Что касается собственно характера и предмета чудес, записанных базилианами, от св. иконы Почаевской, то все они в существе своем также объемлют разные нужды и состояния верующих, как вообще все чудеса и другие благодатные знамения, известные в Церкви христианской. В особенности чудеса Почаевские во время унии поражают только своей численностью, восходящей далеко за полтысячи. Таким образом в одно первое время, от перехода Почаевской лавры в унию до поднятия Потоцким вопроса о коронации чудотворной иконы, или точнее, с 8-го сентября 1724 года до 2-го мая 1770 года, таковых мы имеем в записях лаврских 103 3), потом от издания епископом Рудницким пригласительного послания к засвидетельствованию чудес Почаевской Божией Матери 16-го мая 1770 года, до открытия в Почаеве особой коммиссии для засвидетельствования этих чудес 14 июня того же года,–21 4). 1) Чит. напр. «Сказание о сооружении Великой Печерской церкви», в Киевском Патерике. 2) Смотр. ниже, период третий, о чудесах, совершившихся на Горе Почаевской по возвращении Почаевской лавры в православие. 3) «Гора Почаевская», стр. 10–33. «Преславная Гора», стр. 25–49. 4) «Гора Почаевская», стр. 35–41. «Преславная Гора», стр. 51–58. Затем, как в «Горе Почаевской», так и в «Преславной Горе» следует запись помянутых нами (31-го) свидетелей, утвердивших в присутствии Рудницкого 15-го июня 1770 года, под присягой, действительность 39-ти чудес и других знамений, бывших от святой иконы Почаевской в разные времена, между 1761 и 1770 годами 1). Со времени издания Рудницким утвердительного декрета о несомненности благодатных явлений от иконы Почаевской, 21 июня 1770 года до коронации св. иконы 8-го сентября 1773 года, новых чудес и знамений на горе Почаевской было 54 2). Но время самой коронации унияты записали только три знамения, последовавшие 8-го, 9-го и 13-го сентября, по той, как изъясняется «Преславная Гора Почаевская», причине, что, «вследствие огромного натиска людей, находившихся в то время в Почаеве, не много знамений могло быть дознано» 3). Затем из чудес, последовавших от св. иконы Почаевской после ее коронации, «Гора Почаевская», до 5-го июня 1793 года, указывает 85 4). Прибавим к сему еще 33 чуда, совершившихся по указанию «Преславной Горы Почаевской» до 20-го июня 1807 г.; таким образом получим всех чудес и благодатных знамений, напечатанных униатами после коронации чудотворной иконы: 117 5). Об остальных чудесах, бывших после этого от св. иконы, до обращения Почаевской обители в православие, говорит уже рукописная «Книга чудес», и таковых в этой книге от 14-го мая 1809 года до 3-гоиюля 1827 г., полагается 12 6). Таким образом, всех чудес, записанных униатами на горе Почаевской, находим 539. Но и это еще не 1) «Гора Почаевская», стр. 43–50. «Преславная Гора», стр. 60–67. 2) «Гора Почаевская», стр. 53–74. «Преславиая Гора», стр. 71–90. 3) «Преславная Гора», стр. 114–115.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Бурбонами, участвовали в преследовании ордена иезуитов, добиваясь от Папского престола его упразднения. После изгнания иезуитов из Испании (апр. 1767) деятельность ордена в Неаполитанском королевстве запретил кор. Фердинанд IV (сын испан. кор. Карла III). В Пармском герц-стве племянник кор. Карла III герц. Фердинанд I вступил в конфликт с Римским папой Климентом XIII (1758-1769), осудившим герцога за изгнание иезуитов. В качестве ответных мер франц. и испан. Бурбоны захватили анклавы, относившиеся к Папской области (Авиньон, Понтекорво и Беневенто), и отказались выплачивать вассальные подати Папскому престолу. Под давлением европейских монархов 21 июля 1773 г. Римский папа Климент XIV был вынужден упразднить орден иезуитов. Распространению антиклерикальных идей католич. Церковь в И. противопоставила продолжение политики Контрреформации, а также активную просветительскую и катехизаторскую деятельность монашеских орденов и конгрегаций, среди к-рых важную роль играли новообразованные конгрегации - пассионистов (создана в 1720 католич. св. Паоло делла Кроче) и редемптористов (создана в 1732 католич. св. Альфонсо Марией де Лигуори ). Значительное воздействие на жизнь итал. гос-в оказала Французская революция 1789-1799 гг., а также войны республиканской Франции и наполеоновской империи с антифранц. коалициями. Как и в др. странах Европы, они ускорили в И. разрушение феодальных структур и институтов, способствуя формированию «якобинского» и «умеренного» (патриотического) движений, воспринявших революционные идеи. Почти все итальянские гос-ва оказались задействованы в революционных войнах, особенно активно в антифранц. коалиции участвовали Сардинское и Неаполитанское королевства, чьи монархи (пьемонтский кор. Виктор Амадей III и неаполитанский кор. Фердинанд IV) состояли в родственных и семейных связях с франц. Бурбонами. Однако в 1792-1793 гг. франц. войска оккупировали Савойю и Ниццу, к-рые были присоединены к Французской республике, Неаполитанское королевство избежало завоевания благодаря поддержке Англии, разместившей флот на Сицилии.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Кроме управления монастырями старец Паисий в течение последних 20 лет своей жизни деятельно занимался литературными трудами, которые обессмертили его имя. В долгие осенние и зимние ночи он, обложившись книгами, переводил с греческого языка на славянский творения святых отцов. Старец перевел творения святых преподобных отцов Исаака Сирина , Максима Исповедника , Феодора Студита , аввы Варсанофия и, наконец, составил аскетический сборник «Добротолюбие», основой для которого послужила греческая «Филокалия» святого Никодима Святогорца . «Добротолюбие» старца Паисия было напечатано в 1793 году благодаря содействию митрополита Гавриила (Петрова). До появления русского текста «Добротолюбия» в переводе епископа Феофана Затворника в течение целого века славянское «Добротолюбие» Паисия (Величковского) было самой читаемой книгой у православных монахов, искавших духовного совершенства. В 1790 году русские войска вошли в Молдавию и взяли Яссы. Тогда архиепископ Екатеринославский Амвросий возвел старца Паисия в сан архимандрита. Скончался великий старец через 4 года после этого, в 1794 году, в возрасте 72 лет. После него остались ученики, которые, возвращаясь в Россию, разносили весть о «благочестивом и чудном отце Паисие» и по его заветам взращивали в русских монастырях старчество. К числу особенно усердно потрудившихся на поприще старческого руководства учеников великого молдавского подвижника принадлежат архимандрит Феодосий (Маслов) (1720–1802), насадивший старчество в Молчанской Софрониевой пустыни, старец Клеопа Валаамский (1817), архимандрит Феофан Новоезерский, иеромонах Афанасий Захаров (1823). К сонму избранников Божиих, стяжавших благодатные дары иноческими подвигами, принадлежали и некоторые из монахов, удостоившихся архиерейского сана. Великим иноком-аскетом был святитель Тихон Задонский (в миру Тимофей Соколов). Родился он в 1724 году в Новгородской епархии в семье бедного сельского дьячка. Его отец умер рано, и на долю мальчика выпало сиротство. Ради куска черного хлеба он нанимался в поденщики к богатым крестьянам-огородникам. Однажды мать едва не отдала его на воспитание соседу-ямщику, и только старший брат-причетник отговорил ее от этого шага. Когда Тимофею исполнилось 13 лет, он определил его на свои последние гроши в Новгородское Духовное училище. В училище и затем в семинарии Тимофей был одним из самых нищих студентов. Ему и там приходилось наниматься к огородникам копать грядки и часто лишать себя полпорции казенного хлеба, чтобы, продав её, купить на вырученные копейки свечку для занятий. Бурсаки смеялись над его истоптанными лаптями, словно прообразуя своими шутками будущее прославление смиренного однокашника, они, бывало, размахивали этими лаптями перед его лицом и, потешаясь над ним, припевали: «Величаем тя!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Зизания, был напечатан в Москве до патриаршества Никона . Соборно утвержденное и исправленное «Православное исповедание» митр. Петра было напечатано в Москве в 1696 г. в переводе Евфимия Чудовского с издания, которое прислал в Москву патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара , и выдержало до 1744 г. 9 переизданий в типографиях Москвы и С.-Петербурга. До сер. XVIII в. в России основным К. продолжало оставаться «Православное исповедание» митр. Петра (Могилы). Однако оно не могло восполнить отсутствие К. для простого народа. Это было отмечено Феофаном (Прокоповичем) , архиеп. Новгородским, в «Духовном регламенте» 1721 г.: «...книга Исповедания православнаго не малая есть, и для того в памяти простых человек неудобь вмещаема, и писано непросторечно, и для того простым не вельми внятна» (СПб., 1721. С. 9). С предложением сделать К. для простонародья обращался к Синоду также имп. Петр I . Архиеп. Феофан (Прокопович), главный представитель тяготеющего к протестантизму направления в рус. богословии XVIII в., по повелению Петра I составил свой К. под названием «Первое учение отрокам», к-рый впервые был издан в 1720 г. Однако 1-е изд. до наст. времени не сохранилось; 2-е изд. датируется маем 1721 г. «Первое учение отрокам» в XVIII в. оставалось основным школьным К. в Российской империи. В 1722 г. было предписано учить по этому К. в школах, учреждаемых при Архиерейских домах, а в 1723 г. указом Синода «Первое учение отрокам» получило всеобщее употребление для обучения не только духовных лиц, но и мирян. Структура К. Феофана (Прокоповича) схожа с лютеран. К. Большую часть текста К. занимает изложение декалога, затем следуют толкования 2 молитв («Отче наш» и «Поздравление архангельское», т. е. «Богородице, Дево, радуйся»), членов Символа веры и заповедей блаженств. К. Феофана (Прокоповича) был предназначен как для учеников, так и для учителей. Последние должны были «сия толкования наизусть изучити, да бы могли лучше учити отроков, и научив их, вопрошати ответа» ( Корзо. 2007. С. 397-398). Митр. Платон (Левшин). После 1793 г. Неизвестный художник (КБМЗ)

http://pravenc.ru/text/1683893.html

Сляднево. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирпичная одноглавая церковь в псевдорусском стиле, с трапезной и колокольней, построена при помощи купцов Зайцевых. В трапезной были приделы Никольский и Симеона Персидского. Закрыта в кон. 1930-х. В настоящее время уцелели только четверик церкви и основание колокольни. Заброшена. Существовавшая ранее церковь Преображения Господня в селе Слядневе, Спасское тож. Село Спасское было некогда сельцом Слядневым и принадлежало вдове Анне, жене Сапогова, с сыном Григорием, а в 1625-26 гг. сельцо Сляднево было пустошью и находилось Рузского уезда волости Юрьевой слободы «в порозжих землях». Оно населено вновь после 1678 г., было опять сельцом и находилось во владении стольника Ивана Афанасьевича Костюрина, при котором в этом сельце построена была церковь во имя Преображения Господня. Первое сообщение о существовании сей церкви находим в приходных окладных книгах Патриаршего Приказа за 1703 г.: «В нынешнем 1703 году по указу Великого Государя и по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевского велено новопостроенную церковь Преображения Спасова, которую построил стольник Иван Афанасьев сын Костюрин в Рузском уезде в поместном своем сельце Слядневе, на попа с причетниками дани положить; по сказке новопостроенной Спасской церкви дьячка Тимофея Васильева с приходских дворов: с попова, с дьячкова, с пономарева, с просвирницына, с одного помещикова, с 5 крестьянских, да с церковной земли по памяти из Поместного Приказа с 10 четвертей в поле, сена с 10 копен, по указной статье 13 алтын, заезда гривна, и те деньги велено взимать с 1793 году. Августа 21 дня те деньги платил дьячок той церкви Тимофей». С 1704 по 1739 гг. Спасская церковь в тех же приходных книгах писалась в Рузской десятине: «Церковь Преображения Спасова в селе Слядневе, в поместье Ивана Костюрина, дани 13 алтын, заезда гривна». А в 1720-36 гг. означено дани «26 алтын 2 деньги». В декабре 1722 г. по указу Синодального Казенного Приказа и по памяти Саввина Сторожевского монастыря архимандрита Сильвестра перед старостою поповским Успенским попом Филиппом Борисовым Рузского уезда вотчины стольника Ивана Костюрина села Сляднева приказчик Семион Иванов сказал, что в том селе Слядневе построена церковь Преображения Спасова после последнего российского патриарха Адриана, а в котором году и по чьему прошению – того он не знает, дани с той церкви платится по 26 алтын 2 деньги в год, да казенных пошлин по 5 алтын 4 деньги, ямских и полоняничных с одного двора; священника и церковников у той церкви нет, отошли неведомо куда в 1722 году в июне месяце, а церковь с того числа стоит без пения, а в приходе у той церкви только три двора, которые в том селе Слядневе.

http://sobory.ru/article/?object=11679

Яхромский округ Материал из Азбука паломники Богородицерождественский храм (Круглино) [ править править код ] Богородицерождественский храм (Круглино). Деревянный храм типа восьмерик на четверике, построенный в 1793 года. С 1890-х приписан к церкви при Покровской мануфактуре. К 1910 году ввиду ветхости здания службы прекращены, тогда же разобраны трапезная и колокольня. Официально закрыт в 1929 году, вскоре сломан. Приход воссоздан в 2009 году, построен деревянный небольшой храм с главкой. Адрес: Россия, Московская обл., Дмитровский район, дер. Круглино, д. 2-А Телефон : +7 (901) 342-38-64 Электронная почта: hram.kruglino@yandex.ru Сайт: http://kruglino.cerkov.ru Подробнее... Богородицерождественский храм (Селевкино) [ править править код ] Богородицерождественский храм (Селевкино). Деревянная церковь Рождества Богородицы в селе Селёвкино упоминается в ранних письменных источниках с начала XVII века. В 1720 году церковь сгорела и в том же году был запечатан указ в исходящей книге синодального Казённого приказа, по челобитной Ивана Семёновича Барятинского, о строении каменной церкви, вместо старой сгоревшей. В 1740 году построена каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Спаса Нерукотворного, на средства княгини Анны Федоровны Барятинской. Храм построен в редком архитектурном стиле — «аннинское барокко». В 1941 году после изъятия церковных ценностей храм был закрыт. В храме разместили склад для хранения химических удобрений. В результате этого здание сильно пострадало. Адрес: Россия, 141862, Московская область, Дмитровский район, деревня Селёвкино Телефон : +7 (926) 522-67-26 Электронная почта: hram-selevkino@mail.ru Сайт: http://selevkino.pravorg.ru Подробнее... Вознесенский храм (Яхрома) [ править править код ] Вознесенский храм (Яхрома). Во второй половине XVI в. деревянная церковь в Перемилове уже существовала и была посвящена Архангелу Михаилу. В писцовой книге 1627—1628 гг. отмечалось, что «в селе церковь Архистратига Михаила древяна ветха развалилась». Новый вотчинник с 1642 г. Семен Васильевич Чаплин восстановил храм с переименованием его в честь Вознесения Господня. В 1692 г. церковь упоминается как шатровая. В отказной книге 1704 г. храм в Перемилове значился как Вознесенский с Архангельским приделом. В 1739 г. усердием помещика камер-юнкера С.К.Нарышкина храм возобновили. К декабрю 1791 г. относится первое упоминание о желании Степана Степановича Апраксина построить в селе Перемилове каменную церковь вместо деревянной. В октябре 1801 г. построенную и украшенную церковь с приделом освятили. Тогда же по желанию помещика в правой стороне церкви дозволили устроить третий престол во имя святой великомученицы Екатерины — покровительницы супруги храмоздателя. Большое участие в строительстве и украшении храма принимал ее настоятель священник Михаил Петров. Церковь построена в стиле русской «псевдоготики». Относится к памятникам круга выдающихся русских зодчих XVIII в. В.И.Баженова и М.Ф.Казакова.

http://azbyka.ru/palomnik/Яхромский_окру...

Строительство храмов в Павлодарском Прииртышье осуществлялось одновременно с созданием крепостей и форпостов, освоением территории П. и Э. е. рус. населением. Численность православных особенно увеличилась в результате массового переселения крестьян из внутренних российских губерний в ходе столыпинской аграрной реформы нач. XX в. В XVIII - 1-й пол. XIX в. приходы на территории П. и Э. е. относились к Сибирской и Тобольской епархии (с 5 окт. 1768 Тобольская и Сибирская, см. ст. Тобольская и Тюменская епархия ). В 1832 г. (по др. данным, в 1854) церкви на территории П. и Э. е. были причислены к образованной в 1832 г. Томской епархии (см. ст. Томская и Асиновская епархия ). В 1895 г. приходы Павлодарского у. вошли в состав новообразованной Омской епархии (в 1913-1943 именовалась Омской и Павлодарской; см. ст. Омская и Таврическая епархия ). В Ямышевской крепости в 20-х гг. XVIII в. была построена деревянная ц. во имя ап. Иоанна Богослова, а в 1782-1783 гг. освящен каменный храм с 2 приделами: во имя свт. Николая Чудотворца и свт. Димитрия Ростовского. В Железинской крепости к 1751 г. существовала деревянная ц. во имя Всемилостивого Спаса, в 1765 г. она сгорела, в 1772 г. освящена новая деревянная церковь, а в 1793 г. состоялось освящение построенной рядом с деревянной придельной каменной ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1801 г. там же освящена каменная ц. в честь Живоначальной Троицы, а позже устроена др. придельная церковь - во имя свт. Николая Чудотворца. В 1824 г. завершено строительство однопрестольной ц. во имя прор. Илии в Песчанском форпосте (ныне с. Песчаное Теренкольского р-на). Одной из первых построек основанного в 1720 г. Коряковского форпоста была небольшая казачья церковь. В 1841 г. в ст-це Коряковской возведена деревянная Флоро-Лаврская ц., сгоревшая в 1901 г. В 1868 г. освящена каменная Свято-Стефаниевская ц. в ст-це Баян-Аульской (ныне с. Баянауыл Баянауылского р-на). В 1893 г. в Павлодаре построена церковь, к-рая сначала была приписной к Флоро-Лаврской, а в 1902 г. получила статус собора во имя Св. Троицы. В кон. XIX в. на городском кладбище Павлодара построена Воскресенская ц., а в 1910 г. на месте сгоревшей Флоро-Лаврской ц. состоялась закладка Владимирского собора, строительство к-рого было прервано первой мировой войной и революцией.

http://pravenc.ru/text/2578627.html

Из этого видно само собой, что книга эта перепечатана из другой такой же древнейшей книги, изданной, как догадываются, еще до завладения Почаевской обители униятами (1720 г.), следовательно, православными, по православным документам, хранившимся в свое время в обители Почаевской. Но, как справедливо замечает автор «Сказания о Почаевской Лавре», ученый архимандрит Амвросий, книга эта, «как напечатанная во время прежде существовавшего в этом монастыре православия, вероятно, уничтожена Базилианами» 2 . Потому нам остается довольствоваться униятской «Горою Почаевскою 1793 года», в особенности для первоначальной истории чудотворной иконы Почаевской Божией Матери, которая, без сомнения, униятами буквально перепечатана из. старейшей древле-православной Горы Почаевской, а потому конечно содержит в себе и несомненную историю этой иконы во всей начальной ее простоте, полноте и определенности 3 2) Przeslawna gora Poczajowska..., – по-русски: «Преславная гора Почаевская, блистающая древностью чудес Пресвятой Девы Богородицы, истекающих от чудотворной её иконы, с изложением некоторых ее чудес, равно как и торжественного венчаная той же чудотворной иконы, бывшего в 1773 году, с разрешения святейшего отца Климента XIV, в царствование в королевстве Польском и Великом княжестве Литовском Станислава Августа, 8 дня месяца сентября, изданная с разрешения начальства в кратком описании для всеобщего сведения. Напечатана в Почаеве, в типографии его императорского величества вельможных отцов Базилиан, 1807 года». В существе дела книга эта есть таже «Гора Почаевская», только переделанная па польский язык. Но, кроме этого, в ней есть и особые свои прибавления, которые особенно важны для нас потому, что в них с надлежайшею полнотой описывается история коронации чудотворной иконы Почаевской, с дополнением разных чудес, совершившихся после появления «Горы Почаевской», также указаний на некоторые лаврские документы и т. п. «Гора Почаевская» оканчивается описанием чуда, бывшего 5 июля 1783 г.; между тем «Преславная Гора» доводит описание чудес до самого 1807 года (июля 20 дня). 3) Разные рукописные документы из. архива Почаевской Лавры, и в особенности так называемая книга чудес Почаевской иконы, заведенная в Почаевской Лавре с разрешения святейшего Синода, по распоряжению преосвященнейшего Никанора, архиепископа варшавского и новогеоргиевского, управлявшего волынскою епархией, и священно-архимандрита Почаевской лавры, от 26 января 1841 года. В этой книге записаны все чудеса, явленные на горе Почаевской с 1831 года до наших времён, и по обилию материала, в ней заключающегося, и в особенности по важности чудес, изложенных на её страницах, как совершившихся па лоне православия, и записанных православными, она, по справедливости, может быть считаема одним из важнейших документов в особенности для истории последнего периода в судьбах чудотворной иконы Почаевской от воссоединения Почаевской лавры до последнего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В нач. ХХ в. в б-ке Далматовского мон-ря хранилось 2 книги, принадлежавшие Д.: «Беседы на Деяния святых апостол» свт. Иоанна Златоуста (К., 1624) с «Толкованием на Апокалипсис» Андрея Кесарийского (К., 1625) (в одном переплете) и «Беседы на послания ап. Павла» свт. Иоанна Златоуста (К., 1623). Последняя книга 23 марта 1679 г. была вложена преподобным в ц. Николая Чудотворца на монастырской заимке. Еще при жизни преподобный приготовил себе гроб-колоду. Д. был погребен в алтаре Успенской ц. Далматовского монастыря. В 1720 г. завершилось возведение нового, 3-престольного Успенского собора. На месте старой Успенской ц. над захоронением Д. была построена брусчатая усыпальница. Центральное место в ней занимало деревянное надгробие, в 1793 г. расписанное худож. И. Соколовским сценами из жизни преподобного (были изображены столкновение с Илигеем, явление Пресв. Богородицы спящему Илигею и его приход к Д. с покаянием). В усыпальнице находились реликвии, по преданию принадлежавшие Д.,- подаренные Илигеем шлем и кольчуга (в наст. время в Свердловском областном краеведческом музее), а также схимническое одеяние. В 1836 г. губ. секретарь П. Д. Пономарёв задумал возвести на собственные средства над могилой Д. церковь. В 1845 г. крестьянин М. Ф. Зайцев обратился в Пермскую консисторию за разрешением построить в г. Далматове часовню на месте, «ознаменованном подвижничеством монаха Далмата». Оба проекта не получили одобрения духовных властей. В 1871 г. близ погребения Д. началось строительство ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Во время прокладки траншеи под фундамент строители обрели гроб преподобного. После длительной переписки настоятеля монастыря архим. Исаакия с правящим и викарным архиереями и освидетельствования гроба и склепа Екатеринбургским еп. Вассианом (Чудновским) было принято решение оставить гроб Д. на прежнем месте и изменить конфигурацию фундамента. Освящение храма, имевшего приделы во имя свт. Стефана Великопермского и во имя преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, состоялось 8 мая 1881 г. В 1896 г. к храму была пристроена каменная усыпальница, располагавшаяся непосредственно над захоронением Д. Изнутри ее стены были украшены живописными изображениями эпизодов из жизни преподобного, на сев. стене находились портреты Д. и архим. Исаака. После закрытия монастыря (1923) и прекращения богослужений в Скорбященской ц. (1928) в усыпальнице с 1933 г. последовательно размещались гардероб совхозного театра, госпиталь, производственные помещения завода молочного машиностроения «Старт», прачечная.

http://pravenc.ru/text/168654.html

В иконостасе: образ Спасителя в стоянии с надписью «писан 1793 года»; образ Преподобных Зосима и Савватия Соловецких; образ Покрова Пресвятой Богородицы; образ Иоанна Предтечи. Над местными образами в клеймах: по центру Тайная Вечерня, а по сторонам шесть двунадесятых праздников. Поверх иконостаса Распятие Господне резное с предстоящими и четырьмя клеймами. Появление предела в честь Зосима и Савватия связывают с находящимся рядом с храмом Соловецким подворьем. Из ценностей находящихся в храме можно отметить: особый серебряный ковчег с 12 частями святых мощей; три колечка от мощей Великомученицы Варвары, одно костяное и два серебряных. Колокольня. Строилась одновременно со вторым этажом в 1720 году. Отдельно стоящая, на северо-западе от основного здания, в два яруса. Первый ярус квадратный, второй столпообразный восьмигранный. Первоначально колокольня имела фигурную главу, а в 1776 году, глава была заменена тонким шпилем с крестом и яблоком. На колокольне имелось 7 колоколов. Три колокола имели надписи: первый – «лилъ мастеръ Тихонъ Бушковскихъ»; второй – «1730 году месяца Июня въ 30 денъ литъ сей колоколъ церкви Николая Чудотворца, а приложенъ сей колоколъ Василиемъ Коневымъ»; третий – «1761 году лить сей колоколъ во граде Устюге Великомъ церкви Николая Чудотворца». Иногда храм называют церковью Николы Гостунского. Данное название связано с чудотворным образом Николы Гостунского. По преданию, явившийся в конце XV века на речке Гостунке (отсюда и название «Никола Гостунский») неподалеку от города Лихвина Калужской губернии и в 1503 году перенесенный в Московский храм Николая Чудотворца. (Лихвин с 1944 года – Чекалин Тульской области, переименован в честь 16-летнего партизана Героя Советского Союза Александра Чекалина, казненного 6 ноября 1941 года немецко-фашистскими оккупантами). Документального подтверждения о названии церкви во имя Николы Гостунского нет. Во всех источниках используется название Николай Чудотворец и Гостинская. В 1506 году великий князь Московский Василий Иоаннович, желая почтить святителя и явить его образ для поклонения верующих, повелел построить новый каменный храм в Кремле. Новый храм в 1555 году был освящен в честь Николы Гостунского митрополитом всея Руси Макарием. В 1816 году, за ветхостью храм был снесен. Престол был перенесен в храм колокольни Ивана Великого, переименованный в Николо Гостунский собор (бывший Рождества Богородицы).

http://sobory.ru/article/?object=03461

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010