Создание Монастырского приказа в 1701 г. по-разному отразилось на положении мужских и женских монастырей. С момента издания указа от 24 января 1701 г. о создании Монастырского приказа 105 , которому передавалось управление монастырскими вотчинами, и последующих за ним указов, конкретизирующих сферу его деятельности 106 , началась фактическая секуляризация монастырских вотчин: юридически вотчины продолжали находиться во владении церкви, но управление церковными имениями, сбор и распределение доходов с них, а также право полного отчуждения духовных вотчин и угодий принадлежало государству; доходы с вотчин собирались в казну, а монастырям выдавалось содержание 107 . В последующие годы (1705–1720) сфера деятельности Монастырского приказа сужается: из его подчинения изымаются окраинные епархии. Были возвращены вотчины так называемым неопределенным монастырям, доход с которых шел на нужды этих монастырей. Вотчины так называемых определенных монастырей (их было большинство) делились на две части: определенные, доходы с которых поступали на содержание монастырей и их управление передавалось старым владельцам, и заопределенные, управление которыми и доходы принадлежали Монастырскому приказу 108 . В число определенных монастырей попали наиболее богатые монастыри и архиерейские дома – им принадлежало 64% от общего числа крестьян (71 630 крестьянских дворов); 60 определенным монастырям принадлежало 59 547 дворов 109 . Причем из 60 монастырей только два были женскими: Московский Вознесенский и Суздальский Покровский 110 . В число неопределенных попали четыре архиерейских дома и 238 монастырей, из них 23 были женскими 111 . Среди них были два крупных монастыря: Троице-Сергиев (20 131 двор) и Московский Новодевичий (2346 дворов). И. А. Булыгин предположил, что Новодевичий монастырь не был определен, так как до 1704 г. в нем находилась в заточении царевна Софья 112 . Возможно, этот факт был связан с тем, что после стрелецкого бунта вотчины Новодевичьего монастыря находились в ведении Преображенского приказа 113 . Только в 1721 г. по приговору Синода Новодевичий монастырь перешел в ведение Монастырского приказа 114 , а впоследствии вошел в число определенных. Так, в указе от 16 января 1736 г. Новодевичий монастырь называется уже в числе определенных. В этом же документе указывается соотношение в численности определенных и неопределенных мужских и женских монастырей: определенных женских монастыря всего три (Московские Вознесенский и Новодевичий и Суздальский Покровский), мужских монастырей – 66; неопределенных женских – 155 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

торговые и финансовые операции должен был осуществлять митрополит; в случае кончины протоархимандрита до избрания ему преемника управление орденом осуществлял один из его помощников. В нач. XVIII в. вновь начались трения между василианским орденом и главой униатской Церкви, их причиной явилось избрание Юрия (Гавриила) Винницкого на митрополию без согласия василианского протоархим. Льва Кишки . В 1709 г. было достигнуто согласие, вскоре, однако, нарушенное по вине митрополита, исхлопотавшего в Риме папский указ об отмене обязанности главы униатской Церкви консультироваться с протоархимандритом В. по вопросам назначения новых епископов, архимандритов и игуменов. В свою очередь В. добились в Риме отмены этого постановления. Однако сам Лев Кишка, став греко-католич. митрополитом (1714), нередко нарушал права ордена. Царь Петр I рассматривал униатов как основных виновников насилия, творимого в Речи Посполитой над православными. В 1705 г., ведя совместные с польск. кор. Августом II военные действия против Швеции, он прибыл в Полоцк. Осматривая полоцкий собор Св. Софии (в прошлом правосл. храм XI в.), к-рым владели В., Петр захотел пройти в алтарь, но монахи не пустили его, обозвав «схизматиком». Разгневанный царь велел приближенным схватить монахов, но на шум в собор сбежались вооруженные послушники, вступившие в схватку с его спутниками. В ходе столкновения неск. приближенных Петра получили ранения, а 4 В. были смертельно ранены. В порыве гнева царь велел повесить еще одного монаха, находившиеся на территории Речи Посполитой российские войска разорили неск. василианских мон-рей и храмов, гл. обр. расположенных на территории совр. Белоруссии. К нач. XVIII в. становятся заметными не только разногласия между В. и униатскими митрополитами, но и существенные противоречия между В. и иезуитами. Иезуиты все чаще видели в униатах «католиков 2-го сорта», к-рых необходимо было обратить в римо-католичество и перевести в лат. обряд (среди униатских студентов в римско-католич. школах велась пропаганда лат. обряда). В то же время при своей пролат. позиции василианский орден сформировался как вполне самостоятельная структура католич. Церкви, интересы к-рой в данном случае вступали в противоречие с иезуитскими. На формирование идеологии и самосознания В. влияние оказал Замойский Синод (Собор) униатской Церкви (1720), проведенный при митр. Льве Кишке по инициативе монахов ордена. Он способствовал усилению лат. влияния в греко-католич. Церкви. На Замойском Синоде униаты подтвердили признание учения о примате папы Римского, о Filioque , чистилище и пр., ввели нек-рые лат. обряды в униатское богослужение. Эти решения сблизили униатство с рим. католичеством. После Замойского Синода во мн. униатских храмах и василианских мон-рях стали уничтожаться иконостасы, устанавливались лат. образца исповедальни и кафедры для чтения проповедей, появились органы и стали совершаться нек-рые праздники лат. церковного календаря.

http://pravenc.ru/text/150475.html

У самой стены левого же предела покоится прах иерея Божия о. Иоанна Як. Соломина. На могиле его поставлен чугунный памятник с крестом, в виде колонки, с надписью: «Сей благочестивый Иерей Иоанн, 60 лет честно и благоговейно служил Богу в Храме Знамения Пресвятой Богородицы – для девичьего монастыря на Каменной горе. Почил о Господе 1860 года 81-м году своей жизни. Близ него покоится прах его жены Е. А. И 7 малюток внуков». Во втором ряду – памятник чугунный с крестом, обнесённый чугунной решёткой, с надписью: «Здесь покоится прах девицы Вар. Алексан. Решетовой. Скон. 1830 г. 25 марта, на 18 году от рождения». Памятник серого мрамора с крестом, обнесённый чугунной решёткой, с надписью: «Под сим памятником погребено тело супруги Елецкого купца Вукола Лаврова – Евдокии Трифоновны Лавровой род. 1802 г. 27 фев. Сконч. 1864 г. 15 января, на 61 г. от рождения». В третьем ряду стоит серого мрамора памятник с крестом, обнесённый чугунной решёткой с надписью: «Здесь погребено тело Елецкого купца Вукола Михайловича Лаврова. Родился 1800 г. 6 фев. Скон. 1872 г.». От вышеозначенной группы памятников тянутся между двух рядом иноческих келий по направлению к юго-восточной башне, второй группы, более скромные памятники, принадлежавшие к XVII и XVII столетиям. Так, встречается здесь первый небольшой памятник, сложенный из кирпича в виде колонны в 1½ арш. Выш. (ок. 107 см. – прим. Ред.), покрытый железом и увенчанный крестом. Этот памятник знаменует место, на коем стояла первая деревянная церковь ; во имя Пресвятой Богородицы Знамения, построенная в 1629 году руками благочестивого инока Елецкого Троицкого мужского монастыря, старца Савватия, сгоревшая в 1769 году. Можно предположить, что близь сего храма погребены его строитель монах Савватий и бывшая затем с 1683 года настоятельницы сего Знаменского девичьего монастыря: а) игуменья Иулита. Сконч. 1697 г. б) сподвижиница её, казначея монастыря монахиня Васса. в) игуменья Капитолина. 1705 г. г) игуменья Вера. 1720 г. д) игуменья Пелагия. 1765 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

«Церковная земля Николая Чудотворца, что на реке Рузе» по приходным оброчным книгам Патриаршего Казенного Приказа Русской десятины за 7146 (1638) г. значится на оброке «Сторожевского монастыря а игумене оброку на 144 (1636) г. да на 145 (1637) г. по 31 алтыну по 4 деньги на год» (там же, кн. 6, стр. 132)»; а по доимочным книгам значится на Борисе Мидворов крестьянских, с помещиковых И вотчинниковых, с 25 дворов крестьянских и бобыльских, да по писцовым книгам князя Ивана Шеховского 133 и 134 (1625–1626) гг. с церковной земли с 41 четверти с 40 копен сена, всего с дворов и с церковной земли дани по новому указу рубль, 32 алтына, 4 деньги, заезда гривна», и в 1720–1739 гг. «2 рубля, 12 алтын, 4 деньги». (Там же, Патр. Прак. кн. 106, стр. 586 и кн. 252, стр. 568). В переписных книгах написано; 1705 г. – «погост церкви Николая Чудотворца, что в Лужках, у церкви во дворе поп Данила Родионов, двор дьячка Никифора Моисеева, двор пономаря Никиты Гаврилова»; 1715 г. – в селе Лужках церковь деревянная». (Там же, Переп. кн. 11458 и Лантр. кн. 1715 года, стр. 184 об.). 1722 г. ноября в 4 день, по указу из Синодального Казенного Приказа и по присланной памяти Саввина монастыря Сторожевского за пометою архимандрита Сильвестра в Рузе, на Синодальном десятильниче дворе, города Рузы перед старостою поповским Успенским попом Филиппом Борисовым Русской десятины церкви Николая Чудотворца, что в Лужках, попа, Трифон Никифоров сказал по священству: вышеписанная церковь Николая Чудотворца построена и освящена в прошлом 7170 (1662) году при святейшем Иосафе патриархе, а построена по челобитью той церкви приходских людей и дани платится по окладу по два рубля, по 12 алтын, по 4 деньги, да казенных пошлин по 5 алтын, по 4 деньги, ямских и полоняничных, с трех дворов по 8 денег на год, а он поп Трифон к вышеписанной церкви посвящен в попы в прошлом 719 году преосвященным Арсением архиепископом Фивандским на место престарелого попа Даниила Иродионова; а на пропитание к той церкви дано издревле земли 20 четвертей в поле, а в дву потому ж, да одна отхожая пустошь Сывроткино прежним той церкви попам, такожде ныне и он поп Трифон с причетники вышеписанною землею кормются, да у той же церкви приходских 71 двор, а служба у него попа Трифона в той церкви бывает временная, а не повседневная. Тоя ж церкви Николая Чудотворца дьячек Никифор Моисеев да пономарь Михаил Никитин сказали по святей непорочной Евангельской заповеди Господни ей в правду; живут они у вышеписанной церкви по новоявленным памятям, и явили новоявленные памяти дьячек–прошлого 7207 (1699) г., а пономарь – прошлого ж 702 году за руками вышеозначенных годов старост поповских, а приняты они дьячек и пономарь к той церкви по прошениям всех приходских людей, а кормются от тоя церкви вышеписанной землей и приходом». (Там же, Патр. Прик. вязка 449, дело 825, стр. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковные и учебные книги продолжались в ней печататься по Продажа их доставляла весьма значительный доход Приказу. В 1683 г. при приеме казны типографской было 28.043 р. 20 алт. 4 д. С этого времени до 1724 года (в 42 года) она достигла суммы 101,958 р. 26 алт. 3 д. Средним числом в год типография приобретала по 2700 р. 2 алт. 11/2 д. Прибыль шла на покупку ее 1702 года велено было из всех Приказов присылать в Монастырский Приказ для напечатания во всенародное оглашение известия о воинских и всяких С печатного двора продавались куранты, первая газета в России. Из Приказа посылались всякие книги на олонецкие железные заводы для вразумления С 1703 года типография приняла еще больший оборот деятельности. При ней образовалось особое отделение «гражданской печати». В этом году приехали в Москву из Голландии наборщик, тередорщик и словолитец. Последний привез три азбуки новоизобретенных русских букв. Шрифтом этих букв, так называемым гражданским, началось печатание с следующего же года. При типографии этим шрифтом печатались шведские артикулы, книга Квинта Курция о делах Александра царя македонского и т. п., по особым поручениям Государя. При ней переводились книги с иностранных языков на русский и составлялись новые книги. В 1708 г. Петр поручил Феодору Поликарпову написать русскую историю, от Василия Иоанновича до его времени «на два манера, пространно и кратко». Предположено было собрать из монастырей жалованные грамоты и другие в каком-нибудь отношении «курьезные» рукописи и сосредоточить их при типографии. На расходы по гражданской печати в 1703 г. из Приказа было отпущено бесповоротно 3100 р., в 1705 г. 3000р. и в 1716 г. 3868 р. 25 алт.—итого 9968 р. 25 алт. «И оные данные в помощь той типографии деньги употреблены в расход на печатание вновь тщанием Его Величества изобретенного дела авиз и греко-латинской и гражданской печати и на размножение всяких с иных языков переводных книг и пр. механического При типографии открыта была библиотека каким то Киприановым для продажи книг на правах монополии.

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

Чтобы понятнее было учение св. Григория Паламы по этому вопросу, необходимо суммировать, сказанное выше. Необходимо классифицировать мнения церковных писателей. За тринадцать веков развития церковной мысли, по интересующему нас вопросу, было сказано столько, что систематизация святоотеческих идей может легче осветить мнение самого Паламы и уяснить истоки и непосредственные влияния в его антропологических воззрениях. Едва ли не большинство церковных писателей хотели видеть образ Божий в разумности (духовности). При этом некоторые ограничивали богоподобие только одним этим свойством человеческого существа, тогда как другие допускали наряду с разумностью и другие силы и способности человека. К сторонникам этого взгляда надо причислить: св. Климента Римскаго 1697 , Климента Александрийского 1698 , Оригена 1699 , св. Мефодия Олимпийского 1700 , св. Афанасия Александрийского 1701 , св. Кирилла Иерусалимского 1702 , св. Василия Великого 1703 , св. Григория Богослова 1704 , св. Григория Нисского 1705 , св. Макария Египетского 1706 , св. Диадоха Фотики древнего Эпира 1707 , св. Кирилла Александрийского 1708 , св. Нила Синайского 1709 , Василия Селевкийского 1710 , св. Максима Исповедника 1711 и св. Иоанна Дамаскина 1712 . Некоторые, из упомянутых писателей, допускали наряду с духовностью или разумностью еще и свободную волю, как признак образа Божия. Следует назвать: св. Кирилла Иерусалимского , св. Григория Нисского , св. Макария Египетского , св. Кирилла Александрийского , Василия Селевкийского и св. Иоанна Дамаскина . (Только что приведенные под строкой произведения этих писателей, должны быть упомянуты и в данном случае). Сравнительно мало усматривают образ Божий в бессмертности. Это: Татиан Ассириец 1713 , Климент Александрийский 1714 , св. Кирилл Иерусалимский 1715 и св. Иоанн Дама-скин 1716 Не мало писателей Церкви усматривают образ и подобие Божие в господственном или начальственном положении человека в мироздании. Здесь, прежде всего, надо упомянуть св. Иоанна Златоуста , который это особенно подчеркивает 1717 . Кроме него надо указать на: св. Григория Нисского 1718 , св. Ефрема Сирина 1719 , св. Кирилла Александрийского 1720 , Василия Селевкийского 1721 и св. Иоанна Дамаскина 1722 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

Этот же монастырь присылал в 1717 году митрополита Григория 215 . В том же году обращался в Петру с просительною грамотой афонский Хиландарский Введенский монастырь, присылавший архимандрита Макария 216 . В 1715 году Хиландарская сербская лавра, стоявшая во главе славянских обителей на Афоне, получила сто рублей милостыни и разрешение на сбор пожертвований в Москве 217 . В 1701 году присылал просительную грамоту с архимандритом Василием афонский Павлогеоргиевский монастырь 218 . В 1703, 1707, 1712 и 1720 годах приезжали игумены русского афонского Пантелеймоновского монастыря и получали обычную дачу в полтораста рублей соболями; кроме того, иногда еще богослужебные книги, церковные сосуды и утварь и разрешение на сбор пожертвований по всей России 219 . В 1714 году прислал к Петру и царевичу Алексею просительные грамоты с игуменом Феофаном афонский Филофеев монастырь 220 . Афонский греческий Иверский монастырь имел в Москве свое подворье – греческий Николаевский монастырь, откуда время от времени получал транспорты вещевых приношений 221 . Получали «милостынную дачу» от казны и другие афонские монастыри 222 . В 1705 году все афонские монастыри обращались к русскому царю с просьбою о помощи 223 . Западнорусские православные, изнывавшие под двойным гнетом римского католичества и унии, видели в выраставшей могуществом великой России единственную свою надежду и получали от нее, по мере возможности, как денежную помощь, так и покровительство. В 1708 году дана виленскому Святодуховскому монастырю жалованная грамота на ежегодное получение 50 рублей 224 . Своему послу в Польше, князю Долгорукому, русское правительство давало наказ «предлагать и домогаться, чтобы как на львовскую епископию, так и на прочие православные епископии никто из униатов допущен не был, а были бы посвящены из православных монахов» 225 . VII Для установления в среде членов самой Православной Церкви строгой церковной дисциплины были предприняты меры к обязательному ежегодному исполнению всеми православными Таинства исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

а) Окладный полуполтинный сбор в Военный Приказ. Это был оклад с каждого двора на ратную службу. До Петра он назначался по случаям войны и по особым государевым указам в количестве, указываемом надобностью государства. До 1705 года Петр держался в отношении этого сбора прежних порядков. В 1705-м году, по случаю шведской войны, он установил этот сбор постоянным, ежегодным и в 1707 г. табельным. Первоначальный способ взимания и ведении его указан в следующей памяти Военного Приказа в Монастырский: «В нынешнем 705 году великий Государь Царь и великий князь Петр Алексеевич, по именному своему Великого Государя указу, для свейской службы ратным людям драгунских полков на жалованье на нынешний 705 год взять и впредь сбирать повсягоды. по переписным книгам 186 и 187 годов с дворцовых, с патриарших, и с архиерейских, и с монастырских, и церковных крестьянских и бобыльских и с дворцовых и деловых людей по полтине с двора, и тот полполтинный сбор ведать и впредь сбирать генваря с 1 числа 706 году в Монастырском Приказе и, те деньги сбирая, присылать в Приказ военных дел на указные сроки, с ближних городов в 15 да в 28 день февраля, из дальных городов марта в 1 да в 15 числе. И для того сбору из Военного Приказу с приходных книг списав списки за дьячими приписьми отослать в Монастырской Приказ, a которые городы и села и деревни в Приказе военных дел в приходных книгах против переписных книг 186 и 187 годов из Золотые Полаты были не написаны, — и из тех городов и сел и деревень те полполтинные деньги в Монастырском Приказе потому же имать сполна и присылать в Военный же Приказ. A буде судьи полполтинных денег по окладу в котором году не выберут и о доимочных книгах на судей выписать к великому Государю в доклад. И по тому великого Государя указу из Приказу военных дел для того сбору с приходных книг списки за дьячими приписьми в Монастырской Приказ к... боярину Ивану Алексевичу Мусину-Пушкину с товарищи так полуполтинный сбор, сбиравшийся и ранее 1702 г., прямо в Военный Приказ, с 1705 года отправлялся и ведался по отношению к дворцовым и церковным вотчинам в Монастырском Приказе; но потом он передал в губернии и провинции, и чрез губернских и провинциальных властей пересылался в Военный Приказ. Существование этого налога продолжалось до введения подушного налога. Правительство требовало особенной исправности в отправлении его. В Военный Приказ велено было отсылать собранные деньги прежде, чем в другие приказы; и даже в другие приказы предписывалось отсылать требуемые деньги не иначе, как по надлежащем отправлении всего указного оклада в военный.

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

3 алт. 2 д., с замоскворецких 32 церквей (из 41) 590 3 р. 18 алт. 2 д. Авг. 31 д. 1705 г., по указу великого государя, вследствие челобитья поповских старост московских сороков велено сбирать со всех епархий и с патриаршей области по гривне с церкви в год «в подмоги священником на службы великого государя», за исключением, впрочем, епархий Новгородской, Псковской, Смоленской, Астраханской и Сибирской, «для того, что из епархий в случившиеся службы во многие полки даваны священники с подмогою, а Астраханская и Сибирская в дальности». В Москве назначено ведать этим сбором поповским старостам поочередно, и определена им за труд подмога с церквей же. Относительно патриаршей области и епархии к этому делу поставлен певчий, который имел писать грамоты в города и десятины патриаршей области и в епархии, принимать деньги и производить разверстку. С церквей патриаршей области положено сбирать 394 р., с 14 епархий 638 р. 26 алт. 4 д. В 1710 г. «по указу великого государя, по доношению из Духовного Приказу и по приговору в Ближней Канцелярии в комиссии министров, велено тому сбору с попов быть по-прежнему, а сбирать по епархиям архиереям и присылать к Москве в Духовный Приказ, а из Духовного Приказу посылать в армию, в кавалерию и во инфантерию, на дачу попам с причетники, взяв оттуда ведение, где что послать надлежит, а остатки за теми расходы отсылать в Военный Приказ, а на другие расходы тех денег в Духовном Приказе не держать. В 1720 году 9-го марта «против доношения из Приказу церковных дел, по Сенатскому Приказу, велено патриарши области и архиерейских епархий с церквей на прошлые годы те доимочные гривенные деньги... собрать, и впредь, по вся годы сбирая, присылать к Москве в «Духовный Приказ» 591 . Из документов Монастырского Приказа открывается, что до 1705 года принимались в нем подможные деньги частью по окладу, частью по запросу. С Вологодской епархии в течение 1702–1704 годов принималось в Приказе окладных по 4 д. с рубля данной епархиальной подати, и «осьми полковым попам свейского походу по 3 деньги с рубля данного платежу» в 1704 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

В период секуляризационных реформ царя Петра I в 1701-1705 гг. земельные владения обители не были конфискованы, однако все доходы с них стали поступать в Монастырский приказ. С 30 дек. 1701 г. вместо этих денег каждому насельнику, включая и архимандрита, выплачивалось единое фиксированное денежное и хлебное содержание в размерах «без чего по самой нужде быть не возможно». В период частичной секуляризации земельных владений в 1705-1720 гг., вероятно, в связи с незначительностью получаемых доходов право их сбора вновь было передано обители. На 1744 г. за мон-рем числилось 534 крестьянина. Владельческие права Ж. м. на вотчины были подтверждены в жалованной грамоте имп. Елизаветы Петровны от 5 дек. 1744 г. Документ был написан на пергаменте и украшен рисунками, листы переложены «темнолазоревой камкой», переплет также обложен камкой «с разными полосами и по ней белые травы с корни», скреплены шелково-серебряными шнурами, красновосковая печать заключена в серебряный корпус (ГА Тверской обл. Ф. 192. Оп. 1. 4). По данным офицерской описи 1764 г., в 1-й пол. XVIII в. монахи не получали ни хлебного, ни денежного жалованья, довольствуясь общей трапезой и небольшими денежными выплатами, складывавшимися в результате раздела доходов от треб и кружечного сбора. Слуги получали по 1 р. и по 6 четв. хлеба в год. Проживавшим в мон-ре отставным офицерам и солдатам (5 чел.) полагалось в год 44 р. 30 коп., 15 четв. муки, 7, 5 четв. круп. В 1-й пол. XIX в. штатная выплата Ж. м. составляла 701 р. 39 к. серебром. В нач. XX в. на содержание настоятеля, братии и штатных служителей ежегодно из Тверского уездного казначейства отпускалось 1192 р. 19 к. Сведения о получении мон-рем дохода в виде процентов с капитала впервые зафиксированы в билете Московской сохранной казны, оформленном в 1800 г. дочерью подполковника Н. И. Шишковой, к-рая положила в казну 500 р. ассигнациями с условием выплаты Ж. м. 25 р. ежегодно. На 1917 г. неокладные доходы составили 5129 р. 72 к., проценты по ценным бумагам 3364 р.

http://pravenc.ru/text/182239.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010