Из-за этого политика властей была противоречивой: гонения сменялись периодами, когда должностные лица игнорировали существование христ. общин и деятельность миссионеров-иностранцев. Как правило, кит. власти не делали различий между христианами и членами тайных сект религиозно-мистической направленности. В народе господствовали недоверие и враждебность к миссионерам, распространялись слухи о магических обрядах, которые якобы совершали христиане, о похищениях ими детей и т. д. Во время гонений христиан подвергали пыткам: от них требовали сознаться в шпионаже, подрывной деятельности, безнравственном поведении. Из Японии был заимствован обычай заставлять арестованных христиан попирать ногами кресты и священные изображения, подписывать отречение от веры. Павильон в комплексе Летнего дворца (Юаньминъюань) близ Пекина. Гравюра. 1783–1786 гг. Павильон в комплексе Летнего дворца (Юаньминъюань) близ Пекина. Гравюра. 1783–1786 гг. Повсеместные преследования христиан начались весной 1746 г., когда в пров. Шаньси был схвачен францисканец Джованни Баттиста да Бормио. По имп. указу от 2 авг. 1746 г. следовало разыскать и выслать миссионеров, нелегально проживавших в К. Они скрывались в Пекине или бежали в Макао: из 44 христ. проповедников в провинциях остались 16 иезуитов и францисканцев, в пров. Сычуань - только пресв. Андрей Ли. Летом 1746 г. по указанию наместника Чжоу Сюэцзяня были арестованы еп. Пере Санс-и-Жорда, апостольский викарий Фуцзяни (1732-1747; канонизирован Римско-католической Церковью в 2000), и 4 доминиканца, которых приговорили к смерти по ряду обвинений (в т. ч. в создании тайных об-в с целью поднять мятеж). 11 авг. 1746 г. был издан имп. указ, в соответствии с которым наместникам провинций надлежало разыскивать и предавать суду членов христ. общин, поскольку их деятельность подрывала устои кит. общества. В 1748 г. в г. Сучжоу (пров. Цзянсу) по обвинению в незаконном проникновении в страну, пропаганде запрещенной религии и подготовке мятежа казнили иезуитов Тристано Франческо д " Аттимиса и Антониу Жузе Энрикиша.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Вашего Благородия, Милостивого Государя моего, покорнейший слуга Петр Папчинский. Его благородию Пугачевскому 22 апреля 1786 года. (Связка 58, дело 64 –«прошение, Екатеринославского уезда слободы Половицы, поселянина Каплуна о причиненных ему секретарем Папчинским обидах, на 12 листах, апреля 3 дня 1786 года»). V. Яков и Иван Шияны Бывшие запорожцы, братья Яков и Иван Шияны известны, как ктиторы Никопольской Свято-Покровской церкви. Деятельность их, на пользу церкви и населения Никополя, была настолько значительна, что о ней сохранилось, говоря относительно, много сведений. В исторической литературе встречаются указания на то, что сделано этими братьями: они поставили в церкви новый иконостас (в 1782 г.), устроили горнее место, жертвенник и рукомойник (в 1783 г.), пожертвовали колокол в 45 пудов и 15 фунтов (в 1790 г.). Признательное население Никополя увековечило память своих рачительных ктиторов, как только возможно было сделать это по понятиям того времени: надписями на иконостасе и на внутренней стороне восточной алтарной стены, и помещенными в самом иконостасе их портретами. В старой, ныне несуществующей, церкви на иконостасе была такая надпись: «1782 года сентября 20 сей иконостас здешними ктиторами Яковом и Иваном Шиянами собственными их, а не иным другим коштом, написан живописным искусством и за весь живописцу от них заплачено 800 руб.». В алтаре над горним местом была следующая надпись: «1783 года сентября 28 дня сие горнее седалище, жертвенник и рукомойник сооружены, как слесарного, так и живописным искусством собственными трудами здешни(х) ктиторов Иакова и Ивана Шиянов в честь церкви, себе же во спасение; обновлено 1856 г.». Портреты братьев-ктиторов (почти в натуральную величину) были помещены в церкви, в самом иконостасе – один с правой стороны, другой с левой. Под портретом старшего брата Якова помещена надпись такого содержания: «сей портрет снято с ктитора Иакова Шияна и поставлен здесь при том месте, где труды его всему обществу на иконостасе видны 1784 года января 9 числа».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Bednov...

Думать же, как некоторые действительно и полагают 81 , что книги 1783 г. и Пуфендорфова 1726 г. – одно и тоже сочинение, лишь только при Екатерине II-й переизданное (хотя-бы и с поправками и вообще изменениями), нельзя. Чтоб убедиться в этом, достаточно сличить между собою сравниваемые книги хотя бы бегло. Одна (1726 г.) – философского склада и ученого вообще характера, а другая (1783 г.) назначена для «народных городских училищ»; одна издана по «благословению Святейшего Синода», а другая признана «изложенною по философским началам, всегда слабым»... 82 Книга Пуфендорфа в два раза больше книги 1783 г. (в первой 537 стр., во второй – по изданию 1786 г. – 250). В сочинении первом две части или «книги»: в одной 17 глав, в другой 18. Общее содержание первой части или книги таково: «что есть должность..., о совести..., свободе..., о вменении» (глава 1) 83 ; «о правиле действий человеческих или о законе общем и о правде» (гл. 2); «о законе естественном» (гл. 3); «о должности человека к Богу или о Богопочитании естественном» (гл. 4), «о должности человека к себе самому» (гл. 5), «о должности всякого ко всем и первые еже не обидити других» (гл. 6), «о должности всякого ко всем, и второе – о познании естественного равенства между человеки» (гл. 7), «о должностях всякого ко всем, и третье – о творении взаимных человекоприятных должностей» (гл. 8), «о должностях договаривающихся, то есть, согласующих между собою, на собственных некиих положенных правах или договорах (пактах)» (гл. 9), «о должности разглагольствующих, то есть, речь между собою имущих» (гл. 10), «о должности присягающих» (гл. 11), « о должности в притяжании владения над вещми или о должности в приобретении господствования на вещех» (гл. 12), «о должностех, которые от владения вещей чрез себя происходят, в первых – о правильном владетеле» (гл. 13). «о цене» (гл. 14), «о контрактах, которые цену вещей предлагают, и о должностях, оттуду происходящих» (гл. 15), «о способах, когда разрешаема бывают обязательства, из договоров происходящая» (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

30 дек. 1783 г. К. приобрел собственный дом в Кёнигсберге на Принцессинненштрассе, в к-рый он окончательно переселился к лету 1784 г. и в к-ром жил до конца своих дней. После прекращения преподавательской деятельности летом 1796 г. К. оставался в штате ун-та до 1801 г. За 41 год преподавания в Кёнигсбергском ун-те (с 1755 по 1796) К. прочел 268 курсов лекций по логике, метафизике, этике, антропологии, праву, педагогике, естественной теологии, физической географии, теоретической физике, математике, механике и др. предметам, что само по себе свидетельствует об энциклопедическом характере его воззрений. К. дважды (в 1786 и 1788) был избран ректором Кёнигсбергского ун-та; он был принят в члены ряда европ. академий наук: Берлинской (1786), С.-Петербургской (1794), Сиенской (1798). В последние годы жизни К., несмотря на болезни и общий упадок сил, писал сочинение под предполагаемым названием «О переходе от метафизических начал естествознания к физике», рукопись которого была издана впосл. под условным названием «Посмертное сочинение» (Opus postumum) в 21-м и 22-м томах AA (перевод отрывков на рус. язык см.: Из рукописного наследия. 2000. С. 321-588). К. скончался в 11 ч. утра 12 февр. 1804 г. Он был похоронен 28 февр. 1804 г. в торжественной обстановке, в присутствии офиц. лиц, представителей профессорско-преподавательской корпорации, студентов и мн. жителей Кёнигсберга, пришедших отдать дань уважения знаменитому земляку. Философское учение К. Система философии Эпоха К. оставила неизгладимый отпечаток на его религ. воззрениях и философском учении. Вместе с тем философия К., несмотря на влияния, испытанные им со стороны различных направлений античной и новоевроп. философии и ее отдельных представителей ( Платона , Аристотеля , Лейбница, Дж. Локка , Спинозы, Руссо, Юма и др.), является самостоятельным творением великого мыслителя. Уже в XIX в. в философии нередко звучали утверждения, что К. преодолел противоречия между рационализмом и эмпиризмом, что после К. представляется невозможным возвращение к докантовской теории познания и метафизике, что кантовское учение о свободе человека является краеугольным камнем мн. нравственных и правовых теорий.

http://pravenc.ru/text/1470269.html

В 1779 г. Б. вернулся в С.-Петербург и был назначен капельмейстером Капеллы. В 1783 г. его пригласили на должность главного капельмейстера «малого двора» наследника престола Павла Петровича. Для павловского любительского театра Б. написал 3 оперы на франц. языке: «La fête du seigneur» (Празднество сеньора; 1786, Павловск), «Le faucon» (Сокол; 1786, Гатчина), «Le fils rivel, ou La modern Stratonice» (Сын соперник, или Новая Стратоника; 1787, Павловск). Занимаясь музицированием с имп. Марией Феодоровной, Б. создал много инструментальных сочинений: пьесы, сонаты и ансамбли для клавесина, произведения для оркестра, романсы и песни. Главной областью творчества Б. по возвращении на родину стала духовная музыка, его первая «Херувимская песнь» была написана ок. 1782 г. (изд: СПб., 1782), последняя - в дек. 1811 г. 80-90-е гг. XVIII в. в творчестве Б. были самыми плодотворными. Практически все хоровые концерты, из к-рых в наст. время известно ок. 100 (включая «Хвалебные песни»), были созданы до появления в 1797 г. указа имп. Павла I о запрещении исполнять на службе концерты, но почти половина из них утеряна. При жизни автора и при его содействии было подготовлено к изданию 35 однохорных и 10 двухорных концертов (изд. автора, 1815-1818), к-рые подверглись значительной авторской переработке. В 80-х гг. XIX в. в издании, предпринятом П. И. Юргенсоном , ряд исправлений был сделан П. И. Чайковским . В наст. время можно восстановить лишь ок. 10 концертов Б., не изданных Капеллой. Последний период творчества (с кон. 90-х гг. XVIII в.) был почти всецело связан с работой в Капелле, сочинением и изданием церковной музыки. С 1796 г. Б. занимал должность директора вокальной музыки и управляющего хором, к-рая фактически являлась должностью директора Капеллы, но офиц. назначение на пост директора произошло в 1801 г. В 1796 г. Б. получил чин коллежского советника. В те же годы он - активный участник кружка Н. А. Львова , объединившего просвещенных деятелей лит-ры и искусства (Г. Р. Державина , М. М. Хераскова , Д. Г. Левицкого и др.), знаток живописи и собиратель картин (судьба его коллекции неясна). В 1806 г. Б. стал действительным статским советником, в 1815 г.- членом С.-Петербургского филармонического об-ва. С 1816 г. Б. исполнял обязанности цензора духовной музыки.

http://pravenc.ru/text/153235.html

Иннокентий Дубравицкий, из учителей Новгородской семинарии, в 1783 г. взят на класс риторики; но через два года опять переведен в Новгород, пострижен в монашество и сделан префектом семинарии. Епифаний (Елпидифор) Легонин, обучался в Новгородской семинарии и с 1774 г. в Московской академии, где с 1783 г. сам был учителем латинского класса; в 1784 г. вытребован в здешнюю семинарию на класс риторики; в 1786 г. пострижен в монашество; в 1788 определен префектом семинарии. Воспитанники Число их, прием, выпуск из семинарии и последующая судьба Число воспитанников семинарии в разные времена было не одинаково: в 1735 г.–35 человек; в 1739 г.–88; в 1741 г.– 108; в 1744 г.–74: в том числе в богословском классе 10, в философском 6, в риторическом 19, в пиитическом 18, в грамматическом 21; в 1762 г.–73, именно–в богословском классе 7, в философском 8, в риторическом 13, в пиитическом 12, в грамматическом 14, в фаре 20. В этот счет входят 1) дети священно- и церковнослужителей здешней епархии, 2) разночинцев и монастырских служителей, 3) временно обучавшиеся здесь Новгородские и 4) Псковские семинаристы. 1) Число первых с 1736 года становится значительнее числа служительских детей. С наступлением каждого приемного срока в семинарии, консистория окружным указом предписывала всем закащикам и духовным правлениям, чтобы они высылали в школу священнических, дьяконских и церковнических мужского пола детей своего округа с семилетнего возраста и выше. Однако же до позднего времени сохранялся обычай, что священники городских и сельских приходов, обучив сыновей грамоте, оставляли их пономарями при тех же церквах, где сами находились; а дьяконы и дьячки, надеясь скорее иметь в детях помощников своему хозяйству, выключали их, еще смолоду, из духовного звания и определяли в крестьянство. 2) Из детей разночинцев и монастырских служителей не многие оканчивали полный курс, но большей частью выходили из низших классов обучившись чтению, письму и арифметике в такой степени, какая необходима для писца в присутственном месте, управителя в небольшом имении и купеческого приказчика в торговых заведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

81 См., напр., «Собрание мнений и отзывов Филарета, митропол. московского и коломенск., по учебным и церковно-государств. вопросам (изд. под редакциею преосвящ. Саввы, архиеп. тверского и кашинского)», т. II, Спб. 1885 г., стран. 1, примеч. 2, где сочинение, изд. при Екатерине II, отождествляется с Пуфендорфовым, лишь только «переведенным» и «исправленным»... Чит. также С. К. Смирнова ор. cit,: «Ист. моск, сл. гр. л. Акад.».стр.301. 83 Сравн. содержание первой части книге: о. Иак. Воскресенского (выше) и о. Иак. Арсеньева(выше). 85 См. цит;. сочни. Фалькенберга: стр. 260–261. У Luthardta op.cit., S. 353–354. У Брокгауза – Ефрона «Энциклоп. Словарь» (50-й полут. Спб. 1898 г., стр. 818–819); См. и у друг. 88 Ее признает автором Шишков («адмирал, управлявший министерством народного просвещения»: см. цитов. «Собрание мнений и отзывов»...: стр. 330), о чем см., напр., у И. А. Чистовича: цит. соч. стран. 89 (см. также у А. С. Родосского в «Описании книги гражданской печати XVIII-ro столетия, хранящихся в библиотеке Спб. Д. Академии», Спб. 1899 г., стр. 279). – Нельзя игнорировать того, что, напр.;на стр. 82-й говорится (в изд. 1786 г.) об Екатерине VI-й в третьем лиц... 90 Историю этой книги чит.:в цитов. «Собр. мнений и отзывов»...; стр. 330–335, 1–3; у И. А. Чистовича. стр. 88–89, у А. С. Родосского, стр. 280 и у друг. 91 Справедливо по этому поводу замечает митроп. моск. Филарет: «каким должностям научится ученик из... пристойного и непристойного выворачивания ноги?» («Собрание мнений»..., стр. 335). 92 Ради легчайшего усвоения предметов и мыслей книги в ней всюду под строкой помещены вопросы для учащихся, принаровленные к раскрываемым в ней положениям. 93 В целях придания книге христианского отпечатка в ней в некоторых местах введены библейские тексты, но введены внешне обыкновенно... 94 Интересен разбор книги 1783 г., предложенный митр. Московским Филаретом. «Философские начала» её, говорит он, «всегда слабы, в сравнении с началами, которые полагает христианская религия... Книга одобрена для училищ в 1783 г... из господствовавшего тогда предразсудка. Самоназванная философия оглушала тогда Европу шумом своего имени, и везде старалась поставить себя на место христианства... Обязаны ли мы, для приобритения доброй совести, верить во Христа..., в бытие и провидение Божие? Сия книга... не говорит..., пропускает в сем важном месте все христианство и всякую религию». Но «тут же учит, что для приобритения доброй совести мы обязаны знать правила хозяйства!... Кто к другим столь добросердечен, что и о своем благосостоянии забывает, тот поступает неразсудно – вот... статья... вредная» (ср. «Иоан. XV, 13»)... «Надлежало» автору выразиться как раз наоборот и проч. (см. «Собран. мнений»...: стр. 332, 333, 334 и др., т. е., 336, 2; сравн. 330–331, 1, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Для того вашему превосходительству сим представляя, покорнейше прошу о возврате всего того заграбленного у меня им, Папчинским, самоуправно движимого и недвижимого имения по-прежнему в собственное мое покорыстование, дабы я не оставался в напрасной обиде, и не имел бы дальнейших волокит и убытков, кому следует, не оставить предписать и о том учинить милостивое рассмотрение, с вышеописанных же данных мне на свободное и беспрепятственное тем моим хутором и лесным боерачком владение от продавца майора Качалова расписка и от общества свидетельство при сем вашему превосходительству на благоусмотрение подношу. К сему доношению, вместо вышеописанного полково(го) есаула Игната Каплуна, неграмотного, по его прошению, руку приложил прапорщик Иван Кирилов. Март 1786 года. 2. 1783 года, июня 9. Копия расписки, данной премьер-майором Яковом Качаловым полковому есаулу Игнату Каплуну в подтверждение того, что последний купил хутор у первого (Копия с подлинного). 1783 года июня 9 д., я ниже подписавшийся, бывший мой зимовник, обращенный затем в хутор, состоящий в округе Койдацкой при речке Сухой Суре, по течению ее с левой стороны, состроенный об одной хате и другой землянки, и рубленной каморой, равно и распложенным, мной собственным своим трудом, лесным боерачком с имеющимися в нем родючими, берестовыми и чернокленовыми, до немалого количества, деревьями, с доброй своей воли, прошлого 781 года в ноябре м-це продал, живущему в той же округе, полковому есаулу Игнату Каплуну ценой за тридцать пять рублей, с таковым условием, чтоб он, так как на принадлежащей к Новому Койдаку земле оный хутор с распложенными мной при нем, как вышеописанно, плодовитыми и другими деревьями состоит, по добровольному согласию с Новокодацким обществом владел свободно. На подлинном тако: премьер-майор Яков Качалов, a вместо его неграмотного, по его прошению, отставной полковой есаул Григорий Красовский руку приложил. 3. Свидетельство Новокодацкого общества о том, что полковой есаул Игнат Каплун действительно купил хутор у премьер-майора Якова Качалова

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Bednov...

Смирнов Никита Алексеевич сын священника села Малого Алексина (владимир. губ.), брат архиепископа Мефодия. Принят в семинарию в 1772 г. По окончании курса поступил на место отца. Известен сочинением: история о достопамятном Флорентийском соборе, собранная из достоверных писателей, а особливо из Сильвестра Сиропула (Спб. 1805). Снегирев Михаил Матвеевич. александровой слободы священников сын. Родился в 1760 г. Поступил учиться в семинарию Троицкую в февраль 1770 г. В 1783 г. из богословского класса перешел в московский университет. В 1786 г. произведен в магистры философии и свободных наук и определен учителем университетской гимназии В 1796 г. экстраординарный профессор философии с университета, в 1810 ордин. профессор церковной истории, в 1817 профессор прав. Скончался в 1820 г. в чине статского советника. О ученых трудах его в словаре Шевырева. Соколов Никита Петрович, вдадимирского уезда, села Крутца пономарев сын. Поступил учиться в Троицкую семинарию 17 апреля 1759 года. В 1767 году быд студентом философии и в ведомостях рекомендован по философии: «обучается весьма благонадежно, по еврейски похвально, по немецки преизрядно, по французски очень благоуспешно». В этом году послан в академию наук. По окончаиии курса в академической гимназии отправлен с Палласом в ученое путешествие для описания России. По возвращении академия наук отправила его в Страсбург где он получил степень доктора медицины. В 1783 г. произведен в адъюнкты академии наук, а в 1787 г. в звание ординарного академика по химии. В 1792 г. в следствие расстроенного здоровья оставил труды при академии и переселился в Калугу, потом в Москву, где скончался в 1795 году. Из трудов его напечатаны: начальные основания химии Еркслебена (перевод, с немец. Спб. 1788.); естественная история Бюффона , которую переводил он вместе с другими 8-ю сотрудниками (10 частей. Спб. 1789); в актах академии напечатаны некоторые из его сочинений на латинском языке; на руском же: о пользе и употреблении можжевельника, о деле молочного сахара, описание приисков земляного угля в калужском наместничестве и о смертности в Калуге.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛОС (Байбаков Андрей Дмитриевич; 1737 г., с. Зметаево (Зметнево?) Черниговского полка - 14.05.1801, Архангельск), еп. Архангельский и Холмогорский. В 1757-1767 гг. учился в московской Славяно-греко-латинской академии , с 9 февр. 1768 г. по 26 марта 1770 г.- на философском фак-те Московского ун-та. С 1770 г. работал корректором при университетской типографии, с 1772 г.- учителем поэзии в Славяно-греко-латинской академии. В 1774 г. пострижен в монашество, переведен в класс пиитики и риторики академии и назначен катехизатором. С апр. 1775 г. ректор Троицкой ДС, в 1782-1783 гг. исполнял обязанности наместника ТСЛ. По благословению архиеп. Московского Платона (Левшина) в 1778 г. А. разделил в академии курс пиитики и риторики на 2 отдельных курса, в преподавании поэтики особое внимание уделял практике стихотворства. 17 дек. 1783 г. возведен в сан архимандрита Заиконоспасского мон-ря и назначен ректором академии, организовывал академические богословские диспуты, активно в них участвовал. В дек. 1785 г. вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди. С 1786 г. настоятель Новоиерусалимского мон-ря , составил записку о памятниках мон-ря, в том же году избран членом Российской академии. 5 июня 1788 г. А. был хиротонисан во епископа Орловского и Севского, 26 окт. 1798 г. переведен на Архангельскую и Олонецкую кафедру (с 1799 Архангельская и Холмогорская). Погребен в холмогорском Преображенском соборе. Аполлос (Байбаков), еп. Архангельский Аполлос (Байбаков), еп. Архангельский А.- автор многочисленных переводных и оригинальных гомилетических, богословских, экзегетических, филологических трудов, а также назидательных романов и повестей. Принадлежал к кругу просвещенного духовенства, к-рое в борьбе с деистическим и антиклерикальным движением подкрепляло истины правосл. вероучения философскими и логическими обоснованиями. Опираясь на вольфианскую телеологию (см. Х. Вольф ), А.

http://pravenc.ru/text/75690.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010