Впрочем, в следующем 1783 г., и императрица Екатерина повелевала не умножать мечетей без нужды. На донесение генерал-поручика Каменского, от 30 декабря, было отвечено 28 января 1783 г. следующее: 1) что касается до свободы подданным нашим закона магометанского строить в селениях их мечети, где прежде оные были, и где они по числу людей необходимо нужны, також наблюдения, дабы те мечети без надобности в тягость их собственную умножаемы не были, в том поступать по прежним законам (второй пункт следует о избрании ахунов) 51 . Но не желая умножать мечети в одних местах, Екатерина II особенно старалась об устройстве мечетей, школ и караван-сараев среди киргизов. В 1784 г. 2 мая она подтверждала прежнее повеление о скорейшем окончании мечетей для народов магометанского закона, позволяя, ежели еще где-либо оные построить нужно, ей (Екатерине II) представить 52 . Сентября 4 дня 1785 г. она писала барону Игельстрому: „видев из донесения вашего от 6 августа, что построенные для подданных наших магометанского закона мечети в крепости Троицкой и в Оренбурге открыты, не сомневаемся, что таковое сооружение мест публичной молитвы привлечет и прочих в близости кочующих или обитающих к границам нашим; сие и может послужить со временем способом к воздержанно их от своевольств лучше всяких строгих мер. Вследствие того нужно есть 1) при помянутых мечетях построить татарские школы по примеру казанских и тут же завести караван-сараи или гостиные дворы каменные для выгоды торгующих магометан; 2) мечети обвести каменным забором, осведомляясь от татар, как то пристойнее по их обычаю; 8) где же вновь следует построить мечети и особливо в таких местах, кои удобнее других посещаемы быть могут, стараться оные так расположить, чтобы хотя и до 1500 человек в них вместиться могло, считая напр. пространство их до 20 и до 25 сажен; о людях потребных для татарских школ, не оставьте снестися с нашим генералом и казанским генерал-губернатором, князем Мещерским 53 . В следующем, 1786 г. Екатерина II, говоря о необходимости разделения степи для киргизов на три части, снова упоминала о полезности и необходимости мечетей, школ и гостиных дворов для главнейших киргизских родов 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

В 1778 г. на территории губерний было распространено действие «Учреждения для управления губерний Российской империи». Были созданы органы городского самоуправления, ратуши и магистраты, в к-рые избирались представители купечества и мещанства. Евр. население, как городское, так и сельское, было приписано к городским кагалам и позднее (1783) вошло в разряд мещан (доход до 500 р. в год), плативших подушную подать. 7 янв. 1780 г. Екатерина II в ответ на прошение богатых евр. торговцев подписала указ, разрешавший им записываться в купеческое сословие, через год правительство еще раз подтвердило, что все купцы независимо от происхождения должны платить один и тот же налог с капитала (вместо подушной подати). Евреи получили полные сословные права, в т. ч. право избирать и быть избранными в органы городского самоуправления, Россия т. о. стала 1-м гос-вом в Европе, предоставившим избирательные права евреям. При Екатерине II из офиц. документов исчез термин «жид», вместо к-рого стало использоваться слово «еврей». В 1783 г. евреям, на основании того что они были записаны в мещанское и купеческое сословие, было приказано покинуть села и переселиться в города. Кроме того, власти запретили помещикам передавать винокуренные промыслы купцам и мещанам, жившим на их землях, в их число попали и евреи. В 1785 г. была опубликована «Грамота на права и выгоды городам Российской империи», в к-рой все жители городов были разделены на 6 разрядов, избиравших шестигласную думу. Хотя по закону евреи могли входить во все 6 разрядов и участвовать в выборах, на местах их права пытались ограничивать. Представители кагалов отправили делегацию в столицу, и 21 янв. 1786 г. Сенат издал указ, разрешавший временно евреям жить в сельской местности и брать на откуп у помещиков винокуренный промысел и шинкарство. В указе также подтверждались избирательные права евреев и допускалась возможность использовать евр. язык для разбора дел между евреями в общих судах. Дела, касавшиеся религ. вопросов и евр. духовенства, оставались в исключительной компетенции евр. судов. Кагалы имели право взимать подушные подати и т. н. коробочный сбор (деньги на общественные нужды).

http://pravenc.ru/text/1237763.html

В этот период К. познакомился с представителями орг-ции частных баптистов - Дж. Райлендом, Дж. Сатклиффом и Э. Фуллером, и по их предложению начал проповедовать в церкви в дер. Эрлс-Бартон в каждое 2-е воскресенье месяца. 5 окт. 1783 г. К. был крещен Райлендом и стал членом баптист. общины. Через 2 года он уже был пастором в местной баптист. церкви. В этот период К. познакомился с книгами, к-рые оказали влияние на всю его дальнейшую жизнь: «Путешествия капитана Кука (Журналы капитана Кука)» и «Жизнь Дэвида Брейнерда» Дж. Эдвардса, и задумался о необходимости пропаганды Евангелия по всему миру. Джон Элиот (1604-1690), миссионер-пуританин, работавший в Нов. Англии, и Д. Брейнерд (1718-1747), проповедовавший индейцам Массачусетса, стали для него примером. Друг К., Эндрю Фуллер, написал в 1781 г. памфлет «The Gospel Worthy of All Acceptation», направленный против распространенной среди кальвинистов т. зр., согласно к-рой Бог благодаря своему суверенному волеизъявлению способен оказать милость падшим язычникам вне зависимости от того, знают они о Христе и Евангелии или нет. В 1786 г., на ежегодной конвенции баптистских служителей, К. выступил с речью о том, что проповедь Евангелия по всему миру является долгом всех христиан. В ответ на это заявление один из старших служителей Джон Коллет Райленд ответил: «Сядьте, молодой человек. Когда Господь пожелает обратить язычников, он сделает это и без вашей, и без моей помощи». В 1789 г. К. стал пастором на полном жаловании в баптитст. ц. Харви-Лейн в Лестере. В мае 1792 г. на ежегодном собрании Баптистской ассоциации К. произнес проповедь в защиту миссионерской деятельности и, комментируя цитату из Свящ. Писания (Ис 54. 2-3), произнес фразу, к-рая впосл. стала широко известной и часто цитируемой: «Ждите великих дел от Бога, пытайтесь делать великие дела для Бога!». В 1792 г. он опубликовал работу «Исследование вопроса об обязанности христиан использовать все средства для обращения язычников…» (An Enquirey into the Obligation of Christians to Use Means for the Conversion of Heathens), в к-рой писал о необходимости отправлять миссии в дальние страны. Книга состоит из 5 частей. В 1-й на основе цитаты из Евангелия от Матфея (Мф 28. 18) было дано теологическое обоснование миссионерской активности, во 2-й части приведена история миссионерской деятельности со времен первых христиан. В 3-й части К. собрал данные о природных условиях, быте и религ. верованиях населения разных стран, 4-я часть содержит ответы на возможные возражения противников миссионерской деятельности, предостерегающих об опасностях жизни среди язычников и трудностях изучения вост. языков. В последней части К. писал о необходимости создать Баптистское миссионерское об-во и предлагал практические меры по поддержанию деятельности миссионеров.

http://pravenc.ru/text/2462381.html

Гавриил, митрополит Кишиневский и Хотинский (Бакулеско-Бодони Григорий Григорьевич) Родился в 1746 году в г. Быстрице в Трансильвании. Происходил из древней почетной молдавской фамилии, по национальности – румын. Отец его был дворянином. Первоначальное образование Григорий получил в Быстрицком училище, затем в Седмиградской нормальной школе, где изучил латинский и славянский языки. Для усовершенствования образования он посетил училища разных венгерских городов. В 1771 году Григорий поступил в Киевскую духовную академию, где в течение двух лет изучил богословские науки. Получив образование, он снова отправился в Молдавию, чтобы послужить своему народу. Но чувствуя недостаточное знание греческого языка, который был в то время господствующим в Молдавии, Григорий отправился в Грецию. Здесь он пробыл три года, посетил высшие греческие школы и в 1776 году возвратился на родину. По возвращении он был определен учителем в городе Носауде. С этого времени началась его педагогическая деятельность. Через год Григорий переехал в Яссы, где был назначен на должность учителя латинского языка в княжеском училище. Спустя два года с рекомендацией митрополита Гавриила (Калимаха) Григорий отправился в Константинополь. На острове Патмос он в совершенстве овладел греческим, а также французским языками. По возвращении в Яссы был назначен учителем греческого языка в княжеском училище. 31 августа 1781 года митрополит Гавриил (Калимаха) рукоположил монаха Гавриила во иеродиакона, а 1 сентября – во иеромонаха и назначил его проповедником слова Божия на греческом и молдавском языках в Ясской митрополии. Должность эту он занимал недолго. По приглашению архиепископа Славенского и Херсонского Никифора (Феотоки) иеромонах Гавриил отправился в Полтаву, где в 1782 году ему, как человеку всесторонне образованному, была предоставлена должность учителя греческого языка в Славянской семинарии. В 1783 году его назначили инспектором этой же семинарии и учителем философии. Через год иеромонах Гавриил снова уехал в Яссы, где в 1784 году митрополитом Гавриилом (Калимахой) был возведен в сан архимандрита, а в 1786 году его кандидатура была выдвинута на Романскую епископскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Д. стремился к развитию отечественной науки. Будучи рус. патриотом, он в то же время являлся и одним из первых в России англофилов, с особым сочувствием отзывавшимся об англ. законах и учреждениях. В 1783-1786 гг. он преподавал в университетской гимназии англ. язык, малоизвестный в то время в России, и составил курс англ. грамматики. Перевел с английского «Наставник земледельческий» Т. Боудена (написал к нему предисловие) и «Истолкование английских законов» У. Блэкстона, снабдив их примечаниями. Эти и др. произведения европ. мыслителей, а также «Описание практического английского земледелия» прот. А. А. Самборского (М., 1781) печатались в типографии Н. И. Новикова «под смотрением» Д. В последующие годы Д. разрабатывал философско-правовую терминологию для академического словаря, осуществлял выборки из древнерусских юридических памятников, занимался публикацией материалов судебных архивов. В 1787 г. вышел в отставку по болезни в чине коллежского асессора. Умер Д. в Москве. Среди его преемников и учеников - А. А. Артемьев, автор «Краткого начертания римских и российских прав с показанием купно обоих, равномерно как и чиноположения оных историй» (М., 1777), З. А. Горюшкин, проф. практического законоискусства Московского ун-та, Н. Н. Сандунов, занявший после Горюшкина кафедру гражданского и уголовного судопроизводства, известный также как драматург и переводчик. Взгляды Д. наиболее отчетливо представлены в речах, подготовленных для торжественных университетских актов. Известны 8 речей, произнесенных в 1768-1781 гг. Главный научный труд «Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи» Д. подготовил в февр. 1768 г. по заданию имп. Екатерины II для Уложенной комиссии. Это сочинение, содержащее проект гос. преобразований и использованное в «Наказе» императрицы, было опубликовано только в 1905 г. А. Успенским. Д. стремился применять сравнительно-исторический метод в юриспруденции. Важнейшим этапом в развитии общества он признавал установление частной, и прежде всего земельной, собственности, которая складывается в результате трудовых затрат. Предметом его изучения стали возникновение и дальнейшее развитие собственности в связи с изменениями экономического быта. Причиной появления властных структур Д. считал не общественный договор, а неравенство состояний, из к-рого вытекает необходимость насилия. В числе причин власти одних людей над другими Д. называл превосходство в телесных и душевных качествах и в богатстве. Историзм Д. подготавливал преодоление концепции естественного права.

http://pravenc.ru/text/171755.html

1) Предположив одной из первых для себя целей учредить народные училища в столице, Комиссия, в самый год (1783 г.) своего учреждения, вытребовала, с Высочайшего соизволения, двадцать воспитанников из Александроневской семинарии для приготовления их к учительским должностям в столице. Приготовление это продолжалось недолго, так что в феврале следующего года они были уже размещены к учительским должностям. 2) После этого Комиссия озаботилась устройством училищ в прочих городах империи. Чтобы доставить преподавателей во все города империи при открытии в них училищ и обеспечить их, по этой части, на будущее время, Комиссия положила открыть в С.-Петербурге особое училище, под названием Главного народного. Но для наполнения его способными людьми потребованы и отправлены были из духовных семинарий 142 человека, в том числе 16 воспитанников из Александроневской семинарии. Насчет качеств требуемых воспитанников было предписано, чтобы они были не моложе 18 лет, одарены хорошей способностью и прилежанием, были хорошего поведения и при некотором запасе основных сведений в арифметике, грамматике, катехизисе, истории, геометрии и физике, имели некоторый дар сообщения, который учителю в ученике легко можно приметить из ответов на его вопросы. Следовательно это были лучшие воспитанники духовных семинарий, уступленные Комиссии по желанию общего блага – скорейшего народного образования 67 . 3) К 1786 году Высочайшие Ее Императорского Величества предположения достигли до такого успеха, что Комиссия об установлении народных училищ нашла возможным открыть в этом году главные народные училища в 25 губерниях. Но как нужно было вместе с ними ввести и учет нижних классов: то, по представлению Комиссии, Высочайшим Именным указом повелено было вытребовать 40 человек из здешней и других самых ближайших духовных семинарий, которые через три месяца могли бы навыкнуть способу, для преподавания присвоенному. Во исполнение Высочайшего повеления св. Синод предписал архиереям тех епархий, из которых назначено было доставить требуемых воспитанников, выбрать из риторики или философии таких, которые бы были не весьма малолетны и сколько по дарованиям в науках, равно и по благонравию себя отрекомендовали противу прочих достойнее и в учительское звание способнее 68 . Из здешней семинарии отправлены для этой цели два воспитанника Ефим Беглинский из философии и Василий Иванов из риторики.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Третьей общей причиной явления, т. е. нравственного упадка в духовенстве, было неуважение к священникам со стороны членов общества. Священник перестал быть лицом почётным. Он стал предметом насмешек, зубоскальства, всяческих нападок. Златоуст пишет: 1782 „самый последний нищий поносит епископа на площади. Рассердится ли епископ, посмеётся ли, захочет ли дать себе отдых – является много насмешников, много соблазняющихся, много осуждающих“. Общество положительно придиралось к действиям лица священного: всё выходило не так, да не так. Тот же Златоуст влагает в уста мирянина такие слова: „если пастырь делает тоже, что и я – и моется в бане, и пьёт, (конечно, вино), и одевается, заботится о доме и домашних, то за что же он поставлен надо мной? Он имеет у себя прислужников, ездит на осле, (т. е. не ходит пешком), так зачем же поставлен он надо мной“ 1783 . Угодить на пасомых было невозможно. Если пастырь проявлял, напротив, аскетические наклонности, его тоже позорили на всех перекрёстках, как было, наприм., с Григорием Богословом 1784 . Златоуст говорит: „что хвалит один (в епископе), то порицает дру- —468— гой, а что осуждает один, тому удивляется другой“ 1785 . Мало того. По словам того же св. отца: „за один разговор свой он (пастырь) подвергается такому множеству нареканий, что часто падает от уныния: его судят и за взгляд; самые простые действия его многие строго разбирают, примечая и тон голоса, и положение лица, и меру смеха. С таким-то, говорят, он громко смеялся, обращался с весёлым лицом и разговаривал возвышенным голосом, а со мной мало и небрежно“ 1786 . „Если он не способен говорить красноречиво (проповеди), то бывает сильный ропот, если способен говорить, то опять порицания: он говорят, тщеславен“, пишет ещё Златоуст 1787 . Если кто-нибудь из епископов делал какой-либо непростительный проступок, брань обращалась на всех архиереев. Общество было неумолимо жестоко. В одном правиле (19) Сардикийского собора сказано: „мы знаем, что часто вследствие соблазна, допущенного немногими из епископов, почтенное имя священства подвергалось пренебрежению“. А сделать неприятность епископу стало делом обычным. Сочинялись доносы на епископов и не видно было конца этим кляузам. В одном правиле Карфагенского собора замечено: „есть много неблагонамеренных, которые считают своим долгом при всяком случае делать доносы на отцов и епископов“ 1788 . Молва любила распространять в обществе, что священные лица утаивают долю бедных, что они воры, святотатцы, что они не умеют управлять делами 1789 . Вообще Златоуст говорит: „священников, служителей духовных благ, пасомые осыпают бесчисленными злословиями или же сочувствуют другим злословящим. Подлинно, прибавляет он, ничто так не вредит церкви, как эта болезнь“ века 1790 . „Теперь, заявляет св. отец, даже от язычников нельзя слышать таких злословий и порицаний против начальствую-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таковы были научные опыты, унаследованные Болтиным от важнейших его предшественников. В этих опытах он мог найти много поучительных уроков и предостережений. Успехи, достигнутые предшественниками, избавляли его от необходимости начинать дело сначала; их ошибки указывали ему, чего не следовало повторять; его личный ум и образование давали ему средства угадать, что следовало делать дальше, в каком направлении продолжать дело. Сохранился небольшой документ, в котором вскрывается ход ученой подготовки Болтина как русского историка. Для современного магистранта русской истории очень назидательны некоторые особенности этой подготовки. Это – реестр рукописным бумагам Болтина, купленным Екатериною после его смерти за десять тысяч руб. Всех бумаг показано в реестре 83 нумера, или связки. За исключением черновиков печатных сочинений Болтина, это все подготовительные работы по изучению истории всеобщей и русской и вспомогательных наук. Во-первых, видно, как Болтин изучал всеобщую историю. Он делал обширные выписки из словаря Бэйля, из энциклопедического французского лексикона, сопровождая их своими примечаниями, выписывал из сочинений Гиббона, Смита (по немецкой истории), Вольнея 343 . Из печатных трудов Болтина знаем, что эти уцелевшие по смерти его выписки были лишь скудными остатками его обширных работ по изучению новой и даже средневековой литературы всеобщей истории. Далее следуют обширные выписки из разнообразных памятников русской истории, из летописей, разрядных книг, Уложения, Большого Чертежа, Четьи-Миней 344 , из бумаг Посольского приказа. Очень крупный отдел в реестре составляют бумаги, указывающие на работы Болтина по славяно-русской лексикографии. Болтин был членом Российской академии 345 с самого ее открытия в 1783 г. и принимал очень деятельное участие в ее трудах по составлению академического словаря, так что в 1786 г. Академия увенчала его «труды и усердия» золотой медалью. В протоколах Академии за те годы отмечено, что Болтин сообщил Академии для словаря «великое число слов, выписанных из многих книг славянских, яко плод долговременных трудов своих», давал полезные советы и указания касательно плана и состава словаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Первою известною конференцией была конференция 20 октября 1721 года в Сенате, в аудиенц-камере; рассуждение шло о поднесении Петру титула императора и именования Великого. От Синода был вице-президент Феофан и два советника-архимандрита 1778 . На следующий день, 21 октября, была вторая конференция по тому же предмету, уже в Синоде. От Сената было девять сенаторов. Из состава Синода не было архимандрита Леонида, бывшего в отпуске, митрополита Стефана и Феофана 1779 . 22 октября была третья конференция все по тому же предмету, опять в Синоде. Синод был весь, кроме Леонида и Стефана, а из Сената было только три сенатора. Конференция эта собрана была собственно для редакции речи, предназначенной к произнесению в церкви при поднесении Петру титулов 1780 . Была конференция 19 ноября 1721 года, в Сенате, в присутствии государя 1781 . 23 декабря 1721 года была конференция в Москве, в синодальной крестовой палате, о согласовании титула государыни с титулом государя, который теперь стал именоваться императором. Синод на этой конференции был в полном составе, кроме митрополита Стефана 1782 . В 1722 году было, кажется, более всего конференций. 12 апреля, в Сенате, «при присутствии Синода и Сената» был и государь; рассуждение шло по многим вопросам, касающимся духовного ведомства; от Синода был, между прочим, представлен доклад, на который были даны высочайшие резолюции; кроме того, последовали и особые высочайшие указы по некоторым вопросам 1783 . 20 июня конференция была в Синоде, о писании икон; от Сената были два сенатора и генерал-прокурор 1784 . 16 июля была конференция в Сенате, о мерах к уменьшению раскольников 1785 , 27 июля, в Сенате, о призрении незаконнорожденных младенцев 1786 ; тогда же решено отпускать из казны ежегодно тысячу рублей «на довольствование иностранных духовных персон до совершенного о них установления по приезде в Россию» 1787 . 31 августа 1722 года, по-видимому, была вторая конференция о писании икон: этим числом отмечено подписанное Сенатом и Синодом общее определение относительно иконного письма 1788 . 19 ноября 1722 года была конференция, на которой, между прочим, решено увеличить жалованье госпитальным ученикам и принято решение о немедленном очищении духовных подворий, занятых светскими командами 1789 . Была еще конференция в декабре, по вопросу о посылке в Сербию русских учителей по просьбе сербского митрополита Моисея 1790 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Это – еще остатки самонадеянной схоластики» 133 . Последнего рода недостатка Феофилактовой системы не заметил вышеприведенный у нас историк (С. К. Смирнов), усмотревший здесь, как мы выше видели, только одну достохвальную особенность 134 . Огромное значение имеют и для нашего времени, как и для всех других эпох, творения св. Тихона Задонского 135 : а) «О истинном христианстве, содержащее в себе учение о истинной вере, о святом житие, о спасительном покаянии, о сердечном умиление, о болезновании грехов, о пребывании истинных и неложных христиан; такожде, как истинный христиан может победить грех ,смерть, диавола, мир и всякое бедствие» (Спб., 1785 – 1786 гг.); 136 б) » Сокровище духовное, от мира собираемое» (Спб., 1784 г.); в) «Наставление христианское» (Спб. 1783 г.) или, как оно после называлось, «Наставление о собственных каждого христианина должностях»; г) « Скрижали нравоучения, заключающиеся в древнем и новом Завете и в преданиях великого вселенского учителя св. И. Златоустаго, с приложением кратких о каждом предмете рассуждений» (Спб. 1784 г.) или, как после оно названо, «Плоть и дух» и т. д. (Спб. 1796 г.); д) «Нравоучителъные краткие слова» (Спб. 1784 г.) и другие произведения «проповеди», «письма»...). Образцово понимая сущность христианства, святитель всюду делает высоконазидательные «нравственные» выводы «из» христианских «догматических» истин. Всякий найдет, чему в святительских творениях можно было бы поучиться: и «простые люди», простой народ [даются ему наставления, как жить, даются, в частности, советы «исповедывающимся», посещающим Божии «храмы», «заимодавцам», «подсудимым» и т. под.], и «духовенство», сами «проповедники», и «монахи» и т. д. Св. Тихону был присущ «особенный дар объяснять невидимое видимым, изображать духовные мысли в видимых образах, возносить мысль с земли на небо» (чит. особенно творение св. Тихона, отмеченное под буквой «б» 137 ... Творение св. Тихона, названное выше нами под буквою «а», «составлено им из тверских его лекций 138 », но «не в форме ученой системы, а в форме простого и общедоступного изложения богословских истин» и, как такое, оно «имело значение только книги для назидательного чтения» 139 . Впрочем, оно, как увидим ниже, играло известную роль и в истории академического изучения Нравственного Богословия, почему здесь нами специально и должно быть отмечено. Да и вообще глубокомысленные творения святителя, часто открывающие нам самые тайные стороны человеческого существа, могут быть всегда поучительны для исследователя нравственных вопросов, и в этом смысле они ценнее весьма многих специальных нравоучительных систем 140 . 141

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010