В приходе имеются три народных школы: 1) земская в селе Нагуеве с 1888 года; учащихся в 1897 г. было 75; 2) церковно-приходская при станции Вязники М.-Нижегор. ж. дороги с 1892 года; учащихся в 1897 г. было 36; 3) школа грамоты в д. Сергееве с 1895 года; учащихся в 1897 г. было 3. Никологорский приход Никологорский погост или село Никологорье на р. Погостовке находится в 16 верстах от уездного города и в 100 от губернского. Первые сведения о церкви погоста Никологорского находятся в патриарших окладных книгах; в них под 136 (1628) г. отмечено: « церковь великого Чудотворца Николы на погосте на горах в Ярополченской волости в вотчине боярина Фед. Ив. Мстиславского». По писцовым книгам 161 (1653) г. при этой церкви значится 5 дв. поповых, дворы дьяконов, пономарев и просвирницын, 8 дв. крестьянских, 32 дв. бобыльских, 4 дв. нищих, всего на церковной земле 52 двора, в приходе 592 дв. крестьянских, 31 дв. бобыльский, двор помещиков, двор нищего; пашни церковной худые земли по 134 чети в поле. Таким образом в половине XVII века Никологорский приход был уже многолюднейшим приходом. Вскоре после 161 (1653) г. на погосте была построена новая деревянная церковь во имя Рождества Христова с приделом во имя Св. Николая Чудотворца, которая и стала писаться в патриарших окладных книгах с 1656 года. По переписным книгам 1678 года на Никологорском погосте значится слободка Новая, а в ней непашенных бобылей 21 двор, кроме сего на церковной земле за 6 попами 40 дворов безпашенных бобылей. В 1714 г. на погосте освящена была новая церковь во имя Св. Николая Чудотворца. Эта была уже каменная церковь; прежде же бывшая деревянная церковь во имя Рождества Христова обращена была в теплую и при ней придел освящен во имя св.-муч. Параскевы. В 1763 году обе эти церкви оказались весьма ветхими; поэтому построена была новая каменная церковь с приделом во имя Св. Муч. Параскевы. Что же касается Христорождественской церкви, то она была построена позднее и при ней открыт отдельный приход (см. ниже). – В 1814 году при Николаевской церкви устроен еще придел и с того времени храм остается без существенных изменений.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

– Всех дворов в приходе 45, душ мужеского пола 139 и женского пола 147 душ. Троицкое-Никольское Описываемое село, при пруде, находится от уездного города в 6 верстах и от губернского города в 60 верстах. В селе исстари существует церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, как видно из окладных патриаршего казенного приказа книг, в которых под 186 (1628) годом значится: « церковь Николы чюдотворца в селе Троицком в вотчине князя Романа Пожарскаго дани четыре алтына»; «в 164 (1656) г. по новому дозору положено дани 26 алтын с денгою, заезда гривна»; а под 180 (1672) годом показано: «отдана Суздальскому архиепископу, – впредь не писать». – В течение XVII и XVIII столетий церковь в селе была однопрестольная – в честь Святителя и Чудотворца Николая, зданием деревянная с таковою же колокольнею. В 1796 году, вместо деревянной церкви, усердием прихожан построена каменная церковь , однопрестольная, и освящена в прежнее наименование – в честь Святителя и Чудотворца Николая; одновременно с церковию построена была деревянная, на каменном фундаменте, колокольня. Церковь эта существует до настоящего времени, но с значительными изменениями, так: в 1854 году, вместо деревянной колокольни, построена каменная колокольня; в 1857 г. в церкви устроен теплый придел – в честь преподобного Сергия Радонежского чудотворца; в 1860 г. алтарь холодной церкви, к этому времени обветшавший, был возобновлен, устроен новый иконостас и вызолочен и Николаевский престол был вновь освящен в том же 1860 году; наконец, в означенном же году при колокольне построено здание Для помещения церковной ризницы; в 1868 году церковь и колокольня обнесены каменною оградою; в 1869 г. иконостас в теплой церкви вызолочен, а в 1870 году стены в обеих церквах расписаны священными картинами. В этом виде церковь существует и в настоящее время. Престолов в церкви два: в холодной – в честь Святителя и Чудотворца Николая и в теплом приделе – во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца. В церкви находится старинная икона Святителя и Чудотворца Николая, приложенная в церковь , по преданию, князем Дмитрием Михайловичем Пожарским после 1612 года; икона сия украшена серебром, золотом, жемчугом и драгоценными камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Высокие примеры благочестия, патриотизма и христианских добродетелей не оскудевали и в последующее время. Благотворное влияние святой веры выражалось многими добрыми явлениями и в обыденной жизни обыкновенных, рядовых русских людей, служа более или менее сильной сдержкой для страстей и грубых инстинктов и сообщая довольно суровому строю этой жизни хотя несколько более мягкие черты некоторого патриархального добродушия. Одной, например, из самых распространенных добродетелей того времени было милосердие к нищим, убогим и страждущим в тюрьмах; подача милостыни и посещение тюрем в некоторые священные времена христианского года считались обязательными для всех достаточных людей, не исключая и царя с царицей, и хоть в эти времена напоминали сильным и богатым людям о чувствах христианской любви к людям слабым и убогим. Высшей формой благочестия по-прежнему была жизнь монашеская; в XVII веке появилось до 220 новых обителей. Много было в них монахов недостойных, вызывавших против себя сильные обличения со стороны и духовной и светской власти, но не оскудевала Русская церковь и истинными подвижниками, которых по кончине их доселе чтит в лике своих святых. Таковы: Василий Мангазейский († 1600), Галактион и Иосиф Вологодские († 1612), Иринарх Ростовский († 1619), Адриан Монзенский († 1619), Прокопий Вятский юродивый († 1627), Иринарх Соловецкий († 1628), Дионисий Троицкий († 1633), Никодим Кожеезерский († 1640), Елеазар Анзерский († 1656), Максим и Андрей Тотемские, Макарий Коневский († 1678) и многие другие. Не упоминаем уже о высоких иноческих добродетелях многих русских святителей. Но высшая степень развития всего этого исключительно религиозного уклада русской жизни была вместе с тем и началом его разложения. В нем недоставало образования, которое сообщало бы ему должную сознательность, разумность и внутреннюю силу, и без которого сама религия превращалась среди него в одну слепую приверженность к формам, обрядам. Уклад этот мог безопасно держаться в стране замкнутой, не тревожимой ни внешними влияниями, ни сравнением своего с чужим, ни возникавшими отсюда беспокойными вопросами и критикой; но Россия стала терять свой замкнутый характер еще в XVI веке, а с XVII века подверглась непрерывному напору внешних влияний и с востока – из Греции, и с запада – от Польши и немцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Глава XVIII Статьи 59–62. Статья 59 освобождала от печатных пошлин Троице-Сергиев и Новоспасский монастыри ввиду их особой духовной и политической роли в государстве. Но это освобождение не распространялось на монастырских слуг и крестьян данных монастырей, а также на другие обители. Глава XIX Статья 3. Дети священнослужителей, дьячки, пономари, занимавшиеся торговлей и ремеслом, подлежали, как и другие вольные люди, записи в посад и, соответственно, облагались государственными податями. Глава XX Статья 70. Статья повторяла Указ 1627–1628 гг., запрещавший служить православным людям в качестве холопов или добровольно у иноверных иностранцев, мотивируя это тем, что они оказываются тем самым в условиях, когда невозможно выполнять положенные религиозные обряды. Статья 71. Пленные и купленные люди, жившие у иноземцев, при желании принять православие должны были дать за себя выкуп в размере 15 рублей. Среди купленных людей было немало представителей народов Поволжья и Сибири. Статья 80. Дела о сожительстве господина с рабой, в результате которого появлялись незаконнорожденные дети, рассматривались церковными властями. Виновные господа, как правило, ссылались в монастыри на исправление. Глава XXII Статья 24. Преступление, предусмотренное в статье, приравнивалось к богохульству. Поэтому подобно ст. 1 гл. I здесь устанавливалась смертная казнь через сожжение для иноверца, насильством или обманом совратившего в свою веру православного. Последний подвергался только епитимье. Российское законодательство Х–ХХ веков: в 9 т. Т. 3. М., 1985. 1656 г., июля 6. – Грамота Патриарха Никона о неподсудности церковных лиц в делах лицам светским От Великого Государя, Свяшейшего Никона Патриарха Московского и всеа великия и малыя и белыя Руссии, в Курск воеводе Семену Семеновичу Рахманову. Бил нам челом города Курска и Курского уезду Богородицкого монастыря игумен Моисей, да соборных и приходских церквей попы и дьяконы, а сказали: в прошлом де во 127 году, блаженные памяти Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всеа Руссии, для отца своего Государева, блаженные памяти Великого Государя, Святейшего Филарета Никитича, Патриарха Московского и всеа Руссии, в Курску десятинные пашни пахати, и городовых поделок делати, и никаких податей в ево и Государеву казну платить им не велел; и по тому Государеву указу многие лета с них податей не имали, и никаких городовых поделок не делали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И сего ради по утверждению в память вечную даём сию нашу Патриаршескую крепостную грамоту, наших рук утверждённую подписанием, в лето от создания мира 7175, от воплощения же Бога Слова 1667, индикта 5, месяца Мая в 8 день, на память и праздник иже во святых Отца нашего Алексия, Митрополита Московского и всея России Чудотворца». В 1744 году по Именному Высочайшему Указу положено в монастыре сем быть Кафедре Московских Архиереев. До состояния Духовных 1764 года Штатов было за ним 18.681 душа крестьян. Список Архимандритов Чудовского монастыря 1. ЕЛИССЕЙ Чечетка, упоминается в 1379 году. 2. ФЕОФАН, 1432 год. 3. ФEOДOCUЙ I Бывальцев. В 1454 году, Июня 23, хиротонисан в Архиепископа Ростовского. 4. ФEOДOCUЙ II. В 1472 году хиротонисан в Епископа Рязанского. 5. ГEHHAДUЙ I с 1480 по 1484 годы. Потом Архиепископ Велико-Новгородский. 6. ДИОНИСИЙ. 7. ДИМИТРИЙ. 8. КАССИАН. 9. ФЕОГНОСТ упоминается в 1506 году. 10. UOCUФ I. В 1515 году хиротонисан в Епископа Смоленского. 11. UOHA I Собина, упоминается в 1530 году. В 1544 году хиротонисан в Епископа Суздальского. 12. ИОАНН упоминается в 1544 году. 13. МИХАИЛ. В 1548 хиротонисан в Епископа Рязанского. 14. ЛЕВКИЙ. В 1555 году упоминается на поставлении Гурия, Архиепископа Казанского. 15. ЛЕОНИД с 1570 по 1573 годы. Потом Архиепископ Велико-Новгородский. 16. EBФUMUЙ I с 1572 года. 17. ФЕОКТИСТ. 18. ХРИСТОФОР упоминается в 1586 году. 19. ФEOДOCUЙ III упоминается в 1589 году. 20. BAPЛAAM I в 1592 году хиротонисан в Митрополита Велико-Новгородского. 21. ГEHHAДUЙ II в 1595 году хиротонисан в Епископа Псковского. 22. ПАФНУТИЙ упоминается в 1599 году. 23. АВРААМИЙ. 1613 год. 24. UOCUФ II. 1621 год. 25. ГEHHAДUЙ III. 1623 год. 26. ФEOДOCUЙ IV. 1628 год. 27. КИРИЛЛ. 1635 год. 28. ФEPANOHT I. 1649 год. 29. UOCUФ I был по 1650 год. 30 ФEPANOHT II упоминается в 1684 году. 31. NABEЛ I был по 1656 год. 32. UOHA II был по 1657 год. 33. UOCUФ I упоминается в 1657 году. 34. NABEЛ II был с 1659 по 1664 годы. Потом Митрополит Крутицкий. 35. ИОАКИМ Савелов, с 1664 по 1673 годы. Потом Митрополит Велико-Новгородский. Наконец Патриарх всей России. 36. ВАРНАВА переведён во Владимиро-Рождественский монастырь. 37. NABEЛ III с 1673 по 1678 годы. Потом Митрополит Тобольский. 38. АДРИАН с 1678 по 1686 годы. Потом Митрополит Казанский, и наконец, Патриарх всей России. 39. EBФUMUЙ II в 1686 году, в неделю Ваий, переведён из Архимандритов же Калязина монастыря, и был по 1688 год; а потом хиротонисан в Митрополита Крутицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Из содержания описей монастырского имущества и сохранившихся источников можно составить представление об архиве Иннокентиева Комельского монастыря в XVII - начале XVIII в. Монастырские документы позволяют судить об организации хозяйства: насколько оно было обширным и доходным, каким было благосостояние основных производителей - монастырских крестьян, каков был характер взаимоотношений властей мон-ря с государством, архиереями, соседями-землевладельцами, вотчинными крестьянами. Большое место среди документации принадлежит грамотам, касающимся монастырского землевладения. Это прежде всего царская жалованная грамота 1625 г., а также материалы писцового делопроизводства - сотные грамоты и выписи из писцовых и межевых книг 1632, 1651, 1675/76 гг. (50) Важную роль играли и документы, касающиеся налогообложения монастырских крестьян. Это царские грамоты 1677 и 1680 гг. об уплате монастырскими крестьянами ямских и полоняничных денег, грамота 1687 г. - об освобождении нищих, живших в монастырской вотчине, от уплаты денежного налога, грамота 1690 г. - о сборе с монастырских крестьян конских пошлинных денег в монастырскую казну, грамота 1691 г. - об освобождении нищих крестьян от сбора денег на покупку конских кормов и грамота 1701 г. - об освобождении нищих крестьян от сбора денег в корабельное строение. Грамоты Вологодских архиереев устанавливали размер оброка, который должны были платить монастырю вотчинные крестьяне (1656/57 г.) и освобождали от натурального оброка вотчинных крестьян, которые делают «монастырское зделье» (1692/93 г.). Межевые и полюбовные записи 1628, 1671, 1674, 1681, 1691 и 1692 гг. регулировали поземельные споры монастыря с соседями, по меновной записи 1695 г. монастырь приобрел часть пустоши Ивашева, мировая запись 1677 г. разрешала конфликт между монастырем, иноземцем Владимиром Иовлевым и посадским человеком Яковом Манойловым - «в бою и увечье игумена и слуг и смертном убийстве слуги». В описи 1723 г. отмечен еще один документ - грамота Преосвященному Гаврилу, архиепископу Вологодскому и Белозерскому, о владении Иннокентиева монастыря землей (1695 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

Известен архиерейский состав, который, нужно думать, избрал затем нового Патриарха на Москве. Это были Новгородский митрополит Киприан (1626–1634), Ростовский митрополит Варлаам (1619–1652), Крутицкий митрополит Павел (1626–1636), Вологодский архиепископ Варлаам (1626–1645), Рязанский архиепископ Антоний (1621–1637), Суздальский архиепископ Иосиф (1626–1634), Тверской архиепископ Евфимий (1628–1642), Псковский архиепископ Иоасаф (1627–1634), Коломенский епископ Рафаил (1618–1652) 359 . Патриарх Никон , говоря об особенностях патриаршей интронизации, отмечает, что «Иоасаф Патриарх прежде бывый Псковский архиепископ, второе на Патриаршество от своих митрополит рукоположен» 360 . Интронизация нового Патриарха была совершена в Успенском соборе 6 февраля 1634 года и завершилась традиционным Чином шествия на осляти. В описи архива Посольского приказа хранилась «докладная выписка» о государевом жалованье «на поставленье Иоасафу Патриарху и что он, Патриарх, поднес даров Великому государю и государыне царице и государем царевичем и царевнам» 361 , а также «Столпик, а в нем писан чин поставления Патриарха Иоасафа» 362 . Царь известил восточных Патриархов о кончине своего отца и об избрании ему преемника, называя новоизбранного Патриарха «мужем благоразумным, правдивым, благоговейным и наученным всякой добродетели» 363 . Таким образом, вторым Предстоятелем Русской Церкви после Смутного времени в XVII веке был Святейший Патриарх Иоасаф I. Астраханский архиепископ Пахомий (1641–1656) отмечает, что новый Первосвятитель был поставлен «по изволению царя Михаила Федоровича всея Русии и по благословению Филарета Патриарха, понеже был дворовой сын боярской, во нравах же и житии добродетелен был, а ко царю не дерзновенен» 364 . Новый Предстоятель Русской Церкви действительно не обладал таким авторитетом, как Патриарх Филарет, и был менее значим в государственных делах. Он уже более не назывался «Великим государем», а только «Великим господином», царь не ставил больше имени Патриарха наряду со своим даже в грамотах по делам церковным.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Ипатий , 1691. 42 Флорищева Успенская пустынь, в Гороховецком уезде, основана около 1651 г. Заштатная. [VI, 597.] Строители Мефодий , основатель, 1651–54; † ... Иларион , с 1655, а 11 дек 1681 хирот. в архиепископа Суздальского. Иринарх , 1682–1707. Иорофей , 1707–34. Дорофей , 1744 и 45. Филагрий , 1759–63. Софроний 16 окт. 1787 перев. из Вязниковского Благовещенского. Пахомий , 1795. Феофил 14 авг. 1798 перев. в Вязниковский Благовещенский. Порфирий , игум., 1862. 43 Знаменский, на Красной гриве, (Красногривский), в Гороховце, основан в 1669 г. В 1723 приписан к Флорищевой пустыне. [III, 751; VI, 987.] Строители Иосиф , 1677–79. Силуан , в янв. 1685. Логгин , 1693. Макарий , 1723. 44 Сретенский (Владимирской Богоматери), в Гороховце, девичий, построен в 1658 г. [III, 751?] Иг-нья Анастасия , 1723–28. Гороховского Введенского Иг-нья Ираида , 1737–40. 45 Золотниковская пустынь, от Суздаля в 30 верстах, на реке Золотники, построена в 1624 г. Заштатная. [IV, 210.] Игумены Иона Головцын , основатель, 1624. Никон , в мар. 1651, в мар. 1654. Феоктист , 1655–67. Митрофан 1665 перев. в Козмин. Симеон , 1692. Иосиф , в янв. 1724. Феофилакт , 1738–43. Авраамий , строит., в 1802 перев. в Вязниковский Благовещенский. Парфений , строит., 21 дек. 1828 перев. в Вязниковский Благовещенский. Макарий , строит., 1862. 47 Троицкий, под городом Шуей, когда построен, неизвестно, уничтожен в 1764 г. [VI, 732.] Ныне кладбищенская церковь . Архимандриты Варнава , 1628. Иона , 1631. Иосиф , 1641–44. NN † 1654. Антоний , 1656–67. Нафанаил 10 янв. 1671 перев. в Суздальский Василиевский. Симеон , 1676. Лев , 1678. Никон , в апр. 1684. Феодосий , 1700. Иов , с 1702. Иосиф , в янв. 1724. Моисей , 1729. Симеон 1734 перев. в Спасо-Евфимиев. Моисей , 1737 и 38. Леонтий , 1739. Антоний , 1748, 57. Евстафий Пальмовский , 1763 и 64. После в Саввине Сторожевском. 48 Борисоглебский, на Горе, под Переславлем-Залесским, существовал в XV веке, потом был домовой митрополии Московской и патриархов. Уничтожен в XVIII веке. [III, 423.] Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

к вост. от Кеми и в 20 вер. к сев.-вост. от Соловецкого мон., почти на средине острова Анзерского, в Белом м. Основан в 1620 г. преп. Елеазаром, получившим грамоту на устройство обители в 1628 г. Преподобный скончался в 1656 г. и память его чтится 13 янв. В 1726 г. св. Синод повелел ради благочиния быть скиту под надзиранием Соловецких властей. “Ист. Рос. Иер.», 101; Ратшин, 6; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., 66; “Опис. монаст.», 1817 г., 7; “Словарь ист. о свят.», 108; Лепехин, “Дневн. зап.», IV, 43; Проценко, “М-ри в России», 4; Ключевский, “Жит. свят.», 347; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Архан. губ.», I, 37; Молчанов, “Опис. Архан. губ.», 280; Козлов, “Архан. губ.», 337; Рейнеке, “Опис. Ледовит. ок.», I, 238; “Арханг. сборн.», II, 214; Толстой, “Древн. свят. Рост. Вел.», 1847 г., 2, 79; “Ист. опис. Козель. Введен. Оптиной пустыни», 1862 г., 151 (преп. Елеазар, уроженец г. Козельска, сын купца Севрюкова; подробно описано житие); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 166, 323 (преп. Елеазар); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 834, 19; “Дополн. к Акт. истор.», III, 36 (Акты 1647 г. о выдаче жалованья); IX, 41 (Ц. гр. 1678 г. с подтверждением прежде данных грамот; в 1633 г. строит. старец Елеазар; в 1678 г. старец Роман), 70 (Ц. гр. 1680 г. об изъятии пустыни из ведения Солов. м-ря; строит. Роман); “Чтения в И. Общ. ист.», 1862 г., II, смесь (митр. Арсений Мацеевич) ; 1872 г., IV, смесь, 8 (село Полево и его владельцы; монах Геронтий); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 126 (преп. Елеазар); 1883 г., IV, смесь, 67 (отписка 1674 г. Государю о строителе Иларионе, старцах и служебников, пребывающих в расколе), 70 (челобит. 1674 г. строителя Илариона и старцев с выражением своей вины и просьбою о присылке им новоисправленн. книг), 82 (отписка Государю Двинск. воеводы об Анзер. раскольниках); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 600 (дело 1722 г. о ружной даче пустыне; строитель иером. Спиридоний); VI, 1726 г., 193 (подчинение скита Соловецким властям), прилож., XXXV, VI (грамота 1658 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Когда в 1641 г. выехал, по тогдашнему выражению, «на государево имя» сербский Скопийский митрополит Симеон, Михаил Феодорович говорил ему: «Ты приехал к нам на вечное житье от гонения турских людей, и мы, великий государь, тебя, митрополита Симеона, пожаловали, велели тебе видеть наши царские очи и быть при нашей государевой милости, а как тебе в нашем царском жалованьи быти вперед, и о том тебе наш указ будет, а ты бы на наше царское жалованье был надежен» 160 . Такое радушное отношение наших государей к выходцам с Востока, стремившимся найти в России «тихое по обуревании пристанище», поощряло их к переселениям в Россию. Между ними мы встречаем как духовных лиц, начиная с самых высших иерархических рангов и кончая простыми чернецами, так и бельцов, служилых людей и купцов. Мы уже выше говорили, что сам Вселенский патриарх Иеремия, приезжавший за милостынею, усиленно стремился остаться в Москве в качестве Московского патриарха, и только недоверие русского правительства к патриарху-греку, опасение, что вместе с греками, которых необходимо привлечет в Москву поселение там патриарха, на Руси укоренятся и греческие религиозные новшества, воспрепятствовало исполниться желанию Иеремии. В мае 1654 года прибыл в Москву на вечное житье Сербский патриарх Гавриил, который в феврале 1656 г. был отпущен из Москвы на поклонение святым местам и более на Русь не возвращался 161 . Из других автокефальных восточных иерархов у нас не раз находили приют охридские архиепископы, из которых Нектарий, приехавший еще при Годунове, в 1613 г. получил в свое управление Вологодскую епархию 162 . В 1686 г. приезжал в Москву Охридский архиепископ Мелетий, который, по его показанию, 6 лет жил в Нежине при церкви архистратига Михаила 163 . В 1722 году был определен на смоленскую епархию Охридский архиепископ Филофей, который, однако, потом был уволен от занимаемой им кафедры 164 . Приезжали к нам на имя государя и митрополиты разных восточных кафедр, а также архиепископы и епископы. Так, в 1628 году приехал в Москву на вечное житье веррийский митрополит Аверкий, в 1629 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010