61 Стихи к Бог Господь печатаются в Часослове (стр. 35), в Служебнике (стр. 53) и в Ирмологионе (л. 123). 62 Воскресные богородичны, поемые по тропарях, под именем «опустительных воскресных осми гласов» из Октоиха (из последования великой вечерни накануне недели) перепечатаны в Типик. (гл. 53), дополнительной части Минеи и Следов. Псалтири (гл. 24). 63 Тропари святых печатаются в Месячной Минее в конце последования вечерни; есть они и в других книгах: в Типиконе – в разных числах Месяцеслова и в следованной Псалтири – также в разных числах Месяцеслова. 64 Что касается богородична настоящего гласа, то он в этом случае произносится, как сказано в 52 гл. Типикона, л. 385 на обор., «по тропаре воскресном на Славу, и ныне, по первом седальне», т. е. после стихословия первой рядовой кафизмы, вместо помещенного на этом месте рядового богородична, который оставляется. 67 Богородичен находится наряду; но, как сказано выше, иногда вместо этого богородична произносится воскресный богородичен настоящего гласа, поемый по тропаре на Бог Господь (Типик., гл. 52, л. 385 на об.). 68 О чтениях в Типиконе есть особая глава – 10. Извлечения из нее мы помещаем ниже (ч. 1, отд. 4, гл. 36). 69 На воскресной утрени, совершается ли она на всенощном бдении, или же отдельно, кроме Пасхи, во весь год безотменно стихословятся 2 и 3-я кафизмы Псалтири. 70 Указания на то, когда надобно петь непорочны и когда полиелейные псалмы, находятся в 17, 48, 49 и 50 главах Типикона. Ниже (ч. 1, отд. 4, гл. 35) об этом мы говорим подробно. 71 Эти тропари печатаются в Прмологионе (л. 160 и 151), в Следованной Псалтири (гл. 25) и в дополнительной части Октоиха. Они составляют особенность воскресной службы и только тогда не поются на утрени недельных дней, когда отменяется воскресная служба (в господские двунадесятые праздники и в нед. Пасхи и Антипасхи); по субботам они поются только два раза в году – в Лазареву и Великую субботы; в седмичные дни – никогда. 72 Когда не полагается пения тропарей: Ангельский собор..., то ектения произносится непосредственно после величания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

НЕПОРОЧНЫ    Непорочны — это 17-я кафизма псалтири, псалом 118. Обычно этот псалом у нас считается по преимуществу заупокойным. Такой взгляд на него неправильный, неверный. Устав церковный рассматривает непорочны — эту величественную библейскую песнь в честь закона, спасающего человека в жизни и по смерти,— как кафизму торжественную, праздничную, по преимуществу воскресную.    Ввиду важности содержания и обильного назидания для верующих, 17-я кафизма назначается почти для ежедневного употребления, а ввиду ее праздничного характера она выделяется из ряда всех остальных кафизм псалтири значительно более, чем тоже праздничная кафизма 1-я. Непорочны прежде всего назначаются для торжественного пения их на утренях большей части воскресных дней года. В качестве 2-й рядовой кафизмы непорочны употребляются исключительно только в субботы , ради чего нарушается рядовой порядок чтения кафизмы. Суббота же среди остальных дней седмицы по строю службы выделяется как своего рода праздник , как отдание предшествующего воскресного дня.    Из числа суточных служб непорочны входят в качестве основной неизменной части в состав полунощницы вседневной, службы, предназначенной для совершения в тот ранний час, в который Святая Церковь вспоминает Воскресение Христово и в который ожидает будущее всеобщее воскресение.    В качестве торжественной воскресной кафизмы непорочны стихословятся на утрени Великой Субботы, ибо эта утреня в значительной мере воскресная. По Типикону великой Константинопольской Церкви IX—X веков непорочны пелись на Пасхальной утрени. По старым нашим уставам непорочны назначались для стихословия на утрени вместо избранных псалмов по полиелее в некоторые особо выдающиеся и торжественные праздники: Успения Пресвятой Богородицы, 15 августа, Трех великих вселенских святителей, 30 января, святителя Петра, митрополита Московского, 21 декабря. Непорочны в старину пелись во время торжественных крестных хождений.    Как кафизма торжественная, праздничная, непорочны почти всегда (кроме полунощницы) сопровождаются торжественным обрядом каждения, даже и на обычной субботней утрени, когда они стихословятся как обычная вторая рядовая кафизма без всяких особенностей в ее исполнении.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Для пения некоторых церковных песней в древней Церкви чтец высылаем был на средину храма. От такого рода пения некоторые песни и назывались экзапостилариями ( ξαποστλλω – отсылаю). При пении священных песней, а равно и псалмов, верующие обыкновенно стояли. И в настоящее время уставом иногда полагается петь целые кафизмы. На службе утрени, например, великого пятка и при совершении погребения положено петь 17-ю кафизму, а не читать; для чего перед каждой статьей указан глас пения. Части кафизм называются статьями ( στσις, statio – стояние), например, в 17-й кафизме. Ясное дело, что они называются статьями потому, что во время пения их надлежало стоять (см. «Толкование на псалмы», изд. Св. Синода). Но пение псалмов непрерывное и продолжительное могло быть обременительно для слабых христиан. Поэтому пение сменялось чтением, во время которого позволялось сидеть, отдыхать. Отцы Лаодикийского собора уже такой порядок устанавливают для богослужения: «Не должно в церковных собраниях, – говорят они в 17-м правиле, – псалмы совокуплять непрерывно един к другому, но в промежутках по каждом псалме быти «чтению». Под чтением разумеется здесь чтение поучений, толкований, которые после псалмов полагались для того, чтобы верующие могли отдохнуть во время слушания их. Феодор Вальсамон так понимает это правило: «Так как псалмы читаются по древнему обыкновению один за другим, то, чтобы народ собравшийся не обременялся продолжительностью чтения и соскучившись, не выходил из церкви, св. отцы узаконили не читать псалмы совокупно, а быть между ними “чтению”, чтобы народ имел несколько отдохновения и потом снова воспевал. Для чего Псалтирь разделена кафизмами-седальнами». По силе соборного определения Псалтирь была разделена на 20 отделений и после известных отделений положены «чтения», во время которых бы верующие сидели, отдыхали. От отделений, на которые разделена была Псалтирь, кажется, и получили название кафизмы, от того именно, что за ними следовало «чтение», во время которого сидели.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В XIII в. греч. церковным автором Никифором Влеммидом на основе Псалтири были составлены избранные псалмы для пения после полиелейных Пс 134, 135 на утренях великих праздников и дней почитаемых святых. Припевом к стихам избранных псалмов (как и к стихам полиелея) было «Аллилуия». Большого распространения в греч. Церквах псалмы Никифора Влеммида не получили, до наст. времени их могут петь по праздникам в мон-рях Афона . Напротив, в слав. Церквах «избранные псалмы» стали употребляться повсеместно. В XIII-XIV вв. в Византии были составлены особые припевы вместо припева «Аллилуия» после стихов полиелея и избранных псалмов. В составлении припевов принимал участие и греч. муз. теоретик прп. Иоанн Кукузель (ранее сер. XIV в.) (см.: Тончева). Иногда припевы к стихам полиелея встречаются в слав. книгах (напр., двуязычная греческо-слав. певч. рукопись XV в. Athen. Bibl. Nat. 928; слав. Праздничная Минея, напечатанная в Венеции в 1538 г., Л. 424). Эти припевы не получили большого распространения. Припевы к избранным псалмам в совр. греч. богослужении сохранились только в общем избранном псалме для Богородичных праздников , называемом «Λγον γαθν» («Слово благо» - Пс 44. 1). В слав. странах были составлены оригинальные циклы припевов для избранных псалмов, а цикл припевов греч. происхождения практически не употреблялся. Припевы одного из слав. циклов и получили название В., за основу была взята не форма греч. припевов (как можно было ожидать), а форма 1-го припева непорочных Великой субботы - «                                ». Большинство совр. В. имеют похожую структуру. Исключение составляют: общее В. преподобным, имеющее ту же форму, что и др. В., но начинающееся со слова «Ублажаем» (восходит, видимо, к тем припевам на 17-й кафизме, к-рые начинались с этого слова); общие В. Богородице, одно из к-рых копирует форму 1-го припева 2-й статии 17-й кафизмы (        ), а др. (          ), возможно, основано на 1-м припеве 3-й статии 17-й кафизмы (      ) Великой субботы или же, так же как и В. Благовещению, восходит к иной системе величаний, появившейся в XV в. В рукописях сохранился пример использования 17-й кафизмы в качестве избранного псалма в службе трех святителей, где кафизма поется после полиелея или 6-й песни канона с 3 припевами (по одному для каждого из святителей). Цикл из 3 припевов на память трех святителей сохранялся в практике РПЦ до сер. XVII в. Припевы мон. Филофея

http://pravenc.ru/text/150151.html

В древности 118 псалом использовался столь же широко в частной молитве, как и 50–1 псалом. Сейчас от каждого поступающего в Духовную семинарию требуют знание наизусть 50-го псалма. Знание наизусть 118 псалама пока не требуется – в некотором смысле, может быть, и зря. Интересно заметить, что во время клепания (звона ко всенощному бдению), согласно уставу, полагается либо 12 раз читать по памяти 50 псалом, что сейчас делается в наиболее строгих монастырях, либо единожды – 118-й псалом. Этот обычай ныне упразднися зело, занеже никто не помнит наизусть 118 псалом. 17 кафизма отнесена на субботнюю утрению, в частности, по той причине, что одной из литургических тем субботы является поминовение усопших. 19 и 20 кафизмы оказались в числе кафизм пятничной утрени просто потому, чтобы была исполнена вся Псалтирь. Остается пояснить, что значит звездочка около 17 кафизмы на воскресной утрени. Мы привыкли к тому, что на любой воскресной утрени поется полиелей и не представляем себе воскресной утрени без «Хвалите имя Господне». Однако, согласно уставу, далеко не всегда на воскресной утрени поется полиелей. В большинстве случаев он как раз не поется, хотя иногда бывает, что и поется. В указанные мною периоды года, т. е. большую часть церковного года, полиелея на воскресных утренях, согласно уставу, нет. Вместо полиелея как раз и поется в 5 глас 17 кафизма. Что поется обычно после полиелея на обиходной всенощной? Ангельский собор. Какое надписание имеют эти тропари? «Тропари по «Непорочны», т.е. тропари, которые должно петь после 17 кафизмы. В нашем случае получается нонсенс: самих «Непорочных» нет, а тропари сохраняются. Слава Тебе, Господи, что хоть что-то сохранилось. Однако может случиться вот что. В указанные периоды года на воскресный день может попасть память полиелейного или бденного святого. Как быть? Тогда полиелей поется, но не ради воскресного дня, а ради того, что тот святой, чья память празднуется, имеет полиелей. В этом случае 17 кафизма отменяется, а вместо нее поется полиелей. Так что эту сноску можно понимать так: «нет при полиелее».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Настоящий глас (см. Глас настоящий). Нарочитые святые. Под «нарочитыми святыми» разумеются такие, коим по Уставу положено совершать службу во всех храмах с великим славословием, или полиелеем, или бдением. На сон грядущий молитвы – в Следованной Псалтири и в книгах богослужебных для домашних молитв: Молитвослове, Каноннике и др. Непорочны. Словами «Непорочны», «Непорочны в путь» обозначается в богослужебных книгах семнадцатая кафизма (118 псалом). Эти слова находятся в первом стихе семнадцатой кафизмы: «Блажени непорочнии в путь ходящий в законе Господни». Не обозначается же 17 кафизма одним только первым словом ее – «Блажени» – потому, что под именем «Блаженны» в богослужебных книгах указываются другие песнопения. Но бывает обозначаема 17 кафизма так: «Надгробное Блажени непорочны». Иногда же (например, в чинах погребения мирских тел, погребения священников) словами «Непорочны в путь» указывается только 1-я статия 17 кафизмы, а 2-я статия ее указывается словами «Заповеди Твоя», т.е. последними словами первого стиха этой статин: «Руце Твои сотвористе мя и создаете мя: вразуми мя и научуся заповедей Твоим» (ст. 73); 3-я статия обозначается словами «Имя Твое», которыми оканчивается первый стих этой статии: «призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое» (ст. 132). Непорочны указано читать или петь на службах утрени в субботы, на полунощнице, кроме субботы, в седмичные дни и на отпевании умерших. В Великую субботу на утрени стихи 17 кафизмы соединяются с так называемыми похвалами (см. Похвалы). За 17 кафизмою («Непорочны») следуют особые тропари (см. Тропари по Непорочны). Неседальное. «Неседальное», с греческого «акафист» (κθιστος), означает пение, при котором возбраняется сидеть (см. Акафист). Обедница (см. Изобразительных чин). Обновлению служба, то есть освящение храма, состоит из малой вечерни и всенощного бдения; совершается на день освящения храма. Служба находится в Большом Требнике. Обновление храма Воскресения – праздник 13 сентября. Служба – в Месячной Минее.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Служба понедельника Фоминой седмицы особенно примечательна в Студийском уставе, потому что она там берется нормой богослужения для всех праздников: по сравнению с предшествующим днем, здесь начинается рядовое стихословие псалтири, на утрени полагаются степенны антифоны и евангелие, – повечерие накануне поется, конечно, от «С нами Бог», и часов, как было сказано, не бывает. Так в общем, по Студийскому уставу, должна совершаться служба в обычные воскресные и почти во все церковные праздничные дни, т.е., по нашей мерке, начиная се тех дней, когда уставом полагается петь «Бог Господь»: по Алексиеву уставу, часы не отлагаются в праздничные дни, приключающиеся лишь в посты – святых Апостолов, Рождественский и, конечно, 40-цы. Накануне Рождества Христова, Богоявления, великих пятка и субботы повечерие сокращается до пасхальной нормы, т. е., сводится к пению трисвятого в трапезе. С вечера Фомина понедельника восстанавливается полное великое повечерие накануне будничных дней. Часы же, по Студийскому уставу, начинают служить лишь после недели Всех Святых. Третья особенность, делающая Студийский устав умеренным, это – меньшее количество полагающихся в нем переменных частей богослужения, именно, кафизм и песнопений. В течение летнего периода богослужения, т.е., от Фомина понедельника до 14 сентября, Студийский уставь на утрени полагает всего лишь одну кафизму, а для зимнего периода две: большее количество кафизм, 3–4, в Студийском уставе назначается лишь для 40-цы. Затем, древние памятники данного устава не знают ни праздничного полиелея, ни даже, по-видимому, 17 кф. на воскресной утрени: «Блажени непорочнии» там составляют принадлежность, сверх обычной рядовой кафизмы, субботней утрени. Далее, Студийский устав освобождает от стихословия псалтири, ве-чернего и утреннего, вторые дни великих праздников Гос-подних и Богородичных. В посты Апостольский и Рожде-ственский Студийский устав увеличивает пение псалтири, по-лагая его на часах: младшие памятники устава освобождают от кафизмы – в Апостольский пост 1-й час, а в Рожде-ственский, кроме того, еще и 9-й час: случающаяся празд-ничная память в названные посты отменяет стихословие псалтири на часах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Троице, – «Троичны гласа», т. е. того гласа, из которого поются вообще песнопения Октоиха. В каждом гласе по три тропаря. Окончание первого тропаря соответствует службе дня. Так в понедельник окончание: Предстательства безплотных Твоих, помилуй нас: во вторник окончание: Молитвами Предтечи Твоего помилуй нас. Окончание же второго и третьего тропаря без перемены во все дни седмицы, именно: окончание второго тропаря: Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. Окончание третьего тропаря: Боже, Богородицею помилуй нас (Ирмолог. песни троичны). В страстную седмицу, при пении «Аллилуиа», поется в понедельник, вторник, среду тропарь: «Се жених грядет»; в четверток и пяток «Егда славнии ученицы», по трижды; в субботу – тропари: «Благообразный Иосиф», «Слава» – «Егда снизшел еси»; «И ныне» – «Мироносицам женам». При пении же «Аллилуиа» в субботы, в службе за усопших поются тропари об упокоении, именно – в субботы пред неделями мясопустною и Пятидесятницы тропари: «Глубиною мудрости» (8-го гласа), а в другие субботы тропари: «Апостолы, мученицы, пророцы» (2-го гласа). После пения «Бог Господь» и «Аллилуиа» и тропарей стихословятся кафизмы Псалтири. Стихословием стоящие при богослужении побуждаются обратить внимание на всю свою жизнь, на поступки и сознать свои согрешения. О порядке чтения кафизм см. выше. Когда на утрени поется полиелей, тогда на ней полагаются только две кафизмы (а не три) (Тип., послед. 21 сент. зри). После кафизм бывают ектении, которые иерей глаголет, отшед пред Святыя двери (Тип., гл. 2). Малыя ектении положены: 1) В Недели (воскресения), в субботы, в дни предпразднства или попразднства (Служебн., в конце утрени), посему и в дни пения Цветной Триоди, также в праздники со всенощным бдением, полиелеем и великим славословием (Тип., гл. 9) ектении полагаются после каждой из двух кафизм. Если кафизмы бывают три, например, в те Недели (воскресения), в кои стихословится 17-я кафизма, вместо полиелея (Тип.. гл. 2, 17), в таком случае малая ектения бывает только после первых двух кафизм, а после 17-й не произносится.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Уст., Сырн. сред.). – См. 78 сн. – По 2 гл. Устава малые ектеньи между кафизмами и по окончании их «отшед священник пред св. двери» глаголет; положенные после этих ектений возгласы см. в Служебнике. – Эти ектеньи иногда в богослужебных книгах называются «ектениями седальнов» (Уст., Великий пяток, утро). – Указание Устава о воскресной утрене (см. 2 гл.): «По исполнении коеяждо стихологии», священник «глаголет малую ектению», имеет в виду ектеньи после первых двух кафизм; если в воскресенье полагается 3 кафизмы (см. 699 стр. печатного оригинала), то после третьей (17-й) не бывает малой ектеньи, а она произносится уже после «Благословен еси Господи»; в «Последов. у.в.п.» говорится: «по двух первых глаголет диакон ектеньи, а по 17-й ектеньи не бывает, но абие лик поет» «Ангельский собор»; «после тропарей: Ангельский собор, ектенья малая». – «По 1-м же стихословии кафисмы, и по 2-м, во вся дни ектеньи не глаголет священник, но токмо во бдения, и святых праздники, имущих полиелей и славословие, тогда глаголет и ектенью на всякую кафисму Псалтира» (Уст., 9 гл.); произносятся ектеньи после каждой кафизмы также в предпразднства, попразднства и субботы (см. Служебн.); в период Постной Триоди «ектеньи не глаголются во всю 40-цу, кроме суббот и недель» (Уст., понед. 1-я седм.) и случившихся в седмичные дни праздников. Вообще малых ектений не бывает, когда за кафизмами следуют седальны умилительные из Октоиха (в седмичные дни, кроме суббот) и Постной Триоди; если же за кафизмами следуют седальны из Октоиха субботние и воскресные, из Минеи и праздничные из Постной и Цветной Триоди, то малые ектеньи бывают. При этом, в субботы, в дни воскресные, в предпразднства и попразднства, в праздники с бдением, полиелеем и великим славословием, в дни пения Цветной Триоди, – ектеньи бывают после каждой из двух кафизм; если же указанные праздники случатся в седмичные дни Четыредесятницы, то бывает ектенья только после 3-й кафизмы, а после первых двух кафизм ектений не бывает (Уст., 2, 9, 17 гл., 24 фвр., «аще» «в понедел. 2, или 3, или 4-я недели» Вел. поста, 34 и 35 хр. гл.). О предпраздн. Сретения и Благовещения см. в Уставе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

432 Сказанное в Типиконе: «по исполнении коеяждо стихологии, отшед священник пред Святыя двери, глаголет малую ектению» (Тип., гл. 2), разумеется о ектениях после первых двух кафизм. «По двух первых глаголет диакон ектении, а по 17-й ектении не бывает, но абие лик поет тропари воскресны – Ангельский собор... Аще же поется полиелей, то 17-я кафизма оставляется. После тропарей: Ангельский собор – ектения малая» (Послед. утрени, вечерни, полунощницы, изд. в Киево-Печерской лавре, 1861 г., л. 8). 433 Но читаются только седальны Триоди. В книге: «Последование вечерни, утрени и полунощницы», изд. в Киево-Печерской лавре, 1861 г., сказано, что «аще случится всенощное бдение в понедельник святыя Четыредесятницы, на утрени чтутся три кафизмы: по 1-й кафизме ектении не бывает, а по 2-й и 3-й глаголются от диакона ектении и абие поется полиелей» (лист 13). 434 И поются те седальны Минеи, кои в Минее положены по 1-й и 2-й кафизмах (Тип., послед. 24-го февр. в понед. 2-й, 3-й и 4-й нед. Вел. поста, сн. 9-го марта). 441 Седальнами (κθισμα) называются песнопения, при пении или чтении коих, при общественном богослужении, начинали садиться для слушания так называемого «чтения», состоящего из толкования Апостола, Евангелия и т. п. (См. выше прим.). 442 От зде (от 7-го Евангелия на утрени в страстный пяток) диакон престает кадити, и ектении седальнов не глаголются (Тип., послед. страст. пятн., утра). Седальны же эти подобны минейным. 443 В 9-й главе Типикона, где изложен чин богослужения на дни седмичные, непраздничные, сказано: «По 1-й кафизме поем седален во Октоихе, иже наряду, Слава и ныне – Богородичен. По 1-м же стихословии кафизмы и по 2-м во вся дни ектении не глаголет священник, но токмо во бдения, и святых праздники, имущих полиелей и славословие; тогда глаголет и ектению на всякую кафизму Псалтира», и далее: «По окончании вторыя кафизмы поем 2-й седален в Октоихе» и т. д. 444 Многие слово полиелей переводят словом многомаслие, полагая, что так именуется песнопение потому, что при пении его Уставом положено возжигать много светильников елея (Тип., гл. 24, 25), но при этом смешивают слова e=’λεος – милость и e=’λaiοn – елей. В Типикопе обозначено: «полиелей, спречь многомилостивое πολυλεος, а не многомаслие (Тип., гл. 17 πολυλαιος).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010