Как не может быть издаваемо без одобрения церковной власти Св. Писание, так церковь желает, чтобы и все книги, касающиеся веры и нравственности, прежде напечатания представлялись на рассмотрение этой власти, в целях воспрепятствовать, посредством этого, изданию вредных книг. Выражением этой мысли церкви явилась духовная цензура. Каноническое основание цензуры мы находим в канонах Карфагенского собора 1608 . С течением времени цензура книг была учреждена при каждой главной церкви, а цензорское дело вверялось обыкновенно совету опытных и благочестивых людей, сообщавших об известных книгах свое мнение собору епископов, от которого зависел окончательный приговор. В настоящее время духовной цензуре подлежат все издания Св. Писания, как полные, так и по частям, затем все книги богослужебные и богословского содержания, равным образом предназначенные для народа и касающиеся веры пли христианской нравственности; подлежат цензуре также и иконы, и всякие изображения из священной или церковной истории 1609 . Книга указанного содержания или изображение, не прошедшие цензуру и не получившие одобрения подлежащей власти, не должны употребляться под угрозою наказания 1610 . Наконец, для охранения верующих от ложных учений, проповедуемых в разных книгах, церковь располагает еще одним средством, а именно: публичным осуждением противорелигиозных и вредных книг. Установляя на Вселенских соборах сущность истинной веры, церковь в то же время осуждала известных еретиков и их учение, воспрещая под угрозою анафемы чтение их книг. Первый пример этого дает нам Первый Вселенский собор, который, изложив Символ веры , осудил и запретил читать одно главное сочинение Ария, в котором он защищал свое ложное учение 1611 . Император Константин, в связи с определением собора, издал общий эдикт, повелевавший предать сожжению все книги Ария и его последователей 1612 . Так же поступил и император Аркадий в последние года IV века с книгами евномиан и монтанистов 1613 . Той же участи подверглись все еретические книги V века 1614 . В том же веке римский первосвященник Геласий издал особый список запрещенных книг, обнародованный в 496 году на одном римском соборе, под заглавием: Decretum Gelasii Р. de libris recipiendis et non recipiendis 1615 . Сжигание вредных книг было установлено в православной церкви особым каноном 1616 ; а за тайное держание таких книг, после обнародованного осуждения их со стороны церковной власти, Седьмой Вселенский собор определяет мирянину отлучение от церкви, а духовному лицу низвержение 1617 . Древняя практика церкви относительно осуждения противорелигиозных и вредных книг существует в полной силе и в наше время; и как некогда государственная власть оказывала в этом помощь церкви, так это мы видим и в настоящее время в христианских государствах 1618 . § 106. Пастырские собрания

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

С 1611 г. печатание книг на время приостановилось, так как и Печатный двор со всем, что в нем было, сгорел во время страшного пожара, которым поляки истребили Москву. Но царь Михаил Федорович в первый же год своего царствования велел восстановить типографию, хотя временно на другом месте, и в период междупатриаршества напечатаны еще пять книг тем же самым порядком, как прежде, именно: Часослов (1614) Псалтирь (1615) Служебник трижды (1616–1617) 496, 498], Октоих (1618) и Минея общая (1618) повелением царя и «благословением его богомольцев, межьпатриаршества преосвященных митрополитов, и архиепископов, и епископов, и всего освященного Собора» . Но замечательно, что в этот же период междупатриаршества напали было на мысль поставить печатание богослужебных книг несколько лучше, чем поставлено оно было прежде, ибо, когда решено было издать вновь Служебник, или Требник, изданный в 1602 г. Андроником Тимофеевым Невежею то посоветовали юному государю поручить это дело человеку, который знал и греческий язык, именно канонархисту Троице-Сергиева монастыря Арсению Глухому, Селижаровцу . Этот Арсений, как сам рассказывает о себе, воспитан в селе и не бывал в училище учителей, ведущих словесную хитрость. Но с тех пор как облекся в иноческое одеяние, обходил многие честные обители, обретал и перечитал в них множество священных книг, обретал и многих разумных мнихов, с которыми вступал в совопрошения и собеседования, особенно полюбил книгу святого Иоанна Дамаскина, с великими усилиями и трудами изучил его грамматику (об осми частях речи) и прошел его священную философию (диалектику), хотя и встретил в ней немало темного и покровенного. В частности, рассказывает, как занимался он, Арсений, в библиотеке Троице-Сергиева монастыря и как часто посещал ее, как содействовал ему заведовавший библиотекою просвещенный и богомудрый инок Антоний, дававший ему многие книги даже в келью, а другие вместе с ним рассматривавший и обсуждавший в библиотеке, как еще тогда он, Арсений, сличал разные списки церковных служб, находил в них многие неисправности и старался исправлять их по своему крайнему разумению, как по по велению архимандрита Дионисия переписывал книгу Канонник и сделал в ней посильные исправления и пр.

http://sedmitza.ru/lib/text/436104/

После начала швед. интервенции значительная часть региона (в т. ч. Новгород) была оккупирована швед. войсками. Кн. Одоевский оборонял Новгород от шведов, к-рыми командовал Я. Делагарди (оборона длилась с 8 по 17 июля 1611), однако был вынужден вместе с митр. Новгородским Исидором сдать город и подписать договор с Делагарди. В результате в Новгороде сформировалось т. н. правительство Делагарди - Одоевского, действовавшее до 1616 г. Реальная власть в Новгородской земле оказалась в руках швед. военачальников Делагарди (1611-1614, 1615-1617) и Э. Горна (1614-1615). За кн. Одоевским сохранились гл. обр. дипломатические и представительские функции, он также занимался раздачей поместий новгородским детям боярским и проверял правильность сбора налогов в оккупированных шведами землях, в т. ч. в городах. По инициативе кн. Одоевского в нач. 1615 г. в Москву было отправлено посольство во главе с архимандритом Хутынского монастыря Киприаном (в него вошли также Я. М. Боборыкин и М. Л. Муравьёв), благодаря к-рому начались переговоры, приведшие к заключению Столбовского мира 1617 г. По нему часть оккупированных территорий с Новгородом, Ст. Руссой и др. были возвращены Русскому гос-ву. Последствия ущерба от интервенции были преодолены только через неск. десятилетий. В 1699-1703 гг. из жителей региона были сформированы солдатские полки, участвовавшие в боевых действиях против Швеции. В период Северной войны 1700-1721 гг. земли Водской и Шелонской пятин, находившиеся в составе Швеции, были возвращены Новгородской земле. В 1708 г. все пятины Новгородской земли вошли в состав Ингерманландской (с 1710 С.-Петербургская) губ., в 1719 г. в рамках губернии образована Новгородская провинция, к которой приписаны Новгород, Нов. Ладога, Порхов, Ст. Ладога, Ст. Русса. По указу имп. Екатерины I от 29 апр. 1727 г. была образована Новгородская губ. с центром в Новгороде, в состав к-рой вошли земли не только совр. Н. о., но и современных Тверской, Ленинградской, Псковской, Вологодской областей. Губерния включила 5 провинций С.-Петербургской губ.: Новгородскую (уезды Новгородский, Староладожский, Старорусский; города Нов. Ладога и Порхов), Псковскую (уезды Гдовский, Заволочский (Пусторжевский), Изборский, Опочецкий, Островский, Псковский; пригороды Велье, Володимер, Врев, Выбор, Вышгород, Дубков, Красный, Воронеч), Великолукскую (уезды Великолукский, Торопецкий), Тверскую (уезды Зубцовский, Новоторжский, Ржевский, Старицкий, Тверской), Белозерскую (уезды Белозерский, Каргопольский, Устюженский, Чарондский). 18 окт. 1727 г. к Новгородской губ. приписали г. Олонец и Олонецкий у.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Сщмч. Ермоген среди избранных святых. Икона. 10-е гг. ХХ в. (частное собрание) Е. как исповедника началось при его жизни. В грамоте Первого ополчения от апр. 1611 г. патриарх назван «новым исповедником», «вторым великим Златоустом», «истины обличителем» (СГГД. Ч. 2. 251). О Е. как о «твердом адаманте и непоколебимом столпе» писал в грамоте прп. Дионисий (Зобниновский) в июне 1611 г. (ААЭ. Т. 2. 190). В тех же и схожих выражениях Е. характеризуется в «Новой повести о преславном Российском царстве», созданной в кон. дек. 1610 или в февр.-марте 1611 г. (БЛДР. Т. 14. С. 158, 160, 162, 166, 168). Самый неблагоприятный среди рус. источников отзыв о Е. содержится в Хронографе 1617 г. (по мнению Кедрова, автором части Хронографа 1617 г., в к-рой говорится о Е., был протопоп Благовещенского собора Терентий, автор посланий Лжедмитрию I и патриарху Игнатию, а также «Повести о видении некоему мужу духовну», лишенный Е. своей должности и получивший ее обратно в нояб. 1610 по указу кор. Сигизмунда III). В этом сочинении о патриархе сообщается, что он был «нравом груб и бывающим в запрещениях косен к разрешениям», «к злым же и благим не быстро распрозрителен», «ко лстивым паче и лукавым прилежа и слуховерствователен бысть». В Хронографе 1617 г. упоминается о неприязни Е. к царю Василию Шуйскому, что кажется невероятным при сопоставлении этого сообщения с многочисленными свидетельствами поддержки, к-рую Е. неизменно оказывал царю Василию, с высокой оценкой патриархом Шуйского, отразившейся в грамотах, к-рые были написаны не только тогда, когда последний был царем, но и после его свержения. Современники не доверяли сведениям Хронографа 1617 г. о патриархе-мученике. П. Г. Васенко обнаружил в одном из списков Степенной книги (ркп. датируется 20-30-ми гг. XVII в.) текст с заголовком «О Ермогене патриархе. Се списание малое некто от мятежник написа, хулу и ложь сказуя в истории сей о нем... Во многих се неправое писание распростреся, но несть истине». Текст является возражением на характеристику, данную Е. в Хронографе 1617; по мнению Васенко, автор хорошо знал патриарха или писал со слов людей, знавших Первосвятителя. Книжник высоко оценивает душевные и духовные качества патриарха, как главные добродетели отмечает милосердие к страждущим, к-рых было немало в Смутное время, строгость к себе и к пастве: «Бе же ему и обычай, яко прикрут в словесех и в возрениих, но в делех и в милостех ко всем един нрав благосерд имея, и питая всех на трапезе своей часто, и доброхотный злодея своя, добре изобилуя пищею и питием, и неоскудно им подаваше многу милостыню, и нищим и ратным людем и одежда и обуви многим ограбленным, творя по вся часы, и на раны им и на исцеление много злата и сребра». Патриарх часто звал к себе на обед «некоих бо от неосвещенных, иже заутра лающих его» и оставался глух «противу лаяния их» ( Васенко. 1901. С. 138-145).

http://pravenc.ru/text/190175.html

На Московском Соборе 1589 г. архиеп. Александр рассматривался в качестве одного из кандидатов на Московский Патриарший престол. В результате предпринятой Собором реформы церковного управления Новгородская и Псковская архиепископия становилась митрополией Новгорода, Вел. Лук и всего Поморья с соответствующим изменением титулатуры архиерея. Из состава новой митрополии выделялась епископия Псковская и Изборская, территорию которой составили Псковский, Островский, Опочецкий, Пусторжевский и Гдовский уезды. В кон. XVI в. в Новгородской и Великолуцкой епархии наблюдалось укрепление церковного землевладения. В результате переписи и реорганизации земельных владений, проведенных по инициативе бывш. чудовского архимандрита митр. Варлаама, избранного в 1592 г. на кафедру царем Феодором Иоанновичем, доходы епархии, разоренной в предшествующие годы, в 90-х гг. XVI в. значительно возросли. В апреле-июле 1592 г., вскоре после своего поставления, митр. Варлаам выдал церквам и мон-рям своей епархии 9 тарханных грамот и одну льготную. Царь Борис Феодорович Годунов в 1598 г. выдал митр. Варлааму грамоту с подтверждением прежних пожалований Новгородской епархии. М. В. Печников Новгородская епархия в XVII в. В нач. XVII в. епархию затронули события Смутного времени. В июле 1611 г. Новгород был захвачен шведами, мн. церкви и мон-ри были разорены и разрушены. Митр. Исидор был вынужден пойти на сотрудничество с командующими швед. оккупационным корпусом Я. Делагарди (1611-1614, 1615-1617) и Э. Горном (1614-1615), в руках к-рых оказалась реальная власть в Новгороде и на Новгородской земле. Мн. статьи содержания швед. войск покрывались из архиерейской домовой казны. В 1611-1613 гг. Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь стал центром обороны Поморья от шведских, польско-литовских войск, казаков и отрядов из Тушинского лагеря. В 1612-1614 гг. польско-литов. отрядами были разграблены и разорены Александров Свирский в честь Святой Троицы мужской монастырь , Корельский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь , осаду швед. войск выдержал тихвинский Большой в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . В 1613 г. ввиду швед. оккупации Новгорода города Вага (Шенкурск) и Каргополь с уездами, а также Двинская земля были переданы в управление Вологодского архиепископа. По инициативе сохранившего должность 1-го воеводы Новгорода кн. И. Н. Одоевского Большого Мнихи в нач. 1615 г. в Москву было отправлено посольство во главе с архимандритом Хутынского мон-ря Киприаном (в него вошли также Я. М. Боборыкин и М. Л. Муравьёв), деятельность к-рого стала отправной точкой переговоров, приведших к заключению 27 февр. 1617 г. Столбовского мира. Отторгнутые по нему от Русского гос-ва города Ям, Корела, Копорье, Ивангород, Орешек в церковном отношении остались в подчинении Новгородской епархии (ААЭ. Т. 3. 108. С. 147-149; Покровский. 1897. С. 86).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

139 Василий Иванович Шуйский (1552–1612), русский Царь с 1606 по 1610 г.; после свержения Лжедмитрия I был возведен на престол. 17 июля 1610 г. Василий Шуйский был свергнут и насильственно пострижен в монахи, после чего власть в Москве перешла к группе бояр во главе с Ф. И. Мстиславским. Умер в польском плену. 140 Имеется в виду Арсений, Архиепископ Елассонский, грек, прибывший в Москву в 1591 г. вместе с терновским митрополитом Дионисием и оставшийся в русской столице. В 1607–1613 гг. – Архиепископ при московском Архангельском соборе, затем Архиепископ Тверской и Кашинский (1613–1617), впоследствии – Архиепископ Суздальский и Тарусский (1617–1626). 141 Глава 68 соответствует главе 75 «Сказания» Авраамия Палицына, называемой «Чудо Преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца о исцелевшем немом». 142 1618/19 г. – осада Лавры войском Владислава. В 1617 г. королевич Владислав, не оставлявший надежды получить русский трон, вместе с гетманом Ходкевичем вторгся в русские земли. 24 сентября Чаплинский, командовавший бывшим отрядом Лисовского, подошел к Троице-Сергиеву монастырю, но вступившие в бой посадские крестьяне отбросили его от стен монастыря. В сентябре 1618 г. поляки подошли к Москве, но были отбиты у Арбатских ворот князем Пожарским. Отступая от Москвы, войска Владислава снова остановились недалеко от Лавры, но уже не предпринимали против монастыря активных действий. В декабре 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с Польшей сроком на 14 с половиной лет. 143 Глава 69 соответствует главе 54 «Сказания» Авраамия Палицына – «О гладе велицем во осад, бывший на Москве, и о житопродавцех, и о умножении потреб на Троицком подвории, в Богоявленском монастыре, молитвами Преп. отца Сергия и Никона». 144 Патриарх Московский Гермоген, сщмч., поставлен в Патриархи 3 июня 1606 г. из митрополита Казанского. Известен своими патриотическими грамотами, в которых он призывал русский народ подниматься на борьбу с поляками и твердо держаться Православия. 1 мая 1611 г. заточен поляками в Чудов монастырь, замучен голодом и скончался 17 февраля 1612 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Быстро начала воссозидаться обитель, благодаря усердию строителей старицы Акилины и царской милости. Каменная Успенская церковь не совершенно была разрушена шведами, а только подверглась разграблению и потерпела частные повреждения. Так думать побуждает чрезвычайно быстрое обновление церкви. В два-три года, (после разорения монастыря с 1611 года до 1617 года), воссоздать и приготовить к освящению совершенно разрушенную каменную церковь , особенно при скудных средствах монахинь в то время, едва ли было бы возможно. Во всяком случае, в 1617 году Успенская церковь возобновлена после большего или меньшего запустения и освящена игуменом Николаевского Медведицкого монастыря Феодоритом. Об этом событии свидетельствует древняя надпись, найденная при разорении в 1798 году ветхого престола Успенской церкви. В надписи говорится: ??тися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, храм Прес148 Владычицы Успения, на память св. мученика Иустина философа , июня ?? при благоверном царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея Руси и пастве великого господина преосвященного Исидора, митрополита великого Новгорода и великих Лук, в лето от созидания мира 7125 (1617) посетил храм Николая Чудотворца Медведицкого монастыря игумен Феодорит, а с ним тоя обители дьякон Леонид и прочие священницы. А списана надпись из приобретенной при разобрании ветхого престола в 1798 года апреля в 25 день». В чем состояло дальнейшее возобновление монастыря в это время? Какие в нем были другие здания, кроме Успенской церкви? Были эти здания каменные или деревянные? – неизвестно. В описи 1628 года говорится только, что в то время в монастыре была церковь во имя Успения Божией Матери каменная, 158 но о других монастырских зданиях сведений не сообщается. Вероятно, за исключением Успенской церкви, в монастыре до воссоздания и после воссоздания его в первой четверти XVII века, все строения были деревянные. В пользу этого предположения говорит то, что во все документах XVIII века, упоминающих о зданиях Успенского монастыря, каменной показывается только Успенская церковь , а все остальные здания значатся деревянными. Если бы несколько зданий, при возобновлении монастыря в начале XVII века, возведено было каменных, то не вероятно, что не осталось от них никакого следа к XVIII веку.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В Успенском монастыре имеются следующие хозяйственные документы: 1) План и межевая книга на землю, состоящую в самом монастыре и около него, межевания 1778 года, сентября 29 дня, землемером Степаном Шамшевым в количестве 4 десят. 2021 саж. 2) Две копии с планов (без подписей) на земли, состоящие в монастырских пустошах «Подол» и «Выдрино», находящихся в 23 верстах расстоянием от монастыря, в количестве в пустоши «Подол» тридцати двух десят. 205 кв. саж., в пустоши «Выдрино» – пятнадцати дес. 1652 кв. саж. 3) План и копия с межевой книги на землю, состоящую при монастырской кладбищенской Алексеевской церкви, находящейся в 55½ саж. от обители, в количестве 2 дес. 1761 кв. саж. 4) План и копия с полевого журнала на лесной участок, отведенный монастырю в 1844 г. из казенной Соловьевской дачи, находящейся в Ноладожском уезде, Песоцком Федоровском приходе в 10 верстах от монастыря. Участок состоит из 100 десятин. Летопись настоятельниц Полного списка настоятельниц, управлявших Успенским монастырем со времени основания его, мы не можем представить, по неимению для сего исторических данных. Хотя Успенский монастырь несомненно существовал задолго до 1617 года, – времени возобновления его после раззорения шведами в 1611 году; но до возсоздательницы монастыря в 1617 году старицы Акилины не сохранилось до нашего времени имени ни одной настоятельницы монастыря. Потому наш список настоятельниц Староладожского Успенского монастыря, по необходимости, должен начаться старицей Акилиной. С 1617 года упоминается настоятельница монастыря старица Анилина. Её старанием, благодаря щедротам царя Михаила Феодоровича и родителя его патриарха Филарета, Успенский монастырь был возобновлен после раззорения шведами, и обеспечен в своем существовании не только возвращением ему древних его вотчин, но и предоставлением ему некоторых угодий упраздненных в 1622 году женских монастырей: Ладожского Христорождественского и Ореховского Пречистенского. В 1628 году упоминается игумения Марфа с 25 сестрами. В 1648 году говорится об игумении Анисии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Правда, тут некоторое время существовала особая Корельская и Орешецкая епархия; но она скоро прикрылась; территория её, политически уступленная Швеции, в церковном отношении осталась за новгородским митрополитом. В конце XVI в. шведы уступили России старую русскую область Корелию с городами Ямом, Копорьем, Иван-городом и, наконец, в 1594 году Корелой (Кексгольмом), за которую они сначала просили денег 154 . Для Корелии в составе названных городов поскорости при Борисе Годунове назначен особый епископ. Из корельских епископов известен только один Сильвестр. В 1611 году он уже переведен в Вологду, а чрез два года в Псков 155 . Корелия долго была спорной областью между Россией и Швецией. В 1611 году шведы под предводительством Делагарди снова овладели всей Корельской областью 156 . Война продолжалась, но вместе с тем велись переговоры, которые закончились Столбовским перемирием в 1617 г. По Столбовскому договору за Россией остались Новгород, Старая Руса, Порхов, Гдов, Ладога и Сумерская волость; шведам отданы Иван-город, Копорье, Ян и Орешек с уездами. Р. Лануа назначена границей между Орешком и Ладогой 157 . В то время, как порвалась политическая связь Корелии с Россией и прикрыто было Корельское епископство, в уступленных областях с Московским государством осталась церковная и религиозная связь – православие и православная иерархия. Московское правительство старалось поддержать эту связь чрез новгородского митрополита. Патриарх Филарет письменно просил преемника Исидора м. Макария не оставлять православных областей, отошедших к Швеции (1617 г.) и Польше (1618 г.), и заведывать ими до нового присоединения, как своей духовной паствой 158 . О том же просил и царь. В 1619 г. м. Макарий по царскому указу разослал к православному духовенству и жителям в зарубежные области грамоты, составленные по образцу, присланному из Москвы. «Хотя вы теперь под державой другого владетеля, – писалось в грамотах от лица м. Макария, – но я не хочу вас отвергать, но более хочу присоединять. Как прежде вы были чада нашей паствы и сыны церкви, и теперь не отступайте....

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Н. П. м. играли существенную роль в гос. делах. В актах Московских соборов 1581 и 1589 гг. подпись архимандрита Н. П. м. стояла на 9-м месте. В грамоте об избрании на царство царя Бориса Годунова (1598) архим. Трифон подписался 10-м в числе проч. настоятелей мон-рей ( Добротворский. 2010. С. 41). В кон. 1608 г. архим. Иоиль отказался подчиниться самозванцу Лжедмитрию II и остался верен царю Василию Иоанновичу Шуйскому (АИ. Т. 2. С. 137. 107). Настоятель (1611-1616) архим. Феодосий ( 1617) активно влиял на деятельность органов управления Н. Новгородом в 1611-1612 гг., в сент. 1611 г. возглавлял делегацию, отправленную к кн. Д. М. Пожарскому с призывом возглавить Второе ополчение. Архим. Феодосий активно участвовал в избрании на царство 1-го государя из династии Романовых - Михаила Феодоровича (СГГД. Т. 1. С. 203; Т. 2. С. 281). Архим. Рафаил I в 1635 г. был послан патриархом Московским и всея Руси Иоасафом вместе с протоиереем Архангельского собора Иосифом в Оранки (Орано поле), в 50 верстах от Н. Новгорода, чтобы произвести «следствие» чудес, происходивших от Владимирской иконы Божией Матери . После тщательного расследования чудеса были признаны достоверными и записаны в специальную книгу для ее представления патриарху Иоасафу и царю Михаилу Феодоровичу. В Соборном уложении 1649 г. в лествице настоятелей мон-рей архимандрит Н. П. м. занимал 11-е место. В 1652 г. царь Алексей Михайлович позволил архим. Стефану и последующим настоятелям совершать богослужения (кроме архимандрических преимуществ), с рипидами, палицею и сулком, облачаться среди церкви на ковре и во время Божественной литургии «осеняти свещею, якоже достоит епископу». В 1656-1657 гг. настоятелем Н. П. м. был архим. Иларион , в 1657 г. хиротонисанный во епископа Рязанского, в 1658-1659 гг.- архим. Филарет , ставший в 1672 г. 1-м главой Нижегородской епархии, в 1664-1672 гг.- архим. Иосиф , занявший затем Коломенскую кафедру. По указу Сената в 1725 г. на погребение имп. Петра I был вызван в С.-Петербург архим.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010