8. Братский корпус. Сооружен в 1750-1760 г.г. Расположен в северозападной части. Кирпичный двухэтажный прямоугольный в плане с подвалом. Перекрытия в первом этаже и подвале сводчатые, во втором - плоские. Предназначался для проживания монахов (братии). В здании находились кельи, расположенные вдоль общего коридора. С западной стороны к зданию в XIX в. пристроена деревянная галерея, первоначально одноэтажная. Снаружи здание оформлено в характерных для барокко формах. 9. Консистория. Сооружена в 1722-1730 г.г. Здание кирпичное Тобразное в плане с подвалами. Перекрытия сводчатые (во втором этаже - балочные). Современный объем сформировался вокруг первоначального ядра, построенного в первой половине XVIII в., прямоугольной в плане четырехкамерной одноэтажной постройки с подвалами и сводчатыми перекрытиями, служившей первоначально хлебной, а с надстройкой второго этажа (1770-1783 г.г.) и упразднением монастыря (1786 г.) – консисторией. Во второй половине XVIII - начале XIX в.в. здание обстраивается с западной стороны сначала одноэтажной, а затем двухэтажной пристройкой, с восточной - ризалитом. Наиболее значительные перестройки были произведены П. Спарро (1848-1851 г.г.) и В.Н. Николаевым (1884-1886 г.г.). В результате здание увеличилось в объеме. 10. Соборный дьяконский флигель. Одноэтажный корпус сооружен в 1879 г. М.С. Иконниковым справа от южной башни и перпендикулярно к ней. Пристенный корпус первой половины XIX в. предназначался под жилье звонарей и певчих собора. Южным фасадом примыкает к кирпичной ограде заповедника, западным - к южной въездной башне. 11. Здание Киевского епархиального училищного совета. Сооружено в 1903 г. В 1908-09 г.г. достроено и расширено по проекту Е.Ф. Ермакова. На территории находились так же Больница Киево-Софийского духовного училища, расположенная за зданием бурсы и одноэтажные экономические постройки второй половины XIX в., находящиеся напротив братского корпуса, Стены. Сооружены в XVIII-XIX в.в. и повторяют его границы, сложившиеся в VII в. Наиболее старые их участки, построенные при Р. Заборовском в 1745-1746 г.г., сохранились со стороны ул. Стрелецкой и пер. Стрелецкого, а также по обеим сторонам колокольни у пл. Богдана Хмельницкого. Сложены из кирпича на известковом растворе, высота 3-5 м. Со стороны ул. Владимирской сохранилась кирпичная ограда XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=22519

пут­никами равнину Саронскую. Она была не особенно широка: от морского берега до соседних с востока отрогов зна­менитого Ливана было не более двух миль; в некото­рых местах впрочем эта ширина то увеличивалась, то уменьшалась: иногда скалистые отроги выделялись из обычной границы хребта и далеко выдвигались в долину, а иногда долина, как бы сама под искав промежуток в горных отрогах, далеко втискивалась в горы и юти­лась в соседстве каменных великанов. Если высокий Ермон, горделиво выступавший на восточном горизонте долины, на своей высоко поднявшейся вершине хранил целые массы снега, вокруг которых будто царствовала вечная холодная зима, чуждая всякой жизни и движения, то, напротив, соседняя Ермону Тиро-сидонская долина, казалось, была уголком вечного лета и жизни. Прекрас­ный климат долины, защищенность ее от восточных ветров хребтом Ливана, необыкновенное плодородие почвы, близость прохлаждающего в сильные жары моря и редкое, по своему обилию, орошение 1782 из прекрасных, исстари славных, местных источников, способствовали произ- —177— растению здесь необыкновенно роскошной растительности. Эта долина была сплошным громадным садом различ­ных, особенно фруктовых, деревьев: пальм, винограда, груш, лавр, миртов и под.; св. пр. Иезикииль прямо называет эту долину Едемом, садом Божиим 1783 , а Осия – прекрасной местностью 1784 . После полутора часа пути 1785 по этой роскошной до­лине от Promontorium Album свв. путешественники по­дошли к развалинам древнего Тира ( Πλαι или Παλαι Τρος, или Παλατυρος 1786 , Vetus Tyros) 1787 , отстоявшего на тридцать стадий от тогдашнего Нового Тира, поме­щавшегося на острове 1788 . Тир – город весьма древний 1789 , пользовавшийся во все время древности необыкновенно боль­шою славою, первоначально был расположен на морском берегу в пространстве от теперешнего Ras – el – Ain 1790 к северу на протяжении 3-х часов пути вплоть до реки Leontes 1791 , имея в ширину около 1/4 немецкой мили, а всего в окружности около 3 ¼ миль 1792 . Тут сосредо­точивались все лучшие постройки города; так на высоком холме, носящем теперь название el – Maschuk, помещался величественный и древнейший храм главного националь­ного финикийского божества, Геркулеса или Геракла 1793 ; тут же находился и дворец тирского царя и, конечно, все государственные постройки города; тут жила вся тир­ская аристократия; между тем как те острова, где был расположен город впоследствии, были исключительно за­няты только портовыми постройками, складами товаров и —178— военных принадлежностей 1794 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

У нас нередко повторяют, что впервые сказал Болтин, и очень редко припоминают, что Болтин первый сказал это. Памяти И.Н. Болтина 337 Общество истории и древностей российских постановило в настоящем году почтить память И. Н. Болтина, со смерти которого прошло ровно сто лет. Обществу, посвящающему свои труды изучению памятников отечественной истории, есть за что помянуть теплым словом этого писателя-историка. В столетие, протекшее со дня смерти Болтина, историческое изучение России достигло значительных успехов, прошло две стадии, явственно обозначившиеся появлением двух капитальных творений по русской истории, созданных Карамзиным и Соловьевым. Труды Болтина не оставались безучастными в этом движении русской историографии; по крайней мере решительно можно сказать, что достигнутые ею успехи без этих трудов достигались бы с большими усилиями. В другом месте 338 я пытался объяснить исторические взгляды и приемы Болтина в связи с ходом просвещения и движением самосознания в русском обществе XVIII в. Теперь, исполняя желание Общества, я предложу его благосклонному вниманию попытку определить значение исторических трудов Болтина в ходе русской историографии. Только в последние годы жизни Болтину представились случаи, побудившие его выступить в литературе историческим критиком и комментатором и обнаружить обширные и разнообразные исторические знания, накопленные многолетними усидчивыми трудами. В 1783 г. вышел в Париже Histoire de la Russie ancienne et modern 339 известного Леклерка. В 1786 г. у Болтина были уже готовы два объемистые тома критических Примечаний на пять томов этой Истории, напечатанных к тому году. КН.М. М. Щербатов, который с 1770 г. начал издавать обширную Историю российскую от древнейших времен, почел себя задетым некоторыми замечаниями Болтина и в 1789 г. напечатал в свое оправдание Письмо к одному приятелю. Болтин в том же году издал свой Ответ на это письмо. Пространно отбив нападения противника и уверив его и публику, что в разборе книги Леклерка он отнюдь не подразумевал кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Но надо считать очень большим успехом, что, например, и его «Оправдание добра», серьезный и глубокий философский трактат около 600 страниц, а также и его перевод «Пролегомен ко всякой будущей метафизике» Канта тоже выдержали по два издания. 1774 Мы говорим «первые итоги» – потому, что в наскоро составленной журнальной заметке немыслимо дать сколько-нибудь полный обзор и характеристику чрезвычайно разносторонней и важной научно-литературной деятельности Владимира Сергеевича. 1777 В качестве публициста В. С. выступал и в первую половину своего писательного периода. Так он одно время сотрудничал в славянофильской «Руси», где напечатал статьи: «О духовной власти в России», «О церкви и расколе», «Великий спор и христианская политика» и пр. Но не этим создалась его публицистическая слава. 1778 Отдельные части этой книги печатались в виде самостоятельных статей в «Вопр. фил. и псих.» и в «Вестн. Евр». 1779 Во многих газетных некрологах В. С-ча повторяется, что его умственное развитие имело несколько фазисов. Это справедливо только относительно его политических и общественных воззрений. Философские же взгляды неизменно развивались в одном направлении. 1780 Не задаваясь целью дать полный перечень литературных трудов Владимира Сергеевича, мы указали только важнейшее, а из прочего лишь то, что могли припомнить и найти. Но несомненно, что для выяснения его литературной физиономии имеют значение и остальные его сравнительно мелкие работы. 1782 Впоследствии, впрочем, мы имеем намерение заняться разбором и характеристикой гносеологических и метафизических его воззрений. 1783 Со свойственной ему способностью самые запутанные отношения представлять просто и наглядно, Вл. С-ч выразил эти результаты противоположного развития западно-европейской мысли в двух схемах (силлогизмах). а) Рационализм прошел три фазиса до полного своего завершения в Гегеле: " 1. (Major догматизма): истинно сущее познаётся в априорном познании». 2. (Minor Канта): но в априорном познании познаются только формы нашего мышления. 3. (Conclusio Гегеля): Ergo формы нашего мышления суть истинно сущее». б) «Взаимное отношение ступеней в развитии эмпиризма может быть выражено в подобном же силлогизме: 1. (Major Бэкона): подлинно сущее познаётся в нашем действительном опыте. 2. (Minor Локка и др.): но в нашем действительном опыте познаются только различные эмпирические состояния сознания. 3. (Conclusio Милля): Ergo различные эмпирические состояния сознания, суть подлинно сущее». 1785 Как видим, В. С. понимает этику гораздо шире ее действительного содержания, включая в нее и эсхатологию (часть теоретической философии). 1786 Не можем не заметить, что сближение Гартмановой философии с христианским міровоззрением есть результат несколько односторонней и преувеличенной оценки ее В. С-м. 1787 Фактически кроме Гартмана В.С. испытал на себе весьма большое влияние Гегеля и особенно Шеллинга.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Предполагается, что автором (компилятором) путешествия Мандевиля был французский врач Жан де Бургонь по прозвищу Бородач (Jean de Bourgogne, dit a la Barbe) или даже целый авторский коллектив. Впрочем, вопрос о возможном авторстве этой книги ряд исследователей по-прежнему считает открытым. Историю путешествия сэра Джона Мандевиля во многом напоминает судьба путешествия Трифона Коробейникова, хотя и относится к более позднему времени. Это путешествие было исключительно популярно у русского читателя. По разным подсчетам число списков коробейниковского хождения колеблется от 200 до 400 и даже более 500.[cxx] Впервые «Трифона Коробейникова, московского купца, с товарищи, путешествие во Иерусалим, в Египет и к Синайской горе в 1583 г.» было издано В. Г. Рубаном в 1783 г. Затем повторено в 1786, 1803, 1810 и т. д. (всего таких переизданий было около 40). И. Е. Забелин в 1884 г. установил, что в основе сочинения Коробейникова лежит текст малоизвестного «Хождения» Василия Познякова (сер. XVI в.), и на этом основании реальность путешествия «московского купца» на Ближний Восток была подвергнута сомнению. Утверждение И. Е. Забелина было поддержано Х. М. Лопаревым, затем В. П. Адриановой-Перетц, И. Ю. Крачковским и другими авторитетными учеными. О. А. Белоброва даже предположила, что «литературная обработка» позняковского текста была сделана не Коробейниковым, а в XVII в. Однако в 1988 г. Н. И. Прокофьев находит документальное подтверждение факту путешествия в Палестину, Египет и Синай Трифона Коробейникова в 1583-1584 гг. Современные исследователи, проведя анализ всего круга памятников, связанных с хождением Трифона Коробейникова, обосновали его авторство и с сравнительно-текстологической точки зрения. Примерно такая же история произошла в середине XIX в. и с «Письмами об Испании» В. П. Боткина, также долгое время считавшимися ncebдonymeшecmbueм[cxxi]. Таким образом, выявление в «путешествиях» разных эпох следов чтения других произведений этого жанра нередко дает основания для того, чтобы усомниться в реальности самих путешествий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Получая в обители все самое драгоценное для души, люди и сами стремились помочь монастырю всем, чем только было возможно. Доходы Глинской пустыни быстро возрастали 1775 – в основном за счет пожертвований богомольцев, которые составляли примерно две трети от общего объема поступлений. Остальную часть доходов обитель получала за счет церковного сбора. Доход от сельского хозяйства был минимальным (менее одного процента) 1776 . Основные расходы монастыря в этот период были связаны со строительством новых зданий в обители и составляли почти одну треть 1777 . Примерно одинаковая сумма средств (4%) уходила на взносы на Патриархию, транспортные и почтовые расходы, топливо, горючее для автомашин. Подоходный налог составлял около 3% всех расходов. Остальные средства шли на оплату аренды жилья, взносы на госзаймы, страховку строений, медикаменты, доставку продуктов, позолоту и ремонт церковной ризницы 1778 . С ростом доходов возросла и денежная помощь обители богомольцам. Только в 1955 году было роздано нуждающимся богомольцам около 16 тыс. рублей 1779 . Земли у монастыря по-прежнему оставалось только десять гектаров, сеяли рожь, овес, кукурузу 1780 ; на огороде сажали самое необходимое: картофель, морковь, свеклу, огурцы, помидоры, капусту, лук. Сельскохозяйственного инвентаря в обители стало больше. К 1957 году было уже 2 плуга, 5 борон, 5 повозок, водовозная бочка, веялка для очистки зерна 1781 . Скота в те годы было немного: 2–3 коровы, 2–3 лошади, 3–4 вола, 2–3 теленка 1782 . Увеличение доходов монастыря позволило отцу настоятелю и внешне благоустроить обитель 1783 . По молитвам Глинских старцев органы советской власти хоть и не в полном объеме, но все же разрешили строительство новых зданий в обители. Так, в 1953 году отдел сельского и колхозного строительства Глуховского района дал разрешение на строительство жилого дома (площадью 9 х 5,7 м) 1784 и колодца, а Преосвященный Евстратий благословил устройство каменного подвала для овощей и водопровода 1785 . К 1955 году постройка нового жилого дома с подвалом для овощей была закончена. В этом доме разместились келлии для монахов, а с западной стороны дома – аптека. Летом 1955 года в обители был вырыт колодец 1786 , а несколько раньше построена кузница у западной стены ограды обители. В 1955 году вдоль северной стороны ограды монастыря построили большой кирпичный сарай (общей площадью 407 м 2 ) 1787 , в котором хранились инструменты, инвентарь, уголь, торф, дрова, в его восточной части размещалась столярная мастерская (кирпич для строительства сарая привезли из Москвы). В это же время

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

е. крепостных. Как и многие его современники, Папчинский не прочь был увеличить площадь отведенной ему земли и в 1783 г. сообщил Новороссийской губернской канцелярии, что та земля, где находились зимовник и боерачек Каплуна, остается «пустой», ни кому не отведенной и потому просил отвести ему в том месте сорок десятин «под развод сада и леса». Знакомство ли коллежского секретаря Папчинского со служащими в Новороссийской губернской канцелярии, не имение ли у последней на них планов на отведенные уже земли или иное что-либо способствовало тому, но только губернская канцелярия, поверив Папчинскому, отвела ему просимые сорок десятин и вот теперь, между Каплуном и Папчинским начинается борьба из-за зимовника, борьба, которая, по свидетельству Коржа, продолжалась целыми десятилетиями и превратилась из тяжбы Каплуна с Папчинским в тяжбу с последним Кодачан, Диевчан и жителей Михайловки. Дело было решено в пользу Новокодацкого общества 14 . Как видно из поданной Каплуном (в марте 1786 г.) правителю Екатеринославского наместничества И.М. Синельникову жалобы, Папчинский в сентябре 1784 года «занял» (угнал) из отары Каплуна, ходившей на земле полковницы Булацелевой, девятнадцать самых лучших баранов, ценившихся в два рубля каждый. В следующем 1785 г., приказчик Папчинского Виноградский с двумя его подданными, по приказанию первого, «самоуправно, без всякой причины» украли пару лучших волов Каплуна, стоивших 50 рублей. Жалоба, представленная Каплуном в Екатеринославский уездный суд на такой произвол Папчинского, более года оставалась не рассмотренной. Затем, 7 марта 1785 г., Папчинский прислал в хутор Каплуна для жительства две семьи своих подданных, своим лошадиным табуном разорил там «загороды», «выгнал на голую степь» овечью отару того же Каплуна, из которой тогда, благодаря непогоде, «замело снегом до пятидесяти овец котных», в рубль каждая; слуги Папчинского разбили «от камор» двери, «потравили» свиньями разный хлеб, выбросили всякую рухлядь, били работников Каплуна, забрали «до немалого числа частокола», восемь саней, плуг и прочее имение арестовав, задерживают и грозят убить его самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Bednov...

В составе ее ясно различаются следующие пять книг или частей: Пс.1–40, 41–71, 72–88, 89–105 и 106–150, из которых первые четыре заключаются очень сходными между собою славословиями, оканчивающимися в трех книгах словами: «аминь и аминь» (слав. буди, буди см. Пс.105:48 ); в последней же место такого заключительного славословия, конечно, занимает псалом 150, как полнозвучный финал целого собрания. Нет нужды доказывать, что указанное разделение Псалтири произошло не случайно, вследствие соединения в один сборник пяти разновременных собраний псалмов, или что оно есть только кажущееся, потому что встретились псалмы, оканчивающие упомянутыми славословиями 1783 : но близкое буквальное сходство заключительных славословий, отличающихся притом характером благословений из времени второго храма 1784 , ясно показывает, что они были делом не разновременных писателей или собирателей псалмов, а какого-либо одного после-пленного собирателя, и этот позднейший собиратель, при составлении такого рода славословий, конечно, не просто только руководился желанием обозначить границы имевшихся у него под руками древнейших сборников псалмов; так как в этом случае, он не преминул бы отделить подобными же славословиями от предшествующих и последующих псалмов и так называемые песни степеней 1785 , которые, без всякого сомнения, составляли отдельное богослужебное собрание псалмов, – а также и группу псалмов певцов Давидовых, Пс.41–49 , от последующих псалмов самого Давида, которую, казалось бы, естественнее было считать продолжением первого, нежели началом второго собрания псалмов, с тем чтобы второе собрание опять начать псалмами главного виновника псалмопения, за которым следовали и которому подражали прочие псалмопевцы Израилевы 1786 . И самое число частей Псалтири, – пять, – соответствующее числу частей Закона Моисеева, устраняет мысль о случайном происхождении разделения ее, тем более, что четвертая из составных ее частей или книг 1787 начинается скорбною песнью ветхозаветного Законодателя о кратковременности жизни человеческой 1788 , представляли таким образом соответствие четвертой кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

А в 1786-м году к ним уже сделана каменная же пристройка 3566 . 20-го июня 1783-го года по высочайшему повелению отпущено 5.000 рублей на построение святых каменных ворот и над ними приходской церкви и в 1784-м году 5.000 3567 . Церковь Пресвятой Богородицы, Всех скорбящих Радости, над святыми вратами Лавры, начата сооружением в 1784-м году 25-го мая, летом 1785-го года поставляли Путиловскую плиту на пол в церкви 3568 . Церковь сооружением окончена в 1786-м году и 15-го июля освящена. Храмовой праздник 24-го октября. Внутреннее пространство 9х4 сажени. Все здание древней Греческой архитектуры 3569 . В 1786-м году под церковью был отделан жилой покой 3570 . Во всеподданнейшем докладе 5-го марта 1785-го года митрополит Гавриил писал: «Всеавгустейшая и всемилостивейшая Монархиня. По высочайшему Вашего Императорского Величества повелению при въезде в Невский Монастырь ворота и над ними церковь каменные построены, но площадь пред теми воротами огорожена забором из досок, а чтобы фасад сей ограды соотвтствовал великолепию и фасаду ворот, нужным почитаю помянутую площадь обнесть каменной оградой; архитектор на построение оной назначил 6.935 рублей. Я, поднося проект той ограды, всеподданнейше Ваше Императорское Величество прощу всемилостивейше повелеть оную построить и назначенные в смете архитекторской 6.935 рублей в Контору строения Александро-Невского Монастыря отпустить» 3571 . Просимая сумма тотчас же была отпущена и в 1785-м году «с приезда прешпекта полуциркульная ограда» была построена и покрыта, а в 1786-м году и выкрашена 3572 . Вслед за «полуциркулем для площади к Невскому проспекту» была выстроена ограда «от приходской церкви до Черной речки» в 1786-м году 3573 . 23-го июля 1786-го года митрополит распорядился строить из остаточных сумм каменную ограду от каменных ворот до Черной речки, «да вне Монастыря, и конце ограды, каменную богадельню» 3574 . Строительные материалы для богадельни, доставляемы были в лето 1786-го года 3575 . Богадельня каменная была выстроена в 1788-м и 1789-м годах, «идучи от Монастыря, по левую сторону, внутри при ограде», на монастырский счет 3576 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Крестьяне стали дворцовыми и получили от двора разные льготы, напр. лишнюю нарезку земель и леса. В 1783 г. они стали просить у Императрицы Екатерины 2 дозволения построить церковь . 23 мая 1783 г. царскосельская контора сообщила преосвященному архиепископу Гавриилу, что, по именному Ее Величества указу, повелено, нынешним летом, начать строить, в Федоровском посаде, каменную церковь , и затем просила назначить духовное лицо для закладки храма. По резолюции его высокопреосвященства, резолюция от 24 мая, за 599, закладка поручена была благочиния надзирателю, села Пулкова, священнику Степану Иванову Из отношения благочинного ко владыке, от 12 июня 1783 г. видно, что храм заложен 9 июня 1783 г. и в силу объявленного при этом, генерал-майором Аристархом Петровичем Кашниным, указа, храм посвящен Вознесению. Деньги на постройку как этого храма, так и в соседних селах – Кузмине, Пулкове и Славянке, отпускались постепенно из «комнатной» суммы. Между прочим, в 1786 г. на этот предмет было выдано 10160 р. Храм в Федоровском посаде был построен в два с половиною года. Аристарх Кашнин, 30 ноября 1785 г., доносил владыке, что церковь построена, снабжена утварью и испрашивал резолюции об освящении церкви и определении к ней штатного причта. 9 декабря того же года, благочинный, церкви Равноапостольных царей Константина и Елены, что в городе Софии, священник Иоанн Григорьев, донес, что церковь освящена им декабря 4, 1785 года. С этого времени церковь состояла в ведении царскосельского дворцового правления. С постройкой города Павловска, Федоровский посад и с ним храм, был передан в ведение городового правления Павловска; посад стал владением Цесаревича Павла Петровича, а по смерти его – супруги его – Марии Феодоровны. Храм не раз получал от Высочайших Особ разные пожертвования. Так, от Марии Феодоровны была пожертвована бархатная ризница, в 1814 г. церковь, на ее средства, сделана теплою; после пожара, истребившего, 9 мая 1821 г. весь посад, а равно и церковь, Императрица, осмотрев храм и место пожара, обновила церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010