Всех вам благ от Господа желаю.    Кланяюсь настоятелям вашим и духовникам, и прошу их св. молитв.     Ваш богомолец Е. Феофан. 17 марта.    P.S. Хотел ваше письмо вложить в письмо о. Тихона. А теперь наоборот, его письмо и с деньгами 15 р. влагаю в ваше письмо, в той мысли, что это удобнее. Прошу передать нашему старцу то и другое. Он все же пока наш, — хоть я от души желаю ему там остаться. О Рашине ничего не знаю. Напрасно его тогда не послали, когда он рвался на Афон. Ну — всякому своя дорога! Письмо 94. К истории первого издания Псалтири из сочин. Ефрема Сирина. Первые шаги по составлению Добротолюбия    Милость Божия буди с вами, Достопочтеннейший о. Арсений!    Получив заявление вашего, хоть и не совсем усердного, желания — печатать псалтирь, я тотчас сел сам за переписку, — и трудился над этим денно-ночно. Сказываю об этом ради того, чтобы вы видели, с каким усердием я желаю, чтобы псалтирь сия была отпечатана, — и как потому скорбно будет, если вы по каким-либо расчетам не напечатаете ее.    Скажу вам, что лучшего дара Афон не может доставить всем своим чтителям. Никто так не умеет расшевелить заснувшую душу, как св. Ефрем. Но сочинения его кто имеет? — Вот это маленький сборничек послужит вместо всего его.    План, но которому составлен сборник объяснен в предисловии. — Потрудитесь наблюсть, чтобы в печатании соблюли цифры, — и чтобы каждая стояла на своем месте. По средине будут идти числа псалмов, — по углам к корешку числа кафизм, и с краев — страниц.    Каждая слава у меня означена не словом: слава, а чертою — а каждая кафизма тоже отделяется сложною чертою. Извольте распорядиться, чтобы это так и было. Не то, чтобы непременно чертами отделялись, а отличными знаками, славы своим, кафизмы — своим, чтобы сразу видеть можно было.    Шрифт и формат возьмите с писем о духовной жизни, или о христианской; он очень приятен для всяких глаз.    Если впереди поместите картину св. Ефрема, то это будет совсем не лишнее.    Итак благослови Господи! Только не упирайте ногами и поскорее к делу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Псалтирь не читается до самой субботы пред Неделею (воскресеньем) ап. Фомы [кроме утрени великой субботы, когда положена 17-я кафизма «с похвалами» (припевами)]. И на полунощнице положено чтение кафизм только в седмичные дни, именно: в дни, кроме субботы, – 17-й кафизмы, а в субботу – 9-й. На воскресной же полунощнице не положено кафизмы, а на место ее назначен канон Св. Троицы (из (Октоиха), гласа недели (см. полунощницы в Часослове). 5) Рядовое чтение кафизм в седмице, как сказано выше, всегда начинается с вечерни субботы на воскресение. На вечерне читается 1-я кафизма, хотя бы в воскресение случился праздник двунадесятый Владычний и Богородицы (Тип., послед. 14-го и 7-го янв. и 7-го сент.). Затем на утрени в воскресенье полагается 2-я и 3-я кафизмы. На вечерне «в Неделю (воскресение) вечера» (на понедельник) «стихология кафизмы никогда же бывает» (Тип., гл. 5-я и 17-я) 330 , и потому рядовые 4-я и 5-я кафизмы стихословятся в понедельник на утрени. Прочие за сим кафизмы читаются на вечерне или утрени, смотря по тому, по две или по три кафизмы положено на утрени. Но на вечерне в пятницу (на субботу) всегда читается 18-я кафизма, а на утрени в субботу назначены уставом 16-я и 17-я кафизмы, как более соответствующие богослужению субботы. А потому 19-я и 20-я кафизмы несколько отступают от ряда, т. е. читаются не после, а прежде 16-й, 17-й и 18-й кафизм, именно – в пятницу. Так, во все пятки, кроме великой Четыредесятницы, 19-я и 20-я кафизмы стихословятся на утрени, а в Четыредесятницу – на 3-м и 6-м часах. В те седмицы, в которые на утрени положено читать по две кафизмы, на вечернях читаются рядовые кафизмы; ибо только таким образом, в продолжение седмицы прочитывается вся Псалтирь (14-ть кафизм на утренях и 6-ть на вечернях). В те седмицы, в которые на утрени полагается по три кафизмы (исключая 5-й седмицы Великого поста), на вечернях стихословится во все дни одна 18-я кафизма. Ибо в том случае, когда в продолжение седмицы вся Псалтирь прочитывается дважды, кафизмы стихословятся, кроме утрени, еще на часах, и на сих двух службах прочитывается восемнадцать кафизм, т. е. кроме первой и восемнадцатой, все кафизмы. 18-я кафизма читается на всех вечернях на седмичные дни, а 1-я кафизма читается на вечернях на воскресные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В Псалтири с последованием как бы особое приложение составляют Слово святого Кирилла о исходе души и о втором пришествии Христовом, Пасхалия и Лунник. В Псалтири малой, назначенной, главным образом, для келейного употребления, печатаются, кроме собственно Псалтири, такие статьи, которых нет в Псалтири следованной: глава «От старчества о келейном правиле и о молитве, юже предадé ангел Господень великому Пахомию», то есть правило о том, как распределять время на сон, бдение, труды и молитву; «Чин, како подобает пети дванáдесять псалмов особь, ихже пояху преподобнии отцы пустынии во дни и нощи, о них же воспоминается в книгах отеческих, в житиях и мучениях святых многих». Некоторые молитвословия печатаются в Псалтири малой иначе, чем в Псалтири с последованием. Именно: в Псалтири малой пред каждой кафизмой и после каждой кафизмы находятся Трисвятое и покаянные молитвы и есть правило, как следует кафизмы петь с молитвами, «согласно уставу святых отцев, прéданному всем хотящим пети Псалтирь, в молчании живущим монахом и всем богобоязнивым православным христианом». В Псалтири с последованием, назначенной для богослужения в храме, эти молитвы печатаются не после каждой кафизмы, а отдельно от них. В Псалтири малой и в Псалтири с последованием печатаются песни Священного Писания, которые читаются или поются на утрене с каноном. Но в Псалтири с последованием они находятся в самом последовании утрени, которой нет в Псалтири малой. И в Псалтири малой, и в Псалтири с последованием есть величания и псалмы избранные, которые поются после полиелея в праздники Господни и в дни памяти нарочитых святых. В Псалтири с последованием между этими псалмами помещена еще 17-я кафизма, которая разделена на три статии и соединена с тропарями – похвалами, какие поются в Великую субботу на утрене Погребения Христова, чего нет в Псалтири малой. Существуют также нотные богослужебные книги , содержащие песнопения для общественного и частного богослужения и предназначенные, главным образом, для клиросного употребления. Это – Октоих, Ирмологий, Праздники, Триодь и Обиходы нотного пения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Псалтирь регулярно читают и в домашней молитве. Читать кафизмы можно в качестве молитвенного правила и, если человек не смог посетить богослужение. При чтении Псалтири за упокой к кафизмам добавляют специальные молитвы. Кафизма 17 17-ая кафизма известна тем, что содержит всего один псалом — 118-ый. Он делится на три части и зовется «Непорочны». 17-я кафизма рассказывает о блаженстве ходивших в законе Господнем. То есть о радости исполнять заповеди, которые дал Господь. 17 кафизму традиционно читают родные усопшего в третий, девятый и сороковой день по смерти человека. Читайте также — Блажен муж, который… Поскольку в воскресенье вечером кафизма не читается, 17-я кафизма, как и 16-я переносятся на субботу, а не читается в пятницу. В будние дни эта кафизма читается на полунощнице. Если праздник имеет полиелей, то на вечерне рядовая кафизма не читается. Вместо нее принято читать первую славу первой кафизмы. Накануне великих Господних праздников на вечерне кафизмы не бывает, но это не распространяется на вечера субботы, когда положена 1-я кафизма, и вечера воскресенья, когда читается 1-я статия 1-ой кафизмы. На утрени кафизмы положены даже в великие праздники, но это не распространяется на Пасхальную седмицу с ее особым богослужебным уставом. На Светлой Седмице не читают кафизмы. В домашней молитве, келейно 17-я кафизма читается так: После 1, 2, 12, 22, 25, 29, 37, 58, 66, 72, 73, 88, 93 стиха принято читать «Помяни, Господи, душу раба Твоего». А после стиха 94, 107, 114. 121, 131, 132, 133,142, 153, 159, 163, 170, 176 «Упокой, Господи, душу раба Твоего». Стихи 92 и 93, а также 175 и 176 читают трижды. После положенных по прочтении кафизмы тропарей читают тропари непорочны или тропари за упокой: Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя. Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим. Агнца Божия проповедавше и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии, и присносущней преставльшеся: Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати.

http://pravmir.ru/kafizma/

Наличие кафизм на часах в богослужебных памятниках и современной практики ставит вопрос о возможных источниках происхождения данной традиции. Для того чтобы попытаться узнать о возможных корнях практики присоединения кафизм к часам, обратимся к уже упоминаемому нами синайско-грузинскому кодексу (Sin. iber. 34). Данный памятник дает распределение кафизм по всем 24-м богослужениям (часам) суточного круга. На богослужение каждого часа приходится по одной кафизме, исключение составляют первый и последний часы дня и ночи. Чтение Псалтири, согласно рассматриваемому памятнику, начиналось в 5-м часу ночи, кафизмы шли друг за другом согласно порядковому номеру, исключения составляли 17-ая и 18-ая кафизмы, которые выбивались из общего порядка . Наглядно это показывает нижеприведенная таблица системы чтения кафизм на 24-х часах согласно Sin. iber. 34, реконструированная исследователем указанного кодекса. Таблица 3 Часы дня Кафизмы   Часы ночи Кафизмы Как мы видим, в течение суток вся Псалтирь прочитывалась полностью. Известно, что в V–VII веке в среде египетского монашества существовал чин прочтения всей Псалтири за один раз. Об этом свидетельствует рассказ о Ниле Синайском из «Повествования отцев Иоанна и Софрония», апофтегмы аввы Серапиона и «Повесть зело полезная об авве Филимоне». Около VII века стал распространяться модифицированный вариант изложенной практики, предполагающий вычитку всей Псалтири в течение суток, а не за один прием . Таким образом, распределение кафизм в течение суток согласно Sin. iber. 34 могло быть обусловлено модифицированной практикой египетских отшельников. Стоит отметить, что кафизмы в упоминаемом памятнике были привязаны к богослужению часов . Ввиду вышеизложенного, вполне вероятно, что назначение чтения кафизмы на часах – проявление палестинского архаизма, когда кафизмы употреблялись на каждом богослужении суточного круга, носившем название часов. Указанная практика, вероятно, своими корнями уходит в ежедневное молитвенное правило египетских монахов.

http://bogoslov.ru/article/4453203

Примеч. поскольку, после чтения кафизмы на утрени читается, или поется стихира, называемая седальным, а за седальным в древности, как теперь на Афоне и в других восточных монастырях, предлагалось еще поучение из святых Отцев, при чтении которого, равно как и седальна, позволялось братии сидеть во храме, то известное отделение псалмов, после чтения которых позволялось в храме сидеть, получило название кафизмы – сидение (καϑζω сижу). § 44. Древность употребления Псалтири при Богослужении По примеру Ветхозаветной Церкви и Новозаветная употребляет при Богослужении святые псалмы Давидовы еще со времен Апостольских. Егда сходитеся, говорит святой апостол, кийждо вас псалом имать 99 . Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных 100 . Разделение Псалтири на кафизмы и кафизм на три славы, для удобнейшего употребления при Богослужении, сделано в первых веках христианства. Основываясь на 17-м правиле Лаодикийского Собора можно думать, что разделение Псалтири на известные отделения сделано или Отцами сего собора, или во время сего собора оно было уже употребительно в церковном Богослужении, хотя, может быть, сии отделения и не назывались еще кафизмами, а о разделении Псалтири на славы ясно говорит святой Афанасий Великий 101 : «по прочтении трех псалмов произноси: Аллилуия». Вальсамон свидетельствует, что разделение Псалтири на славы ведет свое начало с самой глубокой древности 102 . Псалтирь, как книга необходимая для Богослужения, переведена на славянский язык святыми просветителями народа славянского Мефодием и Кириллом, по свидетельству святого Нестора летописца 103 , а напечатана, в первый раз, в Кракове 1491 года; следованная же Псалтирь, в первый раз, напечатана в Сербии 1545 года; потом у нас, в России, несколько раз была печатаема с различными прибавлениями 104 . § 45. Замечание о прибавлениях к богослужебной Псалтири В нашей Псалтири, после каждой кафизмы, прилагаются три тропаря и одна молитва , выражающие, большею частью, сокрушение души кающейся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Небезынтересно, что, согласно «Оку церковному», 17 кафизма на воскресной утрени никогда не отменяется, даже если есть полиелей. Единоверцы читают 2 и 3 кафизмы, затем поют 17, а затем, если есть полиелей, то полиелей, а потом – Ангельский собор. Согласно нашему Иерусалимскому Типикону, что-нибудь одно: либо полиелей, либо «Непорочны». Перейдем к другой схеме. Какие периоды года y нас остались? От отдания Воздвижения или от недели по Воздвижении (там есть разночтения) до предпразднства Рождества Христова. Условно говоря, от 22 сентября до 19 декабря. И еще один период года: от отдания Богоявления до субботы пред Неделей о блудном сыне (или, как говорят инославные, о расточительном сыне). То есть отдание бывает 14 января (новый образ чтения Псалтири – с 15 января), а суббота перед Неделей о блудном сыне не связана с конкретной датой. Таким образом, эти пять периодов охватывают весь церковный год, кроме Великого Поста, Страстной и Светлой седмиц. Забегая вперед, скажу, что на Светлой седмице Псалтирь не читается вовсе, а Великим Постом и на Светлой читается совершенно особенным образом, о чем мы скажем позже. Основная особенность заключается вот в чем: в указанные два периода года (от отдания Воздвижения до предпразднства Рождества Христова и от отдания Богоявления до субботы пред Неделей о блудном сыне) на каждой воскресной утрени полагается полиелеос, а значит, нет 17 кафизмы. То есть 2, 3 кафизмы и полиелей. У нас почему-то этот образ совершения воскресной утрени экстраполировался на весь год по неясным причинам. В субботу вечером 1 кафизма по-прежнему, в воскресенье кафизмы нет, а вот в седмичные дни на утрени читается уже не две кафизмы, а три. В понедельник утром – 4,5,6; во вторник утром – 7,8,9; в среду утром – 10,11,12; в четверг утром – 13,14,15. В пятницу утром по-прежнему 19 и 20. В субботу утром по-прежнему 17, 18. А что же бывает на будничных вечернях? В воскресенье вечером кафизмы нет, а в остальные дни – всегда 18. То есть в данный период года нужно читать Псалтирь согласно пятнице. Полунощница без изменений. Вообще, надо сказать, полунощница почти никогда не меняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На всех Часах есть кафизмы, кроме 1-го Часа в понедельник и пятницу и 9-го Часа в пятницу. Почему? В пятницу на 9-м Часе кафизмы нет, потому что этот Час в некотором смысле тяготеет к субботней службе. В понедельник на 1-м Часе труда ради бденнаго, бывшего под воскресение. На вечерне нет кафизмы и на 1-м Часе тоже нет (снисхождение к немощи человеческой). Почему нет кафизмы на 1-м Часе в пятницу, объяснить трудно. Видимо, потому, чтобы были исполнены именно 40 кафизм, а не 41. А далее все по ряду: в понедельник на утрени 4,5,6; на 1-м Часе кафизмы нет, на 3-м Часе – 7-я кафизма, на 6-м Часе – 8-я, на 9-м Часе – 9-я. Во вторник на утрени – 10,11,12-я, на Часах: на 1-м – 13-я, на 3-м – 14-я, на 6-м – 15-я, на 9-м – 16-я. Особое значение имеет 17-я кафизма, поэтому мы ее пропускаем. В среду на утрени – 19, 20, 1-я кафизмы, а потом пошел второй круг. А дальше на Часах: 2,3,4,5-я. В четверг на утрени – 6,7,8-я; на Часах – 9,10,11,12-я; В пятницу на утрени – 13,14,15-я; на Часах 19-я – на 3-м Часе, 20-я – на 6-м Часе. В субботу на утрени – 16,17-я (18-я была). Таким образом Псалтирь прочитывается дважды за седмицу. Указанный порядок чтения Псалтири относится к 1,2,3,4 и 6 седмицам Великого Поста. У нас остались не рассмотренными 5-я и Страстная седмицы. Там несколько иной порядок чтения кафизм. 5-я седмица Почему на этой седмице Псалтирь читается несколько иначе? Согласно уставу, на утрени четверга 5-й седмицы полностью читается Великий покаянный канон Андрея Критского , причем на каждый тропарь канона полагается три земных поклона. то есть Богослужение получается достаточно продолжительное и аскетическое (один только Великий канон составляет на этой утрени 798 земных поклонов). За счет этого немного сокращается кафизменная часть утрени, а именно: на утрени четверга 5-й седмицы Великого Поста читается только одна кафизма. Это единственный случай, когда по уставу на утрени читается одна кафизма. Обычно читается либо две, либо три, либо ни одной. Впрочем, одна кафизма читается еще на утрени Великой субботы, но там 17-я кафизма читается особым образом, поэтому ее и кафизмой можно назвать лишь условно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Небезынтересно, что, согласно «Оку церковному», 17 кафизма на воскресной утрени никогда не отменяется, даже если есть полиелей. Единоверцы читают 2 и 3 кафизмы, затем поют 17, а затем, если есть полиелей, то полиелей, а потом — Ангельский собор. Согласно нашему Иерусалимскому Типикону, что–нибудь одно: либо полиелей, либо «Непорочны». Перейдем к другой схеме. Какие периоды года y нас остались? От отдания Воздвижения или от недели по Воздвижении (там есть разночтения) до предпразднства Рождества Христова. Условно говоря, от 22 сентября до 19 декабря. И еще один период года: от отдания Богоявления до субботы пред Неделей о блудном сыне (или, как говорят инославные, о расточительном сыне). То есть отдание бывает 14 января (новый образ чтения Псалтири — с 15 января), а суббота перед Неделей о блудном сыне не связана с конкретной датой. Таким образом, эти пять периодов охватывают весь церковный год, кроме Великого Поста, Страстной и Светлой седмиц. Забегая вперед, скажу, что на Светлой седмице Псалтирь не читается вовсе, а Великим Постом и на Светлой читается совершенно особенным образом, о чем мы скажем позже. Основная особенность заключается вот в чем: в указанные два периода года (от отдания Воздвижения до предпразднства Рождества Христова и от отдания Богоявления до субботы пред Неделей о блудном сыне) на каждой воскресной утрени полагается полиелеос, а значит, нет 17 кафизмы. То есть 2, 3 кафизмы и полиелей. У нас почему–то этот образ совершения воскресной утрени экстраполировался на весь год по неясным причинам. В субботу вечером 1 кафизма по–прежнему, в воскресенье кафизмы нет, а вот в седмичные дни на утрени читается уже не две кафизмы, а три. В понедельник утром — 4,5,6; во вторник утром — 7,8,9; в среду утром — 10,11,12; в четверг утром — 13,14,15. В пятницу утром по–прежнему 19 и 20. В субботу утром по–прежнему 17, 18. А что же бывает на будничных вечернях? В воскресенье вечером кафизмы нет, а в остальные дни — всегда 18. То есть в данный период года нужно читать Псалтирь согласно пятнице. Полунощница без изменений. Вообще, надо сказать, полунощница почти никогда не меняется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Орбельская триодь (ΧΙΙΙ в.), зависящая от студийской традиции, позволяет сокращать количество кафизм в среду преполовения и четверг пятой седмицы до одной . Общие закономерности с великопостным периодом чтения кафизм имеет зимний период чтения Псалтири, в течение которого также исполняется исключительно 18-ая кафизма на вечерни и три кафизмы на утрени. Приведем таблицу распределения кафизм в указанный период в сравнении с летним периодом .   Таблица 2 Распределение чтения кафизм в зимний и летний периоды в современной традиции Дни Летний период Зимний период Утреня Вечерня Утреня Вечерня Воскресенье 2, 3 (+17 каф.) -------- 2, 3 (+134, 135 пс.) ------- Понедельник Вторник 10, 11, 12 Четверг 13, 14, 15 Пятница Суббота   Из приведенной таблицы мы видим, что на утрени в течение зимнего периода стало исполняться три кафизмы ввиду того, что к двум кафизмам, постоянно исполняющимся на указанном богослужении, присоединилась кафизма, которая должна исполняться на вечерни. Данная кафизма, по-видимому, была вытеснена 18-ой кафизмой, которая, как мы отмечали выше, проявление богослужебного архаизма в постные дни и периоды. Таким образом, наличие на утрени трех кафизм в зимний период, наверняка, связано с появлением «песней степеней» на вечерни – древней богослужебной псалмодии данного богослужения. Наличие общих тенденций и закономерностей в распределении кафизм великопостного периода и зимнего периода дает возможность заключить, что три кафизмы на утрени в течение Великого поста также связаны с появлением 18-ой кафизмы на вечерни. 4.    Кафизмы на часах Относительно кафизм на часах стоит отметить, что многие Типиконы студийской традиции предполагали их исполнение не только в великопостный период года. Например, Николо-Казулянский Типикон (ΧΙΙΙ в) предлагает исполнять кафизмы на 3-м и 6-м часе в течение Апостольского поста и Рождественского поста . Аналогичное указание имеет Евергетидский Типикон (ΧΙ в.) и Типикон прп. Георгия Мтацминдели (XI в.), только в нем указывается кафизма и на 9-м часе . Таким образом, видно, что в истории богослужения кафизмы на часах не являются сугубой особенностью Великого поста.

http://bogoslov.ru/article/4453203

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010