Между 1713 и 1720 гг., возможно, под рук. знаменщика Феодора Фёдорова ярославскими мастерами на иконографической основе Библии Пискатора были созданы 8 поясов росписи в Покровской ц. на Козлене и росписи ц. св. Иоанна Предтечи в Рощенье (ок. 1717), к-рые отличаются графичностью и особым динамизмом (сохр. иконостас). По образцу ц. св. Иоанна Предтечи и Благовещенской ц. в Ярославле была расписана ц. прп. Димитрия Прилуцкого в Вологде (1721?). Уникальный для Вологды 5-тябловый иконостас из 86 образов находился в Иоанно-Богословском храме-музее (1744), но включал более древние иконы XVII - нач. XVIII в. (расчищен М. О. Чириковым в 1904-1906 попечением свящ. В. Ф. Кулакова). Того же времени изготовления и единственные в своем роде резные святцы - Четьи-Минеи (утрачены), находившиеся в церкви. Христос и грешница. Роспись Софийского собора в Вологде. 1686–1688 гг. Христос и грешница. Роспись Софийского собора в Вологде. 1686–1688 гг. Редким образцом иконописи петровской эпохи является Азовская икона Божией Матери «Знамение» из ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Анхимове, по преданию написанная ее настоятелем в 1711 (1729?) г. в память о посещении его дома имп. Петром I (Вытегорский музей). К 1737-1744 гг. в соборе Св. Софии был установлен во всю высоту до сводов (23 м) сохранившийся доныне 5-ярусный золоченый иконостас. По благословению еп. Амвросия (Юшкевича) иконостас изготовил мон. Арсений (Борщевский), иконы написал живописец М. К. Искрицкий. В стиле иконостаса органично сочетаются барочные и древнерус. черты. В Устюжне, в Казанской ц., сохранилась роспись (1756-1757), выполненная ярославскими иконописцами; собор Рождества Пресв. Богородицы в сер. XVIII в. украсил барочный иконостас. Памятником церковного искусства переходной эпохи от барокко к классицизму является также золоченый резной иконостас Спасо-Преображенского собора в Белозерске (рубеж XVIII-XIX вв.), исполненный по инициативе купца Ивана Горина и близкий к произведениям М. Ф. Казакова, со скульптурой, колоннами коринфского ордера, уникальным завершением в виде Ковчега завета и скульптурной композицией (на сюжет из 1-й гл. Откровения Иоанна Богослова). Подобные иконостасы находятся в Николо-Владычной (1793) и Димитриевской церквах Вологды. На севере и северо-востоке края (Вел. Устюг, Тотьма, Сольвычегодск, Яренск) изготовляли резные иконы Спасителя (особенно «в темнице»), Пресв. Богородицы, апостолов, свт. Николая, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Параскевы.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Александр Августин Лодята , с 1685 г. Умер 1691 г. Иоанн Малаховский , из перемышльских епископов, с 1691 г. Умер, не получивши инвеституры, 12 февраля 1693 г. Гедеон Война-Оранский , администратор луцкий и острогский, архимандрит жидичинский, с 1693 г. епископ холмский. Умер 22 сентября 1709 года. Иосиф Левицкий , родом из Грубешова, обучался в люблинской иезуитской коллегии; после был секретарем холмского епископа Гедеона Оранского и настоятелем Холмского монастыря; в 1711 г. 24 июня посвящен митрополитом Георгием Винницким, в Перемышле, в епископа холмского и кроме того до 1713 г. управлял Луцкой епархией; в 1715 г. присутствовал в Львове при избрании епископа Афанасия Шептицкого; в 1720 г. бы на Замойском соборе. Умер в Почаеве в июле 1730 г. Филипп (Фелициан) Володкович , родился в Минской губернии, в селе Новоселках, от родителей римско-католического исповедания; отец его был стольником в Минском воеводстве, два брата вступили в орден доминиканов. Фелициан обучался в бромбергской коллегии; после был супериором в Люблине, вице-ректором во Владимире; с 1730 г. из архимандритов дерманских и дубненских епископ холмский. В 1756 г. переведен на владимирскую кафедру. 1177 Максимилиан Рылло , родился в 1758 г. в с. Борисовщине;, новогрудского уезда, от родителей римско-католического исповедания Иеронима Рылло и Анны, урожденной Мечниковской; обучался в римской коллегии de propaganda fide, где получил степени доктора богословия; по возвращении из Рима занимался проповеданием слова Божия в Витебске, Полоцке и Вильне, наконец был игуменом Холмского монастыря и учредил при оном польско-латинские братства шкаилеровое и розариевское; в то же время был секретарем базилианского ордена; с 1756 г. епископ холмский; посвящен в Полоцке 21 февраля 1759 г. Рылло вел дневник событий своего времени (с 1742 по 1793 г.), который хранится в архиве львовского греко-униатского капитула, в 6-ти томах. Рылло был очень деятельный епископ, но деятельность его направлена была ложным путем. Он ставит себе в особую заслугу, что купил орган для церкви в Замостье за 8 тысяч, снабжал церкви дорогими монстрациями; ревностно заботился о благосостоянии базилианского ордена; преследовал православных и винил польских панов в недостатке ревности, когда они удерживали его от проявлений фанатизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   Кроме управления монастырями старец Паисий в течение последних 20 лет своей жизни деятельно занимался литературными трудами, которые обессмертили его имя.В долгие осенние и зимние ночи он, обложившись книгами, переводил с греческого языка на славянский творения святых отцов. Старец перевел творения святыхпреподобных отцов Исаака Сирина, Максима Исповедника, Феодора Студита, аввы Варсанофия и, наконец, составил аскетический сборник «Добротолюбие»,основой для которого послужила греческая «Филокалия» святого Никодима Святогорца. «Добротолюбие» старца Паисия былонапечатано в 1793 году благодаря содействию митрополита Гавриила (Петро­ва). До появления русского текста «Добротолюбия» в переводе епископа ФеофанаЗатворника в течение целого века славянское «Добротолюбие» Паисия (Величковского) было самой читаемой книгой у православных монахов, искавших духовногосовершенства. В 1790 году русские войска вошли в Молдавию и взяли Яссы. Тогда архиепископ Екатеринославский Амвросий возвел старца Паисия в санархимандрита. Скончался великий старец через 4 года после этого, в 1794 году, в возрасте 72 лет.    После него остались ученики, которые, возвращаясь в Россию, разносили весть о «благочестивом и чудном отце Паисие» и по его заветам взращивали в русскихмонастырях старчество. К числу особенно усердно потрудившихся на поприще старческого руководства учеников великого молдавского подвижника принадлежат архимандрит Феодосий (Маслов) (1720—1802), насадивший старчество в Молчанской Софрониевой пустыни, старец Клеопа Валаамский (1817), архимандрит Феофан Новоезерский, иеромонах АфанасийЗахаров (1823).    К сонму избранников Божиих, стяжавших благодатные дары иноческими подвигами, принадлежали и некоторые из монахов, удостоившихся архиерейского сана. Великиминоком-аскетом был святитель Тихон Задонский (в миру Тимофей Соколов). Родился он в 1724 году вНовгородской епархии в семье бедного сельско­го дьячка. Его отец умер рано, и на долю мальчика выпало сиротство. Ради куска черного хлеба он нанимался вподенщики к богатым крестьянам-огородникам. Однажды мать едва не отдала его на воспитание соседу-ямщику, и только старший брат-причетник отговорил ее отэтого шага. Когда Тимофею исполнилось 13 лет, он определил его на свои последние гроши в Новгородское Духовное училище. В училище и затем в семинарииТимофей был одним из самых нищих студентов. Ему и там приходилось наниматься к огородникам копать грядки и часто лишать себя полпорции казенного хлеба,чтобы, продав её, ку­пить на вырученные копейки свечку для занятий. Бурсаки смеялись над его истоптанными лаптями, словно прообразуя свои­ми шуткамибудущее прославление смиренного однокашника, они, бывало, размахивали этими лаптями перед его лицом и, потешаясь над ним, припевали: «Величаем тя!»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДАЛМАТ ИСЕТСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Далмат. Портрет. XVIII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Библиотека Конгресса США) Прп. Далмат Исетский Кольчуга и шлем прп. Далмата. Сер.— 2-я пол. XVII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Библиотека Конгресса США) В 1720 году завершилось возведение нового, трех престольного Успенского собора. На месте старой Успенской церкви над захоронением Далмата была построена брусчатая усыпальница. Центральное место в ней занимало деревянное надгробие, в 1793 году расписанное художником И. Соколовским сценами из жизни преподобного. В усыпальнице находились реликвии, по преданию принадлежавшие Далмату, - подаренные Илигеем шлем и кольчуга (в настоящее время в Свердловском областном краеведческом музее), а также схимническое одеяние. В 1836 году губерский секретарь П. Д. Пономарёв задумал возвести на собственные средства над могилой Далмата церковь. В 1845 году крестьянин М. Ф. Зайцев обратился в Пермскую консисторию за разрешением построить в г. Далматове часовню на месте, «ознаменованном подвижничеством монаха Далмата». Оба проекта не получили одобрения духовных властей. В 1871 году близ погребения Далмата началось строительство церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» . Во время прокладки траншеи под фундамент строители обрели гроб преподобного. Очевидцы свидетельствовали, что гроб, несмотря на давность захоронения был в удивительной сохранности. Но обретения мощей преподобного, по указанию церковного начальства, тогда не произошло. После длительной переписки настоятеля монастыря архимандрита Исаакия с правящим и викарным архиереями и освидетельствования гроба и склепа Екатеринбургским епископом Вассианом (Чудновским) было принято решение оставить гроб Далмата (не вскрывая его) на прежнем месте и изменить конфигурацию фундамента. Пока в монастыре искали решение, как выполнить это предписание, над Далматовым разразился сильный дождь. Вода заполнила канавы, ее уровень был выше склепа. Но монахи считали, что гроб надежно защищен и, убрав воду из канавы, не проявили беспокойства. Однако на исповеди две женщины рассказали духовнику, что им было видение, будто бы из гроба Далмата бьет вода. Под впечатлением от услышанного архимандрит с иеромонахом тайно отрыли землю, разобрали выдававшуюся часть склепа и обнаружили, что вода попала в гроб и оставила свои следы – чрезмерную сырость и большой осадок песка и ила. Как показало вскрытие склепа в 1994 году, попадание воды оказало сильное разрушающее воздействие на мощи Далмата.

http://drevo-info.ru/articles/23406.html

Вшели. Церковь Георгия Победоносца. Церковь. Не действует.   Престолы: Георгия Победоносца Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Год постройки:1889. Адрес: Новгородская область, Солецкий район, деревня Вшели Координаты: 58.14157, 29.87075 Проезд:Из г. Сольцы по дороге на Псков до Ситни. В Ситне не переезжая мост направо, далее не въезжая в д. Садовая крутой поворот направо и далее до Вшелей. В деревне дорога делает еще поворот направо через мост. Церковь слева за мостом. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревянная церковь в погосте Вшели была освящена в 1720 г. и сгорела в 1793 г. от грозы. Вероятно, это церковь св. Георгия, о которой, как «стоящей без пения» упоминается в писцовых книгах 1581-1585 гг., там она показана разоренною во время Литовских войн. В 1796 г. новая деревянная церковь была построена усердием прихожан из собственного леса. Престолов в ней три: св. вмч. Георгия, св. Иоанна Предтечи и св. благоверного князя Александра Невского. В 1860 г. церковь перестроена и расширена, а придел св. А. Невского сделан теплым. Решение, каким именем освящать престол было принято по жребию из предложенных: во имя иконы Божией Матери Казанской, св. Троицы, Скорбященской и св. А. Невского. В 1880-1882 гг. была исправлена колокольня и под нее подведен фундамент из булыжного камня. Кроме деревянной, здесь существует каменная в поле по другую сторону реки Мшаги во имя Георгия с приделами Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери, построенная по проекту архитектора Александра Елисеевича Соколова. Строился храм на средства прихожан. К 1877 г. была истрачено на постройку 14468 руб. и требовалось еще более 10 тысяч. 2 августа 1878 г. главный купол провалился. Это навело уныние на строителей, однако они решили продолжить стройку. К 1882 г. храм был вчерне окончен, работа теперь проводилась под надзором архитектора Ивана Иудовича Буланова. На отделку храма требуется еще 10 тыс. руб. В издании 1899 г. церковь указана построенной в 1889 г., престолов три: Казанской иконы Божией Матери, св. вмч. Георгия, третий еще не освящен. Источники: Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Выпуск 9, 1884 г. С. 438. Памятная книга по Санкт-Петербургсой епархии, 1899 г., под ред. Н. М. Кутепова, С. 447 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Священником (с 24.08.1906 – настоятелем) церкви вмч. Георгия Победоносца Вшельского погоста Лужского уезда Санкт-Петербургской губ. с 29.10.1904 по 12.07.1907 был иер. Алексий Иванович Сыренский . Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=08553

Пузево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Пузево образовано в 1720-е годы. Кирпичная церковь Покрова Божией Матери построена в 1793 г., трапезная и колокольня перестроены в 1906 г. В облике церкви соединились черты барокко конца XYIII в. и эклектики начала ХХ в. Основной прямоугольный в плане объем дополнен тремя апсидами над одной из которых возвышается главка. Ядро храма акцентирует приземистый световой восьмерик с высокой купольной кровлей, люкарнами и луковичной главкой. Первый ярус трехъярусной колокольни встроен в трапезную, с запада дополнен крыльцом на столбах. Увенчана колокольня полусферическим куполом с высоким шпилем. В отличие от декора церкви, в убранстве фасадов колокольни использованы крупномасштабные, пластичые элементы. Нарядность интерьеру придает большое количество деревянных резных киотов (конец Х1Х в.) с аркатурными, килевидными, ярусными завершениями, увенчанными ажурными пропильными кокошниками. Оригинально заполнение средней восточной арки трапезной: резным венцом с пятью иконами. Четырехъярусный иконостас имеет многогранную форму, ярусы разделены фризами, между иконами помещены резные полуколонны с капителями. Над царскими вратами - ажурная сень с подзором и головками херувимов по краям, во втором ярусе - арка с увитым гирляндами круглым киотом. Придельные боковые иконостасы двухъярусные, резьба рам икон более изящна и отличается ковровостью заполнения плоскостей. Над вратами помещены полукруглые резные навесы. Необычный эффект возникает, когда яркий свет льется сквозь пропильную резьбу царских врат из алтарей в полумрак храма. В 1983 году эта церковь была поставлена на госохрану как памятник архитектуры. Кригер Л.В. «Путеводитель по памятникам истории и культуры Воронежской области» Покровская церковь в селе Пузеве с приделами св. апостола Иоанна Богослова и св. Иоанна Предтечи каменная, с колокольнею, построена в 1795 г. Земли пахотной 83 дес., есть план и межевая книга. Прихожан 1730 душ, в приходе село и деревня Чернавка. Два штата. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06506

Троицкий храм (Поречье) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкий храм села Поречье (Поречье-Рыбное) - относится к Ярославской митрополии, Ярославской епархии, Петровского благочиннического округа Русской Православной церкви. Содержание История [ править править код ] Село известно под названием Поречье-Ловецкое с XIV века как место княжеской охоты. В XVI—XVII вв. одна половина Поречья была за государем, а другая — за ростовскими архиереями. В царствование Михаила Фёдоровича жителям села было пожаловано исключительное право пользования озером Неро (впрочем, в 1665 году большая часть этих угодий была передана в пользование жителям крупного приозёрного села Угодичи). С 1683 года все село во владении ростовских митрополитов. В 1709 году всё озеро Неро с втекающими и вытекающими реками было передано жителям села Угодичи. Это лишило поречан большей части доходов и заставило обратиться к торговому огородничеству. В 1719—1720 годах по указу Петра I сельчане ездили обучаться огородному делу в Голландию. В 1764 году село было взято Екатериной II в казну, а уже в 1772 году — пожаловано фавориту графу Г. Г. Орлову вместе с Борисоглебскими слободами, приозерным селом Воржа и Спасской слободой — пригородом Ростова. С 1784 по 1831 год село во владении графа В. Г. Орлова. С 1831 по 1843 год селом владела его дочь — графиня С. В. Панина, а в 1844 году владельцем Поречья стал её сын — граф В. Н. Панин. В начале XIX в. Поречье являлось вторым после Ростова крупнейшим населённым пунктом Ростовского уезда. Если в Ростове насчитывалось чуть более 4700 жителей, то в Поречье проживало 2100 душ обоего пола. В селе Поречье-Рыбное в 1773 году родился архимандрит Иннокентий (Порецкий), в миру о. Иоанн Андреев. С 1793 по 1814 гг. он являлся священником села и благочинным. В середине XIX века Поречье — богатое село с 2800 жителями. Село раскинулось на 16 улицах по берегам реки Гды (второе название реки Сары в её нижнем течении), регулярная планировка которых сложилась в конце XVIII в. при графе В. Г. Орлове. Два каменных храма с колокольней высотою в 44 сажени считались «богатейшими во всей губернии». Особенностью Поречья являлось обилие каменных зданий, число которых в первой четверти XIX в. было сопоставимо, или даже превосходило количество домов в Рыбинске. Из 412 домов, составлявших село к середине XIX в., 82 были каменными в два и три этажа «из коих многие, по величине и замысловатой архитектуре, могли бы, не краснея, стать в ряду щегольских зданий, какого угодно губернского города». В 1865 г. на пожертвования крестьян был построен третий храм св. Троицы. Значительные средства на его сооружение дали: Абрам Яковлевич Пыхов, Василий Дмитриевич Бочагов и уроженка Поречья, купчиха, Анна Григорьевна Устинова.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_храм_...

В 1609 г. князем Адамом Вишневецким и его женой Александрой Ходасевич были основаны Спасо-Преображенский мужской и Свято-Благовещенский женский монастыри в Селец-Брагине. После восстановления Киевской православной митрополии (1633), к митрополичьей епархии относились и православные церкви и монастыри Туровщины. Большее влияние уния и католицизм имели в Мозыре. В XVII веке тут были построены три католических костёла, действовала иезуитская миссия со школой. В 1720 г. был основан базилианский Суховичский монастырь в Мозырском уезде. Вместе с тем, в начале XVIII в. в Мозырской протопопии продолжали действовать 50 православных церквей. Но в 1747 г. мозырский протопоп Фёдор Савицкий с горечью сообщал, что из 50 церквей под его опекой осталось только 7. Несмотря на твёрдое стояние в вере, до конца XVIII века все православные храмы в древнем Турове были переданы униатам. После 2-го раздела Речи Посполитой Туров вошёл в состав России. С созданием православной Минской епархии в 1793 г. территория бывшей Турово-Пинской епархии перешла в подчинение Минских архиереев, которые утверждались синодом РПЦ. Виктор Садковский, первый епископ новосозданной кафедры, организовал шесть правлений во главе с протопопами, в том числе Петриковское, Мозырское и Туровское. В это время шёл постепенный переход униатов в Православие. В ХХ веке Туров был центром волости Мозырского уезда. В конце ХХ в. в Турове были Спасо-Преображенская, Свято-Ильинская, Рождество-Богородицкая, Свято-Николаевская, Петро-Павловская, Всехсвятская церкви. После пожара 1834 г. остались только Спасо-Преображенская, Свято-Ильнская и церковь Всех Святых на кладбище. В 1878 г. в Мозыре проживало 5457 православных (для сравнения: католиков — 446, старообрядцев — 23, евангелистов — 10), действовали три церкви. В 1870-е гг. при епископе Александре (Добрынине) архиереи Минской епархии стали называться «Минскими и Туровскими», этот титул сохранялся до 1922 года. В мае 1877 г. на Минскую кафедру был возведён епископ Евгений (Шершилов; 1877-1880), который был глубоким сторонником молитвенного почитания святителя Кирилла Туровского. С его благословения были изданы главные труды свт. Кирилла, а в Минском Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе в ноябре 1878 г. во имя свт. Кирилла был освещён придельный престол. Ко дню освящения епископ Евгений составил тропарь и величание святителю.

http://patriarchia.ru/db/text/26601.html

После восстановления Киевской православной митрополии (1633 г.), к митрополичьей епархии относились и православные церкви, и монастыри Туровщины. На религиозную жизнь Мозырщины в это время оказали большое влияние уния и католицизм. В XVII веке здесь были построены три католических костела, действовала иезуитская миссия со школой. В 1720 году был основан базилианский Суховичский монастырь в Мозырском уезде. Вместе с тем, в начале XVIII века в Мозырской протопопии продолжали действовать 50 православных церквей. Но в 1747 г. мозырский протопоп Феодор Савицкий с горечью сообщал, что из 50 церквей под его опекой осталось только семь. Несмотря на твердое стояние в вере, до конца XVIII века все православные храмы в древнем Турове были переданы униатам. После второго раздела Речи Посполитой г. Туров вошел в состав России. С созданием православной Минской епархии в 1793 г. территория бывшей Турово-Пинской епархии перешла в подчинение минских архиереев, которые утверждались Синодом Русской Православной Церкви. В 1922 г. после Поместного Собора Белорусской Православной Церкви была создана Мозырская епархия во главе с викарным епископом Иоанном (Пашиным), которая подчинялась Минско-Белорусской православной митрополии. В 1990 г. была образована Гомельско-Мозырская епархия. В ее ведении находились все храмы на территории Гомельской области. Управлял ею епископ Аристарх (Станкевич). В 1992 г. по распоряжению Синода Белорусской Православной Церкви была возрождена древняя Туровская епархия, и 24 июля того же года архимандрит Петр (Карпусюк) был хиротонисан в епископа Туровского и Мозырского. Епархия была выделена из Гомельской и состояла из 23 храмов и одной монашеской женской общины при храме в честь Покрова Божией Матери в городе Хойники. Определением Священного Синода от 24 декабря 2004 г. (журнал епископом Туровским и Мозырским стал архимандрит Стефан (Нещерет), клирик Гомельской епархии. Постановлением Синода Русской Православной Церкви от 7 июня 2012 г. ( журнал 53 ) епископ Туровский и Мозырский Стефан назначен на Гомельскую кафедру в связи с кончиной архиепископа Гомельского и Жлобинского Аристарха, а Преосвященным Туровским и Мозырским был определен епископ Речицкий Леонид (Филь), викарий Гомельской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/77065.html

На паперти храма стояла двухъярусная шатровая колокольня постройки 1793 года с восемью колоколами. О них особый разговор: самый большой – праздничный – весил 108,5 пуда (1,7 т, на его изготовление было потрачено 2 тыс. рублей), подъелейный – 45,5 пуда (728 кг), вседневный – 20 пудов (320 кг) и 5 зазвонных: девятипудовый, четырехпудовый, пудовый, 33-фунтовый и 25-фунтовый. Осколок одного из колоколов сегодня хранится в школьном музее села Тарасово. На следующий год после пожара, уничтожившего обе деревянные церкви в деревне Весинская, между деревнями Васюковской и Юра-гора была вновь отстроена на каменном фундаменте теплая деревянная одноглавая с двускатной кровлей Никольская церковь с теплым приделом Флора и Лавра. Храм внутри украшал четырехъярусный иконостас. В 1863 году обе церкви и колокольня были обнесены деревянной оградой длиной более 400 метров. В украшении храма много потрудился приходской священник Иван Зуев. В 1892 году для содержания храмов в исправном состоянии было создано церковно-приходское попечительство, председателем которого был избран Денис Пирогов, а церковным старостой – Василий Чубаров. В 1908 году из-за ветхости храм Николы Чудотворца был разобран. В том же году началось строительство нового деревянного трехпрестольного храма. Надо сказать, что решение о его строительство было принято еще в 1905 году по решению схода 205 крестьян Церковнической волости. Был объявлен сбор средств на строительство храма, в течение двух лет шла заготовка лесоматериалов и камня для фундамента. Так, например, Мехреньгское лесничество на строительство храма отпустило бесплатно 1720 сосновых бревен. Но из-за нехватки денег сооружение храма растянулось на четыре года. На строительство и отделку было затрачено 10 тысяч рублей, две тысячи – на иконостас и на подготовку храма к освящению – около тысячи рублей. Богослужения во время строительства нового храма не прекращались и проводились, даже и зимой, в холодном Троицком соборе. Новый пятиглавый храм Николы Чудотворца был сооружен в виде креста. На высоте 4,5 сажени имелись хоры. Храм обогревался шестью печами. Был установлен резной иконостас «прочный с хорошей живописью» работы художника-иконописца Ивана Дмитриевича Катинова, владевшего художественной мастерской в Архангельске.

http://sobory.ru/article/?object=37857

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010