Я знаю ваше усердие к службе мне и ревность к добру общему, а потому удостоверена, что ваше преосвященство примете труд поспешить доставлением таковых студентов из семинарии епархий-вашей, псковской и других самых ближайших, и что выбор сих людей сделан будет со всем нужным уважением на пользу дела. Ваше преосвященство согласитесь с преосвященным архиепископом псковским, коего усердие и добрая воля мне известны, и распорядите по лучшему вашему усмотрению об исполнении. Пребываю вам доброжелательная Екатерина, 5 марта 1785 года.» Во втором рескрипте государыня еще более сложную задачу возлагала на митрополита. Она писала: «Преосвященный митрополит новгородский и с-петербургский Гавриил! Как для снабжения остальных шестнадцати губерний потребным числом учителей к открытию в них народных училищ и сверх того для посылки в Англию ради обучения разным полезным знаниям потребно сто человек, -то и желаем, чтобы ваше преосвященство снёсшиеся с преосвященным митрополитом киевским и с прочими архиереями о присылке в комиссию народных училищ из киевской духовной академии тридцати, из черниговской и переяславской семинарии по пятнадцать, да из прочих ближних епархий-сорока человек. Выбираемые к сему люди должно уже иметь довольные основания в науках, какие в оных духовных училищах преподаются, и природными своими способностями обещать впредь вящшие успехи в тех занятиях, коим они для главных народных училищ будут обучаемы. Притом поведение и нравы их долженствуют соответствовать не отменно качествам и способностям их разума. Пребываю, впрочем, вам благосклонна Екатерина. 30 октября 1786 г.» Императрица вообще старалась отличать выдававшихся своими заслугами иерархов. С этого времени начинает входить в практику награждение заслуг иерархов почетным титулом члена Святейшего Синода. Насколько нам пришлось заметить первым из иерархов, удостоенным этого титула, был Георгий Конисский , епископ могилевский. В том самом указе, 22 сентября 1783 года, в коем Гавриил новгородский переименован был митрополитом, Георгий Конисский , с возведением в сан архиепископа, почтен наименованием синодального члена.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Такая интерпретация Бердяева находит подтверждение в другом произведении Соловьева, озаглавленном Смысл любви 1780 , где автор говорит о том, что сексуальные отношения предназначены стать образом духовного единства, сначала индивидуального, между людьми, а затем – всего человечества с Богом. Женщина является символом всеобъемлющей любви, дающей жизнь вселенной. Именно к такой реализации, к такому воплощению стремится сама вечная Женственность, которая не есть лишь пассивный образ в Духе Божием, но живое духовное существо, обладающее полнотой силы и действия. Весь универсальный исторический процесс есть процесс ее реализации и воплощения в великом множестве форм 1781 . И о. С. Булгаков говорит о любви, соединяющей через принесение себя в дар: София – это не только любимая, но и ответно любящая, и через эту взаимную любовь она получает Все, она есть Все – ens realissimum, Все-единство. В этом смысле она женственна и восприимчива, она есть «Вечно-женственное» 1782 . Мировая душа Истина всегда живая, а душа оживотворяет сущее. И значит, Премудрость предстает как «мировая душа» 1783 . Это выражение – очень древнего происхождения. И Отцам оно пришлось по душе, они отождествляли ее со Святым Животворящим Духом, Который всюду пребывает и все Собой наполняет 1784 . Христианские поэты воспевали красоту обоженного космоса, и софиологи выражали ту же самую истину. Софийная природа мира, стенающая от того, что покорилась суете (см.: Рим. 8 :19–23), является нам в красоте природы, в гармонии ее движений, во внутреннем ритме ее бытия. Птицы, поющие Богу хвалу и уже самим своим бытием славящие Бога, не есть ли «самосвидетельство» Премудрости, Софии, души мира? 1785 Для русского человека явленный оживотворенный мир – это мать-земля. И о. С. Булгаков , не колеблясь, отождествляет Софию с «землей», над которой носится Божественный Дух, пробуждая в ней «семенные логосы» бытия 1786 . Осуществление того, что заложено в Премудрости Божией, в эмпирическом мире не совершается мгновенно; оно происходит через развитие богатого содержания тварной Софии, через историю мира. Именно в этом богатстве черпает мир реальность бытия, необходимого ему для его развития 1787 . И потому изучать мир означает, по слову архиеп. Никанора (Бровковича) , постигать «творческую природу-мать», которая предоставляет нам возможность возрастания и соединения с Богом 1788 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

3. Фрагмент кладки сводчатого перекрытия. 4. Цветовое решение фасадов, включая цвет кровельного материала на 1911 г.: стены - белый; покрытие - зеленый. Предмет охраны может быть уточнен при разработке научно-проектной документации в процессе проведения ремонтно-реставрационных работ. Эксперт Авдеев В.А., Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Новосибирской области, г. Новосибирск, 30 октября 2019 г. Проект Михаило-Архангельского храма для села Легостаевского в стиле классицизма был составлен первым профессиональным архитектором Колывано-Воскресенских заводов Андреем Ивановичем Молчановым (1765 - после 1824). Этот проект сохранился в фондах Государственного Архива Алтайского края (Барнаул), и опубликован доктором искусствоведения, проф. Т. М. Степанской в ее книге «Архитектура Алтая». А.И. Молчанов родился в семье солдата. Отец умер, когда сыну не исполнилось и десяти лет. В 1772 году Андрей поступил в горную школу при Барнаульском сереброплавильном заводе, обучавшую 20-30 учеников из детей солдат и драгун. Обучение велось на двух отделениях: математическом, где изучали арифметику, геометрию, тригонометрию и немецкий язык, и словесном, где учили писанию прописью, азбуке, чтению часослова и сбору лекарственных трав. Обычно ученикам давали возможность что-то заработать на разборе руд. Т. Степанская предполагает, что Молчанов учился на математическом отделении. В 1781 году он поступил на службу в Колывано- Воскресенские заводы учеником плотника. В 1783 году он уже «ученик механический», а в следующем году - ученик «маркшейдерский». В послужном списке Молчанова указывается: «С (...) определения в службу при барнаульской чертежной (...) был за описанием рек, рудников и других мест при офицерах». В 1786 году, по распоряжению начальника Колывано-Воскресенских заводов К.С. Качки, Андрей Молчанов был направлен для обучения архитектуре в Петербургскую Академию художеств. Учеба его продолжалась до 1790 года. Андрей Иванович вышел из Академии убежденным классицистом. Вернувшись в Барнаул, начал служить при каменном и деревянном строении и при чертежной, погружался в многочисленные заботы и обязанности. Ему надлежало содержать в порядке пильные мельницы и прочие заводские строения не только в Барнауле, но и во всех алтайских рудниках и заводах.

http://sobory.ru/article/?object=51158

И. Суворов, видя хилое сложение сына, предназначал его к гражданской службе, но вследствие неодолимого влечения мальчика к военному делу записал его рядовым в лейб-гвардии Семеновский полк. В 1745 г. Суворов поступил на действительную службу, которую стал нести весьма ревностно, закалил свое здоровье, отлично переносил усталость и всякие лишения. В 1754 г. произведен в офицеры, а на боевое поприще впервые выступил во время 7-летней войны; участвовал в сражении при Кунерсдорфе и в набеге Чернышева на Берлин. Командуя с 1763 г. Суздальским пехотн. полком, выработал свою знаменитую систему воспитания и обучения войск на основании боевых опытов. В 1768 г. участвовал в боевых действиях против польских конфедератов, проявив здесь блестящие дарования. Его победы под Ландскроною, Столовичами и овладение Краковом, сильно повлияли на исход войны, результатом которой был первый раздел Речи Посполитой (1772). В 1773 г. произвел два победоносные поиска на Туртукай, одержал победу над турками у Гирсова, а 9 июня 1774 г. нанес им решительное поражение при Козлудже, повлиявшее на исход войны. До 1779 г. командовал войсками на Кубани и в Крыму. В 1779 г. получил в командование Малороссийскую дивизию, а в 1782 г. Кубанский корпус. После присоединения Крыма к России (1783) усмирил ногайских татар. В 1786 г. назначен начальником Кременчугской дивизии. С началом турецкой войны 1787–1791 гг. командовал Кинбурнским корпусом, на который возложена была оборона Черноморского побережья, участвовал в осаде Очакова (1788). В 1789 г. командуя дивизией в армии Репнина, разбил турок при Фокшанах и Рымнике, за что получил орден св. Георгия I ст. и титул графа Рымникского, а от Австрийского императора – титул графа Священной Римской империи. В 1790 г. взял штурмом Измаил. С августа 1794 г. действовал на театре польской инсуррекционной войны, где одержал ряд блестящих побед и был награжден званием генерал-фельдмаршала. В 1796 г. назначен начальником Российских военных сил в южных и юго-западных губерниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После кончины Ахмада аль-Мансура в 1603 г. династический режим Саадитов вступил в полосу упадка. На этом фоне постепенно возвысилось др. шарифское семейство Филалидов, к-рые в 30-х гг. XVII в. объединили значительную часть Юж. Марокко с центром в Сиджильмасе. Их предводитель Мулай Мухаммад аш-Шериф провозгласил себя имамом (1631) и одержал решающую победу над своими главными соперниками - марабутами завии Дила. В 1659 г. его сын Сиди Мухаммад вытеснил саадидских султанов из Марракеша, но вскоре был убит своим братом Мулай ар-Рашидом, который стал 1-м полновластным государем новой династии (1664-1672). В XVII в. в основном через завии происходила интеграция тарикатов в марокканское общество. Сакрализация образов наиболее прославленных наставников делала их захоронения местами паломничества как богословов, так и рядовых верующих, почитающих их мистическую благодать (барака). Значительное укрепление центральной власти выразилось в становлении т. н. системы махзена (араб.- «казнохранилище») - деспотического правления, при котором за султаном М. признавался авторитет халифа и «повелителя верующих». Она достигла апогея при сыне ар-Рашида Мулай Исмаиле (1672-1727), который основал новую столицу Мекнес и заметно расширил отношения с европейцами. Он создал мощный военно-административный аппарат, который противопоставил влиянию торговцев-фаси и богословов-улама, периодически не подчинявшихся и не уплачивавших налогов. В 1708 г. городские улама только под угрозой ареста и конфискации собственности узаконили набранную Исмаилом гвардию «абид аль-Бухари» («рабов аль-Бухари», по названию суннитского сборника хадисов, на к-ром присягали гвардейцы-невольники), а в 1720 г. султан, чтобы пополнить казну, захватил Фес, где реквизировал огромные средства. После смерти Мулай Исмаила последовала череда дворцовых переворотов, а султанская власть признавалась только в главных городах. Чтобы покончить с засильем непокорных «абид аль-Бухари», сын Исмаила Мулай Абдаллах (1727-1757, с перерывами) стремился опереться на араб. полукочевое ополчение удайя и берберские племена Ср. Атласа, а его преемник Сиди Мухаммад ибн Абдаллах (1757-1790) в 1760-1770 гг. подчинил удайя Феса, а позднее распустил и гвардию «абид аль-Бухари». Одновременно он отнял у португальцев Мазаган и в 1765 г. основал порт Могадор (ныне Эс-Сувейра). В 1767 г. для получения доходов от таможенных пошлин и от сборов за предоставление монополий Сиди Мухаммад подписал первые капитуляционные соглашения с Францией и Испанией. В 1777 г. он первым из всех глав гос-в признал независимость США и в 1786 г. заключил с ними договор о мире и дружбе, что обострило отношения с Великобританией. При осаде Гибралтара (1779-1783) Сиди Мухаммад поддержал испанцев, удалив из своих владений британского консула и более 100 его соотечественников.

http://pravenc.ru/text/2562382.html

На фоне ослабления гос-ва усиливались позиции дворянства. Помещики бесконтрольно эксплуатировали крестьян, особенно в отданных в аренду герцогских поместьях. В 1711 г. в Лифляндии началась реституция земель, т. е. возвращение имений их прежним владельцам. По ее результатам в распоряжении имперской казны осталось ок. 25% земель, часть же оказавшихся без хозяев земель передавалась помещикам для увеличения мызной запашки. Восстановление хозяйства сопровождалось ростом барщины и натурального оброка. Помещики получили полное право распоряжаться жизнью и имуществом крестьян. В 1726 г. был отменен закон о получении беглыми свободы после 2 лет жизни в Риге. Крестьянам запрещалось торговать на рынке. Сами помещики стремились монополизировать торговлю сельскохозяйственными продуктами на внутреннем рынке, вызвав этим недовольство городов. Для повышения доходов помещики начали создавать в имениях крепостную мануфактуру. В сер. XVIII в. по экономическому развитию Лифляндия достигла уровня довоенного времени. Однако сохранение крепостного права мешало введению агротехнических новшеств и развитию товарного земледелия. С обоснованием необходимости отмены крепостного права выступили прибалт. просветители (И. Г. Эйзен в 1764; Г. Меркель в 1796). В 1765-1784 гг. в Лифляндии прошли крестьянские волнения, переросшие в 1771, 1784, 1802 гг. в восстания, которые были подавлены войсками. Имперское правительство, обеспокоенное разорением крестьянских хозяйств и усилением сопротивления масс, заставило помещиков принять меры, сохранявшие крестьянские хозяйства (сокращение и фиксация размеров барщины и оброка, разрешение крестьянам продажи избытков продуктов на рынке, ограничение бесконтрольного распоряжения личностью крепостного и др.). В 1783-1786 гг. на Лифляндию была распространена общегос. система административного и судебного управления, поставившая под контроль правительства высшее управление автономией и судебную власть над крестьянами. Введена общероссийская система управления городами, бюргерские права на основании имущественного ценза стали предоставляться лицам нем., рус. и латыш. происхождения. С 1797 г. на латыш. крестьян распространена рекрутская повинность.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОВНИР Степан (Стефан) Демьянович (1709, мест. Воронков Переяславского полка; по др. данным, 1695, с. Гвоздов Киевского полка - 1786, Киев), каменных дел мастер Киево-Печерского мон-ря. Наст. фамилия- Кришталевский (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 послушническ. Д. 16-к. Л. 1 об.). Прозвище Ковнир (в документах XVIII в.- «Ковнр», «Ковнер») получил от укр. «kobhip» или «kobмip» (воротник). Утвердившиеся в ХХ в. биографические сведения о К. как об архитекторе, крепостном Киево-Печерской лавры, подверглись значительной корректировке исследователем В. А. Шиденко на базе материалов ЦГИАК ( Шиденко. 1990). Оригинальные документы содержат хронологические и фактические расхождения, т. к. часто составлены на основе устных свидетельств. Дата рождения (1709) установлена по самому раннему из них. В 1766 г., во время генеральной переписи населения в Киеве, К. утверждал, что род. в Воронкове в семье «посполитого»; в «доношениях» 1783 и 1785 гг. показывал, что отец его «польский шляхтич», а место рождения - с. Гвоздов (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 послушническ. Д. 16-к. Л. 1). Шиденко предполагал, что в с. Гвоздов семья К. переехала вскоре после его рождения, и когда требовались документы о происхождении и вероисповедании (напр., при поступлении в мон-рь), К. проще было получить их у священника по месту последнего долгосрочного проживания. В возрасте ок. 30 лет К. поселился у своей сестры Анны среди мастеров-каменщиков в Печерском местечке Киева, на земле Киево-Печерской лавры, и добровольно записался в лаврские подданные. До него на Печерске обосновались его родственники-«муровщики» - зять Гаврила Фёдорович и младший брат Олифер (Елиферий) (принимал участие в строительстве Большой лаврской колокольни, Андреевской ц. в Киеве, Успенского собора в брянском Свенском мон-ре). Сведения о том, что брат, зятья, 1-й тесть К. были строителями, вместе с упоминаниями о совместной работе на ряде объектов убедительно показывают, что азы профессии мастер получил в семье, а оттачивал навыки под руководством лучших архитекторов Киева (И.

http://pravenc.ru/text/1841620.html

радуясь успехам Суворова над конфедератами, сотрудничала в журнале Н. И. Новикова «Живописец» и чинила с соседями, Австрией и Пруссией, первый раздел Польши, от которой приобрела на свою долю всю нынешнюю Белоруссию в 1772 г.; была обеспокоена донским казаком Емельяном Пугачёвым, выдавшим себя на р. Яике (Урал) за императора Петра III Федоровича в 1773 г.; уничтожила самозванца в 1774 г.; торжествовала Кучук-Кайнарджийский мир с Турцией, издала манифест об уничтожении Запорожской Сечи 3 августа и обнародовала сочиненное ею Учреждение для управления губерний Всероссийской Империи 7 ноября 1775 г.; почти диктовала Европе на Тешенском конгрессе условия трактата, покончившего европейскую войну за баварское наследство в мае 1779 г.; окончательно сбила с толку все европейские державы, да отчасти и северо-американцев, вооруженным нейтралитетом, изобретенным ею обще с графом Н. И. Паниным, в 1780 г.; издала Устав о соли, вине и купеческом водоходстве в 1781 г.; учредила орден св. равноапостольного князя Владимира 22 сентября 1782 г.; присоединила к России Крым 8 апреля и приняла в русское подданство Ираклия II, царя кахетинского и карталинского, 24 июля 1783 г.; руками морехода Шелехова, занявшего остров Кадьяк, положила начало русских владений в Америке в 1784 г.; даровала русскому дворянству Жалованную грамоту, с которою вместе обнародовано и Городовое положение 21 апреля 1785 г.; издала Устав народных училищ 23 января и объявила манифестом открытие Государственного заемного банка 28 июня 1786 г.; посетив Крым, получила в Москве объявление второй турецкой войны, начатой победою Суворова под Кинбурном 1 октября 1787 г.; увидела и нового врага на водах балтийских – шведский флот герцога зюдерманландского, побитый, однако, адмиралом Грейгом у Гохланда 6 июля, между тем как Потемкин готовился положить к ее ногам упорный Очаков, павший, наконец, после кровопролитного приступа 6 декабря 1788 г.; торжествовала победы героев своих Суворова при Фокшанах 21 июля и на Рыминке 11 сентября, Потемкина под Бендерами 3 ноября 1789 г.; даровала шведам, еще два раза разбитым на море принцем Нассау-Зигеном, мир, подписанный в Вереле 3 августа, и повелела выбить медаль в память взятия Суворовым Измаила, облитого кровью 33 тысяч погибших защитников, 11 декабря 1790 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Ректором семинарии преосвященный Никифор определил полтавского протоиерея Иоакима Яновского 99 . Новооткрывшаяся Полтавская семинария была всесословной: в нее поступили ученики из Киевской Академии, Харьковской коллегии (семинарии) и Переяславской семинарии, дети священно- и церковно-служителей Славянской епархии, а также дворян и купцов Новороссийской и Азовской губерний. В 1780 году были введены дополнительные классы греческого, французского и немецкого языков, а также арифметики и рисования. Внимательный к делу духовного образования, архиепископ сам лично подбирал преподавателей. Кроме образованных полтавских протоиереев, здесь преподавали француз Петр Антон (во французском классе) и специально вызванный из Лейпцигского университета профессор Шаль (в немецком и математическом классах). В сентябре 1783 года был открыт класс философии 100 . Первым учителем философского класса и одновременно префектом семинарии был назначен выпускник Киевской духовной академии Гавриил Бодони – впоследствии выдающийся церковный деятель, митрополит, член Св. Синода, экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии 101 . В 1786 году семинария торжественно праздновала открытие богословского класса, чем был завершен ее полный курс 102 . Торжество началось литургией в Успенском кафедральном соборе, затем, в семинарии, преосвященный Никифор обратился к ученикам с «назидательнейшим поучением» на латинском языке, после которого кафедральный протоиерей произнес слово на русском языке. Церемония закончилась провозглашением многолетий и архиерейским благословением учителя и шести учеников богословского класса 103 . О содержании курсов, преподававшихся в Полтавской семинарии при архиепископе Никифоре, мы не имеем определенных сведений. Думаем, архипастырь стремился к тому, чтобы они были не формальны, а содержательны и интересны и соответствовали уровню современной церковной науки и естествознания, с этой целью и подбирал талантливых учителей. Наладить учебный процесс было непросто – различные предметы вводились в курс семинарии последовательно и с большими перерывами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Где находились квартиры членов причта Евдокиинской церкви, неизвестно. Состав и содержание причта соборной церкви Нерукотворенного Спасова Образа Причт Верхоспасского собора при своем учреждении состоял из протопопа, 2 священников, 2 дьяконов, 1 дьячка, 2 пономарей, и 1 сторожа 1781 ; при царе Алексее Михаиловиче состав причта увеличился – 1 священником, дьяконом, дьячком и пономарем, вместо сторожа 1782 . Хотя в расходных книгах и нет указания на особую должность ключаря при Верхоспасском соборе, но ссылка царя Алексея Михаиловича в письме к митрополиту Никону о смерти патриарха Иосифа о том, что он первую весть о сем получил от «келаря» Спасского собора 1783 , дает нам основание утверждать, что один из трех священников сего собора нес ключарские обязанности, и это предположение тем более заслуживает вероятия, что в начале XVIII в. один из священников соборных Иван Афанасьев уже прямо назывался ключарем. Вероятно, не позже 1681 г. была учреждена новая вакансия ризничего – из псаломщиков, но не замещенною оставалась вакансия третьего дьякона 1784 . В скором же времени, после устройства Верхоспасского собора, новоопределенный к нему причт подал челобитную царю о назначении ему жалования денежного, хлебного и годовых сукон «против причта Сретенского собора», и просьба его была исполнена, годовые и праздничные сукна были назначены пономарям в рубль, а остальным членам причта в 2 руб. 1785 После определения другого дьячка и третьяго пономаря, велено было и их имена в книгах справить, и сукна давать дьячку – годовые и праздничные по 2 руб., а пономарю – в рубль 1786 . При царе Федоре Алексеевиче последовало важное изменение в отношении выдачи сукон причту Верхоспасского собора. Отменив выдачу праздничных сукон духовенству всех дворцовых церквей, царь в то же время, в изменение указа своего отца о выдаче годовых сукон, чрез два года, приказал в 1679 г. причту сего собора, равно как и Евдокиинской церкви давать эти сукна впредь ежегодно «против соборов Черниговскаго, Александроневскаго, Покровскаго, Воскресенскаго под колоколами и Николо-Гостунскаго» 1787 . При царе же Феодоре Алексеевиче состоялось распоряжение, чтобы годовые сукна причту сего собора, кончая дьяконами, выдавались ценою в 5 руб. против причта нового Воскресенского собора. По поводу выдачи сих сукон духовенству Верхоспасского собора и некоторых других церквей, в 1685 г. состоялось распоряжение о том, чтобы вместо пятирублевых сукон дать по 5 арш. кармазину по рублю по 40 алт. аршин, т. е. ценностью значительно больше той, которая была определена по окладу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010