Из этих материалов становится известно о существовании нескольких письменных проповедей свт. Георгия, которые предназначались автором для публикации. Инициатива их издания принадлежала В.Г. Рубану. В первом письме от 19 августа 1778 г. архиепископ говорит о проповедях, сказанных в день 10 июля 1775 г., а также в 1778 г. по случаю торжеств открытия в Могилеве наместничества. Когда было начало торжеств, святитель свою проповедь сумел произнести, а проповедь на самый день открытия была только заготовлена, но не произнесена, «понеже так быть тому наместник государев судил» 4 . Наместником в то время был ген. М.В. Каховский (1734–1800). В «Описании Могилевской губернии» А.С. Дембовецкого говорится, что это торжество состоялось 4 июня 1778 г. 5 Однако, как будет сказано ниже, в самой изданной проповеди указан другой день. Во втором письме к В.Г. Рубану, датированном 22 апреля 1779 г., речь идет о присылке двух экземпляров записок путешественника монаха Василия Григоровича-Барского (1701–1747). До этого издания записки украинского путешественника ходили во множестве списков, поэтому В.Г. Рубан проделал немалую критическую работу, чтобы подготовить текст к печати. Популярность сочинения Василия Григоровича-Барского обусловливалась живостью впечатлений и множественностью описаний. Автор побывал в Польше, Австрии, Венеции, Италии, Сирии, Турции, на Афоне и Кипре. Из письма к В.Г. Рубану узнаем, что один экземпляр книги Барского был выслан свт. Георгию, а другой он дополнительно просил для Могилевской семинарии. Из третьего письма Рубану от 22 января 1780 г. становится известно, что могилевский архиепископ ожидал издания своих проповедей. Очень заботило святителя, чтобы в тексте не было опечаток: «Без ошибок, прошу покорнейше» 6 . В следующем письме от 5 февраля 1780 г. сообщается о присылке святителю корректурных листов. Конисский, между прочим, сообщает, что из могилевской типографии, которая находится в ведении католического епископа Станислава Богуша-Сестренцевича, ему уже делались предложения подать что-либо для издания по тарифу 2 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Да здравствует Временное правительство! ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 138. Л. 62. Подлинник. 629. Телеграмма министру-председателю Щигровского благочиннического съезда духовенства и мирян Курской епархии Не позднее 15 мая 1917 г. Духовенство и миряне Щигровского 830 благочиннического [съезда], собравшись для избрания депутатов на Курский епархиальный собор и вознеся молитвы ко Всевышнему о богохранимой державе – России, и о даровании победы всероссийскому христолюбивому воинству, приветствуют Временное правительство и, вполне доверяя [ему], надеются, что Временное правительство в союзе с матерью церковью православной, выведет Россию из бедствий на славный путь счастья, благоденствия и мира. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 138. Л. 74. Подлинник. 630. Телеграмма председателю Совета министров князю Г.Е. Львову съезда духовенства и мирян Ставропольского благочиннического округа Самарской епархии Не позднее 15 мая 1917 г. Первый совместный съезд духовенства и мирян Ставропольского1 [благочиннического] округа Самарской епархии единодушно выражает пожелание Временному правительству успеха в трудах на пользу Отечества. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 178. Л. 114. Подлинник. 631. Телеграмма Временному правительству собрания духовенства и мирян 35-го благочиннического округа Омской епархии 16 мая 1917 г. Духовенство и миряне 35-го благочиннического округа Омской епархии, собравшись в городе Татарске на благочиннический съезд для обсуждения вопросов, касающихся обновления Православной церкви, почли долгом выразить непоколебимую не за страх, а за совесть верность и преданность Временному правительству. Чтим в нем провозвестника новых, живо ощущаемых нами светлых и свободных начал жизни, приветствуем, благодарим Правительство за отмену столь тяжелой для христианского чувства смертной казни, окрыляем себя надеждой, что правительство дарует Православной церкви все необходимое для ее плодотворной и спасительной работы. Обещаем все свои силы отдать на службу Церкви Христовой, которая есть исполнение всего закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исаия Шулякевич (Рум. Муз., 117). Шкловского Воскресенского [VI, 730]: Игум. Иоанн Тудорович , в янв. 1761 (1771?). – Кирилл Жилко , 1776. – Гавриил , 1780–82. – Иосиф Блажиевский , 1786. Строит. Самуил , 1790. Игум. Иларион , 1793. Строит. Игнатий , 1794. – Пётр , с 1799. Игум. Досифей Силинич , 1803–15. Строит. Герман , 1816. – Арсений , 1817. – Пётр , 1820. Игум. Феоктист , с 1821. – Никодим , 1831–33. – Орест , 1838–41. Борколабовского Вознесенского [III, 428]: Игуменьи Фотиния Киркоровна , 1648. Ксенофонтия Косиловна , 1649. Паисия Юхневичева , 1672. Севастияна Одолевичева , 1736. Анфиса , 1737. Антонина , 1752. Христофора , 1753. Аполлинария Коробанкова , 1760, 1775–1780. Дионисия Федоровичева , 1778. Мавра Павпоровская , 1781. Елисавета Корбинова , 1795–97. Сусанна Томашевская , 1798–1820. Петрония Булаева , 1821. Кутеенского Успенского [IV, 886]: Игуменьи Евфросиния Киркоровна , 1631–35. Фотиния , 1660. Ираида, княжна Куракина , 1663, перев. в Смоленский Воскресенский. Трофимия , 1663–68, в янв. (sic) 1696. Иннокентия Потемкина … Екатерина Лапицкая , 1742–60. Акилина , 1776. Анфиса , 1777–80. Александра , 1796. Капитолина , 1845–69. Невельского Преображенского [V, 138]: Игум. Кирилл , 1778. – Ферапонт , 1778–80. Особые заметки Вознесенского Полоцкого – игум. Ферапонт , 1553. Оршанского уезда, Варкалабовского – игум. Ксенофонт , в дек. 1674. Мстиславского Анофреевского: Архим. Варсонофий , 17 нояб. 1508. – Филарет , 24 авг. 1515, в июле 1529. Игум. Исаия , 1 мая 1641. Мстиславского Николаевского, на Горе, игум. Нифонт , 1507, 1517. Дисненского игум. Афанасий Глазок , 1687. Друйского игум. Варфоломей , 1687. Михайловского Городецкого Полоцкого игум. Антоний , 1509. Полоцкого Троицкого – игум. Симон , 1509. Полоцкого Иоанно-Предтечева (А. 3. Р., II, прим. 111) на Острове. Игум. Евфимий , 1509. Архим. Мисаил , 12 ½ лет, после архиепископ Полоцкий (А. 3. Р., II, 174). – Стефан Рагоза , в апр. 1534. – Антоний , 1544 (А. 3. Р., II, 234). Настоят. Арсений Шишка 22 окт. 1562 определён в архиепископа Полоцкого. (Тоже, III, 29, 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Происходившее отсюда отсутствие ближайшего архипастырского надзора и непосредственного влияния епархиальных преосвященных, сопровождаясь разными другими вредными последствиями, давало невозбранный простор для пропаганды раскола. На это обстоятельство обращал своё внимание сам царь Феодор Алексеевич, почему бывший при нём московский собор 1681 года ещё тогда предполагал учредить особую архиепископскую кафедру в г. Севске, но не мог этого сделать по недостатку средств. С своей стороны, приходское духовенство Орловского края, хотя и близко стояло к местному расколу, однако не могло бороться с ним по своему богословскому невежеству, нравственной забитости и материальной необеспеченности. Таким оно было не только в XVII веке, но и гораздо позже. По крайней мере, преосвященный Кирилл Флоринский, второй по счёту епископ Севский (1768–1778 гг.), в 1778 году прямо свидетельствовал Св. Синоду, что сельские священники его епархии „почти все совсем ненадёжны“ для увещания раскольников. В духовной же семинарии, в том же 1778 году открытой в Севске и затем (в 1827 г.) переведённой в Орёл, долгое время, даже при наших отцах, царила латынь; богословы, непобедимые в школьных латинских диспутах, ни слова не знали о русском расколе и в беседах с старообрядцами становились в тупик. Присоедините ко всему этому двусмысленное отношение гражданской власти к расколу, особенно во второй половине XVIII и в первой четверти XIX века, – и вы поймёте, что Орловский раскол, с самого появления своего до императора. Николая I, жил, предоставленный самому себе, – жил, распространялся и развивался, никем и ничем не стесняемый. Впервые в царствование императора Николая I и его преемников с их гражданскими мерами и одновременная с ними духовно-просветительная деятельность Орловских архипастырей и приходских пастырей положили конец открытой и усиленной пропаганде раскола старообрядчества, в Орловской епархии и ослабили его силу. Однако они не уничтожили его совершенно. Раскол и теперь существует здесь, имеет свою внутреннюю и внешнюю жизнь, а потому с ним нельзя не считаться.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пафнутий , бывший игум. Макарьевский Унженский, в 1643–45. Ферапонт , в 1645–48. Корнилий в 1649 перев. из Желтоводского монастыря; 13 янв. 1650 хирот. в митрополита Казанского. Архимандриты Серапион , игум., 14 нояб. 1651 перев. из Московского Крестовоздвиженского монастыря; в авг. 1652 произведён в архим.; † 1654, в мор. Авраамий , в 1655 и 56. Киприан , в 1658–60. Пахомий , 1660 и 61. Феодосий , 1664 и 65. Герасим , 1666–68, перев. в Иосифов мнтрь. Гермоген в 1668 перев. из Иосифова монастыря; до 1674. Амвросий , в 1675–85. Никифор , в 1685–98, перев. в Нижегородский Благовещенский мнтрь. Евфимий определён 14 мая 1699; † 22 февр. 1706. Геннадий , духовник Вознесенского девичьего монастыря, определён 25 февр. 1706. Митрофан в 1709 перев. в Колязин мнтрь. Игнатий Смола , с 1709, а 7 сент. 1712 хирот. в еписк. Суздальского. Иакинф 7 сент. 1712 произведён из ризничих монастырских; † 24 нояб. 1732. Герасим 5 февр. 1733 перев. из Московского Даниилова монастыря; 20 янв. 1752, за старостью, уволен; † … Иоасаф , наместн. Чудовский, с 20 янв. 1752–58. [? Афанасий Берестович 8 авг. 1757.]. Пахомий Поляница ( Поленичка ) в 1759 переведён из Нежинского Назарета, а 1773 – в Иосифов мнтрь. Аввакум Миланкович , с 1773, а 26 апр. 1778 перев. в Донской мнтрь. Дамаскин Семенов-Руднев определён 26 апр. 1778, а 24 мая перев. в Заиконоспасский. Иоасаф Маслов определён 12 июня 1778, а 26 янв. 1779 перев. в Новоспасский мнтрь. Серапион Александровский 17 февр. 1779 перев. из Московского Знаменского монастыря; 11 июня 1788 хирот. в викария Московской епархии и управлял мнтрём до 16 окт. 1799; перев. на Калужскую епархию. Виктор Прокопович-Антонский в 1800 перев. из Лубенского Мгарского монастыря, а 29 июня 1801 – в Донской. Августин Виноградский в июле 1801 перев. из Лужецкого монастыря и 25 дек.– в Заиконоспасский. Иринарх в янв. 1802 перев. из Златоустова, а в авг. – в Нижегородский Печерский. Моисей Близнецов-Платонов 10 окт. 1802 перев. из Московского Златоустова монастыря, а в февр. 1804 – в Заиконоспасский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При П. был перестроен Христорождественский собор в Рязанском кремле, в к-ром 16 июня 1775 г. обвалился каменный свод, вслед. чего разрушились гробницы вел. князей Рязанских, покоившихся в соборе, в т. ч. гробница вел. кн. Феодора Ольговича . Взамен каменного свода был сделан деревянный накатный потолок. Кроме того, в соборе поставлен новый напрестольный серебряный ковчег весом более 39 фунтов (см.: ГАРО. Оп. 3а. Д. 3457. С. 79). В 1777 г. П. был избран членом Московской синодальной конторы, в 1778 г. он, будучи в Москве по вопросам, связанным с деятельностью синодальной конторы, подал в Синод прошение о почислении на покой. 20 марта 1778 г. уволен с кафедры с назначением на должность настоятеля нижегородского Печерского Вознесенского мон-ря и с определением пенсии. В Печерском мон-ре П. проживал в корпусе, построенном в 1765 г. стараниями архим. Софрония (Долгоневского). Известны 2 его вклада в ризницу обители: Евангелие 1759 г. и Евангелие 1762 г. с собственноручной записью. Последние годы жизни П. страдал от паралича, управление обителью осуществлял монастырский собор из числа старшей братии. В июне 1789 г. он составил завещание, по к-рому передавал на свое поминовение Печерскому мон-рю 100 р., на погребение - 300 р., церковные книги - вкладом в Вознесенский собор, где желал быть погребенным, а остальное имущество просил раздать бедным. 2 авг. 1789 г. П. выехал в Н. Новгород на жительство к племяннику, коллежскому асессору М. Юрьеву, но 30 нояб. был привезен обратно в монастырь в тяжелом состоянии, скончался 2 дек. 1789 г. По благословению Дамаскина (Семёнова-Руднева), еп. Нижегородского и Алатырского, погребен близ правого клироса больничной ц. во имя прп. Макария Желтоводского, к-рая в 1858 г. была переосвящена во имя св. апостолов Петра и Павла. Соч.: Поучительные слова: В 3 ч. М., 1763; Краткая хронология, или Показание лет от начала мира по 1778 г. по Р. Х., разделенная на 7 веков по церк. штилю. М., 1777; Слово о созидании и разорении общества: В день коронования... имп. Екатерины II. М., 1777.

http://pravenc.ru/text/2578743.html

Съезд духовенства и мирян града Соликамского1 благочинническ[ого] округа просит принять меры [для] поддержания авторитета власти немедленной посылкой [на фронт делегатов [для] водворения надлежащей дисциплины армии, для спасения родины. ГАРФ. Ф. 6978. Оп. 1. Д. 454. Л. 14. Рукопись. Заверенная копия телеграммы. Председателю Совета министров князю Г.Е. Львову: Съезд духовенства и мирян Градо-Соликамского благочиннического округа приветствует в вашем лице Временное правительство в новом составе, выражает ему свое полное доверие и готовность всеми силами содействовать и поддерживать его в мероприятиях, направленных ко спасению отечества, водворению в нем порядков и законностей, утверждению истинной свободы. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 152. Л. 129. Подлинник. 623. Телеграмма председателю Совета министров князю Г.Е. Львову съезда духовенства и мирян 1-го благочиния Оренбургского уезда 10 мая 1917 г. Духовенство и миряне Оренбургского уезда первого благочиния на съезде 1 мая постановили выразить приветствие Временному правительству и готовность поддерживать его до тех пор, пока оно остается верным принципам революции, интересам народа, а также приветствовать Совет рабочих и солдатских депутатов. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 150. Л. 31. Подлинник. 624. Телеграмма Временному правительству съезда духовенства и мирян 1-го Сергачского благочиннического округа Нижегородской епархии Не позднее 14 мая 1917 г. Благочиннический съезд первого Сергачского округа, совместно с мирянами выражая свое полное доверие правительству, просит верить в полную готовность оказать ему всяческую поддержку и содействие своими трудами и силами [в] стремлении спасти дорогую Россию, стоящую на краю гибели, защитить Православную церковь как первенствующую. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 145. Л. 58. Подлинник. 625. Телеграмма М.В. Родзянко и князю Г.Е. Львову собрания духовенства и мирян 23-го благочиния Омской епархии 14 мая 1917 г. Петроград Председателю Государственной думы Родзянко и председателю Временного правительства князю Львову.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неск. раз (в авг. 1771, 1778 и 1780 и др.) И. посещал Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , в 1775-1783 гг. вел регулярную переписку со строителями-иеромонахами Ефремом (Коротковым) , которого почитал как «старца праведного», и Пахомием (Леоновым). 6 дек. 1776 г. И. рукоположил во иерея саровского насельника Назария (Кондратьева) , буд. игум. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря . Публикация проповеди И. при освящении 15 авг. 1778 г. нового Успенского собора Саровской пуст. считается первым печатным источником по истории этой обители (СПб., 1778). После освящения собора И. побывал в пещерной церкви, устроенной первоначальником прп. Иоанном , и пожелал возобновить в ней богослужение. Посетивший Саров вместе с архиереем помещик Н. А. Радищев (отец А. Н. Радищева ) обещал выделить средства на обновление храма. После ремонта 15 авг. 1780 г. И. освятил пещерную ц. во имя преподобных Антония, Феодосия и всех Киево-Печерских отцов. В эти годы Саровская пуст. неск. раз подвергалась нападениям грабителей. Осенью 1779 г. строитель иером. Пахомий просил И. прислать в его распоряжение 6 солдат под командованием унтер-офицера, чтобы разбойники «не сделали на ту пустынь нашу нападения и при разграблении не привели бы оную пустынь огненным поджогом в конечное истребление». Военные привезли с собой неск. чугунных пушек, к-рые были установлены ок. сев.-зап. угловой башни и направлены в сторону моста через р. Сатис (см.: Евгений, иером. Записки//Изв. Тамбовской УАК. 1904. Вып. 49. С. 242). Много внимания И. уделял Санаксарскому темниковскому монастырю , к-рый его «радовал... своим благоустройством и душеспасительным поведением». При И. в обители проводились ремонтные и строительные работы, в нижнем этаже соборного храма устроена и в 1776 г. освящена ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи; 16 авг. 1780 г. И. переосвятил престол верхней соборной церкви в честь Рождества Пресв. Богородицы. Также в мон-ре была построена и 6 июня 1782 г. освящена больничная ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери с кельями для больных.

http://pravenc.ru/text/293708.html

В 1778-1784 гг. К. Д. подвизался в мон-ре Евангелистрии на Скопелосе, но незадолго до смерти вернулся в Ксиропотам. В эти годы были изданы «Похвальные слова в простых стихах в похвалу различных святых» (Λγοι πανηγυρικο ες πλος στχους ες γκμιον διαφρων γων. Ενετα, 1778), «Духовная трапеза» (Τρπεζα πνευματικ. Ενετα, 1778, 17802), «Перлы трех святителей» (Μαργαρται τν τριν Ιεραρχν. Ενετα, 1779), «Псалтирь пророка и царя Давида» (Ψαλτριον το προφτου κα βασιλως Δαβδ. Ενετα, 1780). Последней работой К. Д. стал «Исторический каталог знаменитых мужей» (Ιστορικς κατλογος νδρν πισμων, изд.: Σθας. ΜΒ. 1872. Τ. 3. Σ. 71-200 (2-я паг.)), содержащий сведения о К-польских, об Александрийских, Антиохийских, Иерусалимских патриархах и о других видных представителях духовенства, правителях России, господарях и политических деятелях Дунайских княжеств за 1700-1784 гг. В 1795 г., вскоре после смерти К. Д., в Вене было напечатано стихотворное «Изъяснение Божественной литургии» (Εξγησις τς θεας λειτουργας. Βιννη, 1795. Αθναι, 1996). Неизданными остаются его «Гимны» (Υμνοι, 1754), «Светильник жен» (Θανριον τν γυναικν, 1764, изд. фрагменты, напр. поэма «Княгиня Ольга, или История крещения Россов»), «Царский театр» (Θατρον Βασιλικν, 1767), включающий истории разных государей, «Мысленные цветы» (Ανθη νοητ, 1768), «Книга царств» (Ββλος Βασιλειν, 1770-1774, по мнению Г. Кехайоглу - Κεχαγιγλου. 2009. Σ. 49) в 2 томах, охватывающая историю от основания г. Византия до 1453 г., «Географическая история» (Ιστορα γεωγραφικ, 1781-1782) и др., гл. обр. агиографические, произведения. М. Паизу-Апостолопулу доказала, что соч. «Хронограф», или «История происшествий» за 1648-1704 гг. ( Σθας. ΜΒ. 1872. Τ. 3. Σ. 3-70 (2-я паг.)), принадлежит не К. Д., а Димитрию Радаманису ( Παζη-Αποστολοπολου. 2007. Σ. 87-111). К. Д. переводил не только с древнегреч., но и с итал. языка (напр., «Метаморфозы» Овидия). Он переписал значительное число манускриптов. Напр., рукопись РНБ. Собр. еп. Порфирия (Успенского). 253 содержит скопированные К. Д. грамоты господарей Молдавии и Валахии и бояр, переписку Александрийских патриархов Парфения I и Герасима II Паллады , К-польского Дионисия IV Серогланиса и Халкидонского митрополита Гавриила с московским двором и патриархом, а также краткие жития 28 греч. новомучеников и 2 преподобных, живших в 1520-1745 гг. (Александрийская Патриархия/Сост.: архим. Порфирий (Успенский). СПб., 1898. Т. 1. С. 211-231; Медведев. 2004. С. 500-517; Πασχαλδης. 2012. Σ. 175-306). Кроме того, К. Д. исправил тексты служебных Миней, впосл. его правка была учтена Центральной церковной комиссией К-польского Патриархата при издании Миней в 1843 г. (К-поль, типография А. Коромиласа).

http://pravenc.ru/text/1684265.html

При освящении Березинской церкви называется и дьячок Иоанн Поляновский. 2) С 1 февраля 1773 года, в 1774 и 1775 годах был настоятелем прихода, как его администратор, Богуславский протопоп Стефан Левандовский, числившийся там до 1 февраля 1776 г.; при нём викарием 131 был священник Николай Безверхов. 3) Потом, до своей кончины 6 апреля 1776 г., опять Михаил Крыжановский. В конце 1775 г. Березянская церковь была захвачена униатами 132 , и далее идут униатские священники: 4) Протопресвитер (протопоп, протоиерей) Михаил Рубанович, декан Белоцерковский (с 4 мая 1777 г.), по приходо-расходным книгам значится администратором Березянской церкви с 4 марта 1777 г. по 21 апреля 1786 г. На епархиальном съезде деканов и делегатов в г. Радомысле 15 мая 1794 г. он был представителем от Белоцерковского деканата. См. Архив западно-русских униатских митрополитов 2.831 по Описанию его у Ст. Гр. Рункевича, т. II (СПб. 1907), стр. 515. 5) Иосиф Скульский, протопресвитер Бердичевский, парох Лещинцский, был администратором Березянской церкви с 11 июня 1787 г. по 15 мая 1793 г., подписываясь «протоиереем». На Радомысльском съезде 1794 г. является уже деканом Стависским (Ставищенским). См. у Ст. Гр. Рункевича, Описание документов архива западно-русских униатских митрополитов, т. II, стр. 515. Наряду с этими администраторами упоминаются следующие униатские викарии: I) Андрей Панасевеч (Панасевич) значится под упомянутым выше (стр. 205, 68 133 ) «реестром» церковных вещей по смерти о. Михаила Крыжановского такой подписью от 14 апреля 1776 г.: «Аз Иерей Андрей Панасевеч векари березянски». II) Иаков (Яков) Доматевеч (Доматевич) с ноября 1776 г. по 7 марта 1778 г. III) Снова Андрей Панасевеч (Панасевич) с 18 марта 1778 г. по 15 мая 1783 г. IV) Иоанн Выраванский с 26 сентября 1783 по 23 октября 1785 г. V) Стефан Крамаржевский с ноября 1785 г. по 1 февраля 1786 г. VI) Опять Иоанн Выраванский 1 февраля 1786 г. по 10 июня 1787 г., когда перешёл в г. Таращу, ибо есть метрическая запись от 12 марта 1788 г., по которой он был тогда викарием Таращанским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010