Вскоре после издания „Записки“ умер Викентий (в 1780 году). На народном соборе 10-го июня 1781 года, на место его был избран епископ Темешварский Моисей Путник, единогласно, без подачи голосов. Он совершил два замечательные дела: 1) в 1783 году испросил у императора Иосифа II право юрисдикций на Буковину (присоединенную к Австрии в 1775 г.) и Трансильванию, где император в 1782 году позволил румынам иметь своего епископа (дотоле они зависели от Офенского), и 2) в начале 1790 года ездил в Вену и выхлопотал там отмену постановления школьной комиссии 1788 года, чтобы на будущее время только церковные книги печатались кирилловскими письменами, и притом на церковном языке, все же остальные, в том числе и учебные, латинскими буквами на обработанном иллирийском наречии (Lingua illyrica cultiore), то есть, на языке католиков хорватов и униатов сербов. Вместе с этим Моисей отстоял и самостоятельность сербских школ от вмешательства венских и пештских регуляторов образования. А школ с 1778 г., частью при пособии правительства, заведено было довольно: по сведениям, собранным у Чапловича, с 1778 по 1795 г. было открыто 108 первоначальных школ в Славонии и Среме, 376 в Темешском округе (комитатах Торонтальском, Темешском и Крассовском), 72 в Пятицерквенском округе и 102 в округе Великоварадинском. В 1797 году школ во всех епархиях (кроме Трансильвании и Буковины) было 804, а число жителей православных состояло из 1.369.425 душ; следовательно, одна школа приходилась средним числом на 1.703 души. Но по епархиям это число видоизменялось; например, в Офенской епархии была одна школа на 636 душ, а в Пакрачской одна на 12.386. Учебные пособия были и на славянском, и на румынском языках. Во время того же митрополита и епископа Карлштадтского Петра Петровича, именно в 1781 г., триестские православные прихожане церквей св. Спиридона (сербы) и пресв. Троицы (греки), согласуясь с намерениями правительства, признали над собою епархиальную власть епископа Карлштадского, между тем как до того времени относились к патриарху Константинопольскому 95 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Копия с этой грамоты находится в архиве с. Угодич и в настоящее время. Копия с этой грамоты находится в архиве с. Угодич и в настоящее время. Скуратов-Бельский Григорий Лукьянович (ок. 1530–1572) — думный дворянин, любимый опричник Ивана Грозного. Соломония Сабурова — супруга великого князя Василия Ивановича; вследствие бесплодия была разведена, пострижена монахини и сослана в 1525 г. в Суздальский монастырь. По народным преданиям, у Соломонии уже после развода родился сын Юрий, законный наследник царского трона, и, таким образом, соперник Ивана Грозного. Скуратов-Бельский Григорий Лукьянович (ок. 1530–1572) — думный дворянин, любимый опричник Ивана Грозного. Соломония Сабурова — супруга великого князя Василия Ивановича; вследствие бесплодия была разведена, пострижена монахини и сослана в 1525 г. в Суздальский монастырь. По народным преданиям, у Соломонии уже после развода родился сын Юрий, законный наследник царского трона, и, таким образом, соперник Ивана Грозного. Синодик — поминальная памятная книжка, куда вписываются имена для церковного поминания на панихидах и праздниках; Иван Грозный составил ряд таких синодиков, где поминал жертв опричного террора. Синодик — поминальная памятная книжка, куда вписываются имена для церковного поминания на панихидах и праздниках; Иван Грозный составил ряд таких синодиков, где поминал жертв опричного террора. Рыбный комиссионер — продавец рыбы, которую отец Артынова покупал в Саратове, а продавал на севере России. Рыбный комиссионер — продавец рыбы, которую отец Артынова покупал в Саратове, а продавал на севере России. Богоявление Господне (Крещение) празднуется 6 (19) января. Богоявление Господне (Крещение) празднуется 6 (19) января. Аполлос (Алексеевский или Алексеев; 1778–1859) — архимандрит, в сентябре 1813 г. был перемещен в Ярославский Толгский монастырь и назначен ректором Ярославских училищ (пробыл там по декабрь 1816 г.). Скончался в 1859 г. (а не в 1857м, как пишет Артынов) в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре. Аполлос (Алексеевский или Алексеев; 1778–1859) — архимандрит, в сентябре 1813 г. был перемещен в Ярославский Толгский монастырь и назначен ректором Ярославских училищ (пробыл там по декабрь 1816 г.). Скончался в 1859 г. (а не в 1857м, как пишет Артынов) в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Пространство алтаря было открыто в храм. Перед алтарем помещался низкий иконостас с 2 иконами местного ряда и царскими вратами, завершенными медальоном-тондо и фланкированными 2 фигурами коленопреклоненных ангелов. К. создал новый тип классицистического церковного интерьера, творчески используя увражи Неффоржа. В том же 1774 г. К. начал работу над ц. Спаса Нерукотворного в усадьбе Рай-Семёновское (ныне дер. Райсемёновское Серпуховского р-на Московской обл.). Первый теплый этаж церкви был выстроен в 1763 г., но затем строительство прекратилось. В 1774 г. владельцы усадьбы Нащокины пригласили К., и он по собственному проекту надстроил 2-й этаж церкви, возвел колокольню и отделал интерьер. Работы продолжались до 1783 г. Постройка, относящаяся к традиционному для 1-й пол. XVIII в. типу 3-частных церквей «кораблем», была выдержана К. в стилистике раннего классицизма под влиянием увражей Неффоржа. Основной храм с прямоугольной апсидой и симметричным ей зап. притвором завершен мощным куполом на барабане. С запада узкий переход соединяет объем храма с 3-ярусной колокольней с цилиндрическим верхним ярусом, увенчанным высоким квадратным в сечении шпилем наподобие обелиска. Декор фасадов помимо коринфских колонных портиков на сев. и юж. фасадах храма и спаренных колонн на углах колокольни включал тонкую лепнину с мотивами гирлянд, филенок и накладных досок. Обработка барабана сдвоенными колонными эдикулами близка к декору Владимирской ц. в Виноградове и также повторяет проект церкви Неффоржа (Ibid. Т. 7 Р. 434). Интерьер храма не сохранился, но на гравюре 1778 г. К. воспроизвел этот интерьер, почти в точности повторявший церковь Пречистенского дворца. Позднее К. создал еще одну реплику в ц. во имя свт. Петра, митр. Московского, в усадьбе Петровское (Княжищево) (ныне Наро-Фоминского р-на Московской обл.; 1778-1784) (заалтарная полуциркульная колоннада, мощная триумфальная арка и низкий иконостас). Позднее появились подражания в дворцовых храмах Павловска и Михайловского замка в С.-Петербурге (1797-1799, архит. В. Бренна). В посл. четв. XVIII в. в столицах и провинции подобная композиция алтаря и иконостаса получила повсеместное распространение, особенно в приходских храмах, где небольшое пространство часто не позволяло сооружать крупные иконостасы, напр., в ц. Сошествия Св. Духа на апостолов на Лазаревском кладбище (1784-1787, архитекторы Е. С. Назаров, Н. Легран?) или во Владимирской ц. в Быкове (1783 - кон. 80-х гг. XVIII в.) и др.

http://pravenc.ru/text/1319792.html

Баронесса Анна-София, за шведским каммергером бароном Флемингом Барон Рейнгольд-Иоанн, рождение 12 мая 1741 † ....; женат на Христине-Маргарите Паллюс Барон Густав, шведский майор † 12 мая 1782 Барон Карл, шведский капитан Барон Фридрих, шведский капитан † 1780 Баронесса Рената-Шарлотта Баронесса Ульрика-Беата, за капитаном Фок Баронесса Оттилия † 1778 Барон Карл-Густав Барон Иоанн-Генрих КОЛЕНО X: Граф Карл Густавович, эстляндский ландрат, рождение 3 июня 1793 † 1851; женат на баронессе Эрнестине Унгерн-Штернберг Графиня Юлия Густавовна, за генерал-майором бароном Клодт ф. Юргенсбург Граф Фёдор Карлович, рождение 1787 † 1813; женат на Юлие Стакельберг; рождение 1788 † 15 февраля 1849 Граф Павел Карлович, рождение 4 января 1796; женат: 1) на баронессе Юлие Унгерн-Штернберг, рождение 1803 † 15 августа 1835; 2) на Софие Рейтерн (все дети Граф Константин Карлович, рождение 1797 † 1824; женат на Александрине Даль Графиня Каролина Карловна, 1) за графом Карлом Мантейфелемъ; 2) за Иоанном ф. Фест (Fehst) Барон Густав-Рейнгольд, рождение 3 апреля 1773 Барон Карл-Фридрих, рождение 1775 Барон Берендт-Отто, рождение 16 декабря 1778 Барон Андрей, рождение 15 июля 1784 Баронесса Ульрика-Маргарита Баронесса Якобина-Мария Граф Роберт Иванович (Роберт-Генрих), рождение 1777 † 24 февраля 1841, министр-статс-секретарь Великого Княжества Финляндского, российский действительный тайный советник, государственного совета член, кавалер святого Александра Невского и святого Владимира 1 степени; женат на Анне Андреевне Геденберг КОЛЕНО XI: Граф Густав Карлович, рождение 21 июня 1819 Граф Карл Карлович, рождение 17 сентября 1829 Граф Рейнгольд Карлович, рождение 31 декабря 1830 Графиня Юлия Карловна, за Бреверном Графиня Эрнестина Карловна, за Бремено Баронесса Амалия Карловна Баронесса Луиза Карловна Граф Фердинанд Фёдорович, генерал-майор, рождение 28 сентября 1809; женат на Марие Даниловне Полозовой Графиня Паулина Фёдоровна, за капитаном Карлом ф. Гине Графиня Констанция Фёдоровна, за ротмистром Григорием ф. Гарпе

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Дмитров. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Подлипичье. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Подлипичье известно с XV – XVI веков как село в древнем Повельском стане Дмитровского уезда, ставшее впоследствии усадьбой. Известно, что в селе существовала деревянная Богородичная церковь, разрушенная польско-литовскими интервентами в начале XVII века. Ныне существующая кирпичная церковь во имя Казанской иконы Божий Матери с приделом во имя преподобного Георгия Хозевита была построена в 1735 году на средства владельца усадьбы Петра Никитича Хитрово. В 1735 году храм был освящен. Главный придел храма посвящен иконе Казанской Божией Матери. Здесь находится трехъярусный резной иконостас 1867 года. Слева от Царских врат – храмовая икона Казанской Божией Матери, хранящаяся здесь со времен основания храма. В 1778 году с левой стороны к трапезной храма был пристроен теплый (зимний) придел в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» В 1884-1886 годы на средства И.А. Лямина Скорбященский придел был расширен по проекту московского архитектора И.М. Самарина. В 1898 году на средства вдовы Е.С. Ляминой обновили и переименовали придел Георгия Хозевита. Новый престол по ее просьбе получил наименования Усекновение главы Иоанна Крестителя в память об Иване Артемьевиче Лямине. Усадьба Подлипичье с XVII века принадлежит г. Пятову, далее до конца XVIII века – роду Хитрово. В середине XIX века усадьбой владела Н.А. Пономарева, а в 1890 году она перешла к Ляминым, которые пожертвовали свою усадьбу под богадельню для рабочих и служащих Покровской мануфактуры. После революции 1917 года Казанская церковь в Подлипичье не закрывалась. По книге: «Святыни Земли Дмитровской», 2005 г. Подлипичье известно с XV-XVI веков как село в древнем Повельском стане Дмитровского уезда, ставшее впоследствии усадьбой. Известно, что в селе существовала деревянная Богородичная церковь, разрушенная польско-литовскими интервентами в начале XVII века. Начало строительства нового храма в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя преподобного Георгия Хозевита на средства владельца усадьбы Петра Никитича Хитрово относится к 1735 году. Освящение новой церкви с холодным приделом относится к 1753 года. Старая деревянная церковь была разобрана. На месте ее престола тщанием П.П. Хитрова в 1779 году поставлена часовня, а новый храм и кладбище обнесены каменной оградой. В 1778-1779 годах с левой стороны трапезной части Казанской церкви на средства помещика устроили теплый придел в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " .

http://sobory.ru/article/?object=03498

Мерзлово. Церковь Воскресения Словущего. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь построена в 1778-1782 гг. в с.Мерзлом при усадьбе помещиков П.И. и М.П. Палибиных в стиле позднего барокко. В 1824-1825 гг., вероятно, при новых владельцах Глазенапах, храм частично перестроен и приобрел черты провинциального ампира. Главный престол - Обновления Храма Воскресения Христова (Словущее Воскресение). В трапезной части существовали приделы в честь Боголюбской иконы Божией Матери и свмч. Иоанна Воина. Закрыта в 1930-х гг., разрушены верхние ярусы колокольни. В 1960-х гг. заброшен. Впоследствии обрушились своды трапезной. Представляет собой бесстолпный двусветный одноглавый четверик с небольшой трапезной, фасады обработаны в стиле ампир. Церковь Воскресения Господня в д.Мерзлое (Мерзлово) Солнечногорского района является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов, 21 апреля 2015 г. Церковь была воздвигнута в период с 1778 по 1782 год. Главный престол Воскресения Словущего, в трапезной приделы: Боголюбской иконы Богоматери — правый и Иоанна Воина — левый. Строительные работы велись на средства хозяина села П.И. Полибина. В 1824 году были проведены восстановительные работы по заказу М.П. Полибиной. Богослужения в церкви прекратились в 1933 году, в 1935 году она была закрыта, тогда же сломана колокольня, а с 1960-х гг. заброшена. В храме в разные годы советской власти размещался: пункт приема молока у населения, стекольный завод, склад совхоза Солнечный. С 2013 года церковь приписана к Покровскому храму д. Головково. 9 мая 2013 года началось регулярное проведение работ по расчистке храма от завалов битого кирпича. 10 мая 2103 года прот. Антонием Тирковым совершен первый водосвятный молебен. С этого дня молебны проводятся регулярно. На Казанскую, 4 ноября 2013 года воздвигнут Крест. 11 декабря 2013 года на память священномученника Алексия Смирнова совершена первая Божественная Литургия. Продолжаются работы по восстановлению и благоустройству храма. В январе 2014 года в храме был установлен иконостас. В 2014−2015 гг. восстановлена крыша трапезной, установлены новые окна.

http://sobory.ru/article/?object=20969

В настоящий момент зарегистрирован приход церкви святого благоверного князя Александра Невского в Красном Селе, но работ по восстановлению храма пока не видно, при входе на кладбище работает временная часовня. В то же время определенный порядок на месте руинированного храма поддерживается: об этом говорят и отсортированные кирпичи, обращение от настоятеля близлежащей часовни с просьбой не выбрасывать мусор на территории храма, а также проводимые богослужения. Несмотря на руины, за территорией храма ухаживают прихожане. Прямо у входа на кладбище находится небольшая современная часовня. Среди руин можно увидеть аккуратно составленные кресты… и импровизированный алтарь… Удивительно, но несмотря на масштабы храма его не сразу можно разглядеть даже с небольшого расстояния, очень уж хорошо ее скрывают кладбищенские деревья. Но те, кому довелось побывать на кладбище старинного села, еще не скоро забудут величественный облик Никольского храма, чьи купола в далекую пору были хорошо видны путешественникам по Нарвскому тракту. Село Высоцкое находится в 33 верстах от Петербурга и в 21 версте от Петергофа. Названо «Высоцким» по имени того подмосковного села, жители которого переселены сюда помещиком. До 1770 г. Высоцкое принадлежало к Красносельскому приходу. О построении здесь храма свидетельствует храмозданная грамота, выданная от архиепископа Гавриила в 1770 г. 20 апреля… Антиминс на престоле освящен в 1776 г. тем же архиепископом Гавриилом. Касательно времени окончания храма можно предположить, что служение в нем началось с 1778 г., так как, во-первых, записная метрическая книга здешней церкви начата 13 июня 1778 г., и, во-вторых, на первой странице синодика священник Даниил Федоров сделал приписку: «1779 года, по освящении церкви во второе лето». В 1836 г. на хорах устроен теплый придел во имя св. Димитрия Ростовского. К храму прилегают: с востока – село Высоцкое, с проходящею через него старою рижскою дорогою, а с севера – плитная ломка, из которой брали плиту для церкви. Храм сделан из плиты, в один этаж, в виде продолговатого креста, с колокольнею. Длина его с колокольнею 15 саж., ширина в середине 9 саж., а на западном конце – 5 саж. 1½ арш. Толщина стен в 1 ¾ арш.

http://sobory.ru/article/?object=03943

468 См.: Ильинский Г. А. Значение Афона в истории славянской письменности. ЖМНП, 1908, ноябрь, часть 18, новая серия. С. 17. 476 См.: Парфений (Аггеев), инок. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и св. Земле. (Часть 4-я). М., 1885, с. 140. 477 Шестаков Д. Рукописаные собрания Афона (историко-библиографический очерк)//Ученые записки Императорского Казанского университета, декабрь. 1897. С. 13–14. 490 Пешеходца Василия Григоровича-Барского Плаки-Албова, уроженца Киевского, монаха Антиохийского, путешествие к святым местам в Европе, Азии и Африке. СПб., 1778. С. 687. 494 Пергамен. Из рукописи монастыря Ксенофа на Афоне. 1//Собрание Порфирия (Успенского) , ПБ, греч. собр., 298. См. в: Гранстрем Е. Э. Греческие рукописи ленинградских книгохранилищ, вып. 4//Византийский Временник, 23, М., 1963. С. 173. 496 Дмитриев-Петкович К. П. Обзор афонских древностей//Записки Императорской Академии Наук. Т. 6, кн. 1, приложение 4, СПб., 1865. С. 49. 505 Пешеходца Василия Григоровича-Барского Плаки-Албова, уроженца Киевского, монаха Антиохийского, путешествие к святым местам в Европе, Азии и Африке. СПб., 1778. С. 723. 506 АйналовД. В. По Афону//Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества, 1906. Т. XVII, вып. I. С. 53–54. 507 Описание путешествия отца Игнатия в Царьград, на Афонскую гору, во Иерусалим, в Египет, в Александрию и в Аравию.//Православный Палестинский сборник. Т. XII, вып. 3, СПб., 1891. С. 11. 511 Лопарев X. М. Краткий отчет о поездке на Афон летом 1896 года//Сообщения Православного Палестинского Общества, февраль, 1897. С. 32. 513 Цит. по: Дестунис Г. С. О каталоге греческих афонских рукописей, составленном летом 1880 года. ЖМНП, 1881, ч. 213. С. 160–161. 526 Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты, часть II (прил. ко II отделению сей части). М., 1881. С. 83. 529 Один из них от 1357 г., август, индикт 10. Император Иоанн Палеолог грамотой утверждает за Эсфигменом пастбища. 534 Флоринский Т. Афонские акты и фотографические снимки с них в собраниях П. И. Севастьянова. СПб., 1880. С. 104–105. (В «Русском художественном листке» за 1859 год, 6–8, была помещена статья под заглавием «Труды П. И. Севастьянова», перепечатанная некоторыми другими периодическими изданиями («Северной Пчелой», 1859, 52, «Современником», т. 74). В ней сообщаются краткие биографические сведения о П. И. Севастьянове, указывается на огромное научное значение его работ и перечисляются важнейшие из выставленных им снимков).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Герард Фридрих Миллер (1705-1783), выдающийся историк, немец по происхождению, приглашённый в Россию, написал в 1778 г. очерк " Езда в Коломну " . Написанный сочным языком XVIII столетия, очерк открывает интереснейшие подробности жизни Коломны «екатерининского века», в частности упоминается Церковь Иоанна Предтечи, которая во времена посещения Г.Ф. Миллером Коломны (1778 г.) была еще освящена как Симеона Столпника : «Окруженная каменной стеной часть города Коломны первой встаёт на пути, как только переезжаем мост через Коломенку. Дорога идёт за ворота под башней-стрельней по узким, тёмным улицам, к неудобству которых должно привыкнуть, затем чтобы находить оные хоти бы по малой части сносными. Стена не имеет правильного очертания, примечательна обилием башен, однако, помимо того, не обведена ни валом, ни рвом… За стеной, в предместьях, насчитывают 9 каменных и 2 деревянные церкви. Каменные: 1) Архангела Михаила с приделом Трёх Святителей, 2) Иоанна Богослова с приделом Иоанна Воина, 3) Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Григория Богослова, 4) Воскресения Христова с двумя приделами - Иоанна Богослова и Николая Чудотворца, 5) Рождества Христова, 6) Воздвижения Честного Креста с приделом Великомученика Никиты, 7) Богоявления Господня, при которой стоит старая деревянная церковь , 8) Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, 9) Вознесения Господня с приделом Великомученицы Екатерины. Деревянные: 1) Алексея, Человека Божия, с приделом Великомученицы Параскевии, нареченной Пятницы, 2) Симеона Столпника ». «Роспись священнослужителей по шестой (1811-1812 гг.) и седьмой (1815-1825 гг.) ревизиям» свидетельствует о том, что в Коломне несли службу: 1 протоиерей, 1 ключарь, 17 иереев, 12 диаконов (2 на дьячковской должности), 13 дьячков, 2 псаломщика, 15 пономарей, 1 звонарь. Так, по состоянию на 1811-1825 гг. в церкви Иоанна Предтечи (ранее Симеона Столпника ) числятся: 1 иерей, 1 диакон, 1 дьячок, 1 пономарь. В 1870-х - 1880-х гг. в храме диаконом был Александр Петрович Добров.

http://sobory.ru/article/?object=35099

В ряду таких учебных заведений Суздальская семинария ранее и более всего снабжала своими питомцами Троицко-лаврскую семинарию. Сюда посылались из Суздальской епархии дети, обученные грамот, еще до времени прочного основания Суздальской семинарии. У Троицы-Сергия питомцы Суздальской школы искали довершения богословского и философского образования и после того, как в Суздале стала правильно функционировать местная школа, так как высший класс в ней открылся сравнительно поздно. С семидесятых годов лучшие ученики Суздальской школы стали посылаться для довершения образования в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Так, в 1772 году для окончания философского и богословского образования были посланы Гавриил Семьинский, Афанасий Великосе льский и Алексей Глебов. Они окончили полный курс академии в 1771 году и сделались впоследствии наставниками Суздальской семинарии. 170 В том же 1772 году с тою же целью послан был в Москву Алексей Никитский. 171 В 1778 году намечены были к отправлению в Московскую академию Пётр Поспелов, Дмитрий Метлов и Ив. Быков. 172 Московский университет тоже неоднократно видел в своих стенах учеников Суздальской семинарии. К сожалению, точные списки Суздальцев, поступивших в Московский университет, восстановить нельзя за недостатком данных. Но известно, напр., что в 1778 году уволились из семинарии для поступления в университет студенты философии Дмитрий Тростин и Лев Шиповский. В 1787 г. семинаристам было объявлено в силу Высочайшего указа о праве свободного перехода ученикам риторики, философии и богословии в ведомство медицинской коллеги для обучения медико-хирургическим наукам. Но в Суздале, как докладывал ректор семинарии архимандрит Гервасий, желающих поступить в лекарские ученики не оказалось. 173 В 1785 голу было вызвано из Суздальской семинарии для обучения в нормальной школе в Петербурге пять учеников – из философии Алексей Щедрицкий и из риторики: Иван Тумский, Василий Новосельский, Иван Скабовский и Дмитрий Семеновский. Согласно основной задаче нормальной Петербургской школы, их имели в виду приготовить в учители народных школ Владимирской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010