Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [серб. Jobah] (Йованович; 1732, г. Сремски-Карловци, Сербия - 12.04.1805, Сомбор, там же), еп. Горно-Карловацкий (1783-1786) и Бачский (1786-1805) Карловацкой митрополии . Благодаря покровительству еп. Темишварского Викентия (Йовановича-Видака ; впосл. митрополит) получил духовное образование и вскоре стал настоятелем мон-ря Хопово . 2 нояб. 1783 г. был назначен епископом Горно-Карловацким (см. ст. Горно-Карловацкая епархия ). В янв. 1784 г. принял епархию от владыки Петра (Поповича), в марте торжественно вступил на кафедру. Однако И. не нашел поддержки у клира и мирян и в 1786 г. был перемещен в г. Нови-Сад. В 1787 и 1788 гг. И. дважды обращался к имп. Свящ. Римской империи Иосифу II с предложением поднять антитур. восстание в прилегающих к границам империи Габсбургов тур. областях Сербии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Македонии и Греции. 27 марта 1788 г. переправился в Сербию для проведения антитур. агитации среди единоверцев, что способствовало осознанию национального единства сербов на территориях как Османской империи, так и империи Габсбургов. Весной и осенью 1789 г. вновь совершил поездки по Сербии с агитационными целями, посетив свыше 200 сел. Его деятельность способствовала массовому участию серб. добровольцев в войне 1787-1791 гг., к-рую Россия и монархия Габсбургов вели против Османской империи. Разочаровавшись в политике взошедшего на австрийский престол Леопольда II, И. первым среди сербов того времени обратился к России: 26 июля 1790 г. он отправил из Вены послание имп. Екатерине II с просьбой о покровительстве серб. народу. И. выступал за освобождение балканских народов от османского гнета с помощью вооруженной борьбы и за создание на Балканах правосл. гос-ва при поддержке России. В результате австр. власти обвинили его в действиях антигос. характера. Во время Первого серб. восстания против турок (1804-1813) первым оказал повстанцам помощь оружием и деньгами, отправив им 2 купленные на собственные средства пушки и 12 тыс. форинтов.

http://pravenc.ru/text/469486.html

12-13). Никозели Давид также был джврисмама и вел спор с еп. Германом Руисским об окормлении с. Дирби, находившегося на территории Руисской епархии и считавшегося владением Крестового мон-ря. По постановлению церковного суда (1773), созванного католикосом-патриархом Антонием I, никозели Давиду в этом селе подлежали «светские и крепостные дела», а вся церковная составляющая оставалась за епископом Руисским (ПГП. 1972. Т. 4. С. 659). Кончина еп. Давида (1783) обнажила накал в отношениях между никозели и Павленишвили: тавады не позволили похоронить архиерея в кафоликоне монастыря Никози, утверждая, что это их усыпальница и что епископов можно хоронить и в малой часовне. Павленишвили также всеми средствами отстаивали свои права на имения и крестьян никозели и выкрали церковные грамоты. По требованию католикоса-патриарха Антония I в 1783 г., а также согласно решению суда, в к-ром принимал участие царевич Георгий (1786), еп. Давид был перезахоронен в кафоликоне мон-ря Никози; кафоликон Гвтаеба и все движимое и недвижимое церковное имущество оставались за никозели, т. к. Павленишвили не смогли представить царские грамоты, подтверждавшие их права на кафоликон мон-ря Никози и его владения. Представителям рода Павленишвили и Шаликашвили разрешалось хоронить членов своих семей в кафоликоне мон-ря Никози лишь с дозволения архиерея (Грамота католикоса-патриарха Антония I тавадам Павленишвили, 1783 г.//ПГП. 1970. Т. 3. С. 943-944; Прошение еп. Иулия никозской дикастерии, 1785 г.//Там же. 1981. Т. 7. С. 673-674; Решение царевича Георгия о споре между никозели и Павленишвили, 1786 г.//Там же. 1974. Т. 5. С. 325-331). В 1788 г. никозели еп. Иулий был переведен на Самтависскую кафедру, затем - на Урбнисскую. Его преемником стал уроженец Имерети архим. Афанасий, хиротонию к-рого совершил в мцхетском патриаршем соборе Светицховели католикос-патриарх Антоний II при участии архиеп. Картлийского (Самтаврского) Паисия, еп. Урбнисского Иустина и еп. Цилканского Амвросия. Кандидатура еп. Афанасия была утверждена Ираклием II (ПГП.

http://pravenc.ru/text/2565612.html

А капитальныя и протчия государственныя подати по смерть ево обязались платить курское купечество и мещанство. Оный же Машнин состояния добраго, в штрафах и подозрениях и ни в каких наперед сего пороках не бывал, также казенных и партикулярных долгов и ничего и ничем не состоит, почему к восприятию монашеского чина препятствий не имеется. А естли по власти Божией во оной обители окончит жизнь свою, то для показания об оном впредь при ревизии сей магистрат той обители уведомить письменно, во верность чего из курскаго городового магистрата сей аттестат с приложением печати и за подписанием присутствующих ему, Машнину, дан декабря 7-го·дня 1781 году. На подлинном подписали: ратман Иван Полевой, ратман Федор Попов, ратман Михайла Полевой, ратман Тимофей Мосвстин, канцелярист Григорий Борзенков. Печать приложена из красного сургуча». (С. 18–19:63). Пустынька игумена Назария в Валаамском монастыре В 1781 году саровского иеромонаха Назария перевели в настоятели тогда еще захудалого и малолюдного Валаамского монастыря. При Назарии монастырь окреп. В архитектурном облике Валаамского монастыря, благодаря Назарию, угадывается большое сходство с Саровской пустынью. 1781–1786 Житие 1863 года отмечает, что в период послушничества Прохора он был отправлен сборщиком денег для нужд монастыря. Главной из этих нужд было построение церкви святых Зосимы и Савватия, рядом с которой и наказал позже преподобный Серафим, похоронить себя. Эту больничную церковь Саровской обители преподобный особенно любил: ведь он вложил в нее столько сил! Он не только собирал на нее деньги, но и своими руками сделал для храма «из кипарисного дерева престол» (1863. 28). В церковь Зосимы и Савватия он ходил причащаться в последние годы жизни. Храм Зосимы и Савватия в Сарове При сборе средств на храм Прохор посетил родной Курск. В житии 1863 года ошибочно отмечается, что к Курске он «посещал могилу матери» (она скончалась позже, в 1800 году). Здесь же указано, что брат Алексей «оказал Прохору нескудное пособие для строения церкви» (1863. 27). 1783 Преподобному Серафиму•двадцать девять лет. В 1783 году у брата преподобного Серафима, Алексея, рождается дочь Мавра». Без даты В чредах неусыпаемого чтения Псалтири на 1783 год записано имя: Прохор – столяр, что подтверждает выполнение отцом Серафимом данного вида послушания (С. 63). 3 августа Скончался епископ Йероним (Фармаковский или Формаковский; 1732, Казанская губерния – 3 августа 1783) – епископ Владимирский и Муромский. Он управлял Владимирской епархией с декабря 1770 года. Известно несколько писем владыки Иеронима в Саровскую пустынь. Эти письма напечатаны в «Описании Саровской пустыни» (М., 1853). Владыка был погребен во Владимирском кафедральном соборе. Несомненно, в Саровском монастыре поминали покойного епископа. 22 сентября Епископом Владимирским становится епископ Олонецкий и Каргопольский, викарий Новгородской епархии Виктор Онисимов. Ему и придется рукополагать во иеродиаконы преподобного Серафима. 1784

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Ступино. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:1786. Адрес: 301887 Тульская обл., Ефремовский р-н, с. Ступино Координаты: 53.13239, 38.521783 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Ступино, расположенное на правом берегу реки Красивой Мечи, находится в 135 верстах от г. Тулы и 25 верстах от уездного Ефремова. Местоположение села насколько разнообразное, настолько же живописное: по берегам реки то высятся громадные скалы, то раскидываются в необъятную даль обширные лесные пространства, особенно сохранившиеся еще вековые леса бывшего крупного местного землевладельца В. А. Бибикова. Благодаря счастливому и завидному местоположению села и климатические условия его очень редки и особенно благоприятны для здоровья. Кроме села Ступина, район его приходского поселения составляют деревни: Ворково, Сухотинка по обеим сторонам реки Мечи, Хорошовка, Хутор и Марьино. Как организовался Ступинский приход, исторических данных на это нет, но название свое он получил от фамилии первого землевладельца Ступина, служилого дьяка времен Петра Великого. По составу населения приход заключает в себе 1203 душ крестьян муж. пола и 1305 жен. пола. Главное занятие жителей хлебопашество, но есть между ними и ремесленники: плотники, каменщики, кровельщики, даже доморощенные механики-самоучки по части изделий молотилок, веялок и прочих орудий земледелия. До 1783 г. в с. Ступине существовал деревянный храм во имя св. Архистратига Михаила, но предание о времени построения его теряется в дали истории. Ныне существующий в том селе храм во имя того же святого каменнный, заложен в 1783 г. и окончен постройкою в 1786 г. Храмостроителем был местный помещик, подполковник Петр Иванович Бибиков. В течение более столетнего существования храм никаким существенным переменам не подвергался, кроме разборки колокольни, снятой до основания. Постоянных средств на содержание храма, кроме билета на 39 руб. 50 коп., не имеется.

http://sobory.ru/article/?object=14951

Порхов. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор, Святотроицкий собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1782 и 1786. Год утраты:1971 Архитектор:И.Т. Парфентьев (1781-1782), Б.С. Скобельцын (1960-е реставрация) Адрес: Россия, Псковская область, г. Порхов, проспект Ленина Координаты: 57.763305, 29.559559 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирпичный городской собор, сооруженный в 1783-1786 гг. при благотворительной помощи императрицы Екатерины II. В 1858 г. горел, отремонтирован. Прямоугольное в плане здание с восьмериковым куполом над центральной частью и двухъярусной колокольней над западным входом, украшенное четырехколонными портиками. Закрыт не позже 1930-х гг. Снесен в 1970-х гг., на месте собора Дом творчества и сквер. Источник:  Согласно документам, собор построен в августе 1783 года по повелению императрицы Екатерины II на пожертвованные ею для этой цели 7000 рублей в 1780 году, когда она проезжала через Порхов. Предположительно автором проекта собора явился псковский губернский архитектор Иван Титович Парфентьев. В 1819 году с западной стороны на церковные средства пристроены ризница, кладовая с караулкой. Построен собор из камня и кирпича, был холодным, в 1859 году отремонтирован. В связи с собором построена сторожка. В соборе находились древние иконы: Святой Великомученицы Варвары, написанная в 1607 году «обещанием» посадских людей Зарецкого посада; «Скорбящей Божией Матери», особо почитаемая жителями Порхова; Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона, написанная и освященная на Афоне, и пожертвованная купцом А.М. Силиным в собор в 1894 году. Также хранились Евангелие 1701 года, кипарисовый Крест 1773 года. Два серебряных Креста были вставлены в иконы с мощами святых. До 1922 года здесь хранилось серебряное позолоченное с чеканными краями, гербом Псковской губернии и надписями блюдо, которое было поднесено от Пскова императрице Екатерине II. Оно было передано на хранение в Троицкий собор Порхова. В настоящее время блюдо хранится в Псковском музее-заповеднике. Судьба других реликвий после 1917 года неизвестна.

http://sobory.ru/article/?object=40280

Мы видели, что еще до учреждения духовных штатов, Лаврентьев монастырь в середине периода самобытного своего существования успел украситься величественным храмом с такой же колокольней. Монастырское предание говорит, что в конце прошлого столетия особое тщание об украшении сего храма имел Коллежский Советник Афанасий Абрамович Гончаров, ему же приписывают и устроение нынешнего величественного иконостаса, но никаких бумаг, касающихся до сего дела, не сохранилось в монастырском архиве. Видно только, что в 1779 году Гончаров пожертвовал в монастырь сребропозлащенный ковчег, а в 1783 году 27 февраля монастырь получил впервые 50 процентов с капитала, внесённого им на вечные времена в Московскую сохранную казну, для поминовения своих родителей 18 . Двухпрестольный храм обители, надстроенный над нижней церковью и украшенный благолепным иконостасом, во вкусе рококо, делает честь и усердию строителя и искусству зодчего и составляет украшение обители, храм величествен извне, высок, светел и просторен внутри, окружен крытыми галереями, или ходовыми папертями, которые соединяют его с готической трёхъярусной колокольней и с корпусом настоятельских (или Архиерейских) покоев. Освящен 19 , как видно из надписей на крестах, водруженных под престолами обоих пределов, по благословению Митрополита Московского и Калужского Платона, в 1780 году, при настоятеле обители Никодиме. Из монастырских бумаг, (собрание коих начинается лишь 1782 годом), видно, что в 1783 году и последующих производилась постройка вокруг нижней церкви папертей, от северных и южных дверей вокруг алтаря. Паперть эта уничтожена в последствии при Епископе Никаноре в 1830 году 20 . В 1784 году, за достройку этих папертей выдано, по надлежащем освидетельствовании, из Калужской Казенной Палаты 493 руб. О стоимости работы можно судить потому, что за сделание на паперть и алтарь кровель и желобов к оным уплачено 30 рублей. В 1786 году снова отпущено на исправление ветхостей в монастыре, сверхположенных по штату, еще 250 рублей. В этом году производилась «надделка колокольни и установление на ней боевых часов». За сделание и постановку новых часов уплачено часовому мастеру купцу Дмитрию Васильеву Севостину 200 рублей. В этом же году сделаны на штатную сумму крытые переходы от настоятельской кельи до окружающих церковь галерей. Во второй половине 1786 года настоятель обители, при котором последовало окончательное устройство нового верхнего храма и все вышеупомянутые постройки Архимандрит Никодим перемещен в Лихвинский Покровский Добрый монастырь, а Лаврентьева монастыря настоятелем был назначен в сане игумена о. Феофан, управлявший сею обителью до самого обращения её в архиерейский дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Оренбург. Церковь Троицы Живоначальной (старая). /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Свято-Троицкая церковь была из первых временных церквей четвёртой по счёту, после Успенской соборной, Воскресенской госпитальной и Никольской казачьей (не считая Иоанно-Предтеченской домовой церкви И.И. Неплюева в его загородном доме). Построенная и освящённая в 1740 году на первый случай для Пензенского полка, «…в 1745 в Оренбург была перенесена из Самары, где до 1743 года находился центр управления Оренбургским краем». В 1744 году Троицкая стала военной церковью для переведённого из Уфы батальона Нижегородского полка. Сначала она была также деревянной, а потом в 1781-1786 годах (после пугачёвщины) перестроена заново в каменном виде. Из четырёх первых церквей только Троицкая сохранялась до советского периода. Другие же церкви прекратили своё существование: Успенская – в 1758 году с устройством взамен её Введенского каменного собора; Никольская – за сгоранием в 1786 году, а Воскресенская – за крайнею ветхостью и по случаю устройства в 1770 году взамен её Крестовоздвиженской церкви, перенесённой из упразднённой Воздвиженской крепости (на Сакмаре). Каменная Троицкая церковь начата была строительством в 1774 году на казённый счёт и на пожертвования горожан в память освобождения от полугодовой осады Оренбурга отрядами пугачёвского войска. По недостатку средств у прихожан после длительной и чрезвычайно бедственной осады города строительство церкви продолжалось восемь лет. Освящена она была по завершении строительства в 1783 году. Здание церкви неоднократно повреждалось во время городских пожаров, особенно 1786 и 1879 годов. Колокольню к церкви пристроили в 1807 году. В 1828-м были сооружены два придела: правый – в честь Успения Пресвятой Богородицы, левый – во имя святителя Николая Чудотворца, т.е. приделы воздвигли в память исчезнувших первых церквей – Успенской и Николаевской, главный же престол посвящён «имени Святыя Живоначальныя Троицы». В 1876 году на личные средства старосты церкви мещанина Григория Пожарского храм «обнесли чугунной оградой, основанной на широком фундаменте из местного гребенского камня, решётка которого отделялась чрез каждые четыре аршина каменными столпами: установили двое ворот, северные и южные, на обоих углах ограды северных ворот устроены были две небольшие лавки».

http://sobory.ru/article/?object=49338

Но Петр III оставался на российском престоле недолго. В результате очередного переворота к власти пришла его супруга – Екатерина II. Именным указом от 7 марта 1765 г. императрица приняла Корпус под свое непосредственное ведение. Управление Корпусом было возложено на генерал-поручика Ивана Ивановича Бецкого. В 1767 г. начальник 1-го Кадетского корпуса генерал-лейтенант Бранд отвел для лютеранской церкви старую одноэтажную пекарню в боковом флигеле главного корпуса; она была переделана и освящена. 600 В 1777 году по приказу генерала Пурпура в кирхе была устроена кафедра и алтарь. 601 Эту церковь могли посещать не только кадеты, но и все лютеране, жившие в соседних кварталах. В 1779 году отечественный историк Г. Богданов упоминал об этом храме как об одной из приходских церквей Санкт-Петербурга: «Кирка на Васильевском острову, при Кадетском корпусе». 602 А его собрат по перу – Федор Туманский, в своем очерке, опубликованном в 1792 году, также уделил этому храму несколько строк: «В Сухопутном Кадетском Корпусе лютеранская церковь заведена в 1732 году. Пастору производится жалования 370 рублей». 603 С 1786 по 1794 гг. Корпусом управлял генерал-адъютант граф Фридрих (Федор Евстафьевич) Ангальт, сын наследного принца Ангальт-Дессауского. Граф Фридрих Ангальтский (1732–1794), с 1783 года на русской службе. В 1786 г. граф получает пост Главного инспектора войск Петербургской губернии, а также Лифляндии и Эстонии. 8 ноября 1786 г. он становится главой Кадетского корпуса – самое важное его место службы в России. Вплоть до своей смерти в 1794 г. он возглавлял Кадетский корпус. Благодаря введению современных по тем временам методов воспитания, ежедневному посещению корпуса и личной симпатии, он, не имевший своей семьи, стал «отцом русских кадетов». Граф снимал вместе со своим слугой дом Штельпманна на Красном мосту через Мойку за Адмиралтейством. Уже в 5.00 часов утра после 45-минутной прогулки он был в корпусе и будил своих воспитанников словами «Вставайте, дети мои!». Зимой он шел прямой, но очень опасной дорогой, по льду замерзшей Невы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Аполлос, епископ Архангельский и Холмогорский (Байбаков Андрей Дмитриевич) Родился в 1745 году в Малороссии. С 1759 по 1767 год учился в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1767 году поступил в Московский университет на философский факультет. В 1770 году, окончив курс, поступил на должность корректора при университетской типографии. В 1772 году определен учителем поэзии в Московскую духовную академию. В 1774 году пострижен в монашество и назначен катехизатором и преподавателем риторики. С апреля 1775 года – ректор Троицкой духовной семинарии. В 1782–1783 годы был наместником Троице-Сергиевой лавры. 17 декабря 1783 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Московской духовной академии. В декабре 1785 года вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. В 1786 году назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 5 июня 1788 года хиротонисан во епископа Орловского и Севского. 26 октября 1798 года переведен на Архангельскую кафедру. С 16 октября 1799 года именовался Архангельским и Холмогорским. Скончался 14 мая 1801 года. Погребен в Холмогорском Преображенском соборе. Епископ Аполлос принадлежал к славной плеяде выдающихся учеников знаменитого митрополита Платона (Левшина ; †1812) и был известен в свое время как хороший проповедник, плодовитый писатель. Его произведения очень многочисленны и разнообразны. Кроме переводов и сочинений богословского характера он написал несколько руководств по теории словесности и др. В 1786 году Российская Академия наук единогласно избрала его своим членом. Труды: Правила пиитические российского и латинского стихотворения. – М., 1774, и 10-е изд. – М., 1826. Иеффай. Священная трагедия. – М., 1778; 2-е изд. – М., 1782. Натура и благодать, или некоторые существенные различия между чувствованиями натурального человека и человека духовного, в рассуждении вечного спасения, с приложением таблиц о должностях и качествах человека. – М., 1785. Христианский календарь на лето от Рождества Христова 1784 г. с присовокуплением нужных рассуждений для чтения на каждый день, наставления, как читать Священное Писание , и многих весьма любопытных известий. – М., 1784.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В окт. 1774 г. И. через посредничество Г. А. Потёмкина как «благонадежного предстателя к высокомонаршему лицу» испрашивал прибавки жалования. 13 мая 1780 г. встречал в Пскове имп. Екатерину II, направлявшуюся в Могилёв. 14 мая императрица присутствовала на литургии в псковском Троицком кафедральном соборе. Затем И. выехал в Полоцк, где 19 мая того же года снова приветствовал императрицу. В ризнице Троицкого собора до нач. 20-х гг. XX в. хранилась панагия с аметистами и бриллиантами, пожалованная И. имп. Екатериной II. 29 окт. 1783 г. проповедовал на открытии наместничества и присутственных мест в Риге. Первые годы управления И. Псковской епархией совпали с секуляризацией церковных имений, закрытием мн. малых мон-рей; только во Пскове - Успенского на Полонище, Илиинского на Запсковье, Нововознесенского, Воскресенского со Стадища, Любятовского , Гремячского во имя св. бессребренников Космы и Дамиана. В 70-80-е гг. XVIII в. территория Псковской епархии значительно расширилась за счет присоединения Порховского и Великолуцкого уездов из Новгородской епархии, Торопецкого у.- из Смоленской, Невеля и Полоцка - при первом разделе Польши (1772-1773), в то время как сев. часть Псковской земли (Гдовский у.) была передана С.-Петербургской епархии. В новые границы епархии вошел, в частности, Никандров в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь , прп. Никандр стал повсеместно чтиться как «Псковский чудотворец». Архиерею пришлось заново создавать систему управления епархией, к-рая увеличилась в размерах более чем в 2 раза. Для упорядочения быта и службы приходского духовенства и монашествующих И. разработал множество инструкций. В 1786 г. издал роспись приходов Пскова: из 50 церквей статус приходских сохранили 17, остальные стали приписными. При И. города Псковской губ. получили регулярную планировку, в уездных центрах построены каменные соборы: Преображенский в Опочке (1795), Троицкий в Острове (1790). По благословению И. были также построены и освящены каменные храмы в Лифляндской губ.: Екатерининский в Пернове (ныне Пярну, Эстония; 1769), Успенский в Дерпте (ныне Тарту, Эстония; 1783), Петропавловский собор в Риге (1786), а также церкви в Аренсбурге (ныне Курессааре, Эстония) (1784-1790), Верро (ныне Выру, Эстония) (1788-1792) и др. В Риге, Изборске, Острове, Гдове, Опочке, Новоржеве появились духовные правления.

http://pravenc.ru/text/468741.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010