322 В большинстве случаев стихира по 50-м псалме поется на 6-й глас, и потому припев «Помилуй мя, Боже...» также поется на 6-й глас. Однако во многих храмах «Помилуя мя, Боже...» поется на 6-й глас даже в тех случаях, когда стихира поется на другой (не 6-й) глас. Такую практику вряд ли можно назвать правильной, но говорить об ее ошибочности все же трудно, так как в Типиконе вообще нет никаких конкретных указаний по этому вопросу. Тем не менее, обратим внимание на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Здесь на «Слава, и ныне» (перед данным припевом) поется особая стихира 2-го гласа («Днесь храм одушевленный...»), а после припева – стихира праздника на 4-й глас. Следовательно, петь сам припев «Помилуй мя, Боже...» на 6-й глас нельзя, а логично спеть его на 4-й глас, т.е. на глас грядущей стихиры. 324 В некоторых службах канон Богородице дан на ряду (см., например, 26 сентября, 6 декабря и т.д.). Если же канона Богродице нет в самой Минее, то следует петь молебный канон 8-го гласа («Воду прошед...», см. Часослов или Следованная Псалтирь, I ч.). 325 Точнее, Типикон содержит следующее указание: «В кую-либо субботу славословие прилучится... аще храм святаго или святыя, поем канон Богородицы прешедшия недели утренний» (11 глава). Хотя эта глава и повторяет слова Общей Минеи, но все же здесь говорится только о славословии. 329 Такое указание содержится в 7-й уставной главе Общей Минеи, хотя в Типиконе четко выраженного указания на этот счет нет. В частности, подобное указание можно найти в марковой главе на 24 февраля «аще ли случится Обретение честныя главы Иоанна Предтечи в понедельник или во вторник Сырныя недели», но здесь оно скорее всего может быть воспринимаемо как частный случай (особенность богослужения на сырной седмице), чем как общее правило. 330 В.Я. Розанов дает указание, что в этом случае следует читать 3 кафизмы по Уставу, а седальны по 3-й кафизме следует брать из Октоиха («Богослужебный устав Православной Церкви». М., 1902, с. 138). Эта точка зрения отражена в современных богослужебных указаниях, но вряд ли это мнение является правильным. В 17-й главе Типикона нет конкретного указания (здесь написано: «егда же в те дни прилучится празднество... тогда глаголем на утрени две кафизмы, а 3-ю рядовую на вечерне»; но конкретно не указано, что – полиелей или славословие – понимать под «празднеством»). В последованиях же 23 сентября и 23 октября (кстати, оба этих праздника попадают в период зимнего расписания) четко указано, что читаются только две кафизмы, после каждой из которых следуют седальны Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

При мысли о песнопениях, которыми чествуется погребение Христово, естественно приходит на ум чествование каждого православного христианина священными песнопениями. К числу таковых принадлежат псалмы. Так в чине отпевания умерших положены два псалма 90-й и 118-й. Чтением или пением 90 псалма: Живый в помощи Вышнего в крове Бога небесного водворится, Церковь выражает желание, чтобы душа умершего, при жизни уповавшего на Господа и бывшего под защитою Его, водворилась в вечных обителях Отца небесного, согласно обетованиям Христа Спасителя. Что касается до 118-го псалма, или 17 кафизмы, начинающейся словами: Блажени непорочнии в путь ходящий в закони Господнем, то сими словами внушается нам, что все мы, пока живем на земле, странники и пришельцы, и что должны помнить цель земного странствования и идти к сей цели путем закона. Господня, непорочно, не сбиваясь с этого пути пристрастием к земным благам. Не только в церковном богослужении, но и вне храма существует обычай читать псалтирь в память усопших. Так читается псалтирь над гробом усопшего до выноса его в церковь для отпевания. После погребения принято читать псалтирь по усопшем в течение 40 дней, полгода, целый год, иногда несколько годов сряду. Спрашивается: есть ли для этого какое-нибудь основание? Имеет ли псалтирь какое-нибудь отношение к поминовению умерших? Правду сказать: нет ни одного псалма с молитвою о упокоении отшедшей души, за исключением разве того из них, в котором псалмопевец молится: Помяни Господи Давида и всю кротость его. Но и эти молитвенные слова, относятся только к одному лицу определенному. В прочих псалмах нет ничего подобного. Для чего же, однако, псалмы читаются, в память усопших? Во-первых, для утешения сродников усопшего. Апостол преподает христианам наставление: не скорбите о умерших, якоже и прочий неимущий упования ( 1Сол. 4:13 ). Сими словами Апостол предостерегает христиан от подражания язычникам, которые предавались безутешной скорби о смерти близких им лиц. Это потому, что одни из них совсем не верили в загробную жизнь, другие, хотя имели смутное представление о загробной жизни, убеждены были в бесполезности заупокойных молитв; поэтому ни те, ни другие не искали и лишены были утешений, оплакивая смерть умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

К числу таковых принадлежат псалмы. Так, в чине отпевания умерших положены два псалма 90-й и 118-й. Чтением или пением 90 псалма: «Живый в помощи Вышнего в крове Бога небесного водворится», Церковь выражает желание, чтобы душа умершего, при жизни уповавшего на Господа и бывшего под защитой Его, водворилась в вечных обителях Отца небесного, согласно обетованиям Христа-Спасителя. Что касается до 118-го псалма, или 17 кафизмы, начинающейся словами: «Блажени непорочнии в путь ходящи и в законе Господнем», то сими словами внушается нам, что все мы, пока живем на земле, – странники и пришельцы, и что должны помнить цель земного странствования и идти к сей цели путем закона Господня, непорочно, не сбиваясь с этого пути пристрастием к земным благам. Не только в церковном богослужении, но и вне храма существует обычай читать псалтирь в память усопших. Так читается псалтирь над гробом усопшего до выноса его в церковь для отпевания. После погребения принято читать псалтирь по усопшем в течение 40 дней, полгода, целый год, иногда несколько годов сряду. Спрашивается: есть ли для этого какое-нибудь основание? Имеет ли псалтирь какое-нибудь отношение к поминовению умерших? Правду сказать, нет ни одного псалма с молитвой о упокоении отшедшей души, за исключением разве того из них, в котором псалмопевец молится: «Помяни Господи Давида и всю кротость его». Но и эти молитвенные слова относятся только к одному лицу определенному. В прочих псалмах нет ничего подобного. Для чего же, однако, псалмы читаются в память усопших? Во-первых, для утешения сродников усопшего. Апостол преподает христианам наставление: «не скорбите о умерших, якоже и прочий неимущий упования» ( 1Сол.4:13 ). Сими словами Апостол предостерегает христиан от подражания язычникам, которые предавались безутешной скорби о смерти близких им лиц. Это потому, что одни из них совсем не верили в загробную жизнь, другие, хотя имели смутное представление о загробной жизни, убеждены были в бесполезности заупокойных молитв; поэтому ни те, ни другие не искали и лишены были утешений, оплакивая смерть умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 50. Значение Псалтири Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы продолжаем рассматривать частности Вечернего богослужения. Итак, после Мирной ектеньи для монашествующих Устав (17 гл.) назначает псалмопение в виде кафизм, распределяя их по дням и службам. Скажем, одна кафизма читается на вечерне, 2-3 на утрени. Началом чтения является воскресная вечерня, на которой положено читать первую кафизму. Соответственно вторая и третья кафизмы читаются на воскресной утрене и т.д. по порядку так, чтобы вся Псалтирь, разделенная на 20 кафизм была прочитана полностью в течение одной седмицы. Великим Постом Псалтирь прочитывается дважды с назначением чтения кафизм и на других службах суточного круга – в частности, на часах. Если вы читаете кафизмы не каждый день, а лишь иногда, то я советую вам читать их по своему порядку так, чтобы ваша Псалтирь прочитывалась не за неделю, а скажем, за месяц. Но даже если вы вообще не будет исполнять устав о кафизмах, псалмы на вечернем богослужении вам все-равно придется читать в виде так называемых возвашных псалмов (140, 141, 129 и 116 пс.), потому что Псалтирь Церковь использует во всех видах своего богослужения, придавая тем самым ей ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Какое? — Давайте разберем. Если вы помните, на 26 занятии, после обсуждения того, что и как читать за умерших, я давал вам домашнее задание исследовать Псалтирь с точки зрения ее назидательной функции, обещая разговор о ней и с этой стороны. И сегодня я исполню это обещание. В составе Библии Псалтирь входит в категорию учительных книг. По слову св. Василия Великого , «она есть общая сокровищница добрых учений». Чему же учит Псалтирь? – Добродетелям. Из нее познается «величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, мера терпения и всякое из благ, какое не наименуешь», — говорит тот же св. Отец.

http://azbyka.ru/video/50-znachenie-psal...

Повечерие (сокращенное, без начальных 6 псалмов) предваряется особой службой - паннихис, на к-рой исполняется трипеснец прп. Андрея Критского. На утрене в эти 3 дня вместо троичнов поется тропарь «      »; в Вел. понедельник и вторник стихословятся 3 кафизмы, причем после 2 первых поются седальны, после 3-й - кондак и икос дня; в Вел. среду стихословятся только 2 кафизмы, после к-рых поются седальны (кондак отменяется); после 9-й песни трипеснца (в Вел. вторник - двупеснца) поется эксапостиларий «    »; хвалитных стихир нет - только стиховные. Утренних евангельских чтений в эти дни в Евергетидском Типиконе нет, как и в др. студийских памятниках, но составитель Типикона отмечает, что в приходской практике его времени чтения присутствовали, в Типиконе они сознательно опущены. Особые указания даны относительно нек-рых кафизм утрени и 3-го часа Вел. среды.: непорочны (17-я кафизма) поются на текущий глас (с аллилуиариями гласа), «полиелей» (19-я кафизма) - на 2-й плагальный (6-й) глас. На всех часах с Вел. понедельника по Вел. четверг читается Четвероевангелие ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 542-545). Христос в доме Симона прокаженного. Миниатюра из Евангелия. 1693 г. (БАН. Арх. Ком. 339. Л. 490 об.) Христос в доме Симона прокаженного. Миниатюра из Евангелия. 1693 г. (БАН. Арх. Ком. 339. Л. 490 об.) Иерусалимский устав начиная с древнейших греч. и слав. рукописей и вплоть до совр. печатных изданий, излагает порядок совершения богослужения в первые 3 дня Страстной седмицы в целом одинаково. Службы происходят по чину седмичных дней Великого поста, но с рядом особенностей, главная из к-рых - отмена службы Минеи (кроме случая праздника Благовещения Пресв. Богородицы) и всех гласовых песнопений. Стихиры распределены так, что песнопения утрени и вечерни одного астрономического дня посвящены одной и той же теме (тем самым литургический день не начинается с вечерни накануне) - на вечерне просто повторяются стихиры утрени. В Великие понедельник, вторник и среду Псалтирь прочитывается полностью один раз (кроме кафизм с 1-й по 3-ю, прочитанных в неделю Ваий, и 17-й, к-рая поется в Вел.

http://pravenc.ru/text/150085.html

За пением «Аллилуиа» в дни поста и сокрушения о грехах – в дни Великой Четыредесятницы – поются тропари не во славу святых угодников Божиих, а в прославление Св. Троицы – «троичны гласа», т.е. того гласа, из которого поются вообще песнопения Октоиха этого дня. После пения «Бог Господь» и «Аллилуиа» и после тропарей стихословятся кафизмы Псалтири. Этим стихословием стоящие при богослужении понуждаются обратить внимание на всю свою жизнь, на свои поступки и осознать свои согрешения. После кафизм бывают ектении и за ними седальны. За кафизмами, после ектении и возгласа «Яко благ» и чтения седальна Минеи, певцы поют полиелей. Полиелей есть славословие в честь Бога, единого по существу и троичного в лицах. Полиелей состоит из пения стихов 134 и 135 псалмов, именно: «Хвалите имя Господне. Аллилуиа. Хвалите раби Господа. Аллилуиа. Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви. Аллилуиа, Аллилуиа. Яко благ, яко век милость Его. Аллилуиа. Исповедайтеся Богу небесному. Аллилуиа, Аллилуиа. Яко век милость Его. Аллилуиа». Такое пение бывает перед чтением Евангелия для того, чтобы приготовить дух молящихся к слышанию евангельского благовестия о величайшей милости Божией к роду человеческому, о сошествии Сына Божия на землю. При пении полиелея, как при пении 17 кафизмы – «Непорочны», бывает каждение. Во время полиелея бывает каждение всего храма. Пение полиелея имеет тесную связь с чтением Евангелия на утрени, в дни, в которые не положено Евангелия на утрени, не бывает полиелея. В дни воскресные (исключая те, в которые случится праздник Господень), после полиелея поются тропари: «Ангельский собор», прославляющие праздник воскресения и приготовляющие к слушанию воскресного Евангелия. Каждый из этих тропарей имеет перед собою умилительный припев, взятый из 117 псалма: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием (уставам) Твоим». Кроме воскресений, поется «Ангельский собор» в субботу Лазаря. В приготовительные недели к посту: блудного сына, мясопустную, сырную – после полиелея поется 136 псалом «На реках Вавилонских», с аллилуиею красною, т.е. с пением «Аллилуиа» на особый распев, с особенным умилением, сладкогласием. Затем поется «Ангельский собор» (Тип., гл. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

л. 299 об. Слово Ивана Златоустаго. Нач. Днесь Христос силу дияволю попра и смерти державу раздрушив. л. 301 об. Того же Слово, поучение на св. Пасху Христову. Нач. Послушайте братие и сынове взлюблении, да скажу вам силу и честь дне сего. л. 338 об. Канун святителю чюдотворцу Леонтию епископу ростовскому, творение Иоана епископа тояже богоспасаемыа епископиа. На первом и втором листе сохранилась подпись... раб Божий Григорий Феодоров сын Дождиков на отдание души грехов. 333. (857.) Псалтирь с возследованием, полууст., разный, XVI и XVII века, в четверть, 559 листов. Статьи особенные: л. 7 об. Молитва в начале Псалтырь Кирила епископа туровскаго. Нач. Всесвятая Троице, Боже вечный и безначалный, всея твари Содетелю вразуми мя (XVII в.). л. 387. Канон Христу Богу и Спасу нашему, певаем по вся дни о гресех своих гл. 6 (XVI в.). Срав. 263 л. 219. л. 467. Канон препод. Сергию чюдотворцу (XVII в.). 334. (851.) Псалтирь с возследованием, полууст., исх. XVI или нач. XVII века, в четверть, 684 листа. л. 1. Оглавление, начальный лист коего утрачен, а книга Псалмов приписана в исх. XVII века. л. 1 об. Чин, егда кто хощет пети Псалтырь, ныне употребляемый. После каждой кафизмы приложеиы тропари и молитвы, обращенные большею частию к пресв. Богородице. Многие молитвы с надписями, именно: 4-я творение инока Марка мниха (sic); 5-я творение Филохия мниха синайскаго; 6-я Марка мниха; 8-я творение господина Кирила философа (в печат. приписывается Петру иноку студийскому); 9-я творение инока мниха (sic). После 10-й кафизмы, тропарей и молитвы к пресв. Богородице, положен канон Иисусу сладчайшему с молитвою св. Антиоха (что в вечерних 2-я), под особенным здесь заглавием: молитва, творение св. Георгия Хозовита. Молитва 11-я господина Кирила (первая из утренних к пресв. Троице, только с дополненисм: Ты бо еси, Владыко, совокупил ны в место се, и аще годе есть нам жити в нем, буди ми Господи помощникь и податель благам. Се (во) имя пресв. Девы Мария возгражен бысть дом сей, мы же сбрахомся во имя Твое в онь. Тоя молитвами Боже соблюди нас, и проч. Из жития препод. Феодосия киево-печерского, см. Чт. Общества истории 1858 г. кн. 3 л. 23, стр. 20–25); Молитва 13-я кир Иоана; 14-я св. Георгия митулинскаго; 16-я св. священномученика Анфиногена; 17-я творение господина препод. Арсения великого (в печат. Псалтири 1602 и 1637 гг. это вторая молитва без надписи); 18-я Георгия митулинскаго; 19-я Творение инока Марка; 20-я творение Кирилава. После 151 псалма следует: По мал бех братии моей – молитва по скончании Псалмов Евагриева. По сем (т. е. после молитвы) начинаем молебен к пресв. Богородици (Одигитрии), который тут и приложен.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

О совершении чина погребения на Пасху умерших священников, монахов и младенцев см. указания в кн. Булгакова «Настольная книга для священно-церковнослужителей» и в книге К. Никольского «Пособие к изучению Устава». О погребении в дни Св. Пасхи умерших священников – см. также: Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики. Киев, 1904. Вып. 2. С. 107–108. 81 «Богоглаголивые апостолы, – говорит св. Афанасий Великий , – освященные учители и духовные отцы... учредили литургии, молитвы, псалмопения и годичные воспоминания об усопших, каковое обыкновение даже доныне усиливается и распространяется». Эти годичные воспоминания (поминовения), о которых писал в IV в. св. Афанасий Великий , впоследствии превратились в так называемые Вселенские родительские субботы. 82 «Сорокоуст» – это ежедневное поминовение усопшего на полной литургии в течение 40 дней: на проскомидии, на специальной заупокойной ектении после Евангелия и, что особенно важно, после освящения Св. Даров, – с приношением для совершения литургии просфор, вина, елея, свеч и проч. В конце заупокойной литургии поется заупокойная лития. Св. отцы Церкви с особой силой и убедительностью указывали на благотворное значение для умерших принесения за них бескровной Жертвы за Божественной литургией и молитвенного поминовения их после освящения Св. Даров. «Не напрасно, – говорит св. Иоанн Златоуст , – узаконили апостолы творить пред страшными Тайнами поминовение усопших. Они знали, что великая от сего бывает польза для усопших, великое благодеяние» (Беседа 3 на Флп.). О том же говорит св. Кирилл Иерусалимский (V в.): «По совершении духовной жертвы, бескровного служения... воспоминаем всех прежде усопших, веруя, что великая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается святая и страшная Жертва». 83 Устав совершения панихиды находится в Типиконе, гл. 14. Все молитвословия панихиды находятся в особых книжках: «Последование за усопших» и «Последование парастаса». Молитвословия панихиды также находятся: а) в Октоихе – пред последованием субботы 1-го гласа (иногда и пред субботой 5-го гласа); б) в Псалтири в «Последовании по исходе души». Но в Октоихе и Псалтири не все помещены молитвословия, которые положено петь на панихиде. В Псалтири нет великой ектении, которая имеется в Октоихе, но в Октоихе нет 17-й кафизмы и седальна по 3-й песни. По Типикону, на панихиде не всегда бывает 17-я кафизма (обычно она бывает только на парастасе), а канон поется Октоиха текущего гласа. Чаще всего употребляется канон 6-го гласа: «Яко по суху пешешествовав Израиль» или канон 8-го гласа «Воду прошед».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Тураева 851 . Ссылаясь на то, что «история богослужения и церковный устав знают не один пример сокращений и упрощений», профессор обосновывал право Поместного Собора «сделать ряд указаний и разъяснений для упорядочения того более краткого образа отправления богослужений, каковой ныне наблюдается в приходских храмах». По примеру греческих и румынских церквей, признавалось возможным в праздничные дни начинать литургию непосредственно после великого славословия на утрене, опуская завершение последней и часы. Утреню дозволялось начинать с возгласа «Слава Святей...», опуская двупсалмие и полунощницу – кроме воскресной полунощницы, которую рекомендовалось повсеместно совершать «по киевскому чину» там, где не служится всенощное бдение. При совершении же всенощного бдения предлагалось опускать первый час как дневную службу, которая неуместна с вечера; допускалось также опущение сугубой ектении на вечерне с литией и молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя...», с сохранением, однако, ее завершения: «Молим Тя...» Чтение Псалтири предлагалось упорядочить следующим образом, чтобы обеспечить полное прочтение всех псалмов, хотя и с более растянутым кругом: 1-й антифон 1-й кафизмы резервировался за субботним вечером, 17 кафизма – за утреней субботы, а 18 кафизма сохранялась для будних вечерен (по 3 псалма ежедневно); остальная Псалтирь должна последовательно читаться на утренях по 1 или 2 «славам» (вместо 1 или 2 кафизм) в обычные дни, а в Четыредесятницу – по 4–5 «слав» на утрене и часах (причем из трех псалмов каждого часа допускается поочередное чтение одного; библейские песни на утрене исполняются неопустительно). Если же богослужение не совершается ежедневно, Псалтирь читается подряд, без выделения 17 и 18 кафизм. На утренях великих праздников допускалось заменять рядовые кафизмы антифонным пением избранных праздничных псалмов (со ссылкой на устав Великой Церкви и итальянские списки Студийского устава). Пение псалмов (по возможности антифонное) вместо чтения их рекомендовано и в седмичные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тропари по Непорочны. Эти тропари – во-первых, воскресные: «Ангельский собор удивися». Они поются на утрени дней воскресных после стихословия 17 кафизмы «Блажени непорочны» или вместо ее, после полиелея. Во-вторых, тропари по «Непорочны» – об усопших: «Святых лик обрете источник жизни». Они поются на утрени в субботы, когда в них совершается служба за упокой, и при отпевании умерших. Перед каждым тропарем воскресным и за упокой поется припев «Благословен еси Господи», и похвалы, которые поются в Великую субботу на утрени со стихами 17 кафизмы, также называются тропарями (см. Похвалы). Тропари отпустительные в седмичные дни, кроме воскресных. Так называются тропари, равно кондаки и Богородичны, которые поются в конце вечерни, по «Ныне отпущаеши», и на утрени, по «Благо есть». Хотя тропари называются отпустительными, но они поются также и не в конце служб – на повечерии, на утрени по «Бог Господь», на часах, на литургии по входе с Евангелием. Порядок пения этих песнопений бывает особый, во-первых, когда нет предпразднства и попразднства и памяти великих святых, имущих бдение или полиелей; во-вторых, когда бывает предпразднство или попразднство, но нет великого святого; в-третьих, когда бывает память великого святого; в-четвертых, когда бывает предпразднство или попразднство и вместе с тем празднование великому святому. Указания об этом в Типиконе, главы 52 и 55. Тропари отпустительные воскресные. Поются в воскресный день, если не случится в оный дванадесятого праздника Господского. Тропарь 1 гласа – «Камени запечатану от иудей». Ублажение. Так называется величание на утрени после пения полиелея в честь преподобного. Величание начинается словами «Ублажаем тя». Умилительные каноны, стихиры. Умилительными называются те стихиры, каноны и другие песнопения, в которых оплакиваются бедственные положения грешной души и душа сокрушается о своем греховном состоянии. Так, песнопения именуются «умилительными» в Октоихе, в службах понедельника, вторника и т.д. Устав (см. Чин). Утренние молитвы. Так называются те молитвы, которые назначены для домашнего, келейного моления. Эти молитвы находятся в Часослове, Следованной Псалтири, в правильнике, Акафистнике и других богослужебных книгах. Носят название утренних молитв и те, которые по Служебнику читает иерей на утрени, во время чтения чтецом шестопсалмия.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010