в первой инстанции функции церковно-судебной власти в епархии, при содействии официалата (консистории, коллегии каноников). 136 Л-в. П., свящ. Виктор, епископ Переяславский//Киевские Епархиальные Ведомости. – 1861. – 1. – С. 86. 138 Безбородко Александр Андреевич, князь (1746–1799) – государственный деятель. Образование получил в доме своих родителей, затем в Киевской академии. С 1765 г. правитель канцелярии Малороссийского генерал-губернатора гр. П. А. Румянцева-Задунайского. В 1767 г. определен членом Малороссийского генерального суда. В 1767 г., с началом войны с Турцией, оставил гражданскую службу и поступил в военную. Начальствовал над полками: Нежинским, Лубенским, Миргородским и компанейским. С назначением П.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эти флорилегии используют в дальнейшем сторонники колливадов . Первым из ученых святогорцев, выступившим в защиту частого причащения, как свидетельствуют источники, был Христофор Продромит , за которым последовали Нифонт Хиосский , Иаков Пелопоннесский и Афанасий Паросский . В настоящее время обнаружены также документы, свидетельствующие о том, что в 1770-1775 годах на Афоне в рукописях распространялось анонимное сочинение " О причащении " , которое колливады предлагали для прочтения духовникам и дидаскалам Св. Горы (эти данные содержатся в дошедшем до нас в значительном количестве рукописей письме прп. Афанасия Паросского дидаскалу Афониады Киприану ). Когда были изданы анонимные сочинения, посвященные теме частого причащения (в 1777 составленное прп. Неофитом Кавсокаливитом " Руководство " , в 1783 - " Книга душеполезнейшая " , принадлежащая перу свт. Макария Коринфского и прп. Никодима Святогорца ), нападки противников колливадов обратились против этих сочинений, поначалу главным образом как анонимных, так и не получивших одобрения священноначалия. Встречающееся иногда мнение о том, что греч. сочинения о частом (или " постоянном " ) причащении были вдохновлены книгой испанского автора Мигеля де Молиноса " Краткий трактат о ежедневном причащении " , было опровергнуто современными исследователями архим. Никодимом (Скреттасом) и В. Контичелло: сличение текста греч. книг и испан. трактата показало, что, за исключением близости темы, ничего общего между указанными сочинениями нет . Прп. Афанасий Паросский в письме Панагиоту Паламе защищает труд Неофита (сведения об авторстве анонимного сочинения прп. Афанасий получил от некоего молдавского монаха, с которым встречался в Фессалонике). Основное внимание Афанасий уделяет проблеме анонимности, доказывая, что ничего противного истине в анонимном издании книг, направленных на защиту православной веры, когда таковое вынуждено теми или иными обстоятельствами, - нет. В 1786 году прп. Афанасию пришлось отвечать уже на критику деятеля греческого просвещения Сергия Макреоса , направленную против книги, изданной в 1783 году.

http://drevo-info.ru/articles/13679511.h...

Косвенным свидетельством этого явилось возникновение теплых родственных чувств между ним и его знаменитым племянником. Во всяком случае, ни об одном из своих родных Святитель Игнатий Брянчанинов не написал таких слов: «Сердце сердцу весть подает. Во время болезни приезжал ко мне дядя Иван Афанасьевич Брянчанинов, бывший прошлого года в Новоезерском и вам понравившийся, зашел разговор о вашем монастыре. Старик очень вас помнит, и как он вам, так и вы ему весьма пришлись по сердцу». К сожалению, потомство самого Ивана Афанасьевича по мужской линии иссякло уже в третьем поколении. Его старший сын Николай имел двух детей: дочь Ольгу (21 октября 1824 г. – 5 июня 1854 г.) и сына Николая (21 октября 1836 г. – 1876 г.) – последнего в этой линии Брянчаниновых. А второй сын, Афанасий Иванович, вообще в брак не вступал. Он жил помещиком, служил по выборам и в вологодском обществе запомнился тем, что в 1857–1860 гг., будучи почетным попечителем гимназии, настоял на введении там уроков танцевания, расходы за которые принял на себя. Также скоро прекратилась линия и сводного брата Афанасия Матвеевича, Федора Матвеевича Брянчанинова (1765 г. – около 1835 г.). Службу свою он начал 5 марта 1783 г. в том же Семеновском полку, где служил до него брат. С 1 января 1786 г. переведен капитаном в Апшеронский мушкетерский полк и 23 февраля 1787 г. уволен по болезни в чине секунд-майора. В 1783 г. он разменялся с братом поместьями и ему достаюсь сельцо Гарицы Ухарской волости Романовского уезда Ярославской губернии. С 1788 г. он был заседателем Ярославского суда и запомнился в ярославском обществе тем, что подал на Высочайшее имя записку о противоправных действиях гражданского губернатора А. М. Безобразова. С 1801 по 1805 гг. он служил в Комиссариатском штате, а затем снова по выборам от дворянства. При вступлении Наполеона в Россию, он вернулся в армию и участвовал в Бородинском сражении. Знавшие Федора Матвеевича современники отмечали его честность, благородство, великодушное отношение к своим крепостным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Архим. Кирилл (Кучеровский; 1770-1783), отставной военный капеллан, был столь же ревностен в хозяйственных делах, как и игум. Феофан (Жолтовский). От его времени сохранилось наибольшее количество хозяйственных книг, позволяющих подробно рассматривать деятельность игумена. Архим. Кирилл весьма экономно тратил монастырские средства и четко их фиксировал, успел построить каменные настоятельские и братские кельи с прекрасной отделкой и новой мебелью, поменял оконные рамы и окна во всех зданиях, достроил надвратную церковь с колокольней, установил там иконостас, возвел каменную ограду вокруг обители и проч. Он также завел в мон-ре кофепитие. Архим. Кирилл был решительным и строгим в управлении: монастырская тюрьма не пустовала, он применял побои к провинившимся, даже к гостям братии. В 1770 г., во время эпидемии чумы, по распоряжению светских властей в К. м. свозили зараженных; братию было приказано расселить по мон-рям, оставить лишь церковный причт и сторожей имущества. Архим. Кирилл и братия (47 чел.) всеми силами сопротивлялись этому распоряжению: никто не хотел оставаться рядом с зачумленными («как всякому жизнь милее всего»), боялись заражения всех помещений и собора. Киевский губернатор Ф. М. Воейков сообщил о ситуации в Синод; 18 окт. вышел указ о выполнении распоряжений светской власти. Насельников, вынужденных оставить К. м., др. мон-ри не принимали, и они разошлись по хуторам. В 1771 г. решили восстановить мон-рь, но началась новая волна эпидемии: из 20 тыс. населения Киева погибло 6 тыс. По указу Синода «за изображенное преступление» братию и архимандрита в неурожайные 1770-1771 гг. было приказано держать некоторое время на хлебе и воде, архимандриту на период карательного поста было запрещено носить наперсный крест, мантию и митру. Архим. Кирилл умер 10 февр. 1783 г. Его отпевали еп. Никодим и настоятели всех киевских монастырей, мн. приходские священники и братия К. м. По завещанию архим. Кирилла большая часть его средств жертвовалась на киевские обители для молитв за упокой души, а также родственникам (21 чел.) и кирилловской братии (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 1024. Д. 2691. Л. 2-5 об.). При последнем игумене К. м., Феодосии (1784-1786), в обители появилась больница, в которой работал дипломированный врач А. Салиман.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Санкт-Петербург. Троицкая Александро-Невская лавра. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Надвратная церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость В 1783 году архитектор И. Е. Старов разработал проект парадного въезда в монастырь, оформив его в виде круглой площади со стороны Невского проспекта. Границы монастырской территории архитектор подчеркнул зданием надвратной мансардной церкви и каменной полуциркульной оградой. В 1788-1789 гг. по проекту И. Е. Старова были построены два двухэтажных жилых здания (Невский проспект, 177, 190) и примыкающее к ограде с западной стороны площади одноэтажное здание богадельни, которые завершили ансамбль Александро-Невской площади. Строительство надвратной церкви велось под наблюдением архитектора М. Е. Мелентьева в течение 1784-1785 гг., отделочные работы - с осени 1785 года по весну 1786 года. Церковь была освящена 15 июля 1786 года во имя иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " . Указом духовной Консистории 1 июля 1800 года храм стал приходским для мастеровых людей, обслуживающих Лавру, и для петербургских хлебгых промышленников, арендовавших у монастыря хлебные амбары, буяны и пристани по Калашниковской набережной. В 1904 году в церкви во имя Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " указом Синода был открыт первый вне пределов Лифляндии латышский приход. В храме на латышском языке совершались богослужения и требы, а также имелась библиотека книг и периодических изданий. Латышский приход в Скорбященской церкви просуществовал до 1918 года. В 1930-е гг. в надвратном храме размещался районный совет Осоавиахима. После войны в помещении церкви, отреставрированной в 1949-1950 гг., разместилась дирекция Музея городской скульптуры. Скорбященскую церковь официально передали митрополии в апреле 1994 года. В сентябре 1997 года в левом флигеле церкви наместником Назарием была освящена часовня во имя иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " . Предстоит воссоздание внутреннего убранства церкви. В храме будут совершаться богослужения и венчания (в монастыре таинство брака не совершается).

http://sobory.ru/article/?object=05274

Луга. Собор Екатерины. Екатерининский собор Собор. Действует.   Престолы: Екатерины Александрийской Год постройки:1786. Адрес: Ленинградская область, Лужский район, Луга, Покровская ул. (Кирова), 54 Координаты: 58.736573, 29.850572 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Екатерининская церковь является первым храмом города. Она посвящена памяти св. великомученицы Екатерины Александрийской (305-323), небесной покровительницы Екатерины II, указом которой от 10 сентября 1779 года было повелено коллегии экономии " для построения псковского наместничества в новоназначенном городе Луге соборной церкви каменной отпустить по востребованию правящего должность генерал-губернатора генерал-поручика Сиверса 6 тысяч рублей полагая сей отпуск в два года с начала 1780 года " . К сожалению, проект и смета этой первоначальной церкви пока не обнаружены. Судя по срокам финансирования, строительство церкви должно было завершиться в 1781 году. Этого не произошло, возможно, из-за перевода Лужского уезда в состав Санкт-Петербургской губернии. Вопрос о строительстве церкви в Луге был поднят заново. Вначале решено было строить здесь деревянный храм. " Санкт-Петербургские ведомости " от 30 сентября 1782 года опубликовали приглашение к торгам на постройку в Луге деревянной церкви, но уже в номерах от 22 и 23 декабря того же года они печатают о торгах на постройку в Луге каменной церкви. В январе 1783 года был издан очередной указ Екатерины II о строительстве церкви в Луге: “…на строение в городах здешней губернии Луге и Вытегре каменных соборных церквей потребную сумму 23900 рублей... отпустить из Кабинета в Санкт-Петербургскую казенную палату в течение нынешнего и будущего 1784-го года”. Возведение церкви завершилось в 1786 году при митрополите Санкт-Петербургском и Новгородском Гаврииле (Петрове), однако сведений о её освящении не обнаружено. Не обнаружены также проект и фамилия архитектора. История с основанием Екатерининской церкви становится ещё более загадочной, в связи с сообщением в историко-географическом очерке К. Случевского, известного лирического поэта конца XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=00843

После прихода к власти большевиков здание церкви отошло к различным нецерковных организациям и было сильно повреждено в процессе эксплуатации. В 1940 году Благовещенская церковь полностью отошла в ведение Государственного Музея городской скульптуры и после ремонта открыта для посетителей с 1950 года. До настоящего времени церковь не принадлежит Александро-Невской лавре, за возвращение храма проводят молитвенные прошения. Надвратный храм иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радость» В 1783 году архитектор И.Е. Старов разработал проект парадного въезда в монастырь, оформив его в виде круглой площади со стороны Невского проспекта. Границы монастырской территории архитектор подчеркнул зданием надвратной мансардной церкви и каменной полуциркульной оградой. В 1788-1789 гг. по проекту И.Е. Старова были построены два двухэтажных жилых здания (Невский проспект, 177, 190) и примыкающее к ограде с западной стороны площади одноэтажное здание богадельни, которые завершили ансамбль Александро-Невской площади. Строительство надвратной церкви велось под наблюдением архитектора М.Е. Мелентьева в течение 1784-1785 гг., отделочные работы – с осени 1785 года по весну 1786 года. Церковь была освящена 15 июля 1786 года во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Указом духовной Консистории 1 июля 1800 года храм стал приходским для мастеровых людей, обслуживающих Лавру, и для петербургских хлебных промышленников, арендовавших у монастыря хлебные амбары, буяны и пристани по Калашниковской набережной. В 1904 году в церкви во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» указом Синода был открыт первый вне пределов Лифляндии латышский приход. В храме на латышском языке совершались богослужения и требы, а также имелась библиотека книг и периодических изданий. Латышский приход в Скорбященской церкви просуществовал до 1918 года. В 1930-е гг. в надвратном храме размещался районный совет Осоавиахима. После войны в помещении церкви, отреставрированной в 1949-1950 гг., разместилась дирекция Музея городской скульптуры.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

Здание Сакристии, завершенное к 10 июня 1784 г., включает Общую сакристию (в центре), фланкированную симметрично с востока и запада сакристиями Каноников и Бенефициариев. Для архитектуры ансамбля предпочли стиль позднего рим. барокко ради согласованности с обликом базилики, хотя уже при возведении подобный выбор, как и чрезмерная стоимость строительства, подверглись критике. С юга здание связано с дворцом Каноников (Domus Sanctae Marthae), из собора в него ведут 2 перехода. Первый начинается от капеллы Хора и выходит к сакристии Каноников. Второй ведет от надгробия папы Пия VIII в капелле Клементина к сакристии Бенефициариев; в его начале размещена созданная из неск. пород мрамора статуя ап. Андрея (1570, Н. Лонги да Виджу), в базилике она находилась под киворием над алтарем ап. Андрея и после всех перемещений ок. 1786 г. была водружена на постамент; здесь же в 1928 г. установили плиту из каррарского мрамора с именами 148 погребенных в соборе понтификов. Переходы соединены поперечной галереей, в к-рую со двора Браски поднимается 2-маршевая парадная лестница со статуей папы Римского Пия VI (1784-1786, А. Пенна) на верхней площадке (львы с папским гербом над нишей - работа Ф. Францони). Общая сакристия имеет нетипичную для ризницы форму октагона в память о разобранной ротондальной ц. ап. Андрея. Ее 8-гранный купол (гризайлевые кессоны расписаны В. и Дж. Анджелони) прорезан у основания окнами с тимпанами (лепнина Дж. А. Руска) со световым фонарем. Поддерживающие архитравы над 4 входами 8 колонн из античного мрамора происходят из виллы Адриана в Тиволи, а их капители - с колокольни собора (архит. Бернини, разобрана в 1646). Полихромная отделка зала была избрана Пием VI (на полу выложен родовой герб понтифика, 1783, последнее поновление в 1936). Над посвященным Св. Дарам алтарем с 1896 г. находится мозаичная копия «Положения во гроб» Караваджо (1806-1809, реставрация 1821, оригинал ок. 1604, Пинакотека Ватикана). В прилегающем к Общей сакристии Зале капитула находятся статуя ап. Петра (1463, Мино да Фьезоле, 1565, Лонги ди Виджу, 1784, неизв. мастер) и полотна, написанные А. Сакки в 1633-1634 и ок. 1640 г. для капелл, расположенных на уровне Гротов под пилонами в центральной части собора; полотно «Чудо св. Григория Великого» (1625-1627) для алтаря свт. Григория Великого в капелле Клементина, позднее замененное мозаичной копией (ранее здесь хранился Полиптих Стефански (ныне - в Пинакотеке Ватикана)).

http://pravenc.ru/text/2580436.html

В 1779 году учреждена была в Троицком монастыре Олонецкая Духовная семинария, которая состояла из следующих 5 классов: фары, инфимы, синтаксимы, пиитики и риторики. Желавшие же изучать философию, посылались в Архангельскую семинарию, которая, таким образом, составляла тогда для Олонецкой семинарии нечто в роде Академии. На обзаведение и содержание семинарии указано было отпускать по 2000 р. асс. в год. При архимандрите Варлааме с 1780–1781 г. в Свирском монастыре было два епископа: Виктор (Онисимов) из архимандритов Юрьевских, в 1783 г. переведенный в Владимир на Клязьму и Амвросий (Серебрянников) из архимандритов Новгородского Антониева монастыря и ректоров семинарии, в 1786 г. переведенный в Екатеринославль. В 1786 г. Олонецкая епархия была закрыта и приписана к Архангельской, куда переведена была и семинария. Итак, местопребывание Олонецких епископов в Троицком монастыре продолжалось 22 года, а Олонецкая семинария помещалась здесь всего около 7-ми лет. Для истории собственно Свирского монастыря пребывание епископов осталось почти бесследным. Епископ Иоанникий снял с Троицкого собора 4 главы и одну главу над алтарем, так как, по его мнению, главы эти отягощали своды храма; по его же приказанию срыта была мельница, на ручье, под стенами монастыря, которая первоначально построена была самим Преподобным. В 1785 году в монастыре, от неизвестной причины, был пожар, истребивший главный деревянный монастырский корпус. Императрица Екатерина Великая пожаловала на постройку нового каменного корпуса 400 руб. асс.; корпус этот окончен был постройкою в 1791 году, при архимандрите Парфении. Кроме того, Парфений построил каменную часовню над святым колодцем, вырытым преподобным Александром, а деревянный крест стоявший при колодце, сделанный тоже самим Преподобным, поставлен был в деревянной часовне, при большой дороге у Троицкого монастыря. Эта часовня существует и доныне. В 1793 году в Архангельске был страшный пожар, истребивший почти весь город. Церкви сгорели и даже колокола растопились.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010