В прошлый раз мы остановились на границе Великой Среды и Великого Четверга; говорили о Великой Среде, о Преждеосвященной литургии, которая совершается на вечерне, как это всегда бывает. На изобразительных в Великую Среду Типиконом назначен особый чин, когда игумен и вся братия испрашивают прощение за грехи всей жизни и всей св. Четыредесятницы. Таким образом, по указанию Типикона, выходит, что св. Четыредесятница все же оканчивается в Великую Среду. Как мы помним, Триодь Постная в пяток ваий назначает песнопение «Душеполезную совершивше Четыредесятницу…» т. е., судя по текстам Триоди, Четыредесятница кончается в пяток ваий, а по мысли Типикона — в Великую Среду. Здесь мы видим след разных традиций, способов преодоления той трудности, что сорокадневный пост не получается ни при каком исчислении и является символом, знаком, который для нас важен, но буквально не может быть исполним. Существует расхождение между самим названием Четыредесятницы и тем реальным количеством дней, которые ее составляют: их или больше, чем сорок, или меньше. Тем не менее, Преждеосвященная литургия Великой Среды — это, безусловно, очень ясная граница. Как Лазарева Суббота является границей, так и Великая Среда, безусловно, является поворотным днем: кончается время Преждеосвященных литургий, кончается чтение молитвы Ефрема Сирина — важнейшего постного текста, кончается стихословие кафизм Псалтири (за исключением 17-й кафизмы в Великую Субботу, все рядовое чтение Псалтири отменяется), в храме не кладут земные поклоны (кроме как перед Св. Плащаницей). В богослужении более не употребляется великопостный распев, и, скорее всего, в этот день облачения великопостные, будничные, могут смениться на те, которые были в Недели Великого поста, и сейчас, на Страстной, очень уместны — это лиловые облачения. Это, безусловно, конец одного периода и начало чего-то совершенно нового. В Великую Среду положено малое повечерие с трипеснцем, затем полунощница. Мы рассмотрим подробно утреню Великого Четверга. Чтобы лучше почувствовать особенности этой службы, нужно вспомнить все то, что мы знаем об обычных, нормативных службах, о службах периода пения Октоиха, и в то же время вспомнить то, что мы знаем о службах Триоди Постной, потому что сейчас мы столкнемся с соединением несоединимого, с соединением того, что на других службах невозможно поставить рядом. Мы будем говорить о службах Страстной; для нас будет важен план службы и сами тексты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

16. Да примут сейчас же посрамление себе те, кто говорят (с угрозой): „хорошо же, хорошо же. 17. Да возрадуются, и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, ГОСПОДИ: и да рекут выну: „да возвеличится ГОСПОДЬ, – любящии спасение Твое! 17. Д а возрадуются и возвеселятся о Тебе все ищущии Тебе, Господи: и да восклицают всегда: „да возвеличится Господь, (все) Те, кто любят спасение Твое! 18. Аз же нищ есмь, и убог: ГОСПОДЬ попечется о мне! Помощник мой, и Защититель мой еси Ты, БОЖЕ мой, не закосни!.. 18. Я же нищ и убог: Господь попечется о мне! Помощник мой и Защитник мой – Ты, Боже мой, не замедли! 1-ая слава VI-й кафизмы. Примечания к Псалму XXXIX-мy Ст. 2. Не просто говорит псалмопевец, что он терпел и ожидал, но повторением глагола „потерпех, означает, что он долго страдал и терпел. Ст. 3–4. Сими переносными словами показывает, что не далее отстоял он от опасности смерти, как если бы брошен был в глубокий ров, наполненный мутною водою. К тому же относится и подобие брения тинного, которым означает, что он так крепко увяз в своих бедствиях, что не легко мог выдти оттуда – (ноги вытянуть) из них. Потом говорит, что Бог поставил на камени нозе его, и что стопы его исправил. – „Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа. Сими словами показывает, что действия помощи Божией, которое испытал он на себе, послужит общей наукой для многих. Ибо что единому кому-либо из верных сообщает Бог, то предлагает в вечное свидетельство благости Своей для всех вообще, дабы и другие, научаясь от примера иных, не сомневались, что и им также милость будет готова. Боязнь берется здесь вообще за чувствование благоговения, которое рождается в нас от понятия силы, правосудия и милости Божией... Ибо ведь в рассматривании дел Божиих многие слепотствуют: того ради в числе зрящих полагает псалмопевец одних только тех, которым сообщается дух разума и которые не занимаются наружностью происшествий, но сокровенную руку Божию оком веры зрят . Ст. 5. „Имя Господне означает здесь, или призывание имени Божия, или силу и власть Божию, или просто Самого Бога... Блажен тот человек, который не ищет помощи человеческой, а наипаче не ожидает оной от вещей суетных и ложных, которые спасти не могут, как то делают люди суетные и глупые... Под именем „сует разумеются здесь все суетные надежды, полагаемые как на людей, так и на другие твари, а под именем „неистовлений ложных разумеются ложные помощи, которые неистовлениями нарицаются потому, что избираются от людей неистовых и безумных, каковы, между прочими, суть ложные предсказания звездоблюстителей, гадания хиромантиков, ворожбы или чародейства, вызывания мертвых, суеверные приметы птичьих полетов, которым многие верят и на них надеются, являясь неистовыми и весьма глупыми. – Так и по Евфимию Зигабену , „неистовления ложная – волхования и вообще идолопоклонство.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

15. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые – к Тебе обратятся. 16. Избави мя от кровей, БОЖЕ, БОЖЕ спасения моего, возрадуется язык мой – правде Твоей! 16. Избавь меня от (пролития) крови, Боже, Боже спасения моего, – возрадуется язык мой – правде Твоей! 17. ГОСПОДИ, устне мои отверзеши, и уста моя – возвестят хвалу Твою! 17. Господи, уста мои открой Ты мне, и уста мои – возвестят хвалу Твою. 18. Яко аще бы восхотел-еси жертвы, дал-бых убо: всесожжения не благоволиши... 18. Ибо если бы Ты захотел жертвы, я дал бы уже: (но) к всесожжению Ты не благоволишь. 19. Жертва БОГУ – дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно – БОГ не уничижит! 19. Жертва Богу – дух сокрушенный: сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит (не унизит). V. 20. Ублажи, ГОСПОДИ, благоволением Твоим Сиона, и – да созиждутся стены Иерусалимския! 20. Ублажи, Господи, благоволением Твоему Сион, и да созиждутся стены Иерусалимские! 21. Тогда благоволиши жертву правды, возношения и всесожигаемая: тогда – возложат на алтарь Твой тельцы! 21. Тогда возблаговолишь Ты к жертве правды, возношению и всесожигаемым: тогда возложат на алтарь (жертвенник) Твой тельцов!.. 2-я слава VII-й кафизмы. Примечания к Псалму L-мy Ст. 3–4. Когда говорит: „помилуй мя, Боже, тем самым признает и исповедует бедность свою пред Богом... „По велицей милости Твоей... аки бы сказал: того ради милости Твоей просить дерзаю, ибо я беден есмь… Нарицается же милость Божия, отпущающая грехи, великой, как потому, что грех есть великая бедность: так и потому, что та милость, по которой сообщает нам Бог временные блага, в сравнении с сей милостью, может назваться невеликой. Ибо временная благая подает Бог и врагам Своим. Благодать же отпущения грехов – тем только дарует, коих удостаивает быть сынами и наследниками царствия Своего. „Очисти беззаконие мое: ибо ведал Давид, что по соделании греха остается в душе повинность вечной смерти, которая написывается в совести: а скверна греха делает душу безобразною, потемненною и ненавистною Богу. И потому просит, чтоб Бог не поступил с ним по строгости правосудия, но по отеческой милости очистил беззаконие, и омыл скверну, возставя сияния благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Чисто внешне она делится на три части, на три статии. Само это трехчастное деление употребляется на погребении мирян, монахов, и священников, но особенность Великой Субботы состоит в том, что здесь к каждому стиху припевается особый краткий текст, который называется «похвала». Стих псалма — похвала, стих псалма — похвала, и т.д.; все это должно петься. Уловить смысл такого соединения очень трудно, и мы не будем сейчас пытаться нашими слабыми словами это выразить, но в литургической литературе можно встретить попытку более ярко, более ясно объяснить, что же это за особый текст — слова Псалтири, которые мог бы произнести, в полной мере приложив к себе, только Христос, и гимнография, которая говорит о Его погребении и сошествии во ад, о победе над смертью. Перемежаются краткие тексты, и почувствовать их единство — довольно сложная задача. Итак, три статии. После каждой статии глаголется малая ектенья, И надо сказать, что если проследить саму динамику, само изменение содержания текстов от 1 к 3 статии, то нам очень ясно является постепенное просветление, постепенное приближение к Воскресению. Чем ближе к 3 статии, тем чаще говорится о Воскресении. И последний тропарь уже прямо содержит такую молитву: «Видети Твоего Сына воскресение, Дево, сподоби Твоя рабы».   Таким образом, мы подошли вплотную к Воскресению, мы уже стоим у дверей, которые пока закрыты и вот-вот должны перед нами открыться. После пения 17 кафизмы с похвалами на три статии назначено пение тропарей по Непорочнех — тех, которые нам известны по воскресному богослужению. Это знаменитый воскресный текст: сначала поется «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», а дальше «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася…» И затем все воскресные тропари по Непорочнех. Еще ближе Воскресение, идет уже чисто воскресный текст, естественный для воскресного дня. После малой ектеньи и седальнов читается 50 псалом, и начинается пение одного из самых прекрасных и знаменитых канонов, называемого Волною морскою по начальным словам первого ирмоса.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-my-st...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Словом, был у Ванечки джип, теперь он ездит на старенькой «Ниве», но, как всегда, благодушествует: – Машина надёжная и с отличным проигрывателем. Ездить до работы ему далековато, и в дороге он слушает Псалтирь, измеряя расстояния так: четыре кафизмы туда, четыре обратно. Кстати, Света так и не дождалась своего поезда счастья. С работы её уволили, жить не на что, но Иван материально помогает ей. – Ванька, ты лох! – негодует по этому поводу банкир Вася. А Иван рассуждает по-простому: – Что женщины? Сосуд немощный, а немощным надо помогать. Помогает он доныне и мне, но об этом, если получится, расскажу в другой раз. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 18 ноября 2014, 14:53 Дай Бог сил и терпения Ивану. Сергей 29 октября 2014, 06:20 Татьяна, поезжайте одна. Главное желание. Мария 13 октября 2014, 08:14 Не права я была насчет " всех мужчин вместе взятых " под одну гребенку. Передайте, пожалуйста, привет Ване с добрыми пожеланиями. Слава Богу, что есть такие люди, и простите меня, все мужчины, что я вас утром так чихвостила :) Андрей 12 октября 2014, 13:23 Спасибо за глоток чистого воздуха!!!Нина,подскажите как связаться с Вами или где найти Ивана?С такими людьми хочется идти по жизни!Мой тел 89606976167 Андрей Спаси Господи!!! Павел 9 октября 2014, 20:46 Отличный расссказ Надежда 9 октября 2014, 17:34 В свое время,отправила сына учиться в реелторскую школу. Знала,что придется квартиру менять. Так мой сын,вскорости пришел и сказал,что учиться там не будет,потому что у них совести нет. Приходит человек в горе,а они его обманывают. Приходит другой - просит подъезд с консъержкой,так они быстро красят подъезд,ставят стол,сажают человека и создают видимость. Своего реелтора мне вырастить не удалось. А,когда наступило время обмена квартиры,обратились в одну из контор. " Нагрели " они нас ровно на миллион. Спустили цену,целый год издевались,гоняя по всяким квартирам,которые нам не нужны,а когда договор наших отношений истек,в последний день предоставили нужную квартиру и оформи сделку. Пришли в банк и оказалось,что кв-ру нашу купила женщина,котрая пришла самой первой к нам смотреть квартиру,сразу согласилась купить ее,при нашей цене. А реелторская компания год нас по всей Москве на просмотр квартир гоняла и к нам пол-города переводили смотрящих. За миллион-то,годовой цырк устроили. Интересно,как они живут,как они себя после такого чувствуют? А мы по их милости из долгов вылезти не можем,потому,что расчитывали на одно,а получили другое.

http://pravoslavie.ru/74191.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Примечание. Примеры толкований во всех исчисленных здесь видах, взятые из писателей, и также отрывки из тех сочинений, кои составляют пособия к разумению и толкованию Писания, составят Прибавление к настоящим Примечаниям в роде Хрестоматии. 5 Для Библии Еврейской Симфония Буксторфова; для Греческой Ветхозаветной Кирхерова и Троммеева; для Нового Завета на Греческом языкеГенр. Стефана, еразма, Шмидта (Ταμεον); для Латинской Библии Франциска Луки. 7 Из иностранных: Прициево Introductio, Шефферовы Institutiones Scripturisticae, Гейдеггеров Enchiridion Biblicum, Карпцовиевы Introductiones Biblicae. 8 Другие: Луки Озиандра на всю Библию по-Латине, Еразма Ротердамского на Н. 3., кроме Апокалипсиса, Онкелоса и Иоанафана на Пятокнижие и Пророков, и проч. 10 Из иностранных: Калметов Commentarius V. et N. Т.; Каловия Biblia illustrata, Лaмnein scripta Joannis, и пρ. 11 Hanp. in Pentateuchum – Франциска Депутео, Supra Psalmos – неизвестного, in IV Evangelia – Фомы Аквината, также in Acta Apostolorum et Epistolas Catholicas. Сюда же отнестись может Толкование Алберово, Synopsis criticorum – Поля. 12 Иныя: Нессельта Opuscula Theologica; Велтузена и Роберта Commentationes Theologicae; Руса (Roos) Commentationes и проч. 13 Из иностр. Герарда Loci Theologici, Клюпфеля Institut. Theologicae, также Шторра, Гёпфнера, Мора, Дедерлейна, Либермана, и пр. 14 Также нарочитые изследования касательно языка Библейского, напр. Carpzovii Horae Hebraicae, Lichtfooti Opera и Еразма Ротердамского de proverbiis S. S. 16 Еще: Бохарта IIierozoicon, Бруна Physica Sacra, Кребзия de Mathesi Biblica, Бартолина Libri de morbis Biblicis, Готтингера Jus Ebraeorum, sive nomothesia Mosaica и пр. 17 Из иностранных иаиболее употребительны в школах: Майера – Institutio interpretis sacri, Глассия – Philologia sacra, Paмбaxa–Insmimumiones Hermeneuticae sacrae, M. Флация – Clauis Scripturae, Ернеста – Institutio interpretis N. T., Пфейфера – Institutiones Hermeneuticae sacrae, и проч. 22 Чтения из В. 3. в обыкновенных изданиях Библии не отмечаются, но помещаются особыми статьями в церковных книгах: церковное издание Псалтири делится на Кафизмы и Главы, и Антифоны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

По окончании пения тропарей иерей перед царскими вратами произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…» (четыре прошения). Возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит малый отпуст, после чего хор поет многолетны. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 8-й – 4 (каждая стихира – дважды), и стихиры святителя, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Премудрости рачитель быв…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Сходяй Спас…» . Вход с кадилом. Прокимен дня. Паримии Минеи – 3. Сугубая ектения . «Сподоби, Господи». Просительная ектения и молитва главопреклонения . На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 3-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Сходяй Спас…». На стиховне стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благодать чудес…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Не устыдеся Всеблагий Бог…» . По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й (дважды), и тропарь праздника, глас тот же (единожды). Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея . Окончание великой вечерни на бдении по обычаю . На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Минеи. Полиелей . По Типикону, величание только святителя: «Величаем тя, святителю отче Василие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего». Величание поется с избранными стихами из псалмов Давидовых, поют попеременно оба хора (эти псалмы помещены в Следованной Псалтири и в Ирмологии). Седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Силою словес…». «Слава» – ин седален святителя по полиелее, глас тот же: «Благодать словес…», «И ныне» – седален праздника, глас тот же: «Всяческих Владыка…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси, живущии по вселенней». Евангелие – Ин., зач. 36. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Василия…». Стихира святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

ж) Отпустильные – (πολυτικν). Это тропари, кондаки и богородичны, помещаемые в Октоихе, следованной псалтири и уставе. Они получили свое название от того, что поются при конце вечернего и утреннего Богослужения, после «ныне отпущаеши» и «благо есть исповедатися». Е) К шестой категории песнопений можно отнести те песни, который соединяются с местами, взятыми из Священного писания и вместе с ними поются: а) Благословенны – (ελογητριον). Это тропари, соединяемые со стихом 12-м 118 псалма: «благословен еси Господи, научи мя оправданием твоим». б) Непорочны – (μωμον). Так названы в великую Субботу песни, поемые со стихами 17-й кафизмы в соединении с надгробными тропарями, а иногда, и без тропарей. в) Блаженны – (μακαρισμο). Так называются песнопения, взятые из 3-й и 6-й песни канона и вместе со стихами из блаженств, помещаемыми в 5-й гл. Евангелия Матфея 444 и поемые на Литургии пред малым входом. г) Сюда же отнести можно и Полиелей, что значит пение псалмов 134 и 135. Частое употребление при пении слова: «милость» – λεος дало название и всему пению: «полиелей». Во время пения полиелея возжигаются все лампады; и это действие дает нам право предполагать, что от обильного возжжения елея (λαα) получило название и самое пение. О древних песнопениях Богослужения 1-х веков Христианства а) Самою древнею и употребительною песнью в Христианской церкви первых веков было, так называемое, малое славословие. Древняя формула малого славословия читается так: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и во веки веков». Такова именно и была она, по свидетельству 445 св. Афанасия († 373), в церквах восточных; в западных же церквах к этой формуле прибавляли слова, с незначительными только видоизменениями: sicut erat in principio. Что действительно такое славословие было современно Апостолам в своем слововыражении в разных церквах, это видно из следующего: 1) в Литургии Апостольских постановлений 446 мы читаем такую формулу: «всякая слава, благодарение, честь и поклонение Отцу и Сыну и Св. Духу и ныне и присно и в бесконечные веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010