Во время суда над королем, Эро де Сешелль был в отлучке: Конвент послал его в Савойю, в качестве своего представителя. Голосовал он письменно и высказался за осуждение Луи Капета, но не указал, что требует его смерти (впоследствии это было поставлено ему в вину). Дела в Савойе было много: приходилось опровергать перед Конвентом бесчисленные доносы, сыпавшиеся от местных жителей. Эро применил одно из предписаний «Теории честолюбия»: он сам посылал на себя доносы столь нелепые, что они подрывали доверие к его врагам. Между делом находил он время для неоднократных путешествий в Ле–Шарметт, где некогда отдыхал Руссо в объятиях г–жи де Варане, а, кроме того, влюбился в жену «аристократа и изменника», эмигранта Бельгарда, и эту верную ему до самого конца женщину привез в Париж, что не особенно понравилось наиболее ревностным из его политических друзей. В данную минуту никакие неудовольствия ему не были страшны. Дантон был всемогущ, а он был приятелем Дантона. Вместе с Сен–Жюстом и Кутоном ой вошел в комиссию по выработке конституции 1793 года. Декларация Прав Человека целиком составлена бывшим королевским чиновником. Оба его коллеги были столь невежественны, что, желая подтрунить над ними, Эро затребовал в Национальной Библиотеке «Законы Миноса», кодекс, который было бы уместнее искать в аду. Ненависть Сен–Жюста к нему началась именно тогда; вероятно, он тогда же и начал собирать материалы для составленного им позже (с помощью фальшивок, которыми его к тому времени снабдил Робеспьер) обвинительного акта. Акт этот утверждает, между прочим, что роль Эро в комиссии была чисто пассивной; однако, черновики выработанного ею знаменитого текста написаны целиком его рукой. После девятого термидора, ожидая казни в одном из зал Конвента, СенЖюст благородным жестом указал на красовавшуюся в рамке декларацию прав и воскликнул: «А всё-таки это мое создание!» Он лгал. Десятое августа 1793 года — день апофеоза Эро. Член Комитета общественного спасения, вторично избранный председателем Конвента, он должен был возглавлять пышную церемонию, разработанную живописцем Давидом; роль свою он разыграл безукоризненно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 История В составе Речи Посполитой Впервые селение упоминается в датированном 8 октября 1560 года в акте ревизии границ королевских сел Мозырского повета Минского воеводства Речи Посполитой как село Каленковичи принадлежавшего казне Багримовичского староства. До этого считали, что первое упоминание о Калинковичах относится к 1793 году, когда после присоединения наших земель к Российской империи здесь производилась перепись имущества и населения. Есть основания считать, что поселение было основано в промежутке между 1552 годом, когда королевские чиновники, ревизовавшие тогда казенные села, Калинковичи еще не фиксируют, и 1560 годом, когда оно уже упомянуто. Как раз в это время, в 1557 году, король Речи Посполитой Сигизмунд II Август утвердил так называемый " Устав на волоки " , закон о проведении земельной реформы в Великом княжестве Литовском . Тогда земельный участок, называвшийся волока, (это приблизительно 21 гектар) давался для обработки двум или трем крестьянским семьям. В 1595 году Речицкий и Мозырский поветы были наводнены многочисленными казачьими отрядами восставших против короля Речи Посполитой украинских казаков под командованием гетманов Ивана Полоуса и Северина Наливайки. В середине XVIII века насчитывали 25 домов, были центром парафии (религиозной округи). В составе Российской империи После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году стали местечком в 36 дворов с населением 116 мужчин в Речицком уезде, которое принадлежало князю Шаховскому. В 1805 году оно отошло в собственность казны, в 1866 году здесь насчитывалось 100 дворов. Интенсивное развитие города связано со строительством железной дороги. В 1882 году было открыто движение по Полесской железной дороге и местечко Калинковичи стало станцией. После строительства железной дороги Жлобин-Коростень (в 1907-1910 годах) местечко с 1916 года становится важным железнодорожным узлом.

http://drevo-info.ru/articles/22077.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Первые поселения древних людей на территории Лепельского района появились в эпоху мезолита. Стоянки эпохи мезолита обнаружены учеными археологами на юго-западном берегу Лепельского озера в урочище Песчаница. Памятники археологии, документы свидетельствуют, что поселения на Лепельской земле возникли в давние времена. В X - XII веках Лепельские земли входили в состав Полоцкого княжества , а позже - в состав Великого княжества Литовского . Первое письменное упоминание о городе Лепель относится к 1439 году, когда сын Великого князя Литовского Сигизмунда Кейстутовича Михаил подарил Лепельское имение витебскому римско-католическому костёлу. Расположенный на важнейшем торговом пути древности, известном сегодня, как " путь из варяг в греки " , Лепель издревле имел стратегическое значение, которое и определило его многовековую историю. В ходе бесчисленных войн за право владения краем город не раз подвергался разграблению и разорению, а Лепельский край – опустошению. В годы Ливонской войны 1558-1583 годов на территории Лепельщины были построены Лепельский замок и крепость Копьё (Суша). В 1586 году место Лепель купил будущий канцлер Великого Княжества Литовского Лев Сапега . Он в начале XVII века перенёс административный центр в местечко Белое на южном берегу Лепельского озера, где сейчас расположен современный город Лепель. В 1609 году Лев Сапега подарил свои владения виленским монахиням бернардинкам. По второму разделу Речи Посполитой в 1793 году лепельские земли отошли к России . В 1793 - 1796 годах местечко Лепель центр Лепельского уезда Полоцкой губернии, а с 1802 года – Витебской губернии. Строительство в 1797 - 1805 годах Березинской водной системы, соединившей главнейшие водные транспортные артерии того времени - реки Днепр и Западную Двину, и размещение в Лепеле администрация Березинской водной системы, способствовало развитию города и превращению его в значительный экономический и культурный центр на севере Беларуси. 5 апреля 1805 года по указу Александра I местечко Лепель получило статус уездного города.

http://drevo-info.ru/articles/24535.html

Аляска. Успешная миссия Об истории и уроках русской православной миссии на Аляске рассказывает митрополит Калужский и Боровский Климент. 17 января, 2014 Об истории и уроках русской православной миссии на Аляске рассказывает митрополит Калужский и Боровский Климент. День 25 декабря 1793 года известен в истории одним событием — речью Робеспьера в Конвенте с обоснованием принципиальных отличий революционного правительства от конституционного. Это была не только идейно-политическая, но и практическая программа диктатуры, введение которой впоследствии сопровождалось террором и тотальной дехристианизацией Франции. Однако в этот же самый день, но по юлианскому календарю, из Петербурга на Аляску отправились первые православные миссионеры, которые вскоре положили начало самой обширной и самой успешной миссии Российской Церкви за пределами Евразии. Об истории и уроках этой миссии рассказывает митрополит Калужский и Боровский Климент. — Ваше Высокопреосвященство, в этом году исполняется 220 лет прибытия на Аляску первой духовной миссии. 25 декабря 1793 года миссионеры отправились в путь из Петербурга на Аляску через Москву, Иркутск и Охотск. Какие цели были у монахов-миссионеров? — В первую очередь миссионеры оказывали духовную помощь русским людям, которые открывали и осваивали заокеанские земли. Также в обязанность им вменялось проповедовать евангельские нормы жизни местным жителям. Ко времени прибытия первой духовной миссии на Аляску многие из автохтонов уже были знакомы с духовными традициями русских, среди них уже были и крещеные. Крестили их приезжавшие туда на промыслы миряне: мореходы, купцы, промышленники, и, что интересно, со стороны алеутов тогда уже звучали просьбы о направлении к ним священника. Так было, например, на острове Уналашка, когда его посетили члены первой миссии по пути на Кадьяк. Купцы Г.И. Шелихов и И.Л. Голиков, основатели торгово-промысловой компании в Тихоокеанском регионе, которая впоследствии была реорганизована в Российско-американскую компанию, ходатайствуя о назначении миссионеров на Аляску, надеялись, что это поможет укрепить русские поселения и через христианизацию туземцев положит конец конфликтам между ними и русскими. Встретив миссионеров в Иркутске, Шелихов договорился с ними о единой политике по развитию нового края. Он просил их взять на себя обучение в школе детей местных уроженцев и заботу о библиотеке, передав им книги в дополнение к тем, что они везли с собой из столицы. Также он хотел, чтобы миссионеры участвовали в хозяйственном развитии русских поселений, используя свои знания и навыки в земледелии, архитектуре, металлургии.

http://pravmir.ru/alyaska-uspeshnaya-mis...

События во Франции оказали большое влияние на общественные силы других стран. В то же время против революционной Франции начал складываться блок европейских феодальных монархий и буржуазно-аристократических кругов Великобритании. С 1791 года подготовка европейских монархий к интервенции против французской революции приняла открытый характер. Вопрос о надвигавшейся войне стал главным вопросом политической борьбы в открывшемся 1 октября 1791 года Законодательном собрании между группировками фельянов, жирондистов и якобинцев. 20 апреля 1792 года Франция объявила войну Австрии . В том же году в войну с революционной Францией вступили Пруссия и Сардинское королевство , в 1793 году — Великобритания , Нидерланды , Испания , Неаполитанское королевство, германские государства и др. Измена многих генералов французской армии облегчила интервентам проникновение на территорию Франции, а затем наступление на Париж. В процессе могучего патриотического движения народных масс, поднявшихся на защиту революционного отечества, были созданы в кратчайшие сроки многочисленные формирования добровольцев. Законодательное собрание было вынуждено объявить 11 июля 1792 года " отечество в опасности " . А движение против монархии вылилось 10 августа 1792 года в мощное народное восстание в Париже, возглавленное созданной в ночь с 9 на 10 августа Парижской Коммуной. Существовавшая 1000 лет монархия была свергнута. Второй этап (10 августа 1792 - 2 июня 1793) Он определялся острой борьбой между якобинцами-монтаньярами и жирондистами. Жирондисты (руководители — Ж. П. Бриссо, П. В. Верньо, Ж. М. Ролан и др.) представляли торгово-промышленную и землевладельческую буржуазию, преимущественно провинциальную, успевшую получить некоторые выгоды от революции; стремились остановить революцию, не допустить её дальнейшего развития. Якобинцы (руководители — М. Робеспьер, Ж. П. Марат, Ж. Ж. Дантон, Л. А. Сен-Жюст) не были однородной партией. Они представляли блок средних и низших слоев буржуазии, крестьянства и плебейства, то есть классовых групп, требования которых ещё не были удовлетворены, что побуждало их стремиться к углублению и расширению революции.

http://drevo-info.ru/articles/17720.html

Также сегодня мы вспоминаем одного из основателей и непременный секретарь Императорского московского общества сельского хозяйства С.А.Маслова (1793-1879). Степан Алексеевич Маслов родился в 1793 г. Получив степень доктора в Московском университете, он отказался как от кафедры политической экономии, так и от высокого административного поста, предложенного ему министром государственного имущества графом Киселевым, и предпочел остаться непременным секретарем Императорского Московского общества сельского хозяйства. Степан Алексеевич посвятил свою жизнь развитию сельского хозяйства в России; основал периодический «Земледельческий Журнал», в котором размещал множество материалов, имевших важное значение для отечественного сельского хозяйств. Маслов перевел на русский язык известное сочинение Теэра «Основания рационального сельского хозяйства» (СПб., 1830-1835). Русское свеклосахарное производство многим обязано Маслову своим быстрым развитием: им был создан при Московском обществе сельского хозяйства комитет сахароваров. Заботился Маслов не только о помещиках, но и о народе. Его забота о русском селянине в учреждении при Московском обществе сельского хозяйства комитета «распространения всенародной грамотности на религиозно-нравственных началах». На скопленные деньги Маслов приобрел себе небольшую деревню, однако примириться с крепостным правом такой человек не мог, и потому деревня скоро была им продана, а вырученная сумма положена в банк и распределена между тремя заведениями – Московским университетом, Земледельческой школой и Московской духовной семинарией, в которой Маслов получил первоначальное образование. Многим молодым людям он помогал добрым словом и делом. У него на квартире зарождались целые ученые общества, например, Общество акклиматизации и Общество любителей естествознания. Вольное экономическое общество поставило в одной из зал своего помещения портрет Маслова. С.А.Маслов умер в 1879 г. в Москве. Также сегодня мы вспоминаем публициста, издателя, православного миссионера, участника монархического движения, тайного советника В.М.Скворцова (1859-1932).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/05/03/de...

В течение длительного времени (рубежами здесь служат начало Реформации в Европе и «йозефинизм» в Австрии, то есть 1520е-1780е годы) секуляризация воспринималась прежде всего в гражданско-правовом контексте. В Словаре В.И.Даля читаем: «Секуляризация... обращение церковных и монастырских имуществ в светское владение...» Одним из европейских правителей, известных мероприятиями по тотальной секуляризации церковного и монастырского землевладения, был Король Англии Генрих VIII, получивший прозвище «Синяя борода». Это один из наиболее чудовищных и отталкивающих персонажей европейской истории, «прославившийся» развратом, обжорством и изощрённым садизмом. Варварское разрушение многовекового христианского наследия, произведённое Генрихом и его последователями, вполне сравнимо с большевистским погромом. В XVI - XVIII веках в Европе прошло ещё несколько кампаний по секуляризации, причём она носила уже не только гражданско-правовой, но и административно-правовой характер : феодальные владения (княжества-епископства, княжеские аббатства) в германских землях меняли статус с церковного на светский. И в России в 1764 году прошла кампания по секуляризации монастырских земель, имевшая самые печальные последствия - она подорвала самобытную систему просвещения беднейших слоёв населения, после неё уровень грамотности среди крестьян стал резко падать. Последняя серия мероприятий, направленных на преимущественно на гражданско-правовую (но отчасти и на идеологическую) секуляризацию, была проведена «антиавстрийским» ( по выражению Н. Я. Данилевского) Императором Иосифом II в рамках его реформ, получивших название «йозефинизма». «... Преобразование сопровождалось совершенно неоправданной горячностью и неразберихой. Монастыри были ограблены с безпощадным насилием, их имущества растрачены, их драгоценные библиотеки уничтожены или расхищены» В 1789 году началась новая волна секуляризации, на сей раз преимущественно идеологической (хотя и об ограблении церквей тоже не забывали). «Декларация прав начиналась словами «L’Assemblee... en presence et sous les auspices de l’Etre supreme» и т.д. Слово «Dieu», видно, казалось уже не достаточно «современным»: сказано не «Бог», а «высшее существо»; однако этому высшему существу разрешается ещё некоторое, хотя отдалённое, вмешательство в дела Франции (auspices). Редакциею 1793 года это право ограничено, «Богу» разрешается лишь присутствовать при действиях представителей французского народа...» Как видно, граждане из Конвента 2004 года превзошли по революционности якобинцев из Конвента года 1793 : в проекте Конституции ЕС про l’Etre supreme не сказано ровным счётом ничего.

http://ruskline.ru/analitika/2009/07/17/...

Весной 1728 года в результате наводнения город был полностью залит талой водой. На месте низины, в которой стояли казармы Тамбовского пехотного полка, образовалось ныне существующее Тамбовское озеро. В 1737 году в Павловске свирепствовала жесточайшая эпидемия, умерло около половины жителей города. Одних только купцов было похоронено 700 человек. В 1744 году в городе начался сильнейший пожар, истребивший весь Павловск. В 1762 году в Павловск были присланы солдаты Киевского и Белгородского пехотных полков для рубки и сплава леса. Они с целью грабежа опять подожгли город, сгорело более 100 домов. В 1778 году взорвался пороховой склад (800 пудов пороха). В 1793 году офицер Павловского адмиралтейства вместе с тремя сообщниками полностью сожгли город. Открытка из серии История в фотографиях: Павловск на Дону С 1770 года город застраивался по архитектурному плану Санкт-Петербурга , утвержденному Екатериной II: центральный проспект и перпендикулярно пересекающие его улицы - деревянными , а затем каменными строениями, слободы были заменены широкими улицами. После очередного пожара 1793 года в городе осталось всего 63 дома, весь город был разбит на 30 кварталов и имел 8 больших и 5 малых улиц. Эта планировка сохранилась до настоящего времени . 25 сентября 1779 года город Павловск стал уездным городом Воронежского наместничества (с 1796 г. - Воронежской губернии). 21 сентября 1781 года утверждён его герб: " Апостол Павел в се­ребряном поле " . А в 1786 году был утвержден генеральный план Павловска, разработанный воронежскими землемерами Степаном Прововичем Владыкиным и Е. А. фон Коловым и доработанный в Санкт-Петербур­ге. В 1795 году, после упразднения Адмиралтейского приказа, все остававшиеся еще в крепости и в городе казенные адмиралтейские строения были разобраны и распроданы. Лишь в адмиралтейской канцелярии разместились уездные присутственные места. Второй план был составлен Е.А. фон Коловым в 1798 году и несколько от­личался от предыдущего. Дальнейшая застройка города шла на основе плана 1798 года.

http://drevo-info.ru/articles/19944.html

20 июня 1788 года за несколько дней до официального объявления Швецией войны России, шведский флот под командованием герцога Седерманландского вошел в Финский залив. Шведы планировали высадить десант и захватить Санкт-Петербург. В столице, вместе с полицией в это время под ружьем было менее десяти тысяч человек. Вся надежда Екатерины II была только на флот. Адмирал Самуил Карлович Грейг (1735-1788) 4 июля 1788 года русская эскадра, в числе 17 кораблей под командованием адмирала Самуила Карловича Грейга вышла навстречу врагу. На линейном корабле «Мстислав» находился и мичман Иван Крузенштерн, который был досрочно выпущен из Морского кадетского корпуса. 6 июля две эскадры встретились недалеко от острова Гогланд. Сражение длилось до 22.00 часов: русская эскадра, смело нападая на врага, заставила шведов уйти в свои территориальные воды. Сражение у о. Гогланд в 1788 г. С картины худ. А.П.Боголюбова Командир линейного корабля «Мстислава» капитан 1 ранга Григорий Иванович Муловский отметил способного и дисциплинированного мичмана Крузенштерна. Под командованием Г.И. Муловского Иван Федорович отличился в сражении у о. Эланд в 1789 году и был произведен в чин лейтенанта. А капитан 1 ранга Г.И. Муловский по решению Екатерины II должен был возглавить русскую кругосветную экспедицию, но погиб у о. Эланд в 1789 г. После окончания русско-шведской войны лейтенант И.Ф. Крузенштерн в числе двенадцати молодых офицеров был отправлен на стажировку в Англию. Людовик Х VI у эшафота. С картины худ. Шарля Беназе 21 января 1793 года во Франции казнили Людовика XVI, а 1 февраля 1793 года Англия объявила Франции войну. И.Ф. Крузенштерн на британских кораблях участвовал в нескольких морских сражениях против французов, потому что как монархист был противником французского Конвента. Находясь, почти шесть лет непрерывно в плавании, он посетил Африку, Америку, Вест - и Ост-Индию и многие другие страны. Во время пребывания в Америке Крузенштерн тщательно собирал сведения об этом регионе. Из записок И.Ф. Крузенштерна видно, как основательно он готовился к своему кругосветному путешествию.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/18/...

Во время якобинской диктатуры борьба против феодальной церкви трансформировалась в борьбу против католической религии. Около 40 000 священников вынуждены были из-за преследований оставить Францию и стали решительными приверженцами организующейся международной контрреволюционной коалиции. Теперь стало ясно, какими трагическими последствиями для слуг алтаря обернулся союз трона и алтаря. Революционная диктатура отправила 21 января 1793 года на гильотину Людовика XVI. Пий VI отслужил в Риме траурную литургию и объявил казненного монарха мучеником католической веры. Тем самым папа снова ангажировал себя на стороне прошлого, казненного вместе с королем. Революционная чрезвычайная ситуация вынудила Пия VI создать для разработки и согласования своих политических шагов самостоятельную куриальную организацию. Так, в 1793 году на временных основах было создано папское министерство иностранных дел - Конгрегация чрезвычайных дел, во главе которой стоял кординал-государственный секретарь. Резиденцией Конгрегации был Ватикан, и среди ее членов находились такие кардиналы, которые, функционируя до этого в роли нунциев, были отлично знакомы с дипломатической деятельностью. Важным распоряжением Директории, означавшей расширение буржуазного развития и господство буржуазии, было принятие в 1796 году закона о свободе совести (свобода вероисповедания). Взаимоотношения между папством и Французской Республикой от этого не стали лучше - ведь папы до этого отвергали мысль о свободе вероисповедания. Более того, именно начавшиеся в период Директории захватнические войны привели к непосредственному конфликту между Римом и Парижем. Руководителем контрреволюционной реакции, направленной против Французской революции, была на континенте Австрия. Полководец революции Наполеон Бонапарт, следуя вековой практике, завоевав Италию, нанес удар по могуществу Габсбургов. В ходе своего первого итальянского похода 1796 года Наполеон в нескольких сражениях разбил австрийцев, отобрал у них Северную Италию и вторгся также на территорию Церковного государства. В соответствии с июньским Болоньским перемирием папа в 1796 году отказался от Болоньи, Феррары и передал французам Анкону. Наряду с этим он обязан был выплатить 21 000 000 скудо контрибуции; кроме того, победители захватили и увезли с собой в Париж несколько сот бесценных произведений искусства.

http://sedmitza.ru/lib/text/441671/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010