Даже если бес принимает образ ангела света ( 2Кор 11:14 ) в «ложном обличии света» 1777 , если он «любезно прячет свой хвост» 1778 , и тогда его можно распознать по его делам, по тому действию, какое он оказывает на образ Божий в душе, и в этом-то и состоит критерий различения. В этом смысле следует понимать «душевный мир» и «душевное смущение» 1779 . В частности, монахов призывают к тому, чтобы они были внимательны к собственным упущениям в добродетелях или же к неумеренности своей аскезы. «Когда в своей битве с иноками бесы оказываются бессильными, они отступают и наблюдают, какая из добродетелей в этот момент находится в пренебрежении, и, вызнав, предпринимают вторжение, чтобы разбить наголову безблагодатную душу» 1780 . Побуждая к чрезмерному усердию в подвиге, бесы стараются «отвлечь от того, что исполнимо, и вынудить взяться за невозможное» 1781 . Откровение помыслов Различение помыслов – высочайшее искусство. Можно ли предоставить его начинающему? Потому он должен открывать свои помыслы «различающему» отцу. Эта практика именуется εξαγρευσις 1782 . В киновийных монастырях она остается общим правилом для всех; каждый обязан проходить это испытание совести. Феодор Студит называет его «великим пособием ко спасению» и отнюдь не выражает удовольствия, если монахи реже начинают прибегать к своему Авве 1783 . Этот принцип установлен уже самим Антонием Великим : «Насколько возможно, монах должен говорить старшему о каждом своем шаге, о всякой капле воды, которую он выпьет в келье» 1784 . Перед этой обязанностью отступает любовь к соблюдению молчания; подобает, напротив тому, σιωπητον, то есть, как толкует Варсануфий, «никогда не умалчивать о своих помышлениях» 1785 . Exagoreusis, откровение помыслов не исповедание грехов; во всяком случае, не это его первая и главная цель; это – рассказ о помыслах, с тем чтобы разобраться, добрые они или злые. Многие изречения патериков записаны как рассказы о некоем вопросе и ответе на него. Все происходит в немногих словах. С той же сдержанностью отвечают на вопросы учительные письма 1786 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Относительная мягкость, иногда в прямую противоположность традиции востока, проявляют особенно постановление о роде пищи. Так, Бенедикт Нурсийский 1782 запрещает только мясо четвероногих, впрочем, для больных и слабых разрешая и это. Мясо не только рыб, но и птиц вкушать позволено. 1783 Третьей выдающейся чертой западного монашества является, по Zöckler’y, его заметное стремление к литературными занятиям и педагогической деятельности. 1784 Даже от отшельников требовалось известное количество богословского знания. 1785 Исключения в данном отношении, правда, встречаются, но сравнительно весьма редко, именно лишь в виде исключения (ср. напр. Аахенский статут) 1786 и о траппистах. 1787 Что касается различных внешних проявлений аскетического принципа в западном христианстве, разнообразных аскетических приемов и методов, практиковавшихся там, то относительно их, на основании изображения их у Zöckler’a, получается такое впечатление, что в количественном, так сказать, отношении на западе аскетизм был разработан в гораздо большей степени, чем на востоке. 1788 Равным образом не трудно заметить здесь решительное преобладание и явный перевес на стороне собственно внешних аскетических приемов и действий по сравнению с внутренними, психологическими, более интимными и глубокими, аскетическими приемами и методами. И это впечатление не иллюзорное, а вполне точное, оправдываемое и логическим анализом фактов. Многих аскетических приемов, имевших или даже и теперь имеющих место в католичестве, мы совсем не встречаем в практике восточной церкви (напр., начертание креста на лбу острым ногтем большого пальца, обычай самой своей фигурой принимать вид креста через горизонтальное протягивания рук, долго оставаясь в таком положении; 1789 самобичевание, «неизвестное египетско-сирийскому и греческому востоку“; 1790 массовые явления процессий, сопровождающихся самобичеванием, 1791 причем участники их, распевая покаянные псалмы, в такт ударяли себя бичами и обозначали свой путь кровавыми следами 1792 для прославления страданий Христа и для получения прощения грехов. 1793 Обилие внешних приемов и механических средств достигает своей кульминационной точки в ордене иезуитов, 1794 причем это явление имеет своей целью выдрессировать волю в беспрекословном послушании. 1795 И все другие католические ордена подверглись влиянию в данном случае иезуитизма. 1796

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

С XVII в. авторы «Исагогик» начали обсуждать вопросы происхождения и исторической интерпретации библейских книг. Первым таким введением стало «Isagoge seu introductio generalis ad scripturam sacram Veteris et Novi Testamenti» француза Андре Риве (латиниз. Андреас Риветус) (Lugd. Batav., 1627), в к-ром, в частности, отразилось новое понимание соотношения Откровения и восприятия его человеком: впервые подчеркивается роль последнего в создании библейских книг. Автор «Критической истории Ветхого Завета» католик Р. Симон (1685 2; англ. пер.: 1682) обосновывает отрицание Моисеева авторства всего Пятикнижия. Однако важно то, что Симону удалось представить программу экзегезы ВЗ совершенно нового типа, основанной на критическом прочтении текста. Сочинение Симона посвящено гл. обр. общей И., в центре его внимания - вопросы истории текста ВЗ. Заметный вклад в И. ВЗ внес один из ведущих семитологов и библеистов 2-й пол. XVIII в.- И. Д. Михаэлис. Он снабдил свой перевод ВЗ (1769-1786) подробным историческим и богословским комментарием. Наиболее важной его работой о ВЗ является исследование законодательства древнего Израиля ( Michaelis J. D. Mosaisches Recht. Fr./M., 1770), в котором Михаэлис исходит из конкретно-исторической обусловленности законов Пятикнижия, следуя «Духу законов» Ш. Л. Монтескьё. «Введение в Ветхий Завет» (1787) Михаэлиса, ранее выпустившего 1-е немецкоязычное «Введение в Новый Завет» ( Michaelis. 1750), не было закончено: вышла только 1-я ч. 1-го тома, состоящая из подробного обзора Книги Иова и детального описания проблемы происхождения и авторства Пятикнижия без необходимого критического анализа и отчасти направленная против Эйхгорна, неск. годами ранее опубликовавшего 3-томное полное «Введение в Ветхий Завет». Фундаментальное «Введение в Ветхий Завет» И. Г. Эйхгорна ( Eichhorn. 1781-1783) объединило тематику critica sacra и isagoge. Сугубо богословское прочтение ветхозаветных текстов, по его мнению, невозможно, ибо они представляют собой документы религиозно-политической жизни Израиля.

http://pravenc.ru/text/674796.html

Простая вера, надежда Перечни добродетелей, составленные авторами, пишущими об аскетизме, всегда начинаются с веры 1781 , основы жизни в Иисусе Христе. Молитва Отцу – ее естественное проявление: «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф. 21:22 ). Поскольку вера не совпадает с диалектической мудростью 1782 , те, кто сохраняет простоту ребенка, в молитве «обретают ведение и постигают все, что слышат» 1783 . В соответствии с Библией , духовные авторы объединяют в одном понятии веру и надежду. Надеяться, молясь, – это значит открывать очи духа: «Тот, кто обращен к надежде мира сего, подобен слепцу, но если он оставит ее и обратится к уготованной надежде ( Кол. 1:5 ; Евр. 6:18 ), то прозреет» 1784 . Страх Божий Среди всех целебных воздействий страха Божия, самым важным является то, что он открывает уши тому, кто стал глухим к голосу Божию 1785 . Он подготавливает душу к беседе в молитве: «необходимо, когда ты пребываешь в безмолвии, иметь страх встречи с Господом, Который предшествует твоему дыханию (или, скорее, совпадает с дыханием, т. е. постоянен)... в какой степени в тебе нет страха Божия, в такой же ты далек от милосердия» 1786 . Послушание Греческое понятие πακο, послушание, как и во многих других языках по самой своей природе вписывается в контекст молитвы: оно означает «преклонить ухо», внимательно слушать. И напротив, понятия παρακο, παρακοειν описывают поведение того, кто слушает слово, но располагается «возле него», как бы «параллельно ему» 1787 . Тот, для кого послушный «преклоняет ухо», – это прежде всего Бог Отец, голос Которого в молитве следует слышать через вдохновение, озарения, особые послания, исходящие от Святого Духа 1788 . Христианин, если можно так выразиться, пребывает под воздействием этих харизм. Св. Афанасий так выражает эту очевидную истину: «Где смогу я скрыться от Твоего Духа?» 1789 Из опасения, чтобы молитва не стала дидактической 1790 , монологичной, авторы часто призывают внимательно преклонять ухо, прислушиваясь к этим внутренним голосам, не ожесточая сердца (ср.: Пс. 94:8 ), и нередко говорят о «послушании Духу» 1791 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЬВОВ Николай Александрович (4.05.1753, имение Никольское-Черенчицы, ныне с. Никольское Торжокского р-на Тверской обл.- 22.12. 1803, Москва), рус. архитектор, поэт, деятель художественной, муз. культуры и лит-ры эпохи классицизма. Дворянин, уроженец Тверской губ., принадлежал к кругу петербургских архитекторов посл. четв. XVIII в., представитель русских палладианцев (последователей венецианского архитектора эпохи Возрождения А. Палладио). Начинал с военной службы (офицер Преображенского полка), в 1773-1775 гг. курьер Коллегии иностранных дел, в 1777 г. вышел в отставку и продолжил службу в коллегии (дослужился до чина действительного тайного советника). С 1783 г. действительный член Российской академии, с 1786 г. почетный член АХ и член Вольного экономического об-ва; специалист в усадебном и церковном строительстве в С.-Петербурге и окрестностях, Тверской, Московской губерниях. Всесторонне образованный, Л. знал неск. европ. языков, многое сделал в области техники и инженерии (землебитное строительство, конструкция печей), а также в геологии (стоял у истоков угольных разработок в России). Л. не получил академического архитектурного образования. Славой архитектора и знатока искусств он обязан природной одаренности, прекрасному художественному вкусу, развивавшемуся благодаря знакомству с выдающимися архитекторами, художниками, поэтами своего времени в России и за границей (в 70-х - нач. 80-х гг. XVIII в. совершал поездки во Францию, в Голландию, в города Италии, в Вену). Большая часть его проектов и осуществленных работ связана также с его знатными покровителями, с к-рыми Л. имел должностные и человеческие отношения (канцлер гр. А. А. Безбородко, графы Воронцовы). В круг общения Л. в его столичном доме и родовой усадьбе Никольское-Черенчицы входили поэты Г. Р. Державин, В. В. Капнист, И. И. Хемницер, архит. Дж. Кваренги, художники Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский; кисти последнего принадлежат портреты самого Л., членов его семьи и домочадцев (ныне в собраниях ГТГ и ГРМ).

http://pravenc.ru/text/2110955.html

В трактире маклер сказал, что даже останется наверняк в руках N, так как Гиляров никоим образом не сможет заплатить долга в 25 000 и не только в два года, как будет следовать 1775 по заключенному условию, а никогда. Дача была заложена из 10% годовых, и в 1885 году была собственностью г. N с множеством книг, почему-то не взятых с чужой уже дачи. В 1882 г. Никита Петрович был жестоко 1776 тесним кредиторами. 25 000 р(ублей), полученные под дачу, скоро 1777 пошли на уплату долгов и издание неудавшегося журнала «Радуга», и в 83 г. еле-еле мог выплачивать, 1778 и не в срок, процентов 2500 р(ублей). В 1880 г. бумажный фабрикант и торговец в Москве, Ключин, предлагал Н(иките) П(етровичу) продать ему фабрику за 80 000 р(ублей) с условием 1779 найма помещения для типографии, конторы и квартиры в его доме около Зарядья. 1780 Это выгодное предложение было по необъяснимой 1781 для практического ума причине (отвергнуто). Можно полагать, что с фабрикой расстаться Н(иките) П(етровичу) было 1782 тяжко, как доброй матери с своим ребенком. Любовь к фабрике доходила до смешного; напр(имер), Н(икита) П(етрович) устроил при ней кабинет с камином и уставил его хорошей 1783 мебелью, повесил большие круглые часы в 25 р(ублей), между тем как в конторе газеты красовалась развалющая мебель и часишки с гирями, стоящие рубля полтора. Разные добавления Никита Петрович, 1784 дав согласие Основскому 1785 хлопотать о разрешении издавать газету, начал усиленно придумывать название газеты и сел в вагон, не придумав названия. Придумывая новое название 1786 будущей газете, 1787 просил каждого хорошего 1788 гостя в этом смысле; но гости все упоминали 1789 названия умерших изданий, и за это сердился. Так, напр(имер), Алексею Афан(асьевичу) Александрову 1790 он сказал: «Какой вы, извините, бестолковый: ведь я вам говорил не раз, что для новой 1791 газеты требуется необходимо новое название». – «Я бы назвал просто своим именем: газета Гилярова-Платонова, и баста». – «Приберегите для себя заголовок газеты по фамилии: задумаете сами быть издателем, тогда газету свою и назовите: газета Алексея Афанасьевича Александрова». Н(икита) П(етрович) заставлял придумать название и детей своих; они наконец придумали: «Труба». В вагоне Н(икита) П(етрович) придумал название «Слава», но передумал: самохвальство. «Я под русским 1792 словом слава разумел латинское fama». «Современные известия» придуманы были уже в Петербурге, в гостинице. – «Название хотя 1793 длинновато, но надоело уже придумывать. Надоело уже и слышать одно и то же: газета, газета, газета».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

По присоединении в 1783 г. Крыма, имп. Екатерина II предоставила крымским татарам, принимающим христианство, избрать какой угодно род жизни. На таврических мурз и князей магометан распространено было запрещение приобретать крепостных людей христиан. Архиеп. херсонский и екатеринославский Амвросий (Серебряков), правивший с 1786 по 1792 гг., написал сравнение христианской веры с Алкораном. Были случаи обращения таврических магометан в христианство. В царствование имп. Екатерины II, после разделов Польши, в состав Империи вошло большое количество евреев. Императрица предписала не полагать в подушный оклад евреев, принимавших христианство. Страдания православных в польских областях. Униаты В XVIII веке православные, находившиеся в пределах, все более разваливавшегося, польского государства, испытывали большия гонения от католиков. Правительство издавало суровые законы против православных. В 1717 г. запрещено было строить православные храмы и починять ветхие. Затем отнято было у православных право участвовать в сеймиках для избрания депутатов на общий сейм. В 1733 г. сейм устранил всех «диссидентов» (православных и лютеран) от всех общественных должностей. Все это делалось под давлением пап и их епископов. Поощрялись фанатические выступления против православных. «Трудно изобразить все жестокости», пишет архиеп. Филарет, «какие позволяли себе делать против православия. Не оставалось позорного имени, которым не клеймили бы публично православных. Теперь веру их называли уже не только холопскою верою, но верою арианскою, собачьею. Украйна и Белоруссия назывались partes infidelium – «странами неверных»; туда отправлялись толпы базилиан и доминиканов, в виде миссионеров, а им на помощь спешили меч и инквизиция. Православных священников привязывали к столбам, били плетьми, сажали в тюрьмы, морили голодом, травили собаками, рубили им саблями пальцы, ломали руки и ноги; кто и затем оставался еще в живых, но не хотел унии, тех выгоняли из домов, и приюта изгнанникам и семействам их не смело давать сострадание. В 1736 г. епископы папские выпросили у короля универсал – не иначе поставлять православных священников, как по соизволению самого короля, а помещики давали одобрения (prezenta) только соглашавшимся на унию. – На монастыри днем делали нападения, грабили или жгли их, монахов терзали, чем могли, часто убивая до смерти. Не говорим об имениях церковных и монастырских, которые были отнимаемы разбоем. Деревенских обывателей и мещан мучили безчеловечными пытками, чтобы сделать униатами, или римлянами.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Диавол изображается у св. Амвросия самым свирепым царём. 1768 У человека нет другого более зловредного врага, как диавол. 1769 В этом отношении с ним не могут сравняться ни плоть и кровь внутри человека, 1770 ни гонители внешние, ибо многие святые, заслужившие за свои мучения венец, потом пали, не выдержавши диавольских нападений. 1771 Диавол есть «истинный враг рода человеческого» и «общий враг всех». 1772 Врагом людей диавол делается из зависти. Завидуя всем, кто стремиться к лучшему, 1773 он особенно злобствует против праведных, так как небесная слава их является для него предметом особой мучительной зависти. 1774 Так из зависти к тому сверхъестественному состоянию, в котором находились первые люди и которого лишился он сам, диавол соблазнил прародителей. 1775 Но диавол не только завидует людям, не только злобствует, но и старается причинить им зло и повредить им. 1776 Усилия демонов в этом случае направляются к тому, чтобы удалить человека от спасения. Последнего они достигают двояким путём: или отвлекая христианина от мысли о покаянии, 1777 или увеличивая число своё вокруг него с тем, чтобы он не видел ангелов Божиих. 1778 Отвращая людей от покаяния и удаляя их от добродетели, диавол хочет видеть людей подобными себе, 1779 хочет сделать их грешниками, 1780 а вместе с тем и причастниками того наказания (consortium supplicii), какое постигло его самого. 1781 «Диавол хочет видеть побольше себе подобных и имеет славу в том, что многих сделал погибшими. Он есть подстрекатель и обвинитель; сам он вошёл в Иуду, сам толкнул его на предание и сам же толкнул его в петлю». 1782 В своих нечестивых замыслах против людей диавол, прельщая их чувства, 1783 зажигает в них страсти, 1784 как, например, невоздержание и жадность, 1785 любодейство, 1786 т. е., обращает своё внимание не только на душу, но и на тело человека. 1787 Много различных родов искушения исходит от диавола, 1788 но не всегда он действует прямо и открыто. Так, часто он переплетает ложь с истиной, дабы видом истины прикрыть явный обман 1789  и ничтожную вещь выдать за ценную и ложь за истину, 1790 иногда же злонамеренно превращается в ангела света. 1791 Диавола можно назвать грешником в собственном смысле слова, 1792 ибо он является отцом греха во всём мире 1793 и, прежде всего, прародительского. 1794 Он же, между прочим, изливает яд философии 1795 и яд еретичества. 1796 Вообще, всякий грех от диавола, 1797 который связывает нас оковами преступлений. 1798 Однако, искушения диавола ещё не исключают свободы выбора, и Бог скажет грешникам на суде: «Вы послушали диавола, склонявшему вас к вредному, и не послушали Меня, возвещавшего вам жизненное». 1799 Со своей стороны св. отец убеждает не бояться диавола: ведь он до такой степени бессилен, что и сам имеет ниспасть на землю, – ведь он получил только возможность искушать, но не получил свободы губить, почему, если и падает малодушный, то падает по своей вине, падает потому, что не сумел снискать (божественной) помощи. 1800

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

—667— нее её положение... Сие распоряжение (1783) мы считаем нужным дополнить тем, чтобы отныне рассматривание книг, внутри Империи тиснению предаваемых в вольных типографиях, возложено было не на Управы благочиния, но на самих Гражданских Губернаторов, которые имеют к сему употреблять Директоров народных училищ и чтобы без одобрения и дозволения их ни одна книга не была издаваема под страхом наказания 1275 . Затем весь 1803 год члены главного правления училищ обсуждали вопрос о применении к России датского устава карательной цензуры, с взысканием по суду за нарушение её правил, но, вместо этого, ввели обычную предварительную цензуру, в виде устава 9 июля 1804 года. Среди этих метаморфоз для московской духовной цензуры был и критической момент, именно в 1802 г. Вызван он был некоторою неопределенностью 3 п. указа 9 февраля. „Что принадлежит, говорится здесь, до книг церковных и вообще к вере относящихся, – в издании их поступать на точном основании указа 27 Июля 1787 г., коим запрещается в частных типографиях печатать церковные или к Священному Писанию, вере, либо толкованию закона и святости относящиеся книги. Таковые должны быть печатаны в Синодской или иных типографиях под ведомством Синода состоящих, или же от Комиссии Народных училищ с Высочайшего дозволения издаваемы будут“ 1276 . Определяя права синодальных типографий, этот параграф не касается объема и самого способа рассмотрения духовным ведомством к вере относящихся книг. Между тем, раз узаконялся status 1786 г., когда организованной духовной цензуры еще не существовало, то не трудно было сделать из указа вывод, что и московская духовная цензура должна разделить судьбу всех прочих. Статское в Москве казначейство не замедлило воспользоваться этим благоприятным для себя выводом и прекратило со второй половины 1802 года выдачу жалованья членам цензуры. Синод отстоял, однако, её существование, ссылаясь на то, что она учреждена „для свидетельствования —668— и рассматривания сочиняемых и переводимых книг, до Церкви и учений церковных касающих“, следовательно, не для то цели, для которой существовали остальные теперь упраздняемые цензуры. Таким образом, еще раз был подчеркнут особый характер и назначение московской духовной цензуры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1782 г. Мая 20, издан был указ об устройстве казенных и частных зданий в XIV частях, на кои тогда разделялся город Москва, а указом 1783 г. Июня 27, все Московские публичные строения предоставлены в ведение Казенной палаты. Как по общему главному плану, утвержденному Императрицею Екатериною II-ю 1775 Июля 7, улицы и площади в Москве делались прямее и шире: то и Красная площадь очищена была от лавок, лавочек, прилавков и шалашей, скамеек и ларей, коими она покрывалась; вся эта мелочная торговля переведена была на Ильинскую улицу. Граф Чернышев на этой площади, вдоль по Кремлевской стене, построил против старого новый гостиный ряд. Лобное место, прежде сооруженное из кирпичей, в 1786 г., вновь построено было из дикого камня, в том виде, в каком оно доныне представляется. С основанием Московского Университета, 1755 г., его типография и библиотека помещены в доме Казанской Истерии и Аптекарского приказа у Воскресенских ворот 280 , а с открытием губерний по новому учреждению, на Монетном дворе у тех же ворот водворены присутственные места. Бывшая на Красной площади Комидиальная храмина, переведенная в последствии к Красным воротам, в 1753 года была сломана 281 . С половины XVIII века по 1812 и год в Белом городе много сделано изменений. От Боровицкого моста до Воскресенского на берегу Неглинной спущены были два пруда с мельницею и большим плесом у Троцких ворот, выше их до Самотеки два пруда верхний и средний, когда в 1782 году проводили канал через Неглинную. Это пространство, занимаемое ныне Александровским садом, площадью, цветочным садом и вахтпарадом, покрывало вонючее болото, едва проходимое в дождливое время. Кроме полосы, назначенной для канала, не только берега, но даже и русло обсохшей Неглинной застроены были лавками и домами. В 1805 году вода из Мытищ посредством каналов доведена была до Кузнецкого моста, смежного с бывшим там Тележным рядом и кузницами; ее доставляли жителям колодези и бассейны. В 1791 году открыта была для торговли съестными припасами площадь Охотного ряда, очищенная от лавочек, шалашей, печур и домов, кои ее загромождали и стесняли. Мелочная торговля с Моисеевской площади перенесена в 1798. г. на место Монетного двора, назначенного в сломку еще с 1775 г.; в тоже время с этой площади, где был первый толкучий рынок, снесены богадельни и бани, известные под именем Моисеевских. В 1793 году сломана стоявшая с XVI века там на Житной площади церкви Анастасии узорешительницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010