Разделы портала «Азбука веры» молимся вместе О чтении Псалтири по усопшим В Православной Церкви издревле существует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом умершего мирянина, монаха и диакона. (Над умершим архиереем и священником читают не Псалтирь, а Евангелие). Псалмы читаются непрерывно (кроме времени, когда совершаются на гробе панихиды или литии) до погребения усопшего и в память его после погребения. Чтение Псалтири совершается сразу же после совершения первой панихиды. Совершать чтение Псалтири по усопшим может всякий благочестивый мирянин. Чтение Псалтири, являясь молитвою за усопшего, одновременно имеет целью дать утешение и назидание живым, утешает скорбящих о почившем и обращает их молитвы о нем к Богу. Чтение Псалтири должно совершаться благоговейно, неспешно, со умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием, вникая в читаемое. В Апостольских постановлениях заповедано совершать псалмопения, чтения и молитвы по усопшим в день третий , девятый и  сороковой . Но преимущественно установилось обыкновение читать псалмы по усопшим три дня или сорок дней , включая день кончины. В наших богослужебных книгах нет определенных указаний о порядке чтения Псалтири по усопшим. Согласно старинной практике, чтение Псалтири за упокой предваряется чтением канона за умерших многих или за единоумершего, после которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный канон, после которого снова начинается чтение с первой кафизмы. В современной практике рекомендуют начинать чтение Псалтири по усопшим с предначинательных молитв и тропаря «Глубиною мудрости…» . По окончании Псалтири читают Канон о усопшем . При этом каждая кафизма начинается молитвословием «Приидите, поклонимся..» , а заканчивается тропарями покойными и молитвой, положенной после каждой кафизмы. На каждой Славе читается молитва «Помяни, Господи Боже наш…». В третий , девятый и  сороковой дни следует читать по усопшему особую 17-ю кафизму (в нее входит только 118-й псалом). Ее называют поминальной. А в богослужебных книгах – «Непорочны», по слову, находящемуся в первом ее стихе: «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни». В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем (то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим).

http://azbyka.ru/psalms/o-chtenii-psalti...

Варлаама Хутынского» (см.: Зап. ОР ГБЛ. 1983. Вып. 43. С. 69-70; Рукописные собр. ГБЛ: Указ. М., 1996. Т. 1. Вып. 3. С. 449). Если М. все-таки распел Псалтирь, то требуется уточнение, какой именно мелос для каких именно псалмов он сочинил. В широком смысле Певчей Псалтирью могут называться все певчески распетые тексты псалмов. Некоторые из них известны по нотированным рукописям раннего периода (кон. XII - нач. XIII в.), однако большая часть псалмовых песнопений письменно фиксируется в певческих книгах только c кон. XV в., к ним относятся: 103-й псалом, 1-я кафизма, псалмы «Господи воззвах» - на вечерне, «Бог Господь», 2-я и 3-я кафизмы, непорочны (17-я кафизма), полиелей, хвалитные псалмы - на утрене. В узком смысле под термином «Певчая Псалтирь» следует понимать раздел кн. Обиход, в к-ром содержатся нотированные стихи и припевы воскресных и поющиеся по их образцу седмичные кафизмы утрени (самая ранняя рукопись с дополнительным набором распетых стихов и припевов седмичных кафизм, РНБ. Соф. 492, датируется 1598-1605 гг., но в ней содержатся только «вторые» (из 2, исполняемых на утрене любого дня) кафизмы, а именно: 5-я, 8-я, 11-я, 14-я, 17-я, 20-я, исполняемые на модель 3-й кафизмы), поскольку этот раздел нередко озаглавлен как «Псалтир» (напр.: «Таж Псалтир» - РНБ. Кап. О. 3, XVII в.; «Начало Псалтири» - РГБ. Троиц. 429, 1613-1645 гг.) или «Кафизмы певчия» (в старообрядческих беспоповских Обиходах). Однако этот раздел, включающий полный цикл утренних кафизм, появился в певч. рукописях приблизительно в 20-х гг. XVII в. и распространялся до 60-х гг. XVII в. Опираясь на данные биографии М., Рамазанова справедливо утверждает, что в таком случае остается неясной причина, по к-рой распространение сочинения автора (расцвет его деятельности приходится на сер. XVI в.) задержалось более чем на полвека ( Рамазанова Н. В. Древнерусский роспевщик за чтением Псалтири//Гимнология. 2003. Вып. 3. С. 170-185). Для объяснения этих обстоятельств она предложила следующую гипотезу. Известно, что патриарх Филарет, восшедший на престол в 1619 г., предпринял попытку унифицировать богослужебные книги согласно древним книгам «добрых переводов».

http://pravenc.ru/text/2562308.html

Чтение псалтири в храмах отлагается во всю неделю Пасхи; но так как псалтирь употребляема была, с первых времен христианства, не только в одних скорбных случаях, но и в радостных, так как, далее, и Апостольские постановления, указывая на то, как должно проводить христианам по кончине умерших 3-й, 9-й, 40-й и годичный дни, между прочим, говорят о 3-м дне по кончине умершего, что этот день должно проводить в псалмопениях, чтениях и молитвах ради Того, Кто в 3-й день воскрес из мёртвых, – то следует отсюда заключить, что нет надобности отлагать чтение псалтири над умершими и в светлые дни св. Пасхи. Для выражения же большей торжественности праздника, можно делать некоторые прибавления пасхальных песней, по прочтении каждой кафизмы и даже «Славы» (Св. ук. и зам.). В Полтавской епархии почти не было обычая читать псалтирь над умершими, а существовал, напротив, неправильный обычай читать над почётными мирянами Евангелие, каковое чтение положено только над архиереями и священниками. В исправление этой неправильности епархиальным начальством были приняты следующие меры: 1) воспрещено диаконам читать Евангелие над умершими; 2) священники обязаны внушать прихожанам, чтобы они приглашали грамотных людей, которых теперь довольно, читать над умершими псалтирь, и разъяснять, какое утешение доставит скорбящим родным чтение свящ. псалмов, а приходящих посетителей расположить помолиться об усопшем; 3) большее благоговение и благоприличие при чтении соблюдают девицы, посему о.о. законоучителям разных училищ предложено познакомить их с порядком чтения псалтири, именно – чтобы по каждой статье кафизмы на «Славе» читали молитву: «Помяни Господи Боже наш», положенную в конце последования по исходе души (см. в конце Следов. Псалтири и в Малой Псалтири), воспоминая, где следует, имя усопшего, а по окончании кафизмы – «Трисвятое», «Отче наш», тропари и положенную на каждой кафизме молитву (см. их в Псалтири после кафизм), начиная затем новую кафизму словами: «Приидите поклонимся» и проч. 1072 (Полт. Е.В. 1891, 17–18). – Возможны случаи употребления при чтении псалтири по умершим молитв, неизвестного происхождения, усвоенных чтецами понаслышке, в искажённом виде, и вообще не находящихся в Богослужебных книгах (см. Рук. д.с.п. 1866, 30); понятное дело, священник обязан воспретить употребление подобного рода молитв. Панихиды и заупокойные литии

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Третий период – от 20 декабря до сырной недели. В начале этого периода до 14 января (отдания праздника Богоявления) Псалтирь употребляется также, как и в первый период, т. е. две кафизмы на утрени и одна рядовая на вечерни. С 15 января до субботы пред неделей «о блудном сыне» полагаются три кафизмы на утрени и на вечерни кафизма 18. В воскресенье недели «блудного сына», мясопустной и сырной после псалмов полиелейных (134 и 135) поется Пс. 136 – «на реках вавилонских». В мясопустную и сырную неделю на утрени полагаются две кафизмы, а на вечерни одна рядовая. Четвертый период обнимает собою Четыредесятницу. В течение шести недель поста каждую неделю прочитывается Псалтирь два раза преимущественно на утрени и часах. В понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу пятой недели на вечерни полагается особая кафизма на каждый день, тогда как в эти пять дней остальных недель поста на вечерни полагается кафизма 18. На страстной неделе кафизмы вычитываются до четверга на утрени и на часах; с четверга Псалтирь отлагается до субботы Фоминой недели; только в великую субботу на утрени поется кафизма 17 с припевами. Кроме кафизм, на утреннем и вечернем богослужениях употребляются следующие псалмы: «предначинательный» 103, на вечерни – 140, 141 и 129, на повечерии малом «покаянные» – 50, 69, 142; на полуночнице повседневной псалмы 50, 120 и 133; на утрени – 19 и 20, на шестопсалмии – 3, 37, 62, 87, 102 и 142 и хвалитные (148–150). На первом часе – псалмы 5, 69 и 100, входящие в состав утреннего богослужения, на третьем – 16, 24 и 59, на шестом – 53, 54 и 90; последние два часа читаются во время совершения проскомидии; на девятом часе, входящем в состав вечернего богослужения, читаются псалмы 83, 64 и 85. В христианской Церкви псалмы читаются и поются. Пение бывает трех родов: «антифонное» на два хора или с канонархом, возглашающим часть псалма, которую хор за ним повторяет; «нотное», отличающееся разнообразием своей гармонии и мелодии, и «простое», сходное с речитативным пением. Музыка в православном богослужении не принята. Это потому, что в православном богослужении стараются выделить содержание песней, которые могут научить молящихся, музыка же инструментальная может препятствовать усвоению заключающихся в песнопениях мыслей; отсюда и задачей хора является, кроме стройного исполнения голосовой музыки, отчетливость и ясность произношения. В католической же церкви и у протестантов введена при богослужении музыка, как необходимая принадлежность храмового богослужения. Последним введением преследовалась цель не столько дать определенное содержание мысли молящегося, как у православных, сколько подействовать стройными и мелодичными звуками музыки на его настроение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И название, и положение ясно указывает, что седальны по своей природе принадлежат к известному правилу египетского псалмопения, во время которого обычно сидели; да и вся та часть утрени, с которой связываются седальны, развилась, по-видимому, не без влияния указанного правила. О таком влиянии свидетельствуют названия: «кафизмы», «каноны». Кроме названий, и самый характер кафизм и канонов указывает на их чисто внешнюю связь с утреней. Они не находятся в неразрывном единстве с ней и легко соединяются с другими службами. Так, кафизмы читаются и на вечерне, и на часах, и на полунощнице. Каноны точно также исполняются не только на утрене, но и на повечерии и на полунощнице; сверх того, исполняются они еще и отдельно, в виде особых благодарственных, «молебных» и «покаянно-умилительных» последований частного характера, предназначенных для частного домашнего богослужения, для частных потреб, или «треб». Тем не менее надо согласиться, что и кафизмы, и каноны, а особенно – седальны преимущественно тяготеют к утрене, и что даже в тех случаях, когда каноны [занима]ют место отдельного самостоятельного последования, – и тогда кажется, будто они являются оторванными от своей естественной почвы. Объясняется это довольно просто. Дело в том, что не только кафизмы, седальны и каноны, но и утреня сама по себе находится в известной связи с правилом псалмопения; а именно, утреня, по составу псалмов и песней, является заключительной частью псалмопения. Так, здесь, начиная с «Бог Господь», являющегося антифонным припевом к стихам последнего псалма 16-й кафизмы, последовательно идут псалмы антифоны: 118-й, или 17-й кафизма («непорочны»), песни степеней, или «степенны-антифоны», песни канона и, наконец, хвалитные псалмы, заключающие псалтирь. Таким образом в состав утрени входит весь конец псалтири с примыкающими к ней издревле песнями канона включительно. Такого обилия псалмопения нет ни в одной из суточных служб. Естественно было, поэтому, и тропарям древнего чина псалмопения примкнуть к утрене с её кафизмами и канонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Как же тогда читается Псалтирь? По воскресеньям, в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток, субботу. Вечерня, утреня. На воскресной вечерне всегда читается первая кафизма: «Блажен муж». Здесь я пишу воскресение, вечерня, но надо понимать, что это суббота вечером. На утрени в эти периоды года читается 2,3 и 17 кафизмы. Правда, здесь я поставлю некоторую звездочку, которая впоследствии будет пояснена. На вечерне понедельника, совершаемой в воскресный вечер, кафизм несколько. Почему? Потому что накануне было бдение, а в этом случае кафизма отменяется. В понедельник на утрени – кафизмы 4,5. В понедельник вечером – 6. Во вторник на утрени – 7,8. Во вторник вечером (т.е. на вечерне, относящейся к среде) – 9 кафизма. На утрени в среду – 10,11. В среду вечером (на четверговой вечерне) – 12 кафизма. В четверг на утрени – 13,14. В четверг вечером (на пятничной вечерне) – 15 кафизма. В пятницу утром логично было бы ожидать 16,17, однако нет: здесь наступает некоторая перестановка, смысл которой я поясню в дальнейшем. А согласно уставу, на пятничной утрени читаются кафизмы 19,20. В пятницу вечером, под субботу, всегда читается 18 кафизма. И, наконец, в субботу на утрени – 16,17. Для полноты картины укажем полунощницу. Тут все достаточно просто. На воскресной полунощнице кафизмы нет, на полунощнице в седмичные дни – всегда 17 кафизма, а на субботней полунощнице – 9 кафизма. Как видите, эта схема объемлет большую часть церковного года. Что можно сказать? Первое, что бросается в глаза, – это то, что ни одна кафизма не пропущена. В этом состоит особый смысл: вся Псалтирь полностью прочитывается в течение седмицы. Забегая вперед, скажу, что во время Великого Поста Псалтирь прочитывается дважды за седмицу, т.е. на вечерне и утрени прочитывается не 20, а 40 кафизм. Второе, на что падает наш взгляд: все идет как бы арифметическому порядку. Первая служба седмичного круга (воскресная вечерня, совершаемая в субботу вечером) – начало чтения кафизм. И все вплоть до четвергового вечера идет стройным порядком. Дальше происходит перестановка. В пятницу вечером читается 18 кафизма, а это не что иное, как «песнь степеней»: эту кафизму составляют 15 достаточно кратких псалмов – со 119 по 133 включительно, и каждый из них имеет надписание: «песнь степеней». Ветхозаветные иудеи, идя на молитву в Иерусалимский храм, поднимались по 15 ступеням. Если вы внимательно посмотрите на икону Введения во храм Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как же тогда читается Псалтирь? По воскресеньям, в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток, субботу. Вечерня, утреня. На воскресной вечерне всегда читается первая кафизма: «Блажен муж». Здесь я пишу воскресение, вечерня, но надо понимать, что это суббота вечером. На утрени в эти периоды года читается 2,3 и 17 кафизмы. Правда, здесь я поставлю некоторую звездочку, которая впоследствии будет пояснена. На вечерне понедельника, совершаемой в воскресный вечер, кафизм несколько. Почему? Потому что накануне было бдение, а в этом случае кафизма отменяется. В понедельник на утрени — кафизмы 4,5. В понедельник вечером — 6. Во вторник на утрени — 7,8. Во вторник вечером (т. е. на вечерне, относящейся к среде) — 9 кафизма. На утрени в среду — 10,11. В среду вечером (на четверговой вечерне) — 12 кафизма. В четверг на утрени — 13,14. В четверг вечером (на пятничной вечерне) — 15 кафизма. В пятницу утром логично было бы ожидать 16,17, однако нет: здесь наступает некоторая перестановка, смысл которой я поясню в дальнейшем. А согласно уставу, на пятничной утрени читаются кафизмы 19,20. В пятницу вечером, под субботу, всегда читается 18 кафизма. И, наконец, в субботу на утрени — 16,17. Для полноты картины укажем полунощницу. Тут все достаточно просто. На воскресной полунощнице кафизмы нет, на полунощнице в седмичные дни — всегда 17 кафизма, а на субботней полунощнице — 9 кафизма. Как видите, эта схема объемлет большую часть церковного года. Что можно сказать? Первое, что бросается в глаза, — это то, что ни одна кафизма не пропущена. В этом состоит особый смысл: вся Псалтирь полностью прочитывается в течение седмицы. Забегая вперед, скажу, что во время Великого Поста Псалтирь прочитывается дважды за седмицу, т. е. на вечерне и утрени прочитывается не 20, а 40 кафизм. Второе, на что падает наш взгляд: все идет как бы арифметическому порядку. Первая служба седмичного круга (воскресная вечерня, совершаемая в субботу вечером) — начало чтения кафизм. И все вплоть до четвергового вечера идет стройным порядком. Дальше происходит перестановка. В пятницу вечером читается 18 кафизма, а это не что иное, как «песнь степеней»: эту кафизму составляют 15 достаточно кратких псалмов — со 119 по 133 включительно, и каждый из них имеет надписание: «песнь степеней». Ветхозаветные иудеи, идя на молитву в Иерусалимский храм, поднимались по 15 ступеням. Если вы внимательно посмотрите на икону Введения во храм Пр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

«Таже стихологисуем Псалтирь на гл. 8 первую кафисму Блажен муж первый антифон, второй и третий антифон поем на глас дне». Настоящую кафизму положено, таким образом, в разных ее частях петь разными напевами, и 1-й антифон – на 8 глас, тот же торжественный глас, которым поется и предначинательный псалом великой вечерни. Притом 1-й антифон поется с припевом аллилуиа, как еще только полиелейные псалмы и иногда 17-я кафизма, – припевом, употреблявшимся у древних евреев в Пасху и великие праздники (см. Вступ. гл., с. 12) и запрещенным у римо-католиков в посты. О припеве аллилуиа к 1 антифону 1 кафизмы, как и к полиелейным псалмам, не говорит нынешний Типикон и богослужебные книги, но употребление его основано на музыкальной традиции, передаваемой нотными памятниками. В знаменном и греческом распевах аллилуиа на Блажен муж положено однажды, в киевском – трижды 2153 . «Блажен муж» в древних уставах Об употреблении на воскресной вечерне 1 кафизмы есть свидетельство от VI в. (Вступит. гл., с. 295), впрочем, от такой практики, где за воскресной всенощной выпевалась вся Псалтирь (ср. ныне в конце утрени 148–150 пс). В Часослове VIII в. по чину лавры Саввы 1-я кафизма положена в начале всех служб дня как бы в качестве самостоятельной службы (там же, с. 298). По Студийско-Алексиевскому уставу XI-XII в., предполагающему эту кафизму, как и все позднейшие уставы, на воскресной вечерне, для 1 антифона 1 кафизмы существовал особый напев 8 гласа, тогда как 2 и 3 славы ее пелись на приключившийся глас. Что касается припева «аллилуиа», то, по-видимому, по этому уставу все кафизмы пелись с этим припевом (Вступит. гл., с. 365). Древние списки Иерусалимского устава об исполнении «Блажен муж» говорят следующим образом. Груз. ркп. XIII в.: «стихологисуем Блажен муж на 8 гл., после (?) 3 псалма немного повышаем голос». По греч. ркп. Моск. Рум. муз. Сев. 491/35 XIII в. и Моск. Синод, б. 381 XIII-XIV в.: «стихословим Блажен муж песненно ( μετ μλους; 381: διομλως – самогласно) на гл. 8; на втором же псалме возвышаем голос ( ναρρομεν) немного» 381: † «подобно и на третьем»); затем творит диакон малую ектению; второй же и третий антифон на глас дня 381: «2 же и 3-й антифон по обычаю»).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Пятый период характеризуется чтением на седмичной утрени двух кафизм и третьей рядовой на вечерни, а на воскресной присоединением к двум кафизмам полиелея и 136 пс.: На реках вавилонских... Он начинается в неделю (воскресенье) Блудного и оканчивается в неделю (воскресенье) Сырной седмицы (Тип., гл. 17, л. 26; послед. в нед. Блудного. л. 297 на об. и 298; нед. Мясопуст., л. 300; нед. Сыропуст. л. 305. Смотр. Также 3–8 февраля, попразднство Сретения, если случится в нед. Блудного и Мясопустн., л. 176; февр. 9, отдание Сретения, если случится в нед. Блудного и Сыропустн., л. 181 на об.). Шестой и восьмой периоды характеризуются чтением на седмичной утрени трех кафизм, а на вечерни 18, в особенности же тем, что рядовые кафизмы читаются и на часах, вследствие чего Псалтирь в течение седмицы прочитывается два раза. На воскресной утрени, кроме двух рядовых кафизм, положены непорочны 339 . Шестой период обнимает собою 1, 2, 3 и 4 седмицы св. Четыредесятницы, а восьмой – 6-ю (Тип., гл. 17, л. 26). Седьмой период обнимает 5-ю седм. св. Четыредесятницы. Он характеризуется чтением на седмичной утрени трех кафизм, за исключением утрени великого канона, на которой полагается одна кафизма, рядовых кафизм на часах и также рядовой на вечерни; при чем распределение кафизм на этой седмице бывает иное, чем обыкновенно, в том случае, если в четверток случится праздник Благовещения пр. Богородицы 340 . Псалтирь на этой седмице, как и на других седмицах Четыредесятницы, прочитывается два раза. На воскресной утрени, кроме двух рядовых кафизм, положены непорочны (Тип., гл. 17, л. 26 на об.) 341 . Девятый период обнимает Страстную седмицу. Он характеризуется чтением на седмичной утрени до среды включительно трех рядовых кафизм, рядовых кафизм на часах, кроме 1-го, на котором кафизмы нет, 18 на вечерни и полным отсутствием кафизм во вторую половину седмицы, начиная с четверга,– только на субботней утрени полагается 17 кафизма. Псалтирь, начиная с 4 кафизмы 342 , на этой седмице прочитывается только один раз (Тип., гл. 17, л. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

О таком влиянии свидетельствуют названия: «кафизмы», «каноны». Кроме названий, и самый характер кафизм и канонов указывает на их чисто внешнюю связь с утреней, так как они не находятся в неразрывном единстве с ней и легко соединяются с другими службами. Тем не менее надо согласиться, что и кафизмы, и каноны, а особенно – седальны преимущественно тяготеют к утрене, и даже в тех случаях, когда каноны занимают место отдельного самостоятельного последования, – и тогда кажется, будто они являются оторванными от своей естественной почвы. Объясняется это тем, что не только кафизмы, седальны и каноны, но и утреня сама по себе находится в известной связи с правилом псалмопения; а именно, утреня, по составу псалмов и библейских песней, представляет заключительную часть рядового псалмопения. Так, здесь, начиная с «Бог Господь», являющегося антифонным припевом к стихам последнего (117-го) псалма 16-й кафизмы, последовательно идут псалмы-антифоны: 118-й, или 17-я кафизма («Непорочны»), песни степеней, или «степенны-антифоны», песни канона и, наконец, хвалитные псалмы, заключающие Псалтирь. Таким образом, в состав утрени входит весь конец Псалтири и примыкающие к ней издревле песни канона. Такого обилия псалмопения нет ни в одной из суточных служб. Естественно было, поэтому, и тропарям древнего чина псалмопения примкнуть именно к утрене с ее кафизмами и канонами. Утреня являлась вполне законной наследницей молитвенного достояния келейных чинов псалмопения, так как она допускала наиболее широкое и свободное развитие псалмопения. По этому поводу припоминается всенощное бдение в монастыре преп. Нила Синайского , где на воскресной утрене исполнялась вся Псалтирь, от начала до конца. – Вторая, хвалебная часть утрепи (ανοι) имеет очень мало общего с правилом псалмопения, и только окончание ее испытало на себе келейное влияние. Так, в конце утрени читаются первые два стиха псалма 91-го, положенного на почасии 1-го часа. Кроме того, «в конец утрени» читаются «богородичны отпустительнии», совпадающие иногда с богородичными чинов псалмопения; таковы, например: богородичен 1-го гласа – «Пречистая Богородице, на небесех благословенная» (положен на 4-м часе ночи в Син.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010