Так вот, суббота никогда не бывает днем постным, в субботу всегда совершается полная Литургия, причем после вечерни Литургия назначается только раз в году — в Великую Субботу, в прочие же субботы Литургия бывает до вечерни. С чисто внешней точки зрения, в посты в субботу всегда бывает послабление. Например, пять будних дней Великого поста — сухоядение без елея, а в субботу разрешается горячая пища, елей и вино. Это большое послабление очень заметно для тех, кто постится строго по Уставу. Если принять это во внимание, станет понятной фраза о том, что суббота не бывает постным днем. В богослужебном смысле это имеет свое выражение в том, что в субботу всегда совершатся полная Литургия, и это самое главное, что можно сказать о субботе. Существуют и частности. На субботней Литургии всегда поются изобразительные антифоны, если только это не великий праздник с праздничными антифонами. Иными словами, в субботу невозможны будничные антифоны — так же, как и в воскресенье. На утрени в субботу после кафизм всегда должны быть малые ектений, так бывает только в воскресенье. Еще одна особенность: в субботу канон должен петься с праздничной редакцией библейских песней. Сейчас это правило бездействует, но указание такое в Типиконе есть, и это ставит субботу на определенную ступень в иерархии наших богослужебных чинов. И, наконец, еще одна очень яркая особенность, заключающая в себе и связь с воскресным днем, и некоторый элемент праздника: на утрени всегда стихословится 17-я кафизма. Здесь мы имеем дело с таким невероятным явлением в рамках Устава, как перестановка кафизм в чине их распределения по дням седмицы. Мы уже не раз говорили о том, что Псалтирь читается в течение седмицы целиком, начиная с субботы вечера. И если вы мысленно распределите кафизмы, то поймете, что 19-я и 20-я должны приходиться на субботу, однако Типикон ставит их на пятницу, а на все субботы года приходятся 16-я и 17-я кафизмы. Это нечто особенное, нечто привлекающее внимание. Эта перестановка, очень сильно нарушающая такой простой и ясный порядок, сделана для того, чтобы 17-я кафизма приходилась именно на субботу, чтобы именно в субботу звучал воскресный текст Непорочны. Кстати, даже когда она в субботу читается, а не поется, должно совершаться полное каждение храма, т. е. налицо еще один праздничный элемент в субботнем богослужении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Церковным Уставом не положены седальны после тех кафизм, после которых нет «чтения» (наприм., на вечерне, Тип., гл. 2, 3, 4), и, следовательно, когда не назначено сидеть. Напротив, седальны положены и не после кафизм, но пред «чтением». Так, например, – пред «чтением» после 3-й песни канона на утрени. Что во время пения или чтения седальнов позволяется садиться, видно из того, что есть седальны, о которых сказано, что не должно во время их сидеть, напр., Богородичен 8-го гласа Октоиха: «О Тебе радуется», «не седяще», сказано, «поем, но стояние и со страхом и благоговением». И в последовании Типикона на Великий пяток говорится: «не сидим на сицевых седальнах, за еже священнику кадити святый алтарь, но стояще поем». А что во время так называемых «чтений» сидели, это видим из Устава. В 9-й главе Типикона, в последовании утрени сказано: «по скончании 2-й кафизмы поем 2-й седален в Октоихе рядовым». Таже чтение, и возставше глаголем: «Господи, помилуй». Итак, при «чтении» сидят, ибо после «чтения» встают. И если во время «чтений» повелевает Устав не сидеть, а стоять, то об этом прямо сказывает. Например, в последовании Пасхи в Типиконе сказано: «чтется огласительное слово Златоустаго. Не сидим же на сицевом чтении, но стояще слушаем вси». «На чтении стоим», сказано в последовании субботы акафиста, о времени чтения его. И весьма правдоподобно, по мнению Вальсамона и других церковных писателей, что самое разделение Псалтири на кафизмы было с целью, чтобы не обременять пением псалмов, и что для облегчения, для отдохновения положено среди их «чтение» поучений. Ибо в словах 17-го правила Лаодикийского Собора: «не должно в церковных собраниях псалмы совокупляти один к другому, но в промежутках на каждом псалме быти чтению» (прав. 17), под «чтением» разумеется чтение поучений, которое после кафизм полагается для того, чтобы отдохнуть при слушании его. Вальсамон так толкует это правило: «так как псалмы читаются по древнему обыкновению один за другим, то, чтобы народ собравшийся не обременялся продолжением чтения и, соскучив, не выходил из церкви, узаконили Святые Отцы не читать псалмы совокупно, а быть между ними «чтению», чтобы народ имел несколько отдохновения и потом снова воспевал.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

О разделении псалтири на кафизмы, в составе теперешних двадцати частей, ничего неизвестно из цитуемых нами источников, и самое это слово (кафизма) не употреблялось в отношении псалмопения, потому что во время чтения псалмов стояли, а не сидели. Впрочем, для выработки этой системы мы имеем из рассматриваемой нами эпохи следующие данные: а) псалмы читались не подряд, но известными промежутками и замыкались чтениями (Лаод. соб. прав. 17); б) чтение отдельных псалмов и целые их отделения заканчивались молитвами, произнесением: слава и аллилуия; в) во время чтений, следующих за псалмами, сидели, и это называлось κθισμα. Так слагались известные отделы псалмов, которые вначале, конечно, не были устойчивыми группами, но по отношению к теперешним кафизмам важны, как первые опыты деления псалтири на части, применительно к условиям службы, и как основание позднее установившейся системы с ее славами, аллилуиа и молитвами. В противоположность теперешнему названию κθισμα (сидение) эти отделы псалтири назывались στσεις (стояниями) и были иногда так велики, что обнимали в три приема целую псалтирь (синайская утреня). В уставе Венедикта на долю кафизм всего естественнее приходятся вторые шесть псалмов, сопровождаемые аллилуиа или антифонными припевами. Эта группа псалмов входила в содержание второй части утрени, которая называлась secundum nocturnum. Более подробные сведения о делении псалтири на чтения и о количестве псалмов для каждой службы излагаются в 18-й главе Венедиктова устава. Основное правило состоит в том, что вся псалтирь должна прочитываться раз в неделю, начиная с всенощного бдения на воскресенье; на каждой утрене обязательно читаются 12 псалмов, остальные распределяются по дневным службам в течение недели, а то, что остается недочитанным, отходит к утрене и присоединяется к двенадцати нормальным псалмам. Отсюда видно, что в Монте-Кассинском монастыре, сравнительно с уставом греческим, псалтирь читали немного и что в состав шестопсалмия входили не одни и те же псалмы, а приходились на каждый день разные; во всяком случае, одного из наших псалмов, именно – третьего, не было в этом числе: он произносился в самом начале утрени после «versus apertionis» и отделялся от шести следующих псалмов per psalmum invitatorium.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Затем Аллилуиа трижды и тропарь: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душу раба Твоего: на Тя бо упование возложи, Творца и Зиждителя и Бога нашего». Слава, и ныне, Богородичен: «Тебе и Стену и Пристанище имамы и Молитвенницу благоприятну к Богу, Его же родили есй, Богородице Безневестная, верных спасение». После этого поется 118 псалом , или 17-я кафизма, обозначаемая в богослужебных книгах словом «Непорочны» (словом, находящимся в первом стихе псалма 118: «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни»). В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем (т. е. поступавших по закону Господню). Особенность пения ее здесь состоит в том, что она разделяется не на три «Славы», как прочие кафизмы, а на две половины, или статии. В первой половине к каждому стиху присоединяется припев: «Помяни, Господи, душу раба Твоего». Последние стихи (92-й и 93-й) первой половины «Если бы не закон Твой был моим утешением, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня» (авторское цитирование по русской Псалтири. — Ред .), – поются трижды. Потом ектения малая, собственно заупокойная: «Паки и паки миром Господу помолимся. Еще молимся о упокоении души усопшаго раба Божия (имярек) и о еже проститися ему всякому прегрешению, вольному же и невольному. Яко да Господь Бог учинит душу его, идеже праведнии упокояются. Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов его у Христа, Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим. Подай, Господи. Господу помолимся». Иерей произносит втай (т. е. без возглашения) [Типик (Типикон), глава 14] молитву: «Боже духов…» Лик же поет тихогласно (Типик, гл. 14, и Последование субботы мясопустный) «Господи, помилуй» (40 раз), дондеже (пока не) скончает священник молитву: «Боже духов…» (Типик, глава 13). Затем возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…» После этого поется вторая статия кафизмы, начинающаяся словами (ст. 94): «Твой есмь аз, спаси мя, яко оправданий Твоих взысках…», с припевом к каждому стиху: «Упокой, Господи, душу раба Твоего». В заключение поются трижды конечные стихи псалма: «Жива будет душа моя и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне. Заблудих, яко овча погибшее, взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых».

http://azbyka.ru/pogrebenie-i-pominoveni...

Недели ваий. Свете тихий. Свете тихий. Свете тихий. Вонмем (осб. кн. 1-й седм.). Прокимен дня. Прокимен дня или: Прокимен паремии Аллилуия, на субботы: (Тип.), на педели: 1, 2, мясо пустную и пред 3, 4, 5-ю – прокимен Пятидесятницей. великий, на Неделю ваий – прокимен дне. (В седм. дни) Премудрость. (Того-то) чтение. Вонмем (особ. кн. 1-й седм.). Чтение паремии (кн. Бытия). Вонмем. Прокимен паремии. Премудрость. (Того-то) чтение, Вонмем. Чтение парем. (кн. Притчей). В е л и к а я Отдельно от утрени В соединении с утренею, т. е. на бдении [В Неделю вечера На Неделю (воскресение) вся 1-я кафизма. стихословия кафизмы вовсе не бывает (Тип., гл. 17) и см. далее таблицу о стихословии псалтири]. При стихословии: При стихословии: Слава и ныне, и: Аллилуиа, Слава и ныне, и: трижды. Аллилуиа, трижды. Ектения малая одна, если один антифон; если же Ектения малая. три антифона кафизмы, то по каждом антифоне малая ектения и особый возглас. Яко Твоя держава. По 1-й: Яко Твоя держава. По 2-й: Яко благ и человеколюбец. По 3-й: Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати. Господи, воззвах. Господи, воззвах. Стихиры на «Господи Стихиры на «Господи воззвах» на 8-мь на 10-ть. воззвах», на6-ть и на Слава и ныне. Слава и ныне. Богородичен или Богородичен или стихира. Свете тихий. Свете тихий. Вонмем (Тип., гл. 2 и Вонмем (Тип., гл. 2 и 7). Иерей: Мир всем. Иерей: Мир всем. Диакон: Премудрость, Диакон: Премудрость, вонмем (Тип., гл. 2 и 3). вонмем (Тип., гл. 2 и Прокимен дне. Прокимен дне. Премудрость. Премудрость. (Того-то) чтение. (Того-то) чтение. Вонмем. Вонмем. Чтение паремии. Чтение паремии. Ектения: Рцем вси. Ектения: Рцем вси. Возгл.: Яко милостив и Возгл.: Яко милостив и человеколюбец. человеколюбец. В с е д н е в н а я В дни года, кроме В дни Великой Великой Четыредесятницы Четыредесятницы Сподоби, Господи. Сподоби, Господи. Сподоби, Господи. Ектения: Исполним Ектения: Исполним вечернюю молитву. вечернюю молитву. Возгл.: Яко благ и Возгл.: Яко благ и человеколюбец. человеколюбец. Мир всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

93 Из богослужебных книг, употребляемых в Церкви, порядок отправления панихиды имеется: а) в Октоихе, б) в особой книжке «Чин поминовения о православных воинах», в) в следованной Псалтири: «последование на исход души» и, наконец, в Типике – устав, как должно петь панихиду (в XIV главе). В первых двух книгах и Типике служение панихиды имеет гораздо больше сходства, с тем только отличием, что в Типике и Октоихе указано петь 17-ю кафизму «Блажени непорочныи» и канон 4-го гласа, а в книжке поминовения воинов кафизмы нет и канон не 4-го, а 8-го гласа положен наряду: впрочем, и в Типике говорится, что кафизма иногда не поется (XIV гл.). Порядок же отправления панихиды в следованной Псалтири значительно разнится от порядка, указанного в других трех книгах; именно: по обычном начале поются тропари литии («Со духи праведных скончавшиеся и пр.»), и потом бывает заупокойная, обычная (не великая, как в других чинах панихид) ектения; после нее псалом 90-й «Живый в помощи...» и канон на 8-й глас. По окончании канона, тропарь и Богородичен, а после них – «Господи, помилуй» 12 раз и молитва, читаемая священником, – с окончанием которой бывает отпуст. Кроме указанных книг порядок служения в храме, при поминовении усопших, в 3-й, 9-й, 20-й и 40-й день по смерти их изложен в особой книге «Парастас, сиречь чин великой панихиды и всенощного бдения, певаемых по усопшим». В книге этой также изложен и порядок служения литии. 94 Кадило не отлагается во всю панихиду; раздаются предстоящим также и возжженные свечи. То и другое делается сообразно с тем, как делается на погребении, т.е. каждение еще бывает на «непорочных» и во время пения: «Со святыми упокой» и «вечная память». Свечи тушатся на окончании канона. 95 17-я кафизма может быть оставляема вместе с следующей за ней ектенией, и в таком случае после тропарей перед 17 кафизмою тотчас поются заупокойные тропари с припевом: «Благословен еси Господи...». 97 После отпуста возглашается «во блаженном успении» и поется «вечная память», как то делается обычно и в других заупокойных службах, хотя не во всех указано так делать (См. погреб. и разн. чины паних.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

М.С. Красовицкая Лекция 17. Великий Четверг и Великая Пятница В прошлый раз мы остановились на границе Великой Среды и Великого Четверга; говорили о Великой Среде, о Преждеосвященной литургии, которая совершается на вечерне, как это всегда бывает. На изобразительных в Великую Среду Типиконом назначен особый чин, когда игумен и вся братия испрашивают прощение за грехи всей жизни и всей св. Четыредесятницы. Таким образом, по указанию Типикона, выходит, что св. Четыредесятница все же оканчивается в Великую Среду. Как мы помним, Триодь Постная в пяток ваий назначает песнопение «Душеполезную совершивше Четыредесятницу...», т.е., судя по текстам Триоди, Четыредесятница кончается в пяток ваий, а по мысли Типикона – в Великую Среду. Здесь мы видим след разных традиций, способов преодоления той трудности, что сорокадневный пост не получается ни при каком исчислении и является символом, знаком, который для нас важен, но буквально не может быть исполним. Существует расхождение между самим названием Четыредесятницы и тем реальным количеством дней, которые ее составляют: их или больше, чем сорок, или меньше. Тем не менее, Преждеосвященная литургия Великой Среды – это, безусловно, очень ясная граница. Как Лазарева Суббота является границей, так и Великая Среда, безусловно, является поворотным днем: кончается время Преждеосвященных литургий, кончается чтение молитвы Ефрема Сирина – важнейшего постного текста, кончается стихословие кафизм Псалтири (за исключением 17-й кафизмы в Великую Субботу, все рядовое чтение Псалтири отменяется), в храме не кладут земные поклоны (кроме как перед Св. Плащаницей). В богослужении более не употребляется великопостный распев, и, скорее всего, в этот день облачения великопостные, будничные, могут смениться на те, которые были в Недели Великого поста, и сейчас, на Страстной, очень уместны – это лиловые облачения. Это, безусловно, конец одного периода и начало чего-то совершенно нового. В Великую Среду положено малое повечерие с трипеснцем, затем полунощница. Мы рассмотрим подробно утреню Великого Четверга.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

321 Один порядок соединения служб вседневных, другой – праздничных со славословием, или с полиелеем, иной со бдением и совершенно иной в посты. 322 4 апреля канон преп. «Иосифу леснописцу», песнь 6, троп. 1. Какое понимание немощей человеческих, какое снисхождение к ним! Разнообразие песнопений, между прочим, и для того, чтобы не дремали молящиеся!.. 323 От понедельника до пятка каждой седмицы 17-я кафизма ежедневно стихословится на полунощнице вседневной, которая опускается только в праздники со бдением, каковых, как уже было сказано, по нашему Уставу сравнительно немного. В субботы 17-я кафизма стихословится на утрени в качестве 2-й рядовой кафизмы. 17-я кафизма должна стихословиться и на утрени большей части воскресных дней года, о чем см. следующее примечание. 324 По церковному Уставу полиелей в воскресные дни поется в течение трех месяцев осенью, от 22 сент. до 20 декабря, и от двух до семи недель зимою – от 14 янв. до недели сыропустной. Во все остальное время года на воскресной утрени, если не случится полиелейного праздника, должно стихословить непорочны. А по старым нашим уставам непорочны стихословились неопустительно на утренях всех воскресных дней года, даже и при совпадении с ними полиелейных праздников. В таком случае полиелейные псалмы не заменяли собой 17-ю кафизму, но их пели непосредственно по окончании псалма 118-го. 325 Даже в Великом посту, когда вся псалтирь прочитывается дважды в седмицу, когда и праздничная 1-я кафизма читается в качестве рядовой в среду на утрени, одна 17-я кафизма исключается из рядового чтения в будничные дни и сохраняется только для суббот. 327 На утрени ектения по кафизмам, на каноне праздничное «Поим Господеви», а не будничное «Господеви поим», на литургии – всегда изобразительные, а не будничные антифоны. 329 Отдание рядового гласа. Поэтому в субботу на «Господи воззвах» почти всегда догматик рядового гласа, как и по тропарях богородичен воскресен рядового гласа. В храмах святых при славословии и полиелее на утрени поется Богородичен канон мимошедшей недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010