В XIII веке на Русь через Дионисия Печерского попал чин 12 псалмов. Этот чин включает 26, 31, 56, 33, 38, 40, 69, 70, 76, 101 псалмы, молитву царя Манассии, а также вседневное великое славословие с молитвой святого Евстратия. Жанровые особенности псалмов Псалмы как поэтические произведения отражают самые разные чувства человека, обращенного к Богу. Исследователи выделяют несколько жанров псалмов. Выделяют и другие типы псалмов – песнь паломников (121 псалом), царские псалмы (2, 17, 44, 109). Богослужебная Псалтирь. Состав Малой Псалтири Псалтирь относится к числу священно-богослужебных книг. Фактически существует два вида Богослужебной Псалтири – Следованная Псалтирь и Малая (простая, келейная) Псалтирь. Эти две книги отличаются содержанием. В начале Малой Псалтири имеется ряд статей. В разных издания эти статьи могут отличаться. Среди таких статей может иметься Символ святого Афанасия, Изложение о вере и вопросы и ответы о богослужении Анастасия Антиохийского и  Кирилла Александрийского , изложение о вере святого Максима, краткое изъявление об изображении знамения креста. Основное содержание Псалтири – это библейские псалмы Давида – 150 канонических псалмов и 1 неканонический (151-й). Псалмы в Богослужебной Псалтири объединены в группы. Эти группы называют кафизмами. Всего насчитывается 20 кафизм. Количество псалмов в кафизмах неодинаково и зависит от объема псалмов. Например, 17 кафизма включает только один псалом – 118. Каждая кафизма Псалтири разделяется в свою очередь на три части. Эти части называют «Славами», поскольку на практике каждая из трех частей заканчивается провозглашением хвалы Троице: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь». В некоторых случаях «Славы» называют статьями и антифонами. 17 кафизма кроме этого деления имеет еще дополнительное разделение на две части. После 93 стиха этой кафизмы стоит указатель «среда», т.е. середина. В конце Псалтири может находиться указатель чтений, Библейские песни (поются в период Великого поста на каноне утрени), Псалмы избранные (используются на полиелейной утрене при каждении храма с пением величания), Последование по исходе души от тела, Помянник, Чин двенадцати псалмов, наставление о келейном правиле святого Пахомия. Состав Следованной Псалтири

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

На 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 6-й седмицах Великого поста имеет место особенное расписание. Суть его в том, что Псалтирь прочитывается два раза в течение седмицы, что достигается за счет чтения трех кафисм на утрене и чтения кафисм на часах. На 5-й седмице Великого поста действует расписание, отличное от остальных седмиц. Причина этого в том, что в четверг 5-й седмицы на утрене читается канон преподобного Андрея Критского , вследствие чего в этот день на утрене полагается только одна кафисма (8-я), а на 1-м часе вовсе нет кафисмы. Компенсация пропущенных в четверг кафисм осуществляется за счет чтения на вечерне каждого дня рядовой кафисмы (а не 18-й, как на остальных седмицах). На Страстной седмице Псалтирь прочитывается с Великого Понедельника по Великую Среду один раз; при этом отдельно взятая 17-я кафизма читается с похвалами на утрени Великой Субботы. Предусмотрены ли сокращения кафизм в период Великого поста? Здесь все строже: даже в праздники читаются все уставные кафисмы. Единственное исключение – отменяются кафизмы на двух вечернях праздника Благовещения: на вечерне перед праздником и на вечерне в день праздника. Есть ли период в церковному году, когда кафизмы Псалтири не читаются вовсе? Это период от Великого Четверга до Светлой субботы (10 дней), в который чтение кафисм отменяется полностью (исключением является утреня Великой Субботы, на которой поется кафисма 17-я с «похвалами»). Когда и где возникло разделение Псалтири на 20 кафизм? Современное деление Псалтири на 20 кафизм появилось в Палестине примерно b VIII веке; в Х веке это деление распространилось по всему Востоку благодаря тому, что монастыри Византии стали принимать палестинскую практику служб суточного круга. Это деление дo XIII века употреблялось параллельно принятому в Константинополе делению Псалтири на 76 антифонов, которое практиковалось в кафедральном богослужении. После XIII века (вследствие взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году) кафедральная традиция исчезла и деление на 20 кафизм стало безальтернативным.

http://azbyka.ru/kafizma

Итак, позаботимся же об ушедших от нас в иной мир, чтобы сделать для них все, что мы можем, памятуя о том, что блаженны милостивые, ибо они помилованы будут ( Мф. 5:7 ). Как молиться в дни поминовения Значение 17-й кафизмы. Как правильно читать 17-ю кафизму. Дни особого поминовения всех умерших православных христиан. Частные родительские дни.Значение 17-й кафизмы. В течение всех сорока дней после смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтирь. Сколько кафизм в день – зависит от времени и сил читающих, но чтение должно быть непременно ежедневным. Когда прочитана вся Псалтирь, она читается сначала. Только не следует забывать, что после каждой «Славы» надо читать молитвенное прошение о поминовении усопшего из «Последования по исходе души от тела». Многие родные и близкие умершего, ссылаясь на то, что нет времени или нет навыка чтения по-церковнославянски, доверяют это чтение другим (читальщицам) за плату или иное вознаграждение. Бог слышит и такую молитву. Но молитва будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек будет сам просить Бога о помиловании усопшего. Не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы научиться читать по-церковнославянски и потом самому читать Псалтирь. В третий, девятый и сороковой дни следует читать по усопшему особую кафизму (в нее входит только 118-й псалом). Ее называют поминальной. А в богослужебных книгах – «Непорочны», по слову, находящемуся в первом ее стихе: Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни. У иудеев был такой обычай: во время Пасхальной вечери и по окончании ее петь псалмы и преимущественно псалом 118-й, посвященный исходу евреев из Египта. Согласно преданию, Христос с учениками вышел из дома, где совершалась Тайная Вечеря, при пении псалма, по всей видимости, именно этого: И, воспев, пошли на гору Елеонскую ( Мф. 26:30 ) Стих Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим ( Пс. 118:12 ) всегда поется Церковью при погребении умерших, а кафизма (118-й псалом) читается в дни их особого поминовения.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

– 1Ин.5:20 ). Лик, после воззваний диакона, возглашает: «Господи, помилуй», а после последнего поет: «Тебе, Господи», т. е. предадим. Засим иерей славит Триединого Бога следующим славословием: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу, и Сыну, и Св. Духу, ныне, и присно, и во веки веков». Кафизма – κθισμα значит сидение. Название кафизмы произошло, по всей вероятности, не потому что время стихословия кафизм было назначено для сидения. Ибо в древности стихословие псалмов состояло в пении (De cantu et de musica sacra, Gerberti. T. 1, cap. XII, XIII, XIV, XV, XVI, XVII, XVIII). Части кафизм и поныне называются антифонами (Тип., гл. 2, и послед. понед. 1 седм. Великого поста), потому что Устав назначает петь стихи ее попеременно двум ликам и указывает глас для пения их. На бдении «стпхологисуем Псалтирь на глас 8-й, первую кафизму: «Блажен муж», первый антифон; второй же и третий антифоны поем на глас дне» (Тип., гл. 2). На службе утрени Великой субботы, равно и при совершении погребения, положено уставом петь 17-ю кафизму, а не читать; для сего пред каждою статьею и указан глас пения. А при пении как вообще песней церковных, так и при пении псалмов, при стихословии стояли (Bingani Origin. T. IV, liber XIII, cap. VIII, § VII et liber XIV, cap., § XIV и Памяти. Дневн. Ветр., ч. VI: 1844 года, гл. 1, стр. 121. Снес. «О значении и употреблении Псалтири в древней Новозаветной Церкви». Воскр. Чтен. 1848–49 г., 50, стр. 517). Части кафизм называются славою, например: «на вечерни поем Блажен муж первую славу (Тип. храмов. 34 глава). Славою называются потому, что оканчиваются пением: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Части кафизм называются еще «статьями» (στσις statio, стояние), например – в 17-й кафизме (Послед. вел. субботы утро в Триоди Пост. и в последовании погребения мирских человек в Больш. и Мал. Требн.). Очевидно, части называются статьями потому, что во время пения их надлежит стоять (Толкование на Псалтирь, изд. от Св. Синода 1791 г., лист 2). И если сделано разделение Псалтири на 20-ть отделений, называемых кафизмами, то нет причин полагать, чтобы с этим разделением введено было, во время стихословия Псалтири (пения по стихам ее), обыкновение сидеть. Но, так как за кафизмами следовало «чтение», во время которого в древности позволялось сидеть (August tom. XXVI Поп. Пр. Церкви, ч. 1, стр. 103), то, можно полагать, что кафизмы получили свое название от того, что после них, по большей части, назначалось «чтение», во время которого сидели. После стихословия кафизм, по Уставу поются тропари, при которых молящиеся садятся для того, чтобы после пения слушать «чтение» или поучение. Эти тропари потому называются седальнами. О седальнах сказано у Симеона Солунского : потом садятся и поют, с одной стороны для некоторого отдохновения плоти, с другой – потому, что и сидя и стоя должно воспевать Бога (Симеон. Солунск., Разг. о священнодейств. и таинствах, § 276).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

С пением псалмов он встретил своих убийц и самую смерть 19 . Точно также ожидали свою кончину и встретили смерть князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор 20 и все наши князья страстотерпцы. Так было на св. Руси, так ли теперь? Горе наше! Много прекраснейших обычаев предков наших оставили и забыли мы. Забыли и святую любовь к Псалтири, и спасительную ревность к чтению и пению псалмов. Редко где встретишь семью, в которой хоть по праздникам прочитывают по нескольку псалмов, а большей частью и не прикасаются к Псалтири, хоть она и есть в доме. О, друг мой! Не подражай этим несчастным, которые доброе все, переданное от предков, забыли, но зато многому – многому худому научились. Вот тебе совет – не моих грешных уст, а великого угодника Божия Ефрема Сирина . «Псалмопение да будет в устах твоих непрестанно. Где поются псалмы с умилением, там Бог с ангелами». В церковном употреблении Псалтирь разделяется на двадцать частей, называемых кафизмами. Кафизма, с греческого языка, значит сидение. Так называется потому, что во время чтения этих частей, или кафизм, в прежние времена обыкновенно сидели. В настоящее время это соблюдается только в монастырях. Каждая кафизма состоит из нескольких псалмов (кроме кафизмы 17-й, которую составляет один псалом), и разделяется на три славы. Это значит, что, по прочтении известного числа псалмов, поют: «аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже» трижды, потом: «слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь». Чтение кафизм распределено следующим образом: в субботу на вечерни кафизма 1-я, в воскресенье на утрени кафизмы 2 и 3; в понедельник на утрени 4 и 5, на вечерни 6-я; во вторник на утрени 7 и 8, на вечерни 9-я; в среду на утрени 10 и 11, на вечерни – 12; в четверг на утрени – 13 и 14, на вечерни – 15; в пятницу на утрени 19 и 20, на вечерни 18; в субботу на утрени 16 и 17. Таким образом, раз в неделю прочитывается вся псалтирь. Этот порядок изменяется великим постом. Тогда псалтирь прочитывается два раза в неделю, о чем будет сказано в своем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Правописание Русское, без юсов. 66 (по преж. кат. 712) Толкование на Псалтирь св. Афанасия Александрийского , в 4 д. полууставом, XVI в. 324 л. Толкованию предшествует: млтва. починающи псалтырь. Треста трце бже всего мира поспши настави срце мое иачати с размо. и кончати длы бгодховеиы сї книгы, и пр. После псалма 150 (л. 311 об.) прилагается вне числа плмъ на влащи двдвы. Из помещённых на конце Псалтири песней библейских только три первые имеют толкование; прочие, равно как и молитвы Езекии и Манасии, без толкования. В заключение написана та-же самая притча о Псалтири, какая указана выше в рук. 64. После кафизм 11. 12. 15. 14. 15. 16. и 18 прилагаются краткие поучения, или, правильнее, изречения о молитве под числами, соответствующими самым кафизмам, напр. после 11 кафизмы л. 183: поченїе. аі. ни единеми ншими бразы моаис но възъвращаи свои чювьствено. дховны млтвы со многомъ страхомъ. Этим и оканчивается поучение. – После кафизмы 17 л. 273. только сказано: почеиїе зі. стави ем мсто. На об. 91 л., почерком конца XVI или начала XVII ст., на поле приписано: трети ивановъ снъ издинова переславець прода еми псартирю толков ю иван данилв са (чит. за) оцищение третн и рк свою приложи. Правописание Русское, без юсов. По Новгородскому наречию ч меняется на ц: л. 35 концин, 38 об. молцаше, 96. поцающе, 180. тоцилхъ, 222. цинъ. Но нет примеров обратной перемены. 67 (по преж. кат. 348) Толкование на Псалтирь св. Афанасия Александрийского , в лист, полууставом, переходящим в скоропись, XVI в. 307 л. После псалма 90 помещено приписываемое Григорию Богослову изъяснение символа веры, но толкования на песнь Херувимскую нет. После каждой из первых 15-ти кафизм – краткие поучения, из них 11–13 те же самые, какие находятся в предыдущем списке. Первое поучение л. 10. начинается: ставше слышимъ чты сї трца добродетельствомъ к намъ высокимъ апломъ вопиюща и глща. Перед каждым псалмом, сверх изъяснения надписания и содержания, приложены ещё особенные оглавления. Сии оглавления, как видно по языку, переведены вновь. Пс. 83 . напоминанїе к любленїю вчны блгъ... 95. напоминание къ слав бжїи про воздлание дом дшевнаго (и такой оборот употребляется часто). Пс. 77 и др. напоминаются людїе чтобы... Пс. 79 . напоминае т насъ прркъ что быхомъ в л тша себ премнивше, и хви с направили. Пс. 73 . – возглашае т прркъ, что быхмо пстивши дла сетна –а вчнымъ блгъ зрли а их с придержали. Пс. 76 – сказе т прркъ, что бьіхо любовь и сласть мира попрали, а никоихъ соб тхъ въ преложенїи не имли. Тоже показывают надписания Пс. 35. 52. 61. 64. 108. 110. 111. 114. 120 . Не те ли это надписания, которые переведены с Немецкого Дмитрием Герасимовым? См. Москвит. 1850 у. Май 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

На основании 17-го пр. Лаодик. собора, которым установлены промежуточные чтения между псалмами, полагают (Вальсамон, Зонара, Лев Аллятий), что разделение на кафизмы принадлежит отцам этого собора (864 г.); а разделение на славы упоминается уже у св. Афанасия 58 и, по мнению Вальсамона, существовало в самой глубокой христианской древности 59 . 8) Число песней Псалтири и разности в счете отдельных псалмов в различных библейских списках Всех песней Псалтири, как по еврейскому общеупотребительному тексту, так и по переводам, одинаково считается 150 60 . Вероятно, таково было число псалмов при последнем собрании их в одну книгу; почету число это, как бы священное, и осталось на все последующие времена неизменным, несмотря на то, что отдельные псалмы псалтири в различных еврейских списках и в разных переводах считались не одинаково, именно: иногда были соединяемы два псалма в один, как в некоторых еврейских списках Пс.1 и 2, 32 и 33, 42 и 43, 70 и 71 61 , и считающееся в греч. за два псалма 114 и 115, 146 и 147, – иногда были разделяемы некоторые псалмы на два, как Псс. 9, 113 и в нек. спп. 117 и 127 62 , составляющие у 70-ти и в других евр. спп. целые нераздельные псалмы. Правда, греческие переводчики, дополняя свящ. канон некоторыми пользовавшимися в их время уважением неканоническими писаниями, присоединили также и к Псалтири один псалом, помещающийся после 150 псалмов и который потому следовало бы считать 151-м; но они оставили неприкосновенным число 150 псалмов, поставив этот псалом в конце Псалтири лишь в качестве прибавления к ней, с особым замечанием, что он есть отдельно написанный псалом и не входит в число 150-ти псалмов (οτος ψαλμς διγραφος.... στι, κα ξωθεν το ριθμο τν ρν ψαλμν). В настоящее время счет отдельных псалмов в грек.-слав. и лат. псалтирях представляет от общепринятого еврейского следующие отличия. Псс. 9 и 113, по счету этих переводов, в еврейском тексте делятся каждый на два псалма, первый – на 9 (=гр.-сл. 9:1–21) и 10-й (=9, 22–29), второй на 114 (=гр.-сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

54 на об.). Поется воскресный тропарь 2. Слава, и ныне, богородичен его 62 , как сказано в 52 гл. Типикона (л. 385) или, иначе, настоящего гласа, как говорится во 2 гл. Типикона, т. е. того гласа, на который в данное время правится служба по Октоиху. Но если в недельный день случится святой, которому в Минее есть тропарь, то поется воскресный тропарь дважды, Слава, тропарь святого 63 . И ныне, богородичен воскресный по гласу тропаря святого (Типик., гл. 2 и 52, л. 385) 64 . Если в неделю случится и другой святой, имеющий тропарь; то по «Бог Господь» произносится воскресный тропарь однажды, потом тропарь первого святого, Слава, тропарь другого святого, И ныне, богородичен воскресный по гласу последнего тропаря (Типик., гл. 52, л. 385). После этого стихословится 2-я кафизма Псалтири 65 . По окончании стихословия кафизмы иерей подходит к святым дверям и произносить малую ектению возглас: Яко твоя держава... 66 . Поются седальны воскресны из Октоиха: первый просто; пред вторым припев, или стих: Воскресни, Господи Боже мой.., Слава, и ныне, богородичен 67 . Читается Толковое Евангелие 68 . Стихословится другая, и именно, по счёту Псалтири, третья кафизма 69 . После нее малая ектения и возглас: Яко благ и человеколюбец... Седальны воскресные из Октоиха: первый просто; пред вторым припев, или стих: Исповемся тебе, Господи... Слава, и ныне, богородичен наряду. После 3-й кафизмы чтение (из Толкового Евангелия). Затем поются либо непорочны, т. е. 17 кафизма, на 5 гл., либо полиелейные псалмы – 134: Хвалите имя Господне... и 135: Исповедайтеся Господеви 70 . В обиходе нотного пения полиелейн. псалмы излагаются таким образом: Хвалите имя Господне. Аллилуиа. Хвалите раби Господа. Аллилуиа. Благословен Господь от Сиона живый во Иерусалиме. Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви. Аллилуиа. Аллилуиа. Яко благ, яко в век милость его. Аллилуиа. Исповедайтеся Богу небесному. Аллилуиа. Аллилуиа. Яко в век милость его. Аллилуиа. При пении непорочнов иерей совершает каждение, по окончании которого вместе с диаконом входит в алтарь, и оба облачаются к чтению Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Кафизма (греч. κθισμα от греч. слова κθημαι – сидеть) – богослужебная часть библейской книги Псалтирь . Всего в Псалтири выделено 20 кафизм примерно одинаковой длины, содержащих разное число псалмов. Большее число псалмов содержит 18-ая кафизма, где их 15-ть (псалмы 119–133), а меньшее число – 17-я, содержащая только один 118-й псалом, разделенный на 3 части и именуемый « Непорочны ». Каждая кафизма поделена на три части. Каждая часть именуется статией (от греч. στασεις – глава, подраздел) или славой . Слава может включать в себя как один, так и несколько псалмов. Название слава восходит к славословию: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. В богослужебной практике принято чтецу произносить начало славословия:  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу , певцам середину, и чтецу конец: И ныне . «Такое разделение делается для того, чтобы теснее связать кафизму с молитвенным воззванием и чтобы внушить мысль, что чтец и хор наперерыв друг с другом славят Бога» ( М. Скабалланович. Толковый Типикон ). Кафизмы и входящие в них славы с псалмами: Кафизма 1 Слава 2 Слава 3 Слава Псалмы 1-3 Псалмы 4-6 Псалмы 7-8 Порядок чтений кафизм определен Уставом. Согласно Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста – дважды за неделю. Важно отметить, что неделя начинается с воскресенья и первая кафизма читается в субботу вечером, что соответствует воскресной вечерне. Рядовой кафизмой называется кафизма, положенная для чтения в данный день по уставу; выражение «рядовая кафисма», как правило, употребляется в Марковых главах Типикона (например: «Аще случится обретение честныя главы Предтечевы в субботу 2-ю, или 3-ю постов: В пяток вечера, кафисма рядовая»). И еще один нюанс: при чтении кафизм не опускаются псалмы, уже исполнявшиеся на тех же службах в другом месте; другими словами, все псалмы шестопсалмия, вечерни, часов повторяются иногда в кафизмах этих служб (Иногда бывает даже так, что один и тот же псалом может читаться дважды на одной и той же службе. Самый яркий пример – на 9-м часе в седмичные дни Великого поста сначала псалом 85 читается как псалом часа, затем сразу же – как начальный псалом 12-й кафизмы). Какие есть варианты расписания в чтении кафисм?

http://azbyka.ru/kafizma

Чаще встречается псалтирное правило междочасного строя, изложенное и в нашей печатной Псалтири. Здесь после кафизм читается Трисвятое, а по «Отче наш» следует три или четыре покаянных тропаря; затем – «Господи помилуй» 30, 40 или 50 раз, и молитва. Как в часовом, так и в междочасном чине некоторые тропари и молитвы имеют надписания: тропарь или молитва «дня», «ночи» 234 , «заут.» 235 ; что ясно указывает на приспособление псалтирного правила к суточному богослужебному строю. Это приспособление с течением времени привело к тому, что и псалтирное правило, наравне с прочими келейными правилами, вошло в церковно-богослужебное употребление. Мало того: здесь ему оказывается явное предпочтение пред всеми другими правилами; и в настоящее время все основные суточные службы, согласно уставу, дают у себя место рядовому чтению псалтири, в виде кафизм. Чтение кафизм полагается у нас и на часах, и на вечерне, и на утрене. В частности, на утрене кафизмы читаются даже вместе с покаянными тропарями, составляя как бы отдельное последование. Положение, занятое кафизмами в ряду суточных служб, дает нам право смотреть на них, как на особую систему междочасий, т. е. келейных последований, приуроченных к известным суточным службам общецерковного строя. Деление псалтири на части, соответствующие нашим кафизмам, встречается и в богослужебной практике инославных христиан – сирохалдеев и армян. У сирохалдеев (прежние несториане, а теперь, большею частью, православные и униаты) псалтирь делится, по числу наших кафизм, на 20 отделов (гуляля); но к псалтири непосредственно примыкают еще и библейские песни – первая и вторая, образуя дополнительный – 21-й отдел сирохалдейского псалмопения 236 . Армянская псалтирь распадается на 8 отделов, называемых «канонами». Первый из них обнимает 17 псалмов (с 1-го по 17-й), второй – 18 (18–35), третий – 19 (36–54), четвертый – 17 (55–71), пятый – 27 (72–98), шестой – 7 (99–105), седьмой – 13 (106–118) и восьмой – 32 (119–150). Первые пять «канонов» читаются на полунощнице, очень напоминающей первую половину нашей утрени, а остальные три распределяются по одному между часами 3-м, 6-м и 9-м. Каждый «канон», подобно нашим кафизмам, заключает в себе не только псалмы, но и другие молитвословия 237 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010