Самые ранние примеры употребления глагола зависеть отмечены в «Письмах и бумагах имп. Петра Великого» под 1705 г. (т. 3): «... дабы... помыслилъ, коимъ образомъ и въ которомъ мст могутъ съ его царскимъ величествомъ соединитися, и для corлaciя верную особу... прислать, ибо на томъ все зависитъ, дабы всякъ зналъ, что съ которой стороны чинить надлежитъ» (с. 749); «болшая в здшнихъ предлехъ зависитъ нын нужда в конниц, которая въ непрестанныхъ всюды бываетъ посылкахъ, и npobiahmъ выбираютъ вездони...» (с. 773). Показательно, что самые старые примеры на употребление глагола зависеть извлекаются из памятников делового языка. Здесь же постепенно выкристаллизовываются типические формы сочетаемости этого глагола. Ср. в «Полном Собрании Законов Росс. империи»(1786 г., «Всем монашеским орденам римской веры зависеть единственно от архиепископа Могилевского» (Полн. собр. законов, 22, с. 538). Сочетаемость с предлогом от – зависеть от кого-чего подчеркивается «Российским Целлариусом» 1771 г. (с. 54). В татищевских «Кратких экономических записках» (Общества ист. и древностей российских, 1852): «... весь домъ от добраго его cмomphiя зависит...» (Татищев, Эконом. зап., с. 31). В «Лексиконе Российском историческом, географическом, политическом и гражданском», сочиненном В.  Н. Татищевым (1793): «Канцлер, чин главный в штатских... в его правлении зависит государственная канцелярия, или коллегия иностранных дел, в которой он презыдует...» (Татищев, 1793, ч. 3, с. 152). В «Должности архитектурной экспедиции» (опубл. в «Архитектурн. архиве», М.,  1946): «... к тому же и всего государства зависит в том интерес, что денги на такую тленную вещ в чюжие краи выходить не будут...» (т. 1, с. 64). Уже к концу XVIII b. глагол зависеть глубоко проникает в общую норму среднего стиля. В «Словаре Академии Российской» читаем: «Завишу, висишь, висел, висеть, гл. ср. 1) Начало бытию своему или действию от кого или чего имею, заимствую. Зрелость плодов зависит от солнца.Окончание сего дела не от меня зависит. 2) Нахожуся в подчиненности, во власти у кого; принадлежу кому. Дети зависят от своих родителей. Слуги от своих господ зависят». Ср. «Зависимость, сти. с. ж. 1) Относительность, принадлежность вещи, заимствующей от кого или от чего свое существование или действие. 3) Подчиненность, подвластность. Слуги состоят в зависимости своих господ»;«Зависимый, мая, мое. прил. 1) Существованием, или действием своим одолженный, обязанный другому. 2) Подчиненный чьей власти; тот, который находится в зависимости у кого. Зависимый человек» (сл. АР 1789, ч. 1, с. 725–726).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Назначая Тутолмина генерал-губернатором новоприсоединённых областей, императрица, в своём рескрипте ему 20 июня 1793 года, писала, что это назначение есть следствие «особливой высочайшей доверенности», и выражала «несомненное ожидание», что «известное усердие к службе» и «доказанная опытность» новоназначенного генерал-губернатора оправдают царское избрание «сохранением в стране совершеннаго спокойствия и доставлением новым подданным российскаго престола благоустройства и полнаго благоденствия, им обещанных» 1642 . И действительно, трудно было подыскать человека,более отвечающего намерениям императрицы, чем генерал-губернатор Тутолмин. Мягкий, гуманный вельможа, истинный представитель аристократии нашего «французскаго века», он, тем не менее, всегда был в курсе своего дела и на своём месте. «Всевысочайшая воляи являлась единственным законом не только его долга, но и его сердца – и недаром указы и рескрипты к нему императрицы дышут какой-то дружественной нотой, «доверия исполненной». Все планы государыни находили в Тутолмине беззаветного исполнителя – и высочайшие предначертания исполнялись «со всевозможною поспешностью», как «не терпящия ни малейшаго отлагательства». Двойственный в некоторой степени характер высшего правительственного отношения к делу воссоединения наложил свою печать и на деятельность Тутолмина, которая, будучи в высшей степени энергичнойи благоприятной для воссоединения в начале этого дела, к концу стала вызывать небезосновательные жалобы 1643 . Во всяком случае, если тумные и назойливые жалобы латинян и ослабление высшего правительственного участия к делу воссоединения вызывали со стороны Тутолмина неблагосклонное отношение к некоторым деятелям православия, то нужно сказать, что ина стороне латинства и польщизны этот бескорыстныйи благородный администратор 1644 и истинно русский человек не стоял никогда. Он много трудился для оживления православия и русского духа в западной России, и его кипучая, энергичная деятельность не осталась без результатов: недаром поляки, при перемене царствования, ололчились на него такой сплоченной стеной, которая совсем было, смяла этого «екатерининскаго орла» 1645 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Имея в виду оговорку в высочайшем указе 17 января 1768 года и пользуясь исключительным положением своей епархии, преосвященный Виктор заботился не о буквально точном исполнении предписаний и штатов, а об устройстве жизни сообразно местным потребностям. Штатом своей епархии он руководился только отчасти. У него были свои штаты, свои расходы. Живя сам в монастыре, он находил возможным не держать при своём доме особых иеромонахов, или, лучше сказать, за малочисленностью монашествующих в епархии, не находил возможным это делать. Отпускаемую штатную сумму, за исключением консисторской, которая, в общем, всегда была полностью расходуема на тот предмет, на который предназначалась, – преосвященный Виктор распределял по различным статьям по своему личному усмотрению, не согласуясь со штатными назначениями и особенно заботясь об улучшении ризницы и о певчих 1762 . II Духовная консистория 1763 издавна была в Слуцке – ещё при Слуцком архимандрите, когда в Слуцке не было архиерейской кафедры, и называлась, по месту своего нахождения, Слуцкой 1764 . С назначением в 1785 году в Слуцк епископа, консистория лишь несколько увеличилась и обновилась в своём составе и стала уже в оффициальной перепискеименоваться по титулу местного епископа – «Переяславскою» 1765 . В 1793 году, когда учреждена была «Минская, Изяславская и Брацлавская» архиепископия, консистории опять пришлось переменить своё название в «Минскую», но она по-прежнему осталась в Слуцке, где и находилась во всё время пребывания на Минской кафедре преосвященного Виктора 1766 . Мы не знаем, кто, кроме архимандрита, заседал в консистории, когда в Слуцкеещё не было епископа. Но с преосвященного Виктора уже начинаются новые назначения. В конце марта 1787 года к двум «присутствовавшим» в консистории был назначен преосвященным третий – кафедральный казначей, иеромонах Протасий 1767 . Через полгода приехал из Киева новый «присутствующий», – впрочем, только «впредь до прибытия в Слуцк преосвященнаго», игумен Порфирий Брезинский, назначенный настоятелем Грозовского Успенского монастырей и кафедральным наместником 1768 . В конце 1788 года в консистории прибавился ещё один «присутствующий» – известный игумен Киприан Островский, деливший впоследствии трёхлетнее заключение с преосвященным Виктором в Варшаве 1769 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Сердечная нежность, любвеобилие, умение завязывать и поддерживать дружеские отношения отразились в прозвищных основах фамилий Дружилкин (Митякинская); Коханистый (Каменская), Кохонов (Кочетовская, Луганская), от украинского кохать – любить; Лащенов, Лащилин (Семикаракорская), от лащиться – ласкаться; Похлебин (Нагавская, Усть-Быстрянская), от похлебить, угождать кому-либо по дружбе; Поцелуй (Филипповская, 1752 г.); Поцелуев (Багаевская, Голубинская, Семикаракорская, Старочеркасская). О воинских подвигах, охотничьих удачах, а порой и буйном поведении в быту напоминали отглагольные прозвища, на основе которых развились фамилии Громилин (Скурищенская, 1793 г.), от громить, разбивать, поражать неприятеля; Победнов (Золотовская, Семикаракорская), от побеждать, победа; Разоритель (Багаевская, 1752 г.), Разорителев (Ольгинская), от разорять – опустошать, побеждать или буянить, озорничать; Раздабудов (Михайловская, 1793 г.), от раздобывать, находить, ловить зверя. Ряд фамильных глагольных основ запечатлел исключительные, памятные события в жизни первых носителей прозвищ: Драницын (Дурновская, 1752 г.), от дранец – человек, которого драл медведь; Заменилов (Заветинский р-н), от замены рекрута при рекрутском наборе; Купленной (Иловлинская, 1744 г.), Купленное (Грушевская), от прозвища казака, выкупленного из азовского плена; Погорелов (Кочетовская, Митякинская), прозвище погорельца; Подрезов (Нижнечирская), Тюрморезов (Кочетовская), от подрезать тюрьму, подкопать или подломить стену темницы с целью побега – фамилии свидетельствуют об успешном побеге их основателей из царского острога или вражеского плена; Помазанов (Мелиховская), от прозвища человека, который был помазан елеем – подвергся предсмертному обряду – соборованию, но выздоровел и еще, очевидно, имел потомство; Сеченов (Вешенская), от прозвища казака, которого каратели подвергли экзекуции при подавлении булавинского восстания или других многочисленных возмущений XVIII в.; Прогорелов (Гусинская), от прогорать, разориться.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В частности, факты непосредственного взаимодействия душ на расстоянии доказывают власть нашей души над пространством, а факты предведения – власть ее над временем; факты ясновидения представляют собою проекции сверхчувственной познавательной способности, направленные на отдаленные сцены, или на неизвестные предметы 70 . На основании этих фактов, душа человеческая представляется нам, как самобытная сила, обладающая способностями, еще неведомыми науке. Отрицать ее самобытную и независимую от тела деятельность было бы столь же неосновательно, как и отрицать те факты, которые в бесконечном разнообразии доказывают эту истину. Вместе с тем, благодаря изучению загадочных явлений, самые великие и важные для человека вопросы из святилища веры и с недосягаемых вершин умозрения переносятся на открытую и общедоступную площадь материальных фактов, для всех доступных и убедительных. В заключение должно заметить, что, признавая реальность многих, строго проверенных, необычайных фактов и явлений, следует избегать суеверия, или преувеличенной и ложной оценки ничего не значущих явлений, а равно не пытаться приподнять завесу сокрытого от нас будущего, памятуя греховность таких попыток. Суеверие есть неправильный и незаконный способ удовлетворения присущего человеку стремления к сверхчувственному и таинственному. Единственный способ освободиться от суеверия – это твердая и православная вера в Божественный промысл, в личное бессмертие и будущую жизнь. 3 См. его «предисловие» к р. пер. соч. Гернея и др. «Прижизненные призраки», СПб., 1893 г., стр. XIV. 5 Так, напр., найдено хинное дерево, полезное при излечении лихорадки, а равно и другие медицинские средства. Здесь, по Фихте, яснее всего обнаруживается взаимодействие между душою и предметами, выражающееся в предведении. 52 М.С.Хотинский. Чародейство и таинственные явления в новейшее время. Спб., 1866 г., стр. 6–10. 54 По происхождению италианец, он родился в 1748 году, умер в 1793 г. Подробные сведения о нем см. у Хотинского «Чародейство и таинств. явл.», стр. 187–330. 55 Конец жизни Калиостро был очень печален. В Сентябре 1783 года он был заключен в Риме в инквизиционную тюрьму за чародейство и принадлежность к массонству. В 1791 году он приговорен к пожизненному заключению в крепости, а в 1793 году найден был в тюрьме умершим, как полагают, насильственною смертию. – Хотинский. Чародейство и проч., стр. 329–330. 65 Аксаков. Анимизм и спиритизм. Изд. 2, 1901 г., стр. 285–287. Ср. Гартмана «Спиритизм», стр. 67. 70 Ср. суждение Вл.Соловьева в его «предисловии» к р. пер. соч. «Прижизненные призраки» и пр., Спб., 1893 г., стр. III-IV и XVII. Читать далее Источник: Мир таинственных явлений/[Соч.] Магистра богословия М.О. Вержболовича. – Изд. 2-е. – С.-Петербург : Изд. книгопрод. И.Л. Тузова, 1904. – 95, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

После этого хотя и циничного, но решительного слова, сказанного Горькими, я нахожу наилучшим просто замолчать. Им сказано все. Прощай, мой дорогой друг! Твой друг Стр-ев. 21 Английское золото, бесстыдство и возмутительные интриги Вилльяма Питта следовало бы прямо поставить в числе причин, вызвавших первую француз­скую революцию. Знаменитый план злосчастного короля Франции Людовика XVI – изгнать англичан из Египта и Индии – не был осуществлен только потому, что революционеры злодейски умертвили короля. Подробнее об этом у Эмиля Вербе «Le nabab René Madec». План Людовика XVI, как известно, хотел привести в исполнение Наполеон, Понятно, почему французская революция нашла поддержку у англичан. 22 Вот, например, как происходил бунт рабочих 20 мая 1795, по опи­санию Блоса (стр. 262–263): «20 мая 1795 поднялись голодные массы, как раньше 31 мая и 2 июня 1793 года. В 5 часов утра раздался набат, воору­женные массы рабочих стали собираться на улицах и шли к конвенту... Как и во времена Анрио, раздался пушечный выстрел в знак тревоги... Галереи конвента, занятые большею частью теми женщинами, которых называли швей­ками Робеспьера, а теперь (после казни Робеспьера) зло прозвали их также вдовами Робеспьера, стража конвента очистила плетьми. Но скоро подошла масса восставших рабочих и ворвалась в зал заседаний. Повсюду раздавался на­бат; у мужчин на шляпах было написано мелом: «Хлеба и конституцию 1793 года " »! Толпа разбила ворота, разогнала стражу конвента сильным ружейным огнем, причем пули ударялись в стены зала заседаний, и достигали бюро конвента. Депутат Феро, человек еще молодой, бросился на встречу ворвавшимся. Его ранили, затем толпа смяла его и двинулась через него. Кровожадный мясник Тинель отрезал ему голову и воткнул ее на пику. Кон­вент обратился к военной силе... Прибывшие войска очистили зал штыками... Восставшие рабочие обратились в бегство, оставив на месте многих своих товарищей». 27 Моморо не могла участвовать в праздновании культа в честь богини Разума во всех парижских церквах, а тем более во всех церквах тог­дашней французской республики. Даже о праздновании в соборе Парижской Богоматери Карно (стр. 251) говорит так: «Богиню изображала актриса в красном фригийском колпаке, с голубым плащом на плечах и опиравшаяся на пику».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В половине марта (1795 года) было постановлено выдавать каждому жителю по одному фунту хлеба, а рабочим, занятым тяжелым трудом, по 1,5 фунта в день. Этим думали удовлетворить предместья». Конвент, по-видимому, забыл, что зимою одного фунта хлеба в день для человека весьма недостаточно. Может быть, столь ограниченная порция хлеба была определена конвентом и в виду крайней недостаточности денежных средств, которыми он сам располагал. Один Париж на прокормление рабочих ежедневно выдавал 1500 кулей муки; при всем том рабочие волновались недостаточностью выдачи им хлеба и обвиняли чиновников в воровстве и мошенничестве. Этим именно объясняют бунт рабочих, происходивший 20 марта 1795 года. Собравшись пред конвентом многотысячною толпою на городской площади, рабочие неистово кричали: «Хлеба и конституцию 1793 года!» Солдаты разгоняли их оружием. Но они повторили свой бунт 12 жерминаля (т. е. 1 апреля), разбив двери, они вторглись в самый зал заседаний конвента и кричали одно: «Хлеба! Хлеба! Конституцию 1793 года!» Толпа неистовствовала в зале конвента целых четыре часа, пока в зал не вступили войска. Впрочем, у конвента, вследствие его неразумной финансовой политики скоро исчезли и последние средства помощи голодающим рабочим. Выдавать на человека и по одному фунту хлеба в день для него уже было невозможно. В мае рабочим выдавали только по пол фунта хлеба, да по горсточке риса. Конвент делал последние потуги: для кормления рабочих он решился продать частным лицам даже больницы и госпитали со всеми их строениями и хозяйственным инвентарем. Наконец, им был издан закон, по которому конвент мог ограбить каждого богатого, но не симпатичного ему француза. Закон этот, предложенный другом Робеспьера Сен-Жюстом еще 3 мая 1794 года, гласит так: «Собственность патриотов священна и неприкосновенна; имущества же врагов республики конфискуются в общую пользу». Но как легко объявить врагом республики кого угодно, показывает судьба самих друзей-законодателей – Сен-Жюста и Робеспьера: они были казнены именно как враги республики, а их имущество, по ими же самими изданному закону, было отобрано в казну! Думали ли они об этом, предлагая свой законопроект? Во время правления директории материальное положение рабочих не было улучшено: они продолжали голодать по-прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Неоплатоник — сторонник идеалистической философии в духе мистицизма. 172 Этой шизме вы бережете людей. — Шизма, или схизма (греч.) — религиозный раскол, ересь. С точки зрения католиков, православные являлись схизматиками. 173 …со времен Поссевина нам нет здесь места… — Поссевин, Антонио (1533–1613) — иезуит, итальянский дипломат, активно содействовал Польше в ее агрессивной политике по отношению к России. В 1582 году в главе миссии римского папы вел в Москве переговоры с Иваном IV о заключении церковной унии с целью подчинения России Ватикану. После провала переговоров разработал план постепенного распространения в России католичества и одновременно намечал вместе с польским королем Стефаном Баторием интервенцию в Россию. 174 …на смерть Шарлоты Кордай, Марии-Антуанеты и madame Ролан…— Корде, Шарлота — см. прим. к стр. 170. Мария-Антуанетта (1755–1793) — французская королева, жена Людовика XVI, после революции 1789 года вдохновительница контрреволюционных заговоров и интервенции против французской республики; осуждена и гильотинирована за государственную измену. Ролан, Манион-Жанна (1754–1793) — деятельница французской буржуазной революции конца XVIII века; в ее салоне собирались вожди жирондистов; гильотинирована по приговору революционного трибунала. 175 Мирабо, Оноре-Габриель, граф (1749–1791) — политический деятель французской революции 1789 года, журналист и крупный оратор, защищавший интересы либеральных кругов дворянства и верхушки буржуазии. В 1790 году Ж.-П. Марат уличил Мирабо в предательской деятельности в пользу монархической контрреволюции. После низвержения монархии (10 августа 1792 года) было документально доказано, что Мирабо являлся платным агентом королевского двора. На это обстоятельство и намекает Лесков, говоря далее «о политической продажности этого умеренного либерала». 176 Маркиза относилась к своему Вениамину совсем не так, как относился к своему Вениамину патриарх Иаков. — По библейской легенде, Вениамин, младший сын иудейского патриарха Иакова, был его любимцем, несмотря на то, что его рождение стоило жизни жене Иакова, Рахили. 177

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

. Грановский, Тимофей Николаевич (1813–1855) — выдающийся ученый-историк и общественный деятель, профессор Московского университета, пользовавшийся большой популярностью, у студентов и в передовых кругах общества. 188 Ristori (Ристори), Аделаида (1822–1906) — известная итальянская трагическая актриса, в 1860–1861 годах с большим успехом гастролировала в России. 189 Робеспьер, Максимилиан (1758–1794) выдающийся деятель французской буржуазной революции конца XVIII века, вождь революционно-демократического крыла французской буржуазии, глава революционного правительства (1793–1794). На следующий день после контрреволюционного переворота (27 июля 1794 года) гильотинирован без суда и следствия. 190 …жирондисты с Чистых Прудов…— Жирондисты — правая буржуазная партия периода французской революции 1789 года, выражавшая интересы крупной торговой и промышленной буржуазии; свое название получила от департамента Жиронды, откуда некоторые из руководителей партии были представителями в законодательных органах республики. Борясь за власть с левым крылом Конвента — монтаньярами, жирондисты постепенно скатились к контрреволюции и стали на путь национальной измены. Одним из лидеров этой партии была М. Ролан, с которой Лесков сравнивает маркизу де Бараль. 191 …монтаньяры со Вшивой Горки…— Монтаньяры — буржуазная революционно-демократическая группа депутатов Конвента в период французской революции конца XVIII века, установившая в интересах народа и государства революционную диктатуру 1793–1794 годов. Во время заседаний Конвента члены этой группы занимали в зале верхние скамьи — отсюда название «монтаньяры», или «гора» (франц. montagne — гора). Монтаньяры со Вшивой Горки — пародийно-пасквильная параллель, которую еще до Лескова употребил Н. Ф. Щербина в сатирическом стихотворении «Московским красным» для характеристики членов кружка Е. В. Салиас. В его «Соннике современной русской литературы»: «Сальяс, графиню, видеть во сне предвещает… увидеть наяву madame Rolland Вшивой Горки» (Н. Щербина. Альбом ипохондрика, 1929, стр. 146). 192

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

— 166. …в таком настроении, о каком Виктор Гюго так неловко рассказывает в своем «Dernier jour d " un condamné». — Герой повести Гюго «Последний день приговоренного к смерти» (1829) так говорит о своем душевном состоянии: «Пусть вокруг меня все однообразно и серо, зато во мне самом бушует буря, кипит борьба, разыгрывается трагедия. А неотступно преследующая меня мысль каждый час, каждый миг является мне в новом обличье, с каждым разом все страшней и кровожадней по мере приближения назначенного дня» (В. Гюго. Собр. соч., т. 1, М., 1953, стр.235). 105 Катон Утический (95–45 до н. э.) — древнеримский республиканец, покончил с собой, когда сторонники республики потерпели полное поражение. 106 Мычка — здесь — борода, похожая на лен или пеньку, изготовленные для прядения. 107 Брем — имеется в виду книга: А. Брем. Жизнь птиц. Для домашнего и семейного чтения. Перевод Н. Страхова. СПб., 1866. 108 Иерихон — один из древнейших городов Палестины, расположенный в долине Иордана. 109 Ивиковы журавли — Ивик (VI b. до н. э.) — древнегреческий странствующий певец; по преданию, был убит недалеко от Коринфа, куда шел на общегреческие празднества. Убийца выдал себя при виде журавлей, свидетелей убийства. Легенда эта в переработанном виде изложена Ф. Шиллером в балладе «Ивиковы журавли», сделавшейся широко известной в России по переводу В. А. Жуковского (1813). 110 …бросился с екатерингофского берега в Неву. — Ширина Невы в этом месте около 600 метров. 111 Торопиться ей не нужно… — заключительные строки стихотворения Г. Гейне «Радость и горе» («Das Glück ist eine leichte Dirne») в пер. М. Михайлова (1853). 112 Корделия — героиня трагедии Шекспира «Король Лир». 113 Лавиния — героиня приписываемой Шекспиру трагедии «Тит Андроник» (1593). Мстя за убийство своего брата, сыновья царицы Таморы убили мужа Лавинии, обесчестили ее на трупе мужа, вырвали язык и отрубили руки, чтобы она не могла назвать или указать убийцу. 114 Мария Антуанетта (1755–1793) — французская королева, за враждебную по отношению к революционной Франции деятельность арестована в 1792 году, 3 июля 1793 года разлучена с сыном и позднее казнена по приговору революционного трибунала. 115

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010