Действуя в духе «просвещенного абсолютизма», Фридрих II провел ряд реформ (1756-1786) под лозунгами установления свободы вероисповедания, равенства всех перед законом и обязательного обучения. Были отменены пытки, запрещены суды над ведьмами, утверждался принцип независимости судей, упрощалось судопроизводство, было разработано «Прусское земское уложение» (издано в 1794), расширено право на получение начального образования. Им предпринимались безуспешные попытки приостановить сгон крестьян с земли, т. к. это сокращало поступления налогов и уменьшало призывные контингенты. Мн. мероприятия носили лишь показной характер. Так, в 1740 г. была декларирована свобода печати, а позднее подтверждена строгая обязательность цензуры. Бранденбургские ворота. Гравюра П. Хааса. 1793 г. Бранденбургские ворота. Гравюра П. Хааса. 1793 г. При Фридрихе II территория Пруссии увеличилась почти в 2 раза. Важные в стратегическом отношении земли и внешнеполитический авторитет Пруссия приобрела во время Семилетней войны (1756-1763). По Губертусбургскому миру (15 февр. 1763) с Австрией и Саксонией она закрепила за собой Силезию и графство Глац. В 1742 г. Фридрих II уравнял в правах католич. и протестант. Церкви в Силезии. В посл. трети XVIII в. Пруссия вместе с Россией и Австрией участвовала в разделах Польши. Идеология «просвещенного абсолютизма» оказала влияние на др. герм. гос-ва, в к-рых были проведены реформы, способствовавшие нек-рой модернизации, но в целом направленные на увеличение доходов гос-ва. В 1762-1763 гг. в Саксонии была введена свобода торговли, отменены монополии, проведена перепись населения, упорядочена администрация, обновлены школы и академии. В Баварии реформы в духе «просвещенного абсолютизма» пришлись на правление курфюрста Максимилиана III (1745-1777). Была улучшена денежная система, созданы учреждения для управления экономикой, разработаны новые гражданский и уголовный кодексы. В 1759 г. в Мюнхене создана Баварская АН, ставшая центром распространения идей Просвещения.

http://pravenc.ru/text/529064.html

Французская революция (1789-1799) привела к конфискации всех франц. владений ордена (1792), что отразилось на финансовом положении М. о. Для компенсации убытков руководство ордена попыталось возобновить пиратские нападения на море, но не добилось к.-л. успехов. К кон. XVIII в. произошло обмирщение братьев М. о., привыкших жить в роскоши. Поскольку франц. монархи являлись протекторами М. о., казнь кор. Людовика XVI в 1793 г. вызвала резкую реакцию со стороны ордена, отказавшегося признать Французскую республику. Однако конфликта не произошло, т. к. у республики были более серьезные проблемы. Ситуация изменилась в 1797 г. с избранием великим магистром ордена немца Фердинанда фон Гомпеша (1797-1798/99), в связи с чем франц. Директория заподозрила Австрию в желании захватить стратегически важный остров. Кроме того, действия Российской империи (в 1795, после 3-го раздела Польши (1793), местные владения М. о. были преобразованы имп. Павлом I в российский приорат) могли свидетельствовать о том, что Мальта попала в сферу российских политических интересов. 9 июня 1798 г. возле острова остановился направлявшийся в Египет франц. флот с экспедиционным корпусом под командованием генерала Наполеона Бонапарта. Укрепления Мальты находились в прекрасном состоянии, но их было некому оборонять: военные силы ордена были немногочисленны, а рыцари не решились доверить оборону местному населению. Мальтийцы призвали великого магистра заключить мирный договор с французами, т. к. не собирались воевать с христианами. После небольших стычек с франц. войсками руководство ордена пришло к соглашению о переговорах с Наполеоном и запросило мира. Наполеон потребовал полной сдачи острова. 17 июня 1798 г. Гомпеш с рыцарями покинул Мальту, оставив на острове архив и казну ордена вместе с мн. почитаемыми реликвиями. Мальтийские церкви были разграблены франц. солдатами, множество орденских ценностей было утрачено после уничтожения англичанами франц. флота в битве при Абу-Кире (авг. 1798). М. о. в кон. XVIII - нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

Провинциальные вельможи, наделенные теперь значительными экономическими и военными полномочиями, явно стремились упрочить и свои политические позиции. Усилились сепаратистские тенденции. Типичными представителями новой знати, контролировавшей огромные территории, были Пасван-оглы Осман-паша из Видина (Сев. Болгария), Али-паша из Янины (Сев. Греция), клан Бушатли из Сев. Албании, Ахмад Джаззар-паша из Акко (Палестина), Чапаногуллары из Центр. М. Азии, Каникли из Северной, Шейхзаде из Восточной и Караосманогуллары из Зап. М. Азии. Правительство пыталось бороться с сепаратистскими тенденциями, натравливая одних провинциальных лидеров на других, что подчас приводило к междоусобным войнам. Лояльность мн. региональных властителей Порта покупала, распределяя между ними посты наместников. Пришедший к власти в самые тяжелые годы войны с Россией племянник Абдул-Хамида I султан Селим III (1789-1807) видел глубину поразившего О. и. кризиса, осознавал необходимость модернизации, прежде всего армии и флота. Военную реформу Селим III предпринял, не покушаясь на привилегии янычар, а организуя параллельно совр. части низам-е джедид («нового порядка»). Вводимый Селимом «новый порядок» объединил против себя и стремившихся к автономии местных лидеров, и недовольных нововведениями и ущемлением своих прав представителей старой знати. Стремление Селима модернизировать О. и. по зап. образцу отразилось и на дипломатической активности. Если прежде Османы лишь отправляли посольства к европ. дворам, то теперь были учреждены постоянные представительства в Лондоне (1793), Вене (1794), Берлине (1795) и Париже (1797). Планировавшееся в 1793-1795 гг. открытие посольства в С.-Петербурге так и не состоялось. В XVIII в. меняется характер взаимоотношений Порты с зап. миром: К-поль постепенно превращается в слабого партнера, к-рому европ. державы навязывают свою волю и заставляют выполнять свои требования. Исповедуемая Европой политика меркантилизма и антимеркантилистская политэкономия Порты привели к хроническому дефициту османской внешней торговли, в которой объемы импорта постоянно превышали экспорт.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Dav. Коснег’ом (Vindiciae S. textus hebraei Esaiae adversus D. Roberti Lowthi criticam. Bernae 1786). Lowth, однако, имеет значение постольку, поскольку он, обладая обширным классическим образованием, сумел показать высокие эстетические и поэтические достоинства пророческой книги. В Германии был издан проф. Коппе перевод книги Lowth’a (Iesaias neu übersetzt, nebst einer Einleitung und critischen und erläuternden Anmerkungen. Mit Zusätzen und Anmerkungen von I. B. Koppe. B. V–IV. Göttingen 1779–81) с примечаниями и прибавлениями проф. Коппе, значительно исправившими недостатки английского оригинала. Но Коппе первый высказал мысль, будто не вся книга, дошедшая до нас под именем пророка Исаии, и действительно написана этим пророком, – мысль, которая позднее поддержана и развита Eichhorn’oм (Die hebräischen Propheten, Göttingen 1816–19). Стоит далее упомянуть Philologischen Clavis über das Alte Testament. Iesaias, von Η. E. G. Paulus (Iena 1793), для исторического толкования пророческой книги представляющей дельное пособие, но по части филологических объяснений не заслуживающей большого внимания. Гораздо более значительным явлением по части изъяснения книги пророка Исаии был явившийся первым изданием в 1791–1793 г. (Lipsiae), Ern. Fr. Car. Rosenmülleri Scholia tomus III, Iesaiae vaticinia complectens, для второго издания (Lipsiae 1811, 1818:1820) совершенно переделанный. Следуя в толковании священного текста древнейшим авторитетам (в первом издании Гроцию и др., во втором – Витринге по преимуществу), Розенмиллер особенно достоин внимания по предлагаемому у него точному сравнению древних переводов, а также по выдержкам, которые сделаны им из раввинских толкований, по преимуществу тех, которые сообщены блаж. Иеронимом и толкований Раши, и, наконец, по правильному применению знания родственных еврейскому семитских наречий к толкованию священного текста. Эпоху в истории толкования книги пророка Исаии, да и всех священных книг В. Завета, составил труд Вильгельма Гезениуса: Der Prophet Iesaia, übersetzt und mit einem vollständigen philologisch-kritischen und historischen Commentar begleitet I–III.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

В XVI – XVIII веках в Европе прошло ещё несколько кампаний по секуляризации, причём она носила уже не только гражданско-правовой, но и административно-правовой характер : феодальные владения (княжества-епископства, княжеские аббатства) в германских землях меняли статус с церковного на светский. И в России в 1764 году прошла кампания по секуляризации монастырских земель, имевшая самые печальные последствия – она подорвала самобытную систему просвещения беднейших слоёв населения, после неё уровень грамотности среди крестьян стал резко падать. Последняя серия мероприятий, направленных на преимущественно на гражданско-правовую (но отчасти и на идеологическую) секуляризацию, была проведена «антиавстрийским» ( по выражению Н. Я. Данилевского) Императором Иосифом II в рамках его реформ, получивших название «йозефинизма». «… Преобразование сопровождалось совершенно неоправданной горячностью и неразберихой. Монастыри были ограблены с безпощадным насилием, их имущества растрачены, их драгоценные библиотеки уничтожены или расхищены» В 1789 году началась новая волна секуляризации, на сей раз преимущественно идеологической (хотя и об ограблении церквей тоже не забывали). «Декларация прав начиналась словами «L’Assemblee… en presence et sous les auspices de l’Etre supreme» и т.д. Слово «Dieu», видно, казалось уже не достаточно «современным»: сказано не «Бог», а «высшее существо»; однако этому высшему существу разрешается ещё некоторое, хотя отдалённое, вмешательство в дела Франции (auspices). Редакциею 1793 года это право ограничено, «Богу» разрешается лишь присутствовать при действиях представителей французского народа…» Как видно, граждане из Конвента 2004 года превзошли по революционности якобинцев из Конвента года 1793: в проекте Конституции ЕС про l’Etre supreme не сказано ровным счётом ничего. О зверствах, сопровождавших секуляризацию 1789-1796 годов, написано достаточно много. Её сторонники буквально залили кровью Вандею и области Нижней Луары, Южную Францию и Бретань… После череды революций «окончательная победа» сторонников секуляризации над Церковью во Франции была достигнута в 1905 году. «Радикальный Кабинет Эмиля Комба находился у власти в 1902-1905 годах… Закон 7 июля 1904 года запретил религиозным организациям заниматься просвещением. Подготовленный этим Кабинетом закон об отделении Церкви от государства был принят 9 декабря 1905 года» Папа Римский подверг депутатов, голосовавших за закон, отлучению ipso facto, что является доказательством большего, чем сегодня, здравомыслия католиков. Исследование профессора В. Шохина, опубликованное на сайте «Богослов. Ру» показывает, сколь печальную эволюцию (в сторону сервильности перед воинствующим секуляризмом) претерпел католицизм за последние 100 лет…

http://pravoslavie.ru/37625.html

В результате русско-тур. войны 1768-1774 гг. Крымское ханство попало под влияние Российской империи. В 1783 г. к Российской империи были присоединены Правобережная Кубань и Таманский п-ов. В 1792-1793 гг. на эти земли переселились запорожские (черноморские) казаки, было образовано Черноморское казачье войско. В 1793 г. основан г. Екатеринодар (ныне Краснодар). Казаки вновь соорудили укрепленную линию вдоль р. Кубань - Черноморскую кордонную линию. Для пограничной службы на Кубань переселялись также казаки Донского казачьего войска. В 1794 г. они основали станицы Воровсколесскую, Григориполисскую, Кавказскую, Прочноокопскую, Темнолесскую и Усть-Лабинскую (станицы составили Кубанский казачий полк). Памятник Екатерине II в Краснодаре. Фотография. XXI в. Памятник Екатерине II в Краснодаре. Фотография. XXI в. В 1802-1803 гг. на Черноморской кордонной линии основаны станицы Воронежская, Казанская, Ладожская, Темижбекская и Тифлисская, население к-рых составило Кавказский казачий полк. В 1826-1827 гг. на наиболее опасный участок линии переселились донские казаки Хопёрского полка, основавшие в 1827 г. станицы Барсуковскую, Баталпашинскую, Бекешевскую, Беломечётскую, Карантинную, Невинномысскую. По условиям Адрианопольского мира 1829 г., завершившего русско-тур. войну 1828-1829 гг., Российской империи отошло Черноморское побережье Кавказа - от устья р. Кубань до северной границы Аджарии (в 30-х гг. XIX в. вдоль побережья возведена Черноморская береговая линия). В ходе Кавказской войны 1817-1864 гг. к Российской империи присоединено Закубанье. В 1832 г. отдельные линейные казачьи полки объединены в Кавказское линейное казачье войско, занимавшее Кавказскую укрепленную линию между устьями рек Лаба и Терек. В 1840 г. началось устройство Новой, или Лабинской, кордонной линии от устья р. Белая вверх по ее течению до Майкопского ущелья. Из казаков станиц Новой линии был сформирован Лабинский линейный казачий полк. В 1844-1845 гг. Кубань включена в состав Кавказского наместничества. В 1860 г. началось наступление рус. войск в Закубанье, к-рое завершилось в 1864 г. Значительная часть адыгов переселилась в Османскую империю, другая, согласившаяся перейти в российское подданство, заняла территорию рек Кубань и Лаба.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

В «Дубинушке», да еще в песнях о Стеньке Разине, которые были в России поистине национальны. Русские радикальные юноши в массе своей безнадежно путались между с.-д. и с.-р., с трудом и внутренним отвращением совершая ненужный выбор между ними – ненужный потому, что не социалистическая идея волновала сердца, а манящий призрак свободы. В этой борьбе студенчество, конечно, было бы поддержано новой демократией, как мы ее определили, и крестьянством, которое поднялось бы за землю, кто бы ни обещал ее. Конечно, революционная стихия в России несла с собой неизбежно пугачевщину, сожжение усадеб, разгром богачей, но гроза пронеслась бы и вошедшее в берега море оставило бы (за вычетом помещиков) все те же классы в той же национальной России. Вчерашние бунтовщики оказались бы горячими патриотам, строителями великой России. Это путьреволюции в Германии, Италии, Турции. Почему же в России не нашлось места младотуркам и Кемалю-паше? Неужели турецкая политическая культура оказалась выше русской? Одна из причин этого столь невыгодного для нас несходства заключалась в том обстоятельстве, что турки учились у политически отсталой Франции, а мы у передовой, то есть у социалистической Германии. Но за этим стоит другое. Французские учебники оказались подходящими для Турции, потому что они твердили зады революции 1793 года – буржуазной и национальной. Турция 1913-го или 1918. года ближе к Франции 1793-го, чем современная Россия к современной Германии. За легковесностью политического багажа турецких генералов скрывается большая зоркость к условиям национальной жизни, большая чуткость, большая трезвость. Трезвые люди были и в России. Но им не хватало турецкой смелости. Нужно представить себе Скобелева, Драгомирова или Гучкова конспираторами, организующими дворцовый переворот, поднимающими военные восстания, чтобы почувствовать всю ирреальность этого исхода. Ни в русской армии, ни в русской интеллигенции не было людей, соединяющих холодную голову, понимание национальных задач с беззаветной смелостью и даже авантюризмом, необходимым для выполнения такого плана.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Но на эти основательные соображения никем не обращено было внимания, и дело нисколько не подвинулось вперед. Между тем, нужно же было как-нибудь его покончить. Тогда правительствующий Сенат пришел к следующему соображению: «Так как   по Высочайшему повелению, объявленному 21-го февраля 1765 г. через правящего генерал-прокурорскую должность князя Вяземского строение Исаакиевского собора велено начать того года весной, с апреля месяца, и поручено под главную дирекцию генерал-полицеймейстера, и так как, по Высочайшему же повелению отвод в здешнем городе обывателям мест под строения и регулярство на оных от его же рассмотрения и распоряжения зависит; того ради поданное в сенат Исаакиевского собора от протопопа с братией прошение, со всем по нему производством, отослать к нему же, генерал-полицеймейстеру при указе с таким прописанием, чтобы об удовольствовании того протопопа с братией к построению для житья им домов, поблизости к означенной церкви, местами, также и о построении на них одного, или сколько надобно будет домов, учинено было рассмотрение и решение, а что учинено будет – в Сенат отрапортовать». Так Сенат себя и очистил; дело со всем по нему производством отослал в генерал-полицеймейстерскую канцелярию, не построив дома для священно-церковнослужителей. 37 лет еще терпели священнослужители Исаакиевского собора «нужду не малую», помещаясь то в подвальных жилищах сенатских, то теснясь в небогатых, сырых и холодных квартирах обывательских. Уже в 1793 году священно- и церковнослужители Исаакиевского собора удовольствованы были отводом для них места и жильем, благодаря пастырской попечительности о них преосвященного митрополита Гавриила, ходатайствовавшего за них пред государыней Екатериной II, и своей отеческой заботливостью положившего конец их бедствиям. Дело это было так: когда вследствие ходатайства преосвященного митрополита, государыня приказала устроить исаакиевских соборян, некто Петр Петрович (его превосходительство) от 14-го июля 1793 г. отнесся к преосвященному митрополиту с просьбой дать нужные сведения о том, «сколько потребно домов для священно- и церковнослужителей Исаакиевской церкви, какая препорция места на каждый дом, и какая сумма потребна на выстройку оных».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

С получением штатной суммы у преосвященного Виктора всегда было немало хлопот. Ещё будучи епископом Переяславским, он первое жалованье получил в Киеве из киевской казённой палаты 2019 . Жалованье выдавалось ассигнациями и так как, при промене на червонцы, ассигнации теряли около 6% своей стоимости 2020 , к тому же промен обставлялся различными хлопотами, то преосвященный Виктор стал просить генерал-прокурора, князя Александра Алексеевича Вяземского 2021 переводить деньги из государственного банка в Варшаву, где их получать было выгоднее и удобнее для преосвященного 2022 . С 1787 года преосвященный стал получать жалованье через Варшаву 2023 , по переводу от петербургского придворного банкира Сутерланда на варшавского банкира Теппера 2024 и от этого последнего – на виленского банкира Иохера 2025 . Когда преосвященный Виктор, по освобождении из-под ареста, проживал в Варшаве, он, не имея ассигновки, одолжил у Теппера, в счёт ожидаемого жалованья, тысячу дукатов 2026 . Между тем, Сутерланда уже не существовало и генерал-прокурор осведомился у преосвященного, через кого бы он теперь желал получать жалованье. Преосвященный ответил, что – через лицо, заступающее место Сутерланда, по-прежнему с переводом на Теппера 2027 . В ноябре 1792 года преосвященный Виктор получил уже ассигновку на получение 3,950 рублей жалованья за второе полугодие 1792 года 2028 . Не было задержки и в получении следующего полугодичного жалованья 2029 . Но после присоединения Слуцка к России перевод жалованья через Варшаву был уже неудобен, и преосвященный стал просить генерал-прокурора – теперь Александра Николаевича Самойлова – изобрести другой способ доставки жалованья 2030 . Самойлов распорядился, чтобы со второй половины 1793 года деньги преосвященному Виктору были выдаваемы из Киевской казённой палаты 2031 . В феврале 1794 года преосвященный,поздравляя Самойлова с наступавшим новым годом, просит уже жалованье высылать в Минск, «где и резиденция» архиерейская, – «ибо до Киева от Слуцка и зимой около 70 миль, а до Минска и летом 18» 2032 . Самойлов ответил, что и это будет исполнено с начала 1795 года: жалованье преосвященному будет выдаваемо в Минске из доходов Минской губернии 2033 . Наступил 1795 год. В самом начале января кафедральный экклесиарх Герман съездил в Минск и привёз преосвященному Виктору полученное за полугодие жалованье в полности, но ассигнациями, которые теперь в новоприсоединённых областях имели только треть своей номинальной стоимости 2034 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

После упразднения ордена иезуитов папой Климентом XIV в 1773 г. встал вопрос о дальнейшем существовании большинства школ в Л., в т. ч. Виленской академии, поскольку все они находились в ведении этого ордена. Была создана Комиссия народного образования, к которой перешло все имущество упраздненного ордена на территории Речи Посполитой. При активном участии 1-го председателя комиссии Виленского еп. Игнатия Якуба Масальского (1762-1794) стала создаваться сеть приходских школ, которых к 1777 г. на территории еп-ства насчитывалось 330, из них 160 - в литов. части еп-ства. В них обучались почти 5 тыс. детей, из которых 78,8% составляли дети крестьян и горожан. В 1775 г. в бывш. иезуитском доме в Вильно была открыта учительская семинария. В Виленской академии, преобразованной в Главную виленскую школу, преподавание стали вести на польск. языке вместо латыни, приоритет был отдан светским дисциплинам - естественным наукам. Вопросы конфессиональной жизни поднимались во время работы Четырехлетнего сейма (1788-1792), к-рый в очередной раз попытался реформировать Речь Посполитую. Согласно Конституции Речи Посполитой, принятой 3 мая 1791 г., за католицизмом закреплялся статус господствующей религии. В 1792 г. сейм попытался реформировать структуру правосл. Церкви в ВКЛ, к-рая подчинялась бы не российскому Синоду, а патриарху К-поля, что должно было ослабить влияние имп. Екатерины II Алексеевны (так, Могилёвский архиеп. Георгий (Конисский) поминал за богослужением российскую императрицу, а не Станислава Августа). Противники реформы Четырехлетнего сейма объединились в Тарговицкую конфедерацию, к-рую в Л. поддержала Генеральная конфедерация ВКЛ (по мнению ее членов, принятие Конституции 3 мая 1791 означало инкорпорацию ВКЛ в состав Польского королевства). Когда в Речь Посполитую были введены рус. войска, сторону конфедератов занял кор. Станислав Август Понятовский. В 1793 г. Россия и Пруссия осуществили 2-й раздел Речи Посполитой, по к-рому России отошли нек-рые белорус. земли. Реакцией на эти события стало восстание в ВКЛ. Повстанцы пользовались поддержкой широких общественных кругов, сначала им удалось занять всю территорию ВКЛ в границах 1793 г., однако в итоге восстание было подавлено, и в 1795 г. Россия, Пруссия и Австрия в 3-й раз разделили территорию Речи Посполитой, после чего она перестала существовать. Вместе с ней перестало существовать и ВКЛ. Кон. XVIII - нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010