ГУСТИНСКИЙ-ТРОИЦКИЙ; муж. 3 класса, близ уездного города Прилук. О времени основания его неизвестно; он был упразднен в 1786 году; а ныне по высочайше-конфирмованному 18 декабря 1843 года положению Святейшего Синода, восстановлен. Здесь три церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, 2) Успения Божией Матери и 3) Апостолов Петра и Павла. При сей бывают ежегодно три ярмарки: в день пятидесятницы, 29 июня и 15 августа. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ-ВЕЛИКОБУДИЩСКИЙ, женский, 2 класса, при местечке Великом Будище. Основан в 1689 году иждивением знаменитого страдальца за правду, Василья Леонтьевича Кочубея. Здесь две церкви: 1) Соб. Преображения Господня; 2) Благовещения Богородицы. ЛАДИНСКИЙ, или ЛОДИНСКИЙ-ПОКРОВСКИЙ, женский, 3 класса, в Троицком уезде, на берегу речки Ладинки. О времени основания его сведений нет. – В нем Соб. церковь Покрова Богородицы. Ежегодно, 1 октября, бывает при сей обители ярмарка. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ-ЗАЗУЛОВСКИЙ, женский, 3 класса, в уездном городе Золотоноше, в предместии Зазуловке. Основан около 1720 года. В нем две церкви: 1) Соб. Благовещения Богородицы, существующая с 1705 года; 2) теплая, Иоанна Златоустог о. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: ВОЗНЕСЕНСКИЙ, муж. в уездном городе Переяслове, при слиянии рек Трубежа и Альты. Он принадлежит к древнейшим монастырям в России и находился прежде в самом кремле города Переяслова, где был основан в XI веке и вероятно в то время, когда учреждена епархия Переясловская. Тут он разорен, при нашествии Батыя, в 1240 году. О времени переведения его на нынешнее место сведений нет; известно только, что в начале XVIII века он уже существовал здесь, и был по указу Петра Великого возобновлен в 1703 году. В это время обитель сия была кафедральною Переясловских архиереев; а по уничтожении этой епархии оставлен, в 1786, во 2 классе, под управлением архимандрита. Когда последовало упразднение монастыря, неизвестно. Здесь две церкви: 1) Соб. Вознесения Господня, построенная в 1700 году гетманом Мазепою; в ней почивают мощи Преподобномученика Макария, архимандрита Овруцкого, перенесенные сюда 4 августа 1786 года из упраздненного Переясловского-Михайловского монастыря; 2) Великомученицы Варвары.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Е. была похоронена у сев. стороны алтаря монастырского Смоленского собора. В 1-й пол. XIX в. в алтарную стену собора перед гробницей была вставлена каменная плита с памятной надписью, сохранившаяся до наст. времени. В кон. XVII в. над надгробными плитами Е. и Феофании (скорее всего прибывшей вместе с преподобной из Покровского монастыря) была установлена часовня, перестроенная в 1720-1722 гг. После уничтожения кладбища и перепланировки монастырской территории в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. могильный камень с именем Е. приблизительно указывает первоначальное место ее захоронения. Е. издревле почиталась в Новодевичьем мон-ре. «Година Олене Девочкине, первой начальной строитель», «память старице Елене Девочкине, первоначальной во обители Пречистые Богородицы» и ее роду были записаны во вкладной книге Новодевичьего мон-ря 1674/75 г. и в монастырском синодике 1705 г. К нач. XVIII в. относятся свидетельства общерус. почитания Е. Она прославляется в «Похвале русским святым» (1-я четв. XVIII в.): «Преподобная Елена, московская игуменья, всеизрядная учительница девственного чина, вождь ко спасению известна» (РГАДА. Ф. 188. Ед. хр. 1200. Л. 20). В «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.) о Е. сообщается: «Преподобная мати Елена, игуменья Новодевичья монастыря, преставися в лето 7056 месяца ноября в 18 день» (С. 75). Торжество возобновления почитания Е. состоялось в Новодевичьем мон-ре 10 авг. 1999 г., в день празднования Смоленской иконы Божией Матери. После литургии, совершенной в Смоленском соборе Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, прозвучали новосоставленные тропарь и кондак преподобной. В монастырской иконописной мастерской написан новый образ святой. Ист.: Николай Михайлович, вел. кн. Московский некрополь. СПб., 1907. Т. 1. С. 430; Источники по социально-экономической жизни России XVI-XVIII вв.: Из архива моск. Новодевичьего мон-ря. М., 1985. Вып. 1/2; АРГ: АММС. 126, 149. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 193-194; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 138-139; Голубинский. Канонизация святых. С. 355; Кузнецов И. И., свящ. Могила первой игумении моск. Новодевичьего мон-ря схим. Елены (Девочкиной)//Московская церк. старина: Тр. комис. по осмотру и изуч. памятников церк. старины г. Москвы и Моск. епархии. М., 1904. Т. 1. С. 1-8; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 558; Геннадьева О. Московская заступница//ЖМП. 1999. 10. С. 12-16; Трутнева Н. Д. Игумении моск. Новодевичьего мон-ря: 1525-1920-е гг.//Новодевичий мон-рь в рус. культуре. М., 2001. С. 57-58; Святые града Суздаля. Суздаль, 2004. С. 214-216; Шарганов П. Новодевичий мон-рь и первая игуменья его Елена (Девочкина)//Моск. журнал. 1996. 10. С. 27-33; Макарий (Веретенников), архим. Свт. Макарий, митр. Московский, и архиереи его времени. М., 2007. С. 517-518; Святые и подвижники благочестия суздальского Покровского мон-ря. Суздаль, 2007. С. 45-53.

http://pravenc.ru/text/189739.html

Сегодня также мы вспоминаем выдающегося государственного деятеля, князя Якова Петровича Шаховского (1705-1777) и русского физика и электротехника, академика Василия Владимировича Петрова (1761-1834) Яков Петрович Шаховской родился в семье князя Петра Ивановича Шаховского. Князь умер, когда Якову было всего несколько месяцев от роду. После этого его мать выходила замуж ещё дважды. В возрасте 9 лет Якова взял на воспитание его дядя — князь Алексей Шаховской, который в то время являлся гвардейским офицером. Яков Шаховской начал свою военную службу в 1720 году как солдат Лейб-гвардии Семёновского полка. В 1725 году он дослужился до звания лейтенанта, а уже во время правления Петра II получил звание капитана. В 1730 году он перешёл в кавалерию. В середине 1730-х служил под началом своего дяди, который являлся губернатором Малороссии с декабря 1731 года. После смерти дяди в апреле 1737 года, Шаховской принял участие в Русско-турецкой войне в составе кавалерийского полка. Он участвовал в сражениях под Очаковым и Хотином под командованием Христофора Миниха. Во время регентства Бирона и краткого периода правления Анны Леопольдовны, Шаховской некоторое время занимал пост сенатора и полицмейстера. Когда на престол вступила Елизавета Петровна, многие покровители Якова Петровича были арестованы и ему пришлось покинуть свой пост. Впрочем, по содействию князя Никиты Трубецкого Шаховской получил пост обер-прокурора Святейшего Синода. Он пробыл обер-прокурором Синода на протяжении 12 лет (1741 - 1753), в течение которых был награждён орденами Александра Невского и Святой Анны и удостоен в 1753 году чина тайного советника. В 1753 году назначен главой Кригскомиссии и управлял государственными расходами в течение Семилетней Войны. 15 августа 1760 года Шаховской назначен генерал-прокурором. 25 декабря 1761 года Император Пётр III по вступлении на трон сместил Шаховского с этого поста. Краткое правление Петра III закончилось дворцовым переворотом, и Екатерина II вернула Шаховского на государственную службу, назначив его сенатором. В день её коронации, Императрица наградила его орденом Святого Андрея Первозванного. В 1766 г. Яков Шаховской покинул свой пост и обосновался в Москве .

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/04/se...

Серьезные изменения в жизни епархии произошли в царствование Петра I . В 1697 г. царь запросил сведения о том, сколько архиерейский дом и мон-ри имеют угодий, сколько в них людей и какие тратятся суммы на их содержание. В том же году по указу царя астраханский воевода И. А. Мусин-Пушкин изъял из архиерейской казны 10 тыс. р., взамен архиерейский дом стал получать на содержание по 1996 р. 16 алт. и 4 деньги в год. С 16 астраханских городских церквей впервые была собрана церковная дань, всего же по епархии данью было обложено 25 церквей. Начиная с 1697 г. Астраханским митрополитам было вменено в обязанность отсылать в Москву годовые приходные и расходные книги, с полученных духовенством доходов от продажи рыбы было велено брать пошлины. В 1700 г. астраханский Троицкий мон-рь, долгие годы обеспечивавший своей хозяйственной деятельностью содержание епархии, был передан в ведение подмосковного Троице-Сергиева мон-ря, к к-рому отошли все строения, угодья, учуги, рыбные ловли и соляные промыслы, ранее принадлежавшие астраханской обители. В 1705 г. правительство сократило выплаты содержания астраханским монахам и архиерейским приказным людям. В том же году в Астрахани вспыхнул бунт, инициатором к-рого стал архимандрит Вознесенского мон-ря Рувим. Причиной бунта помимо ухудшения экономического положения населения явилась борьба правительства со старообрядчеством , широко распространенным в крае. В 1707-1708 гг. Поволжье было вовлечено в восстание под предводительством К. Булавина. Несмотря на социальную напряженность на Н. Волге, правительство Петра продолжало сокращать расходы на содержание духовенства Астраханской епархии. Спустя 2 года после смерти митр. Сампсона († 1714) в Астрахань был назначен уже не митрополит, но епископ - Иоаким. В 1721 г. был упразднен астраханский Сретенский мон-рь, в 1723 г.- астраханский во имя Иоанна Предтечи мон-рь (восстановлен в 1727), ранее был закрыт Вознесенский мон-рь, загородные Воскресенский и Покровский мон-ри были приписаны к архиерейскому дому, из доходов к-рого должны были получать содержание. В царицынском Троицком мон-ре в 1720 г. жили архимандрит и 3 монаха, в июле 1722 г. царицынский архимандрит был переведен в Астрахань и мон-рь остался без настоятеля. Упадок церковной жизни наблюдался и в др. городах епархии.

http://pravenc.ru/text/76736.html

Такова идея военно-полицейского государства, энергично, но со множеством ошибок, разрушений и переделок возводившегося в первой четверти XVIII в. Петром I со товарищи. Как, однако, на практике выглядело обращение с Церковью без патриарха? Может быть, конкретные меры государственных чиновников прояснят и наполнят реальным содержанием ярко охарактеризованную Г. Флоровским общую картину? В конце концов, немало воды утекло после погребения Адриана в 1700 г. до 1718 г., когда Петр I велел своему подручному Феофану Прокоповичу сочинить ликвидирующий патриаршество «Духовный регламент» (действовал с 1721 по 1917 г.). К этому антицерковному памфлету в форме закона мы вынуждены будем вернуться, а пока посмотрим, чего на деле прежде всего хотел Петр, отказываясь от поставления нового патриарха. Указ 1701 г. о назначении Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола только «в духовном правлении», «а в мирском рассуждении» передача всех полномочий судье Монастырского приказа И. А. Мусину-Пушкину означал всего лишь, что государство накладывало лапу на все церковные владения и доходы. Самому Стефану Яворскому для въезда в патриаршие вотчины требовалось разрешение царя; даже получить церковное вино из своих домовых погребов он не мог без указа Мусина-Пушкина. Митрополит Казанский Тихон должен был просить царя указать Монастырскому приказу выдать ему, владыке огромной епархии, «грамоту» на право расходования 200 рублей на строительство. Особая ирония этого громадного государственного ограбления состояла в том, что юридически церковные вотчины еще принадлежали Церкви. Просто Петр считал, что он и его чиновники разумнее используют не принадлежащие им доходы и имущества. Правда, уже за первые четыре года «рачительного» управления Монастырского приказа у Церкви было изъято, роздано «в вечное владение» разным светским лицам, продано и сдано в оброк около 1800 крестьянских дворов, немало земель и промыслов . Понятно теперь, почему «повременить» с избранием патриарха предлагал Петру именно прибыльщик. Но после первого грабительского порыва выяснилось, что церковные доходы вовсе не так значительны сравнительно с настоятельными потребностями собственного содержания духовных владельцев. Многие из них имели столь незначительные доходы, что чиновному аппарату просто невыгодно было заниматься управлением их имуществами. Посему в 1705—1720 гг. высокопремудрое петровское правительство оставляет в своем ведении только крупных владельцев: 11 архиерейских домов и 60 монастырей, подвергнув их «определению».

http://sedmitza.ru/lib/text/439394/

Над собравшимся в начале октября 1700 года конклавом уже витал призрак готовившейся войны за испанское наследство. Во время избрания папы умер испанский король Карл II, и война уже стала казаться неизбежной. Именно поэтому кардинал Албани только несколько дней раздумывал, принять или нет павший на него выбор. Заняв папский престол под именем Климента XI (1700-1721), он однозначно стал на сторону Людовика XIV. В 1700 году испанский трон заняли Бурбоны, и папа узаконил королем Филиппа V (1700-1746). Союзниками же Леопольда I в новой европейской войне, начавшейся в 1703 году, были Пруссия, Англия и Голландия. Папство не смогло держаться в стороне и от вооруженной борьбы. (Несмотря на то, что Климент XI в 1701 году скрепя сердце, но без борьбы уступил австрийцам Мантую.) Папа считал, что защитниками католических интересов в этой борьбе были скорее Бурбоны (французы и испанцы), и поэтому еще более решительно занял поддерживающую их позицию. Война снова прокатилась опустошительным вихрем по земле Италии. Император Иосиф I (1705-1711), а точнее, его полководец герцог Евгений Савойский выбил в 1706 году французов из Северной Италии. Императорские войска заняли принадлежавшие Церковному государству Парму и Пьяченцу. В 1707 году папа вынужден был разрешить передвижение через территорию Церковного государства австрийских войск, действовавших против испанского Неаполя, который вскоре и был ими захвачен. Осенью 1708 года Климент XI включился со своей армией в боевые действия с целью обеспечить вооруженным путем суверенитет Папского государства. Он был последним папой в истории, который участвовал в войне. Французы не оказали ему помощи, в результате чего австрийцы, нанеся тяжелое поражение папской армии, захватили значительную часть территории Папского государства; армия Климента была разоружена. В 1709 году папа вынужден был заключить мир и признать испанским королем ставленника Габсбургов - Карла III. Война за испанское наследство закончилась в 1713 году подписанием Утрехтского мира (затем в 1714 году - Раштаттского мира). Хотя она обеспечила Бурбонам испанский трон, в новой расстановке сил французская гегемония дала трещину. Ее место на континенте и в Италии заняла придунайская монархия Габсбургов. При заключении Утрехтского мира интересы папы были полностью проигнорированы. Папство перестало быть серьезным политическим фактором. Так, например, Сицилию, считавшуюся вассальной территорией папы, без согласия Рима передали Савойе. Австрия в 1713 году получила Ломбардию, Неаполь и Сардинию. (В 1720 году австрийцы выменяли Сардинию за Сицилию; таким образом, и Сардинское королевство родилось на свет помимо воли папы.) Тем самым положение в Италии изменилось коренным образом: на полтора столетия сложился перевес сил в пользу Австрии, с чем в первую очередь должны были считаться папы.

http://sedmitza.ru/lib/text/441668/

При восстановлении (1773-1779) башню завершили куполом с золоченой главкой в форме шишки, сохранившейся до наст. времени. Фасадный декор и внутреннее убранство были выполнены с обильным использованием каменной резьбы и скульптуры из алебастра. Плоские пилястры, лопатки и карнизы создают ордерный каркас фасада, жесткость к-рого снижена за счет многочисленных включений пластических деталей - гирлянд, картушей с фигурами, балюстрад с вазонами и т. д. Выполненные с почти ювелирным изяществом, они стилистически близки не столько к барокко, сколько к позднему маньеризму, характерному для Польши, Зап. Украины и отчасти Юж. Скандинавии. Облегченность и наличие мелких форм, примененных на фасадах, кажутся более уместными для отделки интерьеров, что уже не раз отмечалось исследователями, писавшими о влиянии архитектуры иконостасов на наружное убранство рус. храмов рубежа XVII и XVIII вв. Контраст с хрупкими колонками портика составляют колоссальные волюты по сторонам главного входа. Внутри использована объемная пластика, здесь присутствуют сочные гирлянды, горельефные изображения ангелов, кариатиды, поддерживающие карниз на хорах. Скульптурное убранство интерьера выполнено иностранными мастерами и сопоставимо только с 2 памятниками петровского времени - интерьерами ц. Знамения в Дубровицах (1697-1704) и собора московского Богоявленского мон-ря (1704-1705). Эти произведения могли быть созданы одной из 3 групп иностранных мастеров, приехавших в Москву в 1703 г.: итальянцами во главе с Доменико Руской либо Джованни Франческо Росси или австрийцами во главе со швейцарцем Францем Людвигом Циглером (см.: Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV - сер. XVIII в. М., 2008. С. 500, 502, 623 и др.). З. руководил многочисленными декоративными работами, в т. ч. изготовлением резных деревянных иконостасов. Документально известны выполненные под его наблюдением иконостасы московских церквей арх. Гавриила (ок. 1720, не сохр.) и Двенадцати апостолов (1721-1723, не сохр.), Андреевской ц.

http://pravenc.ru/text/182639.html

При таком положении государственного хозяйства правительство естественно стремилось воспользоваться доходами церковных имений, которые предполагались громадными, и даже обратить самые имения в государственную собственность 37 . Еще Иоанн III видимо имел это в виду, почему и воспользовался принципиальным спором иосифлян с заволжскими старцами на соборе 1503 г. 38 Петр Великий, продолжая дело своих предшественников, принял решительные меры в отмену всех финансовых привилегий, которыми пользовались церковные учреждения 39 , подчинил их в отношении сборов государственному контролю 40 , принудил к бережливости в расходах еще с 1697–1698 гг. 41 , и, наконец, восстановил для заведывания церковными имениями, через три месяца по кончине последнего патриарха, упраздненный 19 декабря 1677 г. Монастырский Приказ. Последний, учрежденный по совету Алексея Курбатова 42 24 января 1701 г., получил значение финансового государственного учреждения и был впоследствии подчинен Сенату на общем основании 43 . В начале деятельности Приказа (с 1701 по 1710 г.) была произведена в церковных имениях подворная перепись, по которой установлена норма дохода и расхода Приказа или так называемый «табель 1710 г.». Она имела особенное значение для окладного расхода во все последующее время, тогда как при раскладке государственных податей и налогов правительство пользовалось той переписью (1678 или 1710 г.), которая показывала большее количество дворов. Уравнивая церковные имения с остальными государственными в этом отношении, а также в отношении пользования соляными промыслами и угодьями, отписанными в это время в казну, правительство вместе с тем приказало переписать всех наличных монахов в монастырях, как бы устанавливая тем нормальный личный штат монастырей, и всем им назначило жалованье, в 1701 году, по 10 рублей и 10 четвертей на монаха, а уже в 1705 году сократило это жалованье на половину. Бельцы и слуги оставлены были лишь в самом незначительном числе 44 . Бедным же монастырям оставлены их вотчины; назначено определенное жалованье архиерейским кафедрам и пр. 45 Одновременно многие вотчины переходят в ведение других государственных учреждений и ведомств 46 , на содержание одного полка Монастырский Приказ вносит 15000 руб., а на расходы приказа Артиллерии 17003 руб. 47 С 1715 г. на убывшие порции монахов помещаются не имеющие своего пропитания отставные и увечные военные чины, которых в то время должно было быть немало 48 , раскольники и сумасшедшие преступники, на попечение Приказа отдаются богадельни, типография, школы и пр. 49 После этого вполне понятно, что свободные, оставшиеся за определением архиерейских домов и монастырей, окладные сборы (в 1720 г. – 83218 руб.) вносятся в общий государственный бюджет 50 . Установившееся раньше сохранилось и с учреждением Св. Синода. §2. Церковные имения в первые годы Св. Синода

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

В двух восточных пилонах кирпичные лестницы: в северо-восточном лестница, ведущая на крышу, в юго-восточном – на второй этаж. На стенах и сводах памятника – фрагменты живописи XVIII-XIX вв. Консервация была произведена в 1967 г.: укреплены кирпичные своды барабанов глав, установлены деревянные конструкции куполов, выполнено кровельное их покрытие. Выполнена кладка венчающих стен, карнизов и т. д. Памятник – одно из выдающихся сооружений эпохи барокко на Украине, отразил влияние русских приемов в архитектуре. «Памятники градостроительства и архитектуры УССР», т. 4. – К.: 1986 г. В 1720 г. закончен иконостас собора, живописные работы для которого выполнил иеромонах Герман. В 1816 г. Нежинский маляр Яков Левенец вместе с Цихановским расписывал собор. Жолтовский П.М. «Художественная жизнь на Украине в 16–18 в.в.». – К.: 1983 г. Благовещенский собор в Нежине строился под наблюдением известного общественного и духовного деятеля петровского времени Степана Яворского. Здание было посвящено победе Петра I над шведами. Перед смертью Яворский подарил монастырю огромную библиотеку и распорядился в своем завещании в 1722 г. «церковь всю малеванием украсити». Завещание Яворского было выполнено. Росписи XVIII в. сохранились и сейчас. Известно имя строителя собора. Это был московский зодчий Григорий Иванович Устинов. Авторство Устинова явствует из его челобитной Петру I от 17 декабря 1705 г. (ЦГАДА, Малороссийские дела, д. 29, л. 164, 1705 г.) . В одном из писем Яворский характеризует Устинова как мастера «подлинно певного и в малярном деле и в архитектуре искусного». Композиция здания является необычной и единственной в своем роде. В плане это квадрат с округленными углами. Наружные массы не расчленены, они представляют единый массив, в какой-то мере напоминающий собор Донского монастыря в Москве. Своды собора опираются на четыре столба. В восточной паре столбов устроены лестницы, ведущие в помещения над алтарем, что тоже является необычным. Если в Николаевском соборе ярусной является только западная часть, то здесь ярусы устроены и в западной, и в восточной частях здания. Здание в целом отличается оригинальностью, но оно недостаточно характерно для украинской традиционной архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=09011

объявил войну Карлу XII, королю шведскому, и потерял под Нарвой все, кроме чести, 19 ноября 1700 г.; начал бить шведов и 11 октября взял у них приступом Нотебург (Шлиссельбург) в 1702 г.; сам предписал шведам 1 мая условия сдачи Ниеншанца (где теперь Охта), а 7 мая взятием лично в устьях Невы двух шведских судов утвердил основание Петербурга, совершенное 16 мая, в день св. Троицы, на месте нынешней Петропавловской крепости, в 1703 г.; овладел Дерптом, Нарвой, Ивань-городом и приступил к соединению каналом Балтийского моря с Каспийским в 1704 г.; взял Митаву в 1705 г., заложил Печерскую цитадель в Киеве в 1706 г.; расписав Россию на восемь первых губерний, послал полки тушить бунт донца Булавина в Астрахани; увидел между своими андреевскими кавалерами неожиданного изменника – гетмана Мазепу, и наголову разбил шведов у деревни Лесной 28 сентября 1708 г.; одержал славную победу над Карлом XII на полях полтавских 27 июня 1709 г.; взятием Выборга, Риги, Динаминда, Пернова, Ревеля и Кексгольма сделал себя обладателем нынешнего Остзейского края в 1710 г.; учредил Сенат, но, вовлеченный интригами Карла XII в войну с Турцией, едва не погиб на р. Пруте в 1711 г.; бил шведов в Шлезвиге и начал завоевание Финляндии в 1713 г.; одержал лично блистательную морскую победу над шведами при мысе Гангуде 27 июля и установил орден св. Екатерины 24 ноября 1714 г.; издал указ 4 ноября об учреждении при церквах госпиталей для приема и воспитания незаконнорожденных в 1715 г.; послал экспедицию в Хиву для отыскания пути в Индию в 1716 г.; посетил весною Париж и летом Бельгию в 1717 г.; производил кровавые розыски: в Петербурге – «кикинский», по делу беглеца сына (см. 14), в Москве – «суздальский», по делу отверженной жены (см. 80), в 1718 г.; указом 5 февраля уравнял права крестьян и дворовых; в сентябре послал гвардии капитана проведывать пути к Персии, а в ноябре имел уже в своих руках исправную карту Каспийского моря, вычерченную русскими геодезистами в 1720 г.; учредил Синод, завел магистраты, запретил продавать крестьян без земли, заключил 30 августа славный Нейштатский трактат вечного мира со Швецией, доставивший России весь Остзейский край с тремя островами (Эзель, Даго, Мен), и принял 22 октября титулы Императора, Отца отечества и Великого, поднесенные ему Сенатом, в 1721 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010