Записан также и возглас нечестивых иудеев к Нему: «за хорошее дело не побьем Тебя камнями, но за хулу, потому что Ты, человек будучи, делаешь Себя Богом» ( Ин.10:33 ). Ясно уразумеешь отсюда, как истинные блюстители слов Его признали и уверовали, что Он воссиял от Отца, – ибо это, полагаю, означает слово «изшел» – и послан к нам, «возвещая заповедь Господню», по сказанному в псалмах ( Пс.2:7 ). А осмеявшие это божественное и от Отца слово отринули вместе с тем и веру и ясно отвергли, что Он есть Бог и от Отца, пришедший к нам ради нашего спасения, став при этом подобным нам, но без греха. Поэтому справедливо усвояет Богу и Отцу добрых и истинно предавших Ему благопослушание —59— души своей, не упомянув о совершенно противоположных им, дабы, уже начиная с наших времен, стало ясным то, что Он сказал. Что же это? – «Всякого, кто исповедует Меня (о Мне) пред людьми, исповедую и Я его (о нём) пред Отцом Моим, сущим на небесах: кто же отвергнется Меня пред людьми, отвергнусь и Я его пред Отцом Моим, сущим на небесах» ( Мф.10:32–33 ). Это совершить обещал и Сам Бог и Отец, некогда восклицая гласом Исаии: «Будьте Мне свидетели, и Я – свидетель, говорит Господь Бог, и Отрок, Коего избрал Я» ( Ис.43:10 ). Итак, Спаситель ведет беседу и как Бог и вместе как человек, ибо в одно и то же время Он был и Бог и человек, изрекая безукоризненное в том и другом отношении слово и промыслительно приспособляя к потребностям времени то, что подобало каждому (божеству и человечеству). Глава VIII. О том, что (ничто) не должно быть вне царства Христова, хотя бы что-либо и усвоялось Отцу, ибо общая у Них власть над всем Ин.17:9–11 . Аз о них молю: не о мире молю, но о (тех), ихже дал еси Мне, яко Твои (у Тебя) суть. 1792 И Моя вся Твоя (суть) есть, и Твоя Моя, и прославихся в них. 1793 И уже несмь в мире, и сии в мире суть, и Аз к Тебе гряду. 1794 Ходатайствует опять как человек, Примиритель —60— и Посредник Бога и человеков ( 1Тим.2:5 ), и как истинно великий и всесвятой Первосвященник наш Своими молитвами умилостивляет Своего Родителя, Самого Себя священнодействуя за нас.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

900 АСС., 1789 г., 112, л. 215. – преосвященным Виктором был оставлен в Варшаве уполномоченный для ведения дела в судах. – Агр. Сб., V. 154. 907 М. Н. Кречетников, происходивший из старого дворянского рода, получил образование в сухопутном шляхетском корпусе в С. – Петербурге. В 1742 г. поступил в военную службу, в 1769 г. назначен командиром полка. Участвовал в турецкой войне, где, в сражении под Хотином, выказал примерную храбрость, за то был произведён в генерал-майоры. В 1772 г., по выходе из военной службы, назначен губернатором в Псков. В 1776 г. переведён в Тверь – правителем наместничества. С 1776 по 1790 г. состоял в должности «генерал-губернатора Тульского, Калужского и Рязанского наместничества». В 1790 г. перемещён на должность «генерал-губернатора Киевского, Черниговского и Новгородсеверского наместничества», с командованием всеми расположенными в Малороссии войсками. С 1785 г. состоял сенатором, с 1790 г. – генерал-аншефом. Когда открылась война с Польшей, Кречетников был назначен командиром отдельного корпуса с которым он «покорил всю Литву», за что получил орден св. Андрея Первозванного, и ещё до присоединения западнорусских областей к России был назначен генерал-губернатором Минским, Изяславским и Брацлавским. 6 мая 1793 г. Кречетников был пожалован графским титулом. 9 мая он скоропостижно скончался по дороге в Киев, в одном из самых живописных уголков Малороссии –местечке Меджибоже, в 15 верстах от города Летичева. – «Волынь. Исторические судьбы юго-западного края. С высочайшего соизволения издано при министерстве внутренних дел. П. Н. Батюшковым» Спб. 1888. Объснение к портретам. Стр.56. 911 Карта была готова уже в начале июня 1793 г. По крайней мере, в синодальных делах есть указание, что по определению св. синода 6 июня 1793 г. «куплен в книжных лавках продающийся чертёж новоприобретённым в 1793 г. Россиею от Польши землям» – за 2 р. 50 к. – АКОП., 1226. – Позднее, по определению св. синода 24 апреля 1794 г., куплена «у Клостермана, Невский, 96», «гравированная карта губернии», за 1 р. 25 коп., и « постановлено оную хранить в архиве». – АСС., 1794 г., 379. – АКОП., 1292, лл. 12. –Этой карты ныне не имеется ни в архиве св. синода, ни в академии наук, ни в публичной библиотеке, ни в военноучёном архиве главного штаба. Единственный её экземпляр отыскан автором в сенатском архиве.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В результате К. стал поборником идей консерватизма: не только насильственные, но и любые поспешные преобразования опасны («легкие умы думают, что все легко; мудрые знают опасность всякой перемены и живут тихо»), так же как и попытки копирования чужой политической системы («что хорошо в Англии, то будет дурно в иной земле»). Самый надежный путь - по мере сил содействовать «успехам просвещения» и уповать на ход времени и Промысл Божий: «Предадим, друзья мои, предадим себя во власть Провидению: оно, конечно, имеет свой план; в его руке сердца Государей - и довольно». В 1794 и 1795 гг. К. выпустил 2 книжки альманаха «Аглая» (переизд. с дополнениями в 1796), почти целиком заполненные его новыми сочинениями и переводами (часть из них написана в 1793). В них отразился духовный кризис К., в значительной степени вызванный известиями о революционном терроре во Франции. «Готические» повести «Сиерра-Морена» (1793) и «Остров Борнгольм» (1794) проникнуты атмосферой отчаяния и ужаса перед тайнами и заблуждениями человеческого сердца и капризами судьбы. В повести «Афинская жизнь» (1795) воображаемое путешествие в идиллическую древность омрачено напоминанием о суде над Сократом и об исчезновении цивилизаций. Статьи и стихи К. в «Аглае» носят программно-философский характер. В ст. «Нечто о науках, искусствах и просвещении» (1793) он полемизирует с Ж. Ж. Руссо , доказывая, что «просвещение есть палладиум благонравия» и совместимо с трудом земледельца. В ст. «Что нужно автору?» (1793), основываясь на идее прекрасного как единства красоты и добра, К. заключил, что «дурной человек не может быть хорошим автором». В переписке «Мелодор к Филалету» и «Филалет к Мелодору» (1795) обсуждается принципиальная для К. идея прогресса: Мелодор перед лицом кровавой развязки «философского века» («Осьмой-надесять век кончается; и несчастный филантроп меряет двумя шагами могилу свою, чтоб лечь в нее с обманутым, растерзанным сердцем своим и закрыть глаза навеки!») приходит к мысли о повторяемости в истории расцвета и гибели цивилизаций, а возражающий на это Филалет («Сизиф с камнем не может быть образом человечества») утешает друга тем, что мир есть «великое позорище, где добро со злом, где истина с заблуждением ведет кровавую брань» и что «нам не век жить в сем мире». Продолжение их диалога - в отдельно изданной К. брошюре «Разговор о щастии: Филалет и Мелодор» (М., 1797, 18022), в которой общие проблемы европ. философии оптимизма (Г. В. Лейбниц , Э. Шефтсбери и др.) решаются в плоскости личной морали - «быть счастливым есть… быть добрым». Эпилог этого философского цикла - позднейшая статья К. «Рассуждение о счастливейшем времени жизни» (1803), где утверждается, что «вопреки Лейбницу и Попе здешний мир остается училищем терпения» и что полное счастье возможно только при условии воскресения мертвых.

http://pravenc.ru/text/1680981.html

Эта борьба, принявшая форму конфликта между Законодательным собранием, где главенствовали жирондисты, и Парижской Коммуной, где ведущую роль играли якобинцы, затем была перенесена в избранный на основе всеобщего избирательного права (для мужчин) Конвент, начавший работу 20 сентября 1792 года, в день победы французских революционных войск над интервентами при Вальми. На первом публичном заседании Конвент единодушно принял решение об упразднении королевской власти (21 сентября 1792 ). Во Франции была установлена республика. Вопреки сопротивлению жирондистов якобинцы настояли на предании бывшего короля суду Конвента, а затем, после признания его виновности, на вынесении ему смертного приговора. 21 января 1793 года Людовик XVI был казнён. Победа при Вальми остановила наступление интервентов. 6 ноября 1792 при Жемапе была одержана новая победа, 14 ноября революционные войска вступили в Брюссель . Резкое ухудшение экономического и в особенности продовольственного положения вследствие войны способствовало обострению классовой борьбы в стране. В 1793 году вновь усилилось крестьянское движение. В ряде департаментов (Эр, Гар, Нор и др.) крестьяне самовольно осуществляли раздел общинных земель. Очень острые формы принимали выступления голодающей бедноты в городах. Выразители интересов плебейства — " бешеные " (вожди — Ж. Ру, Ж. Варле и др.), требовали установления максимума (твёрдых цен на предметы потребления) и обуздания спекулянтов. Считаясь с требованиями масс и учитывая сложившуюся политическую обстановку, якобинцы пошли на союз с " бешеными " . 4 мая Конвент, несмотря на сопротивление жирондистов, декретировал установление твёрдых цен на зерно. Новое народное восстание 31 мая — 2 июня 1793 года завершилось изгнанием жирондистов из Конвента и переходом власти к якобинцам. Третий этап (2 июня 1793 - 27/28 июля 1794) Этот период революции характеризуется якобинской диктатурой. Войска интервентов вторгались с севера, востока и юга. Контрреволюционные мятежи (см. Вандейские войны ) охватили весь северо-запад страны, а также юг.

http://drevo-info.ru/articles/17720.html

Трёхлетнее отсутствие из Слуцка преосвященного Виктора в 178992 годы окончательно подорвало заведённый в семинарии строй. Семинаристы, в страхе, вызванном арестом преосвященного, поспешили разбежаться по домам 1846 , причём некоторые направились осенью в Киевскую академию, где и продолжали своё образование 1847 . С возвращением преосвященного Виктора на кафедру возродилась и семинария. Учение началось ещё в 1792 году 1848 . Ученики прибывали в семинарию в продолжение всей зимы 1849 , и по ведомости 15 февраля 1793 года их числилось уже 31 человек 1850 . В списке присягнувших на русское подданство 28 марта 1793 года значится учительская корпорация «слуцкой неунитской семинарии» в полном составе: префект Пантелеимон Илликевич-Корбут и учителя Федор Дурдуковский и Яков Морошкин (или Мурашкин) 1851 . 179 3/4 учебный год начался было тоже не совсем правильно 1852 . Но после оффициальной угрозы преосвященного Виктора, что неявившиеся в семинарию дети духовенства «в Слуцк в железах доставятся, а отцы от приходов отрешатся» 1853 , семинаристы начали, за немногими исключениями 1854 , быстро съезжаться в семинарию и учение скоро пошло в обычном порядке. Общее число учеников 179 3/4 учебного года, по выпускной ведомости 7 июля 1794 года, распределялось по пяти классам следующим образом: низший класс грамматики – 26 учеников, средний класс грамматики – 10, высший класс грамматики – 2; класс пиитики – 5 и класс риторики – 4 ученика 1855 . В 179 3/4 учебном году число учеников в семинарии увеличилось до 54 1856 . Но опять явились далеко не все «способныя к обучению» дети духовенства 1857 . Если дети духовенства ближайших к Слуцку местностей и поступали в семинарию более или менее аккуратно, то этого совсем нельзя сказать о таких отдалённых от Слуцка местностях, как протопопии Туровская, Петриковская, Давидгородокская. Из этих трёх протопопий, например, в 1793 году в семинарию не явилось к началу учебного года ни одного человека, между тем как, по ведомостям о духовенстве, годных по возрасту к поступлению в семинарию священнических детей числилось здесь 21. Посланный из консистории, по представлению семинарского префекта, указ в эти протопопии о высылке в семинарию «пришедших в возраст» священнических детей собрал их лишь 9 человек – менее половины 1858 ; да и это небольшое число к началу1794 4/5 учебного года уменьшилось в трое. Получив об этом сведение от семинарского префекта, консистория, по распоряжению преосвященного Виктора, предписала трём упомянутым духовным правлениям, чтобы все бывшие в семинариии небывшие, но годные «к учению латинского языка» «священноцерковнослужительские сыновья», по получении указа, «зараз и без отлагательства», во всяком случае, «неотменно к 1 января 1795 года» были высланы в семинарию при особых рапортах в консисторию, «под неминуемым, в противном случае, оштрафоваванием и отрешением от приходов» тех священников, которые и после этого станут удерживать дома своих сыновей 1859 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1629 Например переселение в Молдавию пограничных с нею российских подданых. – ВУАГШ., 1223, л. 295. 1630 ВУАГШ., 1216, л. 7. За исключением двух корпусов, находившихся в Литве и Польше и состоявших под командой барона Игельстрома. 1636 Кречетников умер среди своей административной деятельности, внезапно заболев и через пять дней скончавшись, 9 мая 1793 года, в местечки Меджибожи, на пути к Каменцу Подольскому. Государыня, узнав о смерти Кречетникова, выразила свою волю, чтобы его тело было похоронено на земле новоприсоединенного края. Родственники выбрали ему место в Слуцком монастыре. – АМДК., 468. 1639 По смерти Кречетникова военная и гражданская власть в крае была разделена в войска, находившиеся под командой Кречетникова, были переданы, высочайшим рескриптом 16 мая 1793 года, генерал-поручику Виллиму Христофоровичу Дерфельдену , а затем, высочайшим рескриптом 6 июня, князю Долгорукову – ВУАГШ., 1216, лл. 124. 37. 1643 АМДК., л. 27. «Вверенное по благочестию мне дело, в отборе церквей униатских, сначала аж до прибытия его высокопревосходительства, г. генерал-губернатора Т. И. Тутолмина текло и стремилось к совершению доброго порядка, за прибытием же его в Пинск сего января 20 с полдня в 9 часу ночи, – а выехал в 11 часу на другой день, – для оддания должного моего почтения был я в него и, как мог я приметить с первых моих запросов, с крайним неудовольствием и в азартном виде начал речь, будто бы я сверх монарших повелений позабирал каплицы римские и церкви униатские насильственно, приказывая мне повелительно отдать от приписной церкви плотницкой ключ; на что принужденным себя нашел ответствовать: об отдачи ключа ответствовать не могу, но не прежде, пока не получу от прихожан подписки, что не насильственно, а добровольно, во всем на порядке данной мне от его высокопреосвященства инструкции и указа к призыванию униатов на благочестие. – – – При сем случаи в бывших тогда, как духовного, так и светских чинов так ободрил, а наипаче тем, что я прикажу церкви возвратить и униатские последствии, ибо религия в резиденции монаршей предоставлена в спокойствии». Рапорт благочинного Пинской округи, иером. Гавриила 24 января 1796 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Остальные деньги были употребляемы на канцелярские, почтовые и другие расходы. При преосвященном Викторе консисторская сумма ежегодно оставляла небольшой остаток 1801 . Число канцеляристов оставалось одно и то же – четыре 1802 , но число низших чиновников колебалось: в 1793 году было только 2 таких лица, оба в священном сане 1803 , а в 1795 году сразу в состав консистории прибавлено 5 подканцеляристов 1804 . ІІІ Следующими за консисторией административными епархиальными инстанциями были духовные правления. В пределах Минской губернии издавна 1805 было 6 духовных правлений: Слуцкое, Петриковское, Мозырское, Туровское, Давидгородокское иМинское, да на Украине 8, всего – 14 1806 . Район власти каждого духовного правления ограничивался пределами «протопопии». Протопопии имели весьма неодинаковое число церквей – от трёх 1807 до ста четырнадцати 1808 и т. п. 1809 . В составе духовного правления стоял его «правитель», или по-просту протопоп, который иногда в своей персоне соединял весь личный состав своего духовного правления. Протопопы в прежнее время были избираемы духовенством и от епископа получали только утверждение или грамоту 1810 , но преосвященный Виктор назначал протопопов уже своей властью. Самое большое число лиц, составлявших духовное правление, было четыре 1811 ; большей частью оно равнялось двум 1812 , нередко одному 1813 , а иногда один протопоп управлял двумя и даже тремя протопопиями 1814 . Правителю протопопии было подчинено всё без исключения духовенство, жившее в районе протопопии, не исключая и тех заслуженных протоиереев, которые сами ранее были правителями и оставляли свою должность по старости, болезни и другим причинам 1815 . До присоединения края к России духовные правления с внешней стороны не представляли собой какого-нибудь казённого «присутственного места». Но в 1793 году был разослан указ о заведении в правлениях порядка, «российским судебным местам установленнаго»: предписано было избрать для правления приличиое помещение, поставить в нём покрытый красным сукном стол, зерцало и прочие принадлежности российских присутственных мест 1816 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Издательском Совете состоялся круглый стол «Русское Православие в Америке в 1793–1917 гг. К 220-летию первой русской православной миссии в Америке» 20.10.2013 18 октября 2013 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялся круглый стол «Русское Православие в Америке в 1793–1917 гг. К 220-летию первой русской православной миссии в Америке». В ходе встречи обсуждалось значение Русской Православной Церкви в развитии культуры коренных народов Северной Америки , роль первой Духовной миссии на Аляске и современное состояние духовной культуры народов Аляски , перспективные направления исследования истории Православия в Америке. Открыл мероприятие председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент, выступивший с докладом «Значение первой Духовной миссии в свете цивилизационного подхода». Модератор круглого стола ведущий научный сотрудник Центра североамериканских исследований Института всеобщей истории РАН, профессор, д.и.н. А.Ю. Петров поделился с собравшимися результатами исследования значения Православия в сохранении объектов исторического и культурного наследия России на Аляске и в Калифорнии. Доклад ведущего научного сотрудника Института языкознания РАН, д.ф.н. А.А. Кибрика был посвящен влиянию российской цивилизации и Православия на индейцев-атабасков в центральных районах Аляски. Тему особенностей влияния русского языка на развитие диалектов коренных жителей Аляски продолжила профессор кафедры лингвистики и информационных технологий факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, д.ф.н. М.Б. Бергельсон в своем анализе реликтового русского диалекта Аляски. Заведующая отделом научно-богословских изданий Издательства Московской Патриархии Ж.П. Григорьева рассказала о работе над многотомным изданием «Святитель Иннокентий (Вениаминов), просветитель Америки и России» (из запланированных семи томов уже вышли четыре).

http://drevo-info.ru/news/16079.html

В окт. 1814 г. К. поступил в Политехническую школу в Париже; он занял 4-е место из 75 студентов. С т. зр. организации учебного процесса Политехническая школа фактически являлась военной академией: студенты жили в казармах, многих из них зачисляли на воинскую службу, обязательным было участие в регулярных военных тренировках, администрация осуществляла постоянный надзор за студентами и требовала от них неукоснительного соблюдения режима и дисциплины. Вслед. покровительственного отношения к Политехнической школе гос. властей в нач. XIX в. она стала наиболее престижным и известным учебным заведением Франции, в котором преподавали мн. выдающиеся франц. ученые. В 1814-1816 гг. К. посещал лекции физика А. Т. Пти (1791-1820), физика, астронома и математика Ф. Араго (1786-1853), математика и механика Л. Пуансо (1777-1859). Среди студентов К. был известен своими прореволюционными и республиканскими взглядами. Политическое свободомыслие К. и демонстративное нарушение им дисциплины приводили к многочисленным выговорам и порицаниям; после громкого конфликта с одним из преподавателей в 1816 г. К. угрожало отчисление. Однако 13 апр. 1816 г. по указанию властей, недовольных политической активностью студентов, занятия в Политехнической школе были прекращены на неопределенный срок, а все студенты распущены. К. вынужден был вернуться в Монпелье, где провел май и июнь 1816 г. К этому периоду относится наиболее раннее сохранившееся сочинение К.- небольшое эссе «Мои размышления: Человечность, истина, справедливость, свобода, отечество: Сопоставление режимов 1793 и 1816 гг., адресованное французскому народу» (Mes Réflexions: Humanité, vérité, justice, liberté, patrie. Rapprochements entre le régime de 1793 et celui de 1816, adressés au peuple français), впервые опубликованное лишь в 1882 г. (совр. переизд.: Comte. Ecrits de jeunesse. 1970. P. 417-431; о содержании см.: Pickering. 1993. Vol. 1. P. 34-38; Grange. 2010). Выступая в эссе с либерально-республиканской позиции, К. указывал, что революционная тирания 1793 г. и тирания кор. Людовика XVIII по своей природе одинаковы, т. к. они представляют собой деспотичное подавление всех прогрессивных общественных настроений властями, опирающимися на молчаливое одобрение боящегося перемен непросвещенного большинства. Согласно К., лишь «прогресс знания» и широкое распространение образования могут положить конец ограничивающей общественное развитие консервативной тирании. Уже в этом раннем эссе К. выказывает представление о том, что основой подлинной общественной и народной власти должна являться не слепая «народная воля», а осознанная деятельность «просвещенных людей, ученых и философов», направляющих народ в его движении по пути прогресса. Т. о., для К. демократическое переустройство общества предполагает признание необходимости формирования класса «новой аристократии», вслед. чего либерализм в его понимании оказывается неразрывно связан с элитаризмом.

http://pravenc.ru/text/2057146.html

Из этого огромного пространства земли «некоторые уезды, поветы и иного звания земли» предположено было, «по смежности и способности», присоединить к пограничным с ними русским губерниям – Полоцкой (остаток воеводства Полоцкого, не присоединённый при первом разделе Польши) 909 , (от новой границы Полоцкой губернии до реки Березины), Киевской и Черниговской (Мозырский округ и часть воеводства Киевского) и Екатеринославской (часть Киевского и Брацлавского воеводства). Всю остальную новоприобретённую землю, высочайшим указом, даным сенату 13 апреля 1793 года, повелено было разделить на три губернии – Минскую, Изяславскую и Брацлавскую 910 . Было предписано снять все эти земли на карту 911 , произвести перепись, исчислить селения, разделить землю на округи, сочинить штаты, произвести «выборы»: словом, всё подготовить к устройству губерний по российскому образцу, и, когда последует высочайшее утверждение нового вида и состава новоучрежденных губерний, тогда торжественно и «по известным обрядам открыть в них действие новых законов и порядков. А до того времени и до «надлежащего по всем частям распоряжения» «суд и расправа» были оставлены «на правах польских» и только было предписано «отправлять оныя (т. е. суд и расправу) именем и властию» императрицы российской. 912 В тот же день, когда был намечен гражданский распорядок новоприсоединённых областей, 13 апреля 1793 г., дан был высочайший указ о церковном их распорядке. Области, отходившие к губерниям Могилёвской и Полоцкой, Екатеринославской, Черниговской и Киевской подчинялись в церковном отношении епархиальному начальству этих губерний; из трёх же новообразованных губерний составлялась одна епархия – «Минская, Изяславская и Брацлавская». По штату, делившиму все епархии, сообразно получаемому ими содержанию от казны, на три класса 913 , новая епархия была положена во втором классе 914 . По рангу – тогда существовало и такое деление – Минская епархия ставилась «непосредственно за Могилёвской»: Могилёвская была в общем счёте десятой, Минская становилась одиннадцатой 915 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010