20 . ТАРАСИЙ II Вербицкий. В 1775 году, Апреля 2, переведён из Архимандритов Хутынских. В 1778 году, Мая 14, переведён в Злато-верхо-михайловский Киевский монастырь. 21 . ДОРОФЕЙ. В 1778 году, Мая 14, переведён из Свияжского монастыря с той же степенью. В Марте 1783 года переведён в Симонов монастырь. 22 . АМВРОСИЙ I Андреевский. В 1783 году переведён из Симонова монастыря. В 1791 году, Августа 13, уволен на покой в Хутынь монастырь. 23 . НИКОЛАЙ Киждобрянский. В 1791 году, Августа 17, переведён из Архимандритов Новгородского Антониевского монастыря. В 1795 году скончался в Новгороде и погребён в Антониеве монастыре. 24 . ИННОКЕНТИЙ Дубровицкий. Ректор Александро-Невской Семинарии. В 1795 году, Марта 18, переведён из Архимандритов Новгородского Антониевского монастыря. В 1796 году уволен на покой в Юрьев монастырь и там в 1799 году скончался. 25 . АНТОНИЙ II Знаменский. Ректор Александро-Невской Академии. В Сентябре 1797 года переведён в из Архимандритов Вяжицкого монастыря. Ныне Архиепископ Ярославский и Ордена Св. Анны 1 класса Кавалер. 26 . ФЕОФИЛАКТ Русанов. В 1799 году, Октября 8, переведён из Архимандритов Антониевского монастыря. Ныне Архиепископ Рязанский, член Святейшего Синода и комиссии Духовных училищ и Орденов Св. Анны 1 класса и Св. Владимира 2 класса Кавалер. 27 . ИУСТИН Вишневский. В 1799 году, Декабря 9, переведён из Архимандритов Иосифова Волоколамского монастыря. Ныне Епископ Пермский, и Ордена Св. Анны 1 класса Кавалер. 28 . АМВРОСИЙ II Протасов. Ректор Александро-Невской Академии. В 1800 году, Марта 21, переведён из Архимандритов Сергиевой пустыни. Ныне Епископ Тульский и Ордена Св. Анны 1 класса Кавалер. 29 . ПАРФЕНИЙ Пахомов. В 1802 году, Июля 5, переведён из Архимандритов Вяжицкого монастыря. Ныне Епископ Архангельский и Ордена Св. Анны 1 класса Кавалер. 30 . ФЛАВИАН Ласкин. Ректор Александро-Невской Академии. В 1804 году, Января 12, переведён из Архимандритов Антониевского монастыря. В 1807 году, Февраля 2, скончался и погребён в Невской Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

  Деревянная церковь Рождества Христова в селе Большие Студёнки была построена, видимо, одновременно с одноимённой церковью в селе Студёнки Малые в начале XVII столетия. Но в документах она также упоминается впервые в 1627-1628 годах. В писцовых книгах Лебедянского уезда " Письма и межевания " писца Григория Фёдоровича Кириеевского за эти годы написано: «За Иваном Никитичем сельцо Студенки Большие на реке на Воронеже … а в нем церковь древяна клетцки во имя Рождества Христово, за попом бобылей 5 дворов, за боярином Иваном Никитичем 22 крестьянских двора и 10 дворов бобыльских». В переписных книгах 1646 года в селе Студёнки, кроме «церкви во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», показаны 126 крестьянских дворов, в которых проживало 269 человек; 7 дворов бобыльских, в них 9 человек, и 20 дворов служилых казаков боярина Никиты Ивановича, в них 46 человек. По данным окладных книг Рязанской митрополии 1676 года у Христорождественской церкви в селе Большие Студёнки «… двор попа Сафрона, да попа Изота двор, двор дьячков, двор пономарев, двор просвирницын». Церкви в то время принадлежало 40 четвертей земли в трех полях, а вот сенных покосов и рыбных ловлей не было. В приходе насчитывалось 142 крестьянских двора, 50 дворов беломестных казаков и 14 дворов бобыльских. Неизвестно, сколько простоял в Студёнках первый деревянный храм Рождества Христова постройки начала XVII века и был ли он в течении XVII – первой половины XVIII века заменен новым. Неясно пока и то, в каком месте Студёнок он в то время находился. Точно известно, что в 1778-1779 годах вместо ветхой церкви прапорщиком Николаем Лодыгиным была построена новая деревянная в прежнее храмонаименование. Этот новый храм стоял на правом берегу реки Студёнки, выше по течению от современного моста через русло реки по улице Баумана. Возможно, что построен он был на месте предыдущего или рядом с ним. По данным 1778 года, под Христорождественской церковью и кладбищем вокруг нее было всего 468 саж. земли. Первая половина XIX века

http://sobory.ru/article/?object=15895

Берёзово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1765 и 1778. Адрес: Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Берёзовский район, пос. Берёзово, ул. Сенькина, 12 Координаты: 63.936266, 65.061209 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первоначально церковь была деревянной. В 1704-1723 гг. при ней существовал мужской монастырь. В 1723 г. при пожаре церковь сгорела, на её месте построили новую - частично на средства А.Д. Меньшикова. Та церковь простояла до пожара 1764 г. Сгорели тогда и богадельня и памятник на могиле Меньшикова. Вместо деревянной церкви в 1765 г. заложили каменную, которую освятили в 1778 г.. Закрыта с 1928 г. В 1997 г. церковь и погост объявили памятником истории и культуры федерального значения. Из книги А.В. Юдина " Вокруг света. Сибирь " . 2006 Первый храм во имя Рождества Богородицы с приделом святого Ильи Пророка, по преданию, построил Светлейший князь Александр Данилович Меньшиков в 1729 году. Он отбывал вместе с семьей ссылку в Березове. Рассказывают, что он лично участвовал в строительных работах, а потом каждодневно вместе с детьми молился в храме. Считается, что и похоронен Александр Данилович близ алтаря построенной им церкви. Этот деревянный храм сгорел в 1764 году. Тобольский митрополит Павел Консюкевич дал грамоту на строительство новой церкви, и через год каменный храм был заложен на том же месте. Но только лишь в 1786 году церковь во имя Рождества Богородицы с приделом святых Антония и Феодосия Печерских был освящен и открыт. Построен храм на средства отставного унтер-офицера Даниила Афанасьевича Кинкорова (в некоторых источниках Канкарева) и на пожертвования березян. С конца XVIII и до начала XX веков этот храм стал поистине духовным центром Березовского края. «По духовному ведомству, — писал Н.А. Абрамов, — Березовский край зависит от правления в Березове и разделяется на два «благочиния» под ведением благочинных. А в 1870 году было утверждено Березовское викариатство Тобольской епархии. Это значит, что в Березове появился епископ. Однако, викариатство просуществовало недолго, на рубеже веков снова ввели благочиния. Одним из благочинных был Иван Степанович Голошубин, с февраля 1891 года священник Березовской Богородице-Рождественской церкви и благочинный городских и окружных церквей.

http://sobory.ru/article/?object=11031

до 1669 года архиепископ Иосиф IV 1674–1681 Павел Моравский 1681–1686 Авраамий 1687–1700 Стефан Яворский 1700–1722 Епископы Рязанские и Муромские: Сильверст Холмский 1723–1725 Гавриил Бужинский 1726–1731 Лаврентий Горка 1731–1733 Алексий Титов, архиеп. 1733–1750 Димитрий Сеченов 1752–1757 Палладий Юрьев 1758–1778 с 1764 года “Рязанский и Шатский” Архиепископы Рязанские и Зарайские: СимонЛобов 1778–1804 Амвросий Яковлев-Орлин 1804–1809 Феофилакт Русанов 1809–1817 Сергий Крылов-Платонов 1817–1824 с 1819 года архиепископ Филарет Амфитеатров 1825–1828 с 1826 года архиепископ Григорий Постников 1828–1831 Евгений Казанцев 1831–1837 Гавриил Городков 1837–1858 Смарагд Крыжановский 1858–1863 Иринарх Попов 1863–1867 Алексий Ржаницын 1867–1876 Палладий Раев 1876–1882 с 1881 года архиепископ Феоктист Попов 1882–1894 с 1885 года архиепископ Иустин Полянский 1894 Михайловское викариатство Учреждено в 1868 году. Епископы (в Рязани): Ювеналий Карюков 1868–1871 Василий Левитов 1873–1880 Авраамий Летницкий 1880–1881 Августин Гуляницкий 1881–1883 Иустин Полянский 1883–1885 Феодосий Рождественский 1886–1892 Иоанникий Казанский 1892 Саратовская Учреждена в 1828 году. Кафедра в Саратове. Епископы Саратовские и Царицынские: Моисей Богданов-Платонов (Антипов) 1828–1832 Иаков Вечерков 1832–1847 Афанасий Дроздов 1847–1856 Иоанникий Горский 1856–1860 Евфимий Беликов 1860–1863 Иоанникий Руднев 1864–1873 Тихон Покровский 1873–1882 Павел Вильчанский 1882–1889 Авраамий Летницкий 1889–1893 Николай Налимов 1893 Симбирская Учреждена в 1832 году. Кафедра в Симбирске. Епископы и архиепископы Симбирские и Сызранские: Анатолий Максимович, архиеп. 1832–1842 Феодотий Озеров 1842–1858 с 1856 года архиепископ Евгений Сахаров-Платонов 1858–1874 Феоктист Попов 1874–1882 Варсонофий Охотин 1882 Смоленская Учреждена в 1137 году. 70 Кафедра в Смоленске. Епископы Смоленские: Мануил Кастрат, грек 1137–1169 Константин 1180 Симеон I 1190–1197 Игнатий I 1206–1219 Лазарь хир. 1219 Афанасий Иоанн I Дионисий упом.до 1238 Порфирий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

45 . ЛАВРЕНТИЙ Горка, Епископ, переведён из Устюжской Епархии в 1731 году. В 1733 году, Сентября 26, переведён в Вятку. 46 . АЛЕКСИЙ Титов, Архиепископ, в 1733 году, Сентября 26, переведён из Вятской Епархии, а в 1750 году, Сентября 17, скончался 83 лет. 47 . ДИМИТРИЙ Сеченов, бывший прежде Епископ Нижегородский, а потом жившей на покое в Раифской пустыне, в 1752 году определён Епископом в Рязань. В 1757 году, Октября 22, переведён в Новгород Архиепископом, где был, наконец, и Митрополитом. 48 . ПАЛЛАДИЙ в 1758 году, Июня 18, хиротонисан из Архимандритов Нижегородского Печерского монастыря. В 1778 году, Марта 28, уволен от Епархии на покой в вышеупомянутый Нижегородский монастырь, и там, в 1789 году, Декабря 2, скончался. 49 . СИМОН Лагов, Епископ, в 1778 году, Марта 31, переведён из Костромской Епархии. В 1792 году, Ноября 6, пожалован Архиепископом. В 1804 году, Января 17, скончался. 50 . АМВРОСИЙ Яковлев-Орлин в 1804 году, Января 29, переведён из Вятской Епархии. В том же году, Ноября 11, пожалован Архиепископом и находится доныне. Глава VII. Епархия Тверская и Кашинская Епархия сия учреждена в 1271 году при Великом Князе Ярославе Ярославиче Владимирском и Тверском, а по другим – в 1284 году при Великом Князе Михаиле Ярославиче. А) Епископы Тверские 1 . CUMEOH I, бывший Князь Полоцкий, хиротонисан в 1271 году, а по другим – в 1284 году. Скончался в 1288 году. 2 . АНДРЕЙ Ерденев, бывший Князь Литовский, Полоцкий, хиротонисан в 1289 году из Игуменов Общего монастыря. Оставил Епископию в 1315 году. Скончался в 1323 году. 3 . BAPCOHOФUЙ I хиротонисан в 1315 году. Скончался в 1327 году. Алексий, Феогност сомнительные. 4 . ФEOДOP I хиротонисан в 1329 году, а по другим – в 1328 году. Скончался в 1342 году. 5 . ФEOДOP II упоминается в 1342 году. Оставив Епископию, отошёл в Отрочь монастырь в 1360 году. Скончался в 1366 году. 6 . ВАСИЛИЙ хиротонисан в 1360 году из Игуменов Спасского Тверского Загородского монастыря. Скончался в 1373 году. 7 . EBФUMUЙ I Вислин хиротонисан в 1374 году, Марта 9, от Николы с ручья с Заволожья. Отлучён в 1391 году Князем и отошёл в Чудов монастырь. В 1392 году, в Москве в оном Чудове монастыре скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

И.В. Добролюбов. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, т. 1, 1884 Архиерейский дом (“дворец Олега”) поставлен на участке, где в 14 в. возможно находился дворец рязанского князя Олега Ивановича. При епископе Ионе в промежуток от 1530 до 1547 гг. на владычном дворе возвели храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с трапезной на подклетах и хозяйственные сооружения. Длинный корпус с палатами, стоял не на месте нынешнего архиерейского дома, а южнее. После пожара 1647 года вместо прежних палат по заказу епископа Мисаила в 1653-1655 гг. построили новый одноэтажный архиерейский дом, включив в кладку подклет и часть двух ярусов белокаменной церкви Иоанна Предтечи. Это был узкий корпус (68 на 14 м) с двусветной домовой церковью в центре и с пониженной трапезной с запада. Вдоль южной стены корпуса к церкви шла двухмаршевая лестница, которую завершала площадка с колоколами в арочных проёмах. Верх стен четверика, увенчанного главой с крестом, украшали кокошники. Второй этаж здания в 1658 г. надстроил подмастерье каменных дел, “московской заягужной слободы теглец” Юрий Корнилович Ярушев (он же Яршов, Ершов, Юрий Корнильев). О том периоде дореволюционные рязанские исследователи писали: “Рязанский митрополит Илларион пристроил к дому каменные покои на восток и достроил неоконченные Мисаилом покои”. Третий этаж возводил в 1692 г. подрядчик каменных дел, из костромских крестьян, Григорий Леонтьевич Мазухин. Церковь была включена в единый прямоугольный объём, а здание целом приобрело черты новой «нарышкинской» архитектуры. В 1778 г. Екатерина предоставила Синоду 1000 рублей на перестройку Архиерейского дома в Рязани. Корпус епископских палат в 1778-1780 гг. был значительно удлинён (на 27 м) к востоку – по проекту первого архитектора Рязанского наместничества Якова Ивановича Шнейдера, работавшего также и в Калуге. В это же время многие элементы первоначального убранства на древнем объёме были заменены новыми, в духе классицизма.

http://sobory.ru/article/?object=20392

«Чин бываемый на Основании Церкви…» такую «летопись» называет «писанием» и предписывает ее помещение в закладной камень вместе с мощами (разумеется, без какого-либо участия монарха) (Требник митрополита Петра Могили… С. 53, 62 (часть 2). Упоминаемые здесь кирпичи развернуто характеризуются в данном описании выше: «Два мармора величиной против кирпича, а на них вырезаны имена Ее Императорского Величества, и Его Императорского Высочества…». Скорее всего, как и в иных подобных случаях (см. далее), речь тут идет о вензеле («вензловом имени»), хотя это специально и не оговаривается. Камер-фурьерский церемониальный журнал 1778 года. СПб., 1882. С. 545–546. Санкт-Петербургские ведомости. 1778. 4 сентября 71). С. 614. О репрезентировании вензелем Екатерины II ее именованного портрета см.: Петров Н. И. Монеты царствования Павла I и евангельский рассказ о динарии кесаря//Христианское чтение. 2022. 1. С. 305–306. Санкт-Петербургские ведомости. 1781. 2 ноября 88). С. 678–680. Камер-фурьерский церемониальный журнал 1787 года. СПб., 1886. С. 399–400. «Монархиня никому другому заложить оный (храм. — Н. П.) не вверила; но сама на себя труд сей восприять соизволила» — [Гавриил (Розанов), архиеп.] Историческая записка о заложении в городе Екатеринославе соборного кафедрального Преображенского, ныне там существующего храма; и о начале самого города Екатеринослава. Одесса, 1846. С. 7–9. Об изменении первоначального места расположения этого города см., напр.: Корольков К. Столетний юбилей города Екатеринослава (9 мая 1887 года)//Екатеринославские епархиальные ведомости. 1887. 8. Отд. неоф. С. 207–214. Екатерина II писала Фридриху Мельхиору Гримму о закладке «Екатеринограда» («Yékaterinograd»): «Мы заложили первый камень в строение этого города…» (Сборник Императорского русского исторического общества. СПб., 1878. Т. XXIII. С. 410 166). Как подчеркивал впоследствии Тверской архиепископ Гавриил (Розанов), Екатерина II «отправилась, с Римским Императором чтобы торжественно провозгласить и основать бытие города, в ее славу созидаемого, чрез заложение Соборного Кафедрального Преображенского храма собственными руками Императрицы». В ту пору «каждый не только представлял, но и уверен был, что Екатеринослав и силы, и богатства, и народного просвещения всего Южного края России сделавшись средоточием, будет вторый Рим, новые Афины» (Гавриил (Розанов), архиеп. Продолжение очерка о Новороссийском крае. Период с 1787 по 1837 год//Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1863. Т. V. С 431–432).

http://bogoslov.ru/article/6191976

Дошедший до наших дней Благовещенско-Яковлевский храм, согласно архивным документам 19 в., был построен в 1769 г. на средства прихожан. По храмозданной надписи на месте непроходимых лесов и болот был возведен небольшой деревянный монастырь во имя апостола Иакова, который простоял до 17 в., пока его не разорили польские захватчики. На месте этого монастыря в пределах Яковлевской слободы был поставлен приходской деревянный храм. Каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого апостола Иакова был основан в 1778 г. усилиями прихожан на месте старого деревянного храма. Сначала был построен летний храм. Колокольня и зимний храм были окончательно завершены в 1783 г. Храмозданная надпись содержит несколько другие даты возведения храма, чем документы 19 в. В 1778 г. освящен по благословению архиепископа Самуила летний храм; в 1783 г. были освящены зимний храм в трапезной, соединяющейся с холодной церковью аркой и колокольня. Вероятнее всего, возведение здания церкви было начато в 1769 г., а престолы освящались по мере завершения их благоустройства. Документальных данных, которые подтверждали бы, что здесь был монастырь до наших дней, не сохранилось. Но есть ряд свидетельств, одним из которых являются Святые Врата. Два поселения, располагавшихся рядом с погостом, назывались по посвящению второго храма во имя апостола Иакова. Жители их занимались кожевенным ремеслом. Потом поселение стало крепостным селом. В самой сути слободы можно заметить еще одно подтверждение существования монастыря. Монастырь этот упоминается также краеведом 19 в. В. Лествицыным. Описанное придание говорит о том, что в середине 14 в. один костромской помещик, который страдал от тяжелой болезни, ехал в Ярославль из Костромы. У Яковлевского монастыря он остановился на ночлег и во сне ему привиделся исходящий из земли исцеляющий Святой Крест. Помещик, проснувшись, указал это место и слугам велел копать. Крест был обретен. Больной помещик, приложившийся к нему, получил исцеление. В честь этого чудесного исцеления помещик пожертвовал в Яковлевский монастырь крест, также был утвержден Крестный ход в праздник Воздвижения Креста Господня. Была возведена часовня, первоначально деревянная, а в начале 20 в. – каменная. В часовне, на месте обретения креста, был колодец.

http://sobory.ru/article/?object=11826

Сиятельства покорнейший слуга Вениамин, епископ Гдовский, временно управляющий Петроградской епархией. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 191. Л. 120120об. Машинопись. Подпись сделана чернилами. Приложение к 327 Письмо председателю Совета министров клириков и прихожан Борисоглебской церкви Петрограда 4 мая 1917 г. Приход Борисоглебской, на Калашниковой пристани, что в Петрограде, церкви, избрав по одному представителю от каждой сотни своих членов и составив из них «Приходское Собрание», выражающее коллективную волю всей своей многотысячной массы, в нынешний день 4 мая молитвенно освятил зарю новой свободной жизни церкви, засиявшей над Россией. Одушевленный непоколебимой верой, что скоро взойдет и самое солнце свободы и счастья церкви над освобожденной и воскресшей к новой жизни Россией, Борисоглебский приход чрез посредство своего «Приходского Совета» выражает свое искреннее доверие Временному Правительству, как воплощению народной воли всего Российского государства. Сознавая тяжесть подвига и великую ответственность за судьбы России, какую несет на себе Временное Правительство, Борисоглебский приход молит Господа Бога об укреплении единой твердой власти за Временным Правительством, для установления порядка и законности в государстве, для уничтожения всех сеятелей смуты и одоления внутренних и внешних врагов государства. Считая, что возрождение государства возможно лишь при условии просвещения души светом евангельской правды, «Приходское собрание» Борисоглебского прихода признало, что так как Христова церковь хранит в себе светлый источник новой жизни и имеет целью нравственно преображать души людей, то и устроение государства невозможно без возрождающей деятельности Церкви. Посему «Приходское Собрание» Борисоглебского прихода единогласно просит Временное Правительство дать Церкви Русской свободу самоопределения и каждому приходу право юридического лица. 566 ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 191. Л. 121. Подлинник. 3.2. Телеграммы и донесения Св. Синоду епископов и духовных консисторий, письма иерархов, распоряжения подведомственному духовенству

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первая проповедь называется «Слово на торжество мира с Оттоманскою Портою, произнесенное 10 июля 1775 года», вторая – «Слово на торжественное открытие Могилевского наместничества 29 мая 1778 года» и третья – «Речь, сказанная Преосвященным Георгием, епископом Могилевским, Мстиславским и Оршанским, перед приведением к присяге новоизбранных чинов Могилевского наместничества 2 июня 1778 года». Ни одна из этих речей не была известна последующим издателям проповедей свт. Георгия. Таким образом, из опубликованной в «Русской старине» части писем могилевского архиепископа издателю В.Г. Рубану можно установить, что в 1780 г. было предпринято издание нескольких его проповедей, что это издание было забраковано самим святителем по причине его типографской неисправности и потому предано огню. Щепетильность автора к печатанию своих речей понятна: существенное отступление от оригинала подавало повод винить не только типографов, но и самого проповедника. Вместе с тем, нужно отметить, что святитель желал видеть свои сочинения изданными. При его жизни это желание осуществилось не вполне. Думается, что новый труд по переизданию трудов свт. Георгия (Конисского) будет достойным чествованием его памяти. Литература Дембовецкий, А.С. Опыт описания Могилевской губернии в трех книгах./А.С. Дембовецкий. – Могилев на Днепре: Тип. Губернского правления, 1882. – Кн. 1. – 783 с. Конисский, Георгий, архиеп. Письма к В.Г. Рубану/архиеп. Георгий Конисский .//Русская старина. – СПб.: Печатня В.И. Головина, 1896. – Т. 88. – С. 467–471. Модзалевский, Б.Л. Василий Григорьевич Рубан/Б.Л. Модзалевский. – Санкт-Петербург: тип. Общественная польза, 1897. – 23 с. Русская книга гражданской печати XVIII века в фондах библиотек РФ. Российская национальная библиотека, 2008. Электронное издание. – С. 277. Режим доступа: Дата доступа: 23.06.17. Собрание сочинений Георгия (Конисского) , Архиепископа Белорусского./Изд. прот. И. Григорович – Санкт-Петербург: Тип. Российской Академии, 1835. – Ч. 1–2. Слова и Речи Георгия Конисского , архиепископа Могилевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010