Вероятно, в начало Псалтири, которая составлялась после Давида собирателями его псалмов и подражателями ему, поставлены псалмы наиболее поэтические. Едва не все псалмы первой кафизмы (1–8) допускают мессианское приложение, предуказывая под образом гонимого Давида страдания Спасителя. Некоторые из псалмов этой кафизмы, между прочим и за особую высоту их, взяты в качестве начальных псалмов для церковных служб: 3-й – первый в утреннем шестопсалмии, 4-й – первый на великом повечерии, 5-й – первый на первом часе, 8-й псалом, заключительный в 1-й кафизме, выдается среди других высотою поэзии. Особенно идет к настоящей вечерне – 1-я слава 1 кафизмы, заключающая 1–3 псалмы, стоящие в связи друг с другом. «В то время, как 1-й псалом восхваляет истинного служителя Божия, не определяя, идеально ли только это описание или в действительности существует такое всегда зеленеющее дерево, и затем рисует противоположность ему, не указывая возможности и способа спасения тех, которые идут по ложному пути к гибели, пс. 2-й в выражениях, напоминающих 1-й» 2150 , указывает в непобедимом Помазаннике Божием и Его владычестве единственное спасение для мира; при этом к данному во 2 пс. описанию внешней деятельности этого Помазанника, в пс. 3 прибавляется изображение Его внутреннего состояния. «Три первые псалма Псалтири, – говорит св. Симеон Солунский , – относятся преимущественно к Господу; ибо вочеловечившееся Слово Божие само было поистине единым блаженным мужем – Востали на Него народы – Умножились стужающие Ему, поносители и гонители Его… Но Он – если смертью почил, то востал как от сна» 2151 . В Римско-католической Церкви пс. 1–3 употребляются одни из всей Псалтири на пасхальной утрене и повторяются на утрене всех 8 дней праздника Пасхи 2152 . Образ исполнения «Блажен муж» Неудивительно, если для такой кафизмы, и особенно для первого антифона ее, устав назначает особо торжественное исполнение. Умалчивая о пении, по крайней мере о напевах, для всех кафизм, нынешний Типикон указывает напев только для настоящей и 17 кафизмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Если с воскресным днем совпадет празднование памяти двух святых, то поется тропарь воскресен единожды, затем тропарь первого святого, Слава, тропарь второго святого, и ныне, богородичен по гласу тропаря второго святого. Если же кроме того с этим воскресным днем совпадает еще и предпразднство или попразднство, то на и ныне вместо богородична поется тропарь предпразднства или праздника. После пения тропарей поется: Господи, помилуй: трижды, Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу: и чтец продолжает далее: И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь, и начинается чтение кафизм. Кафизмы, Малые ектении, Седальны. Кафизмами называется чтение определенных отделов Псалтири, которая разделяется вся на двадцать таких отделов, носящих название «кафизм» от греческого слова καθιζω «сижу» потому, что по уставу после каждого такого отдела полагается чтение, при котором все сидят. Теперь вошло в обычай сидеть за чтением самых кафизм (см. об этом подробнее объяснение на вечерни: «Первая кафизма»). На утрени, входящей в состав всенощного бдения, стихословятся всегда только две кафизмы, с разделением каждой на три славы. По каждой «славе» чтец произносит: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу: лик поет: И ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе Боже, трижды, Господи, помилуй: трижды, Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу: Чтец продолжает: И ныне, и присно, и во веки веков, аминь и читает дальше следующую «славу». После каждой кафизмы на всенощном бдении непременно произносится Малая ектения, которую, согласно 2-ой гл. устава «Священник глаголет отшед пред святыя двери». Каждая малая ектения заканчивается особым возгласом священника. После первой кафизмы малая ектения имеет возглас: «Яко твоя держава, и твое есть царство, и сила, и слава», после второй кафизмы «Яко благ и человеколюбец Бог еси». Здесь надо заметить, что в те воскресные дни, когда по Уставу не положен полиелей (об этом см. ниже), вместо полиелея стихословится 17-ая кафизма: «Блажени непорочнии», после которой малой ектении не бывает, а сразу поются воскресные тропари: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим»; «Ангельский собор удивися». Эти тропари так и называются: «Тропари воскресные, поемые по Непорочнах». В таком случае малая ектения произносится уже после этих тропарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В греческой Псалтири они помещаются в конце и состоят из полиелейных псалмов (134 и 135 пс.) и 13 песней Священного Писания: две пророка Моисея, песни святой Анны, пророков Аввакума, Исаии, Ионы, трех отроков, Божией Матери, святого Захарии, отца Иоанна Предтечи, Езекии и Манассии, царей Иудейских, и Симеона Богоприимца. Эти прибавления встречаются в греческих Псалтирях IV и V вв.; в некоторых, впрочем, нет 4 последних песней, но зато помещаются два лексикона – грамматический и исторический. Неопределенен вопрос о времени разделения Псалтири на кафизмы и «Славы». Некоторые исследователи, например Лев Алляций, основываясь на 17 прав. Лаодикийского Собора (IV в.), утверждают, что оно принадлежит отцам этого Собора. На самом деле в 17 прав. указано только основание для разделения, но не само разделение. Деление на «Славы», по мнению Вальсамона († после 1203), существовало в Церкви с глубокой древности. Имеющиеся, впрочем, факты приводят к выводу, что современного разделения не было даже в позднейшее время: Псалтирь при чтении разделялась, но не так, как теперь. Так, в рассказе об аввах Софронии и Иоанне (VI в.), посетивших синайского старца Нила, говорится, что он предложил им помолиться и, между прочим, почитать Псалтирь. Чтение происходило таким образом: читалось 50 псалмов, и затем было чтение из Нового Завета; затем читалось опять 50 псалмов, и вновь чтение из Нового Завета, и в заключение прочитывались остальные 50 псалмов. Судя по этому рассказу, в VI в. не было еще деления Псалтири на кафизмы. Иного деления придерживались египетские монахи. По свидетельству преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (V в.), они читали по 12 псалмов, а между чтениями псалмов прочитывали отрывки из Ветхого и Нового Завета. Если, таким образом, современное разделение Псалтири на кафизмы позднéе VI в., то всего естественнее предположить, что оно появилось в период образования Устава, то есть в VII-VIII вв. В пользу этого говорит тот, между прочим, факт, что на данные века приходится и составление тех тропарей, которые отделяют одну кафизму от другой и пение которых введено, по словам Вальсамона, для того, чтобы внимание слушающих не ослабевало от непрерывного пения Псалтири, ибо легче воспринимается чередование пения и чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Письмо вдовы видел. Можно послать, если усердие есть, что же делать. К трудам усердие и ревность да подаст Господь, а наипаче к смирению и к покаянию. Если поздно встанешь, то скорее в церковь спеши, а молитвы можно прочесть после. На 3–й „Славе " кафизмы можно и никого не поминать или кого-нибудь по своему желанию. После кафизмы надо читать молитвы, которыя положены после каждой кафизмы, а после всей Псалтири – тогда и самую последнюю молитву, как и в Псалтири сказано. Прасковье Лаврентьевне приехать Бог благословит, можно и Лидии попроситься с ними. Посылку с деньгами получил. Подарки сестрам бедным можно и самой давать, если Матушка против этого ничего [не имеет]. Иногда и потихоньку можно дать бедным. Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.     218. Кого можно поминать на 3–й „Славе " кафизмы? М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н. Сестра о Господе м. Магдалина! Милость Божия буди с тобой! На письмо твое, писанное 17 февраля, отвечаю в предверии св. поста. Господь да простит тебя во всех прегрешениях твоих вольных и невольных. Испрашиваю и я, грешный, от тебя прощение. А с прощением заканчивается всякое разсмотрение и суждение о грехах. Отселе да поможет тебе Господь начало положить благое и даст тебе внимание. Поздравляю с св. Четыредесятницею. Господь да поможет тебе и всем нам совершить оную душеполезно, в молитве и в покаянии, и поклониться неосужденно святому Воскресению Своему! На 3–й „Славе " Бог благословит поминать некоторых о здравии и о упокоении и прочитывать заупокойную молитву. Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.     219. С раздражительностию надо бороться. На душе бывает легко по Божией милости к нам. Во всяком деле нужны труд, понуждение себя и терпение М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н. Сестра о Господе м. Магдалина! Милость Божия буди с тобой. Письмо твое получил. За поздравление со св. постом спаси Господи. Да укрепит Господь силы твои и поможет благополучно и душеполезно провести сие время покаяния и достигнуть светлаго Воскресения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

II. Богослужение православной церкви § 6. Богослужение православной церкви Богослужение православной церкви бывает общественное и частное. Общественное Богослужение совершается в храме Божием в положенное по уставу время; частное – совершается в храме и вне храма, но время совершения его определяется нуждами и обстоятельствами жизни христиан, – от чего и называется требами. § 7. Составные части общественного Богослужения: Чтения из книг Священного Писания Общественное Богослужение состоит из чтений книг Священного Писания , из молитв и песнопений, содержащихся в Богослужебных книгах, и сопровождается особенными священнодействиями. Чтения из книг Священного Писания составляют одну из важнейших частей Богослужения православной церкви. Читаются книги ветхого и нового завета. а) Из ветхозаветных книг чаще всего читается псалтирь. Она состоит из 150 псалмов, разделенных на 20 кафизм 9 . Каждая кафизма разделяется на три славы, или части, которые чтец оканчивает: слава Отцу, и Сыну, и св. Духу,... а лик поет: и ныне и присно... Аллилуия (3-жды) слава тебе Боже... Это наз. стихословием кафизмы. Чтение псалтири бывает рядовое, т.-е. в течение недели она вся прочитывается, начиная с 1-й кафизмы на вечерни в субботу, в том порядке, в каком кафизмы стоят одна после другой. Исключение из ряда чтений сделано в пятницу; так как следующая по ряду кафизмы – 16-я и 17-я, прославляющая блаженство праведных (Блажени непорочнии), отнесены к субботе на утрени, как более сообразный с субботнею службою, посвященною прославленно праведных, непорочных душ. После кафизм во псалтири помещаются: а) песни Свящ. Писания, которые читаются и поются с каноном на утрени (в Великий, напр., пост, б) избранные псалмы с величаниями в праздники Господни и нарочитых святых 10 . Из других ветхозаветных книг чтения предлагаются в так называемых паримиях, т.-е. в избранных чтениях преимущественно из книг ветхого завета применительно к событию праздника или ко времени поста и покаяния. (Паримии читаются обыкновенно на вечернях великих праздников; а в Великий пост на вечерни, часах и на литургии преждеосвященной, – также на царских часах и на литургии Василия Великого , когда она соединяется с вечернею. Паримии помещаются в минеях и триодях на ряду в тех службах, на которых назначено читать их. Если же случится местный праздники, и празднуемому святому наряду не положено паримией в минеи месячной, тогда они берутся из общей минеи по лику святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Для этого священный Псалтирь разделен кафизмами, т. е. «седальнами» (Canones ss. Apostolorum, conciliorum... commentariis Theod. Balsamoni explicati. Herveto interprete. Lutetiae Parisiorum 1620, 835). Вероятно, что с того времени, как входило в обычай стихословить Псалтирь без пения, стали при чтении кафизм садиться. В России в древности стихословили Псалтирь и с пением, ибо Псалтирь была положена на ноты. Так, Псалтирь была распета в Новгороде игумном Новгородского Хутынского монастыря Маркеллом Безбородым, известным сочинителем житий Святых Русских, в половине XVI века (См. «Предисловие» в книге, называемой «Кахизы сиречь ключ Столповому Казанскому знамени» – у Погодина. Москва, 1846 г., XVI, стр. 183; у Ундольского, Моск. Общ. ист. и др. 1846 г., 11; у Сахарова, Ж. М. Н. П., 1849 г., 3, стр. 60). 326 По отдании Воздвижения, в Неделю (воскресение) начало вземлет Псалтирь (Тип., послед. 21 сент.). 327 Третья кафизма не положена в те Недели (воскресения), в которые поется на утрени полиелей (Тип., гл. 17). Аще будет в дни седмицы, кроме Недели, великий святый, имеяй полиелей, стихословим на утрени две кафизмы, а на вечерни рядовую третью (Тип., 21 сен. 1-е зри). 328 Кафизма 17-я начинающаяся словами: «Блажени не порочны» к богослужебных книгах часто обозначается словами: «Непорочны», чтобы не смешивать кафизму с другими молитвословиями, начинающимися и называющимися словом «Блаженны». Этой главы нет в Малой Псалтири. Она находится в Псалтири с восследованием и в Типиконе (гл. 17). 329 В Псалтири и в Типиконе (гл. 17) не указано на кафизмы в субботу 5-й седмицы на утрени. В Триоди же сказано о них: Таже славословим кафизму Псалтиря 16-ю: «Рече Господь Господеви моему». И после первых 4-х кондаков акафиста сказано: Таже стихословим «Непорочны» (т. е. 17-ю кафизму). 330 То есть полной всей кафизмы; ибо «когда получится празднество, тогда поется: «Блажен муж», первый антифон (Тип., гл. 17), см. далее. 331 Исключением служит 1-е сентября, когда на утрени не поется полиелей: на вечерне же на тот день поется «Блажен муж». 332 На вечерне в субботу вечера, на воскресение, хотя бы в воскресение случился всякий великий, средний и даже Господний праздник двунадесятый (Тип., послед. 1-го сент., 6-го августа, 14-го сентября), стихословится вся первая кафизма, как соответствующая своим содержанием воспоминанию воскресения Христова (например, псалом 7-й, стих 7-й; псал. 8-й, ст. 6-й, 7-й, 8-й и др.). 333 В неделю вечера, на праздник великий Господень поется 1-й антифон 1-й кафизмы (Тип., послед. 14 сентября). Если же Господний праздник случится в другие седмичные дни, тогда вовсе не бывает стихословия (Тип., 14 сент.). 334 О Симеон Солунский говорит: «Псалом сей, по преимуществу, относится к Господу. Ибо вочеловечившееся Слово Божие само было поистине единым блаженным мужем. Оно есть древо жизни и дало плод. . . имеет своим наследием народы (Сим. о бож. молитв., 296. Хр. Чт., 1856 г., стр. 447).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В христианском богослужении Псалтирь пользуется самым широким употреблением. Начало последнему было положено еще Иисусом Христом, когда Он, по совершении тайной вечери, «воспевше» пошел на гору Елеонскую ( Мф. 26:30 ). Пасху же Христос совершал по обычаю Иудейскому, по которому требовалось исполнение малого галлела (хвалебных псалмов 112–117). По примеру Христа и апостолы, основывая церкви и устраивая там богослужение, заповедывали употреблять Псалтирь, как лучшее средство в христианской молитве ( Еф. 5:18–19 ; Кол. 3:16 ; 1Кор. 14:15, 26 ). В первые три века, о чем свидетельствуют «Постановления Апостольские» (кн. 2, гл. 59), Псалтирь являлась существенною частью всякого богослужения. В четвертом веке для удобства употребления Псалтирь была разделена на 20 кафизм (т. е. сидений, так как по окончании пения положенных псалмов, когда читались отеческие писания и жития святых, можно было сидеть, псалмы же выслушивались стоя), каждая же кафизма на три славы (слова: слава Отцу и Сыну и Св. Духу). Настоящее употребление Псалтири в Православной Церкви определяется особым уставом о ней. По этому уставу употребление Псалтири в продолжение года разделяется на четыре периода. Первый период простирается от недели антипасхи до 22 сентября (до отдания праздника Воздвижения Креста Господня). На вечерни в субботу Светлой недели читается 1 кафизма (1–8 Пс), на утрени Фоминой недели кафизмы 2 и 3 (псалмы 9–16 и 17–23), в прочие воскресные дни читается еще кафизма 17 ( Пс. 118 ). На воскресных вечернях кафизм не полагается в продолжение года. За каждые шесть дней недели прочитываются остальные кафизмы: на вечерни одна, на утрени – две. На полуночницах понедельника, вторника, среды, четверга и пятницы в продолжение года читается кафизма 17, а в субботу всегда кафизма 9 (псалмы 64–69). Второй период простирается от 22 сентября до 19 декабря. В этот период на утрени с понедельника до субботы полагаются три рядовые кафизмы, а на вечерни кафизма 18 (псалмы 119–133), на утрени в воскресенье к двум рядовым кафизмам (2 и 3) присоединяется пение псалмов 134 и 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так как пение антифона «Блажен муж» есть торжественное, то оно не полагается в дни непраздничные, когда нет праздника с полиелеем, или когда праздники с полиелеем случатся в дни сокрушения о грехах, в дни поста. В дни строгого поста, к какому принадлежат некоторые дни сырной седмицы, равно и седмичные дни Великого поста, не стихословится «Блажен муж», хотя бы и случились праздники святых с полиелеем или бдением; так: а) на вторник или четверток сырные, если в эти дни случатся праздники с полиелеем или бдением, на вечерне читается кафизма рядовая 336 ; б) на вторник, среду, четверток, пяток Великой Четыредесятницы всегда стихословится рядовая кафизма, хотя бы вечерня соединялась с Литургиею Преждеосвященных даров, но 1-й антифон 1-й кафизмы не поется (Тип., послед. 30 янв., 24 февр. 337 . Но бывают случаи, когда 1-й антифон 1-й кафизмы поется и на вседневной вечерне, именно, когда вседневная вечерня отправляется вместо великой – в некоторые приготовительные дни к великому посту, или в пост. Так: 1) В мясопустную неделю (воскресение), если за сим в понедельник случится праздник с полиелеем (24-го февраля), но не с бдением (30-го января), ибо в последнем случае совершается вечерня великая. 2) В пяток сырный, если в субботу будет праздник святому с полиелеем (24-го февраля) или святому с бдением (30-го января). 3) В вечер недель (воскресений) 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста, если в понедельник случится празднование святому с полиелеем (24-го февраля и 9-го марта), но не храмовой праздник. Есть дни в году, когда на вечерне вовсе не полагается стихословия Псалтири, именно: 1) На Господние двунадесятые праздники, случающиеся во вторник, среду, четверток, пяток, субботу 338 , исключая того случая, когда в эти праздники (например, в Вознесение) случится великий святой с бдением (см. Тип., 8-го мая в Вознесение и храм. гл. 51-я и 55-я); тогда поется 1-й антифон 1-й кафизмы. 2) На вечерне не полагается кафизмы в те дни, на которые было бдение, ради бывшего труда бденного 339 . Без сомнения, потому же и в неделю вечера во весь год никогда же глаголется Псалтирь. Аще прилунится празднство, тогда поем: «Блажен муж», 1-й антифон (Тип., гл. 17 и сн. Тип., гл. 5 и Тип., послед. 14-го сентября). Так на вечерне в день Пятидесятницы не положено стихословия, но иногда поется «Блажен муж», именно в том случае, если случится храмовой святой (храм. гл. 55-я) или святой с бдением (Тип., 8-го мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Непорочны – это 17-я кафизма псалтири, псалом 118. Обычно этот псалом у нас считается по преимуществу заупокойным. Такой взгляд на него неправильный, неверный. Устав церковный рассматривает непорочны – эту величественную библейскую песнь в честь закона, спасающего человека в жизни и по смерти, – как кафизму торжественную, праздничную, по преимуществу воскресную. Ввиду важности содержания и обильного назидания для верующих, 17-я кафизма назначается почти для ежедневного употребления 323 , а ввиду ее праздничного характера она выделяется из ряда всех остальных кафизм псалтири значительно более, чем тоже праздничная кафизма 1-я. Непорочны прежде всего назначаются для торжественного пения их на утренях большей части воскресных дней года 324 . В качестве 2-й рядовой кафизмы непорочны употребляются исключительно только в субботы 325 , ради чего нарушается рядовой порядок чтения кафизмы 326 . Суббота же среди остальных дней седмицы по строю службы 327 выделяется как своего рода праздник 328 , как отдание предшествующего воскресного дня 329 . Из числа суточных служб непорочны входят в качестве основной неизменной части в состав полунощницы вседневной, службы, предназначенной для совершения в тот ранний час, в который Святая Церковь вспоминает Воскресение Христово и в который ожидает будущее всеобщее воскресение. В качестве торжественной воскресной кафизмы непорочны стихословятся на утрени Великой Субботы, ибо эта утреня в значительной мере воскресная 330 . По Типикону великой Константинопольской Церкви IX-X веков непорочны пелись на Пасхальной утрени 331 . По старым нашим уставам непорочны назначались для стихословия на утрени вместо избранных псалмов по полиелее в некоторые особо выдающиеся и торжественные праздники: Успения Пресвятой Богородицы, 15 августа 332 , Трех великих вселенских святителей, 30 января 333 , святителя Петра, митрополита Московского , 21 декабря 334 . Непорочны в старину пелись во время торжественных крестных хождений 335 . Как кафизма торжественная, праздничная, непорочны почти всегда (кроме полунощницы) сопровождаются торжественным обрядом каждения, даже и на обычной субботней утрени, когда они стихословятся как обычная вторая рядовая кафизма без всяких особенностей в ее исполнении 336 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Лик в лице всего народа поет многолетие, умоляя Бога, да сохранит Он здравие Государя и верных на многа лета. После этого народ, знаменуя себя крестом и поклоняясь, расходится по домам; между тем как священнослужащие читают отпустительные молитвы по причащении и разоблачаются, да не явятся в дома свои в священных одеждах. 1298 В настоящее время при псалтири прилагается устав об употреблении в храме 20 кафизм. Псалтирь появилась в России прежде всех других Богослужебных книг в Болгарском переводе, а напечатана в 1491 г. Молитвы при псалтири, неизвестно кем составленные, напечатаны во Львовск. псалтири 1-й раз в 1687 г. 1313 См. ответ. Патр. Никону 1654 г. на вопросы о разностях в чинопоследованиях. См. цер. ист. Мак. т. 12, ст. 181. 1329 Здесь мы будем держаться порядка праздничной вечерни, которая в будни по составу своему несколько изменяется. 1346 Время разделение псалтири на кафизмы и славы достоверно не известно. Если собор Лаодикийский 17 правилом определяет порядок чтения и пения псалмов; то отсюда полагают, что вместе с тем на соборе сделано и деление псалтири на кафизмы для облегчения внимания слушателей, так как оно естественно утомлялось непрерывным чтением или пением. 1347 Почему трижды нужно произносить слова: «аллилуия» и потом прибавлять: «слава тебе Боже» это объяснили Восточ. Патриархи, бывшие па соборе 1667 г. См. ц. ист. М. т. 12. 185 стр. 1352 В будничную службу вечерни стихир полагается 6-ть, в полиелей – 8-мь, в праздничную – 10-ть. Когда поются стихиры на 6-ть; то 3 берут из Октоиха и 3 из Минеи. 1362 Это делается по образцу древней церкви, которая читала молитву главопреклонения на выход молящихся и благословляла их в лице Предстоятеля церкви. 1365 «Мученицы Твои, Господи, на отвергшася Тебе, не отступиша от заповедей Твоих: тех молитвами помилуй нас». Смотр. октоих повсед. вечерн. в понедельник. 1433 Поется псалом 150 с припевом: «Господи сил, с нами буди, иного бо разве тебе помощника в скорбех не имамы, Господи сил, помилуй нас». 1447 Ассеманий указывает в доказательство своих слов еще на Мозараб. биб. Monfacon bib. р. 1525. Асс. т. 3 стр. 492 и 523. Смотри еще чин хвалений Гоара ст. 58. 1462 В этих книгах, имеющих ту и другую историю, излагаются Новозаветные песни, носящие различный наименования и поемые на Богослужении различных часов дня. 1474 Касс. прав. кн. 3, гл. 3. Он первый ввел в Галлии общежительную иноческую жизнь. Сконч. в 435 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010