Перед катавасией 8-й песни поется: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви...». По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом – вместо обычных тропарей и кондаков – кондак Триоди, глас 8-й: «Иаков рыдаше...» (см. на утрене Великого Понедельника), «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время...» и далее по великопостному чину с молитвой прп. Ефрема Сирина (16 поклонов). Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...» (а не «Грядый Господь на вольную Страсть...»), и прощение от священника по обычаю. Ектения: «Помолимся...». Утреня. Начало обычное. По великой ектении – «Аллилуия», глас 8-й (со стихами: «От нощи утренюет...»), и поем «велегласно» тропарь, глас тот же: «Се Жених грядет в полунощи...». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Триоди (по дважды). Примечание. В Страстную седмицу Псалтирь прочитывается полностью только один раз: в первые три дня (Понедельник, Вторник и Среду) на утрене – по три кафизмы, на часах (3-м и 6-м) – по одной на каждом, на 1-м и 9-м часах кафизм не бывает. На вечернях стихословится 18-я кафизма. В Великую Субботу на утрене поется 17-я кафизма (Непорочны) с похвалами (см. Постную Триодь, ч. 2, л. 395). «И о сподобитися нам...». Иерей отверзает царские врата и читает Евангелие в алтаре (у престола) – Мф., зач. 84 (конец – в зачале 88: «И дастся языку, творящему плоды его...»). После окончания Евангелия царские врата затворяются. Псалом 50-й. «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12), возглас: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь». Трипеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 2-й. Ирмосы по дважды, тропари на 12. Библейские песни не стихословятся в течение Страстной и Светлой седмиц. К тропарям припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». (Этот припев – во всю Страстную седмицу.) После каждой песни на катавасию – ирмос трипеснца (оба лика вместе). По 1-й песни – малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира...». Кондак Триоди, глас 8-й: «Иаков рыдаше...», и икос, глас тот же: «На рыдание ныне приложим рыдание...». Поется ирмос 8-й песни: «Устрашися отроков...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-29/

В Великую среду вспоминается помазание Господа женою-грешницею в Вифании в доме Симона-прокаженного и одновременно совершившееся сряду после этого события предательство Иуды. В песнопениях трогательно и назидательно сопоставляются поступок покаявшейся блудницы и ученика-предателя. На вторник и среду совершается Великое повечерие и облачение в эти первые три дня бывает траурное черное. В Великую среду перед литургией, вместо отпуста часов с изобразительными, священник читает молитву: «Владыко многомилостиве…» которая в течение всего Великого поста читается в конце Великого повечерия. При чтении этой молитвы все молящиеся в храме преклоняются до земли. Затем священник испрашивает прощения, как в начале св. Четыредесятницы. То же делают и все молящиеся. В конце литургии на «Буди имя Господне…» в последний раз читается молитва преп. Ефрема Сирина с тремя земными поклонами и «упраздняются совершенно в церкви бываемые поклоны». Этим совершенно заканчивается все характерное для великопостного богослужения. Начинаются особые специально страстные богослужения. Великий четверток В Великую среду вечером облачение темно-красное, как и на литургии в Великий четверток. Совершается Малое повечерие с Трипеснцем, а за ним с вечера же обыкновенно Утреня Великого четвертка (по уставу в 7-ый час нощи, то есть в час пополуночи). В Великий четверток вспоминается Тайная вечеря, смирение Господа, выразившееся в умовении ног Своим ученикам и установление таинства Тела и Крови Его. На утрени по «Аллилуиа« поется трижды тропарь: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся…» и сразу по нем, без кафизмы (Псалтирь отлагается до Фоминой недели, кроме 17 кафизмы в Великую субботу), читается Евангелие от Луки 108 -ое зач. о Тайной Вечери. По Евангелии 50-ый псалом и без обычной во весь пост молитвы: «Спаси, Боже, люди Твоя…» сразу же начинается канон: «Сеченое сечется море чермное…» Эксапостиларий: «Чертог Твой». Бывают стихиры на хвалитех и на стиховне, славословие чтется. По «Благо есть», Трисвятом и »Отче наш», поется тропарь: «Егда славнии…» сугубая ектения и по возгласе и «Утверди, Боже…» читается Час первый, на котором тропарь и кондак Триоди и особенностью является чтение между богородичным паремии – «Пророчества Иеремиина», в которой пророк созерцает враждование старейшин иудейских против Христа, видит Его кротость и незлобие, с какими предает Он Себя в руки беззаконных и скорбь об них.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

во все будние дни В. п. совершается литургия Преждеосвященных Даров (а также в среду и пятницу сырной седмицы, как в Типиконе Великой ц.). Последования Минеи в дни с понедельника по четверг отменяются (кроме праздников Обретения главы Иоанна Предтечи (24 февр.), 40 мучеников Севастийских (9 марта), прп. Алексия, человека Божия (17 марта), Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта) и его предпразднства и отдания - Пентковский. Типикон. С. 328). На утрене 3 кафизмы (по пятницам 2); тропарь пророчества поется не перед паремией на 6-м часе, а вместо седальна по 2-й кафизме (седален по 1-й кафизме, как и троичен на «Аллилуия» утрени, берется из Октоиха; по 3-й - Триоди; см. там же. С. 239-240). Дневные часы совершаются каждый в свое время со стихословием кафизм Псалтири (в Типиконе подробно расписано, на какие гласы следует их исполнять - Там же. С. 406). После повечерия в келлиях совершается по желанию двенадцати псалмов чин (Там же. С. 413). По Евергетидскому Типикону кон. XI в. (сохранился в ркп. 1-й пол. XII в.), литургия Преждеосвященных Даров также совершается ежедневно по будням (кроме понедельника 1-й седмицы В. п., в к-рый литургия отменяется по причине запрета на вкушение пищи в этот день; в сырные среду и пятницу литургия совершается, но возглас «Свет Христов» отсутствует). Последования святых Минеи переносятся на субботы и воскресенья (специально оговорено, что последования вмч. Феодора Тирона и прп. Марии Египетской вовсе отменяются, т. к. они поются в соответствующие субботу и воскресенье В. п.; не отменяются лишь службы Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, Благовещения и его предпразднства и отдания, а также преподобных Павла и Тимофея Евергетидских (16 апр.) - Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 416-446). На утрене (кроме понедельника 1-й седмицы В. п.) стихословятся 3 кафизмы; специально отмечено, что трипеснцы Триоди поются с библейскими песнями (никаких иных канонов нет); кафизмы есть и на часах (составитель Типикона уточняет, что они поются на глас тропаря часа); на 6-м часе читается паремия со своими прокимнами, предваряемая тропарем часа (он поется так: певец - тропарь и «      », народ - окончание тропаря, певец - снова тропарь); на великом повечерии поется канон Октоиха текущего гласа, после отпуста повечерия указано совершать «прочее последование» в своих кельях (Там же.

http://pravenc.ru/text/150109.html

Одр с мощами иерея поставлялся посреди храма и начиналось последование, по всей структуре приближающееся к чину утрени. После обычного начала и чтения предначинательных молитв следовал возглас утрени «Слава Святей» и читалось шестопсалмие. Составные части погребения располагались применительно к порядку утреннего богослужения пятка. Между различными песнопениями и молитвами на протяжении всего чина полагалось 16 апостольских и евангельских чтений. После каждого Евангелия следовала заупокойная ектения и потом молитва. Первое чтение из Апостола и Евангелия начиналось после тропарей по великой ектении, второе после первой «Славы» 17 кафизмы, третье – по второй «Славе», четвертая – после следовавших за третьей «Славой» кафизмы, седальнов и тропарей: «Благословен еси Господи». Вместо канона пели антифоны всех восьми гласов со стихирами преподобных Иоанна Дамаскина и Феофана. За каждым антифоном опять следовало чтение Апостола и Евангелия. По прочтении двенадцатого Евангелия заканчивалось пение антифонов и продолжалось пение одних заупокойных стихир. После тринадцатого Евангелия исполнялись икосы Романа Сладкопевца с припевом «Аллилуиа». Икосы сменялись «Блаженными», после которых читались четырнадцатые Апостол и Евангелие. Потом совершалась Литургия. По заамвонной молитве происходило целование умершего, при пении стихир на последнее целование: «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему». После прощания с умершим читались в пятнадцатый раз Апостол и Евангелие, после чего умершего при пении «Святый Боже…» несли к месту погребения. При засыпании могилы землей пели ирмосы Великого канона и особые тропари. В шестнадцатый раз читали Апостол и Евангелие, когда могила засыпана, и следовала шестнадцатая молитва (заключительная). Чин заканчивался отпустом, провозглашением вечной памяти и поклонами за умершего. В XVI веке чин иерейского погребения состоит на Востоке уже из восьми частей. В него входят «утреня, вся псалтирь и непорочны». Далее следует отпевание, начинающееся пением антифонов всех восьми гласов со стихирами. И наш древнерусский чин погребения иереев распадался на восемь частей, в каждой части была особая молитва.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

На Перерву просится послушник, которого имени не сказал игумен, а сказал приметы, что он не благообразен, кажется, крив, и что в мою бытность в лавре держал подсвечник. Скажите, почему он выходит из лавры и благонадежен ли, если достанется ему служить Божией Матери при иконе Ее Иверской. Я все еще в узах, привязывающих в Москве. Ноября 1-го 1846. 545 О. наместнику о Господе радоватися. Такожде и братии. Мысль сделать оклады на некоторые иконы трапезной церкви, покрывающие только поле, и оставляющие открытым самое изображение лица и одежды, одобряю, и потому, что это древнейший образ окладов, и потому, что иконы представляются таким образом лучше в своем виде с достоинством иконописания. Да приимет Господь душу о. Иосифа в мире, и да простит ей, аще кая есть неготовность по нечаянности. Ноября 5-го 1846. 546 Мир вам, о. наместник, и братии. Послушника Феодора я еще вижу и слышу читающего в скитской церкви. Состражду, что он болен; сорадуюсь, что благодушен. Если Господь призовет его: желаю и я, чтобы он отшел с исполненным желанием одежды спасения. Но если может остаться: то вам предлежит рассудить, надежно ли сохранит то, что рано получит. Монаха Моисея да совершит Господь в терпении, в надежде чего можете дать ему и образ совершенства. К празднику желал бы: но не надеюсь. Кроме того, что здесь привязан некоторыми делами, не надеюсь иметь силы праздновать 17 у вас, 18 приехать в Москву и 19 и 26, что необходимо, быть здесь в священнослужении. Теперь не то, что летом. Простуда у меня почти непрерывна, при недолговременных выходах из дома. В половине, или под конец, сей недели желает быть в лавре русский посланник в Константинополе Владимир Павлович Титов. Примите его со вниманием, споспешествуйте его общению со святынею, и познакомьте его с древностию. Благословите также иконою от лавры и настоятеля. Составитель последования на Успение Пресвятой Богородицы, кажется ошибся, написав вторую половину стиха псалма, вместо первой половины следующего, и сочинив к ней свой стих. А потом пропустил стих псалма не знаю отчего. Когда я стал выравнивать стихи псалма с стихами последования: открылось затруднение в конце первой статьи, где остался стих последования, лишний против первой трети кафизмы, по обыкновенному ее псалтирному разделению. Чтобы не изменять общего церковного разделения кафизмы, я принужден был стих последования перенести во вторую статью, где он вошел в соответствие с числом стихов псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В начальные времена Церкви, ветхозаветные песни исполнялись целиком. Каноны были составлены позже и помещались между песнями Ветхого Завета, как и теперь на утрени первой недели Великого Поста. Постепенно каноны заменили ветхозаветные песни, сохраняя лишь их содержание в ирмосах. 9. Катавасия – так называются ирмосы канона, которые поются в конце каждой песни канона. Уставом полагается для пения катавасии сходиться певцам обоих клиросов на середине храма. Катавасия, по-гречески, “схождение”. 10. Кафизмы – подразделения Псалтири. Все 150 псалмов Псалтири составляют 20 кафизм. Это слово обозначает “сидение”, так как при их чтении на Утрени разрешается сидеть. 11. Кондак и икос. Кондак – краткая похвала святому или празднику. Место кондака – на Утрени после 6-ой песни канона. Так как кондак выражает сущность данного воспоминания дня, то он исполняется почти на всех службах: на утрени, часах, на Литургии, на изобразительных, на повечерии. Праздничный кондак в каноне обычно после себя имеет икос. Икос – песнопение немного большего размера, чем кондак. Он тоже содержит похвалы, но при этом часто еще прибавляются к ним основания для чествования: или исторические, или житейские или иные. Икос является дополнением к кондаку и отдельно никогда не читается при богослужении. 12. Лития (моление) – молитвенное последование, входящее в состав Всенощного Бдения в дни больших праздников в конце Вечерни. Она состоит из пения стихир, ектений с многократным “Господи, помилуй” и особой молитвы. Священнослужители совершают ее в притворе храма. Лития совершается и вне храма во время крестных ходов. Бывает также Лития об умерших, она представляет собой краткое заупокойное последование. 13. Непорочны – 17 кафизма Псалтири, называется так по начальным словам: «Блажены непорочные в путь» ( Пс.118:1 ). 14. Параклисис – канон Богородице, поется во всякой скорби душевной, иначе “утешительный” (более общеупотребительный начинается ирмосом “Воду прошед” и тропарем “Многими содержим напастями”). 15. Парастас (стояние) – служба об умерших, построенная по типу Утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, когда дома не читается Псалтырь? Я прочитала, что в период с Чистого четверга до Антипасхи. В остальные дни можно читать? И вопрос насчёт молитвы прп. Ефрема Сирина после прочтения Псалтыри как читать, когда земные поклоны не делают? С поясными? Или вообще эту молитву опускать? Спасибо. 3 Ответа На молитвенное чтение Псалтири желательно получить благословение у приходского священника. В храме за богослужениями в указанный Вами период Псалтирь не читают, но это особенность суточных служб. Если быть на службах в  дни Страстной Седмицы, то физически трудно читать Псалтирь, времени очень мало. В Светлую Седмицу, конечно, Псалмы не читают из-за Пасхи, они тут не уместны. В домашнем молитвенном правиле исходите из своих сил и разумности. В праздники - празднуйте, в пост и обычные дни - больше молитесь и поститесь. Когда не положены земные поклоны, то их не нужно делать - пропускайте. Но лучше предварительно составить расписание так, чтоб избежать чтения Псалтири в эти дни. Если я правильно понял, то сегодня и далее Вы желаете читать Псалтирь, но в эти дни поклоны не делают, что смущает. Я не могу советовать, но до отдания праздника Крещения, лично я в домашней молитве читать Псалтирь не буду. Здравствуйте! Церковный устав не регулирует то, как молиться дома. Здесь мы свободны молиться сколько хотим и как хотим. Поэтому, строго говоря, нет препятствий читать Псалтирь и на пасхальной неделе. Просто в этот период в церковном богослужении Псалтирь используется только в виде отдельных гимнов. Поэтому уместно заменить псалмы и дома на что-то праздничное, пасхальное. Например, канон и стихиры Пасхи. Молитву Ефрема Сирина можно просто пропустить в этот период. Благодарю Есть такая монашеская поговорка: " Келья устава не знает " . Т.е. дома Вы относительно свободны в молитве, в т.ч. и в чтении Псалтири. В храме ее не читают с Великого Четверга и всю Светлую седмицу, начиная вновь с вечера субботы под Антипасху (кроме 17-й кафизмы на утрене Великой Субботы). Что касается молитвы прп. Ефрема Сирина , то лучше в праздничные дни совершать ее с поясными поклонами. Спасибо, а то не знала, как поступить! Поле только для ответа на вопрос, комментарии оставляйте по ссылкам " Комментировать " . Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 100  чел. Всего просмотров 5.6 млн. Всего вопросов 4029 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/kogda-doma-ne-ch...

В виде наследства, по смерти отца, Ф. Ст. между прочим получил часть изорванной Псалтири. Он часто брал эту книгу в свои руки, любовался ей, как бы каким сокровищем, перелистывал ее, и глядя в нее, часто думал в себе, как бы ему научиться уметь ее читать. И вот запало в нем непреодолимое желание учиться грамоте. В то время в одной с ним деревне была одна очень грамотная девица, дочь одного бедного крестьянина, выучившаяся у своей тетки-раскольницы в пустыне. Она была родственницей сестре Ф. Ст. и потому часто хаживала к ним, иногда с какой-нибудь работой, как например с прялкой, с шитьем, с вязаньем; а иногда для того, чтобы поиграть. Случалось, что она нередко и ночевала у них. Это послужило Ф. Ст. удобным случаем поучиться у нее. Девушка выучила его в продолжении некоторого времени читать по складам четыре слова из 17-й кафизмы, именно: блажени непорочнии в путь ходящии… . Это обучение началось прямо со складов и было чисто механическим, так что Ф. Ст., хотя складывать и знал, но складываемых букв не различал, и не знал, как назвать каждую из них отдельно. Впрочем, как бы то ни было, но это занимало Ф. Ст., и он радовался, воображая, что умеет уже маленько читать. Вследствие этого желание учиться еще более стало усиливаться в нем. Дело было осенью. Ф. Ст. в это время получил некоторую долю зернового хлеба от крестьян, обрабатывавших его землю за половинный урожай. Часть этой доли он вздумал употребить на обучение себя, на что согласна была и его бабка, Вот он и отдал четыре четверика ячменя той девице, которая положила в нем основание науки. Так как девица эта принадлежала к бедному семейству, то она с удовольствием согласилась за этот гонорарий выучить Ф. Ст. грамоте. Выпросивши у одной своей тетки азбуку, Ф. Ст. стал постоянно ходить к своей нанятой учительнице, а иногда сама учительница приходила к нему, и дело изучения пошло своим обычным порядком. В продолжении двух-трех месяцев, под руководством своей учительницы, Ф. Ст. узнал буквы, выучил склады и прошел пять кафизм псалтири. За тем учительница сочла свою обязанность оконченной. К этому времени Ухтостровско-Троицкой церкви местным дьячком открыта была школа, и к нему собралось для обучения до сорока мальчиков. Стал проситься к нему и Ф. Ст., чтобы поучиться писать, и дьячек охотно принял его. Школьные его товарищи приносили с собой в школу из дому обед. Но Ф. Ст. приносить с собой было нечего, так как он кормился преимущественно только подаяниями во имя Христово. Бывало, как только ученики расположаться в школе обедать, Ф. Ст. загнет подол своей рубахи и пойдет собирать кусочки по своим товарищам, с приниженным видом обращаясь к каждому: “подай Христа ради!” И товарищи подавали ему, кто сколько мог. И таким образом, Ф. Ст. учился и кормился в приходской школе целый год. По праздничным дням он, между тем, ходил в Церковь , становился на клирос и помогал дьячку петь и читать. Дьячек любил его за это и оказывал ему со своей стороны поощрение.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/skazanie...

Кондак святого (чит. в 52 гл. Типик., отд.: «Аще случится в субботу коего святого, ему же славословие, или вход, кроме полиелеа», л. 386, и отд.: «Аще случится в субботу коего великаго святаго, имущего полиелей», и л. 386 на об.; см. также Окт., л. 386). Кондак святого. Слава, и ныне – праздника (чит. в 52 гл. Типик., отд.: «Аще случится предпразднство, или попразднство в седмичные дни, кроме недели, с полиелейным святым или ему же бдение бывает». См. также Окт., л. 386, откуда видно, что во дни святых с славословием, так же, как и полиелейных, и с бдением, полагаются кондак святого, Слава, и ныне – праздника). в) Накануне тех субботних дней, в которые случится святой, не имеющий тропаря и в которые, поэтому, поется «аллилуиа» и правится заупокойная служба. В храме Христа Спасителя, Божией Матери и архангелов. В храме Предтечи, апостолов и святого. Тропарь храма. Дневные тропари: 1) Апостоли, мученицы, пророцы... 2, Помяни, Господи, яко благ. Слава, кондак: Со святыми упокой... И ныне, Яко начатки естества (чит. в 52 гл. Типик., отделы: «В пяток вечера к субботе... На повечерии по Достойне и по трисвятом... аще в субботу случится святаго, имущаго тропарь»). Примечание 1. Относительно богородична (Яко начатки) чит. нижепомещенное примечание: Дополн. к 1, 2 и 3 част, отд., гл. 1, примеч. 2. Дневные тропари. Слава, кондак: Со святыми упокой... И ныне, Яко начатки естества... Примечание. Тропарь храма святого не произносится во весь год, потому что все святые поименованы в дневном тропаре (Типик., гл. 52, отд.: «В пяток вечера к субботе»). Примечание 2. Тропарь: «Помяни, Господи»... напечатан в 55 гл. Типикона, в 26 гл. Следованной Псалтири и в Часослове в отд.: «Тропари дневнии». Глава 35. О чтении кафизм на вечерни, утрени и часах в течение целого года Устав «о стихологиях, како должно есть глаголати во все лето...», т.е. о том, когда какие кафизмы надобно читать, находится в 17 гл. Типикона и перепечатан в Следованной Псалтири. Для чтения кафизм Типикон устанавливает 9 периодов, из которых некоторые в ежедневном количестве и распределении кафизм между собою сходны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Последование в акафистову песнь (см. Акафист). Похвала. Похвалою называется многолетие, которое на литургии при архиерейском служении произносит архидиакон, во-первых, по входе архиерея в алтарь перед пением Трисвятого. Похвала начинается словами: «Святейший правительствующий Синод на многая лета», далее: «Благочестивейшаго, Самодержавнейшего Государя нашего Императора (имя рек) на многая лета», и т.д.; во-вторых, по освящении Даров протодиакон начинает похвалу так: «Святейший Правительствующий Синод и Преосвященнаго (имя рек), приносящаго святые Дары сия Господеви Богу нашему» и т.д. Похвалы в Великую субботу на утрени. Похвалами (τ γκμια) называются краткие молитвословия Великой субботы в прославление Господа умершего и погребенного, которые поются или читаются за каждым стихом 17 кафизмы. Кафизма разделена на три части, или статии. Каждая из них оканчивается там, где в Псалтири «Слава», где чтец перестает читать, а лик поет: «Слава и ныне», «Аллилуиа». Похвалы называются в церковном Обиходе нотного пения тропарями. Правило (канон), в книге Правильник слово «правило» (κανν) заменяет собою название «служба» или слова «стихиры и канон». Например, в Акафистнике написано: «Служба Святым Апостолам», в Правильнике то же самое озаглавлено так: «Правило Святым Апостолам», в Каноннике надписано: «Стихиры и канон Кресту», а в Правильнике над тем же озаглавливается: «Правило Честному кресту». Правило перед причащением. Под правилом перед причащением разумеются как изложение самих молптвословий, так и наставления к уготовлению себя к божественному причащению. Это правило печатается в некоторых Служебниках, в книге «Правило» (иначе Правильник), в Следованной Псалтири, отчасти в Каноннике. Праздника стихиры, канон, в Типиконе и в других богослужебных книгах слово «праздник» употребляется для обозначения песнопений не всех праздников. Так, песнопения воскресные, находящиеся в Октоихе, для отличия их от песнопений других праздников, не обозначаются словом «праздника», а именуются «воскресными» (стихиры воскресны, канон воскресный). Точно так и песнопения праздника Пасхи называются «пасхальными» (стихиры Пасхи, канон пасхальный), а не носят названия праздника (т.е. не обозначаются так: «стихиры праздника» и т.д.). Название «праздника» усвоено песнопениям тех праздников, коих службы находятся в Минее и в Триодях Постной и Цветной, в дни пения Цветной Триоди наименование «праздника» присоединяется и к тем песнопениям, которые поются в недели (воскресения), но содержат особые на каждую неделю воспоминания, именно: св. апостола Фомы, мироносиц, расслабленного и т.д. Выражения: «стихиры праздника», «канон праздника» – указывают на песнопения праздника недели апостола Фомы, мироносиц, расслабленного и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010