Вип. 1: Icmopiя yhiï на Kuïbщuhi 1596-1839 рр./Ред.: М. I. Обушний. К., 2011. С. 203-250; Nabywaniec St. Unicka archidiecezja Kijowska w okresie rzdów arcybiscupa metropolity Felicjana Filipa Woodkowicza, 1762-1778. Rzeszów, 1998; Марозава С. В. Yhiяцkaя царква этнакультурным paзbiццi Бeлapyci (1596-1839 гг.). Гродна, 2001. С. 70-143, 165-196, 213-236; Лось В. Змihu mepumopiaльho-aдм. oprahiзaцiï Греко-Католицькоï Церкви: (Правобережна Украïна hanpukihцi XVIII - 1-й пол. XIX ст.)//Украïнський icm. зб. К., 2004. Вип. 7. С. 153-166; Д. В. Biзimы i ihbehmapы yhiяцkix Бeлapyci як kpыhiцa па ricmopiы шmoдзehhacmi (паводле НГАБ)//Бeлapycki apxearpaфiчhы шmoroдhik. Mihck, 2005. Вып. 6. С. 94-101; он же. Штодзённае жыцце yhiяцkara napaфiяльhara святарства земель (1720-1839 гг.): АКД. Mihck, 2009. С. 13-17; Kempa T. Recepcja unii brzeskiej na obszarze Wielkiego Ksistwa Litewskiego i ziem ruskich Korony do poowy XVII w.//Rocznik Instytutu Europy Srodkowo-Wschodniej. 2005. Rok 3. S. 141-183; idem. Wydarzenia wilecskie z lat 1608-1609 - konflikt duchowiestwa obrzdku greckiego z metropolit kijowskim Hipacym Pociejem//Przegld wschodni. Warsz., 2009. T. 11. Zesz. 3(43). S. 457-488; Wilnianie: Zywoty siedemnastowieczne/Ed. D. A. Frick. Warsz., 2007. S. XVII-XXV; Герасимова И. В. Вильна под властью русского царя (1655-1661): судьба города и горожан: АКД. СПб., 2012. Л. В. Тимошенко Киевская униатская митрополия и униатские приходы Киевщины в 1793-2013 гг. В нач. 1793 г. совершился 2-й раздел Польши, по к-рому Российской империи отошли Минское воеводство, часть Брестско-Литовского воеводства с пинским Полесьем, Киевское воеводство с центром в Житомире, северо-вост. Волынь (Новоград-Волынский стал центром Волынского наместничества), юго-вост. Волынь (г. Заслав стал центром Подольского наместничества), вост. Подолия (Брацлавское воеводство) и частично Каменецкий повет (Каменец-Подольский с рядом сел и местечек вокруг него). Положение православных на этих землях существенно улучшилось, позиции униат.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

68. Бюшинг (Busching Anton Friedrich, 1724–1793) – геолог, географ и статистик, свободомыслящий теолог. Рецензия Бюшинга на сочинение Канта «Определение понятия человеческой расы» была опубликована в еженедельнике «Wochentliche Nachrichten», 13. Jahrg., 44 Stuck, S. 358. 69. Относительно этой идеи, ставшей весьма популярной главным образом благодаря Бонне, следует прочитать напоминание проф. Блюменбаха («Handbuch der Naturgeschichte», 1779, предисловие, § 7). Этот проницательный человек относит стремление к формированию, благодаря которому он внес столько ясности в учение о порождении, не к неорганической материи, а только к организмам. 70. Боннэ (Bonnet Carles, 1720–1793) – швейцарский зоолог, ботаник и философ. Идея родства всех органических существ изложена Боннэ в его сочинении «Contemplation de la nature», 2 vol., Amsterdam, 1764–1765. 71. Блюменбах (Blumenbach Johann Friedrich, 1752–1840) – анатом, физиолог и зоолог в Геттингене. Ссылка Канта на предисловие к сочинению Блюменбаха «Handbuch der Naturgeschichte» неверна: об идее родства организмов говорится не в предисловии, а в первом разделе книги. 72. Например, воображение в человеке есть действие, которое мы не считаем одинаковым с другими действиями души. Поэтому сила, соотносящаяся с ним, может быть названа не иначе как силой воображения (как первоначальная сила). Точно так же силы отталкивания и притяжения суть первоначальные силы под названием движущих сил. Некоторые полагали, что для единства субстанции следует допустить одну-единственную первоначальную силу, и даже считали, что постигли ее, просто называя общим именем различные первоначальные силы, говоря, например, что единственная первоначальная сила души – это присущая миру сила представления, подобно тому как я бы сказал: единственная первоначальная сила материи есть движущая сила, так как отталкивание и притяжение подводимы под общее понятие движения. Однако надо знать, могут ли они быть выведены из движения, а это невозможно, ибо низшие понятия по тому, что они имеют в себе различного, никогда не могут быть выведены из высших; что же касается единства субстанции, относительно которого кажется, что оно уже заключает в своем понятии единство первоначальной силы, то это заблуждение объясняется неверной дефиницией силы. В самом деле, сила – это не то, что содержит в себе основание действительности акциденций (это субстанция), она представляет собой просто отношение субстанции к акциденциям, поскольку она заключает в себе основание их действительности. Однако субстанции вполне можно приписывать (не в ущерб ее единству) различные отношения.

http://predanie.ru/book/221422-k-vechnom...

В это время учащаются просьбы греческого духовенства о переходе на русскую службу и выдаче им разрешения на проживание в России. В 1728 г. бывший архимандрит, а затем архиепископ Смоленский Филофей обращается с прошением о дозволении жить ему в Нежине с определенным В 1761 г. зафиксировано дело об определении в должность греческого священника Геннадия по его В 1793 г. иеромонах Новаковский обращается к Екатерине II с просьбой о назначении его Феодосийским архимандритом. В том же году зафиксировано прошение архимандрита Захарии к императрице о принятии его в Российское подданство и назначении ему пенсии. Понятно, что канцелярия фиксировала далеко не все приезды греческого духовенства на постоянное место жительства в Россию, поэтому этот список можно рассматривать как часть общего явления. Список же светского греческого населения, желающего переселиться в Россию, в фондах архива весьма внушителен. Из просьб греков можно выяснить и другие сферы их тесного сотрудничества с Российским государством. Наряду с просьбами о переселении на Черноморское побережье зафиксированы и события такого типа: " Приезд грека Ватация из Константинополя с донесением о событиях там (1720) " Грек этот был патриаршим доместиком, как видно из другого То есть Вселенская патриархия продолжала уведомлять Российского императора о событиях в Османской империи. Вознаграждения за известия во время Русско-турецкой войны просит в 1755 г. грек Георгий В 1783 г. поступает донесение Палладоклиса Антона в Коллегию Иностранных Дел о народах Эпира, Амонии, Греции и возможности использования их в войне с В правление Екатерины II, проводившей политику по заселению Черноморского побережья греками, канцелярия фиксирует ряд писем и прошений, число которых сильно увеличивается и где содержатся свидетельства о службе в Русской армии во время войны с Турцией и просьбы даровать за это жалование и разрешение поселиться на Черноморском Греки, имея в борьбе с Турцией ту же цель, что и Россия, не только становились помощниками и проводниками русской политики, но переселялись на постоянное место жительства в Россию, с готовностью принимая и разделяя планы российского двора в этом вопросе. Россия же опиралась на греков, как на верных бойцов в борьбе с Османской империей, поскольку кто более них был заинтересован в войне с Турцией.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Обычно под эволюцией понимаются объективно происходящие изменения любых форм материи во времени, ведущие к повышению качественного уровня и степени организации объектов, а на основе этого – к их успешной адаптации и эффективному функционированию в рамках определенных условий . Термин « эволюция » часто употребляется и в гуманитарных науках как характеристика развития и прогресса. Обычно это понятие противопоставляется понятию « революция » как радикальному качественному изменению объекта, скачку, перевороту в ходе его изменения. Под эволюцией, напротив, понимается процесс постепенный, лишенный резких движений. В XVIII-XIX вв. военные определяли простое перемещение войск при перестроениях из одного боевого порядка в другой, маневры, тактические учения и т.п. как «эволюцию» . Широкое обсуждение процесса эволюции и его механизмов началось лишь XIX – XX вв. Этимологически термин «эволюция» не подразумевает идею слепого, спонтанного развития (лат. evolutio – «развертывание» свитка или «раскрытие» книги, т.е. того, что уже существует в виде идеи, зародыша, зачатка, программы, замысла и т.п.) , между тем, еще со времен П. Лапласа (нач. XIX в.) атеизм постоянно обращается к идее эволюции как мировоззренческому фундаменту, соответственно определяя и направленность христианской апологетики. Исторически, понятие «эволюция» возникло в космологии, геологии и биологии Нового времени, хотя идеи эволюционизма в разных видах встречались уже в античности (принцип «все течет, все изменяется» у Гераклита, «лестница существ» у Аристотеля и др.). В науку термин вошел благодаря английскому естествоиспытателю М. Хейлу (М. Hale) в 1677 г. как описание жизнедеятельности в процессе индивидуального развития организма, а позже в 1762 г. его использовал  швейцарский натуралист и философ Ш. Боннэ (Charles Bonnet; 1720–1793). Как оформленное мировоззрение эволюционизм появляется только в конце XVIII в. Его идеи были заложены в космогонической гипотезе происхождения Солнечной системы И. Канта (Immanuel Kant; 1724-1804) и П. Лапласа (Pierre-Simon Laplace; 1749-1827), а в биологии - в работах Ж.Ламарка (Jean-Baptiste Chevalier de Lamarck; 1744-1829). В середине XIX в., благодаря троим знаменитым англичанам - философу и социологу Г. Спенсеру (Herbert Spencer; 1820-1903), геологу Ч. Лайелю (Charles Lyell; 1797-1875) и биологу Ч. Дарвину (Charles Robert Darwin; 1809-1882), а также, немецкому естествоиспытателю-популяризатору Э. Геккелю (Ernst Haeckel; 1834-1919), эволюционизм стал основным принципом не только биологии, геологии, космологии, но и антропологии, психологии, философии истории и культуры.

http://bogoslov.ru/article/1415473

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЬМЕ [франц. Calmet] Антуан (26.02.1672, Мениль-ла-Орнь - 25.10.1757, аббатство Сенон, рядом с Сен-Дье), франц. католич. богослов, библеист и историк, член ордена бенедиктинцев. Образование получил в бенедиктинском мон-ре Брёй и в ун-те в Понт-а-Мусон. В 1689 г. стал членом бенедиктинского ордена в аббатстве Сен-Мансюи в Туле, приняв имя Огюстен (Августин). Контртитул и титул кн.: Zuverlässige Nachrichten von dem gegenvärtigen Zustände. Lpz., 1742 Контртитул и титул кн.: Zuverlässige Nachrichten von dem gegenvärtigen Zustände. Lpz., 1742 С 1696 г., после принятия сана, К. преподавал философию и богословие в аббатстве Муайенмутье, в 1704 г. стал профессором на кафедре истории экзегезы в Мюнстерском ун-те и субприором бенедиктинского аббатства в Мюнстере. В 1706 г. назначен профессором в Парижский ун-т; с 1718 г. К.- аббат в аббатстве Сен-Леополь в Нанси, в 1728 г.- в аббатстве Сенон. К.- автор ряда энциклопедических по характеру исследований. Его работы отличают знакомство с получившими в то время распространение результатами историко-критических исследований Свящ. Писания и одновременно верность принципам Тридентского Собора и признание высокого авторитета лат. текста Вульгаты. .В области библеистики важную роль сыграл его обширный «Комментарий на все книги Ветхого и Нового Завета» (1707-1716. 23 vol.). К каждой библейской книге автор написал введение и ряд текстологических и экзегетических экскурсов (всего 114), посвященных отдельным библейским представлениям, терминам и событиям. Библейский комментарий К. получил широкое признание читателей и распространение, был дважды переведен на лат. язык (J. D. Mansi. Lucae, 1730-1738. 8 vol.; Augustae Vind., 1755-1760 2. 8 vol.; Wirceburgi, 1789-1793 3. 11 vol.; F. De Vence. Venetus, 1730-1732. 8 vol. in 9). В работе К. преобладает новый для католич. экзегезы подход к библейскому толкованию. Автор дистанцируется от аллегорического (мистического) и тропологического (нравственного) метода в пользу буквального понимания Библии, но остается приверженцем позиции супранатурализма и понимает библейские чудеса как результат божественного вмешательства. Свои экскурсы К. выпустил отдельным изданием (Dissertations qui peuvent servir de prolégomènes à l " Écriture Sainte. P., 1720). Работа имела успех и была переиздана (под др. названием: Trésors d " antiquités sacrées et profanes. Amst., 1723). Кроме латинского книга переводилась на англ. (Oxf., 1724), дат. (Rotterdam, 1725-1726. 2 vol.), нем. (Bremen, 1738-1747. 6 Bde) языки.

http://pravenc.ru/text/1320179.html

Истина Божия – одинаково для нас свята, где бы ни ставили ее; – практическая истина от того, что поставят ее в ряду созерцательных истин, не станет святее. Нарушая же в науке требования науки, оскорбляют науку и еще вводят в ум путаницу мыслей. Обыкновенно догматы веры излагаемы были: 1) по методе кавзальности. Отыскивали причины всех родов. Искали ответы на вопросы: как? почему? для чего? откуда? кто и что? Для ответов придумывали положения и антитезы, термины и силлогизмы, разделения и заключения, возражения на заключения. Вниманию к слову Божию было мало, очень мало, места. Все целое состояло из самых утонченных сочетаний логического рассудка, пустых по содержанию, слабых по связи мыслей; целое было собранием положений соединенных числами (отделениями и членами), но не единством мысли. Так было у схоластиков. Более достоинстве представляла 2 метода догматики математически – демонстративная, именно по внутренней связи мыслей, но меньшему числу логических, бесполезных, тонкостей. Здесь доказательства состояли: аа) из указаний на места писания, по без объяснений писания, а место их занимало логическое ergo; бб) из умственных начал частью логических, т. с. состоящих из показания связи одного какого – либо догмата с другими мыслями веры, частью метафизическими. Так как и здесь преобладали построение рассудка, а не желание узнать смысле писания; то трудно было различать, что в числе предлагаемых догматов принадлежало разуму, что откровению? Мнения, гадания, умозаключения шли под общим именем догматов. По этому методу под влиянием Лейбнице Волфианской философии, писали догматику Виттенбах (Tentamen theologi dogmatic, methodo scientifica pertractatæ, 13 vol. Bern 1747), Шуберт, Баумгартен (протестанты), Штаттлер (папист) и другие. Сюда же должны быть отнесены и те, которые все вообще догматическое учение построяли под влиянием какой – нибудь философской мысли, часто ложной, каковы последователи Гегеля Дауб, Маргейнекке, – спинозист – Шлейермахер, последователи Канта Шварц (Handuch d. christt. Religion 1. 9. 13. 1793 – 94) и Тифтрунк (Censur d. protestant. Lehrbegriffs 1. 3. 13. 1796) – первый папист, 2 – й протестант, – последователи Шеллинга – паписты Циммер (Theol. Spec.theor t. 1 – 4. Landshut 1806) и Баадер (Vorlesungen ub. specul. dogmatik 1829). О догматиках отечественных писателей – Прокоповича, Лопатинского, Волчанского, Петровича и других см. обзор рус. дух. литер. 1720 – 1760 г. Чернигов 1863 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В это время учащаются просьбы греческого духовенства о переходе на русскую службу и выдаче им разрешения на проживание в России. В 1728 году бывший архимандрит, а затем архиепископ Смоленский Филофей обращается с прошением о дозволении жить ему в Нежине с определенным жалованием 33 . В 1761 году зафиксировано дело об определении в должность греческого священника Геннадия по его прошению 34 . В 1793 году иеромонах Новаковский обращается к Екатерине II с просьбой о назначении его Феодосийским архимандритом. В том же году зафиксировано прошение архимандрита Захарии к императрице о принятии его в Российское подданство и назначении ему пенсии. Понятно, что канцелярия фиксировала далеко не все приезды греческого духовенства на постоянное место жительства в Россию, поэтому этот список можно рассматривать как часть общего явления. Список же светского греческого населения, желающего переселиться в Россию, в фондах архива весьма внушителен. Из просьб греков можно выяснить и другие сферы их тесного сотрудничества с Российским государством. Наряду с просьбами о переселении на Черноморское побережье зафиксированы и события такого типа: “Приезд грека Ватация из Константинополя с донесением о событиях там (1720)” 35 . Грек этот был патриаршим доместиком, как видно из другого документа 36 . То есть Вселенская Патриархия продолжала уведомлять Российского императора о событиях в Османской империи. Вознаграждения за известия во время Русско-турецкой войны просит в 1755 году грек Георгий Петал 37 . В 1783 году поступает донесение Палладоклиса Антона в Коллегию Иностранных Дел о народах Эпира, Амонии, Греции и возможности использования их в войне с Турцией 38 . В правление Екатерины II, проводившей политику по заселению Черноморского побережья греками, канцелярия фиксирует ряд писем и прошений, число которых сильно увеличивается, где содержатся свидетельства о службе в русской армии во время войны с Турцией и просьбы даровать за это жалование и разрешение поселиться на Черноморском побережье 39 .

http://pravmir.ru/rossiya-i-grecheskaya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАГНЕР [нем. Wagner] Петер Йозеф (19.08.1865, Кюренц, около Трира, Германия - 17.10.1931, Фрибур, Швейцария), нем. музыковед, медиевист. В муз. школе кафедрального собора в Трире обучался пению и игре на органе. В 1886 г. начал изучать классическую филологию в Страсбургском ун-те, затем музыковедение у Г. Якобсталя; там же в 1890 г. защитил диссертацию о светской музыке Палестрины. Стажировался в Берлине под рук. Г. Беллермана и Ф. Шпитты. В 1893 г. В. занял должность преподавателя истории музыки и церковной музыки во Фрибурском ун-те, где работал 38 лет до конца жизни. По благословению папы Льва XIII в 1901 г. основал в том же ун-те Григорианскую академию. Папа Пий X назначил В. в Папскую комиссию по подготовке церковно-певч. книг для Ватиканского изд-ва (Editio Vaticana). В. был членом неск. научных об-в, в 1927 г. избирался первым президентом Международного музыковедческого об-ва. Наиболее значительное соч. В. «Введение в григорианские мелодии» в 3 томах - первое фундаментальное исследование зап. хорала. В 1-м т. рассматриваются истоки и развитие церковного пения с кон. ср. веков; 2-й т. содержит сведения о палеографии церковно-певч. нотации; в 3-м т. исследуются муз. формы мелодий церковных песнопений. Среди др. публикаций В. выделяются кн. «История мессы» и статья о григорианском пении , опубликованная в «Руководстве по истории музыки» Гвидо Адлера ( Adler G. Handbuch der Musikgeschichte. Fr./M., 1924; B.; Wilmersdorf, 19302; Münch., 1975r). Последние годы жизни В. посвятил изучению испано-мосарабского церковного пения и песнопений литургии ап. Иакова (Codex Calixtinus). Соч.: Einführung in die gregorianischen Melodien. Freiburg, 1895. Bd. 1; 1905. Bd. 2; Lpz., 1921. Bd. 3. Hildesheim; Wiesbaden, 1962r (англ. пер.: Introd. to the Gregorian Melodies: A Handbook of Plainson. Pt. 1. L., N. Y., 1986r); Geschichte der Messe. Lpz., 1913. Hildesheim, 1972r; Elemente des gregorianischen Gesanges: Zur Einf. in die vatikanische Choralausgabe. Regensburg; R.; N. Y., 1909, 19172; Die Gesänge der Jakobusliturgie zu Santiago di Compostela aus dem sogennanten Codex Calixtinus. Freiburg, 1931. Лит.: Festschrift P. Wagner. Lpz., 1926, 1969r. М. Велимирович Рубрики: Ключевые слова: ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ обобщенное название различных певч. стилей, характерных для региональных разновидностей галликанского обряда ГЕРБЕРТ Мартин (крестильное имя - Франц Доминик Бернхард), барон фон Хорнау (1720 - 1793), кн.-аббат мон-ря Санкт-Блазиен, нем. теолог, историк, музыковед

http://pravenc.ru/text/153821.html

50 Румынское издание (Рымник: тип. Илии от Чернаводы, 1726; экз. МК РГБ) было фактически двуязычным («в славенском и власком диалекте»). В кратком предисловии предписывалось использовать катехизис, как для нужд домашнего наставления, так и в приходской практике: «[отцы] ваша чада, и иные домашние ваши по вашей должности такожде исправляйте от безчиния их, и закону Божию научайте я. Найпаче-же вы Благоговеннии Протопопи и прочии Попове, и священници, научите ваша Парохиялны закона Божия всяким усердием, яко имущии воздати слово за ных» (л. А4). 51 Об этом Прокопович упоминает, в частности, в ответе на полемическое послание лютеранских богословов из Кёнигсберга к киевопечерскому монаху Михаилу Шию: Apologia fidei...//Miscellanea Sacra [...]. Vratislaviae: cura Iohannis Iacobi Kornii bibliopolae, 1745. P. 9. Издание подготовил к печати, тогда еще простой слушатель Киевской Духовной академии, Даниил Нащинский (1720/21–1793). 52 Erste Unterweisung der lugend. Enthaltend ein ABC Buchlein, wie auch eine kurtze Erklarung der zeben Gebote, des Gebets des Herrn, und des Glaubens Bekantnisses [...]. Sl., 1723. 53 The Russian Catechism, Composed and Published by Order of the Czar. To which is annex " d, A Short Account of the Church-Government, and Ceremonies of the Moscovites. London: s.n., Издание подробно описано в: British Museum. General Catalogue of Printed Books. London, 1964. Vol. 237. P. 63. 56 The Doctrine of the Russian Church, being the Primer or spelling book.../Translated from the Slavono-Russian originals by R. W. Blackmore. Aberdeen, 1845. 59 Ежов А. По каким книгам обучались у нас Закону Божию в XVIII столетии, и чему обучались?//Странник. 1896. Т. 2. Май. С. 69–70; Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. СПб., 2001. С. 743–744. «Православное учение, или Сокращенная христианская богословия» (1765) Платона в своей композиции полностью следует заданному Феофаном порядку изложения богословского материала. На основе этого сочинения митрополит создает в 1775 г. «Краткий катехизис для обучения малых детей Православному христианскому закону». Оба труда Платона выдержали целый ряд переизданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

3 ΑΒАΚ., IV, 560561, II. 189–190; VII, 252. –«Речь посполитая наклонена к падению и ждёт только рокового момента». «Мы без сил, в расстройстве внутреннем, без справедливости гибель близка». 4 «Relacya deputacyi do examinowania spawy сояргаго buntu oskarzonych, na seymie 1790 roku uczuniona» W Warszawie. Стр. 6. 5 См. Костомарова Н. И. «Посл. годы» «В Польше первейшее основание всем делам есть употребление по оным денег», – поучала мудрая императрица своего нового представителя в Варшаве – Игельстрома, в письме 12 июля 1793 года – ВУАГШ., 1216 л. 61. 6 Например, в 1772 г.; в 1784 г. – от жестокой зимы, уничтожившей озимые посевы, в 1785 г. – по причине крайне дождливого и холодного лета. – АВАК., VIII, 314. – БКДА., J, I, 30.л. 74, – «Слова и речи Георгия Конисского архиепископа могилёвского». МогилёвнаДнепре. 1892. Стр. 167168. 9 «Славянский сборник», том III, изданный под наблюдением П. А. Гильтебрандта . Издание петербургского отдела славянского комитета. Спб. 1876. Отд. III статья «Крестьяне в Польше накануне последнего её раздела», стр. 121123 – См. так же «Очерки из истории европейских народов. IV. Крестьянский вопрос в Польше в эпоху её разделов», В. Мякотина. Спб.1889. Стр. 112113 и др. – «Управляющие, сблизившись с жидами, имеют обычай делать нищим украинского крестьянина,» – отметил в своих записках Станислав Понятовский, объезжавший свои имения в 1779 году. – АУМ., «Выписки из собственноручных записок князя Станислава Понятовского о путешествии 1779 г.». 10 «Часть края наша только по имени, а на деле чужая», – говорили поляки сами о западной России. –«Relacya», 52. 11 КС., 1885 г., II, 38. Статья «Очерк истории юго-западной Руси». – См. АВАК, VIII, 534, IX 94; X, 513 идр. 12 Вот что писал Петру Великому белорусский епископ Сильвестр князь Четвертинский в 1720 году «Не обретается подобное под солнцем утеснение, каковое от веков давних распространяющаяся древняя вера грекороссийская в странах короны польской и великого княжества литовского давно терпит напрасно и воспоминать не довлеет о всемерных надёжностях, многими законами и уложениями установленных о вере православной и совершенно описанных, когда ни во едином пункте установления справедливости не узнаем, ниже приемлем основания, но и паче день ото дня чрез разные вымышленные способы до крайнего приводят нас оскудения, и часть оставшуюся цветущего парвославия разрить тщатся».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010