15. Уклонись от зла, и делай благое: взыщи мира, и (весь) устремись к нему. IV. 16. Очи ГОСПОДНИ на праведныя, и уши Его – в молитву их. 16. Очи Господни (обращены) на праведных, и уши Его – к (молитве) их. 17. Лице же ГОСПОДНЕ – на творящыя злая, еже потребите от земли память их. 17. Лице же Господне – на творящих злое, дабы истребить с земли память о них. 18. Воззваша приведнии, и ГОСПОДЬ услыша их, и от всех скорбей их – избави их. 18. Воззвали праведные, и Господь услышал их, и от всех скорбей их – избавил их. 19. Близ ГОСПОДЬ сокрушенных сердцем и смиренныя духом спасет. 19. Близок Господь к сокрушенным сердцем, и смиренных духом – спасет! 20. Многи скорби праведным, и от всех их – избавит я ГОСПОДЬ. 20. Много скорбей у праведных, и от всех их избавит их Господь. 21. Хранит ГОСПОДЬ вся кости их, и ни едина от них сокрушится. 21. Хранит Господь все кости их, и ни одна из них не сокрушится. 22. Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат. 22. Смерть грешников люта, и те, кто ненавидит праведного, погрешат (в греческом: ошибутся в своих расчетах). 23. Избавит ГОСПОДЬ душы раб Своих, и – не прегрешат вси уповающии на Него! 23. Избавит Господь души рабов Своих, и не погрешат (в греческом: не ошибутся в своих надеждах) все уповающие на Него! 1-я слава V-й кафизмы Примечания к Псалму XXXIII-мy Сию надпись относят толковники к двум историям, обретающимся в первой книге Царств, в главе XXI ( 1Цар. 21 ). Первая история повествует, что Давид, бегая от лица Саула царя, пришел ко Авимелеху иерею и просил у него хлебов и оружия, а о бегстве своем не объявил ему, но притворился, как бы имеет тайное некое дело, от царя ему порученное, для исполнения коего весьма поспешает. Вторая история повествует, что Давид пришел к Анхусу царю Филистимскому, дабы укрыться у него; но понеже рабы сего царя советовали ему убить Давида, то Давид притворился безумным, и сим образом избежал смерти. Феодорит относит надпись к первой истории, а Василий Великий , Августин и Иероним относят ко второй, – которое их мнение признано за справедливейшее и от иных толковников. Чего ради Анхус назван Авимелехом, тому дает причину Василий Великий , сказуя, что Авимелех было имя собственное царям Филистимским, как Фараон царям Египетским, и Кесарь императорам Римским.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

И жив будет, и дастся Ему от золота Аравийского: и будут всегда молиться о Нем, весь день – благословлять Его! IV. 16. Будет утверждение на земли на версех гор: превознесется паче Ливана плод Его, и процветут от града, яко трава земная. 16. Будет (Он) утверждением на вершинах гор на земле: выше Ливана поднимется плод Его, и процветут (жители) града, как трава земная. 17. Будет имя Его благословенно во веки! Прежде солнца пребывает имя Его: и благословятся в Нем вся колена земная, вси языцы ублажат Его! 17. Будет имя Его благословенно во век! Прежде солнца пребывает имя Его: и благословятся в Нем все колена земные, все племена ублажат Его! 18. Благословен ГОСПОДЬ БОГ Израилев, творяй чудеса един! 18. Благословен Господь Бог Израилев, Единый творящий чудеса! 19. И благословенно имя славы Его во век, и в век века! и исполнится славы Его вся земля: буди, буди!... 19. И благословенно имя славы Его во век, и в век века! и исполнится славы Его вся земля: буди, буди!.. (аминь, аминь). Оскудеша песни Давида, сына Иессеева. Оскудели песни Давида, сына Иессеева. 1-я слава Х кафизмы. Примечания к Псалму LXXI-мy Содержание: Давид, будучи уже при смерти, поручает Богу сына и наследника престола Соломона, прося, дабы Господь наставил его в добродетели и разуме. В сем псалме пророчествуется и о Христе, предвечном Царе, о Его пришествии на землю и о распространении мирного и блаженного царства Его во всех народах. Ст. 1–2. Образец молитвы, как для того, чтоб верные, будучи под единой главой, законную власть почитали, ежели хотят жить благополучно и мирно, так и для того, чтоб от оного прообразовательного царства мысленно восходили ко Христу, высочайшему всех Царю. Сущность слов состоит в прошении, дабы Бог избранного Им царя наставил духом правоты и мудрости. Ибо под именем „правды и суда разумеет благоучрежденный образ правления, противополагая его мучительской и необузданной власти нечестивых царей, которые, забыв Бога, царствуют по своему произволу: а таким образом, благочестивого царя Израилева, небесным помазанием почтенного, от прочих царей земных различает...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

На Светлой седмице кафизм нет вообще (даже шестопсалмие не читается). Но Псалтирь отлагается не полностью: хвалитные псалмы положено петь даже на утрени первого дня Пасхи. 5 седмица Великого Поста, если в четверг Благовещение (когда Благовещение совпадает с чтением Великого канона) Как читать Великий канон и в то же время служить Благовещение? В этом году такое едва не случилось. Смысл в том, что чтение Великого канона совершается на утрени не четверга, а вторника. Великий канон читается во вторник, а в четверг, естественно, служим праздник Благовещения. За счет этого смещается весь порядок чтения кафизм. Понедельник: на утрени – 4,5,6-я кафизмы; на 1-м Часе – 7-я кафизма; на Часах – 8,9,10; на вечерне – 11-я. Вторник: на утрени Великого канона – 12-я кафизма. На 1-м Часе кафизмы нет. На Часах – 13,14,15-я; на вечерне – 16-я. Среда: на утрени – 19,20,1-я. Дальше 2,3,4,5. Четверток: на утрени – 6,7,8-я кафизмы. На 1-м Часе – 9-я; на Часах – 10,11,12-я. Пятница: на утрени – 13,14,15-я кафизмы. На 1-м Часе кафизмы нет. На Часах 19,20. На 9-м Часе кафизмы нет. На вечерне – 18-я. Субота: на утрени – 16,17-я, на Часах кафизм нет; вечером – 1-я кафизма. Воскресенье: на утрени – 2,3,17-я кафизмы, на Часах кафизм нет. Я пропустил две вечерни: в среду и в четверг. Но в четверг – Благовещение. Под Благовещение в среду вечером – праздничная великая вечерня, которая, согласно уставу, без кафизм. Рядовой кафизмы на праздник не положено, а «Блажен муж» не положен из-за поста. Вот и получается вечерня без кафизм. В этом году получилось очень интересно: вечерня под Благовещение, которая служилась в среду днем, по уставу без кафизмы, но поскольку это среда, то Литургия Преждеосвященных; во время кафизмы обычно переносятся Св. Дары с Престола на Жертвенник. В этом году, пожалуй, единственный случай, когда пришлось спеть все стихиры на «Господи, воззвах», чтобы иерей с диаконом успели перенести Дары и покадить весь храм. Если поются точно десять стихир, то успеваешь секунда в секунду совершить все священнодействия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Подобное наблюдается и в Евергетидском Типиконе, только в четверг пятой седмицы и среду преполовения исполняются три кафизмы . Мессинский Типикон (1131 г.) предполагал две кафизмы каждый понедельник в течение Великой четыредесятницы, но в этот день также должна была исполняться кафизма на первом часе. В среду преполовения и в четверг пятой седмицы поста также предписывалось две кафизмы . Аналогичные предписания мы видим в Николо-Казулянском Типиконе (XIII в.) . В отличие от приведенных выше примеров, Студийско-Алексиевский Устав (1034 г.) и некоторые его редакции в первый день Великого поста предлагают три кафизмы . Сокращение кафизм до двух указанный устав предписывает по пятницам Великой четыредесятницы. Однако он указывает также и исполнение кафизмы на первом часе по пятницам, что не предусматривается нынешней традицией. Аналогичное сокращение кафизм на утрени встречается в среду преполовения Четыредесятницы. Интересно, что согласно рассматриваемому уставу кафизмы вообще отменяются на утрени четверга 5-ой седмицы Великого поста , однако подобное опущение стихословия псалтири в указанный день мы находим и в синайской редакции Иерусалимского Устава (Sin. gr. 1094, ΧΙΙ в.) . Орбельская триодь (ΧΙΙΙ в.), зависящая от студийской традиции, позволяет сокращать количество кафизм в среду преполовения и четверг пятой седмицы до одной . Общие закономерности с великопостным периодом чтения кафизм имеет зимний период чтения Псалтири, в течение которого также исполняется исключительно 18-ая кафизма на вечерни и три кафизмы на утрени. Приведем таблицу распределения кафизм в указанный период в сравнении с летним периодом .   Таблица 2 Распределение чтения кафизм в зимний и летний периоды в современной традиции Дни Летний период Зимний период Утреня Вечерня Утреня Вечерня Воскресенье 2, 3 (+17 каф.) -------- 2, 3 (+134, 135 пс.) ------- Понедельник Вторник 10, 11, 12 Четверг 13, 14, 15 Пятница Суббота   Из приведенной таблицы мы видим, что на утрени в течение зимнего периода стало исполняться три кафизмы ввиду того, что к двум кафизмам, постоянно исполняющимся на указанном богослужении, присоединилась кафизма, которая должна исполняться на вечерни.

http://bogoslov.ru/article/4453203

Припев. См. пример 17. По тональному построению припев отличается в начале от тонального построения мелодии стихов: оно начинается фригийским трихордом ми – фа – соль , модулирует в рядом лежащий высший ионийский трихорд фа – соль – ля и затем опускается в ту же область, что и мелодия стихов, также модулируя из трихорда в трихорд. Припев 5-ой кафизмы вариирован настолько значительно, что необходимо привести этот припев отдельно (пример 18). Кафизма 1-я. Как мы говорили в начале нашей статьи, кафизма 1-я стоит по напеву особняком от напевов A и B; напев ея – всех её трех слав (антифонов) – не повторяется в других кафизмах. Также и исполнение первой кафизмы имеет свои литургическия особенности. Как известно, эта кафизма целиком исполняется только на субботней великой вечерне, т. е. на вечерне праздничного характера, относящейся к воскресенью. При этом славы её отделяются друг от друга малыми ектениями, (тогда как прочия кафизмы не имеют малых ектений между славами, а ектения бывает по окончании всей кафизмы). Кроме того, первая слава 1-й кафизмы полагается на всех великих вечернях праздничного характера , независимо от дня, в который бы праздник ни пришелся. Таким образом, первая слава (антифон) первой кафизмы может выходить из седмичного псалтирного цикла и получает тогда значение самостоятельное. Все эти обстоятельства обуславливают особый напевный характер стихов псалмов, составляющих эту кафизму, особенно первой её славы. Первая слава. Как на особенность мелодической системы первой славы 1-й кафизмы, отличающую ее от других слав той же кафизмы и от кафизм по напевам A и B, следует указать на наличие двух основных напевов внутри этой славы: 1) Напев первого стиха псалма 1, служащий запевом всего антифона и не повторяющийся в точности в напеве других стихов, с припевом «Аллилуия» , тоже не повторяющимся при последующих стихах; 2) Напев последующих стихов, с припевом «Аллилуия» – другой мелодии, чем при запевном стихе. Запевный стих. См. пример 19. Напев мелизматического строения, исполняется головщиком правого клироса; припев «Аллилуия» вместе со стихом: «Блажен муж» , (начало стиха) составляет одну мелодическую строку, построенную на тетрахорде до – фа , но со слова «муж» переходящую в трихорд A и остающуюся в его пределах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Псалтири с последованием как бы приложение составляют: Слово святого Кирилла «О исходе души и о втором пришествии Христовом», Пасхалия и Лунник. Пасхалия и Лунник печатаются также в Часослове великом, в Типиконе и в книге Месяцеслов. Малая Псалтирь В Малой Псалтири, назначенной, главным образом, для употребления в доме, в келлии монашеской, печатаются такие статьи, которых нет в Следованной Псалтири, именно: а) Глава «От старчества о келейном правиле и о молитве, юже предаде Ангел Господень великому Пахомию», т. е. правило о том, как распределять время на сон, бдение, труды и молитву. б) «Чин, како подобает пети дванадесять псалмов, особь, их же пояху преподобнии отцы пустыннии во дни и нощи, о них же воспоминается в книгах отеческих, в житиях и мучениях святых многих». Некоторые же молитвословия печатаются в Малой Псалтири иначе, нежели в Псалтири с последованием, именно: В Малой Псалтири пред каждою кафизмою, и после каждой кафизмы находятся: «Трисвятое» и покаянные молитвы, и есть правило, как следует кафизмы петь с молитвами, «согласно уставу св. Отцев, преданному всем хотящим пети Псалтирь, в молчании живущим монахом и всем богобоязливым православным Христианом». В Псалтири с последованием, назначенной для богослужения в храме, печатаются указанные молитвы не после каждой кафизмы, а отдельно от них. В Псалтири Малой и в Псалтири с последованием печатаются песни Св. Писания, которые читаются или поются на утрени с каноном. Но в Псалтири с последованием они находятся в последовании утрени, которой нет в Малой Псалтири. И в Малой Псалтири и в Псалтири с последованием есть величания и псалмы избранные, поемые после полиелея в праздники Господни и в дни нарочитых святых. В Псалтири с последованием между этими псалмами помещена еще 17-я кафизма, которая разделена на три статьи и соединена с тропарями «похвалами», какие поются в Великую субботу на утрени, чего нет в Малой Псалтири. О нотных книгах В богослужебных нотных книгах содержатся песнопения для общественного и частного богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

правило о том, как распределять время на сон, бдение, труды и молитву. б) «Чин, како подобает пети дванадесять псалмов особь, их же пояху преподобнии отцы пустыннии во дни и нощи, о них же воспоминается в книгах отеческих, в житиях и мучениях святых многих». Некоторые же молитвословия печатаются в Малой Псалтири иначе, нежели в Псалтири с последованием, именно: В Малой Псалтири, пред каждою кафизмой и после каждой кафизмы, находятся: «Трисвятое» и покаянные молитвы, и есть правило, как следует кафизмы петь с молитвами, «согласно уставу св. Отцев, преданному всем хотящим пети Псалтирь, в молчании живущим монахом и всем богобоязнивым православным Христианом». В Псалтири с последованием, назначенной для Богослужения в храме, печатаются указанные молитвы не после каждой кафизмы, a отдельно от них. В Псалтири Малой и в Псалтири с последованием печатаются песни Св. Писания, которые читаются или поются на утрени с каноном. Но в Псалтири с последованием они находятся в последовании утрени, которой нет в Малой Псалтири. И в Малой Псалтири и в Псалтири с последованием есть величания и псалмы избранные, поемые после полиелея в праздники Господни и в дни нарочитых святых. В Псалтири с последованием между этими псалмами помещена еще 17-я кафизма, которая разделена на три статьи и соединена с тропарями «похвалами», какие поются в великую субботу на утрени, чего нет в Малой Псалтири. О нотных книгах В богослужебных нотных книгах содержатся песнопения для общественного и частного Богослужения. Эти книги суть: Октоих, Ирмологион, Праздники, Триодь, Обиход. Для частного Богослужения в нотных книгах заключается немного песнопений. Все они изложены в одной книге (Обиходе) и, притом, вместе с песнопениями для общественного Богослужения. Нотные книги, по своему содержанию и составу, соответствуют богослужебным книгам простым. В книге Обиходе печатаются те песнопения, которые на известных божественных службах постоянно поются, и, кроме того, некоторые из числа изменяемых; a в прочих книгах содержатся одни изменяемые песнопения: в нотном Октоихе – из Октоиха простого, в Праздниках нотных – из Минеи и Триодей, в нотном Ирмологионе – из Ирмологиона простого.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Устав о вседневной вечерне находится в Типиконе, в 9 главе; в последованиях понедельника и среды 1 седмицы Великого поста; в Служебнике, Часослове и Следованной Псалтири. Устав о вечерне в дни Великой Четыредесятницы находится в Типиконе, в последовании вечера сырной недели (воскресения) и в последовании понедельника 1 Седмицы Великого Поста; также в Часослове и в Следованной Псалтири. Устав о великой вечерне, совершаемой отдельно от утрени, находится в Типиконе, в 7 главе; также в Служебнике, Часослове и в Следованной Псалтири, в последованиях Триоди и Минеи на указанные дни. Устав о вечерне на бдении всенощном находится в Типиконе, во 2 главе, иногда в Служебнике (Киевского издания) и в Октоихе простом; также в последованиях Типикона, Минеи и Триоди на великие праздники. Благословен Бог нашПриидите, поклонимся триждыПс. Благослови душе мояСлава и ныне.Аллилуия, трижды Благословен Бог нашПриидите, поклонимся триждыПс. Благослови душе мояСлава и ныне.Аллилуия, трижды Светильничны. Благословен Бог нашПриидите, поклонимся триждыПс. Благослови душе мояСлава и ныне.Аллилуия, трижды Светильничны. Диакон: Возстаните... Господи, благослови. Иерей: Слава С вятей...Приидите, поклонимся триждыПс. Благослови душе мояСлава и ныне.Аллилуия, триждыСветильничны. Господи, помилуй, трижды Ектения великая. Возглас: Яко подобает Тебе.Стихословие целой кафизмы.После 1-й и 2-й Славы: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды (Тип., гл. 9), т.е. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа; Слава Тебе, Боже, трижды; Господи, помилуй, трижды, Слава и ныне 32 . Ектения великая. Возглас: Яко подобает Тебе.После 1-й и 2-й Славы: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды (Тип., гл. 9), т.е. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа; Слава Тебе, Боже, трижды; Господи, помилуй, трижды, Слава и ныне (службы 1-й седм. в особ. кн.). В вечер недели (воскресения) кафизмы не бывает. Ектения великая. Возглас: Яко подобает Тебе.1 антифон 1 кафизмы. 1 антифон 1 кафизмы. В неделю вечера стихословия кафизмы вовсе не бывает (Тип., гл. 17). Ектения великая. Возглас: Яко подобает Тебе.1 антифон 1 кафизмы.На неделю (воскресение) вся 1 кафизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Сокращение количества кафизм на полиелейной утрене связано с тем, что полиелей увеличивает продолжительность богослужения. Перенесение третьей кафизмы на следующую вечерню не нарушает порядка последовательного чтения псалмов, поскольку в те периоды, когда на утрени читается три кафизмы, на вечерне читается одна и та же кафизма. Расписание чтения кафизм Расписание чтения кафизм имеется как в Следованной Псалтири, так и в 17 главе Типикона. В соответствии с этим расписанием, год делится на восемь периодов: Три кафизмы на утрене прочитывается, согласно этому расписанию, во второй и в четвертый периоды, а также в период Великого поста. Время, когда на утрене читается три кафизмы, часто называют зимним периодом. Во второй и в четвертый периоды, когда на утрене бывает три кафизмы, Псалтирь все равно прочитывается полностью на одну неделю. Происходит так от того, что на вечерне в эти периоды кафизма не меняется. В период Великого поста Псалтирь прочитывается дважды потому, что кафизмы читаются на часах. На страстной седмице Псалтирь прочитывается только один раз, поскольку не читается с четверга до воскресенья. От Великого Четверга (страстной седмицы) до Фоминой недели Псалтирь не читается. Хотя расписание чтения Псалтири включает восемь периодов, вариантов чтения кафизм меньше – всего пять. Первый вариант включает 1, 3, 5 периоды, второй – 2, 4, третий – 6, четвертый – 7, пятый – 8. Часослов. Служебник. Архиерейский чиновник Состав Часослова Часослов содержит неизменяемые элементы (молитвословия) чинопоследований суточного круга богослужения, которые поются и читаются певцами и чтецами. Часослов предназначен для клироса, т.е. чтецов и певцов. Неизменяемые молитвословия богослужения суточного круга, используемые священнослужителями, содержатся не в Часослове, а в Служебнике. Начинается Часослов с утренних молитвословий, хотя суточный богослужебный круг начинается с вечера. Часослов включает утренние молитвы, полунощницу, утреню, 1 час, 3 час, 6 час, изобразительные, чин о Панагии, 9 час, вечерню, молитвы в трапезе, повечерие. В качестве приложения в Часослове печатается 17 кафизма (118 псалом), воскресные тропари и богородичные, богородичные отпустительные во все лето, отпустительные тропари всей седмицы, общий молебен (с каноном Богородице), тропари по непорочных, тропари для пения на молебнах. Иногда в Часослове печатается наставление о том, как вести себя в храме.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Примечание. Если на неделю падет не 22 число сентября, с которого положено начинать второй период, и даже не 21, по истечении которого с понедельника на утрени можно бы начать чтение трех кафизм, как это требуется во второй период, а, положим, 20-е, относящееся еще к первому периоду, то переход от одного периода к другому со вторника не представит никаких затруднений и не послужит препятствием к достижению той цели, какую преследует Типикон и которая состоит в том, чтобы в течение седмицы прочитаны были все кафизмы, так как сличение, по помещенной ниже таблице, одного периода с другим показывает, что рядовые кафизмы в том и другом периоде ежедневно одни и те же. Следоват., какое бы росписание мы ни взяли, первого ли, второго ли периода, всё равно в тсчение седмицы будет прочитана вся Псалтирь. Если она будеть читаться по двум росписаниям, то вся разница будет состоять только в том, что в начале седмицы по первому росписанию две рядовые кафизмы прочтутся на утрени, а третья на вечерни, по второму же в следующие дни седмицы все три рядовые кафизмы на утрени, а на вечерни иеизменно 18 кафизма. Составитель Типикона предлагает, однако, другой способ начинания чтений Псалтири по второму росписанию. В одном месте он говорит: «Сие убо вестно да будет: яко от недели начало вземлет Псалтирь: сие же от понедельника сотворяется 3 кафизмы по вся дни до 20 дне декемвриа месяца» (мр. гл., 21 сент., л. 65), а в другом свое собственное мнение он выражает в такой, не совсем, впрочем, ясной, форме: «Яко во всем общем уставе от 22 дне септемвриа месяца повелевает начинати иа утрени три кафизмы; зде же от недели, яже по Воздвижении, еже и мнитмися и поприлежнейшее, яко да от недели начало вземлет Псалтирь. Аще ли убо прежде 20 или по 20 дни будет иеделя, всяко и всегда от понедельника начинаем 3 кафизмы» (Тип., гл. 17, л. 25 на об.). В этих словах заключается та мысль, что первый период чтения Псалтири должен продолжаться собственно до недели (воскресения) по Воздвижении, по прошествии которой с понедельника, следующего за нею, должен начаться уже второй период, характеризующийся чтением на седмичной утрени трех кафизм; 21-е же сентября есть только крайний срок, далее которого не может продолжаться первый период, так как позднее этого числа не может даже и случиться неделя по Воздвижении. Поэтому, если, напр., Воздвижение 14 сентября будет в субботу, а 15-го, следов., неделя по Воздвижении, то 16 в понедельник надобно начать новый уже период,– или если Воздвижение будет, положим, в четверток, а 17-го, следов., неделя по Воздвижении, то новый период следует начать 18 сентября,– или, наконец, если Воздвижение будет в неделю, а 21-го, следов., неделя по Воздвижении, то новый период необходимо начать 22-го. Но это есть личное мнение составителя Типикона, устанавливающее более сложный порядок, чем тот, который будет при начинании второго периода в то именно число, которое для этого указано, т.е. в 22 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010