В апреле 1792 г. Франция объявила войну Габсбургам. 6 июля в войну вступила Пруссия. 1 августа командующий австро-прусской армией герцог Карл-Вильгельм-Фердинанд Брауншвейгский (кузен Фридриха Великого) объявил в прессе, что в случае малейшего оскорбления или насилия над королём Париж будет «подвергнут военной экзекуции и полному ниспровержению». Эта угроза вызвала антимонархическое восстание: 10 августа 20-тысячная толпа окружила дворец; король, бежавший под защиту Законодательного собрания (парламента), был низложен и 13 августа арестован со всей семьёй. Для решения его судьбы ЗС созвало Национальный конвент (Convention nationale), задуманный как чрезвычайный общенародный съезд (собор) для суда над монархом. 749 депутатов, избранных на основе всеобщего мужского избирательного права, собрались на первое заседание 21 сентября, в разгар немецкого наступления на столицу. 22 сентября было Конвент объявил об упразднении монархии и установлении республики. В процессе дебатов депутаты колебались, имеют ли они полномочия решать данный вопрос. Решающим стало выступление католического епископа Блуа Анри Грегуара, который сказал: «Мы слишком хорошо знаем, что все династии никогда не были ничем иным, как прожорливыми породами, питавшимися только человеческой плотью (toutes les dynasties n’ont jamais été que des races dévorantes qui ne vivaient que de chair humaine). Но мы должны полностью успокоить сторонников свободы. Необходимо уничтожить этот магический талисман (talisman magique), сила которого ещё способна зачаровывать многих людей. Поэтому я прошу, чтобы вы торжественным законом освятили (consacriez) отмену королевской власти» ( La Convention Nationale (1792–1793) . Procès-verbaux officiels des séances depuis le 21 septembre 1792, Constitution de la grande assemblée révolutionnaire, jusqu’au 21 janvier 1793, exécution du roi Louis XVI . Paris, . P. 10–11). 20 ноября 1792 г. в Тюильри был обнаружен сейф с секретными документами, подтверждавшими связи Людовика с врагами Франции. 11 декабря начался судебный процесс. 15 января 1793 г. единогласным решением был вынесен приговор: «От имени французского народа Национальный конвент объявляет Людовика Капета виновным в злоумышлении против свободы нации и общей безопасности государства». Однако при определении наказания 17 января голоса разделились, и лишь незначительным большинством (387 из 721) Конвент осудил Людobuka XVI на смертную казнь. 21 января король был публично гильотинирован на площади Революции.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/03/yu...

В 1792 году он учредил ещё две ложи. Point parfat в Париже (7 сентября) и Bonne amitié в Марманде (20 декабря). В 1793 году, 13-го мая, на общем собрании, он объявил вакантной должность гроссмейстера, вследствие письменной отставки, которую Филипп Эгалите велел поместить в Journal de Paris 22-го февраля. „Я присоединился к франкмасонству, представлявшему из себя некоторый образ равенства, – заявлял в ней принц санкюлот в весьма характерных выражениях, – как присоединился к Парламенту, представлявшему некоторый образ свободы; с тех пор я покинул призрак для действительности“. Предшествующего 5-го января он писал уже секретарю гроссмейстерства: „Так как я не знаю, каким образом составлен Великий Восток, и так как кроме того, я думаю, что в нём не должно быть никакой тайны, никакого секретного собрания в республике, особенно в начале её учреждения, то я не хочу более вмешиваться ни в дела Великого Востока, ни в собрания Франкмасонов“. (Текст у Ребольда, стр. 82). Если Филипп Эгалите отрицал таким образом Орден, которому он, впрочем, никогда восторженно не служил, то это без всякого сомнения для того, чтобы дать менее повода к нападкам в жестокой борьбе партий. – Поостереглись, конечно, назначить ему преемника, и Великий Восток дремал в продолжение нескольких лет. Впрочем, дремота эта была лёгкая, не исключающая некоторых проявлений деятельности. С 1793 года Рётигие де Монтало, – содержавшийся некоторое время в тюрьме, как подозрительное лицо, – сгруппировал представителей около десятка лож: в 1798 году он получил звание Великого представителя и употребил свою деятельность на сплочение —102— во едино всех масонских сил: его усилие достигло 23 мая 1799 года „конкордата“, соединившего наконец Великий Восток со старинной Великой Французской Ложей, представительницами которой были ещё старые ложи, считавшие себя единственно законными. С другой стороны, так как Революция уничтожила большинство обычаев, сильно размножившихся до 1789 года, то Великий Восток приобрёл неоспоримый авторитет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все же родиной правильного колокольного звона была Нидерландия, где еще в 1478 году существовали приспособления для звона в колокола, однородные с теми как это устраивается теперь в России: помощью натянутых веревок и проволок, привязанных к языку, звонили руками и ногами. В более позднее время были устраиваемы и механические звоны помощью особых вальцев и клавишей, заменяя языки молотками, и искусство звонарей более уже не требовалось. Звоны в Нидерландии отличались своим количеством колоколов. Наибольший звон в г. Дельфе, где по описанию одних звон состоял из 800 колоколов, а других – более 1000 колоколов. Но колоколов большего веса мало; наибольший по весу находится в городе Brügge, отлитый в 1680 году, и весит около 600 пуд[ов]. Во Франции самый старинный и большой колокол «Бурдон» в соборе Парижской Богоматери (более 1000 пуд[ов]), который во время революции служил для набата. История его такова: в 1400 году он был подарен собору, весил до 400 пудов и назывался «Жакелин». В 1680 году был перелит, но неудачно, так что в том же году переливался вторично. Крещен был в 1682 г., и Людовик 14 назвал его именем своей жены «Emanuelle Louise Therese». Но так как тон колокола совершенно не подходил к общему звону, то было решено в 1685 году перелить его, увеличив до 700 пудов; а диаметр и вышина его – по 8 футов, толщина боя 8 дюймов, а язык весит до 25 пудов. В 1794 году он был снят из боязни, как бы его не употребили для набата. Лишь в 1802 году, в праздник Конкордии, его вновь повесили и теперь звонят лишь в воскресные дни 16 человек. Во время революции во Франции были уничтожены почти все церковные колокола. Часть их перелита в монеты (закон 1 мая, 28 июня, 6 августа 1791 года и 22 августа 1792 года) и часть в пушки (закон 25 февраля 1793 года) 617 . Бронза с колоколов стала рудником для изготовления медной различной монеты и пушек. 23 сентября 1793 года прокурор Омальской общины доносил: «Первое, что колокола – это памятники роскоши городов и тщеславия их жителей, могут быть с большей пользой употреблены на страх и смерть врагам революции; второе, что только ложное благочестие может быть забыто таким употреблением простого металла, который будучи грубой материей, не может иметь никакого отношения к религии, по своему существу духовной».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Довольно самостоятельно распоряжаясь канцелярией св. Синода со всем ее чиновничьим персоналом, Мусин-Пушкин, благодаря непосредственным сношениям с императрицей, имел даже возможность, без всяких препятствий со стороны высшего церковного учреждения, пользоваться штатными суммами духовного ведомства и употреблять их для удовлетворения возраставших нужд и потребностей обер-прокурорской службы. 2 ноября 1793 года Мусин-Пушкин словесно заявил св. Синоду, что императрица Екатерина позволила ему, обер-прокурору, взять из остающихся в московской синодальной конторе штатных сумм, 2.000 рублей на расход и содержание людей по особо порученным ему делам, о чем он, обер-прокурор, даст конторе надлежащее предписание. Выслушав предложение Мусина-Пушкина, Синод отнесся к нему, как к сообщению, не подлежавшему никаким обсуждениям, и ограничился только тем, что приказал записать его в журнал – для сведения 509 . – 8 декабря 1794 года Мусин-Пушкин, не присутствовавший лично на заседании синодальных членов, поручил обер-секретарю словесно предложить св. Синоду, что императрица позволила ему, обер-прокурору, взять на годовой расход и содержание людей 2,000 рублей, да кроме того, отдала в его распоряжение, для пересылки церковных ризниц в различные места, 500 рублей из остающихся в московской синодальной конторе наличных штатных сумм, о чем им, обер-прокурором, и будет дано соответствующее предписание. Несмотря на отсутствие Мусина-Пушкина, и данное предложение прокуратуры, как основанное на высочайшей воле, встретило со стороны св. Синода такое же отношение, какое вызвало личное заявление обер-прокурора от 2 ноября 1793 года 510 . Непосредственные сношения синодального обер-прокурора с верховной властью по самым разнообразным делам церковного управления, не исключая даже и дел экономического характера, которые еще так недавно было поручены высшему надзору сенатского генерал-прокурора, нередко могли предоставлять Мусину-Пушкину возможность пользоваться своими всеподданнейшими докладами, как чрезвычайно удобным средством, чтобы убеждать императрицу в необходимости таких указов и распоряжений по адресу высшего церковного учреждения, какие признавались полезными самой прокуратурой.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

Во вторую половину 1793 года, деньги были выданы из Киевской казённой палаты лишь в самом конце декабря, а получены преосвященным Виктором только в январе следующего года 2037 . А за 1794 год, до самого конца года, преосвященный Виктор не получил ни копейки. Крайне нуждаясь в деньгах, он обратился к Тутолмину с просьбой выдать жалованье заимообразно за год или, по крайней мере, за полгода из доходов Минской губернии 2038 . Тутолмин ответил, что этого сделать не может: «По правилам порядка, предначертанным в обязанность казенным палатам, строго воспрещается производить каковыя либо из сборов выдачи сверх росписания экспедиции о государственных доходах и назначениях государственнаго казначея»; но он «не укоснил ныне же писать к г. правителю киевскаго наместничества о скорейшей, елико возможно, присылке денег в жалованья» преосвященному и его клиру. Вместе с этим Тутолмин прислал преосвященному Виктору ордер на получение из доходовМинской губернии 3.000 рублей в счёт высочайше отпущенных ему 2.000 червонцев 2039 . Нужда на первый раз была удовлетворена. XI Кафедральным городом Минского архиепископа был Слуцк. Хотя высочайшим указом 12 апреля 1795 года архиерейскаяМинская кафедра переносилась в Минск 2040 , но на деле перемещение Минского преосвященного на жительство в Минск соверишлось только в 1799 году, при архиепископе Иове 2041 . Слуцк, древняя княжеская столица, к концу прошлого века не представлял собой ничего выдающегося. Его слава уже прошумела, и он являл вид обыкновенного тогдашнего небольшого города. Опустошительный пожар, приключившийся в шестидесятых годах XVIII столетия, настолько было подорвал благосостояние города, что сеймовая конституция признала необходимым уволить Слуцк от всяких государственных сборов на целых десять лет. С 1788 года Слуцк был сделан главным городом новообразованного слуцко-речицкого повета и стал быстро оправляться 2042 . В девятидесятых годах он считался уже «довольно населенным " и «изрядным» городом, купцы которого вели выгодный промен различных сырых местных продуктов на «заграничные» прусские красные товары и напитки 2043 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Синодальный указ, помеченный 22 мая, получен был в Слуцке 4 июня 2077 . Преосвященному приходилось давать колоссальный отчёт. Приходорасходных книг, по собственному признанию, преосвященный Виктор не вёл. Приходилось писать по памяти. Но многого нельзя было и припомнить. Притом же св. синод требовал от преосвященного отчёта даже в таких суммах, которые фактически не были в распоряжении преосвященного, как сумма, отпущенная по высочайшему указу 16 мая 1794 года 2078 . Преосвященный наскоро сделал, что было можно: составил приходорасходные ведомости с 1793 года, а вместо отчёта за всё предшествующее время он написал консистории, требовавшей от него, в силу указа св. синода, «разсчета " и «остатков», слишком откровенное, но и слишком убедительное письмо. – Хотя указом св. синода и предписано ему дать «верный разсчет» во всех отпущенных в его распоряжение суммах с 1785 года, но он «отчета дать не в состоянии». Прежде всего – потому, что во время скоропостижного и нечаянного ареста его «весь архив и партикулярныя бумаги» взяты были в Варшаву. Затем последовали «разорения и разграбления и от поляков,и от кафедральнаго наместника Порфирия Брезинскаго». Последний, по освобождении преосвященного из заточения, был взят под стражу; но он только твердил одно: «Виноват; не могу исправить ничем в сем, – отдаю мой хребет». Взятый в Варшаву архив был возвращён впоследствии в Слуцк, но не в целости: приходорасходные реестры затерялись. Ещё большему разорению архив подвергся в 1794 году, во время вторжения в пределы Минской губернии мятежнической шайки под командой Грабовского. Преосвященный вынужден был тогда оставить Слуцк и вот с архивом ему пришлось скитаться по разным местам; между прочим, по Глуску, где, например, негде было поместиться, так как все квартиры были заняты войсками, и архив сохранялся по чуланам. Потом, с другой стороны: сооружение архиерейских келий, их меблировка; содержание семинарии до 1789 года с сотней 2079 учащихся; содержание консисториии певчих; поездка в Варшаву за королевским привилегием и трёхмесячное пребывание там во время страшной дороговизны при собрании сейма; поездка в Киев в 1787 году; продолжительные поездки по Украине; жизнь в Варшаве по освобождении из-под ареста; перевозка ризницы из Киева и переписка архива соседних епархий для своей консистории; постройка каменной церкви в Слуцке; постоянные поездки в Минск, в Несвиж, и пр. и пр. – «неоспоримым доводом и без записных книг суть, что на все сие должно было издержано быть великой сумме». Всему этому «свидетели еще живы». «Наконец», – заключал своё письмо в консисторию преосвященный Виктор: «благоволит духовная консистория уважить, что хотя архиерейству моему истекает уже двенадцатый год, но по верном разсчете прожил ли я в Слуцке непрерывно хотя с пять, – того не говорю, чтоб спокойно и небоязненно: а потому и самый дельнейший человек, да еще в недостатке способных к понесению послушаний людей, в состоянии ли был, как бы хотел, и долг велел, по чину вся строити?» 2080

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Первое повытье, ведавшее протоколы заседаний и «экспедицию о ревизии», имело в своём личном составе канцеляриста и его помощника. Второе повытье обнимало округи: Слуцкую, Несвижскую, Минскую, Борисовскую, Игуменскую и Вилейскую и, кроме того, его ведению подлежала «экспедиция о присоединении униатов по Минской губернии»; сюда, в виду сложности и обширности дел, назначен был канцелярист и два помощника – писца. Третье повытье: округи – Бобруйская, Пинская, Мозырская, Давидгородокская, Поставская, Дисненская иДокшицкая и дела заграничных монастырей; канцелярист, подканцеляристи писец 1792 . Так как архив консисторский представлял собой груду неразобранных бумаг, то архивариус пока не назначался, а все дела, как собственно консисторские, так особенно «походной канцелярии» 1787 и 1788 годов, «путевой конторы» 1795 года и «консистории» при архимандрите Варлааме во время его специальной командировки на Украину, привести в порядок было предоставлено 1793 священнику Иоанну Беляновскому 1794 , который вполне добросовестно иисполнил возложенное на него поручение, так что консисторские дела этого времени до сих пор сохранились в Минском консисторском архиве в образцовом порядке 1795 . На открывшиеяся в канцелярии должности, по распоряжению преосвященного Виктора, были определены четыре семинариста 1796 . Однако Илликевичу-Корбуту не пришлось быть секретарём – консистории. Представление о нём преосвященного Виктора почти встретилось на пути с синодальным назначением другого человека – Максима Богомолова 1797 , который вполовине января 1796 года явился в Слуцк и вступил уже в отправление своей должности 1798 . Богомолов застал консисторскую канцелярскую машину, заведённую его предшественником, в полном ходу и ему осталось только пожинать уже готовые плоды. Штатной суммы на содержание консистории полагалось 570 рублей 1799 . Эта небольшая сумма была увеличиваема 100 руб. прибавочных 1800 . «Присутствующие» жалованья не получали. Секретарю выдавалось 166 рублей в год; канцеляристам – от 45 до 55 рублей; писцам или копиистам от 10 до 15 рублей в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

«Письмо Василия Левшина о поэме Вольтера на разрушение Лиссабона». 1788. «ИзобличенныйВольтер», 1792. «Вольтеровы заблуждения», 1793. «Оракул новых философов, или кто таков г. Вольтер», 1803. «Основатели новой философии: Вольтер, Даламберт и Дидерот – энциклопедисты без маски». 1809. «Иудейские письма к Вольтеру». 1808, 1816. Теперь Вольтер давно уже стал достоянием истории. Его значение в истории философии Виндельбанд определяет таким образом: Вольтер «объединил механическую натурфилософию Ньютона, эмпиризм теории познания Локка и моральную философию Шэфтсбери под точкой зрения деизма». Но и чужие идеи Вольтер не усвоял глубоко, он был поверхностен, вследствие этого, понятен и потому, как замечает Эрдманн, могуществен. Он брал из чужих сокровищниц семена добра и зла, сеял их щедрою рукою на духовные почвы Европы и Америки и, благодаря своему уменью влиять на эти почвы, нередко – хотя далеко не всегда – достигал того, что на этих почвах появлялись те всходы, которые были ему желательны. Кант (1734–1804) Изданием сочинений, посвященных проблемам религии (Die Religion innerhalb der Grenzen der blossen Vernunft. 1793. Streit der Fakultäten 1798), Кант завершил свою философскую деятельность. По его мысли и плану, его религиозные воззрения органически связываются со всей его философской системой. Три его критики (Kritik der reinen Vernunft. 1781. Kritik der praktishen Vernunft. 1788. Kritik der Urteilskraft. 1790) должно непременно иметь ввиду, при чтении и оценке его религиозных взглядов. Религия, в ее исторических формах, всегда являлась, как знание и деятельность: 1) как система представлений о высших существах и их отношений к людям, и 2) как человеческая деятельность, направленная к установлению правильных отношений к высшим существам. Каждая религия, предлагаемые ею учения и заповеди, рассматривает, как высшее знание и высшие обязанности. Достаточно припомнить основные положения двух первых критик Канта, чтобы видеть, что ко всякой исторической религии он должен был стать в отрицательное отношение. Человек бессилен в области познания, тем более, в области познания сверхчувственного, и человек должен быть независим в своем нравственном поведении от чего бы то ни было внешнего. Таким образом, он не может знать Божества и не должен зависеть от него (в самоопределении и деятельности).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

По рассказам местных жителей, колодезь этот вырыт разбойниками, некогда бушевавшими в этом диком месте. Впрочем, и нынче, поздней порой, здесь ездить небезопасно. Горчаков Михаил Дмитриевич (1793–1861), князь — генерал-адъютант, в 1854–1855 гг. командовал Дунайской армией (3-й, 4-й и 5-й пехотные корпуса, от побережья Черного моря до Буга). Горчаков Михаил Дмитриевич (1793–1861), князь — генерал-адъютант, в 1854–1855 гг. командовал Дунайской армией (3-й, 4-й и 5-й пехотные корпуса, от побережья Черного моря до Буга). Ныне город Турну-Мэгуреле на юге Румынии, при впадении реки Олт в Дунай. Ныне город Турну-Мэгуреле на юге Румынии, при впадении реки Олт в Дунай. Городок Зимнича на юге Румынии. Городок Зимнича на юге Румынии. Шанец — военный окоп, редут, небольшое укрепление. Шанец — военный окоп, редут, небольшое укрепление. Киселев Иван Павлович (1783–1853) — генерал-майор, герой осады Варны (1828), командовал в 1829 г. частями Дунайской армии, располагавшимися в Валахии, и занимался устроением края. Киселев Иван Павлович (1783–1853) — генерал-майор, герой осады Варны (1828), командовал в 1829 г. частями Дунайской армии, располагавшимися в Валахии, и занимался устроением края. Башибузуки — солдаты нерегулярных частей турецкой армии в XVIII–XIX bb. Башибузуки — солдаты нерегулярных частей турецкой армии в XVIII–XIX bb. Главное селение местности Татарбунары (Татарский ключ) возле Аккермана-бывшее некогда резиденцией половецких ханов. Главное селение местности Татарбунары (Татарский ключ) возле Аккермана-бывшее некогда резиденцией половецких ханов. Хорошо сдавшие выпускные экзамены студенты высших учебных заведений получали при выпуске звание кандидата (дающее право на чин 10-го класса); остальные — звание действительного студента (дающее право на чин 12-го класса). Хорошо сдавшие выпускные экзамены студенты высших учебных заведений получали при выпуске звание кандидата (дающее право на чин 10-го класса); остальные — звание действительного студента (дающее право на чин 12-го класса).

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

католиков. Под прямым давлением англ. властей в апр. 1793 г. ирл. парламент принял очередной «Билль об облегчении положения папистов, или римо-католиков», в основу к-рого был положен аналогичный акт, принятый англ. парламентом в 1791 г. Билль отменил действие большинства «карательных законов», полностью устранив неравенство католиков в вопросах приобретения земли, владения имуществом и его передачи по наследству, поступления в дублинский Тринити-колледж и получения ученых званий. Католикам дозволялось хранить и носить оружие, поступать на военную и гос. службу (с рядом ограничений на получение высших адм. должностей и воинских званий), разрешалось вступать в профессиональные гильдии, заниматься нотариальной и адвокатской практикой, участвовать в суде в качестве присяжных. Католики-землевладельцы, чей участок оценивался свыше 40 шиллингов, наделялись правом голосовать на выборах, однако все еще сохранялся запрет на вхождение католиков в парламент. Был утвержден новый текст присяги для ирл. католиков, из к-рой убрали положения, отрицавшие светскую и духовную власть папы Римского (новый текст присяги был официально одобрен Дублинским католич. архиеп. Джоном Томасом Троем). Поскольку большинство ирл. колледжей на континенте после Французской революции были закрыты, в июне 1795 г. ирл. парламент выпустил закон «Об обеспечении образования лиц, исповедующих папистскую, или римо-католическую религию», к-рым учредил колледж св. Патрикия в г. Мейнут (впосл. стал центральной католич. ДС в И.). С целью добиться лояльности католич. духовенства англ. власти оказали поддержку колледжу, наделили его статусом королевского учебного заведения и оплатили строительство его зданий. Права, закрепленные биллем 1793 г., не распространялись на пресвитериан и др. протестантов-диссентеров, что способствовало росту конфронтации между католич. и протестант. населением И., доходившим до вооруженных конфликтов в Ольстере. В ходе таких конфликтов в 1795 г. был сформирован т. н. Оранжевый орден — военизированная орг-ция ирл.

http://sedmitza.ru/text/2560394.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010