Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНТЕИЗМ [От греч. πν - всё и θες - бог], особый тип религиозного, мифологического и философского мировоззрения, в основу к-рого положен принцип нераздельного единства мира и Бога, утверждающий в своем крайнем выражении - «всё есть Бог» - обожествленность мира или даже тождественность мира и Бога. По причине неопределенности составляющих значений термина «пантеизм» оказывается возможным объединение под одним названием представителей самых различных, а порой противоположных философских и религ. учений: теизма и атеизма, теоцентризма и натурализма, мистицизма и рационализма. Термины «пантеизм» и «пантеист» возникли в новоевроп. философии XVIII в. и обязаны своим происхождением и толкованием ирл. философу-деисту Джону Толанду (1670-1722). Он впервые употребил слово «пантеист» в соч. «Социнианство в подлинном изложении пантеиста» (Socinianism Truly Stated, by a pantheist. L., 1705) и развил свое понимание П. в специальной работе «Пантеистикон» (Pantheisticon. L., 1720). По мнению Толанда, пантеисты считают, что «вселенная… бесконечна как по протяжению, так и по силе; едина непрерывностью, целостью и смежностью частей, неподвижна в целом, ибо вне нее нет ни места, ни пространства, но подвижна в частях в бесчисленных промежутках; одновременно неразрушима, и необходима, и притом в обоих смыслах - в смысле вечного существования в прошлом и вечного пребывания в будущем; разумна в некоем высшем смысле…» ( Толанд. 1967. С 357). Эта вселенная, цельная, гармонично упорядоченная, управляемая и совершенная, по словам Толланда, «есть Бог, которого можно назвать… разумом и духом вселенной» (Там же. С. 358). Исключительное место в истории П. принадлежит философии Б. Спинозы , к-рая в силу религиозно-философских и мировоззренческих особенностей своей эпохи стала выражением сути П. Основное положение учения Спинозы «Бог или природа», не будучи новым для европ. философии, заключало в себе возможность отождествления Бога с природой, определило на последующие годы содержание понятия П., стимулировало поиски пантеистических концепций в древних и совр. религиозных и философских учениях и тем самым способствовало формированию представлений о существовании давней традиции П.

http://pravenc.ru/text/2578840.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЙ III АНТИОХИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Афанасий III Даббас (+ 1724 ), патриарх Антиохийский (25 июня 1685 или 1686 - октябрь 1694, январь 1720 - 25 июля 1724) Родился в середине XVII века в Дамаске В молодости постригся в монахи с именем Прокопий в палестинской лавре св. Саввы Освященного . В 1680-х годах христианская община Халеба предложила его кандидатуру для замещения местной митрополичьей кафедры, однако Антиохийский патриарх Кирилл V воспротивился этому. В результате вспыхнуло ожесточенное противостояние халебской и дамасской общин, сплотившихся вокруг своих глав, Прокопия и Кирилла. Епископы - сторонники Прокопия возвели его на патриарший престол с именем Афанасий. В поисках союзников он обратился за помощью к францисканским миссионерам, активно действовавшим на Ближнем Востоке под покровительством европейских консульств. В течение нескольких десятилетий Афанасий Даббас поддерживал тесные контакты с Ватиканом, уверяя латинян в своей приверженности католическому вероучению. Понимая, что у него не хватает сил одержать верх над патриархом Кириллом, и видя пагубность церковной смуты для сирийских христиан, Афанасий Даббас пошел на примирение со своим противником и в 1694 году сложил с себя патриарший сан. Взамен он получил в управление Халебскую епархию и право наследовать патриарший престол после Кирилла. В 1705 году после низложения архиеп. Кипрского Германа II Афанасий Даббас был избран на Соборе предстоятелем Кипрской Церкви . После церковной смуты, возникшей из-за того, что Герман II назначил своим преемником Иакова II , в 1707 году Афанасий Даббас был признан законным архиепископом. После отъезда в Константинополь в январе или феврале 1707 года Афанасий Даббас не был больше на Кипре, а жил либо в Константинополе, либо в Халебе. В январе 1720 года вновь занял Антиохийскую кафедру .

http://drevo-info.ru/articles/13679676.h...

А.А. Половцов Ганнибал, Абрам Петрович Ганнибал , Абрам Петрович, генерал-аншеф, «арап Петра Великого», прадед поэта Пушкина, был сыном владетельного абиссинского князька, турецкого вассала, и родился в гор. Лагоне (северная Абиссиния). Год рождения его в точности не известен: по Пушкину выходит, что он родился в 1688 г., по Бантышу-Каменскому – в 1691 г., по Лонгинову – в 1696 г., позднейшие же исследователи считают годом его рождения 1697 или 1698. Маленький Ибрагим попал с некоторыми другими знатными юношами в качестве аманата в султанский сераль в Константинополе, где прожил больше года. Когда Петр I поручил своему посланнику в Турции достать для него мальчиков-арапов, граф С. В. Рагузинский привез Ибрагима в Москву к царю. По собственному показанию Г., он выехал в Россию в 1706 г. «волею своею» (впрочем, другие его показания о числе лет, проведенных при Петре I, не совпадают с этим). С этих пор мальчик до 1716 г. безотлучно находился при Петре I, исполняя обязанности камердинера и секретаря. В 1707 г. его окрестили в Вильне в Пятницкой церкви (памятная доска на церкви дает неверную дату этого события – 1705 г.). Восприемниками были сам царь и польская королева Христина-Эбергардина. При крещении Ибрагиму было дано имя Петра, но так как он не хотел расстаться с прежним именем, то Петр разрешил ему называться Абрамом. Фамилия Ганнибал была закреплена за ним только в 1733–1737 гг., до того же он официально именовался Абрамом Петровым. В 1717 г. Г. отправлен был царем во Францию для изучения инженерных наук. Во время пребывания в Париже ему приходилось сильно бедствовать, потому что денег на содержание ему было ассигновано немного. Чтобы основательно изучить инженерное искусство, Г. решил поступить в инженерную школу, учрежденную в 1720 г., для чего ему пришлось определиться во французскую армию, так как только это давало право на поступление в школу. Есть, однако, известие, что еще в 1719 г. он служил волонтером во французской армии, сражавшейся с испанцами, был ранен в голову и взят в плен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУМБАДЗЕ [груз. ], груз. семья дворянского происхождения, представители к-рой были духовными лицами и деятелями в области певч. искусства. Знатоки церковного пения западногруз. традиции. Их родовое имение находится в сел. Шемокмеди (Гурия), где расположен одноименный мон-рь - один из наиболее значительных центров Грузинской Православной Церкви с X-XII вв. Авторские мелодические версии песнопений представителей семьи Д. получили название «распев Думбадзе» ( ). Записи песнопений «распева Думбадзе» хранятся в Ин-те рукописей Корнелия Кекелидзе в различных списках. Нек-рые из них изданы (см. библиографию в ст. Грузия , в разд. «Церковное пение»). Иаков митр. Шемокмедский (1647-1713), поэт, певчий (по сведениям П. Карбелашвили ). По поручению картлийского царя Георгия XI ( 1709) сделал стихотворное переложение кн. царевича Баграта Багратиони (Батонишвили) (1511-1573) «Беседа неверного Мохамеда с христианами». Его с похвалой упоминали царь Арчил II (1647-1713), поэт Давид Гурамишвили (1705-1792), католикос-патриарх Антоний I (Багратиони) (1720-1788) и царевич Иоанн Батонишвили (Багратиони, 1768-1830). По нек-рым данным, И. посетил Афон, а затем груз. Крестовый мон-рь в Иерусалиме, где скончался ( Иоанн Батонишвили. 1948. Т. 2. С. 168; Жордания. 1948. Хроники. Т. 1. С. 18, 179). Георгий свящ. мон-ря Шемокмеди знаток церковного пения. Особое внимание уделял точности исполнения устава богослужения. По свидетельству современников, был заботливым пастырем и истинным наставником. Обучил церковному пению ок. 300 чел. В 1828 г. участвовал в походах на Чурук-Су и Цихисдзири ( Бакрадзе. 1987. С. 141-142). Воспитывал и обучал церковному пению сирот и бездомных юношей. По сведениям Карбелашвили, скончался в 100-летнем возрасте в 1875 г., по сообщению в одной из рукописей М. Думбадзе, хранящейся в архиве К. Чхатараишвили,- в том же возрасте в 1883 г. Антон Николаевич

http://pravenc.ru/text/Думбадзе.html

Одрино. Николо-Одрин женский монастырь. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Карачевский Одрин мужской монастырь во имя Святителя Николая образовался в начале XV века, на месте явления чудотворного образа Святителя Николая. Впервые в документах Одрин монастырь упоминается в государственной грамоте, составленной дочерью литовского князя Ольгерда инокиней Евпраксией, которая была настоятельницей женского монастыря, расположенного недалеко от Одрина. По этой грамоте, часть своих земель она отписала во владение Одриной пустыни. В 1697 году Святейший Патриарх Адриан утвердил основание Одрина монастыря. Расцвет обители приходится на время управления ею духоносным настоятелем-игуменом Варнавой (1705-1720 гг.). За период его недолгого настоятельства в монастыре было произведено множество построек, в частности, каменный храм в честь иконы Божией Матери " Знамение " со звонницей и Николаевский соборный храм (вместо бывшей деревянной церкви). Одрина пустынь, ранее малоизвестная, стала центром усердного паломничества. Однако в 1764 году монастырь был признан заштатным и долгие годы бедствовал. Своего наибольшего величия и благолепия Одрин монастырь достиг при игумене Серапионе (1834-1856 гг.). До своего настоятельства Старец Серапион подвизался в Бело-Бережской Пустыни под руководством известных учеников Преподобного Старца Паисия Величковскрго, таких как Клеопа, Феодор и Лев Оптинский. Игумен Серапион возвел духовное устроение монастыря на высокий уровень, много сил было положено им и на внешнее благоустроение обители. Время настоятельства отца Серапиона ознаменовалось особо значимым для монастыря событием. В 1843 году в здесь была прославлена чудотворная икона Божией Матери " Споручница грешных " . Одним из последних настоятелей монастыря был архимандрит Феодосии, который вел обширную хозяйственную деятельность. При нем был выстроен кирпичный завод и из собственного кирпича возведена ограда длиной 17 км, построена двухэтажная гостиница, разбиты пруды, в селе Одрино построена Воскресная школа. Всего ко времени закрытия монастыря насчитывалось более семидесяти кирпичных строений.

http://sobory.ru/article/?object=07562

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Молченский, в Путивле, существовал в XVI веке; 3-го класса. [V, 96.] Игумены Илия , 1595–1602. Дионисий упом. 1606, убит мятежниками (вором Петрушкой). Пафнутий перешёл с братией из Молчанской пустыни, 1613–20. Герасим , 1620 и 21. Пафнутий , 1623–27. Нифонт , 1629 и 30. Варлаам , 1633–40. Афанасий , 1642–50. Иосиф , 1652 и 53, авг. Макарий , строит., определён 21 нояб. 1653. Александр , 1656 и 57. Макарий , в февр. 1660–64. Сергий , 1667–69. Иоаким , в сент. (sic) 1670. Роман , 1671–1672. Сильвестр , в мар. 1674–79, окт. Сергий , 1680–86. Клеопа , 1686 и 87. Феодосий , 1687–91. Гавриил , 1691–1700. Афанасий , 1703–5, уволен. Сергий , 1705–13. Герасим 26 февр. 1713 перев. из Путивльского Борисоглебского; упом. 1714. Евстратий (пред.). Моисей , 1720–32; †.... Матфей определён 17 сент. 1733. Феодосий определён 30 дек. 1734–1738. Иоанн Ястрембский , 1738–49, перев. в Угрешский. Феофил в 1749 перев. из Владычня Серпуховского. Мануал Левицкий , 1763–76. Владимир Ковалевский 1777 перев. из Рыльского Николаевского; до 1780. Досифей , 1780–83. Авдий Туранский 1794 перев. из Обоянского Знаменского; 17 февр. 1796 перев. в Острожский Спасский. Архимандриты Паисий , 1800–18. Андрей перев. из Белгородского Николаевского, 1818–33. Иоасаф , 1833–40. (В Рыльский Николаевский?) Ипатий перев. из Курского Знаменского? 1840–49. Сосфен , 1850–63. Иоасаф , 1864–69. 2 Знаменский, в Куреве, (до 1649 г. Рождества Богородицы), возобновлён в навале XVII века (с 1612). По штатом 1764 г. второклассный. [IV, 196.] С 81 мая 1833 Кафедральный Курского архиерея; в 1854 возведён в 1-й класс и управляется архиереем. Игумены Тихон , строит., 1615–18. Иосиф , 1619 и 20. Аркадий , 1621 и 22. После определён на Перерву. Варлаам Чаплыгин , строит., 1624–1632. Сергий , строит., в февр. 1634, 35, 36, 41. Варлаам , строит., 1642–51. Моисей , с 1651; † 25 дек. 1667. Никодим , 1668–74. Архимандриты Феодосий , 1674–76. Никодим , 1676–82. Александр , 1682–85. Сампсон , 1685–97; 2 февр. хирот. в архиепископа Астраханского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тихон, митрополит Казанский и Свияжский (Воинов Тимофей Васильевич) Родился 21 февраля 1655 года в Нижнем Новгороде. 8 апреля 1677 года пострижен в монашество в патриаршем Благовещенском монастыре в Нижнем Новгороде. 3 июля 1679 года назначен патриаршим ризничим. 22 февраля 1692 года рукоположен во иеромонаха. 3 апреля того же года возведён в сан архимандрита Московского Новоспасского монастыря. 21 апреля 1695 года хиротонисан во епископа Сарского и Подонского с возведением в сан митрополита. 25 марта 1699 года переведён митрополитом Казанским и Свияжским. Скончался 24 марта 1724 года. Погребён в соборной Казанской церкви. При назначении на Казанскую кафедру митрополита Тихона царь Пётр I поставил перед ним задачу начать миссионерскую работу среди инородцев, прежде всего царь имел в виду черемисов (марийцев), которые активно участвовали в восстании Степана Разина. Первыми миссионерами были священник Феодор Раифский и его сын, молодой иеромонах Алексий, оба они владели языком черемисов. В 1701–1705 годах миссионерам удалось близ Казани крестить 3.500 черемисов, для которых было сооружено семь храмов. В 1709 году митрополит основал в Казани первую школу для сыновей новокрещенных, которую посещали 32 ученика, в большинстве своём чуваши. По Часослову их обучали русской письменности, а также церковному пению. Митрополит надеялся, что таким образом сможет воспитать и дать начальное образование клирикам, знающим языки инородцев. В период его управления Казанской епархией были крещены ещё 438 черемисов. Для усиления миссионерской деятельности митрополит Тихон между 1720 и 1724 годами восстановил запустелый Юнгинский Спасский монастырь, который позднее стал одним из центров миссионерской деятельности. 2 ноября 1722 года царь Пётр I издал указ об освобождении новокрещенных от рекрутчины, затем последовал дополнительный указ Сената, освободивший новокрещенных черемисов на три года от налогов. Митрополит Тихон писал царю и Святейшему Синоду о необходимости большего числа школ и сельских церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Половцов Брюс, Роман Виллимович Брюс , Роман Виллимович, генерал-лейтенант; род. в 1668 г. в Москве, ум. 19 октября 1720 г. в С.-Петербурге. Дед его, Яков Брюс, был потомком шотландских королей Роберта I и Давида II, царствовавших в XIV столетии; в смутные времена Кромвеля, в 1647 г. он выехал в Россию, вместе с сыном своим Виллимом и был определен царем Алексеем Михайловичем на военную службу, командиром одного из регулярных полков, стоявших в Пскове; царь Феодор Алексеевич пожаловал Якова Брюса в чин генерал-майора; умер он в Пскове в 1680 г. Виллим Брюс имел чин полковника и умер под Азовом в 1695 г. Роман, старший сын его, получил очень хорошее домашнее воспитание. В 1683 г. он был зачислен в царские потешные, служил усердно и в 1695 г. получил чин капитана и вместе в командование роту Преображенского полка, незадолго перед тем сформированного, с которым и участвовал в Азовских походах Петра I, вместе с братом своим Яковом. По-видимому, он также находился в числе прочих участвовавших в путешествии Петра I за границу в 1697–98 гг. и по возвращении, в 1700 г. был сделан начальником пехотного полка, с которым находился под Нарвою, а затем при взятии Шлиссельбурга (Нотебурга) в 1702 г. и Ниеншанца в 1703 г. После заложения Петербурга, 19 мая 1704 г. Брюс был назначен обер-комендантом новой столицы. В этой должности он успешно отражал нападение шведского генерала Майделя, подошедшего в 1704 г. с большими силами к Петербургу. На предложение Майделя сдать ему город и удалиться добровольно с берегов Невы, Брюс отвечал усиленным огнем, заставившим шведов удалиться. Но в 1705 г. Майдель прибыл снова вместе с флотом к Котлину, высадился на Каменном острове и, хотя был снова отбит, но переправился через Неву у Тосны и вступил в бой, окончившийся для него полною неудачею. Отразив шведов, Брюс стал заниматься возведением различных построек в городе, а также укреплением его; для этой цели ему было отпущено до 4000 человек рабочих. Произведенный в генерал-майоры в 1705 г., Брюс участвовал в походах Петра I для завоевания ближайших шведских городов, ходил по направлению к Выборгу в 1706 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Леонтьев, Михаил Иванович Леонтьев , Михаил Иванович, генерал-аншеф, Киевский генерал-губернатор; родился в 1682 г. и приходился двоюродным племянником царице Наталье Кирилловне. Службу Леонтьев начал стольником. В 1700 г. он обучался военной «экзерциции» под селом Семеновским и, будучи скоро произведен в унтер-офицеры, сам стал обучать «экзерциции» других придворных. В том же году он был произведен в прапорщики в 1-й драгунский (позднее Киевский) полк и в том же году в поручики, в следующем году в капитаны, в 1705 г. в майоры, в 1706 г. в подполковники и в 1708 г. в полковники, оставаясь в том же Киевском полку. С самого начала Шведской войны Леонтьев принимал в ней деятельное участие под начальством Шереметева и Боура, сражался под Нарвой и 2 раза был ранен: под Гомантовым в 1702 г. и под Муром в 1705 г. Но особенно отличился он под Полтавой, взяв 7 шведских знамен, серебряные литавры и носилки Карла XII; здесь же он получил третью рану. В 1709 г. Леонтьев был переведен в Невский драгунский полк и с этим полком продолжал принимать участие в военных действиях: находился при осаде Риги, Пернова и Ревеля, был в походе в Померанию (1711–12 гг.) и в Голштинию (1713 г.) и в осаде Штетина. В 1715 г. Леонтьев совершил походы из-за границы в Малороссию, из Малороссии в Мекленбург и снова в Малороссию. В 1720 г. он был произведен в бригадиры с оставлением полковником над Невским полком. С 1721 по 1724 гг. он состоял при работе Ладожского канала, в 1724 г. назначен был членом Военной коллегии, а по переводе коллегии из Москвы в Петербург – главноприсутствующим в Военной конторе. В 1724 г. Петр Великий учредил, по случаю коронации императрицы Екатерины Алексеевны, роту драбантов или кавалергардов, и Леонтьев назначен был подпоручиком этой роты. В 1726 г. он был произведен в генерал-майоры и определен к ревизии Московской и Смоленской губернии: в следующем году он был назначен Московским вице-губернатором и в том же году вместе с генералом Роппом отправлен на помощь германскому императору, но дошел только до Смоленска и уже в сентябре того же года находился в Украйне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Ланчинский, Людовик, дипломат Ланчинский, Людовик, действительный тайный советник, дипломат; ум. 17 ноября 1752 г. Происходил из польских дворян, пользовался постоянным покровительством гр. П. И. Ягужинского. В русскую службу вступил в марте 1705 г. переводчиком к гр. А. А. Матвееву и при нем состоял до 1715 г., сопровождая его в его поездках из Гаги в Лондон, в Дрезден, в Вену; в 1712 г. сделался лично известен Петру I во время его пребывания в Дрездене. В 1715 г. Матвеев уехал из Вены в Москву и Ланчинский впервые остался самостоятельным представителем России, с апреля по август 1715 г. При резиденте Абр. Веселовском в 1717 г., 7 января, получил чин секретаря посольства; в начале 1718 г. был назначен резидентом в Гданьск, затем секретарем посольства в Берлине; в январе 1719 г. ездил «инкогнито» к принцу гессен-кассельскому для переговоров с ним по случаю смерти Карла XII, которая открывала для родственников герцога возможность занять шведский престол, а по исполнении этого поручения – за которое получил звание камер-юнкера – был отпущен в Польшу «приватно», как было объявлено, а в сущности для ознакомления с положением дел в Польше и с поручением удерживать Речь Посполитую в союзе с Россией. В начале 1720 г. отправился послом в Вену Ягужинский, чтобы восстановить дружественные отношения с цесарским двором, нарушенные арестом и осуждением цесаревича Алексея. Ягужинский взял с собою Ланчинского. 27 апреля они приехали в Вену. 4 мая была аудиенция у цесаря; дружественные отношения были восстановлены и Ягужинский 10 марта 1721 г. откланялся императору; Ланчинский остался министром в Вене, где и прожил до самой кончины своей. Ему привелось в 1721 г. начать переговоры с венским двором об императорском титуле Русского Государя, переговоры, которые не раз прерывались, возобновлялись и им же были доведены до конца в 1744 г.; 15 мая 1724 г. Ланчинский пожалован в камергеры. 6 августа 1725 г. заключен трактат о дружбе; существенную часть его составлял «артикул секретнейший», коим цесарь гарантировал России приобретенные ею от Турции области; успехи турок в войне с Персией сильно тревожили петербургское правительство, этим трактатом там были очень довольны и 21 сентября того же года Ланчинский получил звание действительного камергера и чрезвычайного посланника.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010