В коллегии этой проявил Прокопович и дар проповедничества; изучив классических ораторов Греции и Рима. Увидев же, что дальше узнать в коллегии нечего, Прокопович внезапно скрылся. Пешком странствуя, перешел Альпы и, в 1702 году, очутился в Польше. На границе Галиции и Польши, в Почаеве, пострижен он в монашество, при восприятии иночества назвавшись Самуилом. В Киеве он оказался только в 1705 году, уже монахом, переменив имя еще раз и, в память дяди благодетеля, назвавшись Феофаном. На родине ему дали кафедру поэзии в Киево-Могилянской Академии, а последующий год, составив учебник риторики на латинском языке, Феофан взял класс риторический. В 1706 г. в июле, как известно, прибыл Петр I в первый раз в Киев, и Феофан (5 июля) произнес приветствие монарху, полное истинного красноречия, с блестящими и легкими оборотами живой речи, не могшими не удивить и не порадовать Петра своею неожиданностью. В следующем году (1707 г.) Феофан сделан префектом Академии и наставником философии. В 1709 году во второй приезд Царя в Киев, Феофан произнес самое громозвучное слово Победителю, оставшееся в его памяти неизгладимым, как и самый образ умного префекта-проповедника. Между тем, 1 июня 1718 г. рукоположили Феофана в епископа псковские и вслед за тем занялся он, по указу царскому, составлением духовного регламента, оконченного в 1719 году. Подписанный сенатом и духовными лицами, утвержденный монархом, этот законодательный акт положен в основу действий открытая Петром I Святейшего Синода (14 февраля 1721 г.). В 1720 г. написанное Феофаном «Первое учение отрокам» – опять вызвало протест противников, желавших подорвать богословский авторитет его автора; но это им не удалось. Образовав синод, государь назначил президентом его Стефана, митрополита рязанского, а вице-президентами: архиепископа новгородского Феодосия и псковского епископа Феофана. Со смертью Стефана, Феофан уступил до времени преимущество Феодосию. В 1722 году сочинил Феофан в оправдание произвола государя назначить себе наследника «Правду воли монаршей», а затем получил он поручение Петра написать историю его царствования (до Полтавской баталии), изданную кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В настоящий раз мы постараемся дать характеристику работы этого «скульптора». К сожалению, нам не удалось отыскать ни в одном списке художников, работавших в XVIII веке в императорских дворцах, имени и характеристики деятельности этого Михаила Зимина. Возможно, что это был молодой, начинающий работник, не заявивший себя ничем особенным, имя которого могло легко затеряться в архивах, или же он был просто вольнонаемным, получившим настоящий заказ не в виде самостоятельной работы, а только для выполнения готового плана, эскиза, сделанного кем-нибудь из более опытных и известных мастеров. Можно, далее, предположить, что автор такого орнаментального проекта был из иностранцев: по крайней мере, трудно иначе объяснить, почему в подписях на клеймах —684— встречаются латинская буквы? Едва ли, Михаил Зимин мог бы писать таким испорченным языком, как, напр., «БОМВ (лат. бук.) А РОССИСКА НАШЛА МЕСТО ВКЕ (слав. букв.) ГОЛМЕ»; «ΝΑΡΒΑ ВЗЯТА 1704». В первой комнате – столовой Императрицы – план орнаментировки таков (См. рис. 1). Потолок в форме плоского купола с ребрами, которыми он опирается на четыре угла стен, отграничен от этих последних узким простым карнизом. Главная барельефная орнаментировка нанесена на площади потолка. В центре представлена фигура Виктории, с трубою в руке, как бы несущая два медальона с полубюстовыми изображениями рельефом; «ПЕТР ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖАВ: ВСЕЙ РОСИИ» и «ЕКАТЕРИНА ИМПЕРАТРИЦА И САМОДЕРЖАВ: ВСЕЙ РОСИИ». Оба эти изображения сильно замазаны неумелыми реставраторами, так, что нет возможности определить, были ли это портретные лица или же свободно скомпонованные. Это срединное пространство заключено в особую, очень красивую, в стиле «рококо», рамку неправильной формы. Все остальное пространство плафона занято тридцатью двумя клеймами с подобными же оправами. В каждом представлено какое-нибудь событие из военной деятельности Петра Великого начиная с 1703 г. и по 1720 г. Верхний ряд: 1) «ШЛЮТЕБУРГ ВЗЯТ 1702». 2) «ПЕТЕРБУРГ ОСНОВАН 1703»; 3) «И НЕВА НЕ УКРЫЛА КАНЦОВ ОТ РОССИЙСКИЯ ПУШКИ 1703»; 4) «СИЛНЯ ЛАДИЯ РОСИСКА НА ЧЮДСКОМ ОЗЕРЕ 1704»; 5) «СИЛА ПЕТРОВА РАЗРУШИ СТЕНЫ ГРАДА ДЕРПТА 1704»; 6) «НΑΡΒΑ ВЗЯТА 1704»; 7) «НИТАВА СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ МУЖЕСТВО ПЕТРОВО 1705»; 8) КАЛИШСКАЯ БОТАЛИЯ 1706»;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В том же году Александрийский Патриарх Самуил прислал к Петру грамоту с просьбою о даче милостыни Александрийскому патриаршему престолу, .обители святого Саввы Освященного в Египте и обители святого великомученика Георгия 207 . В 1718 году, по просьбе Константинопольского Патриарха Иеремии с нарочно посланным, дана Патриарху царская грамота на ежегодное получение соболей на три тысячи рублей 208 . В 1718 году обращался к России с просьбой о пособии сербский Митрополит Моисей 209 . Афонские монастыри один за другим высылали в Россию своих игуменов и Архимандритов, которые возвращались назад не с пустыми руками. Греческий ватопедский монастырь с 1655 года, за удержанные в Москве принадлежавшие монастырю мощи, получал через каждые четыре года по пятисот рублей 210 . В 1696 году дана жалованная грамота афонскому георгиевскому изуграфскому монастырю на приезд за милостыней «в пятый год» 211 . В том же году присылал за милостыней Архимандрита Афанасия афонский Евсфигменский монастырь 212 . Этот же монастырь присылал в 1717 году Митрополита Григория 213 . В том же году обращался к Петру с просительною грамотой афонский хиландарский введенский монастырь, присылавший Архимандрита Макария 214 . В 1715 году хиландарская сербская лавра, стоявшая во главе славянских обителей на Афоне, получила сто рублей милостыни и разрешение на сбор пожертвований в Москве 215 . В 1701 году присылал просительную грамоту с Архимандритом Василием афонский Павло–Георгиевский монастырь 216 . В 1703, 1707, 1712 и 1720 годах приезжали игумены русского афонского пантелеймоновского монастыря и получали обычную дачу в полтораста рублей соболями; кроме того, иногда еще богослужебные книги, церковные сосуды и утварь и разрешение на сбор пожертвований по всей России 217 . В 1714 году прислал к Петру и царевичу Алексею просительные грамоты с игуменом Феофаном афонский филофеев монастырь 218 . Афонский греческий иверский монастырь имел в Москве свое подворье – греческий Николаевский монастырь, откуда время от времени получал транспорты вещевых приношений 219 . Получали «милостынную дачу» от казны и другие афонские монастыри 220 . В 1705 году все афонские монастыри обращались к русскому царю с просьбою о помощи 221 . Западнорусские православные, изнывавшие под двойным гнетом римского католичества и унии, видели в выроставшей могуществом великой России единственную свою надежду и получали от нее, по мере возможности, как денежную помощь, так и покровительство. В 1708 году дана виленскому святодуховскому монастырю жалованная грамота на ежегодное получение 50 рублей 222 . Своему послу в Польше, князю Долгорукому, русское правительство давало наказ «предлагать и домогаться, чтобы как на львовскую епископию, так и на прочие православные епископии никто из униатов допущен не был, а были бы посвящены из православных монахов» 223 . VII

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В числе первых правительственных дел преемницы Петра Великого Императрицы Екатерины I было – развязать дела с Китаем. И для определения границ и для окончательного положения о Духовной миссии, назначен был полномочным посланником в Пекин Савва Владиславич граф Рагузинский. Эта личность, хотя бессознательно, но послужила величию иркутской паствы, была орудием Промысла, чтоб во главе Иркутской иерархии поставлен был Праведник, – потому граф Владиславич требует ближайшего с собою ознакомления. Владиславич, по своеобычному выражению писавшего обозрение сибирской истории, был черногорский шляхтич, счастливый торгаш, которому еще в 1705 г. дано право купечествовать в России, и в чине надворного советника в 1712 г. за службу Государеву отдан поташный откуп. Но в более спокойном рассказе летописателя Иркутского, покойного П. И. Пежемского, биография Владиславича изображается так. Савва Лукич Владиславич, граф Рагузинский, тайный советник и ордена Св. Александра Невского кавалер, родился в Боснии, занимался торговлею, был тайным агентом послов Российских в Константинополе; они доверяли ему разные поручения в Россию, в которую Владиславич ездил с кумачами, хлопчатою бумагой и деревянным маслом. Великий Петр ценил его заслуги и дозволил ему свободную торговлю по всей России; 1708 г. – пожаловал ему в Москве дом; 1710 г. – произвел в надворные советники. Таким образом, исправляя разные поручения от Российского двора (за что получил еще в награду три села в Малороссии: Топаль, Вишенку и Парафеевку), 1711 г. – он был при Императоре в прусском походе и тогда же получил от Рагузинской республики диплом на графское достоинство; 1714 г. – получил царскую подтвердительную грамоту о торговле в России; 1716 г. – ездил в Италию, 1720 г. – в Рим за получением подаренной Папою Климентом XI Петру Великому мраморной статуи Венеры. Императрица Екатерина I пожаловала его в действительные статские советники 9 марта 1725 г., а 18 июня назначала чрезвычайным посланником и полномочным министром к Пекинскому двору – для восстановления торговли с Китаем, разграничения сопредельных земель, удовлетворения требований о перебежчиках и пресечения взаимных ссор. Ему ассигновано жалованья 6000 р. в год, и единовременно на путевое содержание выдано мягкой рухлядью на 24 тыс. р. В наказе Владиславичу дано на внимание гордое невежество китайского министерства, уверявшего прежде посла Измайлова, что Ангара есть пограничная река и что на Иртыше надобно выстроить китайскую крепость.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Взятие пограничной между Имеретией и Карталиниею крепости Вахана Омар-ханом Хунзахским случилось въ 1785 г. и интересно, между прочим, тем, что при этом в плен были захвачены две девушки Абашидзе, из которых одну взял себе в жены Омар-хан, а другую выдал за шушинского хана Ибрагима (H. de la G., II, 2 livr., 251–252). Потомки их, кажется, существуют до сих пор. Вахушт записи четвероевангелия был одной из выдающихся личностей из рода Абашидзе, женатый с 1712 г. на дочери карталинского царя Вахтанга VI Ануке (H. de la G., II, livr., 400). До нас дошла ее подлинная рядная запись, снабженная собственноручной подписью Вахтанга VI и содержашая, между прочим, и отчетливую характеристику всех членов дома Вахтанга VI. Род Вахушта приобретает особенную известность со времени имеретинскаго царя Александра III (†1661 г.). Абашидзе роднятся с царями и владетелями и в такой степени усиливаются, что из них Георгий держит в своих руках судьбы Имеретии. Будучи сначала монахом под именем Малакии и епископом Шемокмеди, он сбрасывает с себя монашескую рясу, женится не раз, разводясь то с одною, то с другой. Ведет усиленную борьбу со своими недругами, которых у него было немало, и к которым принадлежала и линия Вахушта. Сажает на трон сначала Александра IV, потом Георгия VI, вместо которых царствует сам и умирает в 1720 г. Задолго до своей смерти, а именно в 1705 г. он жертвует Давид-Гареджийскому монастырю громадный Гулан, в который собственноручно вписывает рифмованными стихами свой некролог. В некрологе этом он славить свою силу, подвиги: «он не успел только подняться до небес»... Гулан этот, в настоящее время находящийся в церковно-археологическом древлехранилище при Синском соборе, «переписан гелатским архепископом Захарием Квариани в 1655 г.» при имеретинском царе Александре III и супруге его дочери Кахетинского царя Нестан-Дареджани (H. de la G., II, 1 livr., 643). О выдаче Георгием дочерей его: Тамары за царя Александра IV, Аники за царя Свимона, N за царя Георгия VI, Мариамы за сына Вахтанга VI, историка и географа Вахушта, Елены за Гуриели Кайхосро II и той же Тамары за дадиани Геогия см. там же. Что касается постройки храма в Авраамевском монастыре в Иерусалиме, то на стене последнего по ныне уцелела на грузино-греческом языке надпись, которая показывает, что «сей монастырь патриарха Авраама возобновлен иждивением архонта Георгия Абашидзе из Имеретии в лето 1700». (Иосселиани, род князей Челокаевых 1866, стр. 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Возможно, он же был старостой этого ряда в 1691–1692 годах, а в 1694 году привлекался как эксперт в решении спорного вопроса о пробе серебра (см.: РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Д. 32396. Л. 1; Д. 47135. Л. 1; Д. 52527. Л. 5; Д. 52530. Л. 1). 2) Фёдор Прокофьев из Мещанской слободы, грамотный, взявший 24 июля 1705 года серебряные пробы в Оружейной палате «для мастерского промыслу» (см.: Там же. Д. 969. Л. 70). 3) Фёдор Петров сын Дубровин из Огородной слободы, торговый человек Серебряного ряда, грамотный, в 1706 году взявший серебряные пробы (см.: Там же. Л. 7806.). 4) Фёдор Петров сын Пепелыш из Басманной слободы, серебряник, специализировавшийся в 1701–1704 годах на изготовлении резных и басменных окладов, неграмотный (см.: Там же. Ф. 248. Оп. 5. Кн. 217. Л. 38об., 83, 398, 400об., 452, 493, 777). Из этих претендентов на клеймо нам более вероятным представляется Фёдор Прокофьев из Мещанской слободы с учётом того, что он безусловно серебряник, был грамотен и мог самостоятельно закомпоновать и выгравировать надписи, жил в Мещанской слободе, где было сосредоточено много квалифицированных мастеров, поэтому мог получить заказ от человека, связанного с Кремлём, о чём свидетельствует подбор мощей, вложенных в крест. Другие произведения с клеймом Фита П нам неизвестны. 4. Крест-мощевик наперсный Инв. МР-11229. 1720 год. Москва. Мастер Герасим Фёдоров Копылов. Серебро; чеканка, гравировка, золочение. 11.7×9.9×1.5 см. Клейма: мастера – ГК; городское – гербовый орёл с буквой К на крыле справа. Поступил в 1986 году из прокуратуры Севастопольского района Москвы. Крест четырёхконечный с фигурными концами, вызолочен, на лицевой стороне рельефное Распятие с главой Адама, полуфигуры Богоматери, Иоанна, Саваофа и изображение голубя. На оборотной стороне выгравированы надписи о вложенных мощах: ИОАННА ПРЕДТЧИ/ПРОРОКА ДАНИИЛА/ЕВАГЛИСТА МАРКА/ЕВАГЛИСТА МАТФЕА/ЕВАГЛИСТА ЛУКИ/АНДРЕА ПЕРВОЗВАННА/АРХИДИАКОНА СТЕФАНА/НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА/ИОАННА ВОИНСТВЕ/КИРА БЕЗСРЕБРЕНИКА/ИОАННА БЕЗСРЕБРЕНИ/КОСМЫ БЕЗСРЕБРЕНИКА/ДАМИАНА БЕЗСРЕБРЕНИКА/ИАКОВА ПЕРСКАГО/ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКАГО /ТИХОНА ЧЮДОТВОРЦА/ГРИГОРИА БГОСЛОВА/ИОАННА МИЛОСТИВАГО/ ИОАННА ЗЛАТОУСТА /АНИТИПЫ ЧЮДОТВОРЦА/ФЕОДОРА ТИРОНА/МЧНКА ГЕОРГИА/МЧНКА ДИМИТРИА/ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА/АНДРЕА СТРАТИЛАТА/МЧНКА АРЕФЫ/СПИРИДОНА ЧЮДОТВОРЦА/СЕРГИИА ЧЮДОТВОРЦА/ АЛЕКСАНДРА СВИРСКАГО /ЦРЯ КОНСТАНТИНА/КНЗЯ ВЛАДИМЕРА/ЦРВЧА ДИМИТРИА/АЛЕКСАНДРА НЕВСКАГО/БГО МТРЕ АННЫ/МЧНЦЫ ЕКАТЕРИНЫ/ФЕОДОСИИ ДВЦЫ .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Граф Яков Вилимович Брюс, неустранимый воин, искуснейший своего времени Министр, любимый, уважаемый всеми, известен был в Европе по своему глубокому учению, отличным сведениям в Физико-Математических науках. Петр Великий заставлял его переводит с иностранных языков, особливо с Английского и Немецкого, разные книги, полезные для Россиян. Он сочинил краткую Геометрию для Государя и столетний календарь, известный доселе 158 ; занимался составлением подробной Географии Российской Империи с присовокуплением ландкарт; вступил, по приказанию Петра, в ученую переписку с славным Лейбницом, для исследования происхождения Российского народа 159 и привел в лучший порядок нашу артиллерию. Ему обязаны мы первыми артиллерийскими и инженерными школами, заведенными им в Москве и С. Петербурге. Кабинет Графа Брюса, состоявший из разных механических, астрономических и физических машин и инструментов, также из камней, руд, древних медалей, монет и других редкостей, почитался первым в России. Он завещал его и всю свою библиотеку Императорской Академии Наук на пользу общественную. Удостоенный особого благоволения Петра Великого, занимая в Его Государствование почетные места, Граф Брюс употреблял силу свою на подвиги, благотворения; был доступен для каждого; любил делать добро без тщеславия; помогал бедным; отирал слезы несчастных. Смерть его опечалила многих. Старший брат Графа Якова Вадимовича Брюса, Роман Вилимович, служил, сначала, в Потешных, потом Капитаном лейб-гвардии в Преображенском полку; участвовал в обоих Азовских походах (1695 и 1696 г.); в осаде Нарвы, будучи Полковником (1700 г.); во взятии Шлиссельбурга (1702 г.); находился при покорении Ниеншанца и заложения Петербурга (1703); назначен Обер-Комендантом в эту столицу (1704 г.); охранял ее от Шведов; занимался, в отсутствие Меншикова, обстройкою города; пожалован Генерал-Майором (1705 г.); содействовал Графу Апраксину во взятии Выборга (1710 г.); покорил Кексгольм (8 сент.), за что произведен в Генерал-Поручики; назначен членом Военной Коллегии (1719 г.); умер в 1720 году, на 53 от рождения. Под его надзором построена каменная Петропавловская крепость, вместо первоначальной земляной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дан в Глухове ноября 20, 1718 г». После о. Елисея Зеленецкого, владевшего Ромашковым по акту 1676 г., шумною известностию пользовался о. Афанасий Зарудский, бывший при избрании нового архипастыря Черниговского, Иоанна Максимовича, в ноябре 1696 г. Он был довольно образован. В 1708 г. в Глухове говорил он «казанье» – проповедь, в которой описал дела изменника Мазепы. В 1717 г. посвятил он Петру вел. свое толкование на евангелие Иоанна. Он был наследственный владелец Комаровки, Белокопытова и нескольких мельниц. За Глуховскую проповедь дана ему была Ковпинка, бывшее имение изменника Быстрицкого. «Респектуючи, говорит универсал 8 янв. 1709 г., на его о. Заруцкаго, протопопии новгородскаго, казнодейские в проповеди слова Божиего праци, – изменническую Бысртицкаго слободу Ковпинку – надалисмо». За посвящение толкования царю он опять щедро награжден. Универсал 18 февраля 1718 г. говорит: «респектуючи в том же не тилько за монаршое достоинство у престола Божия при зебкровных оферах непрестанние приносит моления, лечь и на прославление превысочайшему его цар. вел. имени приписанием конклюзии многие показал труды и знатное понес иждивение, надалем ему (о. Заруцкому) село Знобу з угодьями в спокойное владение». Он умножал имения и покупками. «Ведомо чиним: пишет святитель Феодосий, теперь и в потомные часы, иж мы сим листом нашим перший лист наш, данний честному о. Афанасию Заруцкому, протопопе нашему Новгородскому, на пляц наш в месте Новгородку меж межами в том листе описанными лежачий ни в чом не пенний, дарованний негдысь антецессорови нашему блаженныя памяти преосвящ. Лазару Барановичу, теперь зась на потребу кафедры нашей помененному отцу протопопе Новгородскому за сумму золотых пять сот проданний, ствержаем, умоцеем, мети хочем, абы в держаню и заживаню того плацу жаден так з господару кафедральных як з панов обивателей новгородских пречестнаго отца протопопу, жону и потомков его турбовати не важлся; а хтобы той воли нашей архиерейской противным был и постановление касуючим, таковий Божого не уйдет неблагословенья наиказанья. – що абы в лепшой твердости было, сей лист наш повторний з подписом руки власной и з притеснением печати нашей кафедральной тому ж пречестному о. протопопе видати раскозалисмо. – Писан в Новгородку року Божого 1694 г. м. авг. 19 д.». В синодике кафедры в 1705 г. записан «род честнаго отца Афанасия Зарудскаго протопопи Новгородскаго». Кончина о. Афанасия последовала вероятно в 1720 г.

http://sobory.ru/article/?object=08725

До 1708 книги эти печатались в Московской типографии славянским шрифтом. В 1707 году прибыли из Голландии три типографщика, из коих один, словолитчик Антон Демей, привез с собою «новоизобретенные русские литеры, составленные по образцу латинских букв, как более красивых, чем славянские, при чем все титлы, а равно и некоторые буквы (ψ, ξ, ν) были отброшены. Просмотрев и местами сам нодправив этот русский шрифт, Петр указом 1-го января 1705 г. повелел напечатать новым шрифтом Геометрию; затем стали печататься этим «гражданским» шрифтом и другие издания, для чего в Москве учреждена была и «гражданская типография». Подобная же типография «с новыми литерами» основана была в 1711 году и в юном Петербурге. Славянским шрифтом продолжали печатать теперь лишь Св. Писание и вообще книги религиозного содержания в старой Московской типографии и в основанной в 1720 г. типографии при Александро-Невской лавре, а также в юго-западной России, в типографиях Киевской, Слуцкой, Могилевской, Черниговской 159 . Заведывание переводами и изданием их поручено было графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину, но Петр сам во все входил: печать, шрифт, самый переплет книг – все было предметом личных забот этого необыкновенного человека, потому что все делалось по его лишь инициативе. Всего было сделано около 600 изданий разных книг, как переводных, так и оригинальных 160 . Но читателей было мало: изданные с такими заботами и трудами книги не находили себе сбыта и, как ненужные, предавались уничтожению. Так, в 1752 г. накопившиеся во множестве, в конторе Московской синодальной типографии, книги петровских изданий признано необходимым или продавать на бумажные фабрики, или употреблять на обертку вновь выходящих книг. Это повторялось в 1769 и 1779 годах. Слухи эти были не безосновательны. В течение столетий разговорный русский язык, естественно развиваясь, далеко отошел от языка Кирилло-Мефодиевской Библии. Чтобы убедиться в том, достаточно сравнить корреспонденцию времени Петра с языком славянской Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Игумен Филарет. 35) В 1702 году, настоятелем монастыря был игумен Филарет, который преосвященным Иовом, митрополитом Новгородским и Великолукским, произведен в сан архимандрита. Архимандрит Серапион. В 1705 году, настоятелем монастыря был архимандрит Серапион, который в том же году, 2 октября, с благословения преосвященного Иова, митрополита Новгородского, освящал вновь устроенный в городе Старой-Руссе городской собор, во имя Воскресения Христова. 37) В 1707 году, по прошению архимандрита Серапиона с братиею, преосвященным Иовом, митрополитом Новгородским, дана благословенная грамота с дозволением на построение в приписном Козмодамианском монастыре 24 новой деревянной церкви, во имя святых бессребреников и чудотворцев Козмы и Дамиана, вместо прежней, пришедшей в ветхость. Из этой грамоты видно, что в Козмодамианском монастыре, были две ветхие деревянные церкви с приделами: святых мучеников Бориса и Глеба и святой мученицы Анастасии. Следов существования этих церквей не сохранилось; и только на Козмодамианскую церковь имеется один деревянный храмозданный крест со следующею надписью: «освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме святых чудотворцев Козмы и Дамиана при царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея России, и Преосвященном митрополите Макарии, Великого Новгорода и Великолукского, лета 7128 (1620) года, марта в 21 день, на память преподобного отца нашего Феодора исповедника, при строителе того храма Зосиме, черном священнике». Но кроме этого, ни плана, ни фасада, как церкви, так и колокольни при ней, не осталось на память потомству. Из закладной крепости, совершенной в старорусской канцелярии в 1720 году, видно также, что старо-русского Козмодамианского монастыря был строителем иеромонах Павел, который под эту крепость, дал заимообразно стряпчему монастыря, из монастырской Козмодамианской казны – 49 рублей, 16 алтын и 4 деньги серебром. За приписным Козмодамианским монастырем находилось крестьянских и бобыльских 26 душ. В том же 1707 году, по духовному завещанию старорусского- посадского человека, Кондратия Петрова, поступила во владение сего монастыря соляная варница, находившаяся на острове реки Полисти. против Козмодамианского монастыря, на условии пользования ею совместно с последним.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010