II. Тёплая каменная церковь во имя Похвалы Божией Матери. Церковь сия построена в 1695 году наместо прежней ветхой каменной же церкви, 9 иждивением старца Ефрема, что в мире был боярин князь Иван Петрович Барятинский, при архимандрите Варфоломее. В настоящее время иконостас в ней столярной работы, гладкий, в три яруса; карнизы, рамы, клейма и всё украшение резное позолочено. В 1720 и 1849 годах церковь потерпела пожары, и после них исправлена вся на монастырский кошт, а октября 28 дня 1752 года освящена преосвященным Серапионом, епископом Можайским и Волоколамским. В 1811 году трапеза, а в 1815 году купол её покрыт листовым железом при архимандрите Иосифе Величковском; алтарь же покрыт в 1824 году старанием архимандрита Павла Подлипского. В 1826–1828 годах из любви того же архимандрита Павла к благолепию храма Божия святые иконы в иконостасе и на стенах и в алтаре были расписаны лучшим письмом живописцем, переславским мещанином Егором Гусевым за самую сходную цену. В 1856 году при архимандрите Платоне Фивейском усердием купчих девиц Гладковых устроены новые резные клиросы и место настоятельское. 10 Ныне в этой церкви нет прежнего богатства и великолепия. Усердием князя Барятинского и других благотворителей все местные иконы были обложены жемчугом и серебром; паникадило, лампады и другие многие вещи были серебряные. Бывшие в сей церкви пожары истребили сии драгоценности. Так, в 1749 году сгорело 7 местных образов в серебряных ризах и венцах серебряных, позолоченных, жемчужных и с камеями, и в алтаре 9 образов в серебряных окладах. В трапезе сей церкви на правой стороне находится придел во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Придел сей устроен в 1793 году октября 24 дня для ранних литургий в зимнее время за неимением тёплых церквей в монастыре, наместо бывшей над святыми вратами церкви во имя того же угодника. При церкви Похвалы Пресвятыя Богородицы, на северной стороне настоятельских покоев, при гробе князя Барятинского, была церковь во имя преподобного Евфимия Великого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В Польше же продолжались внутренния смуты. Страдали при этом и православные. Многие православные священники бежали из польских владений в киевскую и екатеринославскую епархии. В Варшаве намечалось создание церковного управления, независимого от Св. Снода. Предположено было подчинить православную Церковь в Польше константинопольскому патриарху, который в 1790 г. проявил сочувствие этому. В 1791 г. состоялась в Пинске генеральная конгрегация православных. Участвовали в ней 96 представителей духовенства, шляхты и мещан. На ней присутствовали некоторые католики и униаты. Вынесено было постановление о подчинении константинопольскому патриарху. Во главе Церкви должен был стоять архиепископ, с титулом митрополита. При рассмотрении этого постановления в сейме, против него выступали более рьяные католики, но все же проект был одобрен. Возражал папский нунций. Внутренния неурядицы в Польше помешали осуществлению этого проекта. Смута внутри Польши привела в 1793 г. ко второму ея разделу. К России вернулась остальная часть русских земель: Волынь, Подолия и Минская область. Образовалась отдельная минская епархия. Католикам и униатам предоставлены были свобода совести и прав. В 1794 г. вспыхнуло в Польше восстание, под водительством Косцюшки. В Варшаве в Великий Четверток под ножами тайных убийц пало более 2000 русских воинов. В том же году Варшава взята была штурмом Суворовым. В 1795 г. последовал третий и последний раздел Польши. К России присоединены были Литва и Курляндия. Из русских областей досталась Австрии древняя русская Галиция. В течение XVIII в. уния все более приближалась к католичеству. В 1720 г. Замойский униатский собор с этою целью распорядился издать для униатских церквей новые служебники, исправленные на католический лад и со включением в смволе веры прибавки: и от Сына. С этого времени в униатских церквах стали понемногу уничтожаться иконостасы и появляться католические престолы, завелись исповедальни, скамьи для молящихся, органы, звонки и др. католические принадлежности. Униатские священники начали брить бороды и носить одежду похожую на католическую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Разделение, оформившееся после Ливанского собора, вскоре привело и к явному расколу. После кончины патриарха Иосифа V аль-Казена в 1742 г. на его место были избраны сразу двое 189 . Вначале новым патриархом был избран архиепископ Дамасскский Симон Ауад, который просил избрать другого. Тогда выбрали лидера оппозиции на Ливанском соборе архиепископа Илию Мохассеба. Но архиепископы Кипра и Тира, отсутствовавшие на выборах, не согласились с этим решением и, призвав одного из священнослужителей Сирийской Церкви 190 , хиротонисали во епископский сан двух маронитов и при их участии избрали патриархом архиепископа Кипрского Товию аль-Казена. Ватикан взял на себя роль судьи в создавшейся ситуации. В итоге Рим практически назначил на патриаршую кафедру Симона Ауада. Нужно отметить, что канонические правила не предполагают возможности назначения патриарха ни коллегией римских кардиналов, ни лично папой. Но “марониты, ревностно относящиеся к своим католическим традициям, даже и не попытались протестовать против приказа, поступившего из Рима” 191 . Важным событием стало и дело основательницы и лидера женской монашеской конгрегации Святого Сердца, приведшее к противостоянию с Римом. Энн Аджами, прозванная Хиндие (р. в 1720 г.), с юных лет находилась под сильным воздействием мистицизма. В 12 лет она попала в Братство Священного Сердца, основанное иезуитами. С раннего возраста Хиндие говорила о видениях Христа, Божией Матери и святых, заявляла, что Господь призывает ее стать основательницей и водительницей новой монашеской конгрегации. Община была создана в 1750 г., а устав утвержден патриархом Симоном Ауадом 192 . В критические моменты истории мистическая экзальтация получает широкую поддержку и влияние в массах без особого изучения и духовной трезвости. Многие из духовенства и мирян искали опору в новом религиозном образовании. Одновременно иезуиты, не сумевшие контролировать свою воспитанницу, начали ее критиковать. Рим пришел к выводу о ее духовных заблуждениях и нахождении в прелести и в 1779 г. запретил деятельность общины, а ее основательницу перевел в другую обитель. Патриарх Иосиф VI Стефан (1766–1793) за поддержку Хиндие был отдан папой под запрет, но затем восстановлен в правах 193 . “Проблема Хиндие была наиболее критической среди тех, с которыми маронитская община сталкивалась в XVIII веке” 194 . Римская дисциплина настойчиво внедрялась в монашескую жизнь восточных христианских общин, часто подменяя собой руководство местного священноначалия, определенное каноническими нормами. Обители до этого времени сохраняли весьма свободную систему организации. Монахи часто меняли монастырь. Обеты им заменял постриг в рясофор; жившие в горных пещерах отшельники вообще не имели устава 195 . По инициативе местной иерархии в 1695 г. были введены вечные обеты, а монахам вменялось до смерти оставаться в одном и том же монастыре в полном послушании избираемым игуменам.

http://pravmir.ru/o-maronitskoy-tserkvi/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Авраамий (Флоринский). Гравюра Ф.Алексеева. 1843 г. (ГИМ) (Флоринский; ок. 1720 - 30.04.1797, Ростов), архим., проповедник. Выпускник КДА. В 1753 г. принял монашество. В 1757-1758 гг. проф. философии и префект КДА. В сане архимандрита был настоятелем мон-рей виленского Сошествия Св. Духа на апостолов (1758-1762), владимирского Царево-Константинова (1762-1773, в тот же период занимал должность ректора Владимирской ДС), борисоглебского на р. Устье (1773-1775), Авраамиева ростовского в честь Богоявления (1775-1786) и Димитриева Спасо-Яковлевского ростовского (1786-1797). Основной научный труд А., предпринятый по указу Святейшего Синода,- перевод «Бесед» свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (М., 1781) и на Евангелие от Иоанна (М., 1793), что явилось результатом исправления более старого перевода «Бесед», изданных в 1664-1665 гг. Рукописное собрание проповедей А. находилось в Авраамиевом ростовском мон-ре, было ок. 1916 г. набело переписано и выслано свящ. Павлу Флоренскому (в наст. время находится в МФ). Соч.: Слово в день памяти Святителя Димитрия Ростовского Чудотворца. М., 1807; Слово во святый Великий Пяток. М., 1807. Лит.: Евгений. М., 1995. С. 26-27. Б. К. Кнорре Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт

http://pravenc.ru/text/62926.html

Переславль-Залесский. Троицкий Данилов монастырь. Церковь Похвалы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Похвалы Пресвятой Богородицы , Сергия Радонежского Год постройки:Между 1550 и 1650. Адрес: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Луговая, 7 Координаты: 56.719772, 38.838734 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью  Троицкий Данилов монастырь. Церковь Похвалы Божией Матери Храм каменный, теплый, во имя Похвалы Божией Матери, построен в 1695 г., после пожаров 1720 и 1849 гг. был возобновляем, с левым приделом во имя преп. Сергия Радонежского, устроен в 1793 г. Л. И. Денисов «Православные монастыри Российской империи…». - Москва, издание А. Д. Ступина, 1908. Церковь «Во имя похвалы» входит в сложный комплекс сооружений к югу от храма Троицы. Бесстолпная трехапсидная церковь, существовавшая еще во времена Даниила, была заново отстроена в 1691-1696 годах. К церкви примыкает двухэтажная трапезная палата, построенная на средства князя И.П. Барятинского. Здесь же, у стены трапезной, он был погребен. В память о жизни и деяниях этого человека у южной стены церкви установлена каменная резная доска. http://p-danilov.ru/история-монастыря/ В 2002 г. были установлены купол, крест и начаты активные реставрационные работы в храме Похвалы Прествятой Богородицы. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05686

Гвазда. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:2001. Адрес: Воронежская область, Бутурлиновский район, с. Гвозда, ул. Ленина, 57 Координаты: 50.750714, 40.469121 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Гвазда. Церковь Михаила Архангела Село Гвазда стоит на реке Осередь, расположено в 14 километрах к юго-западу от районного центра г. Бутурлиновка. Село старинное, упоминается в документах с 1720 года. Две церкви, деревянная и каменная, построенные в Гвазде соответственно в XVIII и XIX веке, не сохранились. В 1793 построена деревянная Архангельская церковь, в 1877 – каменная церковь Сошествия св. Духа (обе не сохранились). В 2000 году построена часовня, а через год, в 2001 году, возведен храм Михаила Архангела. В последующие годы пристроены алтарь и притвор. Высота храма - 10м. Колокольня шатровая, высотой - 12м. Храм однокупольный. http://gvazda.ru/information/history.html Существовавшая ранее церковь Сошествия Святого Духа в селе Гвазде с освященным приделом преп. Сергия Радонежского, каменная, начата была постройкою в 1877 г. Причт пользуется частью земли из 99 дес., отмежеванной к Архангельской церкви того же села. Прихожан 1350 душ. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск III, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1885 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=14122

Слово 115. О кротости Кротость угождает Божеству 169 . Ибо и Моисей через то, что он был кротчайший из всех ( Чис. 12:3 ), был избран служить Богу и удостоен Боговидения большего, чем все пророки: но не так с рабом Моим Моисеем… устами к устам возглаголю Я к нему (ср. Чис. 12:7–8 ). Но и когда против него и Аарона восстали некие дерзкие люди, соперничающие за первосвященство и предводительство народом, он взял верх со всяким любочестием и любоначалием и уступил Богу высшее предводительство народом. Когда же снова собрались они к нему и за предыдущее бранили и угрожали и уже чуть было не поразили его, то он, кроткий, возопил о спасении благих, сам же за всех Бога умилостивляя и говоря: И ныне, аще убо оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси ( Исх. 32:32 ). И кротчайший Давид, когда сын его злоумышлял против него, открыто проявляя ненависть к его женам и ища его самого убить, то этот, кроткий, праведный и незлобивый, плакал о нем ( 2Цар. 13:37 ). Так же и когда Семей поносил его и бросал камни, то он не разгневался на него, но сказал отрокам своим, возгоревшимся намерением убить того: оставите его… проклинати Давида ( 2Цар. 16:10 ). Посему справедливо говорил: Помяни, Господи, Давида и всю кротость его ( Пс. 131:1 ). Поэтому умонастроения этих боговещанных мужей представляют собой достаточный пример для желающих [приобрести] их кротость и незлобие, чтобы вместе с ними услышать от Господа: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю ( Мф. 5:5 ), поскольку кротость по Богу есть дело благоугодное и послушное. Ибо: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих ( Ис. 66:2 ). Сладкое зрелище – успокоившееся море, но оно не столь сладкое, как мирное устроение [души]. В успокоившемся море плещутся дельфины, в мирном же устроении [души] раздаются речи благопристойные. Говорит же и Иаков: Посему, отложив всякую злобу и нечистоту, в кротости [сердца] примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души ( Иак. 1:21 ). Песнопевец же [Col. 1793] Давид: Приемляй кроткия Господь, смиряй же грешники до земли ( Пс. 146:6 ) и: Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим ( Пс. 24:9 ). И другой: люди смиренныяспасет Господь и очи смиренных спасет (ср. Пс. 17:28 ). Благой же наш Господь: Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко ( Мф. 11:29–30 ). Ему же слава во веки. Аминь. Читать далее Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний/преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Дитя своего века, Сперанский в течение всей жизни увлекался самыми различными мистическими учениями, но духовный опыт семьи (он был сыном священника) и время обучения в семинарии даром не прошли. В 1816 году Сперанский с изумлением прочел Добротолюбие (в 1793 году оно было переведено на славянский язык преподобным Паисием Величковским) и, по его собственному признанию, нашел в нем все то, что ранее искал у французских и латинских авторов-мистиков. Наиболее важным Сперанский посчитал учение о созерцании Фаворского света и практике Иисусовой молитвы. По его мнению, они прямо воплощали слова апостола Павла: «Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное… Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» (1 Кор. 15: 42–44, 47). Как писал Сперанский, святые отцы называли это «преобожением», а сам апостол Павел – соединением всего небесного и земного «под главою Христом» (Еф. 1: 10). Сперанский также знал, что практика Иисусовой молитвы пришла в Россию в XIV веке с Афона и сохранялась в Саровской пустыни . Письма, посредством которых Сперанский делился своими духовными открытиями с Ф.И. Цейером и С.М. Броневским, были высоко оценены святителем Феофаном Затворником [iv] . В Добротолюбии, которое столь поразило Сперанского, были помещены наставления святого Макария Великого, где были и такие слова: «Как муж тщательно собирает в дом свой всякие блага, так и Господь в доме Своем – душе и теле – собирает и полагает небесное богатство Духа… Как тело без души мертво и не может ничего делать, так без небесной души, без Духа Божия и душа мертва для Царства и без Духа не может делать того, что Божие» [v] . «Первообразная власть духа», о которой пишет Сперанский в своем определении личности, означает именно это. Незавершенное «Руководство к познанию законов» было опубликовано в 1845 году. К этому времени в сердцах русского образованного общества царил Гегель. Под его влиянием понятие «личность» становится популярным. Однако что оно в данном случае значит? Для Гегеля «личность» – это субъект, самосознание, «Я» [vi] . Философ высоко ценил роль христианства и считал, что именно оно принесло человеку осознание себя как личности, но упор делал именно на интеллектуальную сферу. Христианство и Сам Бог тут воспринимаются как идея, факт сознания.

http://pravoslavie.ru/46437.html

10,3 «Если напоит кто, – говорит [Господь], – чашею холодной воды только во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» 1788 . Видишь, до чего простер Господь удобство [исполнения] заповеди, чтобы никто не лишен был участия в добре, как немощный и слабый произволением. И еще [говорит]: «[Так как] вы сделали это одному, Мне сделали» 1789 , – лишь бы только делаемое [вами] делалось по Богу, а не для славы человеческой. Ибо присовокупил слова: «Только во имя ученика» 1790 1791 , – то есть, добро да совершается по страху и из любви ко Христу. 10,4 Порицая же делающих что-либо доброе напоказ, для славы и похвалы человеческой, Господь дал [о них Свой] приговор, сказав: «Всё делают они, чтобы видели их люди» 1792 , – и впоследствии с клятвою присовокупляет так: «Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» 1793 . Посему Он заповедует ученикам: «Смотрите, не творите милостыни вашей или поста или молитвы пред людьми, иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного» 1794 . Исходящие от людей славу, честь или похвалы советует Он отвергать и вообще не подпускать к уму, но ожидать себе, как выше сказано, истинной славы и похвалы от единого Бога, поскольку Господь не учил тому, чтобы сделанное нами какое-либо добро вовсе не было знаемо людьми. Да и как было бы это возможно, когда Он Сам увещевал, чтобы подобно свету сияли пред людьми наши добрые дела, совершаемые во славу Божию? «Да видят, – говорит Он, – ваши добрые дела и прославят Отца вашего небесного» 1795 . 10,5 Апостолы, законоположив Духом ничего из необходимого не предписывать или совсем не затруднять [уверовавших] из язычников, разве что воздерживаться от блуда, идоложертвенного, удавленины и крови 1796 , умолчали до поры до времени о великом числе заповедей по многой и безмерной своей доброте и сострадательности, облегчая младенчество духовного их возраста, желая того только, чтобы сперва от идолопоклонства приступили они к вере, чтобы так, будучи отчасти послушными слову истины, сподобились достичь и важнейших предписаний заповедей и духовного возрастания. 10,6 Если же кто и к молитве довольно ленив, и в служении, и в прочем исполнении какого бы ни было дела для упокоения братии выказывает вялость, нерадение и пренебрежение и не мужается тщательно и верно выполнять все, что велено, то апостол, именуя такого ничем не занятого и, напротив, бесполезного человека праздным, не признает его достойным и хлеба, сказав: «Праздный да не ест» 1797 . И в другом месте [сказано]: «Праздных и Господь ненавидит, и 1798 праздный не может быть верным» 1799 . И в [книге] Премудрости говорит [Сирах]: «Многой злобе научила праздность» 1800 . Каждый обязан приносить плод в каком бы то ни было деле, совершаемом ради Господа, и быть тщательным хотя бы в одном хорошем [деле], чтобы, оказавшись совершенно бесплодным, не лишиться вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

А если таков дом, то что же должно думать о хозяине его? Каким исступлением ( βακχε ας) не исполнилась бы естественно душа, пристально, насколько возможно, на него взирающая? Посему же и утверждает священный Павел, что «наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа нашего Иисуса " 1788 , не мысля притом о земном 1789 , но о небесном, во Христе Иисусе. И заповедует Он нам помышлять о горнем 1790 , «где Христос сидит одесную Бога» 1791 , и возвышает мысль слушающих, говоря: »Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Бога, держит все словом уст Своих« 1792 , и еще: »Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари, ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальствали, власти ли, – все Им и для Него создано, и Он есть прежде всего, и все Им стоит, и Он есть глава тела Церкви " 1793 , – и другое подобное излагает [Апостол], указывая на то, что видимое временно, а невидимое вечно, и предуготовляет всё для убеждения слушающего, чтобы тот стремился к незримому, и представлял себе его подобающе, и устремлялся к нему со всем рвением, и навечно к нему пригвождался. 11. Благо, истекающее от созерцания Бога Блаженный Давид обещает некую божественную жизнь, как видно, полностью в душе таинственно зарождающуюся, а поскольку сам пророк первым испытал этот опыт, то говорит он созерцающим Бога: «Ищите Господа, и оживет душа ваша« 1794 , что совершенно сходно со сказанным Господом: »Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» 1795 , – и продолжает об этом, говоря подлинно внемлющим: «Я и Отец – одно« 1796 , затем: »Пребудьте во Мне, а Я в вас« 1797 , и, указывая на, так сказать, плодотворность духовной жизни, что она есть божественное ведение, говорит так: »Ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день, – ясно, что [речь ид ёт о] духовной жизни, – узнаете вы, что Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас» 1798 . Далее же, приоткрывая, сколь велико [дарование] созерцать и познавать Бога, насколько возможно, говорит: «Духа Святого, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет« 1799 . И еще: »Отче праведный! И мир Тебя не познал, а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твоё и открою« 1800 . Для чего? »Да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» 1801 . И взывает за нас самих к Отцу, говоря: «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которою Ты дал Мне " 1802 . И ничуть не напрасно так просит Он об этом Отца, поскольку Он есть Бог и Слово Божье, истинное само по себе и познающее и указующее то, что действительно является истиной, а именно, что из Духа исходит божественная премирная жизнь, из нее – ведение Бога и осияние, а из них – обитание [в нас] Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010