Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕДЕОН [румын. Ghedeon] (Никитич; 1736 - 20.11.1788, Трансильвания), еп. Трансильванский в 1784-1788 гг. Серб по происхождению. Служил диаконом при еп. Трансильванском Дионисии (Новаковиче ; 1761-1767), затем протопопом в Абруде. Позже был поставлен во игумена серб. мон-ря Шишатовац. В нач. 1783 г. Г. был назначен викарием еп. Буковинского Досифея (Хереску). Несмотря на противодействия трансильванских римско-католич. и униат. епископов, австр. имп. Иосиф II по рекомендации митр. Карловацкого Моисея (Путника) издал указ 6 нояб. 1783 г. о назначении правосл. епископом Трансильвании Г., бывшего в то время архимандритом. Интронизация Г. состоялась в Сибиу 1 июля 1784 г. Став епископом, Г. принял действенные меры по активизации церковной жизни и укреплению дисциплины. Вскоре после занятия кафедры Г. ревизовал епархию, в результате были выявлены 120 552 правосл. семьи. В нач. 1786 г. епархия была поделена на 31 благочиние (протопопиат), к-рые охватывали 981 приход. С 19 мая 1787 по 20 июня 1788 г. Г. совершал объезды епархии, знакомился с состоянием дел в приходах, встречаясь со священниками и с благочинными, наставляя их в деле окормления паствы. Г. уделял особое внимание подготовке буд. священников. Каждый кандидат в священники, согласно распоряжению Г. 1784 г., обязательно должен быть грамотен, знать катехизис и церковное пение. Для этих целей Г. предложил организовать семинарию. Венский двор не принял его предложение. Однако в 1786 г. в Сибиу открылись педагогические курсы для буд. учителей, на к-рых готовили одновременно и священников. Г. был похоронен в ц. Параскевы Пятницы в Рэшинари. Все оставшееся после его смерти состояние пошло на строительство храма в Сибиу и на учреждение фонда помощи малоимущим священникам. Лит.: P curariu M. IBOR. Vol. 2. P. 492-494. Рубрики: Ключевые слова: ДАМАСКИН (Даскэлул) (ок. 1660 - 1725), еп. Рымникский Унгро-Влахийской митрополии, общественный деятель, переводчик и изд.

http://pravenc.ru/text/161872.html

Шеланга. Церковь Рождества Христова. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова , Николая Чудотворца Архитектурные стили: Барокко , Классицизм Год постройки:Между 1783 и 1786. Колокольня - первая половина XIX века. Адрес: Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, село Шеланга, улица Школьная, д. 26. Координаты: 55.52735, 49.005435 Проезд: Из Казани выехать на автодорогу М-7 Москва - Уфа в сторону Москвы. На развязке через 6 км после моста через Волгу повернуть налево на автодорогу Р-241 Казань - Ульяновск. Через 7,5 км на перекрестке с круговым движением (повороты на Верхний и Нижний Услон) повернуть направо в сторону Ульяновска. Чер ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани выехать на автодорогу М-7 Москва - Уфа в сторону Москвы. На развязке через 6 км после моста через Волгу повернуть налево на автодорогу Р-241 Казань - Ульяновск. Через 7,5 км на перекрестке с круговым движением (повороты на Верхний и Нижний Услон) повернуть направо в сторону Ульяновска. Через 6 км повернуть налево по указателю " Камское Устье " . Через 16 км повернуть налево по указателю Шеланга. Еще через 3,5 км проехать по низу оврага, где главная дорога поворачивает круто направо. Примерно через 1,5 км после нижней точки оврага повернуть налево, на асфальтовую дорогу, ведущую в центр села. Через 900 метров церковь будет слева от дороги. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь была построена в 1783-1786 гг. на средства помещицы Марии Николаевны Нарышкиной. Придел освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая. Колокольня была построена немного позднее в первой половине XIX в. Храм выстроен в традициях нарышкинского барокко, колокольня в стиле классицизма. В конце XVIII в. обстановка в приходе была сложной, поскольку большую часть населения Шеланги составляли старообрядцы Белокриницкой иерархии, поэтому в большом и богатом селе храм был бедным. Настоятель - иер. Алексей Ситников. Информация с сайта Татарстанской митрополии РПЦ

http://sobory.ru/article/?object=02557

В 1779 году Ильинский был секретарем московской духовной консистории, в 1780 г. протоколистом московской синоидальной конторы. И на новом месте службы находил он время для занятий литтературою 325 . Скончался в 1795 году. 4) Амвросий (Авраам) Серебренников, вятской епархии , села Отчины дьячков сын. Учился в вятской семинарии, и из учителей оной переведен в Троицкую семинарию на кафедру греческого языка, потом риторики в августе 1773 года. Пострижен в монашество 14 августа 1775 года, а 28 августа определен префектом и присутствующим в радонежском духовном правлении. В 1776 году После Ильинского переведен на кафедру философии. В июле 1778 года перемещен в качестве префекта в московскую славяно-греко-латинскую академию. Скончался в 1792 году в Полтаве в сане архиепископа, – экзарха молдовлахийского. 5) Мельхиседек (Михаил) Заболотский, села Махры дьяконов сын. Учился в Троицкой семинарии, и в начале 1775 года определен в ней учителем нисшего класса, в 1776 г. – высшего; и пострижен 5 августа 1777 года; в июле 1778 г. опредлен префектом. В 1783 г. ректор. 6) Мефодий (Михаил) Смирнов. Сын священника нз села Алексина владимирской епархии. Учился в Троицкой семинарии, а окончил курс в 1782 г. в московской академии, куда перемещен был с целью – изучить греческий язык в московском греческом монастыре. По окончании курса, 1 сентября 1782 г. определен учителем греческого и еврейского языков в Троицкую семинарию. Пострижен в монашество 6 декабря того же 1782 года. 12 декабря 1783 г. определен префектом, и вместе с философией преподавал и еврейский язык. С октября 1785 года ректор семинарии. 7) Илиодор (Иаков) Протопопов, учитель греческого языка в московской академии. Пострижен в монашество 10 августа 1785 года в Заиконоспасском монастыре, и 9 октября того года определен префектом Троицкой семинарии, с предоставлением ему кафедры в риторическом классе. В октябре 1786 г. переведен на кафедру философии (по увольнении Рижского). В 1788 г. уволен в орловскую епархию. 8) Евлампий (Евфимий) Введенский, сын дьячка юрьевского Введенского девичьего монастыря. Поступил учиться в Троицкую семинарии в 1771 году. По окончании курса в 1781 году, опредлен учителем синтаксии в Троицкой семинарии. В 1786 году переведен учителем риторики и поэзии в перервинскую семинарию. Пострижен в монашество 14 августа 1787 года на Перерве. В конце того же месяца и года возвращен в Троицкую семинарию и принял должность учителя риторики. 4-го генваря 1789 года онределен префектом, а в 1792 году ректором Троицкой семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

2004. σ. 317-318, σημ. 668; Kontouma-Conticello. 2010). Прп. Афанасий Паросский в письме Панагиоту Паламе защищает труд Неофита (сведения об авторстве анонимного сочинения прп. Афанасий получил от некоего молдав. монаха, с к-рым встречался в Фессалонике). Основное внимание Афанасий уделяет проблеме анонимности, доказывая, что ничего противного истине в анонимном издании книг, направленных на защиту правосл. веры, когда таковое вынуждено теми или иными обстоятельствами,- нет. В 1786 г. прп. Афанасию пришлось отвечать уже на критику деятеля греч. просвещения Сергия Макреоса, направленную против книги, изданной в 1783 г. Его письмо, в ответ на которое прп. Афанасий Паросский составил апологию, имело широкое хождение на Св. Горе весной 1786 г.- это обстоятельство, вероятно, и подвигло известного К. к решительным действиям ( Αραμπατζς. 2006. σ. 387-391). Письмо прп. Афанасия озаглавлено так: «Апология в отношении написанного дидаскалом Сергием и посланного на Св. Гору против священнейшей и непорочнейшей книги, учащей о постоянном божественном причащении». В этом сочинении прп. Афанасию снова приходится защищать анонимность книги, используя те же аргументы, к-рые он применил при защите издания 1777 г. Далее прп. Афанасий опровергает иные обвинения Сергия Макреоса, в частности, доказывает искусность составителя книги как переводчика святоотеческих текстов (практически все святоотеческие цитаты в издании 1783 г. приводятся также в переводе на новогреч. язык: именно эти переводы привлекли внимание дидаскала и вызвали его недовольство). Макреос обвинял составителя книги в перетолковании святоотеческих высказываний, в особенности принадлежащих свт. Иоанну Златоусту и прп. Симеону Новому Богослову , однако никаких конкретных примеров он не привел. Прп. Афанасий, напротив, тщательно указывает страницы и анализирует смысл толкований и переводов. Отдельные указания Макреоса приводят прп. Афанасия к мысли, что тот вовсе не читал разбираемой книги целиком, а то и вообще ее ни разу не раскрывал ( Μανφης, Αραμπατζς.

http://pravenc.ru/text/1841760.html

" Первый губернский архитектор Филимон Росляков " Киров, 2015 Информационный дайджест http://ru.calameo.com/books/004583491bd25b5199a1f Село Екатерининское - Троицкая церковь, каменная, построена в 1775 году; расстоянием от г. Вятки в 115 вер., от уездного города в 20 вер.; кладбищенская церковь, деревянная, постр. в 1865 г., часовня Девятериковская, постр. в 1859 г.; причта по штату положено; 3 св., 1 дъяк., 3 пс.; квартиры для причта казенныя, кроме свящ. Люминарскаго и псал. Пестова и Попова, которые имеютъ свои дома; земли; по плану 16 д. пах. и сенок., прикладных 93 д. 726 с.; братский денежный доход: св. 670 р. 44 к.. дъяк. 446 р. 96 к., псал. 223 р. 48 к.; прихожан: правосл. рус. 4439 м. п., 4617 ж. н.; приход состоит из 123 селений, расст. 0,5-10 вер. Село расположено на ровной безлесной местности; реки около села нет. В селе церк.-прих. и земская школы, а в приходе школ нет. Прихожане все земледельцы; ремесел нет. Многие ходят на заработки в Сибирь и другие места. В селе есть фельдшер, акушерка и волост. правл.; парох. прист, и ст. ж. д. в г. Котельниче. Село стоит на проселочной дороге. В археологическом отношении замечателен только иконостас в холодном храме, резбенный, суздальской работы, куплен в Котельническом Троицком соборе в 1783 году 9 сент., поновлен в 1851 г. " . Село Екатерина образовано в 1701 г. Первая церковь поставлена в 1701 г. Троицкая церковь построена в 1773-1783 гг., холодный храм выстроен 23 ноября 1786 г. В нем резьбенный иконостас суздальской работы, куплен в Котельничском Троицком соборе в 1783 г., обновлен в 1851 г. Приход состоял из 123 селений. В селе волостное управление, медицинский пункт, церковно-приходская и земская школы. Все жители были земледельзами, многие ходили на заработки в Сибирь и другие места. Троицкая церковь была закрыта в 1939 г., здание в 1983 г. принято на Госохрану решением Кировского облисполкома. В 1995 г. здание Троицкой церкви включено в перечень объектов исторического и культурного наследия общероссийского значения.

http://sobory.ru/article/?object=12956

Странно еще, что о времени последней постройки его, т.е. после первой/каменной Спасской церкви/1693 г., не упоминается ни во «Временнике» ни в «Истории вятской», ни в частных чьих либо записях, тогда как в первых двух о построении всех прочих здешних городских каменных церквей говорится определенно. Можно думать, что в клировой ведомости не остался ли 1767/1769/год прежней постройки сего собора, и что по этому и годы освящения придела Екатерининскаго 1770-й, и храма Казанской Богоматери 1786-й/1783?/не остались ли также прежние? Любопытно бы знать иные документы постройки сего здahiя кроме указания клировой ведомости». Источники информации: http://spasskysobor.ru , «Вятские Епархиальные ведомости», 18 за 1865г., 1 за 1873г., «Известия ИАК» 44 за 1912г. Спасский собор построен в Троицком приходе, вместо сгоревшей в 1679 г. деревянной Троицкой церкви. Собор построен каменный, окончен стройкой 13 августа 1693 г., а 15 августа освящен во имя Нерукотворенного образа Спасителя. С сего времени церковь стала называться Спасским собором. В 1752 г. 20 июля собор погорел, осталась одна придельная церковь Екатерининская. После пожара собор построен в 1769 г. двухэтажный, ныне существующий, по указу Вятской духовной консистории от 1761 г. Придел теплый в честь Св. Великомученицы Екатерины освящен 28 июля 1770 г., а теплый храм во имя иконы Казанской Божией Матери освящен 8 июля 1783 г. Главный храм в верхнем этаже освящен 16 августа 1797 г.; левый в нижнем теплом храме во имя Рождества Пресвятой Богородицы освящен 8 ноября 1800 г. 7 сентября 1816 г. освящен южный престол холодного храма в честь Вознесения Господня, а северный престол того же храма освящен 29 июня 1818 г. в честь Св. Апостолов Петра и Павла. В настоящее время в соборе те же престолы, а именно: в нижнем теплом – средний Казанско-Богородицкий, левый Рождество-Богородицкий, правый Екатерининский; в верхнем холодном этаже: главный – во имя Нерукотворенного образа Спасителя, южный – Вознесенский и северный – Петропавловский.

http://sobory.ru/article/?object=08731

Декабря 6-го дня 1782 года церковь сия действительно заложена, а Июня 12 дня следующего 1783 года окончена. Игумен Феодосий, донося о том преосвященному, просил нового архипастырского благословения, с антиминсом, на освящение новоустроенной церкви. И в том проситель удовлетворен, выдачею ему святительской грамоты и антиминса, в принятии которых Феодосий, 1783 года Июня 13 дня, сам расписался. Полагать можно, что церковь в это же время освящена; впрочем ненадолго. Ибо в 1784 году, с дозволения уже святейшего Синода, по прошению игумена, им игуменом основана на подворье, в том-же наименование, новая каменная церковь, которая в 1786 году постройкой кончена, а 1787 г. Мая 18 дня, по благословению Амвросия, архиепископа Екатеринославского, на антиминсе, выданном от преосвященного Никифора архиепископа для деревянной церкви, освящена соборно самим игуменом Феодосием. Сия-то церковь существует теперь в Бизюковом монастыре и есть в нем главная. А куда девалась первая деревянная и по какому поводу она так скоро уничтожилась, в делах свидетельства не встречается. Говорят только, что она сооружена была, яко бы на высоком месте, «городок» называемом, которое действительно находится при монастыре и окружено глубокою балкой или оврагом, который, по его глубине, «пропастным» называют; отчего и самому монастырю простые люди дают такое же название. Так как восход на такое место весьма затруднителен, то построение церкви на нем игумену Феодосию вдруг не полюбилось, и он немедля расположился, основать и построить другую церковь каменную, существующую теперь. Села Светло-польского, Димитриевская, дер. Александрийск. у. Села Тимофеевки, Покровская, дер. Бобр. у. Села Анновки, Предтеченская, Бобр. у. Села Табурища, Михайловская, дерев. Бобр. у. Церковь сия не есть первоначальная, но прежде оной была другая того же именования, как явствует из находящихся при ней метрических книг с 1774 года. Селение существовало до прихода Сербов и было населено Малороссиянами. Села Онофриевки, Предтеченская, камея.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

С 20 янв. 1754 г. Костайницко-Зринопольской епархией управлял еп. Иосиф (Стоянович, † 1775). В 1769 г. епархия была упразднена, а епископ отправлен на пенсию. После смерти еп. Даниила еп. Иосиф с титулом «Горно-Карловацкий» был поставлен над приходами обеих епархий, окончательно их объединив. В 1774 г. он снова ушел на пенсию. Еп. Петр (Петрович ; 1774-1783) организовал епархиальную консисторию, к-рая работала, не учитывая регламенты 1777 и 1779 гг., ограничивавшие сербов в правах (Там же). 2 нояб. 1783 г. на кафедру был поставлен еп. Иоанн (Йованович, впосл. епископ Бачский, † 1805), к-рый достроил резиденцию в Плашках. С 1786 г. на кафедре служил еп. Геннадий (Димович, † 1796), к-рый добился от местной власти исполнения нек-рых законов в отношении к православным: впервые австр. офицер был оштрафован за оскорбление священника. Стефан (Авакумович ; 1798-1801) перенес кафедру из Плашек в Карловац. Его преемники особое внимание уделяли образованию: еп. Петр (Йованович Видак ; 1801-1806) распорядился проводить для всех желающих при церквах катехизаторские собрания, в 1802 г. открыл церковную школу в Плашках, в 1804 г. там же - славяно-серб. школу. В 1809 г. по Шёнбруннскому мирному договору между Австрией и Францией территория Г.-К. е. перешла к Франции. Новые власти повелели еп. Моисею (Миоковичу; 1807-1823) управлять епархией самостоятельно, независимо от Карловацкой митрополии. В 1810 г., после объезда приходов, маршал О. де Мармон рапортовал, что в епархии нет школ, а священство живет очень скудно. Еп. Моисей попросил генерала разрешить реорганизацию приходов и открытие 10 начальных школ и богословских семинаров в Карловаце и адм. центре каждой провинции. В том же году в Плашках была открыта богословская школа, к-рая просуществовала до 1812 г. В 1813 г. в епархии насчитывалось 156 приходов, на к-рых служили 317 священников и 27 диаконов. Еп. Лукиан (Мушицкий; 1828-1837) в 1826 г. еще как администратор епархии открыл школу в Плашках с курсом обучения в один семестр, а затем школу для священников. В это время к епархии относились и нем. школы, в 1832 г. их насчитывалось 38, более 1/3 общего числа. Были открыты еще 4 серб. школы.

http://pravenc.ru/text/166231.html

Вторым фасадом, как видно из приведенной евангельской надписи, храм основан был в 1632 г. на том же месте. Те же старожилы, которые очень помнят его в последнем времени существования его, говорят о нем так: он был деревянный, небольшой, низенький. С одним престолом, о трех главах, покрыт гонтой и столь ветх, что углы опадали сами собою, во многих местах бревна от древности выдавались концами из стен; материалы впрчем были уже приуготовлены для новой церкви деревянной. В этом храме молились 150 лет, до 1783 г., когда был он закрыт и имущество его перенесено в Преображенскую церковь. Говорят, что до такой ветхости храм доведен был каким-то воспрещением строить новый и починять старый храм. Замечательно, что около того же времени перестраивалась в Котельве и другие церкви, и именно: Трех Святительская, ныне Вознесенская 1779 г., Николаевская 1779 г., Преображенская 1782 г. и Покровская 1785 г., что указывает на одинаковость обстоятельств, т.е. на какое-то воспрещение починять храмы. Не было ли это следствием того, что котелевские казаки, еще с 1710 г. поставленные в зависимость от Ахтырского полкового начальства, по делам церковным упорно хотели оставаться под ведением киевского митрополита. Известно, по крайней мере, что только в 1786 г. дела церквей Котелевских, Млинской и Деревской переданы были в Белогородскую Консисторию. В третьем фасаде церковь Троицкая заложена была в мае 1783 г. наместником, священником Иоанном Верцинским и товарищем по церкви, священником Андреем Пуковским, по благословению киевского митрополита Гавриила, вблизи первого ее места, несколько к юго-западу. При постройке были приходские священники: наместник Верцинский и Андрей Пуковский, ктиторы: Аким Коваленко, Петр Тимошенко и Кирилл Лучко. Наместник Верцинский, происходивший из дворян и имевший очень хорошее состояние, более всех жертвовал на построение храма и более других заботился о его окончании. Храм устроен был с одним престолом, о пяти главах, покрыт гонтой, снабжен новой утварью и освящен тем же наместником Верцинским 1787 года декабря 9 дня, по благословению преосвященного Феоктиста, епископа белогордского и обоянского. В 1808 году мая 21 дня в 3 часа по полудни с юго-запада нашла страшная дождевая туча, из которой последовал сильный удар в залом северного притвора, и церковь сгорела до основания. Святыня и имущество ее вынесены и в третий уже раз были перенесены в Преображенскую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=52640

Никольский мон-рь. Фрагмент панорамы «Вид Киево-Печерской крепости». 1783 г. Неизвестный художник Первая ведомость о количестве монастырей в К. е. была представлена в Синод в 1722 г., но она не была исчерпывающей. Полный список мон-рей известен на начало правления митр. Тимофея (Щербацкого) (1748), тогда Киевской кафедре подчинялось 34 мужские и 12 жен. обителей. Их количество практически не менялось до 1786 г. В 1775-1783 гг. в К. е. действовали следующие муж. мон-ри (в скобки взяты приписные обители): Максаковский Киселевский Преображенский, киевский Софийский кафедральный (Зазимская Николаевская пуст., Моровская Онуфриевская пуст., Кудрявское подворье, Шулявское подворье), Пустынно-Николаевский (Пивогородский Николаевский), киевский Златоверхий Михайловский (Красногорская пуст., Липянская Онуфриевская пуст.), киевский Братский Богоявленский, киевский Выдубицкий Михайловский, киевский Кирилловский Свято-Троицкий, киевский Петропавловский, батуринский Николаевский, гадячский Красногорский Николаевский (гадячский Красногорский Преображенский скит), Гамалеевский Пустынно-Харалампиевский, глуховский Петропавловский, Густынский Свято-Троицкий (Деймановский скиток), козелецкий Георгиевский (козелецкий Свято-Троицкий), Мгарский Преображенский (Слепородский Успенский скит, Онуфриевский «дворец»), нежинский Благовещенский (нежинский Ветхорождественский Рождества Пресв. Богородицы), Нехворощанский Успенский (Сокольский Преображенский), полтавский в честь Воздвижения Креста Господня жен. мон-рь , Пустынно-Скельский Преображенский. В тот же период существовали жен. монастыри: киевский Богословский, киевский Иорданский, киевский Флоровский, Быстрицкий Вознесенский, Великобудищский Преображенский, глуховский Успенский, Ладинский Покровский, Мутинский Златоустовский, нежинский Введенский, Новомлинский Успенский, Пушкаровский Вознесенский. На территории К. е. действовали 2 ставропигиальных монастыря - Киево-Печерская лавра (с подворьями) и Межигорский мон-рь (с 2 приписными мон-рями). Особым статусом обладал Софийский мон-рь. На его территории размещались резиденция митрополита, органы епархиального управления. Мон-рь служил своеобразным кадровым резервом для кафедры.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010